УДК 378.147 ББК 74.58
Иляшенко Любовь Киряловна
преподаватель г. Сургут Ilyashenko Lyubov Kiryalovna
Lectirer
Surgut
Реализация педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего инженера - нефтяника Pedagogical Environmental Complex of a Future Oil-Engineer’s Professional Competence Forming
Статья посвящена проблеме реализации педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего инженера - нефтяника при изучении курса «Высшая математика». Выделяются структурные элементы учебно-тематических модулей, требования к составлению рейтингового контроля. Рассматривается структура учебной программы.
The article deals with a problem of pedagogical environmental complex of a future oil-engineer’s professional competence forming while studying «Higher Mathematics». Structural elements of educational subjects’ modules, requirements to a rate control composition are distinguished. The structure of the curriculum is alsocon-sidered in the article.
Ключевые слова: педагогические условия, модульно-рейтинговая система обучения, профессиональная компетентность, мотивация учения, модульная программа, рейтинговый контроль, рейтинговая оценка, учебно-тематические модули, учебная программа.
^y words: pedagogical environmental complex, a module-rate system of education, professional competence, motivation of learning, a module curriculum, rate’s control, rate’s mark, educational subjects’ modules, curriculum.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования профессиональной компетентности может быть разрешена разными путями. По мнению А.П. Комарова, условиями успешности формирования профессиональной компетентности являются: индивидуальный подход к личности студента и формирование мотивации достижения успеха в будущей профессиональной деятельности [3]. И.В. Мурадханов выделяет следующие факторы повышения профессиональной компетентности: педагогическое стимулирование в контексте комплексного процесса; использование информационнокоммуникационного комплекса; внедрение в образовательный процесс единой программы лабораторного практикума на общенаучных, общеинженерных и профильных кафедрах [5]. Мы же выдвигаем предположение о том, что эффек-
тивность процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста-нефтяника при изучении курса высшей математики обеспечивается при реализации следующих педагогических условий:
- применение педагогического проектирования процесса обучения на основе модульно-рейтинговой системы обучения (МРС);
- формирование у студентов положительной мотивации учения;
- разработка учебно-методического комплекса на основе модульного структурирования содержания курса высшей математики (создание учебнометодической документации и рабочих программ по курсу « Высшая математика», включающих крупные разделы и темы, объединенных по характеру материала в модули, где составные элементы содержания учебного материала выстраиваются в определенных связях и отношениях, разработка и применение мультимедийных средств).
Естественнонаучная подготовка, а именно изучение курса высшей математики, занимает ведущее место в фундаментальной подготовки будущего инженера нефтегазовой отрасли. Мы считаем, что применение МРС обучения при изучении этого курса, способствует развитию личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, развитию критического мышления, генерированию новых идей.
Модульные программы для изучения курса высшей математики, которые мы использовали и разрабатывали, познавательного и операционного типа. Реализация познавательных целей обеспечивается теоретическим содержанием учебного материала. Информационный материал модулей формируется по гносеологическому признаку, то есть вокруг базовых понятий и методов курса высшей математики. Модульные программы познавательного типа мы использовали с целью формирования системы фундаментальных знаний обучающихся.
Реализация операционных целей обеспечивается практической частью учебного содержания и предполагает формирование умений и навыков обучающихся. Содержание модуля формируется по функциональному признаку, то есть вокруг функций, способов, приемов познавательной или профессиональ-
ной деятельности. По нашему мнению, модульные программы операционного типа нацелены на формирование профессиональной компетентности.
В настоящее время в педагогической литературе можно встретить различные подходы к проектированию модульных программ и модулей.
Модульная программа - не конспект учебного занятия или планирование учебного материала преподавателем, это программа деятельности студента по изучению определенной темы. Обучение осуществляется через модули. В составе обучающего модуля выделяются следующие структурные элементы:
1. Информационный блок, который содержит теоретический материал, подлежащий изучению, структурированный на учебные элементы. Информационный блок может быть представлен в виде учебников, комплекта методических пособий, списка необходимой литературы, конспекта лекций и т.д., а также методические указания по его освоению.
2. Методический блок, в который включаются рекомендации для преподавателя по проведению учебных занятий с описанием конкретных методик и алгоритмов.
3. Исполнительский блок, содержащий пакеты типовых, комплексных и ситуационных задач разных уровней сложности, описания лабораторных и практических работ и т.д., методические рекомендации.
4. Контролирующий блок, содержащий входной, промежуточный и итоговый контроль, тесты и специальные задачи различной степени сложности, а также методические указания к проведению контроля [4].
Указывая на трудности преподавания специальных дисциплин, ученые видят выход в создании обучающих модулей совместными усилиями специальных кафедр. В этом же направлении работают исследователи В.В. Карпов и М.Н. Катханов [2].
