Научная статья на тему 'Особенности духовно-практической деятельности школьников на основе авторской интегративной художественной практики Е. В. Честнякова'

Особенности духовно-практической деятельности школьников на основе авторской интегративной художественной практики Е. В. Честнякова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРАКТИКА / ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большакова Татьяна Юрьевна

В статье исследуются особенности духовно-практической деятельности, осуществляемой в учреждениях дополнительного образования детей, основанной на авторской интегративной практике Е.В. Честнякова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Большакова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of spiritual-practical activities of schoolchildren on the basis of artistic practice of Yefim Chestnyakov

The article considers the peculiarities of spiritualpractical activities in the institutions of additional education of children, on the basis of practice of Yefim Chestnyakov. The article will be useful for teachers of supplementary education and for the wide circle of readers.

Текст научной работы на тему «Особенности духовно-практической деятельности школьников на основе авторской интегративной художественной практики Е. В. Честнякова»

Полихудожественные принципы обучения и воспитания отличаются от межпредметной связи уроков художественно-эстетического направления и подразумевает прослеживание образных, духовных связей слова, жеста, движения, звука, формы, цвета, пространства, - раскрывающее внутреннее родство разнообразных художественных проявлений. Данное взаимодействие искусств, включающее взаимосвязь искусств, а так же природных явлений будет являться многоуровневым.

Полихудожественность, как многоуровневое явление, заключается в полифоническом восприятии художественных образов, принципы обучения и воспитания выходят за рамки «одного искусства», что приводит к другому видению и передаче художественных образов средствами пластики, слова, движения, ритма, знака, символа, звука, цвета.

Важной особенностью полихудожественного подхода является то, что из объекта культурогенных процессов ученик становится субъектом, в то время, как раньше субъектом выступало окружающее ребенка профессиональное пространство, художественная среда, потребление чужого искусства и приобщение к нему Такие особенности поли-художественного подхода позволяют успешно привлекать и развивать его не только на предметах эстетического цикла, но и на занятиях по литературе, истории, биологии (Н.Д. Марисова, Ю.В. Орлова). Происходит активное внедрение полхудожественности в одно из новых направлений воспитания детей и подростков - музейную педагогику (А.Г. Бойко, Б.А. Столяров). Появляются попытки использования данного направления для развития математической культуры [1].

Исследователи и педагоги, занимающиеся изучением и разработкой концепций художественного образования, стремящиеся к реализации их в прак-

тике, столкнулись с неоднозначным пониманием сущности полихудожественного подхода. По их мнению в художественном обучении и воспитании детей требуется более углубленная разработка методик преподавания в области искусства, изменение процесса подготовки преподавателей, переосмысление учебного процесса в школе, разработка воспитательной системы.

Библиографический список

1. Бондарева Н.И. Развитие у школьников системных представлений о культуре поведения на основе полихудожественного подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2003.

2. Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования: Сборник научных трудов. - М.: Изд-во АПН СССР, 1983.

3. Савенкова Л.Г. Педагогические условия интегрированного освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2001.

4. Современный словарь иностранных слов. -СПб.: Дует, 1994. - 732 с.

5. Трудовая школа в свете истории и современности / под ред. М.М. Рубинштейна. - Л., 1925.

6. Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 848 с.

7. Юсов Б.П. Концепция лаборатории взаимодействия искусств Института художественного образования РАО 16.06.1998 г. (Рукопись).

8. Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания и развитие школьников. - Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - М, 1984.

9. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. - М.: Педагогика, 1989.

УДК 37

Большакова Татьяна Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Е.В. ЧЕСТНЯКОВА

В статье исследуются особенности духовно-практической деятельности, осуществляемой в учреждениях дополнительного образования детей, основанной на авторской интегративной практике Е.В. Честнякова.

Ключевые слова: авторская интегративная практика, духовно-практическая деятельность.

В нашей стране имеются давние традиции дова, А.В. Золотарева, В.И. Козловский, Б.В. Куп-

организации духовно-практической дея- риянов, О.Е. Лебедева, М.И. Рожков, И.И. Фриш-

тельности в учреждениях дополнитель- ман и др. ного образования детей. Исследованием различных К учреждениям дополнительного образования

проблем дополнительного образования детей и ас- детей относятся детские школы искусств, художе-

пектов духовно-практической деятельности зани- ственные, музыкальные школы, студии и другие

мались Е.С. Асылханова, Л.Н. Буйлова, Е.Б. Евла- аналогичные объединения. Содержательной осно-

8

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Большакова Т.Ю., 2013

вой жизнедеятельности перечисленных объединений выступает та или иная разновидность духовно-практической деятельности (музыка, театр, журналистика, танец, дизайн, живопись) [1].

