Научная статья на тему 'Формирование субъектной позиции личности через интегративную художественную деятельность. Проблема измерения'

Формирование субъектной позиции личности через интегративную художественную деятельность. Проблема измерения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАРРАТИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ / ТРАНСКРИПТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / SUBJECTIVE PERSONAL POSITION / INTEGRATIVE ARTISTIC ACTIVITY / SUPPLEMENTARY EDUCATION SYSTEM / NARRATIVE INTERVIEW / TRANSCRIPT / SOCIAL EFFECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большакова Татьяна Юрьевна, Попова Ирина Викторовна

В статье обоснована актуальность исследования процесса формирования субъектной позиции личности через интегративную художественную деятельность в системе дополнительного образования детей. На основе анализа использования художественной деятельности в формировании субъектностиличности в учреждениях дополнительного образования детей, выявлены противоречия в разработке этой идеи на научном и методическом уровне. Представлены результаты эмпирического исследования социального эффекта авторской методики по формированию субъектной позиции личности посредством интегративной художественной деятельности, целью которого было выявление воздействия социального эффекта на раскрытие творческого потенциала школьников, участвовавших в процессах интегративной художественной деятельности в рамках Народного театра глиняной игрушки «Ефимов ключик» г. Кологрива. Обосновывается использование метода структурированного лейтмотивно-нарративного интервью, позволяющего зафиксировать отложенный эффект воздействия авторской методики. В соответствии с рабочими гипотезами приводятся цитаты из транскриптов, написанных информантами, позволяющие подтвердить выдвинутые гипотезы. Сделаны выводы о том, что субъектная позиция школьника носит выраженный творческий характер и отличается высоким уровнем развития самосознания, становлением уникальной творческой индивидуальности, деятельность определяется потребностью в самореализации в занятиях искусством в качестве автора и экстериоризации субъектного позитивного опыта. На основе данных эмпирического исследования установлено, что использование интегративной художественной деятельности в качестве педагогического средства обеспечивает формирование субъектной позиции школьника в организациях дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Большакова Татьяна Юрьевна, Попова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование субъектной позиции личности через интегративную художественную деятельность. Проблема измерения»

УДК 371.4 ; 316.74:37

Большакова Татьяна Юрьевна Попова Ирина Викторовна

доктор социологических наук, профессор Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Bolshakova64@yandex.ru, pivik@list.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАТИВНУЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМА ИЗМЕРЕНИЯ

В статье обоснована актуальность исследования процесса формирования субъектной позиции личности через интегративную художественную деятельность в системе дополнительного образования детей. На основе анализа использования художественной деятельности в формировании субъектностиличности в учреждениях дополнительного образования детей, выявлены противоречия в разработке этой идеи на научном и методическом уровне. Представлены результаты эмпирического исследования социального эффекта авторской методики по формированию субъектной позиции личности посредством интегративной художественной деятельности, целью которого было выявление воздействия социального эффекта на раскрытие творческого потенциала школьников, участвовавших в процессах интегративной художественной деятельности в рамках Народного театра глиняной игрушки «Ефимов ключик» г. Кологрива. Обосновывается использование метода структурированного лейтмотивно-нарративного интервью, позволяющего зафиксировать отложенный эффект воздействия авторской методики. В соответствии с рабочими гипотезами приводятся цитаты из транскриптов, написанных информантами, позволяющие подтвердить выдвинутые гипотезы. Сделаны выводы о том, что субъектная позиция школьника носит выраженный творческий характер и отличается высоким уровнем развития самосознания, становлением уникальной творческой индивидуальности, деятельность определяется потребностью в самореализации в занятиях искусством в качестве автора и экстериоризации субъектного позитивного опыта. На основе данных эмпирического исследования установлено, что использование интегративной художественной деятельности в качестве педагогического средства обеспечивает формирование субъектной позиции школьника в организациях дополнительного образования детей.

Ключевые слова: субъектная позиция личности, интегративная художественная деятельность, система дополнительного образования, нарративное интервью, транскрипт, социальный эффект.

Современный этап развития российского общества выдвигает перед отечественным образованием сложную задачу органичного соединения в воспитании подрастающего поколения: с одной стороны развития способности личности усваивать и воспроизводить культурные ценности и социальные нормы, а, с другой стороны - способности к творчеству, личностной целостности и автономии. Актуальным становится не только включение человека в структуру общества, становление социального «Я», но и обретение личностью субъектности через жизненное самоопределение, познание своих возможностей, реализацию способностей в творческой деятельности. Диалектика названного явления наиболее определенно выражается в формировании субъект-ности личности, воспитание которой целесообразно рассматривать в качестве актуальной задачи современного образования.

