[
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-НЕФТЯНИКОВ К ОСВОЕНИЮ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ «КОЛЛЕДЖ - ВУЗ»
М.А. Дубаев
TRAINING FUTURE OIL INDUSTRY ENGINEERS FOR MASTERING INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES
IN "COLLEGE - HIGHER SCHOOL" SYSTEM
Dubaev М.А.
The problems of using information-communicational technologies in professional training of oil industry engineers in the "college-school" system are considered. Different selective courses realising the succession principle in mastering information-communicational technologies in the "college-school" system are offered.
В статье рассматриваются проблемы использования инфокоммуникационных технологий в профессиональной подготовке будущих инженеров-нефтяников в системе «колледж - вуз». Предлагаются различные курсы по выбору, осуществляющие принцип преемственности в освоении инфокоммуни-кационных технологий в системе «колледж -вуз».
УДК 004.38(07)
Новая ситуация в обществе и системе образования требует подготовки специалиста нового типа, способного работать в изменившихся условиях. Специалисту сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе.
Сегодня все более распространяется убеждение, что специалист, обладающий узкой специализацией, не сможет гармонично жить в современном обществе с быстро меняющимися условиями профессиональной деятельности, что необходима, в первую очередь, фундаментальная подготовка в данной предметной области. Следствием развития и смены технологий в промышленности, структурных изменений в экономике и обществе является неспособность специалиста эффективно выполнять свои профессиональные или социальные функции. В результате происходит быстрое «устаревание» приобретенных узкоспециализированных профессиональных знаний и навыков, потеря ими актуальности. Выпускник учебного заведения оказывается невостребованным или неподготовленным к требованиям, которые предъявляет ему общество. В связи с этим возникает необходимость доучивания и переучивания в процессе трудовой и социальной деятельности, т.к. современному производству и обществу нужны специалисты, способные гибко перестраивать на-
правление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка, что невозможно без овладения фундаментальными знаниями из различных областей.
Отметим, что повышение общего уровня образованности общества, спрос на специалистов с высшим образованием, возросшие требования общества к развитию личности и необходимости соответствия образования потребностям общества, переход к непрерывной системе образования меняют характер подготовки специалистов к профессиональной деятельности. Большую роль здесь могут сыграть такие курсы обучения, которые содержат фундаментальные знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям.
Устоявшееся мнение о «получении необходимого образования» коренным образом изменяется или, как минимум, модифицируется, прежде всего, в направлении демократизации как выборы режимов учебной деятельности, которые вполне могут быть адекватны личным предпочтениям и психологическим особенностям обучающегося, так и выбора преподавателя или наставника. Более того, образование становится более доступным в силу его открытости, благодаря дистантным формам обучения, возможности самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации на основе распределенного информационного ресурса сети Интернет и его применения в учебных целях. Достижения в области создания и развития принципиально новых педагогических технологий, основанных на реализации возможностей инфокоммуникационных технологий (ИКТ), позволяют прогнозировать разработку и применение программно-методических средств информационного взаимодействия, ориентированного на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, хранению информации об изучаемых или исследуемых объектах предметной среды, их моделях и имитациях.
Эти тенденции информатизации, массовой коммуникации общества третьего тысячелетия и его глобализации, несомненно, изменяют социальный заказ на компетентность будущего специалиста любой сферы жизнедеятельности члена современного общества. Видоизменяются также основополагающие требования довузовской подготовки учащихся. Таковыми становятся: самостоятельность при получении образования; ответственность за выбор режима учебной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивным источником учебной информации; формирование умений осуществлять информационную деятельность, а также и знаний, необходимых для спланированного продвижения в учении.
В данной работе одной из педагогических целей в реализации возможностей ИКТ выделяется интенсификация всех уровней образовательного процесса системы непрерывного образования.
• Повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации уникальных возможностей ИКТ.
• Обеспечение побудительных мотивов (стимулов) к получения образования, обуславливающих активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ.
• Углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей.
• Реализация идей открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса.
Перечисленные выше обстоятельства привели к тому, что в последние годы идет интенсивное обсуждение возможности переноса акцента с прагматических узкоспециализированных целей образования на цели, связанные с приобретением фундаментальных разносторонних знаний в данной предметной области.
