Научная статья на тему 'Информационные технологии при реализации модульно-рейтинговой системы в СКФ МТУСИ'

Информационные технологии при реализации модульно-рейтинговой системы в СКФ МТУСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ / РЕЙТИНГ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленький П. П., Ефименко В. Н., Сущенко М. И.

Освещены необходимые условия успешной реализации модульно-рейтинговой системы (МРС) в вузе, перечислены трудности и проблемы внедрения этой системы в образовательный процесс как для студентов, так и для преподавателей, приведены возможные пути решения этих проблем и преодоления трудностей, описан возможный эффект успешного внедрения модульно-рейтинговой системы. Сделан акцент на использовании информационных технологий при реализации модульно-рейтинговой системы, значимости свободного владения информационными технологиями преподавателем учебной дисциплины для успешной реализации МРС. Формирование, заполнение, сопровождение электронных ведомостей модульно-рейтинговой системы преподавателем необходимое условие успешности при реализации данной педагогической технологии. Приведены образцы электронных ведомостей с балльными рейтингами по отдельной дисциплине и по группе студентов в целом по всем дисциплинам учебного года обучения. Указывается, что осуществление информационно-компьютерной поддержки обработки электронных ведомостей по дисциплинам с целью определения общевузовского рейтинга обучающегося производится силами отдела качества филиала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии при реализации модульно-рейтинговой системы в СКФ МТУСИ»

Информационные технологии при реализации модульно-рейтинговой системы в СКФ МТУСИ

Ключевые слова: информационные технологии, модульно-рейтинговая система, дисциплинарный модуль, рейтинг, компетенция.

Освещены необходимые условия успешной реализации модульно-рейтинговой системы (МРС) в вузе, перечислены трудности и проблемы внедрения этой системы в образовательный процесс как для студентов, так и для преподавателей, приведены возможные пути решения этих проблем и преодоления трудностей, описан возможный эффект успешного внедрения модульно-рейтинговой системы. Сделан акцент на использовании информационных технологий при реализации модульно-рейтинговой системы, значимости свободного владения информационными технологиями преподавателем учебной дисциплины для успешной реализации МРС. Формирование, заполнение, сопровождение электронных ведомостей модульно-рейтинговой системы преподавателем — необходимое условие успешности при реализации данной педагогической технологии. Приведены образцы электронных ведомостей с балльными рейтингами по отдельной дисциплине и по группе студентов в целом по всем дисциплинам учебного года обучения. Указывается, что осуществление информационно-компьютерной поддержки обработки электронных ведомостей по дисциплинам с целью определения общевузовского рейтинга обучающегося производится силами отдела качества филиала.

Беленький П.П., Ефименко В.Н., Сущенко М.И.,

Северо-Кавказский филиал ФГОБУ ВПО МТУСИ

В новых исторических реалиях современного общества, сложившихся в начале XXI века, каждый выпускник высшего учебного заведения должен уметь быстро и успешно адаптироваться к сложной производственной обстановке, принимать верные решения в самых неординарных ситуациях. Исходным приоритетом в образовании является формирование эрудированной, компетентной и ответственной личности, сочетающей профессиональные компетенции с должным мировоззренческим кругозором и способностью к инновационной деятельности.

Для соответствия этим требованиям современного общества к выпускникам вузов Минобрнауки России разработаны новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования(ФГОС ВПО) 3-го поколения, включающие требования к выпускникам вузов по достижению ими необходимых рынку труда профессиональных и общекультурных компетенций.

Модернизация высшего образования повлекла за собой необходимость внедрения в образовательный процесс инновационных образовательных технологий, эффективной системы управления качеством подготовки специалистов с высшим образованием, которая в состоянии обеспечить систематическое, комплексное и объективное оценивание компетенций обучающихся.

Для достижения требуемых компетенций на смену классической системе университетской подготовки с традиционным транслированием преподавателем определенного объема знаний и последующим приемом экзамена приходят современные образовательные технологии, ориентированные на активизацию внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. При этом экзамен не является определяющим в итоговой оценке освоения дисциплины, доминирующим фактором успешности в достижении компетенций становится систематическая добросовестная мотивированная самостоятельная работа обучающегося в течение семестра, учебного года и всего периода обучения в вузе.