Опираясь на точку зрения Б. В. Куприянова, мы можем рассматривать духовно-практическую деятельность в следующих качествах:

- как сферу общественной жизнедеятельности;

- как сферу жизнедеятельности отдельного человека;

- как сферу коллективной жизнедеятельности детско-подросткового объединения, воспитательной организации;

- как характеристику общественного способа существования человека, реализацию им своей активности в общественном бытии;

- как одну из областей организации социального опыта.

Ориентиром в определении духовно-практической деятельности как одной из сфер коллективной жизнедеятельности детско-подросткового объединения стало для нас положение о духовно-практической деятельности как активности человека, связанной с «созданием и (или) использованием духовных и социальных ценностей», сформулированное А.В. Мудриком [3, с. 134]. Опираясь на определение, данное А.В. Мудриком, мы понимаем духовно-практическую деятельность как активность школьника, направленную на пересоздание авторского, фольклорного, танцевального, устного и песенного творчества. Понимаемая таким образом духовно-практическая деятельность помогает решать самые разнообразные педагогические проблемы: от творческого переложения лучших образцов народного и авторского искусства в современном художественном творчестве школьника до его саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Решению перечисленных проблем способствует организация социального опыта школьников на основе интегративных авторских практик и, в частности, авторской интегративной практики Е.В. Честня-кова - художника, но не в узком смысле, а в широком понимании этого слова. В данном случае речь идет скорее об авторе художественной концепции, в которой ясно вырисовывается как общий план, так и детали авторского понимания целостности мира, возможности его одухотворения, художественнотворческого преображения, стремление к выражению духовной сущности человека и культуры.

Исследованием особенностей творчества Е.В. Честнякова занимались Н.С. Ганцовская, В.Я. Игнатьев, Г.Д. Неганова, М.А. Некрасова, В.И. Шапошников, С.В. Ямщиков и др. Анализ творчества Честнякова в воспитательном контексте показывает, что художник считал искусство главным фактором в формировании у детей представлений о целостности мира. Понимая, что син-

кретическое мышление, утрачиваемое человечеством в целом, сохраняется детской психологией, художник предпринимает попытку преодолеть пропасть между миром искусства и жизнью крестьянских детей, возродить у них утраченный интерес к традициям предков. Ефим Васильевич создает «деревенский театр» нового типа, в котором объединены в единый ансамбль различные изобразительные, зрелищные искусства, фольклор, народные обряды, обычаи, литература [1].

Сложность организации духовно-практической деятельности в традициях Е.В. Честнякова, неоднозначность ее результатов обусловлена тем, что ребенок воспитывается целостно, в общем жизненном потоке отношений, в то время как учебно-воспитательная работа в детских школах искусств, художественных школах, студиях чаще имеет досуговую или профессиональную направленность и акцентируется на отдельных специализированных разновидностях духовно-практической деятельности.

Тем не менее, попытки использовать в духовнопрактической деятельности школьников авторскую интегративную практику, объединив разнообразные виды искусства в новое целое на основе синтеза музыки, танца, театра, литературы, изобразительного искусства Е.В. Честнякова, предпринимаются в настоящее время. Пример тому, деятельность культурно-просветительского центра имени Е.В. Чест-някова (структурное подразделение МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Ровесник») г. Костромы, детские творческие коллективы из г. Кологрива Костромской области (детский сад «Ромашка» и «Деревенские забавы» с. Илешево). Осмысление педагогического опыта работы педагогов воспитательных объединений Л.Н. Гладких, Т. Л. Голубевой,

Н. Завьяловой и др. позволило нам выявить механизм интеграции разновидностей духовно-практической деятельности, использования интегративных авторских практик в духовно-практической деятельности и ее использования в качестве эффективного средства социального воспитания. Анализируя опыт работы данных объединений, мы пришли к следующим выводам: использование интегративных авторских практик способствует созданию в восприятии ребенка целостного образа мира в его материальном и духовном единстве; влияет на становление личности как субъекта социальных отношений и культурного преобразования.

