Полихудожественные принципы обучения и воспитания отличаются от межпредметной связи уроков художественно-эстетического направления и подразумевает прослеживание образных, духовных связей слова, жеста, движения, звука, формы, цвета, пространства, - раскрывающее внутреннее родство разнообразных художественных проявлений. Данное взаимодействие искусств, включающее взаимосвязь искусств, а так же природных явлений будет являться многоуровневым.
Полихудожественность, как многоуровневое явление, заключается в полифоническом восприятии художественных образов, принципы обучения и воспитания выходят за рамки «одного искусства», что приводит к другому видению и передаче художественных образов средствами пластики, слова, движения, ритма, знака, символа, звука, цвета.
Важной особенностью полихудожественного подхода является то, что из объекта культурогенных процессов ученик становится субъектом, в то время, как раньше субъектом выступало окружающее ребенка профессиональное пространство, художественная среда, потребление чужого искусства и приобщение к нему Такие особенности поли-художественного подхода позволяют успешно привлекать и развивать его не только на предметах эстетического цикла, но и на занятиях по литературе, истории, биологии (Н.Д. Марисова, Ю.В. Орлова). Происходит активное внедрение полхудожественности в одно из новых направлений воспитания детей и подростков - музейную педагогику (А.Г. Бойко, Б.А. Столяров). Появляются попытки использования данного направления для развития математической культуры [1].
Исследователи и педагоги, занимающиеся изучением и разработкой концепций художественного образования, стремящиеся к реализации их в прак-
тике, столкнулись с неоднозначным пониманием сущности полихудожественного подхода. По их мнению в художественном обучении и воспитании детей требуется более углубленная разработка методик преподавания в области искусства, изменение процесса подготовки преподавателей, переосмысление учебного процесса в школе, разработка воспитательной системы.
Библиографический список
1. Бондарева Н.И. Развитие у школьников системных представлений о культуре поведения на основе полихудожественного подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2003.
2. Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования: Сборник научных трудов. - М.: Изд-во АПН СССР, 1983.
3. Савенкова Л.Г. Педагогические условия интегрированного освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2001.
4. Современный словарь иностранных слов. -СПб.: Дует, 1994. - 732 с.
5. Трудовая школа в свете истории и современности / под ред. М.М. Рубинштейна. - Л., 1925.
6. Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 848 с.
7. Юсов Б.П. Концепция лаборатории взаимодействия искусств Института художественного образования РАО 16.06.1998 г. (Рукопись).
8. Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания и развитие школьников. - Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - М, 1984.
9. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. - М.: Педагогика, 1989.
УДК 37
Большакова Татьяна Юрьевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Е.В. ЧЕСТНЯКОВА
В статье исследуются особенности духовно-практической деятельности, осуществляемой в учреждениях дополнительного образования детей, основанной на авторской интегративной практике Е.В. Честнякова.
Ключевые слова: авторская интегративная практика, духовно-практическая деятельность.
В нашей стране имеются давние традиции дова, А.В. Золотарева, В.И. Козловский, Б.В. Куп-
организации духовно-практической дея- риянов, О.Е. Лебедева, М.И. Рожков, И.И. Фриш-
тельности в учреждениях дополнитель- ман и др. ного образования детей. Исследованием различных К учреждениям дополнительного образования
проблем дополнительного образования детей и ас- детей относятся детские школы искусств, художе-
пектов духовно-практической деятельности зани- ственные, музыкальные школы, студии и другие
мались Е.С. Асылханова, Л.Н. Буйлова, Е.Б. Евла- аналогичные объединения. Содержательной осно-
8
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Большакова Т.Ю., 2013
вой жизнедеятельности перечисленных объединений выступает та или иная разновидность духовно-практической деятельности (музыка, театр, журналистика, танец, дизайн, живопись) [1].
Опираясь на точку зрения Б. В. Куприянова, мы можем рассматривать духовно-практическую деятельность в следующих качествах:
- как сферу общественной жизнедеятельности;
- как сферу жизнедеятельности отдельного человека;
- как сферу коллективной жизнедеятельности детско-подросткового объединения, воспитательной организации;
- как характеристику общественного способа существования человека, реализацию им своей активности в общественном бытии;
- как одну из областей организации социального опыта.