Одной из таких образовательных технологий является модульно-рейтинговая система (МРС), обеспечивающая ритмичную и эффективную работу преподавателей и обучающихся, позволяющая ранжировать обучающихся по степени достижения ими соответству-

ющих компетенций на основе систематической объективной оценки освоения дисциплин, структурированных по модульному принципу с выделением показателей и критериев качества освоения учебного материала. Эта система позволяет учитывать весомость модулей дисциплины, дисциплин в целом, критериев качества их освоения, проводить квалиметрическую оценку степени достижения компетенций обучающимися при подсчете их рейтингов путем шкалирования многобалльной рейтинговой оценки для отражения рейтинга в традиционной пятибалльной системе оценки.

Под рейтингом понимается "накопленная оценка", некоторая числовая величина, выраженная по многобалльной шкале и суммарно характеризующая посещаемость студентом учебных занятий, его успеваемость, эрудированность, воспитанность, участие во внеучебной, научной работе и, в конечном итоге, уровень той или иной компетенции, формируемой при освоении соответствующих модулей, дисциплин.

Баллы, характеризующие успешность освоения студентом конкретной учебной дисциплины, набираются им в течение всего периода изучения этой дисциплины за различные виды успешно выполненных работ.

Конкретное закрепление количества набираемых баллов за определенными модулями и видами работ зависит от особенностей структуры дисциплины, от количества запланированных на нее аудиторных часов и часов на самостоятельную работу в соответствии с зачетными единицами трудоемкости (ЗЕТ) дисциплины, от содержательной значимости отдельных тем и отдельных видов работ для освоения дисциплины.

Рейтинговая система предусматривает непрерывный контроль знаний студентов на всех этапах обучения и включает в себя:

• рейтинг по модулям дисциплины, учитывающий текущую работу студента по видам занятий: лекциям, семинарам, практическим, индивидуальным занятиям, лабораторным, контрольным, самостоятельным работам, коллоквиумам, курсовым работам (проектам);

• рейтинг по дисциплине, учитывающий результаты работы студента по всем модулям дисциплины и на экзамене (зачете);

• семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем дисциплинам, изучаемым в течение данного семестра;

• интегральный рейтинг, отражающий успеваемость студента за весь срок обучения в вузе, включая научно-исследовательскую работу студентов, прохождение практик, сдачу итогового государственного экзамена, выполнение выпускной квалификационной работы.

Рейтинг студента может являться основанием назначения именной стипендии университета, перевода обучающегося с полного возмещения затрат на обучение на бюджетную основу обучения и наоборот.

Суммарный рейтинг студента за весь срок обучения сообщается Государственной аттестационной комиссии при итоговой государственной аттестации студентов, а также потенциальным работодателям по их просьбе.

По итогам академического рейтинга за полный период обучения студент, успешно освоивший основную образовательную программу подготовки бакалавра, может быть рекомендован для зачисления в магистратуру.

При реализации модульно-рейтинговой системы, с одной стороны, реальная учебная нагрузка обучающегося для успешного освоения учебного материала увеличивается, студенту приходится планомерно, ежедневно работать над освоением каждого модуля, а не время от времени в периоды подготовки к сессии.

С другой стороны, снижается загруженность и уменьшается количество стрессовых ситуаций обучающегося во время сессии, появляется возможность строить индивидуальные образовательные траектории, соотнесенные с собственным уровнем восприятия и способностью обработки потоков новой информации, степенью готовности и желания к достижению тех или иных показателей по итогам освоения дисциплин, возможности получения желаемой оценки без сдачи экзамена, исключении субъективизма или случайностей при получении итоговой оценки. При модульно-рейтинговой системе подготовка к зачету или экзамену стала лишь способом систематизировать знания и ликвидировать возможные пробелы по изученным модулям.

Для преподавателя модульно-рейтинговая система является рычагом повышения мотивации студентов к плодотворной работе в течение всего периода обучения, активизации разносторонней познавательной внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся на основе индивидуализации учебного процесса, позволяет осуществлять мониторинг освоения студентом учебной дисциплины посредством постоянной оценки и анализа уровня освоения обучающимися учебного материала.

За счет тщательного структурирования содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули, смещения акцента с использования традиционных форм лекционных аудиторных занятий в сторону интерактивных форм обучения и других инновационных образовательных технологий происходит интенсификация, качественное изменение учебного процесса и познавательной деятельности студента: за один и тот же период времени обучающийся воспринимает, осваивает больше учебного материала и овладевает соответствующими компетенциями на более высоком уровне, чем при традиционном монологическом изложении лектором темы.