По нашему мнению алгоритм проектирования модульной программы по курсу высшей математики основывается: на соблюдении принципов структуризации, адаптивности, реализации обратной связи; представлено в компактном и
наглядном виде; обеспечено дидактическим материалом, проблемными и прикладными задачами.
Принцип структуризации содержания обучения, который обеспечивает иерархию дидактических целей, последовательность и целостность изложения, логическую завершённость и автономность модулей
Принцип адаптивности отражается в проектировании модуля преемственности, в профессионально-прикладной направленности учебных элементов модулей, в вариативности модулей. Этот принцип конкретизируется следующими процедурами:
- спроектировать содержание модуля преемственности соответствующих уровней образования;
- определить область профессионально-прикладных проблем, разрешение которых возможно в рамках рассматриваемой дисциплины, и отобрать содержание для модулей, направленных на обеспечение профильной дифференциации;
- дифференцировать содержание модулей по объёму в зависимости от специальности и специализации (полный, сокращенный, ознакомительный курсы); дифференцировать по уровню сложности комплект задач, входящих в модуль.
Принцип реализации обратной связи требует, чтобы процесс усвоения знаний был управляемым, и существовала возможность его корректировки и контроля. Для реализации этого принципа следует воспользоваться процедурами:
- составить перечень знаний и умений по каждому модулю;
- подготовить систему задач и упражнений, в которую включить задачи: типовые, проблемные (нестандартные, творческие) и диагностические (служащие средством контроля и анализа усвоения учебного содержания); дифференцировать задачи по сложности;
- разработать эталоны ответов ко всем задачам, а к типовым - алгоритмы решения либо ориентировочную основу действий;
- разработать блок контроля (текущий контроль - в конце каждого учебного элемента, рубежный - в конце модуля); текущий контроль может осуществ-
ляться в форме самоконтроля по имеющимся в модуле дидактическим тестам или заданиям.
93% опрошенных из числа профессорско-преподавательского состава указывают на то, что основным обстоятельством, влияющим на формирование содержания обучения студента, является его будущая профессиональная деятельность. Требования со стороны профессиональной деятельности оказываются системообразующими, они задают контекстный принцип построения и развертывания не только отдельных дисциплин, но и содержание всей подготовки специалиста в вузе.
МРС обучения включает рейтинговый контроль. Нами были выведены требования к составлению этого контроля: необходимо разработать систему индивидуальных заданий, включая оценку за их выполнение в общий рейтинг студента; технология получения рейтинговых баллов по каждой дисциплине должна быть четкой и определенной; до сведения каждого студента в обязательном порядке доводится методика расчета рейтинга по каждой дисциплине; условия набора баллов должны быть равными для всех студентов, причем на всех этапах освоения дисциплины; методическая документация по МРС должна быть доступна для всех студентов.
Наша опытно-поисковая работа показывает, что рейтинговая оценка деятельности студентов позволяет усилить мотивацию учебной деятельности путем более четкой дифференциации оценки результатов учебной работы каждого студента, уменьшить влияние субъективных факторов со стороны преподавателя, что, безусловно, способствует повышению качества обучения. Мы убедились, что своевременное информирование преподавателем студента об изменении своего рейтинга, является одним из основных факторов активизации его самостоятельной работы.
Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами. Максимальное количество их равно 100. Для получения положительной оценки необходимо набрать не менее 60 баллов.
Мы считаем, что лучше использовать рейтинг накопительного характера. Если рейтинг студента составляет 91-100 баллов, то он получает оценку отлично или зачет, в зависимости от учебного плана. В том случае, если рейтинг студента составляет 76-90 баллов, то он получает оценку «4». Если же студент набирает 61-75 баллов, то он вправе рассчитывать на удовлетворительную оценку. Данная информация сообщается студентам в начале изучения курса высшей математики.
Чтобы работа студентов была постоянной и продуктивной в период всего времени изучения курса высшей математики, мы осуществляли мониторинг, который проявлялся в виде тестов, самостоятельных работ, домашних заданий.
Разрабатывая учебно-тематические модули, нами были выделены следующие формы занятий: лекции, практические занятия, коллоквиум, минизачет, контрольная работа, самостоятельная работа студентов. Дополнительно нами было включено также участие студентов в научных конференциях, написание и защита рефератов.
Такая организация МРС обучения помогает получить:
- объективную оценку деятельности не только студентов, но и преподавателя;
- повысить степень профессиональной подготовленности студента;
- систематизировать процесс обучения;
- выявить наиболее слабые места в процессе изучения дисциплины;
- возможность студентам самостоятельно оценивать свою учебную деятельность.
Анализ результатов нашей опытно - поисковой работы также показывает, что эффективным средством, позволяющим успешно формировать профессиональную компетентность будущего специалиста-нефтяника, является разработанный учебно-методический комплекс на основе модульного структурирования содержания курса высшей математики.