Ориентиром в определении духовно-практической деятельности как одной из сфер коллективной жизнедеятельности детско-подросткового объединения стало для нас положение о духовно-практической деятельности как активности человека, связанной с «созданием и (или) использованием духовных и социальных ценностей», сформулированное А.В. Мудриком [3, с. 134]. Опираясь на определение, данное А.В. Мудриком, мы понимаем духовно-практическую деятельность как активность школьника, направленную на пересоздание авторского, фольклорного, танцевального, устного и песенного творчества. Понимаемая таким образом духовно-практическая деятельность помогает решать самые разнообразные педагогические проблемы: от творческого переложения лучших образцов народного и авторского искусства в современном художественном творчестве школьника до его саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.
Решению перечисленных проблем способствует организация социального опыта школьников на основе интегративных авторских практик и, в частности, авторской интегративной практики Е.В. Честня-кова - художника, но не в узком смысле, а в широком понимании этого слова. В данном случае речь идет скорее об авторе художественной концепции, в которой ясно вырисовывается как общий план, так и детали авторского понимания целостности мира, возможности его одухотворения, художественнотворческого преображения, стремление к выражению духовной сущности человека и культуры.
Исследованием особенностей творчества Е.В. Честнякова занимались Н.С. Ганцовская, В.Я. Игнатьев, Г.Д. Неганова, М.А. Некрасова, В.И. Шапошников, С.В. Ямщиков и др. Анализ творчества Честнякова в воспитательном контексте показывает, что художник считал искусство главным фактором в формировании у детей представлений о целостности мира. Понимая, что син-
кретическое мышление, утрачиваемое человечеством в целом, сохраняется детской психологией, художник предпринимает попытку преодолеть пропасть между миром искусства и жизнью крестьянских детей, возродить у них утраченный интерес к традициям предков. Ефим Васильевич создает «деревенский театр» нового типа, в котором объединены в единый ансамбль различные изобразительные, зрелищные искусства, фольклор, народные обряды, обычаи, литература [1].
Сложность организации духовно-практической деятельности в традициях Е.В. Честнякова, неоднозначность ее результатов обусловлена тем, что ребенок воспитывается целостно, в общем жизненном потоке отношений, в то время как учебно-воспитательная работа в детских школах искусств, художественных школах, студиях чаще имеет досуговую или профессиональную направленность и акцентируется на отдельных специализированных разновидностях духовно-практической деятельности.
Тем не менее, попытки использовать в духовнопрактической деятельности школьников авторскую интегративную практику, объединив разнообразные виды искусства в новое целое на основе синтеза музыки, танца, театра, литературы, изобразительного искусства Е.В. Честнякова, предпринимаются в настоящее время. Пример тому, деятельность культурно-просветительского центра имени Е.В. Чест-някова (структурное подразделение МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Ровесник») г. Костромы, детские творческие коллективы из г. Кологрива Костромской области (детский сад «Ромашка» и «Деревенские забавы» с. Илешево). Осмысление педагогического опыта работы педагогов воспитательных объединений Л.Н. Гладких, Т. Л. Голубевой,
Н. Завьяловой и др. позволило нам выявить механизм интеграции разновидностей духовно-практической деятельности, использования интегративных авторских практик в духовно-практической деятельности и ее использования в качестве эффективного средства социального воспитания. Анализируя опыт работы данных объединений, мы пришли к следующим выводам: использование интегративных авторских практик способствует созданию в восприятии ребенка целостного образа мира в его материальном и духовном единстве; влияет на становление личности как субъекта социальных отношений и культурного преобразования.
