Научная статья на тему 'Педагогические условия и модель развития информационной компетентности будущих инженеров-нефтяников в социокультурном пространстве вуза'

Педагогические условия и модель развития информационной компетентности будущих инженеров-нефтяников в социокультурном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНЖЕНЕР-НЕФТЯНИК / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / INFORMATIVE COMPETENCE / PETROLEUM ENGINEER / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Низамеева Альбина Марселевна

В настоящей статье приводится теоретическое обоснование и практическая реализация педагогических условий и модели развития информационной компетентности будущих инженеров-нефтяников в социокультурном пространстве вуза. Рассматриваются понятия «информационная компетентность», «Социокультурное пространство вуза», а также модель процесса развития информационной компетентности будущих инженеров-нефтяников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS AND MODEL OF EFFECTIVE PROCESS OF DEVELOPMENT OF INFORMATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE PETROLEUM ENGINEERS N THE SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article is concerned with theoretical motivation and practical realization of pedagogical conditions of development of informative competence of the future petroleum engineers in the sociocultural environment of higher education institution. The article is concerned with concepts of informative concepts of the sociocultural environment of higher education institution and also the model of the process of development of informative competence of the future petroleum engineers.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия и модель развития информационной компетентности будущих инженеров-нефтяников в социокультурном пространстве вуза»

А. М.Низамеева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-НЕФТЯНИКОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Ключевые слова: информационная компетентность, инженер-нефтяник, социокультурное пространство вуза.

Keywords: informative competence, petroleum engineer, sociocultural environment of higher education institution.

Аннотация: В настоящей статье приводится теоретическое обоснование и практическая реализация педагогических условий и модели развития информационной компетентности будущих инженеров-нефтяников в социокультурном пространстве вуза. Рассматриваются понятия «информационная компетентность», «Социокультурное пространство вуза», а также модель процесса развития информационной компетентности будущих инженеров-нефтяников.

Abstract: The article is concerned with theoretical motivation and practical realization of pedagogical conditions of development of informative competence of the future petroleum engineers in the sociocultural environment of higher education institution. The article is concerned with concepts of informative concepts of the sociocultural environment of higher education institution and also the model of the process of development of informative competence of the future petroleum engineers.

Главной целью инженерного образования сегодня является подготовка специалистов, которые должны обладать необходимыми знаниями в своей профессиональной области и владеть умениями их комплексного применения в современных условиях информатизации профессиональной деятельности.

Современному инженеру-нефтянику приходится сталкиваться с большим объемом информации, необходимым для решения своих профессиональных задач, требующих использование современных информационных технологий. В условиях современного информационного взрыва методы обучения, применяемые для умеренных объемов информации оказались малопригодными. Ощущается дефицит учебного времени для изучения сложных систем и новых информационных технологий.

Встает необходимость формирования у специалиста не только определенных знаний и умений, но и компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, в реальном деле. Все это требует качественного обновления информационного образования за счет внедрения компетентностного подхода, ориентированного на деятельностную позицию студента [11].

Рассмотрению понятий «компетенция», «компетентность» посвящено значительное количество исследований, среди которых работы А.К.Марковой, Дж.Равена, Э.Ф.Зеер, А.М. Павловой, Э.Э. Сыманюк, И.А.Зимней, В.В. Краевского, А.В.Хуторского, Ю.Г.Татура, Т.П. Петуховой, М.И. Глотовой [7, 12, 4, 5, 6, 14, 11] и др., однако на сегодняшний день в педагогической науке нет однозначной трактовки данных понятий.

Она рассматривается как «обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [7]; «совокупность знаний, умений и способностей, которые проявляются в личностно значимой для субъекта деятельности» [12]; «знания, умения и опыт человека» [4]; «употребление, актуальное проявление компетенции» [5]; «обладание соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [6]; «интегрированная характеристика качеств личности, выражающаяся в способности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях» [14]; «способность применять полученные знания и умения на прак-

тике, в повседневной жизни для решения тех или иных практических и теоретических проблем» и т.д. [11].

Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности инженера-нефтяника является информационная компетентность, которая рассматривается нами как эффективный инструмент для адаптивности, мобильности, способности к самоизменению, самоопределению, развитию профессиональной компетентности инженера-нефтяника и предполагает: знание специальной терминологии, программирования, компьютерной графики, умение работать с компьютерной техникой, пользоваться современными информационными технологиями для решения профессиональных инженерных задач, поиска необходимой информации, формирование определенного стиля мышления: формализованными структурами и свернутыми формами как условия перехода от одного языка программирования к другому, наличие способности к моделированию, воображению, распределению внимания, вербальной памяти, а также умение осуществлять деловую переписку и коммуникации [3, 10].

Однако проведенное нами исследования показало, что уровень информационной компетентности студентов нефтехимического профиля не вполне соответствует требованиям к квалификации современного инженера-нефтяника в современных социальноэкономических условиях и научно-техническому прогрессу. В связи с этим развитие информационной компетентности будущего инженера-нефтяника как одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является важнейшей задачей высшего профессионального образования.

В нашем исследовании информационная компетентность представляет собой интеграцию следующих компонентов:

-мотивационный компонент развития информационной компетентности будущего инженера нефтехимического профиля характеризуется наличием познавательной активности и потребностей в информационной деятельности, стремления достичь знаний, умений и навыков в области информационной деятельности;

-когнитивный компонент связан с формированием тезауруса будущего инженера в области информатики и информационных технологий, способности решать задачи, используя имеющиеся у него информационные знания;

-в рамках деятельностного компонента модели развития информационной компетентности, опираясь на имеющиеся знания, происходит овладевание информационными умениями;

-рефлексивный компонент модели предполагает развитие у студента информационного мировоззрения; критического отношения к своей информационной деятельности и ее результатам; формирование своего информационного поведения и способности решать нестандартные задачи; потребность в саморазвитии своей информационной компетентности;

-социокультурный компонент связан с развитием возможностей студента ориентироваться в динамичном социокультурном пространстве и пространстве разных культур; способность наращивать объемы информации и знаний, овладевать новыми принципами взаимодействия в условиях современных социокультурных изменений, связанных с развитием компьютерной технологии и информационных технологий.

Выделение социокультурного компонента связано с изменением социокультурной ситуации в развитии российского общества, рост объема и глубины профессиональных знаний, формируют портрет современного инженера-нефтяника которому необходимо иметь нестандартное мышление, развитые профессионально значимые качества, коммуникативные умения, он должен осуществлять творческий подход к решению не только технических и технологических, но и социально-экономических, экологических, научноисследовательских проблем, при этом используя широкий синтез междисциплинарного знания [8]. Немаловажную роль играет гуманитарное, личностно-ориентированное образование, которое предполагает выход в культуру, социум, расширение жизненного пространства личности. Следовательно, следует вести речь о социокультурном пространстве развитии личности вообще и специалиста в частности [13].

В технических вузах, к сожалению, специальная подготовка доминирует над общетехнической, а тем более - общекультурной.

С позиций культурологического подхода информационная компетентность рассматривается как часть социокультурной компетенции человека, позволяя ему существовать в мире культуры - мире символов и знаков, социальных кодов, паттернов поведения и общения [15]. В данной работе информационная компетентность будущих инженеров-нефтяников рассматривается как возможность студента, с одной стороны, ориентироваться в динамичном социокультурном пространстве и пространстве разных культур, с другой - наращивать объемы информации и знаний, овладевать новыми принципами взаимодействия в условиях современных социокультурных изменений, «связанных с развитием и внедрением новейшей компьютерной техники и информационных технологий, которые оказывают существенное влияние на социальную и культурную сферы жизни» [8].

В этом контексте возрастает значимость социокультурного пространства вуза (СКП) как фактора развития информационной компетентности студента, его готовности к творческому овладению будущей профессией, к самоутверждению, самовыражению и самореализации.

В трактовке Н.М.Борытко социокультурное пространство вуза, является «специально организованной педагогической сферой, структурированной системой педагогических факторов и условий становления личности. Характерные признаки пространства - его протяженность, структурность, взаимосвязь и взаимозависимость элементов, его выделенность их среды, обязательно воспринимаемая воспитанниками субъективно (образ пространства, выделенного из сферы)» [1].