Алгоритмическое предписание к проектированию разделов курса высшей математики на основе модульного структурирования содержания состоит из
следующих операций:
1. Тематическое и хронологическое согласование разделов курса высшей математики; определение оптимальной последовательности изучения учебного материала.
2. Анализ и отбор компонентов содержания курса в соответствии с целями обучения.
3. Модульное структурирование этих разделов.
4. Составление рабочей программы.
5. Разработка методического обеспечения.
6. Корректировка рабочей программы и методического обеспечения дисциплины в результате апробирования в учебном процессе вуза.
Структура учебной программы, как правило, состоит из двух основных элементов: целей программы и собственно содержания. В целях учебного курса отражается целостный вариант конечного результата совместной деятельности преподавателя и студента [6, С. 48]. Цели - инструмент управления, имеющий различные способы применения. При рассмотрении оперативной проблемы ими можно пользоваться для установления стандартов деятельности, для оценки работы и контроля над решениями. При решении стратегической проблемы цели используются как критерий при принятии решений о необходимости изменений [1, С. 118]. Осознание целей образования и воспитания на каждом этапе обучения студентов является хорошим мотивационным решением.
Содержание программы - это средство к достижению целей обучения и воспитания. Точность формулировки программных целей и требований по отношению к студентам является показателем образования высокого качества, а также эффективного труда преподавателя и студентов [7].
Мы пришли к выводу, что при изучении курса высшей математики, с использованием МРС обучения, у будущих инженеров нефтяной и газовой промышленности формируется дедуктивно-логический стиль мышления; вырабатывается умение формулировать, обосновывать и доказывать различного рода суждения; развиваются интеллектуальные качества (способность к абстрагиро-
ванию, обобщению, анализу и критичности мышления); эта наука содействует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражения (порядок, точность, ясность, сжатость) и закрепляет хорошие навыки работы.
При подготовке будущего специалиста-нефтяника акцент нужно делать не только на профессиональные качества, но и на профессионально-нравственные качества, к которым относят: профессиональную надежность; готовность к преодолению трудностей; осознание личной ответственности за положение дел на производстве; объективную оценку уровня своей квалификации; осознание потребности в непрерывном повышении своей профессиональной компетентности.
Библиографический псиок
1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф - СПб.: Питер, 1998. -
416 с.
2. Карпов, В.В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе / В.В. Карпов, М.Н. Катханов - М., 1992. - 106 с.
3. Комаров, А.П. Формирование профессиональной компетентности курсантов военных институтов средствами модульного обучения: Дисс ... канд. пед. наук / А.П. Комаров. -Уссурийск, 2005. - 146 с.
4. Локшин, К.В.Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам: Дисс ... канд. пед. наук / К.В. Локшин. - Сургут, 2008. - 175 с.
5. Мурадханов, И. В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин: Дисс ... канд. пед. наук / И.В. Мурадханов. - Ставрополь, 2007. - 175 с.
6. Семин, Ю.Н. Интеграция содержания инженерного образования: Дидактический аспект. - Ижевск: Изд-во Ижевск. гос. техн. ун-та, 2000. - 140с.
7. Фурманэк, М. Дидактические основы подготовки будущего учителя предмета «Техника» как педагога-менеджера: Дисс ....д.п.н.: 13.00.01. - М., 1998. - 387 с.
Bibliography
1. Ansoff, I. A New Corporative Strategy / I. Ansoff. - SP.: Peter, 1998.- 416 p.
2. Furmanek, M. Didactic Principles of a Future «Technique» Teacher’s Training as a Teacher-Manager: Diss.Cand. of Ped.: 13.00.01.- M., 1998.- 387 p.
3. Karpov, V.V. The Invariant Model of an Intensive Education Technology
Using a Multilevel Study at a Higher Educational Institution / V.V Karpov, M.N. Katkhanov. - M., 1992. - 106 p.
4. Komarov, A. P. Military Institution Students’ Professional Competence Formation by Means of Module Education: Diss.Cand. of Ped. / A.P. Komarov.- Ussurysk, 2005.- 146 p.
5. Lokshin, K. V. Administrative Skills Formation of a Future Physical Culture Manager While Studying Special Courses: Diss.Cand. of Ped. / K.V. Lokshin.-Surgut, 2008.- 175 p.
6. Muradkhanov, I.V. Pedagogical Environmental Complex of Oil and Gas Drilling Specialists’ Professional Competence Forming: Diss.Cand. of Ped. / I.V. Muradkhanov.- Stavropol, 2007.- 175 p.
7. Semin, Yu.N. Integration of Engineering Education Contents: Didactic Aspect.- Izhevsk: Publishing House of Izhevsk. State Techn. University, 2000.- 140 p.