В 1999 году начал свою работу театр глиняной игрушки «Ефимов ключик», созданный нами в МУК «Детская школа искусств» г. Кологрива Костромской области. Основными средствами воспитательной работы являлись коллективная и индивидуальная духовно-практическая деятельность, игры. Творческие праздники. Духовно-практическую деятельность в данном объединении отличают следующие особенности:
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2
9
- художественно-эстетическая направленность и наличие авторской интегративной практики, обусловленной поликультурностью содержания и включающей авторское прочтение народной культуры, классическое и современное искусство;
- четкая ограниченность временными рамками (учебный год) и работой над определенным совместным художественным проектом (спектаклем);
- дифференцированный подбор теоретического и практического материала с учетом разного (младшего, среднего и старшего) возраста школьников и с опорой на реальный опыт ребенка, его потребности и возможности;
- игровая форма работы с материалом;
- специфический режим способов предъявления разновидностей духовно-практической деятельности - сочетание и чередование повседневности (обучение) и событийности (гастроли, выступления, премьеры спектаклей).
Особенности духовно-практической деятельности отражает ряд учебных дисциплин, преподавание которых является, на наш взгляд, необходимым в процессе обучения:
1) Изобразительное творчество (рисунок, лепка);
2) Основы театрального искусства (азы сценического движения, сценической речи, занятия вокалом);
3) Основы культурологии (в частности изучение закономерностей развития народных промыслов и ремесел; поиск общего и особенного в изделиях различных промыслов, выявление смыслов русской игрушки как одной из ценностей русской культуры и ее особенностей).
При этом доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним - изобразительное творчество школьников, основанное на лучших образцах народной культуры и «авторского» творчества. Феномен авторства (от лат. аиСог - создатель чего-либо) в данной ситуации выступает как неповторимость творческой инициативы, индивидуальных усилий и стиля создателя (творца) культурных ценностей. Соглашаясь с Б.В. Куприяновым, мы выделили два типа авторства на основе его различной предметности: 1) авторство педагога, проявляемое в создании авторских мероприятий, методических разработок, авторских программ, авторской системы работы и т.д.; 2) авторство школьника, проявляемое в поступках, творчестве, собственной жизни [2].
Работа над каждым спектаклем ведется в течение учебного года. Дети проходят все этапы подготовки по тому или иному виду искусства. Детские рисунки, глиняные фигурки, роспись и резьба по дереву становятся конкретными зрительными образами, участвующими в создании целостного действа - спектакля. Тема спектакля мотивирует детей на изучение истории создания глиняной игрушки (дымковской, филимоновской, петровской, аба-
шевской и др.), народного художественного творчества, фольклора многонациональной России и других стран. Школьники проводят сбор краеведческого материала, что позволяет осуществлять осмысленное включение личного опыта общения школьника с природой и людьми в канву творческой деятельности (в том числе в деятельность ознакомления с искусством) - на основе эмоционально-ценностного отношения.
Воспитание у школьника эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру основывается на развитии способности к передаче этого отношения средствами искусства, обучении «ремеслу», «грамоте» искусства (способам, приемам лепки и росписи игрушек, технике изобразительного творчества, актерского мастерства). Дети могут попробовать себя в роли авторов - сценаристов, актеров, театральных художников, скульпторов. Юные актеры в ходе репетиций озвучивают созданных ими героев. В результате индивидуальных и коллективных усилий создается театрализованное действо, в котором синтезированы различные виды искусства: живопись, скульптура, художественное слово, музыка, танец. Показывая спектакль зрительской аудитории, школьники демонстрируют результаты овладения актерским мастерством, сценической речью, танцами, сценическим движением, мастерством художника-декоратора, скульптора. Поездки на гастроли, участие и победы в конкурсах и фестивалях детского творчества приносят признание широкого круга почитателей творчества Е.В. Честнякова и театрального искусства. В 2002 году театру было присвоено почетное звание «Народный театр».
Наш многолетний опыт организации художественных интегративных практик школьников в синкретичной форме (театральное искусство, живопись, скульптура, литература, музыка) позволяет сделать следующие выводы о результативности и позитивной эффективности их использования:
- совершая пробы в различных видах художественной деятельности, выступая в роли «художника», «скульптора», «актера», «сценариста», «режиссера» и др., школьник занимается духовнопрактической деятельностью на новом качественном уровне;
- действуя в творческом сообществе, выполняющем единый творческий проект, школьники находят «свое место» в художественном коллективе, осваивают приемы взаимодействия с людьми в ходе общей творческой деятельности;
- апробируя возможности применения узкоспециальных и общехудожественных знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения тому или иному виду деятельности, школьники осваивают не только теоретические знания и практические сведения, которые выступают предметом учебных работ, но и учатся самостоятельно творить;
10
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
- на каждой возрастной ступени художественная деятельность школьников становится все более самостоятельной, свободной, творческой, отличается оригинальностью, критерием результативности является индивидуальность «почерка» каждого «автора».
