Научная статья на тему 'Использование авторской интегративной практики Е. В. Честнякова в социальном воспитании школьников'

Использование авторской интегративной практики Е. В. Честнякова в социальном воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРАКТИКА / ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AUTHOR’S INTEGRATIVE PRACTICE / SPIRITUALLYPRACTICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большакова Татьяна Юрьевна

В статье исследуются особенности авторской интегративной практики, осуществляемой в учреждениях дополнительного образования детей, основанной на педагогических идеях и основополагающих, системообразующих принципах воспитания Е.В. Честнякова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Большакова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jefim Cestnjakov''s integrative practice use insocial upbringing of schoolchildren

The article deals with author’s integrative practice features realized in the institutions of complementary education for children based on Jefim Cestnjakov's pedagogic ideas and his fundamental, systematic principles of upbringing. The article is devoted and useful to complementary education teachers and wide range of readers.

Текст научной работы на тему «Использование авторской интегративной практики Е. В. Честнякова в социальном воспитании школьников»

УДК 37

Большакова Татьяна Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Bolshakova64@eandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ Е.В. ЧЕСТНЯКОВА В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье исследуются особенности авторской интегративной практики, осуществляемой в учреждениях дополнительного образования детей, основанной на педагогических идеях и основополагающих, системообразующих принципах воспитания Е.В. Честнякова.

Ключевые слова: авторская интегративная практика, духовно-практическая деятельность.

Анализ и обобщение научной литературы, наш многолетний практический опыт,

. позволили сделать предположение о том, что наибольшей результативности использования духовно-практической деятельности как средства социального воспитания удается достичь, опираясь при ее конструировании на авторскую интегративную художественную практику.

В широком смысле под интеграцией (от лат. integratio - соединение, восстановление) понимается объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости (В.В. Краевский, А.В. Петровский, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, и др.). В нашем случае процесс интеграции включает в себя объединение в единое целое ранее разрозненных художественных практик школьника, что обусловлено целостностью художественного творчества, основанной на нерасчлененности образного мышления. Расчленение же художественной деятельности, выявление ее структурных элементов, напротив, лишает ребенка понимания целостности искусства, а, как следствие, и целостного восприятия мира.

Иллюстрацией данного утверждения является авторская интегративная практика Е.В. Честняко-ва-художника. Жизнедеятельность Е.В. Честняко-ва отражает все богатство социальности, высшим проявлением которого является духовность, поиск смыслов и рефлексия.

По мнению исследователей, Честняков - это человек, выбравший не только дело, но и идею, человек со смыслом. Его многогранным талантом создана уникальная система эстетического, нравственного плана, способствующая выражению духовной сущности человека, содействующая познанию человеком себя в условиях утраты идеи целостности мира, предоставляющая возможности его одухотворения, художественно-творческого преображения. Тем не менее, педагогический аспект, идеи и основополагающие, системообразующие принципы воспитания Е.В. Честнякова используются в практике социального воспитания школьников в настоящее время в значительной степени стихийно.

Цель по Честнякову - это ребенок. Идея принятия ребенка как данности изначально заложена

в творчестве Е.В. Честнякова: «И славы не нужно, / И мнения в мире людей, / И мила мне одна лишь улыбка детей...» [1]. В поэтическом обращении «дети светлые» звучит призыв признать ребенка как личность со своей историей жизни, особенностями и уровнем развития. Эти строки становятся поводом к размышлению о том, что при восприятии ребенка нужно опираться на наличные достоинства личности, исходя из того, что в малом или большом эти достоинства есть у каждого ребенка.

Размышляя о незавершенностичеловека, открытости личности к постоянным изменениям и поиску смыслов человеческого бытия, Честняков пишет: «Человек приходит на землю, чтобы совершенствоваться самому и создавать красоту вокруг себя» [1]. Каждый человеческий индивид - это, прежде всего, отдельный самобытный мир, который, будучи включен в ту или иную социальную структуру, должен сохранить при этом свою относительную самостоятельность. Главное, считал Ефим Васильевич, - помочь ребенку обрести смысл своего учения. «Гляди вперед и покажи свои грезы. и по красоте твоих грез ты займешь свое место.» [1]. По мнению Честнякова, у человека должно выработаться «свое мироощущение. критическое отношение к жизни во всей ее сложности». Эти слова звучат у него как призыв поддерживать в растущем человеке становление проявлений индивидуального, уникального, неповторимого, особенного.

