Научная статья на тему 'Довузовская подготовка по математике: от теории к практике'

Довузовская подготовка по математике: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ ПО МАТЕМАТИКЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КООРДИНАТЫ ПРОСТРАНСТВА / ПРИНЦИП / ТЕХНОЛОГИЯ / MATHEMATICAL PREPARATION / MATHEMATICAL COMPETENCE / PREPARATORY COURSES IN MATHEMATICS / EDUCATIONAL SPACE / SPACE COORDINATES / PRINCIPLE / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипова Зульфия Филаритовна

Уровень математической подготовки выпускников школ неуклонно продолжает снижаться. Математическая подготовка выпускников школ является значимым фактором успеваемости в нефтегазовом вузе, можно сказать, что она определяет ядро профессионального обучения и ядро карьеры инженера-нефтяника в течение всей жизни. Проблема развития математической компетентности будущего студента нефтегазового вуза не получила полного и всестороннего обоснования. Актуальность развития математической компетентности слушателя подготовительных курсов, способного к успешному обучению в нефтегазовом вузе вытекает из противоречия между требованиями к студентам-первокурсникам и недостаточной подготовленностью абитуриентов к поступлению и обучению в вузе. В статье проанализировано пространство довузовского математического образования в терминах координат: нормативно-регламентирующей, перспективно-ориентирующей, деятельностно-стимулирующей, коммуникативно-информационной. Представлены методические принципы концепции обучения математике на подготовительных курсах. Охарактеризована технология обучения математике на подготовительных курсах института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарипова Зульфия Филаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-UNIVERSITY PREPARATION ON MATHEMATICS: FROM THE THEORY TO PRACTICE

The level of mathematical training of school leavers is steadily declining. Mathematical preparation of school leavers is a significant factor in the progress in the oil and gas university, it can be said that it determines the core of professional training and the core of the career of an oil engineer throughout his life. The problem of development of mathematical competence of the future student of the oil and gas university has not received a full and comprehensive justification. The urgency of development of mathematical competence of the listener of preparatory courses, capable of successful training in the oil and gas university, follows from the contradiction between the requirements for first-year students and the insufficient preparedness of applicants for admission and education in the university. The article analyzes the space of pre-university mathematical education in terms of coordinates: regulatory-regulatory, perspective-oriented, activity-stimulating, communicative-informational. The methodical principles of the concept of teaching mathematics in preparatory courses are presented. The technology of teaching mathematics at the preparatory courses of the institute is characterized.

Текст научной работы на тему «Довузовская подготовка по математике: от теории к практике»

вопрос об условиях ее совершенствования остается актуальным для педагогов дополнительного образования. Решение данного вопроса поможет достаточно обоснованно ответить на те вопросы, которые сегодня выдвигает современный социум перед отечественной системой дополнительного образования.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.05.2014. - СПб.: Питер, 2014. - 240 с.

2. Журавлева Ж.И. Особенности разработки и адаптации дополнительной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 2 (3). С. 56-60.

3. Журавлева Ж.И., Павлова А.С. Адаптация дополнительных общеобразовательных программ в контексте реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник статей по материалам круглого стола (Москва, 17 февраля 2016 года). - М.: ПАРАДИГМА, 2016. - 202 с. - С. 157-163.

4. Журавлева Ж.И., Павлова А.С. Дополнительное образование - средство социализации детей с ОВЗ // Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (19-20 декабря 2014 г.). М.: МГПУ, 2014. С. 81-83.

5. Журавлева Ж.И., Павлова А.С. Потенциальные возможности дополнительного образования при обучении и воспитании детей с особыми проблемами развития // Повышение эффективности и качества дополнительного образования детей и молодежи: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Курск, 14-16 ноября 2013 г.) / под общ. ред. Т.А. Антопольской. Курск, КГУ, 2013. Ч. 1. С. 46-54.

6. Журавлева Ж.И., Павлова А.С. Разработка и адаптация дополнительной общеобразовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. - М.: МГПУ, 2017. - 44 с.

7. Информационно-методические материалы / В помощь педагогу, работающему над образовательной программой / Под. ред З.А. Каргиной. - НМЦ САО, 2008.

8. Павлова А.С. Адаптация программы дополнительного образования «Хоровое пение» для детей с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2017. № 1 (71). -С. 52-66.