Для получения максимального эффекта от модульно-рейтинговой системы преподавателю необходимо активизировать и провоцировать самые разнообразные формы самостоятельной работы студентов. Это неизбежно влечет качественную переработку содержания всех учебно-методических материалов для обучающихся по сравнению с методическим обеспечением дисциплин, традиционно реализуемых без применения МРС.

Модульно-рейтинговая система обязывает преподавателя не только постоянно совершенствовать содержание дисциплины и ее методическое обеспечение, но искать и использовать инновационные педагогические технологии, адекватные дидактические методы, средства и приемы для достижения поставленных целей формирования высокого уровня профессиональных компетенций обучающихся.

Внедрение модульно-рейтинговой системы требует меньших усилий у преподавателей, свободно владеющих и использующих современные информационные компьютерные технологии как на стадии подготовки и проведения аудиторных занятий с обучающимися в модульном формате с использованием современных пакетов прикладных программ и мультимедийных технических средств, разработки контрольных измерительных материалов и проведения ква-лиметрической оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, так и в процессе накопления и обработки получаемых данных по итогам непрерывной диагностики учебных достижений студентов.

Вузы должны обеспечить своим преподавателям возможность освоения азов современных информационных технологий для успешного внедрения модульно-рейтинговой системы в образовательный процесс путем организации курсов повышения квалификации, или в существующей у вуза системе дополнительного профессионального образования. Каждый преподаватель вуза должен освоить в необходимой мере основные компьютерные офисные приложения для качественной реализации информационного сопровождения модульно-рейтинговой системы, формирования и ведения электронных ведомостей МРС. Овладение преподавателями современными информационными технологиями — необходимое условие успешности внедрения модульнорейтинговой системы и, как следствие, повышения качества подготовки выпускников, формирования у них на требуемом уровне общекультурных и профессиональных компетенций.

Вывод: реализация модульно-рейтинговой системы, с одной стороны, — необходимое условие достижения обучаемыми требуемых ФГОС ВПО компетенций, с другой — источник мотивации самих преподавателей к непрерывному повышению собственной профессиональной квалификации, освоению ими современных информационных технологий. Все это, в конечном счете, влияет на повышение качества образовательного процесса в целом и уровня профессиональной готовности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности.

В СКФ МТУСИ модульно-рейтинговая система реализуется уже на протяжении нескольких лет. При реализации основных образовательных программ на базе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 2-го поколения в филиале был наработан положительный опыт использования модульно-рейтинговой системы на каждой кафедре.

Сотрудниками отдела качества СКФ МТУСИ разработана и осуществляется информационно-компьютерная поддержка сопровождения модульно рейтинговой системы, облегчающая преподавателям ведение рейтингового контроля. Для преподавателей СКФ МТУСИ были проведены на базе филиала курсы повышения квалификации по современным информационным технологиям, которые помогли им при реализации МРС и обработке итогов работы обучающихся по модулям и дисциплинам.

В прошлом 2011/2012 учебном году одновременно с переходом на двухуровневую подготовку, первым набором обучающихся и началом реализации основных образовательных программ на базе ФГОС ВПО 3-го поколения Ученым Советом СКФ МТУСИ было принято решение об использовании модульно-рейтинговой системы в полном объеме по каждой дисциплине первого курса бакалавриата. В текущем 2012/2013 учебном году решением Ученого Совета филиала использование МРС распространено на дисциплины второго курса. В будущем планируется все дисциплины основных образовательных программ бакалавриата реализовывать с использованием модульно-рейтинговой системы.

Пример электронной ведомости по дисциплине представлен на рис.1.

Рейтинг и его структура, преп - доц Петров П.П.

