Научная статья на тему 'Интегративная художественная деятельность как психологическое условие для формирования социальной адаптации'

Интегративная художественная деятельность как психологическое условие для формирования социальной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTEGRATIVE ARTS ACTIVITIES / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / НАРРАТИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ / NARRATIVE INTERVIEWS / ЖИЗНЕННЫЕ ПРАКТИКИ / LIFE PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большакова Татьяна Юрьевна, Попова Ирина Викторовна

В статье показана связь интегративной художественной деятельности с процессом социальной адаптации школьников, участвовавших в деятельности Народного театра глиняной игрушки «Ефимов ключик» г. Кологрива Костромской области. Объектом исследования выступили бывшие участники театра, посещавшие его с 1999 по 2006 год. Результаты эмпирического исследования представлены по схеме: психолого-педагогическая характеристика ребенка в период его работы в театре и цитаты из письменной работы, написанной самим информантом, будучи уже взрослым человеком в 2015 году. Нарративный импульс задавался открытыми вопросами, направленными на выявление того, как занятия в театре глиняной игрушки оказали влияние на жизненные практики бывших участников интегративно-художественной деятельности с точки зрения их социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Большакова Татьяна Юрьевна, Попова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative artistic activity as psychological condition for the formation of social adaptation

The article shows the integrative relationship of artistic activity with the process of social adaptation of the schoolchildren who participated in the activities of the National clay puppet theatre “Jefim’s springs”, town of Kologriv. The study was made in terms of former members of the theatre, who attended it from 1999 to 2006. The results of the empirical study are presented according to the scheme: psychological and pedagogic characteristics of the child during the period of its work in the theatre and quotations from the written works written by the informant, who has become adult by 2015. Narrative movement was created with direct questions aiming to identify how the lessons in the clay puppets theatre made impacts on the life of former participants having practiced integrative and artistic activity from the point of view of their social adaptation.

Текст научной работы на тему «Интегративная художественная деятельность как психологическое условие для формирования социальной адаптации»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 316.61 ; 159.9:316.6

Большакова Татьяна Юрьевна

Костромская государственная сельскохозяйственная академия

Попова Ирина Викторовна

доктор социологических наук, профессор Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

[email protected], [email protected]

ИНТЕГРАТИВНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

В статье показана связь интегративной художественной деятельности с процессом социальной адаптации школьников, участвовавших в деятельности Народного театра глиняной игрушки «Ефимов ключик» г. Кологрива Костромской области. Объектом исследования выступили бывшие участники театра, посещавшие его с 1999 по 2006 год. Результаты эмпирического исследования представлены по схеме: психолого-педагогическая характеристика ребенка в период его работы в театре и цитаты из письменной работы, написанной самим информантом, будучи уже взрослым человеком в 2015 году. Нарративный импульс задавался открытыми вопросами, направленными на выявление того, как занятия в театре глиняной игрушки оказали влияние на жизненные практики бывших участников интегративно-художественной деятельности с точки зрения их социальной адаптации.

Ключевые слова: интегративная художественная деятельность, социальная адаптация, нарративное интервью, жизненные практики.

Использование интегративной художественной деятельности как средства воспитания призвано обеспечить формирование субъектной позиции личности. Изучению сущности средств воспитания, их особенностей по сравнению со средствами, используемыми в других видах социальной практики, посвящены исследования Н.М. Борытко, В.С. Селиванова, Н.Е. Щурковой [2; 10; 12]. Анализ данных работ позволяет утверждать, что в педагогической литературе существует множество подходов к понятию «средство воспитания».

По мнению П.И. Пидкасистого, любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания, если:

- с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира воспитанника;

- она выделена как предмет освоения в образной наглядно-действенной или знаково-символь-ной форме;

- объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанниками [8, с. 412].

Н.Е. Щуркова считает, что средства воспитания в богатейшем разнообразии располагаются вокруг педагога. «Средством для педагога может выступать все, что нас окружает, кроме... нас самих: человека нельзя использовать в качестве средства» [12; с. 20]. Н.М. Борытко полагает, что средством выступает и целесообразная деятельность человека, направленная на реализацию той или иной цели, и конкретные действия человека, осуществляющего цель деятельности. По мнению ученого, основной признак средства воспитания -сознательное его использование для достижения цели [2, с. 102].