9. Работаем по ФГОС основного общего образования: Программа коррекционной работы / под редакцией Е.Л. Черкасовой. - М.: Перспектива, 2014. - 88 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / под редакцией Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 136 с.

Педагогика

УДК: 378.096

кандидат педагогических наук, доцент Зарипова Зульфия Филаритовна

Альметьевский государственный нефтяной институт (г. Альметьевск)

ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО МАТЕМАТИКЕ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Аннотация. Уровень математической подготовки выпускников школ неуклонно продолжает снижаться. Математическая подготовка выпускников школ является значимым фактором успеваемости в нефтегазовом вузе, можно сказать, что она определяет ядро профессионального обучения и ядро карьеры инженера-нефтяника в течение всей жизни. Проблема развития математической компетентности будущего студента нефтегазового вуза не получила полного и всестороннего обоснования. Актуальность развития математической компетентности слушателя подготовительных курсов, способного к успешному обучению в нефтегазовом вузе вытекает из противоречия между требованиями к студентам-первокурсникам и недостаточной подготовленностью абитуриентов к поступлению и обучению в вузе. В статье проанализировано пространство довузовского математического образования в терминах координат: нормативно-регламентирующей, перспективно-ориентирующей, деятельностно-стимулирующей, коммуникативно-информационной. Представлены методические принципы концепции обучения математике на подготовительных курсах. Охарактеризована технология обучения математике на подготовительных курсах института.

Ключевые слова: математическая подготовка, математическая компетентность, подготовительные курсы по математике, образовательное пространство, координаты пространства, принцип, технология.

Annotation. The level of mathematical training of school leavers is steadily declining. Mathematical preparation of school leavers is a significant factor in the progress in the oil and gas university, it can be said that it determines the core of professional training and the core of the career of an oil engineer throughout his life. The problem of development of mathematical competence of the future student of the oil and gas university has not received a full and comprehensive justification. The urgency of development of mathematical competence of the listener of preparatory courses, capable of successful training in the oil and gas university, follows from the contradiction between the requirements for first-year students and the insufficient preparedness of applicants for admission and education in the university. The article analyzes the space of pre-university mathematical education in terms of coordinates: regulatory-regulatory, perspective-oriented, activity-stimulating, communicative-informational. The methodical principles of the concept of teaching mathematics in preparatory courses are presented. The technology of teaching mathematics at the preparatory courses of the institute is characterized.

Keywords: mathematical preparation, mathematical competence, preparatory courses in mathematics, educational space, space coordinates, principle, technology.

Введение. В современной инновационной экономике продолжающееся снижение качества математического образования негативно отразится на воспроизводстве инженерного корпуса. Риск «просмотреть» эту системную проблему может породить новые угрозы. Сегодня первый семестр в

техническом вузе фактически превращается в продолжение среднего образования. Возникает необходимость оказания первокурсникам научно-теоретической и методической поддержки в повторении и систематизации школьного курса математики. Кафедры, реализующие обучение математическим дисциплинам, вынуждены в спешном порядке подтягивать первокурсников по математике. Для этого вводятся различные адаптационные, буферные, вспомогательные курсы, курсы выходного дня. В связи с этим востребованность потенциала довузовской подготовки, реализуемой на подготовительных курсах вуза, продолжает быть актуальной. Механизм подготовительных курсов институтов сложился еще в период советского образования. Тем не менее, в данный момент подготовительные курсы представляются особенно значимым и необходимым инструментом корректировки уровня математической компетентности будущих студентов, а также оказания адресной поддержки остро нуждающимся первокурсникам.

Изложение основного материала статьи. Так как наше исследование нужно проводить в определенного типа пространстве - образовательном, то мы посчитали целесообразным применить определение образовательного пространства в терминах координат, принадлежащее Г.Н. Серикову. По Серикову Г.Н. образовательное пространство есть «...описание совокупности значений нормативно-регламентирующей, перспективно-ориентирующей, деятельностно-стимулирующей и коммуникативно-информационной координат, интегративно характеризующих специфику проявления и тенденций развития образования в конкретных социально-исторических обстоятельствах» [1, с. 33-34]. Т.И. Кузнецова, развивая данную трактовку образовательного пространства, конкретизировала координаты предвузовского образовательного пространства в условиях ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова, где обучаются иностранные студенты [2]. В продолжении, в рамках предлагаемого исследования, опишем координаты пространства довузовского математического образования в условиях Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ), в проекции которых мы исследуем развитие математической компетентности будущего студента нефтегазового вуза.