Проведенный нами анализ различных исследований и публикаций показал, что сегодня на первое место в подготовке будущих специалистов ставятся общетеоретиче-
ские, фундаментальные и междисциплинарные знания.
Фундаментальные знания обеспечивают специалисту возможность адаптации в сфере профессиональной деятельности при достаточно быстрых темпах ее развития и совершенствования. Особо отметим, что нынешние и будущие выпускники высших учебных заведений будут жить в обществе, где приоритетную роль будут играть фундаментальные знания об информационных процессах в природе и обществе, а также информационные и коммуникационные технологии.
Вопросы преемственности курса информатики и информационных технологий, несмотря на разнообразное теоретическое освещение их в педагогической литературе и накопленный опыт их практического решения в этой и других образовательных областях с учетом современных тенденций в развитии общества, науки и образования, требуют переосмысления их с точки зрения создания условий для успешного овладения информационной культурой специалистов инженерного профиля в максимально возможных пределах.
Курс информатики в вузах инженерного профиля обладает определенной спецификой. В частности, не представляя фундаментального знания - классического образования в области информатики, он должен в первую очередь способствовать формированию у студентов научного способа мышления, создания общенаучной картины мира. Отметим, что главным видом информационной деятельности студентов становится не накопление и хранение информации, а управление информационными потоками.
Среди проблем преемственности, требующих решения на концептуальном уровне, различные исследователи выделяют:
• проблему преемственности федерального компонента государственного образовательного стандарта основных образовательных программ по информатике;
• соблюдение в профильной дифференциации обучения информатике принципов «бинарного вхождения» информатики в содержание общего среднего образования
и дифференциации содержания образования по его ведущей педагогической функции;
• обязательность продолжение обучения информатике в рамках дифференциации образования на старшей ступени средней школы независимо от выбранного профиля специализации;
• осуществление в процессе преподавания внутриклассной дифференциации с учетом диагностики умственного и психического развития;
• проведение для учащихся ежегодных конференций, конкурсов и олимпиад по различным профилям школьной информатики с участием преподавателей вузов;
• организационное и методическое обеспечение дополнительных и углубленных внеклассных (внешкольных) занятий со школьниками по изучению информатики;
• увеличение продолжительности федерального базового курса информатики, обеспечение достаточной продолжительности изучения курса информатики на этапе предпрофессиональной профильной дифференциации;
• оснащение колледжа вычислительной техникой и программными средствами, уровень которых должен обеспечивать изучение информационных технологий в профессиональной деятельности;
• свободный доступ обучаемых к персональному компьютеру и к информационным ресурсам глобальных сетей для проведения индивидуальных предметных исследований на этапе профильной предпро-фессиональной подготовки;
• введение обязательного экзамена в школе как по базовому курсу информатики (после 9 класса), так и итогового (после 11 класса);
• введение вступительного экзамена по информатике в высшие учебные заведения.
Данные опроса свидетельствуют о том, что разрыв между декларируемым уровнем информационной культуры выпускников средней школы и реальным состоянием преподавания информатики нарушает непрерывность информационной подготов-
ки, концентричность курсов информатики в вузовских учебных планах и программах.
При попытках внести интегральные начала и обеспечить целостность процесса обучения информатике в колледже и вузе педагоги встречаются с целым рядом противоречий. Выделим такие, как:
• противоречие между неизбежно дискретным характером изучения учебного материала по информатике и необходимостью обеспечения целостной системы научных знаний;
• между естественным стремлением системы образования к фундаментализации содержания учебной дисциплины и феноменом «неустранимой новизны», присущим данной предметной области;
• между необходимостью осуществлять взаимосвязь спецдисциплин и информатики и сохранением структуры и логики каждой из них;
• между коллективным способом преподавания и процессом индивидуального усвоения знаний;
• между организационной обособленностью школ, гимназий, лицеев и вузов и необходимостью тесного сотрудничества между ними.
Несмотря на разнообразное теоретическое освещение в литературе вопросов преемственности курса информатики и информационных технологий и накопленный опыт их практического решения в этой и других образовательных областях, современные тенденции и развитии общества, науки и образования потребовали переосмысления их с точки зрения создания условий для успешного формирования информационной культуры специалиста инженерного профиля в максимально возможных пределах.
Актуальность выбранной темы исследования определяется наличием социального заказа на подготовку выпускника колледжа для успешного изучения дисциплин из области информатики и информационных технологий в техническом вузе.
