Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего инженера-нефтяника при изучении курса «Высшая математика»'

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего инженера-нефтяника при изучении курса «Высшая математика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические условия / профессиональная компетентность / педагогическое проектирование / модульно-рейтинговая система обучения / положительная мотивация / учебно-методический комплекс / pedagogical environmental complex / professional competence / pedagogical designing / module-credit system of education / positive motivation / educational-methodical complex

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иляшенко Любовь Киряловна

В статье уточняется понятие «педагогические условия». Выделяются и раскрываются три педагогических условия, которые влияют на эффективность формирования профессиональной компетентности будущего инженера нефтяной и газовой промышленности при изучении курса «Высшая математика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иляшенко Любовь Киряловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Environmental Complex of a Future Oil Engineer's Professional Competence Formation While Studying «Higher mathematics»

The notion of «the pedagogical environmental complex» is elaborated in the article. Three items of the pedagogical environmental complex are revealed, they influence efficiency of the professional competence’s formation of a future oil engineers and gas industry workers while studying «Higher Mathematics».

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего инженера-нефтяника при изучении курса «Высшая математика»»

УДК 378.147 ББК 74.58

Иляшенко Любовь Киряловна аспирант г. Сургут Ilyashenko Lyubov Kiryalovna

Post-graduate Surgut

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего инженера-нефтяника при изучении курса «Высшая математика» Pedagogical Environmental Complex of a Future Oil Engineer's Professional Competence Formation While Studying «Higher mathematics»

В статье уточняется понятие «педагогические условия». Выделяются и раскрываются три педагогических условия, которые влияют на эффективность формирования профессиональной компетентности будущего инженера нефтяной и газовой промышленности при изучении курса «Высшая математика».

The notion of «the pedagogical environmental complex» is elaborated in the article. Three items of the pedagogical environmental complex are revealed, they influence efficiency ofthe professional competence'sformation of a future oil engineers and gas industry workers while studying «Higher Mathematics».

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональная компетентность, педагогическое проектирование, модульно-рейтинговая система обучения, положительная мотивация, учебно-методический комплекс.

Key words: pedagogical environmental complex, professional competence, pedagogical designing, module-credit system of education, positive motivation, educational-methodical complex.

Для успешного формирования профессиональной компетентности будущего специалиста-нефтяника необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу и тем самым обеспечивать повышение качества их профессиональной подготовки.

Еще Л. С. Выготский утверждал, что необходимо «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [5].

Мы считаем, что на эффективность формирования профессиональной компетентности будущего инженера нефтяной и газовой промышленности при изучении курса «Высшая математика» оказывают влияние следующие педагогические условия:

- применение педагогического проектирования процесса обучения на основе МРС;

- формирование у студентов положительной мотивации учения;

- разработка учебно-методического комплекса на основе модульного структурирования содержания учебных дисциплин.

Рассмотрим эти условия.

Первое педагогическое условие - осуществление педагогического проектирования процесса обучения на основе внедрения модульно-рейтинговой системы обучения (МРС) при изучении курса высшей математики.

Проектирование - это вид человеческой деятельности, в частности, это один из видов управленческой деятельности. Проект - результат проектировочной деятельности. Термин «педагогическое проектирование» был введен в категориальный аппарат отечественной педагогики А. С. Макаренко, который выделил методологическую функцию педагогики как науки, заключающуюся в создании «научных проектов личности» и функцию педагогов-практиков, состоящую в составлении и реализации программ воспитания для каждого члена коллектива на основании общего проекта и с учетом индивидуальных особенностей личности [6].

При проектировании процесса обучения на основе МРС мы выделяем следующие этапы:

1 этап - определение цели проектирования (целеполагание);

2 этап - выявление системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели формирования профессиональной компетентности (ориентировка);

3 этап - описание педагогической действительности (диагностика исходного состояния формирования профессиональной компетентности);

4 этап - выдвижение вариантов достижения целей и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях реализации модулей (прогнозирование);

5 этап - построение конкретных модулей и рейтингого контроля и построение методики измерения уровня сформированности той или иной профессиональной компетенции;

6 этап - внедрение проекта модульно-рейтингового обучения;

7 этап - оценка результатов осуществления проекта и сравнение с ожидаемым уровнем сформированности профессиональной компетентности;

8 этап - коррекция действий обучающихся средствами модульно-рейтинговой системой.

В нашу страну МРС обучения проникла в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П. А. Юцявичене и ее учеников.

Авторы данного исследования видят цель этого обучения в создании наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Исследованиям в области МРС обучения посвящено много работ отечественных педагогов-ученых (А. Н. Алексюк и С. А. Кашин; Р. С. Бекирова; Э. Ф. Насырова; Т. Н. Носкова; С. В. Рудницкая; П. И. Третьяков и И. Б. Сенновский; Ю. Ф. Тимофеева; М. А. Чошанов; П. А. Юцявичене и другие).