1. Нормативно - регламентирующая координата характеризуется следующими положениями:

- ФГОС нового поколения;

- ФГОС ВО по направлениям подготовки;

- наличием рабочей программы по дисциплине «Математика» для слушателей;

- периодом обучения - от 2 месяцев до 1,5 года;

- рабочими программами вузовских математических курсов.

2. Перспективно - ориентирующая координата определяется целью образования учащегося - выпускник должен быть подготовлен:

- к успешному усвоению естественно-математических дисциплин в вузе;

- к успешной сдаче ЕГЭ по математике;

- к осознанному выбору места дальнейшего образования и будущей профессии;

- к творческой научно-исследовательской деятельности.

3. Деятельностно-стимулирующая координата отражает специфику «жизнедеятельности» и аксиологического потенциала довузовской подготовки:

- место учебы для выпускников школ, лицеев, колледжей - подготовительные курсы вуза по математике;

- для учащихся младших и невыпускных классов - инновационные формы дополнительного образования, например «Малый нефтяной институт»; «Детская академия», «Воскресная математическая школа»;

- наличие высококвалифицированных преподавателей вуза;

- возможность посещать мастер-классы ведущих преподавателей вуза;

- обеспечение пособиями и раздаточным материалом;

- возможность подготовки к олимпиадам различных уровней по математике;

- возможность участия в пробных (репетиционных экзаменах).

4. Коммуникативно-информационная координата отражает взаимосвязи между различными образовательными системами, входящими в образовательное пространство довузовской подготовки.

В пространстве довузовской подготовки компетентность не статична, она «.не исчерпывается схемой «больше-меньше», а характеризуется в первую очередь наличием качественных новообразований» [4].

С позиций личностно-ориентированного, компетентностного, системного, деятельностного подходов учебный процесс на подготовительных курсах позволяет реализовать общеобразовательные, развивающие, воспитательные задачи и переосмыслить его роль в становлении личности будущего студента, активизировать стимулы профессиональной рефлексии преподавателя. Диапазон функций подготовительных курсов обширен. От образовательных до функции социальной защищенности. Преподавание дисциплины «Математика» на подготовительных курсах являет собой пример традиционного педагогического подхода с непременной ориентацией на меняющиеся условия социокультурной среды.

Мы проанализировали, каким должно быть преподавание математики на подготовительных курсах АГНИ, исследовав точки зрения слушателей, студентов и преподавателей математики в школе и вузе. Например, основные очертания концепции преподавания математики с точки зрения слушателей включают:

1) четкую программу курса, позволяющую в сжатые сроки ликвидировать пробелы по математике;

2) доступные формы и методы преподавания;

3) объективные и корректные формы и методики контроля и самоконтроля.

С точки зрения школьных учителей математики, преподавание на подготовительных курсах должно быть ориентировано на подготовку к ЕГЭ по математике. С точки зрения вузовских преподавателей, обучение на подготовительных курсах института должно обеспечивать готовность к дальнейшему обучению в вузе.

Исходным моментом в преподавание курса «Математика» на подготовительных курсах вуза мы видим в выяснении дидактических и методических позиций. Считаем, что важно определиться в следующих вопросах:

1) Каково место дисциплины «Математика» в образовательном пространстве довузовской подготовки в нефтегазовом вузе?

2) Каковы методические принципы преподавания курса математики будущим студентам нефтегазового вуза на подготовительных курсах института?

3) Какие конкретно-практические задачи должно решать предметное поле дисциплины при подготовке

слушателей для сдачи ЕГЭ по математике и дальнейшего обучения в нефтегазовом вузе?

Мы убеждены, что на уровне довузовского обучения содержание дисциплины «Математика» в условиях специально организованного образовательного пространства, являясь звеном оптимизации между школой и вузом, призвано максимально возможно скорректировать сформированную в школе структуру опыта личности (знания, умения, навыки) выпускников по математике, повысить уровень готовности к дальнейшему обучению в вузе, сдаче ЕГЭ по математике.

В основу концепции обучения математике на подготовительных курсах АГНИ положена совокупность методических принципов, разработанных И.Ф. Шарыгиным [3, с. 6-7]. Перечислим эти принципы.