Опираясь на точку зрения К.Д. Ушинского в исследовании особенностей категории «средство воспитания», В.С. Селиванов утверждает, что в воспитании может использоваться фактически весь предметный мир, окружающий воспитанника. Но все эти предметы не являются средствами воспитания, они включаются в воспитательный процесс лишь как элементы среды обитания. Анализ данного исследования позволяет выделить следующие ключевые положения, раскрывающие сущность понятия «средства воспитания»:

- формирование качества личности осуществляется в процессе духовной деятельности, «труда души»: эмоционального восприятия, переработки в сознании и формулирования выводов для себя, а не прямого воздействия материальных предметов на органы чувств;

- средствами воспитания являются различные виды деятельности учащегося, вызывающие у него определенные чувства и отношения, а не предметы, с помощью которых они осуществляется [10, с. 67].

Воспитание чувств, по мнению Л.С. Выготского, составляет залог воспитания, выражающийся в возможности совершенно новых отношений между индивидом и средой. Исследователь рассматривает эмоции как систему предварительных реакций, сообщающих организму ближайшее будущее его поведения и организующих формы этого поведения. Л.С. Выготский считает, что для педагога открывается в эмоциях чрезвычайно ценное средство воспитания тех или иных реакций. Вызывая у ученика нужные формы поведения, педагог должен позаботиться о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике. «Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живая боль, живое чувство. И в этом смысле аппарат

© Большакова Т.Ю., Попова И.В., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

205

эмоций является как бы специально приспособленным и тонким орудием, через которое легче всего влиять на поведение» [5, с. 138-144].

В нашем исследовании мы проанализируем некоторые объективно-субъективные особенности интегративной художественной деятельности как психологического условия для формирования социальной адаптации на материалах эмпирического исследования.

Объективно интегративная художественная деятельность содержит способы производства и трансляции культурных ценностей как продуктов культуры. Различные объекты, используемые в процессе интегративной художественной деятельности, могут быть общими в деятельности педагога и воспитанников, а также специальными, которыми пользуется только педагог. Объектами, используемыми в процессе интегративной художественной деятельности, могут выступать такие средства культурного взаимодействия педагога и школьников, как сказка, игрушка, театр. Одной из гипотез исследования было предположение о том, что все эти средства обладают педагогическим потенциалом.

Изучением различных аспектов литературной сказки занимались Т.В. Дьякова, П.В. Королько-ва, Л.А. Мулляр, Л.В. Овчинников, Е.Ю. Петрова, Е.А. Чернышова и др. Свое начало литературная сказка берет в народной сказке - прозаическом устном рассказе о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Г.Н. Волков выявляет очевидные достоинства, наделяющие народную сказку огромной притягательной силой: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность, дидактизм; свобода от национальной ограниченности. В лучших образцах народных и литературных сказок содержится полный нравственный кодекс человека, включающий идеи о любви к родителям, о верности и справедливости, о любви к труду и презрении к бездельникам, о бесстрашии перед врагами и грозными силами природы, о любознательности, о чутком и вежливом отношении к старым и старшим [4, с. 65].

Рассматривая воспитательный потенциал народных сказок необходимо отметить, что в педагогической литературе встречаются противоположные мнения о роли народной сказки в системе ценностей имплицитной практики воспитания. Так, например, в исследованиях Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневича ряд особенностей народной сказки рассматривается в негативном ключе. По мнению данных авторов, в русских народных сказках своеобразной «стартовой» ценностью выступают следующие этнохарактеристики: эзотеричность российского менталитета, то есть постоянное ожидание чуда; уклонение от тяжелого крестьянского труда, бездеятельность, лень, приоритет отдыха над работой, ориентация на безделье, праздность;

отсутствие желания что-либо производить при наличии страстного желания иметь как можно больше; ненависть ко всему основательному, трудолюбивому, зажиточному [3, с. 143-149].