Процессу формирования субъектной позиции личности посвящены работы российских ученых [1; 2; 3], в которых идея воспитания субъект-ности личности в значительной мере соответствует концепции развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.

Уникальным примером воспитания у детей субъектности личности является творчество Е.В. Честнякова (1874-1961 гг.), обогатившего не только отечественное искусство, но и образование авторской практикой педагогически целесообразного использования в работе с детьми

интегративной художественной деятельности [4; 5]. Своим путем к воспитанию в детях авторства в художественном творчестве шла известный отечественный педагог Т.В. Бабушкина (1947-2008), в ее работах представлены идеи интеграции художественных практик в образовании детей [6].

Идеи Е.В. Честнякова о синкретичности искусства нашли свое отражение в опыте российских педагогов. Попытки использовать интегратив-ную художественную деятельность как средство воспитания авторской позиции школьника в образовательно-воспитательном процессе предпринимаются в целом ряде учреждений дополнительного образования детей (г. Кострома, г. Москва, Иркутская обл., г. Ростов-на-Дону и другие). Однако интегративная художественная деятельность как средство формирования субъектности личности специально не изучалась. Интерес любой гуманитарной науки сопряжен с анализом объективных социальных явлений и направлен на исследование субъектности. Как отмечает Э. Гидденс, прежние междисциплинарные границы в социальных науках утрачивают былую четкость, а взаимодействие социальных и гуманитарных наук в изучении человека становится особенно тесным [7].

Анализ использования художественной деятельности в формировании субъектностиличности в учреждениях дополнительного образования детей, позволил выявить следующие противоречия:

- между вероятностью позиционирования субъектности личности в художественной деятельности

14

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

© Большакова Т.Ю., Попова И.В., 2015

Формирование субъектной позиции личности через интегративную художественную деятельность..,

как целевого ориентира организаций реализующих образовательные программы дополнительного образования художественной направленности и недостаточным вниманием к разработке этой идеи на научном и методическом уровне;

- между наличием широкого круга исследований, посвященных отдельным аспектам воспитания субъектной позиции, изучению вопросов интеграции в художественном образовании и тем, что использование интегративной художественной деятельности как средства воспитания субъектной позиции школьника специально не изучалось;

- между наличием опыта использования ин-тегративной художественной деятельности в воспитании у детей субъектной позиции, с одной стороны, и единичностью попыток обобщения и специального научного исследования этих образовательных практик - с другой.

Сложной исследовательской задачей является замер социального эффекта воздействия процесса, происходящего в детском возрасте на жизненные практики повзрослевших молодых людей, через вербализацию детского эмоционального восприятия.

Далее представлены результаты исследования социального эффекта авторской методики по формированию субъектной позиции личности посредством интегративной художественной деятельности. Целью данного исследования было выявление воздействия социального эффекта на раскрытие творческого потенциала школьников, участвовавших в процессах интегративной художественной деятельности в рамках Народного театра глиняной игрушки «Ефимов ключик» г. Кологрива. Объектом исследования выступили бывшие участники театра, посещавшие его с 1999 по 2006 год. Предметом исследования явилась взаимосвязь авторской методики, основанной на дифференцированном подходе к интегративной художественной деятельности, с процессом формирования субъектной позиции личности.

Эмпирическое исследование проводилось методом структурированного лейтмотивно-нарра-тивного интервью. С точки зрения методологии исследования нарративное интервью обладает необходимым потенциалом выявления скрытых мотивов поведения, а также допущением того, что знания, полученные посредством жизненного опыта способны снабжать своих носителей когерентной системой взглядов, которая формирует в их сознании правдоподобную картину прошлого. Нарративы индивидуального опыта позволяют «видеть», описывать и понимать эти «способы».

Нарративные интервью обладают необходимым потенциалом для валидизации знаний обычных людей и понимания скрытых мотивов поведения, которые могут поставить под сомнение официальные точки зрения или уже институционализированные теории. Соответствие структу-

ры повествования структуре жизненного опыта в нарративном интервью достигается за счет его целостности и законченности (информант обычно доводит рассказ до конца и проясняет взаимосвязь его эпизодов), сгущения информации (рассказчик излагает не всю, а наиболее существенную для его жизненного опыта информацию) и ее детализации (любая тема или событие рассказа раскрываются в контексте своего возникновения) [8, с. 37].