Попытаемся сформулировать требования, соблюдение которых должно обеспечить реализацию принципа преемственности
в преподавании информатики и информационных технологий в колледже и вузе. Нам представляется, что к требованиям принципа преемственности в обучении информатике и информационным технологиям следует отнести:
• планирование содержания обучения в области информатики и информационных технологий; оно должно исходить из задач овладения информационной культурой, а также руководствоваться видами информационной деятельности будущего специалиста инженерного профиля;
• обеспечение тематического и хронологического согласования программ курсов информатики и информационных технологий и спецдисциплин;
• выделение главных «сквозных» образовательных линий курса информатики и информационных технологий в системе «колледж - вуз»;
• накопление данных, отражающих уровень сформированности и динамику изменения профессиональных качеств обучаемых;
• выявление и ликвидацию «кризисных» ситуаций в формировании информационной культуры обучаемого, в овладении студентом компьютерными методами сбора, хранения, обработки (редактирования) информации, применяемые в сфере его профессиональной деятельности, умениями приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии, акцентируя внимание на категории обучаемых с неблагоприятными для успешного проведения занятий качествами;
• выявление благоприятных качеств личности обучаемого и их дальнейшее развитие;
• оптимальный выбор и целесообразное сочетание методов, форм м средств формирования знаний, умений и навыков обучаемых;
• поэтапное развитие субъективной и сознательной роли учащихся в процессе обучения информатике и информационным технологиям;
• создание условий для непрерывного использования и развития усвоенных обучаемыми понятий и их систем в процессе учебной и профессиональной деятельности.
Конкретизация того, как следует действовать для выполнения этих требований, формулируется в правилах принципа, устанавливаемых как для преподавателя информатики, так и для обучаемых: учащихся и студентов.
К наиболее значимым правилам принципам преемственности для преподавателя информатики мы отнесли следующие:
• выделить основные этапы формирования навыков различных видов информационной деятельности специалиста инженерного профиля;
• установить исходный и верхний уровни формируемого умения или вида информационной деятельности;
• выявить противоречия между предстоящими перспективами развития знаний, умений и навыков обучаемого в области информатики и ее настоящим состоянием;
• проанализировать мотивацию и настрой личности обучаемого на сознательное участие в выполнении предстоящего перехода к новому этапу обучения информатике и информационным технологиям;
• выделить основные структурные элементы курса, раздела, темы дисциплины из области информатики и информационных технологий, предстоящие изучить (факты, понятия, закономерности);
• актуализировать в сознании учащегося ранее сложившиеся базисные понятия из области информатики и способы информационной деятельности;
• выбрать оптимальное сочетание методов, форм и средств обучения информатике и информационным технологиям, на основе которых осуществить перевод обучаемых с исходного на установленный уровень;
• установить связь между изучаемыми понятиями и предшествующими знаниями, умениями, как из области информатики и информационных технологий, так и
из других областей: естественнонаучной и гуманитарной;
• включить вновь сформированные понятия и усвоенные навыки в действие, шире использовать их в процессе решения задач из своей предметной области.
Определенные правила действий, выполнение которых будет, на наш взгляд, благоприятствовать реализации преемственности в обучении информатике и информационным технологиям в колледже и вузе, необходимы и для учащихся. Перечислим основные:
• выработать установку на сознательное профессиональное самоопределение;
• видеть перспективу процесса обучения информатике и информационным технологиям;
• иметь представление о роли информатики и информационных видов деятельности в собственном развитии и становлении как специалиста инженерного профиля;
• способствовать перерастанию сознательного отношения к обучению информатике и информационным технологиям в сознательное участие в процессе обучения информатике;
• определять существо затруднений, испытываемых при разрешении противоречий процесса обучения информатике и информационным технологиям будущих инженеров;
• видеть свои слабые и сильные стороны, непрерывно развивать свою активную внутреннюю позицию по отношению к овладению видами информационной деятельности специалиста инженера, а также средствами и методами новых информационных технологий обучения;
• выявлять недостатки в своих знаниях и умениях по информатике и информационным технологиям и устранять их;
• уметь находить опору в ранее полученных знаниях и связывать их с вновь приобретаемыми знаниями по информатике и информационным технологиям.