Оценка роли сказки в системе воспитания и традиционного уклада жизни русского народа и других этнических групп в негативном ключе опровергается высказываниями многих выдающихся педагогов и просветителей: Х. Абовяна, С.С. Ахундова, В.Г. Белинского, Г.Н. Волкова, Я.С. Гогебашвили, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, К. Насыри, А.С. Пушкина, В.А. Сухомлин-ского, К.Д. Ушинского, И.Я. Яковлева. Авторы отмечают, что сказки отражают лучшие черты народа: безграничную преданность Родине; всесиль-ность сплоченных людей и обреченность человека, оказавшегося вне общества; трудолюбие, одаренность, стремление к знаниям и любовь к книге - источнику мудрости.

Важной представляется такая интегративная характеристика, выраженная в литературной сказке, как изобразительность. Детально и красочно описанное место действия, события, внешний облик, характеры персонажей могут вызывать у школьника желание сочинить продолжение или нарисовать сцену из сказки, воспроизвести в игре или в процессе художественной деятельности образ понравившегося сказочного героя, инсценировать ход событий.

Особым педагогическим потенциалом в инте-гративной художественной деятельности школьников обладает игрушка. Игрушка - наиболее распространенное и традиционное культурное средство воспитания и развития детей. По мнению педагога-практика Т.В. Бабушкиной, «игрушки - это то, что из ничего обретает способность возбудить свободное творческое взаимодействие» [1, с. 77]. Среди разнообразных видов народной игрушки (тряпичные куклы, игрушки, выполненные из дерева, стекла, в технике папье-маше и др.) нами выделена глиняная игрушка, так как ребенок может не только играть с нею, но и участвовать в ее создании непосредственно с младшего школьного возраста (6-11 лет). Наш многолетний практический опыт позволяет утверждать, что в младшем школьном возрасте лепка представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок. Значительный воспитательный потенциал имеют занятия лепкой малых форм, в частности, игрушек. Это предопределяет необходимость анализа особенностей глиняной игрушки как одного из образцов народного творчества, используемого в процессе интегратив-ной художественной деятельности.

Народная глиняная игрушка - художественное произведение, являющееся одновременно малой формой скульптуры и видом прикладного творчества. Подчиняясь законам изобразительного искусства, народная глиняная игрушка как скульпту-

Интегративная художественная деятельность как психологическое условие..,

ра малых форм несет в себе его признаки и среди них главный - стремление к психологизму и обобщению. В то же время игрушка тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Народную игрушку отличают богатство содержания, большой внутренний смысл, яркая образность, добродушный юмор, чувство материала, правдивость образов, сила творческого обобщения, недосказанность и ассоциативность.

Анализ положений об экспертизе игрушки, разработанных Е.О. Смирновой, Н.Г. Салминой, Е.А. Абдулаевой, И.В. Филипповой, Е.Г. Шеи-ной, позволил выявить характеристики глиняной игрушки как художественного образца, используемого в педагогических целях:

- во-первых, наличие яркого определенного образа (человек, животное, птица и др.), оптимальное сочетание новизны и узнаваемости обуславливает привлекательность глиняной игрушки, вызывает определенное отношение и стимулирует активность;

- во-вторых, сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними, физическими качествами (яркие краски, звучание, лаконичность формы, выразительность образа и пр.);

- в-третьих, возможность действовать с ней, вступая в эмоциональный контакт, понятность и осмысленность игрового действия [9, с. 20].

Занятия лепкой игрушки развивают объемно-пространственное и образное мышление, эмоции, фантазию, способствуют самовыражению ребенка с учетом его личностных потребностей. Все это, в свою очередь, способствует социокультурной и этнической адаптации:

- включает ребенка в важнейшие этапы человеческой жизни;

- знакомит с древними обычаями и обрядами, включая ребенка в культуру конкретного этноса;

- способствует формированию гендерной идентичности: в мальчике формирует черты хозяина, кормильца, а в девочке - матери, хранительницы домашнего очага.