По мнению М. А. Чошанова, в основу МРС положена концепция, заключающаяся в том, что подготовка специалиста с прочными базовыми знаниями зависит от способа их формирования. Прочность и надежность знаний всегда выше, если их формирование происходит не в авральной форме, а систематически, на протяжении всего периода обучения [11].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что МРС обучения, так же как и другая дидактическая система, предполагает проектирование

содержания обучения в соответствии с целями обучения, с общедидактическими принципами и критериями.

При разработке алгоритма проектирования процесса обучения на основе МРС мы исходили из принципов и их требований к проектированию обучения, выявленных в работах В. П. Беспалько, Н. В. Борисовой, В. И. Когана, М. А. Чошанова, П. Юцявичене и других авторов.

В качестве средств МРС обучения нами были взяты следующие компоненты:

• Сформулированные цели МРС обучения, которые должны быть направлены на формирование и развитие у будущих специалистов-нефтяников профессиональной компетентности. Эта одна из главных целей, которая объединяет автономные цели, реализацию каждой из которых обеспечивает отдельный модуль.

• В МРС обучении содержание обучения определяет его знаниевую и деятельностью составляющую. Ведущими видами деятельности являются продуктивный и поисковый. При обучении применяется широкий набор организационных форм деятельности (проблемные лекции, деловые игры, написание рефератов и т. д.)

Для развития умений продуктивной деятельности мы использовали следующие формы заданий: расчетно-графические, исследование функций при проведении лабораторных работ.

• В ходе обучения использовались разнообразные виды и формы контроля. Таким образом, мы пришли к выводу, что МРС обучения предполагает проектирование содержания обучения в соответствии с целями обучения, общедидактическими принципами и критериями его оценки. В соответствии с этим был осуществлен отбор элементов информации, подлежащих изучению студентами в рамках курса высшей математики, и структуризация отобранных элементов.

Первое педагогическое условие мы рассматриваем в непосредственной связи со вторым.

Второе педагогическое условие - формирование у студентов положительной мотивации учения.

Термин «мотив» означает «двигаю» (от лат. move). Деятельности без мотивов не бывает. Познавательные и профессиональные мотивы преобладают, направляют и регулируют процесс формирования профессиональной компетентности.

Как отмечает А. Н. Леонтьев, деятельности без мотива не бывает. Мотивы выступают как стимулы, реальные двигатели человеческой деятельности, как мощнейшие регуляторы поведения.

По мнению С. Л. Рубинштейна, основными мотивами сознательного учения выступают естественное стремление подготовиться к будущей профессиональной деятельности и интерес к знанию [9].

В работах С. Л. Рубинштейна заложена концепция внешней и внутренней мотивации. Согласно этой концепции, познавательные и профессиональные мотивы относятся к внутренним, а мотивы, лежащие за пределами процесса познания, овладения профессией и самосовершенствования, - к внешним. Эти мотивы непосредственно связаны между собой [9].

Результаты теоретических исследований показали, что именно внутренние мотивы являются определяющими в процессе формирования профессиональной компетентности будущего специалиста-нефтяника.

Мы согласны с мнением А. А. Вербицкого, что познавательная мотивация развивается и становится устойчивым личностным образованием будущего профессионала только в том случае, когда в ней присутствуют профессиональные мотивы. Эти мотивы в своей динамике предполагают более длительный период становления, чем познавательные. Познавательные мотивы выступают источником, из которого берут свое начало профессиональные мотивы. Изменение мотивации в сторону профессионализма - важнейший показатель эффективности обучения, воспитания и развития [4].

Мотив приобретает свою побудительную функцию лишь в системе отношения с целью, или, как точно об этом сказал Б. Ф. Ломов, когда образуется вектор «мотив - цель» [7]. По мнению А. К. Марковой, без целей самые хорошие мотивы учения могут остаться благими порывами. Мотивы создают установку

к действиям. Реализация мотивов зависит от умения ставить цели и достигать их поэтапно [8].

Другой фактор, познавательный и профессиональный интерес, выступает как комплекс психических свойств и состояний, который стимулирует деятельность человека и проявляется в избирательной познавательной, эмоциональной и волевой активности при встрече с различными объектами и явлениями действительности.

Анализ психолого-педагогической литературы привел нас к выводу, что формирование положительной мотивационной сферы связывают с применением новых, интенсивных систем обучения, ориентированных на процесс формирования профессиональной компетентности. Одной из таких систем является МРС обучения. Средства МРС обучения ставят будущих специалистов-нефтяников в такие условия активности и инициативности, при которых безразличное отношение к учению изменяется на осознанное и ответственное.