1. Принцип регулярности. Полноценная математическая подготовка подразумевает значительный объем часов, отводимый работе над задачами. Мы согласны с И.Ф. Шарыгиным, считающим, что общий объем еженедельной нагрузки не менее 10 часов математики в неделю, включая занятия классные занятия в школе, занятия на подготовительных курсах и внеаудиторную самостоятельную работу, оптимален.

2. Принцип параллельности. Необходимо держать постоянно в поле зрения несколько тем (две-три), постепенно двигаясь по ним вперед и вглубь, постепенно наращивая сложность.

3. Принцип опережающей сложности. Нецелесообразно загружать учащихся как большими объемами несложных, однотипных упражнений, так и непосильными заданиями. Оптимально подбирать задания для самостоятельной работы на неделю так, чтобы из 10 задач 6 были доступны всем, 3 были по силам лишь некоторым, а 1 пусть не намного, но превышает возможности даже самых сильных обучающихся. Действие этого принципа будет эффективнее, если учащиеся группы были примерно одного уровня математического развития. Этот принцип также способствует развитию сознательности, внутренней честности, любознательности и формирует научное честолюбие.

4. Принцип смены приоритетов. В период накопления идей, а также при решении сложных задач приоритет отдается идее решения и прощаются вычислительные ошибки, недостаточная теоретическая обоснованность некоторых шагов в решении, несущественные ошибки в формулировке определений, применяемых свойств, теорем. Однако на допускаемые огрехи решения учащемуся всё - таки деликатно указывается. Если же отрабатывается уже известная идея, неоднократно встречающаяся при решении наиболее простых, стандартных задач, то приоритет отдается правильному ответу. Даже самая оригинальная сверхидея не может в этом случае компенсировать неверный числовой ответ.

5. Принцип вариативности. На примере одной задачи крайне важно рассматривать различные приемы и решения, а затем сравнить полученные решения с разных точек зрения: стандартности, оригинальности, объема вычислений, объема объяснений, эстетики, практической ценности. Присоединяемся к точке зрения И.И. Логвинова: чтобы задачи приносили пользу, их надо специальным образом организовать [5, с. 179].

6. Принцип самоконтроля. Регулярный и систематический анализ своих ошибок - непременный элемент самостоятельной работы и познавательной самостоятельности.

7. Принцип быстрого повторения. По мере накопления решенных задач разумно создавать задачный архив (ресурс), который систематизируется по степени трудности. Рекомендуется систематически не только пополнять архив решенными задачами, но и просматривать решения задач, вызвавших затруднения, а в некоторых случаях прорешивать их заново. Тем самым предметное поле задач структурируется и классифицируется, расширяется. При этом мы опираемся на положение: «прочность усвоения содержания учебного материала тем больше, чем систематичнее организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и его введение в систему уже усвоенного ранее содержания» [5, с. 104].

8. Принцип работы с текстом. Обучение происходит, если обучаемый находится в состоянии активной деятельности. В связи с этим особое значение приобретает работа с учебником, справочниками. Работа с текстом учебника, справочника заполняет теоретические пробелы в знании программного материала. Следовательно, важно учить изучать с напряжением мысли, карандашом и бумагой тексты учебников.

Мы сочли целесообразным расширить эту совокупность следующими принципами.

9. Принцип моделирования ситуаций. Полезно моделировать критические ситуации, которые могут возникнуть на ЕГЭ по математике, позволяющие отрабатывать различные алгоритмы решения.

10. Принцип гомеоморфизма между ретроспективой и перспективой.

В топологии две фигуры называются гомеоморфными, если между ними можно установить однозначное и взаимно непрерывное отображение. Главная особенность обучения на подготовительных курсах -ретроспективная направленность. Теоретические основы подавляющего большинства тем относятся к программе 9-летней школы. Однако глубина проработки тем, идейная насыщенность задач предполагает более высокий уровень математического развития учащихся, чем тот, который получен по окончании 9-ого класса. Тем самым все это способствует работе на перспективу.

11. Принцип генерализации информации. По В.И. Андрееву педагогический процесс осуществляется тем более эффективно, чем более систематически в процессе обучения осуществляется генерализация информации (уплотнение, обобщение) как в процессе поступления ее извне, так и при функционировании ее внутри педагогической системы [7, с. 186].

Перечисленные принципы определяют в пространстве довузовского математического образования как собственно обучение, так и его организацию. Уместно напомнить мнение В.И.Загвязинского, уверенного в том, что «преподавателю необходимо ориентироваться не на отдельные принципы учения, а их систему, обеспечивая научную научно обоснованную постановку целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности.» [6, с. 49].