- использование интегративных авторских практик способствует созданию в восприятии ребенка образа мира в его материальном и духовном единстве, развивает способности к эмоционально-эстетической отзывчивости на прекрасное (и безобразное) в жизни и в искусстве, влияет на становление личности как субъекта социальных отношений и культурного преобразования.
Библиографический список
1. Игнатьев В.Я. Ефим Васильевич Честня-ков. - М.: Изд-во «Теза», 1995. - 127 с.
2. Куприянов Б.В. Авторские лагеря Костромской области: прогноз пессимистический // Народное образование. - 2008. - № 3. - С. 64-69.
3. Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей. - Кострома: КОИРО, 2009. - 424 с.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005. - 200 с.
5. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; под ред. А.В. Мудрика. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
УДК 371.321.6
Киселева Маргарита Петровна
Смоленский государственный университет festsmol@mail. ru
WEB 2.0: ИНТЕРАКТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО ВИДЕОРЯДА СЕРВИСОМ DIPITY
Автором рассматривается вопрос о возможности использования сетевых сервисов для создания хронологических лент. В статье обсуждается специфика сервиса Dipity, методика использования его в учебном процессе. Ключевые слова: онлайн сервисы, лента времени, сервис Dipity, веб 2.0.
Тема информатизации учебного процесса, во главе которого стоит учитель, достаточно актуальна. Так в одном из последних выпусков журнала отмечалось, что «к учителю сегодняшнего дня уже предъявляются требования, связанные не только с уровнем его подготовки в предметной области, но владением компьютером и компьютерной грамотностью» [1, с. 21].
К сожалению, как показывает многолетний опыт автора, темпы овладения педагогами информационными технологиями отстают от темпов развития самих технологий. Иногда, педагоги чрезмерно увлекаются слайдами, перегруженными текстом, анимацией, забывая о том, что перегруженный видеоряд может оказать негативное воздействие на процесс восприятия, но при этом считают, что в области овладения ИКТ компетенций преуспели.
Существенное влияние на ИКТ компетенции педагога могут оказать группы сервисов, основанные на активном участии пользователей в формировании контента. Эти сервисы составляют основу современной концепции развития сети Интернет, которая получила название Web 2.0. Цель данной статьи познакомить читателя с возможностями одного из таких сервисов, с методикой использования его в учебном процессе.
Желание человека как можно быстрее получить и усвоить нужную ему информацию вполне понятно, и использование визуально оформленной информа-
ции (схем, графиков, диаграмм и т.д.) является одним из способов удовлетворения этой потребности.
В педагогике уже достаточно давно пользуются различными приемами формализации, визуального отображения данных, содержащих небольшую по объему, но значимую и правильно оформленную информацию [2].
В педагогической практике учителей при изложении исторического материала, а элементы такого материала характерны для любого предмета (биографии ученых и писателей, история изобретений, исторические события и т.д.), возникает необходимость его иллюстрации в хронологической последовательности. Возможности современных технологий для наглядного представления информации в хронологическом порядке существуют разные: презентации, инфографика, видеоролики. Однако использование сервисов Веб 2.0 для этой цели обладает рядом достоинств: ленты времени можно сопровождать не только текстовыми комментариями, но и встроенными фотографиями, видеороликами (например, с YouTube), можно встроить на страницу сайта или блога. Среди таких сервисов: TimeRime, Timetoast, Timeline, Dipity. Из всего представленного многообразия инструментов и сервисов каждый преподаватель может выбрать удобные и нужные для себя и учащихся.
В настоящее время в сети в свободном доступе находятся подробные инструкции, презентации по
© Киселева М.П., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
11