Нарративный импульс задавался открытыми вопросами, направленными на выявление того, как занятия в театре глиняной игрушки оказали влияние на жизненные практики бывших участников интегративно-художественной деятельности с точки зрения их субъектной позиции. Для проверки гипотезы о наличии связи между использованной авторской методикой и процессом становления субъектности личности, задавался вопрос: «Что Вы считаете самым важным из того, что дали Вам занятия в студийном объединении «Театр глиняной игрушки»? Структурный подход к анализу нарративов позволил выявить существующую связь. Так, информант Саша Г. (1992 г.р.) пишет: «Я стал понимать искусство разных времен и народов. Чтить старших и помнить, что они сделали для нас. Мы часто ездили в места, где жили великие люди, изучали их творчество, быт, дух их жизни. Думаю, именно это воспитало во мне уважение к чужому творению, зародило творческие мысли и идеи. ... Я считаю, что моя жизнь изменилась кардинально. Не было бы того человека, которым я сейчас являюсь. Так как в моем городе больше не было занятий, которые бы воспитывали во мне любовь к искусству, любовь к жизни, я, как обычная не занятая молодежь, так и не смог бы найти себя. Думаю, я просто проводил бы время с друзьями во дворах, бездумно и бестолково распоряжаясь своим временем». Игорь Ф. (1997 г.р.): «В театре я приобрел навыки общения, развитие творческого мышления, усидчивость, я развился как личность, научился не стесняться перед публикой, держаться

, 60 § 50

I 40

Й 30 ё 20 >, * 10

е ? 0

« Высшее Профессии

Е образование близкие по

о содержанию к

^ художественной

деятельности

Рис. 1. Количество участников процесса интегративной художественной деятельности, получивших впоследствии высшее образование, в том числе профессии близкие по содержанию к художественной деятельности

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

15

на сцене перед большой аудиторией, получил культурное и духовное воспитание».

Статистический анализ полученных информантами профессий позволил подтвердить предположение о том, что процесс интериоризации интегра-тивной художественной деятельности как способа понимания школьником самого себя и окружающей его действительности оказал влияние на выбор будущей профессии близкой по содержанию к художественной деятельности (см. рис. 1).

Кроме того в текстах информантов есть прямые доказательства этой гипотезы: Вадим Ш.: «Занятия в студийном объединении «Театр глиняной игрушки» привили мне любовь к искусству, что в свою очередь отразилось на выборе профессии архитектора. Посещение этих занятий поспособствовало развитию такого качества как общительность, что неоднократно помогало и помогает мне в работе, в общении с заказчиками, коллегами».

Катя Л. (1989 г.р.): «На уроках ... я впервые окунулась в удивительный мир театра, научилась ценить и понимать произведения искусства, быть трудолюбивой и внимательной, открыла в себе любовь к творчеству. Всё это послужило одной из главных причин моего профессионального выбора, по образованию я культуролог. Представить сложно, как бы сложилась моя жизнь, если бы этих занятий не было».

В работе представлен перечень достижений участников театра глиняной игрушки, которых они добились в своей взрослой жизни. Характер этих достижений подтверждает гипотезу о том, что проявлением социального эффекта является желание этих ребят участвовать в различного рода творческих состязаниях, которое они сохраняют в их последующей взрослой жизни.

Приведенные в работе примеры использования полученных в процессе интегративной художественной деятельности умений и навыков, в последующие годы, уже без участия педагога подтверждают гипотезу о том, что раскрытие творческого потенциала с помощью авторской методики по формированию субъектной позиции личности посредством интегративной художественной деятельности способствует использованию полученных знаний, умений и навыков в различных жизненных практиках. Эти примеры показывают, что в жизненных ситуациях, требующих решений по собственной материальной обеспеченности, эти ребята не пошли работать официантами или диспетчерами такси, как многие их однокурсники, а связали свои возможности заработка с умениями, полученными на занятиях в театре глиняной игрушки.