ПОПОМ Группа 01*. 11 |>сцтм Ивформто Вссга^ся 'Ляобпм 10О-1МО»

Рейтингом* суммарная »лектронна* ведомость

Фамилия И.О. Посещение 104. 18 баллов Модуль 1 12 баллов Модуль 2 12 баллов Модуль 3 18 баллов Модуль 4 12 баллов Модуль 5 54 балла Модуль 6 54 балла На 24.1211

Идеальный студент 54 18.00 12.00 12.00 18.00 12.00 54.00 54.00 180.00

1 ФИ01 54 18 00 960 900 10 98 676 54.00 51.30 161.64

2 ФИ02 54 18 00 396 6,72 1098 9 24 34 56 51.30 134.76

3 ФИОЗ 46 15 33 396 828 900 972 51.30 51 30 148.89

4 ФИ04 42 14.00 9.60 000 1006 9 24 36 18 40 50 119.60

5 ФИ05 54 18 00 564 12 00 10 96 924 54 00 51.30 161.18

6 ФИОв 54 18 00 564 10 56 594 9 24 54 00 54 00 157.38

7 ФИ07 54 18 00 11.16 10.56 1098 924 48 60 51.30 159.84

8 ФИОв 34 11.33 6.76 11.26 1494 9 24 37.80 21.60 114.95

9 ФИОв 54 18 00 960 972 900 8 16 48 60 51 30 154.38

10 ФИ010 50 1667 460 3,72 900 6 76 33 46 51.30 127.73

11 ФИ011 38 12 67 1044 756 16.02 8 16 27.00 46 60 130.45

12 ФИ012 52 1733 324 526 900 706 27.00 40 50 109.43

13 ФИ013 46 1533 7.20 6.00 10.06 9 24 49 66 40 50 138.03

14 ФИ014 54 18 00 960 756 14 94 964 48 60 54 00 182.54

15 ФИО 15 54 1800 10 44 9.00 14 04 616 54 00 51 30 164.94

Отлично 15.30 10.20 10.20 15,30 10.20 45.90 45.90 153.00

Хорошо 12.80 8.40 8.40 12.60 8.40 37.80 37.80 126.00

Удовлетворительно 0.90 6.60 6.60 9.90 6.60 29.70 29,70 99.00

Ъсма Мплс« 1280

История 192 балла Ин. пы 180 Пади псих. Иат аиали! ВМ (ОТ) 144 110 Ышлоа РЯКР 80 Э»олотя 120 На 13.02.12.