Основой для интеграции видов искусств и органичного соединения видов художественной деятельности обучающихся в нашем исследовании выступает такая форма театрального искусства как театр кукол. Педагогическое значение театра кукол изучалось в исследованиях Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко, УА. Карамзиной, Д.В. Мендже-рицкой, А.П. Усовой и др. [6; 7; 11]. Анализ специфики театра кукол, позволил нам отметить, что использование кукольного искусства в педагогике связано, прежде всего, с его воспитательной, дидактической, информационной, коммуникативной функцией и, следовательно, относится к художественно-прикладным (бифункциональным) разновидностям кукольного искусства. Художественный смысл и эстетическое назначение кукольного

искусства носит в данном случае прикладной характер, в этом и заключается отличие школьного театра кукол от «чистых» форм художественного творчества, сущность которых, прежде всего, эстетическая.

Тем не менее, самодеятельный театр кукол имеет характерные черты, присущие и профессиональному кукольному искусству:

- наличие социальных ролей (режиссер-постановщик, актер-кукловод, художник-постановщик и др.);

- композиционное построение драматургической основы спектаклей (экспозиция, завязка, кульминация, развязка или финал без развязки);

- комплекс средств (художественные образы-персонажи, оформление, слово, музыка); взаимосвязь кукол и актёров с художественным оформлением спектакля;

- иллюзия «оживления» кукол художественным и техническим мастерством актера-кукловода и др.

Спектакль, создаваемый в процессе инте-гративной художественной деятельности, представляет собой результат со-творчества педагога и учащихся, выражающих личностное отношение к действительности, отраженной в художественных образах (словесных, звуковых, пластических). При этом обучающиеся выполняют следующие функции: создание драматургической основы спектакля (выбор или написание сценария), реализация режиссерской концепции спектакля, актерское исполнение (создание сценического образа), художественное оформление (изготовление кукол, реквизита, декораций), музыкальное сопровождение и техническое обслуживание.

При анализе особенностей театрального искусства и его педагогического потенциала следует отметить, что интегративный характер театрально-игровой деятельности позволяет задействовать все ресурсы организма обучающегося: физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный.

Театральное искусство является средством развития творческих задатков и способностей школьника как в области восприятия и оценки произведений искусства, так и в собственном творчестве. Коллективные формы деятельности способствуют воспитанию строгой внутренней психо-эмоцио-нальной самодисциплины. Педагогический потенциал театрально-игровой деятельности и постановки кукольных спектаклей раскрывают следующие положения:

- участвуя в кукольном спектакле, воспитанник может отрабатывать модели поведения, эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире, что позволяет ему раскрыться индивидуально, раскрепоститься, преодолеть в себе комплексы стеснения и неуверенности;

- обучающийся учится решать взрослые проблемы, справляться с жизненными ситуациями, самостоятельно делать выбор.

Изучение педагогического потенциала сказки, игрушки, театра кукол позволяет утверждать, что на всех этапах развития обучающегося их главная функция заключается в активизации адекватной возрасту деятельности ребенка (игровой или продуктивной). Сказка, игрушка, театр кукол активизируют функцию воображения (воссоздающего и творческого), тесно связанного с эмоциями и психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом и проявление ею субъектной позиции. Таким образом, интегративная художественная деятельность создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации обучающегося [3; с. 112]. В подтверждение данной гипотезы можно привести историю ребенка, посещавшего занятия в театре глиняной игрушки «Ефимов ключик» г. Кологрива Костромской области.

Информант Сергей Б. (1993 г. р.) воспитывался в неполной семье. Мама Сергея - бухгалтер; на момент прихода ребенка в студию заочно обучалась в вузе. Бабушка работала медицинской сестрой в районной больнице. Следовательно, большую часть времени ребенок вынужден был проводить вне семьи. Из редких случаев общения с мамой складывалось впечатление, что ребенка в семье не столько любят и воспитывают, сколько оценивают. Активность ребенка создавала для матери множество проблем: испачкана одежда, потеряна вещь, сломан новый велосипед. Мама, не остерегаясь, постоянно смешивает понятие «хороший» с «удобным». Бабушку больше заботило физическое здоровье ребенка, его физическая безопасность. Погладил чужую собаку. В результате -укусы, больница, косметическая операция. Катался с горы. В результате - перелом руки. В школе Сергея характеризовали как гиперактивного, недисциплинированного, импульсивного ребенка, у которого отсутствуют такие волевые качества как целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, инициативность.