Идея творчества, а не шаблона в воспитательном процессе, озвучивается Честняковым следующим образом: «Труд готовый не бери, / свой как новое дари.». Честняков-педагог в совместной с детьми деятельности старается избегать унылого однообразия и формализма: «.в шаблонах теряется интерес новизны. Оригинальное есть самобытное». Именно по способности человека мечтать и фантазировать, искать воображаемое в жизни, создавать в действительности, по мнению Ефима Васильевича, определяется жизненная активность и духовная наполненность человека. Честняков пишет: «Ребятишек, малолетков надо приохочивать к искусству-то! Для них надо творить, чтоб не в грубости непосильной росли они, а одухотворенно смотрели на жизнь» [1]. В этих словах Ефима Чест-някова заключены и его воспитательная програм-

118

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Большакова Т.Ю., 2013

ма, и ключ к особому живописному стилю, и «бес-хитровой» простоте его словесности, сказочности его живописного стиля (В.Я. Игнатьев).

Именно искусству, по мнению Честнякова, свойственно познавать и образно отражать действительность в ее целостном, синтезированном виде, не расчленяя ее на отдельные познаваемые сегменты и объекты. Детская психология сохраняет синкретическое мышление, утрачиваемое человечеством в целом. Так, например, игра сопровождается словом, звуком, зрительными символами. Продукты своего творчества ребенок стремиться использовать синтетически, вводя, сделанную им вещь в игру со словами и музыкальным оформлением. Стремясь найти кратчайший путь к уму и сердцу каждого ребенка, Ефим Васильевич предпринимает попытку создать «деревенский театр» нового типа, в котором объединены в единый ансамбль или художественное целое различные изобразительные, зрелищные искусства, фольклор, народные обряды, обычаи, литература. Сам Честняков выступает в роли автора текста, сценариста, режиссера, актера, художника-декоратора.

Авторская интегративная практика в контексте идей Честнякова позволяет обнаружить и разрешить противоречия творческой самореализации личности, противоречия между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития. Необходимо отметить, что феномен авторства (от лат. аийог - создаватель чего-либо) в широком смысле понимается как неповторимость творческой инициативы, индивидуальных усилий и стиля создателя (творца) культурных ценностей (С.С. Аверинцев, А.П. Огурцов, М.К. Петров и др.). Согласимся с Б.В. Куприяновым, выделяющим в педагогике два типа авторства, основанного на различной предметности: 1) авторство педагога; 2) авторство школьника [2].

Педагог выступает в качестве автора мероприятия, методической разработки, авторской программы, авторской системы работы, преобразовывая, интерпретируя ценности культуры, что определяется как его личными особенностями, так и характером его деятельности. Деятельность педагога в контексте авторства рассматривается нами как целенаправленная, организованная деятельность, направленная на становление индивидуальности ребенка, восхождение его к культуре современного общества, мировой культуре через включение в культуру своего народа.

Авторская интегративная практика школьника осуществляется через авторство поступка, выбора, создание авторского художественного проекта и является составной частью процесса социализации, т.е. «усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм» [4, с. 3]. В результате реализации авторской интегративной практики осу-

ществляется развитие школьника, проявляющееся в способности жить и активно участвовать в общественной, производственной и культурной жизни; способности сознательно строить свою жизнь, достойную Человека, строить новый образ себя, который бы включал идею Культуры и Других как равноценные в отношении к идее «Я» [5].