Главной целью инженерного образования является подготовка специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной квалификации, компетентностью в избранном деле и комплексом личностных качеств, актуальных в современных условиях информатизации профессиональной деятельности, представляющих социальную значимость и ценностную потребность для представляющих социальную значимость и ценностную потребность для вступающего в трудовую жизнь молодого человека. Чем выше уровень развития профессионально и личностно важных качеств у студентов, тем эффективней и качественней их профессиональная подготовка. Современная компьютеризированная графическая подготовка в техническом вузе - это фундаментальная сфера знаний, умений и специфических личностных качеств, без которых не может состояться современный инженер. В значительной степени возросла потребность в специалистах, способных к проявлению творчества в решении новых инженерно-геометрических задач. Это предопределило новый интерес к проблеме формирования творческой личности специалиста.
Среди качеств личности будущего специалиста, необходимых для успешной учебной и профессиональной графической деятельности, особо выделяют пространственно-образное инженерно-геометрическое мышление. Инженерно-геометрическое мышление - это протекание мыслительных процессов в сфере геометрических, графических и технических образов и оперирование этими образами с помощью приемов умственной деятельности. Техническое (инженерное) мышление есть процесс отражения в сознании производственно - технических процессов и объектов, принципов их устройства и работы. Инженерное мышление -это техническое понятийно-образное практическое мышление. Сама графическая деятельность, требуя от человека выполнения мыслительных операций по восприятию информации, ее анализу, переосмыслению и представлению в графическом виде, а также создание пространственного образа и мысленное оперирование им способствует раз-
витию интеллектуальных инженерно-геометрических форм мышления.
Существует диалектическая взаимообусловленность между развитием личности и осуществляемой ею деятельностью. Поэтому условием профессионального становления личности является развитие, совершенствование самой деятельности. Для студента технического вуза инженерно-геометрическая графическая деятельность закладывает фундамент инженерного образования. Потому актуальны такие дидактические методы, которые способствуют совершенствованию самой этой деятельности и интеллектуальному развитию личности с необходимыми для этой деятельности качествами. От организации образовательного процесса, использующего графические информационные технологии, в значительной мере зависит развитие интеллектуальных возможностей студента и будущего специалиста.
Исследования способностей к интеллектуальной деятельности указывают на необходимость развития и являются условием успешного его протекания. Среди таких компонентов выделяют пространственные представления и воображение, которые характеризуют инженерно-геометрическое образно-графическое мышление. Воображение в инженерной геометрии и графике - это такая творческая мыслительная деятельность, в результате которой могут рождаться оригинальные технические идеи и образы, обладающие субъективной или объективной новизной, практическое воплощение которых имеет личностную или общественную ценность. Обучение студентов компетентному использованию конструкторско-графических информационных технологий способствует формированию пространственно-образного инженерно-геометрического мышления, потому что в динамике формирования зрительного образа, деятельности в процессе компьютерного моделирования, взаимоотношений знания и его наглядно-чувственной опоры заложены психолого-педагогические основы восприятия пространственных образов и формирование
связанных с ними геометрических представлений.
Широкое внедрение инфокоммуника-ционных технологий вызвало оживление в развитии проблемы творческой графической деятельности студентов. Вместе с активным процессом освоения инженерной компьютерной графики в вузах ведутся научные и практические поиски, направленные на разностороннее и оптимальное использование систем автоматизированного проектирования (САПР).
Развитию процессов творческого инженерно-геометрического образно-графического мышления студентов способствуют такие методы, которые активизируют профессиональное становление будущих инженеров благодаря стимулированию их интереса к инженерной геометрии и графике, чему существенно способствует участие в студенческих олимпиадах и конкурсах по графическим информационным технологиям и системам. Подготовка к таким конкурсам студентов нефтяного института является необходимым элементом системы информационно-технологического организационно-педагогического и методического обеспечения общеинженерной графической подготовки студентов.
Инженерно-геометрический пространственно-образный творческий стиль ума в значительной степени складывается под влиянием учебной, учебно-профессиональной, научно-исследовательской и самообразовательной работы студента. Подготовка к студенческим олимпиадам и конкурсам по графическим информационным технологиям и системам инженерного назначения представляет синтез учебно-познавательной, профессиональной и научно-исследовательской деятельности студентов, включающий как необходимый компонент процессы самообразования.