В 2002 году Сережа начал посещать занятия в театре глиняной игрушки «Ефимов ключик». Проанализировав творческо-познавательную деятельность ребенка на начальном этапе, мы пришли к выводу, что Сережа обладает следующими способностями и умениями:

- познавательные способности и навыки - высокая любознательность, применение идей на практике, перенос усвоенного материала на новый материал, но - бедный словарный запас, неумение устанавливать причинно-следственные связи, неумение делать выводы, неумение анализировать ситуацию, неумение рассуждать;

- творческие способности - быстрота мышления, способность изобретать что-то новое, богатое воображение, развитая интуиция, но - низкий уровень эстетических ценностей;

- особенности эмоциональной сферы - терпимость к особенностям других людей, терпимое отношение к критике, отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация, независимость в мышлении и поведении, готовность делиться вещами и идеями, соревновательность, но - несклонность к самоанализу, нежелание настойчиво идти к цели, выполнять задание.

Желание заниматься в студийном объединении пришло к мальчику не сразу. Вначале обучающийся приходил только на репетиции, наблюдая над созданием сценических образов из зрительного зала. В качестве наблюдателя Сережа видел, как рождается спектакль. Дети-актеры являлись не только исполнителями ролей в спектакле, но и создателями сказочных персонажей - фигурок из глины. Учащиеся занимались лепкой игрушек, передавая движение, характер, настроение того или иного персонажа, раскрашивали их, рисовали мини-декорации. Из игрушек, вылепленных участниками, можно было создать многофигурную композицию к спектаклю. Текст обучающиеся не выучивали наизусть дома, а работали над ним в процессе репетиций, при этом нами использовался метод этюдных импровизаций. Атмосфера творческого поиска и «уютного дома» вызвала у Сережи желание включиться в процесс художественной деятельности, настойчиво идти к цели, работать над игрушкой до ее логического завершения, появилось желание доводить начатую работу до конца. Интересен цикл работ по мотивам дымковской и филимоновской игрушки, выполненных Сережей к спектаклю «Сказка про Ивана-молодца - неудачливого продавца да про его игрушки - глиняные свистушки». Сергей создал персонажей к спектаклям «Теремок» по сказке С.Я. Маршака. Успешная премьера спектакля, благодарные отзывы зрителей обусловили степень осознания воспитанником общественной значимости интегративной художественной деятельности и вызвали у Сережи желание поработать не только над созданием фигурок и декораций, но и над актерским мастерством и сценической речью в мини-спектакле «Под грибом» по мотивам сказки В. Сутеева.

В декабре 2004 года туристическая фирма «ИМЭКС-Т» выступила учредителем III-го Областного детско-юношеского конкурса на создание лучшего сказочного образа Снегурочки. Участник театра глиняной игрушки «Ефимов ключик» Сергей Б. принял активное участие в конкурсе, сочинив сказку о Снегурочке и создав яркий художественный образ. Процитируем строки из его сказки: «...Вышла Снегурочка в лес, // Сделала

Интегративная художественная деятельность как психологическое условие..

много чудес, //Собрала на полянке зверят: // Белок, зайчиков, шустрых ежат. // Как им холодно и голодно в лесу! // Можно встретить даже волка и лису. // Но Снегурочка в обиду их не даст, // Всех накормит и согреет всякий раз.». Радостным событием стала для родителей, педагогов и детей победа Сережи в конкурсе. А Сергею большую радость доставил приз - фотоаппарат, который пригодился ему в творческой работе.