Если взять за основу дифференциацию образовательного пространства по трем уровням и теоретическую модель образовательного пространства А.Я.Данилюка [2] в сопряжении двух линий

- горизонта районирования и оси смыслообразования, то можно представить общую модель социокультурного пространства. В ее основании находится социокультурное пространство личности (студента и преподавателя), на формирование которой оказывают влияние социокультурные пространства вуза, города, региона, страны и мира в целом (Рис.1.).

Поиск новых путей и способов развития информационной компетентности у студентов нефтехимического профиля связан, в первую очередь, с преобразованием социокультурной инфраструктуры высшего учебного заведения, обеспечивающего творческое развитие студентов, гуманитаризацией высшего технического образования, связанного с учетом индивидуальных и возрастных особенностей студенчества, выделением потенциала учебных дисциплин и разработку программ, направленных на развитие информационной компетентности, формирование у них определенных социальных и коммуникативных навыков; координацию всех структур вуза по созданию условий для развития информационной компетентности; активизацию познавательной деятельности студентов в достижении высокого уровня информационной компетентности как системы специальных знаний в области информатики и информационных технологий, профессионально ориентированных информационных умений и ценностных отношений.

Все вышесказанное позволило нам выделить гипотезу, что организация развития информационной компетентности студенческой молодежи в социокультурном пространстве вуза будет эффективной, если: учитывать индивидуальные и возрастные особенности студентов в процессе формирования у них информационной компетенции в социокультурном пространстве вуза; использовать социокультурное пространство вуза для развития информационной компетентности; организовать внеаудиторную деятельность по развитию информационной компетенции в социокультурном пространстве вуза; выделить и использовать информационный потенциал учебных предметов по развитию информационной компетенции.

Рис. 1. Социокультурного пространства Альметьевского государственного

нефтяного института

Нами была разработана модель развития информационной компетентности будущих инженеров-нефтяников, представленная на рис. 2.

ЦЕЛЕЕОН

С вцнальиый іа>:аг общества Цель Задачи

Инженер профиля с высоким уровне м ннфо рмацнонно й КО ІШЄ те нцни Формиро ванне инф ормацио нно й ко т.тхте те нхенн студентов нефтехимического профиля Определить педагогические условнл развития ИК. Выделение форм; методов и с р е ДС ТЕ р аз Е итнл И К.

Принципы форшц)овпшія кшформпщюнной компетентности

1 Т 1

Пріштцт-егт непрерывности 1 ПрІШЦІШ преемстве ННО С ТИ 1 Принцип проблемности

Подходы к оргашгзащщ модели

Системный | Л ично с тнсі - о р не нтир о в анный | Компе ТЄНТНО СТНТ.ТЙ

С О ДЕРЖАТЕЛЬ НЫИ

Компоненты инфор мі цію:

ННО И КОМПЭТеНТНОСТН

Кс-гнїтшеньш

Мотне зещонный

Де;

Реф лекСЕШНЫИ

С аЦЕСаКртОТЭДХЕШт

ФУНКЦИОНАЛЬНЫ!!

ПланЕір'

О р г акш ацно икая

Мотнвацио:

Ко нтр о пир ующая

ОРГАНІГЗАЦИОННЫИ

Методы Среде п а оС^ення ■Форты ОСеок поаан>1цне стр^кг^ры

1 .ПроЬлемный 2. Коммуннкатив н ый 3. А ктиЕ из ац ия познак ате ль ной де яте ль нос ти 4 .Диагностический Спецкурс «Развитие инф о р мацюо нно й компетентности Е СКП вуз аз-, персональные когшьютарш, Интернет, электронные учебники; учв Ь но - тле то диче с кие комплексы и т.д. ОЖШВ* Слекыин; ^ ^.С.кие. конференции, научные кружки) Индивидуальная СдШ9", ШШРШ. аудиторная р аб ота, ко не упь тации) СКП вуза СКП города Комитет по делам молоде жи ОАО

РЕЗУЛЬТАТІ ШНЫИ

:: в

Критерии

Поклители

уровни

Ко:

Д е яге га но с тн ый

М О ТИЕ ДТГРЛП ьшый

Реф:

Со ЦИОІТуТЕЬ тур НШІ

- формирование тез-аур ус-а будупсего инженера е области информатики и инфориатдаюиных технологий

- степень сформированности утте нии е области информационной деяте ганости

- система ценностных ориентаций, осмысление роли информационных технологий е культурном контексте

- степень сформированности информационных

знаний, умении и применение их е профессиональном образовании; удовлетворенность р е з \~тгь татами ин ф о р м-чт ст-го нно й де яте та но с ти;

использование с фор мирю ванной И К

- способность нар чт 1[тиать объемы информации и

знаний, используя пространство

вуза и города______________________________________

Вые о кий Средний Низкий

Сі^ормнрі

ннф ормацконнон

Рис. 2. Модель развития информационной компетентности студентов нефтехимического профиля

Развитие информационной компетентности будущих инженеров-нефтяников в социокультурном пространстве вуза согласно построенной модели осуществляется нами с 2008 г. на специальности 130504.65 «Бурение нефтяных и газовых скважин».

Экспериментальная часть педагогического исследования включала 3 этапа: констатирующий, формирующий, диагностирующий. Целью констатирующего эксперимента было установление исходного уровня развития информационной компетентности у всех участников эксперимента.

На втором формирующем этапе осуществлялось внедрение педагогических условий и модели развития информационной компетентности будущих инженеров-нефтяников. Формирующий этап предусматривал также реализацию межпредметных связей учебных дисциплин, способствующих формированию, развитию и совершенствованию информационной компетентности будущих инженеров-нефтяников.

Диагностирующий этап предполагал анализ результатов, который позволил констатировать изменения в уровне развития информационной компетентности студентов экспериментальной группы по отношению к контрольной.

Для определения исходного уровня развития информационной компетентности студентов использовалось тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ выполнение курсовых работ, анализ внеаудиторной деятельности студентов.

Результаты исходного среза уровней сформированности компонентов информационной компетентности показали, что студенты имеют недостаточный уровень развития информационной компетентности, необходимый в учебно-профессиональной деятельности будущего инженера-нефтяника Контрольная и экспериментальная группа практически не отличались друг от друга.

На этапе формирующей части эксперимента проводилось наблюдение за эффективностью развития информационной компетентности. В процессе обучения учитывались возрастные особенности студентов и индивидуальные особенности темперамента, черты характера, привычки студентов. Осуществлялся индивидуализированный подход в работе со студентами в зависимости от уровня развития у них информационной компетентности; формировалось представление об информационном обществе и необходимости развития информационной компетентности. В ходе выполнения студентами курсовых работ осуществлялась активизация самостоятельной информационной деятельности. Активизация самостоятельной и познавательной деятельности студентов в написании курсовых работ и присвоения ими опыта информационной деятельности с использованием информационных технологий позволило нам констатировать повышение уровня усвоения опыта у студентов экспериментальной группы в ходе выполнения курсовых работ.

Кроме того, студенты привлекались к активной внеаудиторной работе: участвовали в мероприятиях вуза («День знаний», интеллектуальная игра «Брейн-ринг», литературные вечера, «Татьянин день в АГНИ», «День святого Валентина», «Лучшая девушка АГНИ», «Лучший парень АГНИ», «Студенческая весна», «День здоровья», «День призывника», фестиваль первокурсников «Цыплят по осени считают».); принимали участие в работе научных кружков, в частности, историко-культурологическом, целью создания которого является формирование инженеров-нефтяников как разносторонних личностей, граждан, знакомых с различными аспектами мировой и отечественной культуры, имеющих представление о мере социальной ответственности за настоящее и будущее культуры народов Татарстана и России. Работая в кружке, студенты вырабатывали основные навыки сбора информации, исторических фактов, развивали методы анализа, синтеза, развивали навыки исследовательской работы, рассматриваемые как часть научно-исследовательской работы студентов, совершенствовали навыки самостоятельной работы, рассматриваемой как средство познавательной работы.

Таким образом, внеучебное время в институте используется как для личностного становления студента, так и для углубления информационной компетентности как части профессиональной компетентности.