Основным принципом построения программ по информатике и информационным технологиям является реализация технологии межпредметной интеграции и преемственности в непрерывном процессе образования.
В целях адаптации выпускников к современным условиям и успешного профессионального самоопределения в колледже нами организована допрофессиональная подготовка по актуальным сегодня специальностям: компьютерный дизайн, помощник офис-менеджера, основы предпринимательской деятельности, оператор-программист.
В колледже практикуется выполнение творческих работ и проектов с использованием знаний, полученных в ходе изучения разных предметов. Например, творческая работа на тему «Создание базы экономических данных по регионам России» с их дальнейшей обработкой в Excel и использование учениками знаний, полученных при изучении экономики, географии, информатики и вычислительной техники. Выполняя эту работу, они обрабатывают экономическую информацию, делают выводы о тенденциях изменений во времени заданных экономических показателей, работают с исходными таблицами, составляют сводные отчеты на основе первичной информации, строят диаграммы и графики и т.д.
Межпредметные связи расширяют кругозор и аналитические способности учащихся, позволяют увидеть проблему с разных точек зрения и аргументированно обосновать правильность принятого решения.
Процесс обучения идет с использованием современной проекционной установки. Учитель объясняет материал с демонстрацией на компьютере. Практически весь курс информатики перекладывается для изложения в виде «презентаций».
Такое нетрадиционное преподавание делает процесс обучения более интересным и содержательным.
Использование мобильного класса на основе переносных ПК позволяет учителю наиболее эффективно организовать индивидуальное, групповое обучение, интеграцию разных предметов в обучении учащихся при выполнении ими проектных работ, а также гибкий процесс контроля и самоконтроля учащихся в обучении.
Применение рабочих мест учителя на основе ПК, оснащенных декодерами под-
ключения ПК к телевизору и/или проекционной аппаратуре передачи изображения от ПК на экран (например, кабинеты ЭВТ, кабинет географии и кабинет экономики), повышает эффективность и наглядность процесса обучения.
Расширение образовательного пространства происходит за счет расширения возможности доступа учащихся и всех учителей в урочное и во внеурочное время к мультимедийным программам и предоставления им выхода в Интернет.
Наличие интернет-уголков позволяет организовать педагогические условия для формирования новой образовательной среды, способствующей успешному обучению учащихся - талантливых, способных проектировать свое будущее, имеющих исследовательский интерес, ориентированных на получение повышенного уровня знаний. Учащиеся получают возможность выбора источника информации, оценки источника информации, получения новой информации, возможности общения, обмена информацией и ее передачи, интересного досуга. Такая форма работы развивает познавательный интерес, индивидуальный опыт личности, творческие потребности, потребность к самосовершенствованию
Таким образом, перечисленные компьютеризированные технические средства в корне изменяют образовательное пространство как по его объему, методике, так и по качеству.
Непрерывность изучения информационных технологий можно проследить по нескольким темам:
1. Работа с текстами.
2. Компьютерная графика.
3. Программирование.
Первоначально нами была проведена
классификация содержания среднего образования по информатике и информационным технологиям, регламентируемого новыми стандартами (1). В качестве классификационных признаков использовались составляющие модели информатики как предмета обучения, а объектами классификации выступали дидактические единицы соответствующих стандартов. Поскольку мы ориен-
тировались на последующее обучение инженерным специальностям, то в качестве основы был выбран только базовый уровень стандарта среднего (полного) общего образования.
Проведенный анализ показал, что все составляющие теоретической модели информатики как предмета обучения нашли свое отражение в дидактических материалах стандартов средней школы. Исключение составили классификационные группы «Теоретические основы искусственного интеллекта», «Математические основы теории информации», «Теоретические основы информационных систем», «Прикладные вопросы математики» и «Теория надежности». Применительно к этим классификационным группам были рассмотрены требования по содержанию подготовки в области информатики, определяемые действующими стандартами образования по инженерным специальностям. Оказалось, что, с точки зрения существующей обязательной подготовки по инженерным специальностям высшей школы, требования по упомянутым классификационным группам также не предъявляются. Таким образом, применительно к высшему инженерному образованию соответствующие разделы также не детализируются и включаются в модель знаний по теоретической информатике. Если допустить, что вопросы, относящиеся к перечисленным классификационным группам, представляют существенную сложность для изучения в рамках среднего образования, они могут быть вынесены на подготовку в высшую школу, а их отсутствие не нарушает целостности всей модели. Таким образом, уровень абстрагирования модели информатики как предмета обучения может быть повышен за счет включения упомянутых составляющих в категорию теоретической информатики.