Перечислим конкретно-практические задачи, решение которых должно обеспечивать предметное поле дисциплины «Математика» при подготовке слушателей для дальнейшего обучения в вузе, для сдачи ЕГЭ по математике.

1. Выявление теоретических основ формирования математической компетентности будущего студента в условиях вузовского образовательного пространства.

2. Развитие потенциальных возможностей выпускника школы по математике в условиях вузовского образовательного пространства.

3. Повышение уровня математической компетентности будущего студента вуза в условиях вузовского образовательного пространства.

4. Целенаправленная работа по воспитанию интереса к математике и уважению к ней как науке.

Известно, что математика едина. Нет отдельной математики для экономиста или инженера. Тем не

менее, нефтегазовый вуз предъявляет специфические требования к математической компетентности выпускника школы, обусловленные установлением тесной связи между математикой и профессиональными дисциплинами, приближением содержания математического образования к нуждам современной техники и организации производства.

Проектируя учебный процесс на занятиях по математике, преподавателю приходится учитывать, что обучаемые приходят из школ с разными целями обучения и разным количеством часов на математику, различным уровнем подготовки. Следовательно, актуален вопрос о многоуровневом учебно-методическом обеспечении.

Процесс обучения и содержания образования определяют методы обучения. Широкое применение находят репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский методы. Процесс обучения математике на подготовительных курсах АГНИ осуществляется в форме творческой мастерской. Под мастерской мы подразумеваем технологию, направленную на погружение слушателей в процесс поиска, познания, самопознания, построенную как цепочку «шагов» - заданий, предлагаемых преподавателем. Таким образом, в мастерской организуется развивающее пространство (траектория), позволяющее участникам мастерской в групповом поиске, в режимах диалога и полилога повышать математическую компетентность, приходить к осмыслению математической компетентности как метакомпетентности. Подчеркнем, что «шаги» - задания каждого занятия предварительно тщательно продумываются и выстраиваются в определенной логике преподавателем. Последовательность «шагов» по определенной теме выстраивается в систему задач.

Выводы:

1. Математический стиль мышления, умение грамотно провести вероятностно-статистический анализ современному инженеру нефтегазовой отрасли абсолютно необходимы. Поэтому идея необходимости полноценного математического образования будущего инженера нефтегазовой отрасли не оспаривается. Но одного признания этой идеи на современном этапе развития нефтегазовой отрасли недостаточно. Поэтому крайне важно обратить внимание на проблемы математической подготовки и уровень подготовленности будущих студентов к обучению в нефтегазовом вузе.

2. Стремительное развитие нефтегазовой отрасли, ее технологий неизбежно будет требовать все большего привлечения математических методов в организации производства, решении экологических проблем. Поэтому математике в нефтегазовом вузе, в том числе и в пространстве довузовской подготовки, должно уделяться центральное внимание.

3. Подготовительные курсы института представляют собой целевую область и фокус приложения усилий кафедры, реализующей чтение математических дисциплин. При этом важно определить идеологию и методологию концепции обучения математике, масштаб и уровень рабочих программ и учебно-методического обеспечения, проблемы, цели и задачи, механизмы и ресурсы, необходимые для реализации программ.

4. Актуализация подготовительных курсов института, развитие среды довузовской подготовки имеют своей целью, помимо прочего, выравнивание стартовых возможностей выпускников школ для обучения в вузе.

5. Ценностной целевой установкой в координатах пространства довузовской подготовки, обозначенных выше, является установка на мотивацию к обучению.

6. Процесс обучения на подготовительных курсах должен обеспечивать смещение акцента на личностный результат, достигаемый в ходе обучения и воспитания.

7. Представления о том, какими должны быть подготовительные курсы института, претерпели за исторически непродолжительный период времени значительные изменения. Поэтому должны быть исследованы и обоснованы перспективы решения проблем, связанных идеологией и методологией довузовской подготовки, реализуемой на подготовительных курсах института.

Литература:

1. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системы отражения / Г.Н. Сериков. - Курган:Зауралье, 1997. - 464 с.

2. Кузнецова Т.И. Модель выпускника подготовительного факультета в пространстве предвузовского математического образования / Т.И. Кузнецова - М.: «ЛИБРОКОМ», 2011. - 480 с.

3. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач. Учебное пособие для 10 кл.сред.шк. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с.

4. Денищева Л.О. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике / Л.О. Денищева, Ю.А. Глазков, К.А. Краснянская // Математика в школе. -2008. - №6.

5. Логвинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы / И.И. Логвинов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 205 с.

6. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - С. 49.

7. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.

Педагогика

УДК 371

аспирант Захарова Ирида Сулеймановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Лешер Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе патриотического воспитания. Представлены ценности патриотического характера, структура, содержание и функции ценностных ориентаций студентов.

Ключевые слова: ценность, патриотические ценности, ценностные ориентации, характеристика ценностных ориентаций будущих педагогов.

Annotation. In article the relevance of a problem of formation of valuable orientations of future teachers in the course of patriotic education is proved. Values of patriotic character, structure, content and functions of valuable orientations of students are presented.

Keywords: value, patriotic values, valuable orientations, characteristic of valuable orientations of future teachers.

Введение. Развитие межгосударственных политических, экономических и культурных связей России актуализировали необходимость ее участников ориентироваться в поликультурном мире, понимая его ценности и смыслы [8, 14, 15].

Необходимость осмысления ценностных основ личности требует обращения к исследованию проблемы ценностей и ориентации в них будущих педагогов.

Ученые, исследующие эти проблемы, трактуют ценностные ориентации как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему установок, убеждений, предпочтений, выражающуюся в поведении, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов [13, 14, 16].

В условиях поликультурной профессиональной среды вуза для будущих педагогов особую значимость приобретает процесс развития ценностных ориентаций в контексте их патриотического воспитания, трактуемого нами как систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у будущих педагогов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [13, 15].

Формулировка цели статьи. Цель статьи заключается в уточнении патриотических ценностей и ориентация на них будущих педагогов, с учетом разработанной структуры ценностных ориентаций.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая состояние проблемы формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе патриотического воспитания, мы обращались к понятиям «ценность», «ценностные ориентации», давая их характеристики, уточняя их содержание, структуру ценностных ориентаций студентов и выполняемые ими функции в процессе патриотического воспитания.

Для нашего исследования интерес представляют работы ученых, направленные на осмысление связи «ценность - личность» и предполагающие изучение явлений и предметов с позиции их ценности для формирования личности, прежде всего ее ценностных ориентаций [7, 14].

В 60-е годы С. Л. Рубинштейн, трактуя сознание не только как отражение бытия, но и как практическое отношение к нему, показал, что последнее заключается в выделении им значимых предметов, явлений в форме потребностей и ценностей, которые оказывают влияние на человека, детерминируют его поведение [20].

Интересным представляется подход В.Н.Мясищева к данной проблеме, рассматривающего ценностные ориентации как сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь личности с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в действиях, реакциях и переживаниях. При этом автор, характеризуя личность как систему отношений человека к окружающей действительности, полагает, что отношение к окружающим, является одновременно их взаимоотношениями, т.е. самым главным, определяющим личность [18].

Д. Н. Узнадзе, рассматривая ценностную ориентацию индивида в своей психологической концепции установки, трактует ее как специфическое состояние готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия ряда условий, в частности установки. В связи с этим ценностная ориентация, по его мнению, представляет устойчивую систему фиксированных установок, возникающих в результате объективации индивидом предшествующего общественного или личного опыта [22].

Поскольку в нашей работе речь идет о формировании ценностных ориентаций студентов в процессе патриотического воспитания, логика исследования предполагает рассмотрение ценностей патриотического характера.

Известно, что ценностные ориентации всегда связаны с деятельностью педагога и студентов, которая включает в себя их классификацию и субординацию ценностей. Классификация ценностей, отмечает О.В.Лешер, проводится по разным основаниям. Чаще всего по потребностям (культурные, социальные, жизненные ценности); по содержанию (научные, эстетические, политические, этические, технико-экономические); по удовлетворению потребностей субъекта (личные и общественные ценности); по делению культурных ценностей на материальные и духовные [13].

Познание процесса присвоения ценностей (интериоризации), перевода их в личностные, тесно связано с вопросом о соотношении ценности и оценки. С.Ф. Анисимов в своей работе отмечает, что процесс оценки определяет ценность того или иного объекта для личности, и ценность в таком случае представляет собой единство объективного и субъективного, форму отношения или взаимодействия между субъектом и объектом [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.