Было проведено исследование по выявлению дисциплин блока «Общие гуманитарные социально-экономические дисциплины», предусмотренных учебным планом специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин», с целью выявления социокультурной составляющей, способствующей формированию, развитию и совершенствованию информационной компетентности будущих инженеров-нефтяников.

Анализ социокультурного потенциала дисциплин показал, что в ходе изучения данных дисциплин, студенты не могут в полной мере приобрести те навыки и умения в области информационной компетенции, которые им необходимы в профессиональной деятельности. Студенты получают лишь поверхностные знания об информационной деятельности, способах поиска, обработки и преобразовании информации; их деятельность носит, в основном, репродуктивный характер; не осознается роль информационной компетентности в личностном и профессиональном становлении.

Поэтому, уже с Ї курса в учебный процесс был включен спецкурс «Развитие информационной компетентности в социокультурном пространстве вуза» [9], который, с одной стороны, позволяет вооружить студентов специальными знаниями об информационной компетентности, с другой, способствует осмыслению роли и места инженера-нефтяника в социокультурном пространстве вуза и общества в целом.

В процессе преподавания спецкурса мы преследовали 2 цели:

Ї.Вооружить студентов специальными знаниями об информационной компетентности будущего инженера;

2.Способствовать осмыслению роли и места инженера-нефтяника в социокультурном пространстве вуза и общества в целом.

Особую роль на лекционных и семинарских занятиях мы отводили:

- выработке у студентов адекватных представлений о роли и месте инженера-нефтяника в социокультурном пространстве вуза;

- формированию комплексного представления об информационной компетентности ин-женера-нефтяника как одного из важнейших компонентов информационной культуры;

- выработке представлений о социокультурном пространстве вуза как факторе развития информационной компетентности инженеров-нефтяников;

- осознанию значимости и ценности информационной компетентности, необходимости специальной подготовки инженеров-нефтяников;

- выработке у студентов позитивного настроя на изучение принципов и методов формирования информационной компетентности.

Содержание программы межпредметно и охватывает знания, полученные студентами при изучении дисциплин общегуманитарного цикла (философии, педагогики, психологии, культурологи и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Логика содержания курса «Развитие информационной компетентности в социокультурном пространстве вуза» такова: от социокультурного пространства и социокультурной среды; от информационной культуры и информационной культуры личности; от профессиональной компетентности инженера-нефтяника - к развитию информационной компетентности будущего инженера-нефтяника. Причем в основе развития информационной компетентности лежит создание социокультурного пространства, использование ресурсов социокультурного пространства, особенностей взаимодействия в социокультурном пространстве вуза и его возможностей в развитии информационной компетентности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности студенческой молодежи.

Важным моментом в развитии информационной компетентности студентов является понимание ими современных требований к профессиональной подготовке конкурентноспособных специалистов в условиях социокультурной ситуации в развитии российского общества. Эти изменения связаны с информатизацией общества и повышением интенсивности культурных взаимодействий, увеличением социальных и культурных изменений в целом, трансформацией социокультурных ценностей российского общества, что в свою очередь, формирует новый социокультурный тип личности и новый портрет современного инженера-нефтяника в социокультурном пространстве общества.

Таким образом, было определено место спецкурса в структуре дисциплин специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин» (Рис. 3).

Спецкурс «Развитие информационной компетенции студентов в

социокультурном пространстве вуза»

X

Блок ГСЭ

Иностранный язык

Отечественная история

К^льтзщологая

Политология

Экономика

История и культура

народов Татарстана

Блок ЕН

Информатика

Прикладное программирование

Блок ОПД Наче^т^лы^ая геометрия Инженерная графика Детали машин и основы конструирования и т.д. Блок СП Бурение нитяных и газовых сквадин чаалаааДчЧлаалу Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Рис. 3. Место спецкурса в структуре дисциплин

Спецкурс «Развитие информационной компетентности в социокультурном пространстве вуза» стимулировал у студентов потребность развивать свою информационную компетентность как часть профессиональной компетентности. Студенты, в беседе, отмечали, что осознали роль своей будущей профессии в экономике страны, и как важно достичь высокого уровня профессиональной компетенции, чтобы стать конкурентноспособным, высококвалифицированным специалистом. Кроме того, студенты узнали, что представляет собой социокультурное пространство вуза и, что, информационная компетентность будущих инже-неров-нефтяников рассматривается как возможность, с одной стороны, ориентироваться в динамичном социокультурном пространстве и пространстве разных культур, с другой - наращивать объемы информации и знаний, овладевать новыми принципами взаимодействия в условиях современных социокультурных изменений, «связанных с развитием и внедрением новейшей компьютерной техники и информационных технологий, которые оказывают существенное влияние на социальную и культурную сферы жизни».