В 1999 году начал свою работу театр глиняной игрушки «Ефимов ключик», созданный нами в МУК «Детская школа искусств» г. Кологрива Костромской области. Основными средствами воспитательной работы являлись коллективная и индивидуальная духовно-практическая деятельность, игры. Творческие праздники. Духовно-практическую деятельность в данном объединении отличают следующие особенности:

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2

9

- художественно-эстетическая направленность и наличие авторской интегративной практики, обусловленной поликультурностью содержания и включающей авторское прочтение народной культуры, классическое и современное искусство;

- четкая ограниченность временными рамками (учебный год) и работой над определенным совместным художественным проектом (спектаклем);

- дифференцированный подбор теоретического и практического материала с учетом разного (младшего, среднего и старшего) возраста школьников и с опорой на реальный опыт ребенка, его потребности и возможности;

- игровая форма работы с материалом;

- специфический режим способов предъявления разновидностей духовно-практической деятельности - сочетание и чередование повседневности (обучение) и событийности (гастроли, выступления, премьеры спектаклей).

Особенности духовно-практической деятельности отражает ряд учебных дисциплин, преподавание которых является, на наш взгляд, необходимым в процессе обучения:

1) Изобразительное творчество (рисунок, лепка);

2) Основы театрального искусства (азы сценического движения, сценической речи, занятия вокалом);

3) Основы культурологии (в частности изучение закономерностей развития народных промыслов и ремесел; поиск общего и особенного в изделиях различных промыслов, выявление смыслов русской игрушки как одной из ценностей русской культуры и ее особенностей).

При этом доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним - изобразительное творчество школьников, основанное на лучших образцах народной культуры и «авторского» творчества. Феномен авторства (от лат. аиСог - создатель чего-либо) в данной ситуации выступает как неповторимость творческой инициативы, индивидуальных усилий и стиля создателя (творца) культурных ценностей. Соглашаясь с Б.В. Куприяновым, мы выделили два типа авторства на основе его различной предметности: 1) авторство педагога, проявляемое в создании авторских мероприятий, методических разработок, авторских программ, авторской системы работы и т.д.; 2) авторство школьника, проявляемое в поступках, творчестве, собственной жизни [2].

Работа над каждым спектаклем ведется в течение учебного года. Дети проходят все этапы подготовки по тому или иному виду искусства. Детские рисунки, глиняные фигурки, роспись и резьба по дереву становятся конкретными зрительными образами, участвующими в создании целостного действа - спектакля. Тема спектакля мотивирует детей на изучение истории создания глиняной игрушки (дымковской, филимоновской, петровской, аба-

шевской и др.), народного художественного творчества, фольклора многонациональной России и других стран. Школьники проводят сбор краеведческого материала, что позволяет осуществлять осмысленное включение личного опыта общения школьника с природой и людьми в канву творческой деятельности (в том числе в деятельность ознакомления с искусством) - на основе эмоционально-ценностного отношения.

Воспитание у школьника эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру основывается на развитии способности к передаче этого отношения средствами искусства, обучении «ремеслу», «грамоте» искусства (способам, приемам лепки и росписи игрушек, технике изобразительного творчества, актерского мастерства). Дети могут попробовать себя в роли авторов - сценаристов, актеров, театральных художников, скульпторов. Юные актеры в ходе репетиций озвучивают созданных ими героев. В результате индивидуальных и коллективных усилий создается театрализованное действо, в котором синтезированы различные виды искусства: живопись, скульптура, художественное слово, музыка, танец. Показывая спектакль зрительской аудитории, школьники демонстрируют результаты овладения актерским мастерством, сценической речью, танцами, сценическим движением, мастерством художника-декоратора, скульптора. Поездки на гастроли, участие и победы в конкурсах и фестивалях детского творчества приносят признание широкого круга почитателей творчества Е.В. Честнякова и театрального искусства. В 2002 году театру было присвоено почетное звание «Народный театр».