Важным, с точки зрения цели исследования, является результат, позволяющий показать, что использование авторской методики по формированию субъектной позиции личности посред-

ством интегративной художественной деятельности может способствовать во взрослой жизни реализовать собственный творческий потенциал в иных видах деятельности (не художественной). Об этом говорят информанты в своих текстах. Настя К. (1986 г.р.): «У меня есть ребенок, ему 10 лет, зовут Никита. Я бы хотела, чтобы мой ребенок ходил в такую же студию. Без занятий в театре сложно было бы в настоящем общаться с ребенком и помогать ему в процессе обучения в общеобразовательной школе. Я продолжаю интересоваться народным творчеством. И хотя сама сейчас этим не занимаюсь, но с удовольствием посещаю различные выставки». Никита Л.: «Думаю, что в моей жизни не было бы учебы в академии. Я окончил бы школу, и на этом мое образование закончилось бы. Я, наверное, никогда не научился бы видеть красивое в повседневной жизни, ценить дружбу и взаимовыручку, а довольствовался бы работой на пилораме и своим средним образованием». Юля Л. (1988 г.р.): «Профессиональная сфера деятельности не связана с творчеством на данный момент. Работа связана со сферой информационных технологий и с людьми. Без театра не было бы свободы мышления и образа мыслей, как надо работать, зачем и какими средствами достигать результата. Скорее всего, не было бы понимания классического искусства (театр, живопись, скульптура, архитектура и т. д). Быстрого входа в диалог с разными и незнакомыми людьми в обществе. Правильного поиска информации при форс-мажорных обстоятельствах. Как правильно ставить цели жизни. Главных жизненных ориентиров. Не было бы понимания работы в коллективе и с коллективом». Лена С. (1994 г.р.): «.я считаю, что эти занятия привили у меня любовь к искусству. Я с удовольствием посещаю музеи, выставки, меня приводят в восторг красивые старинные здания, в том числе соборы, храмы и церкви. Я не связала свою жизнь профессионально с рисованием или театром (выбрала профессию врача), но важно то, что, не смотря на это, у меня есть к этому интерес, пусть любительский, но свободное время готова посвятить именно этому». Максим Ч. (1991 г.р.): «Однозначно, если бы судьба не дала мне возможность обучаться в данном студийном объединении, то возможно я бы не стал тем, кем я сейчас являюсь (скоро я стану врачом). Скорее всего, я бы не знал таких понятий как сострадание, человечность, доброта и патриотизм». Саша Г. (1992 г.р.): «Я поборол свои комплексы, и стал находить общий язык с разными людьми, это дало мне очень многое в жизни: хороших и верных друзей, интересную работу в сфере строительства, умение общаться и работать в коллективе».

В исследовании выдвигалась гипотеза о том, что сутью любой авторской методики воспитания является не объем теоретических знаний педагога,

16

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

Формирование субъектной позиции личности через интегративную художественную деятельность..

а его личностные качества и его субъектная позиция. Однако в гайде не задавался вопрос о роли педагога в период посещения ими театра глиняной игрушки. Это было сделано во избежание 1) срабатывания эффекта социальной желательности (не обидеть педагога); 2) использования подталкивающего вопроса. В результате полученного эмпирического материала данная гипотеза полностью подтвердилась. В каждой работе информанты написали о том, что для них значила личностная позиция педагога. Наиболее выраженными можно считать тексты Никиты Л. (1994 г.р.): «Надо отметить, что до начала занятий в театре я был «сорванцом», учился без желания, вечно огорчал родителей, пропадал на улице. Да и в начале занятий в театре Татьяне Юрьевне было со мной нелегко, это я сейчас очень даже понимаю. Но у нее получилось заинтересовать меня. Татьяна Юрьевна не только давала нам знания, учила работать с глиной, рисовать и играть в театре, но и учила нас «быть Человеком». Мы много разговаривали на разные темы, обсуждали какие-то события, поступки. Для нас педагог был авторитетом, и мы вместе преодолевали все трудности. Я стал по-другому относиться к людям, к искусству, к родителям. Это и есть, наверное, самое главное, что дали мне занятия в театре». Юлия Л.: « А вообще нельзя выделить среди множества событий, какое-то одно, те годы, что я была связана с работой объединения, навсегда останутся в моей памяти как время моего счастливого детства. Я рада, что у меня было время настоящей дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки. Как хочется вернуться в то время и место! И чем мы старше становимся, тем больше мы понимаем ценность развития личности с раннего детства и правильной работы Педагога-Личности». Лена Г. (1997 г.р.): «С самых ранних лет