При проведении нарративного интервью с бывшими участниками театра в 2015 году на открытый вопрос: «Что Вы считаете самым важным из того, что дали Вам занятия в студийном объединении «Театр глиняной игрушки»? Сергей Б. ответил: «Я считаю, что я бы не мог гордиться теми достижениями, которые у меня есть, благодаря этим занятиям: достижения в скульптуре (победы, знания, навыки); дебют на спектакле и последующие выступления на публике (умение держать себя на публике). Я получил знания и навыки в профессии «Скульптор». Занятия в этом студийном объединении дали следующее: развили уже бывшую коммуникабельность, умение говорить, дали новые знакомства, а также умение заводить новые знакомства, знания, умения и навыки, необходимые в повседневной жизни». В настоящее время Сергей Б. (1993 г.р.) - магистрант архитектурно-строительного факультета Костромской ГСХА.

Информант Александр Г. (1992 г.р.) воспитывался в полной семье. Отец занимался предпринимательской деятельностью в лесной промышленности. Мать - домохозяйка. И, все же, считать семью благополучной можно лишь в материальном плане. Отец зачастую употреблял спиртные напитки. В семье нередки ссоры и конфликты. Испытывая запоздалое чувство вины перед ребенком, родители покупали дорогостоящие подарки, стараясь сгладить конфликт. В доме царила среда внешнего лоска и холодного расчета. Авторитарный стиль родителей в отношении к сыну характеризовался излишней строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля.

В случае с Сашей можно сказать, что наряду с общепризнанным законом влияния воспитания проявляет себя другой - закон антитезы. Саша -одаренный ребенок, обладающий высокой степенью любознательности, умеющий рассуждать и анализировать ситуацию. Он обладал ярко выраженными творческими способностями - развитой интуицией, способностью нестандартно мыслить, что-то изобретать. Ребенок имел богатое воображение, способности к занятиям музыкой. В эмоциональной сфере Сашу отличала независимость в мышлении, настойчивость в выполнении задания, склонность к самоанализу. Несмотря на все вышеперечисленные способности и умения, реалистично оценивая свои возможности, мальчик не

испытывал желания общаться с детьми, заниматься данными видами деятельности в студии, но следуя амбициозным требованиям мамы, вынужден был посещать занятия. Родительские требования вызывали у него апатию и пассивность. Анализируя творческо-познавательную деятельность ребенка, участие в жизни коллектива, мы выделили наиболее значимые проблемные ситуации, в частности: негативное отношение ребенка к себе, потеря ощущения самоценности, низкое самоуважение. Причиной скорей всего стало ощущение заброшенности со стороны родителей, особенно отца, что породило чувство одиночества.

Нами был выбран метод организации развивающих ситуаций. Для Саши была написана одна из главных ролей в спектакле «Сказка про Ивана-молодца - неудачливого продавца.». Прообразом богатого купца, который смеется над Иваном, мастером и продавцом глиняных игрушек, послужил Сашин отец. В спектакле самодовольный купец утверждает, что «игрушки - это просто безделушки». Главный герой - Иван, попадая в ходе действия спектакля в трагикомические ситуации, понимает важность и значимость своего дела и постепенно превращается из неуверенного в себе человека в настоящего мастера своего дела.

Занятия актерским мастерством, сценической речью, изобразительной деятельностью, лепкой игрушки помогли Саше поверить в собственные силы, обрести уверенность в себе. Значимым событием в жизни ребенка можно считать посещение отцом премьеры спектакля, в котором ребенок блестяще сыграл одну из главных ролей - купца и выступил в качестве автора глиняных фигурок, аккомпаниатора. Это событие стало переломным в отношениях с родителями. Внимание со стороны отца к творческим успехам сына усилило мотивацию продолжать занятия в театральной студии.

Занимаясь в театральной студии с 2000 по 2006 года, Саша не только создал яркие образы -фигурки к спектаклям, но и освоил ряд музыкальных инструментов под руководством педагогов музыкального отделения ДТТТИ В течение четырех лет Саша аккомпанировал в спектаклях театра, играя на баяне и гармони. Результатом реализации активности в процессе в интегративной художественной деятельности можно считать его работы - глиняные фигурки к спектаклям «Иванушко», «Сказка про Ивана-молодца.», «Теремок», «Добрый батюшка Саровский» и другие.