Требования в классификационных группах «Теоретические основы компьютерной графики и визуализации», «Социальная информатика» имеются в стандартах среднего образования, а действующими стандартами высшего образования по инженерным специальностям не предъявляются. Это означает, что уровни абстрагирования и
инкапсуляции знании для средней и высшей школы по этим вопросам совпадают, и высшая школа может полностью опираться на знания, полученные в средней школе. Отметим, что потребности конкретной специальности высшей школы могут заставить разработчиков новых стандартов высшего образования включить некоторые из перечисленных разделов в содержание обучения.
Образовательная система «колледж -вуз» создана на базе Грозненского государственного нефтяного института для осуществления информационной подготовки учащихся.
Образовательная система включает две основные подсистемы.
Первая образовательная подсистема -школьное образование в области информатики и информационных технологий. Здесь происходит реализация программы допро-фессиональной и начальной профессиональной подготовки.
В этой подсистеме учащиеся колледжа изучают элективный курс в области информатики и информационных технологий «Электронные таблицы Excel в решении профессионально-ориентированных познавательных задач».
Вторая образовательная подсистема -специалитет, здесь студенты получают высшее профессиональное образование по инженерному профилю.
Для инженерного профиля мы разработали два курса по выбору: «Системы компьютерной графики и автоматизированного проектирования» и «Компьютерные математические системы».
Разработанные нами курсы по выбору оказывают большую практическую значимость при изучении спецдисциплин студентами по специальности 657300 - Оборудование и агрегаты нефтегазового производства.
В динамике развития сотрудничества колледжа с нефтяным институтом можно проследить три этапа.
На первом этапе создан учебный план, совместно с кафедрами института разработаны учебные программы по ряду дисциплин, введены новые курсы. К преподаванию
ряда дисциплин в колледже привлечены преподаватели института.
Второй этап характеризуется переходом в колледже на профильное обучение.
В работе преподавателей колледжа используется кафедральный принцип. Учащиеся колледжа выполняют ряд практических и лабораторных работ на базе института.
На третьем этапе при колледже созданы группы, в которых обучаются студенты 1 и 2-го курса института. Основную часть студентов этих групп составляют выпускники колледжа.
Содержание образования в колледже представляет собой сбалансированное сочетание базисного (федерального), регионального и колледжеского компонентов.
В частности, колледжеский компонент предусматривает:
- развитие базового ядра образования;
- расширение содержания образования по сравнению с Государственными образовательными стандартами в сторону формирования универсальных знаний учащихся.
В колледже реализуется личностно-ориентированный тип образования, выявляется сформированнность мотивов и сферы познавательных интересов, закрепляется интерес к выбранной специальности.
Более детальное знакомство с факультетами, работа при кафедрах института целенаправленно готовят учеников к последующему выбору профессии, к поступлению и дальнейшему обучению в вузе.
По Государственному образовательному стандарту студенты изучают два курса по информатике и информационным технологиям: «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Курс «Информатика» занимает важное место в системе профессиональной подготовки специалистов. Он является базой, обеспечивающей внедрение инфокоммуни-кационных технологий в систему высшего профессионального образования.
Целью изучаемой дисциплины является формирование у будущего специалиста элементов информационной культуры, ос-
нов знаний и комплексов умений и навыков, необходимых для широкого применения средств инфокоммуникационных технологий, соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности.
Следующим курсом, изучаемым по ГОС специальности 657300 - Оборудование и агрегаты нефтегазового производства, является «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
На изучение дисциплины отводится 50 часов аудиторных занятий.
Цель изучаемой дисциплины - формирование у будущего специалиста элементов информационной культуры, основ знаний и комплексов умений и навыков, необходимых для широкого применения средств инфокоммуникационных технологий, соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности. Параллельное с курсом «Информационные технологии в профессиональной деятельности» изучение других естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин позволяет реализовать системный подход, интегрируя знания из различных предметных областей.