Второе условие мы рассматриваем в непосредственной связи с третьим.

Третье педагогическое условие - разработка учебно-методического комплекса на основе модульного структурирования содержания учебных дисциплин (создание учебно-методической документации и рабочих программ по курсу «Высшая математика», включающих крупные разделы и темы, объединенные по характеру материала в модули, где составные элементы содержания учебного материала выстраиваются в определенных связях и отношениях, разработка и применение мультимедийных средств).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что современная производственная деятельность в условиях быстрого устаревания знаний и глубоких изменений технической базы диктует нужду не столько в человеке, обладающем строго профессиональным набором знаний, умений и навыков, сколько в специалисте с высоким уровнем фундаментальной подготовки, способном к анализу и синтезу, умеющим достаточно быстро осознать сложившуюся ситуацию, сформулировать проблему, отобрать из имеющего объема информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Специфика инженерного образования определяет востребованность естественнонаучных знаний, в частности, математических понятий и фактов при формировании теоретической базы. Курс математики занимает принципиальное место в общей системе фундаментального естественнонаучного образования инженера. И здесь возникает немало проблем: уменьшение количества учебного времени, доли практических занятий, несформированность навыков самостоятельной работы при увеличении доли внеаудиторной нагрузки, преимущественное применение традиционных технологий обучения из-за недостаточного финансирования. Следовательно, необходимо разработать такой учебно-методический комплекс, который бы способствовал профессиональной подготовке будущего инженера нефтяной и газовой промышленности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что профессиональная компетентность будущего специалиста-нефтяника будет успешно формироваться в процессе естественнонаучной подготовки уже в вузе при соблюдении вышеуказанных условий.

Библиографический список

1. Аменд, А. Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования : Монография / А. Ф. Аменд. - Челябинск : Изд-во Чел. гос. пед. ун-та «Факел», 1996. - 152 с.

2. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - С. 124.

3. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград : Перемена, 2001.

4. Вербицкий, А. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении : Монография / А. А. Вербицкий. - М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 200 с.

5. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 312 с.

6. Габдрахманова, К. Ф. Педагогическое управление инновационной деятельностью в средней школе : дисс. ... канд. пед. наук / К. Ф. Габдрахманова. - Сургут, 2006. - 211 с.

7. Ломов, Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. - М. : Педагогика, 1991. - 296 с.

8. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1996. - 308 с.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - Т. 2. - 328 с.

10. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л. В. Трубайчук. - М. : Издательский Дом «Восток», 2001.

- 81 с.

11. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : Методическое пособие / М. А. Чошанов. - М. : Народное образование, 1996.

- 160 с.

Bibliography

1. Amend, A. F. Theory and Practice of Continuous Ecologic-Economic Education: Monograph. / A. F. Amend. - Chelyabinsk ; Publishers of the Chelyabinsk State Pedagogical University «Fakel», 1996. - 152 p.

2. Andreev, V. I. Pedagogy: Educational Course for Creative Self-development. 2nd publication. Kazan : the Centre of Innovative Technology, 2000. - P. 124.

3. Borytko, N. M. In the Space of Educational Activity. Volgograd : Peremena, 2001.

4. Verbitsky, A. A. Development of the Student's Motivation in the Context Education : Monograph. / A. A. Verbitsky. - M. : Exploratory Centre of the Problems of Specialist's Preparation Quality, 2000. - 200 p.

5. Vygotsky, L. S. Development of Higher Psychical Functions / L. S. Vygot-sky. - M. : Pedagogy, 1984. - 312 p.

6. Gabdrakhmanova, K. F. Pedagogical Management of the Innovative Activity in a Secondary School : Thesis of the Candidate of Pedagogics / K. F. Gabdrakhmanova. - Surgut, 2006. - 211 p.

7. Lomov, B. F. Questions of General, Pedagogical and Engineering Psychology. / B. F. Lomov. - M. : Pedagogy, 1991. - 296 p.

8. Markova, A. K. The Psychology of the Professionalism / A. K. Markova. -M. : Prosveshenie, 1996. - 308 p.

9. Rubinstein, S. L. Bases of General Psychology : in 2 Volumes. / S. L. Rubinstein. - M. : Pedagogy, 1989. - Volume 2. - 328 p.

10. Dictionary-Reference Book of Pedagogical Innovations in Educational Process. - M. : «Vostok» Publishing House, 2001. - 81 p.

11. Choshanov, M. A. Flexible Technology of the Problem-Module Education : Methodical Textbook. / M. A. Choshanov. - M. : Narodnoe Obrasovanie, 1996. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.