В процессе изучения истории изобразительного искусства в аспекте мировой культуры развивалось умение рассуждать, делать выводы, обогатился словарный запас, сформировалось позитивное отношение к эстетическим ценностям. В коллективе у Саши появилось много друзей, с которыми его еще больше сблизили поездки на гастроли. Высокой профессиональной оценкой творчества

явилось выступление Саши в составе лучших участников коллектива театра перед президентом РФ в 2005 году. Саша Г. участвовал и стал победителем в областном конкурсе «Вифлеемская звезда» в 2006 году, получив диплом II степени в номинации «Изобразительное искусство» за создание яркого образа Серафима Саровского. В составе коллектива Саша принимал участие в областных фестивалях-конкурсах «Щедрое яблоко», «В гостях у Карлсона», что способствовало формированию ощущения самоценности, помогло почувствовать уважение к себе со стороны родителей, взрослых и сверстников.

Информант Александр Г. в нарративном интервью спустя десять лет вспоминает: «Были и ссоры, и моменты обид, когда хотелось бросить все, когда что-то не получалось, но было гораздо больше ярких событий и впечатлений. Четко вспоминается тот момент жизни, когда наш преподаватель устроила нам незабываемое путешествие в места, где жил и работал великий русский драматург Александр Николаевич Островский, в село Щелыково Островского района Костромской области. Мне четко запомнилась дружная атмосфера нашего коллектива, большое количество взрослых людей, приехавших показать свое творчество на фестиваль народных театров. Мы, дети, выступили на открытии фестиваля со своим спектаклем «Снегурочка» и удивили взрослую публику необычным зрелищем с глиняными фигурками и живыми актерами. Посетив усадьбу Островского, мы увидели то, как жил этот великий человек. .. .Это путешествие осталось в моей душе и памяти. Именно после него я стал понимать слова великого драматурга: «.Люди ходят смотреть игру, а не саму пьесу - ее можно прочитать».

На вопрос анкеты «Что Вы считаете самым важным из того, что дали Вам занятия в студийном объединении «Театр глиняной игрушки»? Александр Г. пишет: «Я считаю самым важным из того, что мне дали занятия в студийном объединении «Театр глиняной игрушки», - это качества коммуникабельности, умение общаться в обществе, находить общий язык с любыми людьми. Занятия помогли мне раскрыться, не быть зажатым, избавили меня от комплексов. Регулярные выступления на сцене воспитали во мне качества лидера. Я перестал бояться людей и публичности. Я стал понимать искусство разных времен и народов. Чтить старших и помнить, что они сделали для нас. Мы часто ездили в места, где жили великие люди, изучали их творчество, быт, дух их жизни. Думаю, именно это воспитало во мне уважение к чужому

творению, зародило творческие мысли и идеи. .. .Я считаю, что моя жизнь изменилась кардинально. Не было бы того человека, которым я сейчас являюсь. Так как в моем городе больше не было занятий, которые бы воспитывали во мне любовь к искусству, любовь к жизни, я, как обычная не занятая молодежь, так и не смог бы найти себя. Думаю, я просто проводил бы время с друзьями во дворах, бездумно и бестолково распоряжаясь своим временем».

Таким образом, интегративная художественная деятельность является одним из способов освоения социальной действительности, помогающим обучающемуся идентифицировать себя с историей и культурой своего народа, а тем самым и со страной, в которой различные формы социальной жизни ориентированы, в том числе, и на народную культуру, и на общие для данной нации историю и систему ценностей.

Библиографический список

1. Бабушкина Т.В. О щедрой радости детства. -СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь, 2009. - 128 с.

2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

6. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

8. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

9. Смирнова Е.О. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек / Е.О. Смирнова, Н.Г. Салмина, Е.А. Абдулаева, И.В. Филиппова, Е.Г. Шеина // Вопросы психологии. - 2008. - № 1. -С. 16-25.

10. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Академия, 2000. - 336 с.

11. Усовова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.

12. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. - М., 1992. - 36 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.