я ходила в «Театр глиняной игрушки». Помимо того, что, нам там дали ценнейшие знания, которые в будущем нам очень пригодились: лепить из глины, рисовать, выступать на сцене, говорить правильно, эти занятия дали нам нечто большее. Мы были одной дружной семьей. Нас научили уметь дружить и дорожить дружбой. Уважать старших и уважать их труд. Не причинять боль ближнему. Не творить зло. Я прекрасно помню, как наш преподаватель (Большакова Т.Ю.) нас учила этому, рассказывая разные поучительные истории. Это сильно влилось мне в душу, и я с тех пор всегда пытаюсь прощать обиды, не злиться ни на кого...». Лена С. (1994 г.р.): «Когда пришла в Театр глиняной игрушки, я была скромным и неуверенным в себе человеком. Я считаю, что занимаясь, постепенно старалась справиться с этим комплексом, так как это мешало мне полностью раскрыться в своих выступлениях. Татьяна Юрьевна помогла мне стать более уверенной в себе, а благодаря новым знакомствам и дружбе с ребятами, я училась общаться в коллективе. Татьяна Юрьевна учила нас ценить истинную красоту и те яркие моменты нашей дружбы, которые в будущем останутся приятными воспоминаниями». Саша Г. (1992 г.р.): «Четко вспоминается тот момент жизни, когда наш преподаватель устроила нам незабываемое путешествие в места, где жил и работал великий русский драматург Александр Николаевич Островский, в село Щелыково Островского района Костромской области. Мне четко запомнилась дружная атмосфера нашего коллектива, большое количество взрослых людей, приехавших показать свое творчество на фестиваль народных театров. Мы - дети выступили на открытии фестиваля со своим спектаклем «Снегурочка» и удивили взрослую публику необычным зрелищем с глиняными

Рис. 2. Лингвистическая характеристика периода, когда информанты были участниками процесса

интегративной художественной деятельности

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 1

17

фигурками и живыми актерами. Посетив усадьбу Островского, мы увидели то, как жил этот великий человек. Татьяна Юрьевна знакомила нас с образом жизни, с творчеством этого человека. Это путешествие осталось в моей душе и памяти...».

В исследовании с помощью вопроса:«Напишите пять прилагательных, которые характеризуют ваши чувства к тому времени, когда Вы занимались в театре» была получена лингвистическая характеристика того периода жизни информантов, когда они были участниками процесса интегратив-ной художественной деятельности. Результат представлен на рисунке 2. Все прилагательные были сгруппированы по смыслам, передающим восприятие того периода жизни через вербальную форму ассоциативной памяти.

Таким образом, субъектная позиция школьника носит выраженный творческий характер и отличается высоким уровнем развития самосознания, становлением уникальной творческой индивидуальности, деятельность определяется потребностью в самореализации в занятиях искусством в качестве автора и экстериоризации субъектного позитивного опыта. На основе данных эмпирического исследования установлено, что использование интегративной художественной деятельности в качестве педагогического средства обеспечивает формирование субъектной позиции школьника в организациях дополнительного образования детей. Исследование позволило зафиксировать социальный эффект авторской методики по формированию субъектной позиции школьников в период их обучения в системе дополнительного образования. Использованный метод структурированного нарративного интервью бывших участников театра глиняной игрушки «Ефимов ключик», по прошествии девяти лет, позволил подтвердить выдвинутые гипотезы:

- результаты интегративной художественной деятельности позволяют сформировать субъектную позицию личности, что проявляется в про-

цессе ее социализации на всех этапах личностного развития;

- процесс интериоризации интегративной художественной деятельности как способа понимания школьником самого себя и окружающей его действительности, оказал влияние на формирование субъектной позиции личности школьников, получивших воспитание с использованием авторской методики;

- сутью любой авторской методики воспитания является не объем теоретических знаний педагога, а его личностные качества и его субъектная позиция.

Библиографический список

1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Перемена, 2001. -181 с.

2. Колесникова И.А. Об опыте реализации Петербургской концепции воспитания // Современные подходы к методологии и технологии воспитания: материалы межрегиональной научно-практической конференции 2-6 декабря 1996 г. -СПб.: ЦПИ, 1997. - С. 33-37.

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.

4. Игнатьев В.Я. Ефим Васильевич Честня-ков. - Изд-во «Теза», 1995. - 127 с.

5. Голушкина Л.А. «Я давно родился на земле...» // Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов. - М.: Советский художник, 1985. - 140 с.

6. Бабушкина Т.В. О щедрой радости детства. -СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь, 2009. - 128 с.

7. Giddens A. New rules of sociological method. -Cambridge: Polity Press, 1994.

8. Журавлев В.Ф. Анализ коммуникаций в качественном интервью // Социология: методология, методы, математические модели. - 1996. - № 7. -С. 36-38.

18

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.