Идеальный студент 19200 120 00 264.00 180.00 120 00 656 00 1 ООО

ФИ01 140.80 148.40 65 08 219.42 107,30 16164 67.40 75.00 475.58 0,725

? ФИО ? 148 83 158.00 10140 147,00 79,40 134,76 68 00 80.00 479.63 0,731

3 ФИОЗ 127.26 161,50 66.00 203.10 79,23 148 89 46 06 73,67 39221 0598

4 ФИ04 12168 116.00 82 41 145.20 79.33 119.60 44.32 66 00 393.75 0.600

5 ФИ05 15156 129,00 85 08 198.62 8190 161.16 68.00 86 00 472.53 0,720

6 ФИ06 168 34 144 00 83.40 196.32 100.80 157.38 72 80 90.00 515.34 0,786

7 ФИ07 15621 136 50 95.12 1*5.20 82.13 159 84 63.80 10200 49926 0,761

8 ФИ06 16500 102,00 80.13 146 00 11720 114.96 69.11 100,00 531.45 0,810

9 ФИ 09 147.68 147.50 66 00 224 40 110,83 154,38 56 00 99.00 479.51 0,731

я ФИ010 10660 128.75 69.32 147.96 82.63 127.73 57.10 66.00 380 66 0,580

а ФИ011 105.61 164.00 70.39 148 98 83.67 130.45 62.51 66.00 388.17 0.592

а ФИ012 10660 122.S0 66 00 145.68 79.30 109 43 45.36 77.00 37326 0.569

л ФИ013 129.31 107,00 82.07 146,87 79.60 138,03 56.30 88,67 435 94 0.665

= ФИ014 105 60 127,00 66 00 158,62 79.43 162.54 59 50 91,00 401.53 0.612

S ФИО 15 127 06 161.00 8820 160.00 79,20 164.94 68 16 72,67 43528 0.664

0,696

Отлично 16320 153,00 10200 224.40 122.40 153,00 68 00 102.00 557 60

Хорошо 134 40 126.00 84 00 184.80 100.80 126.00 56 00 84.00 45920

Удовлетворительно 106.60 99.00 66,00 14520 7920 99,00 44.00 66,00 360.80

РИс. 1. Пример электронной ведомости по дисциплине

В этом примере дисциплина Информатика представлена 6 модулями, за каждый из которых студенты группы зарабатывают определенное количество баллов в соответствии с уровнем овладения этим модулем. В последнем столбце накапливается общий балл по дисциплине по мере сдачи отчетности по очередному модулю. Электронная ведомость по дисциплине обновляется после сдачи каждой отчетности по очередному модулю, располагается в локальной сети филиала, и студенты могут постоянно отслеживать свой рейтинг по мере освоения модулей дисциплины. В случае неудовлетворенности студента своим рейтингом по какому-либо модулю, он может, подготовившись, дополнительно сдать отчетность по этому модулю и изменить свой балл. В конце семестра суммарный балл показывает рейтинг каждого студента по каждой изучаемой в текущем семестре дисциплине. В соответствии со шкалой перевода рейтингового балла в традиционную оценку "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", студент гарантированно получает заработанную им оценку, при этом на экзамене при желании может улучшить рейтинговый балл, но не более, чем на 15% от общего количества баллов по дисциплине. Для получения оценки "зачтено", студенту добстаточно набрать рейтинговых баллов в количестве не менее, чем необходимо для получения оценки "удовлетворительно".

На основе таких электронных ведомостей формируется рейтинговая суммарная электронная ведомость, определяющая суммарный рейтинг студента в группе по всем дисциплинам, пример которой приведен на рис. 2.

В соответствии с этим рейтингом определялся лучший студент по итогам учебной работы в семестре.

Опыт использования СКФ МТУСИ модульно-рейтинговой сис-

Рис. 2. Пример рейтинговой суммарной электронной ведомости.

темы показал повышения мотивации обучающихся к освоению учебного материала, активизацию межсессионной деятельности студентов, в том числе снижение числа пропусков аудиторных занятий без уважительной причины, что, в конечном счете, приведет к повышению эффективности учебного процесса и качества обучения в целом.

Литература

1. Ефименко В.Н. Квалификационно-персональная характеристика, как основа информационного контекста подготовки бакалавра. Труды Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. — Ростов-на-Дону.: ПЦ "Университет" СКФ МТУСИ, 2012.

- С. 201-203.

2. Беленький П.П., Ефименко В.Н., Сущенко М.И. Модульно-рейтинговая система в формировании компетенций обучающихся в вузе. Труды Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. — Ростов-на-Дону.: ПЦ 'Университет" СКФ МТУСИ, 2012.

— С. 203-207.

3. Беленький П.П., Сущенко М.И. Педагогические кадры вуза и информационная компетентность выпускников. Сборник материалов международной конференции "Информационное общество: Состояние и тенденции межгосударственного обмена научно-технической информацией в СНГ". — М.: ВИНИТИ РАН. 2011. — С. 16-17.

4. Беленький П.П., Сущенко М.И. Проблемы современного образования в области информационных технологий. Сборник материалов XI международной научно-методической конференции вузов и факультетов инфо-коммуникаций, Астрахань, 23 июня 2010 г. Изд-во: АГТУ, 2010. — 19-22 с.

5. Ефименко В.Н. Моделирование формирования личности специалиста в информационном пространстве. Сборник трудов участников XVIII международной научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании", Москва, ноябрь 2008, Ч. II. М.: МИФИ, 2008. — С. 23-24.

Information technologies of modular and rating system in educational process of NCB MTUCI

Belenkiy P., Efimenko V., Sushchenko M.,

North Caucasian branch of federal public educational budgetary institution of higher education of the Moscow technical university of communication and informatics

Abstract

In article necessary conditions of successful realization of modular and rating system (MRS) in higher education institution are shined, difficulties and problems of introduction of this system in educational process both for students, and for teachers are listed, possible solutions of these problems and overcoming of difficulties are given, the possible effect of successful introduction of modular and rating system is described. The emphasis is placed on use of information technologies at realization of modular and rating system, the importance of free possession by information technologies the teacher of a subject matter for successful realization of MRS. Formation, filling, maintenance of electronic sheets of modular and rating system by the teacher — a necessary condition of success at realization of this pedagogical technology. Samples of electronic sheets with mark ratings on separate discipline and on group of students as a whole on all disciplines of academic year of training are given. It is specified that implementation of information and computer support of processing of electronic sheets on disciplines for the purpose of definition of an all-high school rating being trained is made by forces of department of quality of branch.

Keywords: information technologies, modular and rating system, disciplinary module, rating, competence.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.