Наш многолетний опыт организации художественных интегративных практик школьников в синкретичной форме (театральное искусство, живопись, скульптура, литература, музыка) позволяет сделать следующие выводы о результативности и позитивной эффективности их использования:

- совершая пробы в различных видах художественной деятельности, выступая в роли «художника», «скульптора», «актера», «сценариста», «режиссера» и др., школьник занимается духовнопрактической деятельностью на новом качественном уровне;

- действуя в творческом сообществе, выполняющем единый творческий проект, школьники находят «свое место» в художественном коллективе, осваивают приемы взаимодействия с людьми в ходе общей творческой деятельности;

- апробируя возможности применения узкоспециальных и общехудожественных знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения тому или иному виду деятельности, школьники осваивают не только теоретические знания и практические сведения, которые выступают предметом учебных работ, но и учатся самостоятельно творить;

10

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

- на каждой возрастной ступени художественная деятельность школьников становится все более самостоятельной, свободной, творческой, отличается оригинальностью, критерием результативности является индивидуальность «почерка» каждого «автора».

- использование интегративных авторских практик способствует созданию в восприятии ребенка образа мира в его материальном и духовном единстве, развивает способности к эмоционально-эстетической отзывчивости на прекрасное (и безобразное) в жизни и в искусстве, влияет на становление личности как субъекта социальных отношений и культурного преобразования.

Библиографический список

1. Игнатьев В.Я. Ефим Васильевич Честня-ков. - М.: Изд-во «Теза», 1995. - 127 с.

2. Куприянов Б.В. Авторские лагеря Костромской области: прогноз пессимистический // Народное образование. - 2008. - № 3. - С. 64-69.

3. Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей. - Кострома: КОИРО, 2009. - 424 с.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005. - 200 с.

5. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; под ред. А.В. Мудрика. - М.: Академия, 2004. - 240 с.

УДК 371.321.6

Киселева Маргарита Петровна

Смоленский государственный университет festsmol@mail. ru

WEB 2.0: ИНТЕРАКТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО ВИДЕОРЯДА СЕРВИСОМ DIPITY

Автором рассматривается вопрос о возможности использования сетевых сервисов для создания хронологических лент. В статье обсуждается специфика сервиса Dipity, методика использования его в учебном процессе. Ключевые слова: онлайн сервисы, лента времени, сервис Dipity, веб 2.0.

Тема информатизации учебного процесса, во главе которого стоит учитель, достаточно актуальна. Так в одном из последних выпусков журнала отмечалось, что «к учителю сегодняшнего дня уже предъявляются требования, связанные не только с уровнем его подготовки в предметной области, но владением компьютером и компьютерной грамотностью» [1, с. 21].

К сожалению, как показывает многолетний опыт автора, темпы овладения педагогами информационными технологиями отстают от темпов развития самих технологий. Иногда, педагоги чрезмерно увлекаются слайдами, перегруженными текстом, анимацией, забывая о том, что перегруженный видеоряд может оказать негативное воздействие на процесс восприятия, но при этом считают, что в области овладения ИКТ компетенций преуспели.

Существенное влияние на ИКТ компетенции педагога могут оказать группы сервисов, основанные на активном участии пользователей в формировании контента. Эти сервисы составляют основу современной концепции развития сети Интернет, которая получила название Web 2.0. Цель данной статьи познакомить читателя с возможностями одного из таких сервисов, с методикой использования его в учебном процессе.

Желание человека как можно быстрее получить и усвоить нужную ему информацию вполне понятно, и использование визуально оформленной информа-

ции (схем, графиков, диаграмм и т.д.) является одним из способов удовлетворения этой потребности.

В педагогике уже достаточно давно пользуются различными приемами формализации, визуального отображения данных, содержащих небольшую по объему, но значимую и правильно оформленную информацию [2].

В педагогической практике учителей при изложении исторического материала, а элементы такого материала характерны для любого предмета (биографии ученых и писателей, история изобретений, исторические события и т.д.), возникает необходимость его иллюстрации в хронологической последовательности. Возможности современных технологий для наглядного представления информации в хронологическом порядке существуют разные: презентации, инфографика, видеоролики. Однако использование сервисов Веб 2.0 для этой цели обладает рядом достоинств: ленты времени можно сопровождать не только текстовыми комментариями, но и встроенными фотографиями, видеороликами (например, с YouTube), можно встроить на страницу сайта или блога. Среди таких сервисов: TimeRime, Timetoast, Timeline, Dipity. Из всего представленного многообразия инструментов и сервисов каждый преподаватель может выбрать удобные и нужные для себя и учащихся.

В настоящее время в сети в свободном доступе находятся подробные инструкции, презентации по

© Киселева М.П., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.