Педагогические идеи Е.В. Честнякова отражены в следующих принципиальных установках, имеющих определяющее значение для реализации авторской интегративной практики в учреждении дополнительного образования детей:

- принцип народности, согласно которому народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры;

- принцип поликультурности содержания духовно-практической деятельности, включающей авторское прочтение народной культуры, классическое и современное искусство;

- принцип синкретичности (нерасчлененность, слитность) искусства (живое слово, живопись, скульптура, музыка, поэзия).

Анализ педагогических идей Е.В. Честнякова позволяет выделить, как наиболее значимые, следующие элементы воспитания: природа, традиции, быт, игра, живое слово, искусство, общение, общее дело, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы).

Содержанием духовно-практической деятельности как средства социального воспитания выступает «могучая универсальная культура» (народная культура, классическое и современное искусство), которая является определяющим фактором формирования гуманистической личности. Освоение культуры индивидом в традиции Е.В. Честнякова понимается нами как проблема изменения самого человека, его становления как творческой личности, способной вносить в нее нечто принципиально новое, «не шаблонное», т.е. личности, способной становиться субъектом исторического творчества.

Наш многолетний опыт использования идей Е.В. Честнякова в педагогической практике позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, ряд идей Е.В. Честнякова, например, таких как идея создания идеального общества, идеального образовательного учреждения можно отнести к разряду социально-педагогических утопий. Многие из них принадлежали и принадлежат будущему, выступая в качестве социального идеала. В настоящее время творчество Е.В. Честнякова является утопическим измерением наличного социального мира и действительного бытия, а его идеи о всеобщем изменении и развитии, упорядоченности и гармонии составляют плодотворную основу для теоретических поисков и практических разработок педагогов нынешнего и последующих поколений.

Во-вторых, реализация его педагогических идей в принципе осуществима при условии, когда в от-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

119

дельном образовательном учреждении возможно существование традиции свободного образования и спонтанных педагогических инициатив «снизу». Если же эта традиция отсутствует, то модель оказывается в принципе нереализуемой в ближайшую перспективу. И она действительно будет утопичной. Возможность реализации идей Честнякова в педагогической практике делает их утопически-реали-стичными, что дает надежду сделать образование действительно свободным и увлекательным, гуманистичным и экологичным.

Библиографический список

1. Игнатьев В.Я. Ефим Васильевич Честня-ков. - Изд-во «Теза», 1995. - 127 с.

2. Куприянов Б.В. Авторские лагеря Костром-

ской области: прогноз пессимистический // Народное образование. - 2008. - № 3. - С. 64-69.

3. Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей. - Кострома: КОИРО, 2009. - 424 с.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005. - 200 с.

5. Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. - М.: Изд-во Моск. психолого-со-циального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 304 с.

6. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; под ред. А.В. Мудрика. - М.: Академия, 2004. - 240 с.

УДК 37.018

Хахина Нэлли Владимировна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Inf_service@ksu.edu.ru

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ, КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКА

Рассмотрены вопросы состояния общества подростка, которые не подлежат сомнениям социально-неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными его правами. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Они проявляются в отсутствии у большинства базовых ценностей — смысла жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм. Именно семейное воспитание формирует у подростка понятие основных жизненных ценностей.

Ключевые слова: Семья, семейные ценности, семенные традиции.

Процесс формирования ценностных ориентаций является неотъемлемой частью . развития личности. Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость, причем противоречивый характер проявляется не только в физическом развитии, но и в развитии интеллекта, а так же социальном развитии. Семья же в данном случае может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Каждое общество имеет уникальную ценностноориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм. Так как семья является отражением общества, можно сказать, что именно семейное воспитание и семейные ценности оказывают серьезное влияние на формирование личности.

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые - самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей - смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое. Семья же в данном случае может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно семейное воспитание формирует у ребенка понятие основных жизненных ценностей. То, что ребенок в детском возрасте приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей в семье не относится к ребенку лучше, не любит его и не заботится настолько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - основная ячейка общественной жизни. От того, как она функционирует, зависит не только развитие и воспитание детей, но и хорошее самочувствие и счастье детей и родителей [1, с. 102].

120

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Хахина Н.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.