Знания и умения, сформированные у студентов при изучении курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности», получают в дальнейшем свое развитие в курсах общепрофессиональных и специальных дисциплин. Учебные занятия по курсу «Информационные технологии в профессиональной деятельности» организовывались в форме лекций и лабораторных работ.
Важнейшим компонентом обеспечения этого курса явилось компьютерное учебное программное сопровождение: электронные средства обучения, компьютерные педагогические программные средства, электронные учебники и т.д.
Программа курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности» включает следующие темы:
1. Основные принципы, методы и свойства инфокоммуникационных технологий, их эффективность.
2. Автоматизированные рабочие места, их локальные и отраслевые сети.
3. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы.
4. Интегрированные информационные системы, проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сфере деятельности.
5. Экспертные системы и системы поддержки принятия решений.
6. Моделирование и прогнозирование в профессиональной деятельности.
Результаты проведенного эксперимента показали, что одним из наиболее продуктивных методов при изучении курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является метод учебных исследовательских проектов.
В основе этого метода лежит развитие познавательных, творческих навыков студентов, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых - индивидуальную, парную, групповую, выполняемую в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных приемов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии и т. д.
Метод проектов целесообразно использовать в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Характерной чертой современного высшего образования является не только интеграция дисциплин в учебном плане, системный подход к разработке учебных планов, но и увеличение числа и роли курсов по выбору.
Обеспечение восприятия современной научной картины мира требует инноваций в содержании образования. Первостепенную
роль здесь должны играть междисциплинарные курсы, которые содержат наиболее фундаментальные знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к профессии, специальностям и специализациям.
Работа студентов в рамках разработанного нами интегрированного курса по выбору «Системы компьютерной графики и автоматизированного проектирования» позволяет совмещать инновационное содержание образования, а также современные методы учебной работы с широким использованием компьютерных информационных технологий, осуществлять интеграцию.
Курс включает в себя знакомство с программами по обработке графической информации и основы работы в программах Photoshop и CorelDraw.
Цель этого спецкурса - помочь будущим инженерам-нефтяникам сформировать необходимые умения и навыки использования средств новых информационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Данный курс по выбору является подготовительным звеном для перехода к изучению курса по ГОС «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и готовит студентов к деятельности, связанной с компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, к умению приобретать новые знания, используя современные инфокоммуникационные технологии.
Знания и практические навыки, полученные при изучении курсов по информатике и информационным технологиям по ГОС и курсов по выбору используются обучаемыми при изучении естественно-научных дисциплин, а также при разработке курсовых и дипломных работ.
Программа курса по выбору «Системы компьютерной графики и автоматизированного проектирования» включает темы:
1. Системы машинной графики. Представление о векторной и растровой графики. Графические редакторы: CorelDraw, Photoshop. Знакомство со способами обработки графических изображений.
2. Технология работы с программами, предназначенными для просмотра графических файлов различных форматов.
3. Изучение интерфейса программы Photoshop. Инструменты для выделения областей. Инструменты рисования и раскрашивания. Редактирование изображения на уровне пикселей. Цифровая живопись. Работа с фильтрами и создание специальных графических эффектов в программе Photoshop. Работа с многослойными изображениями. Корректирующие слои.
4. Основные принципы работы со сканированным изображением. Реставрация фотоснимков.
5. Знакомство с программами по обработке графических изображений. Программы BitMorph и GIFAnimator. Методы создания анимированного изображения.
В настоящее время большое распространения получают компьютерные математические системы (2). Лидирующая роль этих систем определяется следующими основными особенностями:
• удобством пользовательского интерфейса;
• ориентацией математических возможностей на подавляющее большинство пользователей, а не на профессионалов-математиков;
• отсутствием требований высокой квалификации пользователей как программистов;
• использованием типовых приемов работы в ОС Windows;
• возможностью использования версий для подготовки оригинал-макетов любой документации, относящейся к научно-технической и учебной деятельности.
Программа курса по выбору «Компьютерные математические системы» включает темы:
1. Анализ компьютерных математических систем. Основное окно системы.
2. Вычисления в системе MathCad.
3. Уравнения и системы уравнений в системе MathCad.
4. Графика в системе MathCad.
Об авторе венного нефтяного института имени академика Дубаев Магомед Абдул-Хамидович, директор М.Д. Миллионщикова. Нефтяного колледжа Грозненского государст-