И, что самое главное, студенты приобрели знания и умения использовать социокультурное пространство вуза и города для развития своей информационной компетентности и, следовательно, становления высококвалифицированного инженера-нефтяника.

В ходе изучения спецкурса «Развитие информационной компетентности студентов в социокультурном пространстве вуза» и внедрении педагогических условий нами был проведен диагностирующий срез уровней сформированности компонентов, который позволил увидеть насколько шире стал круг интересов и знаний в области информационной компетенции у студентов в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами.

В качестве инструмента для диагностирования уровня развития информационной компетентности будущих инженеров-нефтяников мы использовали тестирование, анкетирование, наблюдение, анализировали выполнение студентами курсовых проектов, использование ими возможностей социокультурного пространства вуза. Полученные результаты показали, что число студентов имеющих высокий уровень информационной компетентности в среднем увеличился на 15%, средний уровень - на 9%, количество студентов находящихся на низком уровне снизился на 16%.

Кроме этого, студенты активнее стали участвовать в мероприятиях вуза; было отмечено повышение усвоение опыта в ходе выполнения курсовых работ; повысилась мотивация и стремление повышать свой уровень информационной компетентности.

Таким образом, полученные экспериментальные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу, о том, что разработанные педагогические условия формирования информационной компетенции в социокультурном пространстве вуза способствуют развитию информационной компетентности будущих инженеров нефтяников.

1. Борытко, Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания [текст] /Н.М.Борытко.-Волгоград: Перемена, 2001.-214 с.

2. Данилюк, А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных

пространств: автореф. дис.докт.пед. наук /РГПИ. Ростов-на-Дону:, 2001.

3. Дубаев, М.А. Подготовка будущих инженеров-нефтяников к освоению инфокоммуникационных технологий в системе «колледж-вуз» [Текст] /М.А.Дубаев //Вестник Ставропольского государственного университета. 2007.№ 53.С.43-54.

4. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст]: учеб. пособие/ Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Э.Э.Сыманюк..-Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005.-216 с.

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст]/И.А.Зимняя.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-190 с.

6. Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст]/ В.В.Краевский В.В., А.В.Хуторский// Педагогика. 2003. № 3. С.3-10.

7. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст]/А.К.Маркова.-М., 1996.-311с.

8. Мурадханов, И.В. Педагогические условия формирования профессиональной компетенции специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин: автореф.дис...к.п.н./И.В.Мурадханов/ Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. Ставрополь, 2007.

9. Низамеева, А.М. Развитие информационной компетенции в социокультурном пространстве вуза: программа спецкурса [Текст]/А.М.Низамеева.-Казань:КГУКИ,2009.-25с

10. Павлов, И.В. Образовательный процесс в поликультурной школе / И.В. Павлов, И.И.Павлова, В.И.Павлов.-Чебоксары: 2009.-С.545.

11. Петухова, Т.П. Педагогические условия развития информационной компетенции будущих инженеров средствами самостоятельной работы / Т.П.Петухова, М.И.Глотова//Вестник ОГУ. 2006. № 6. Т.1 .С.4-14.

12. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление развитие и реализация [Текст] /Дж.Равен/пер. с англ.-М.-М. «Когито-Центр».-2002.-396с.

13. Сыромятникова, Ю.А. Социокультурное пространство как фактор формирования профессиональной компетенции специалиста домоведения: автореф.дис... к.пед.н./ Южно-Уральский государственный университет, Волгоград, 2007.

14. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста [Текст//Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С.9-13.

15. Философский словарь [Текст]/ Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.