Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность педагогаматематика как средство реализации задач математического образования'

Профессиональная компетентность педагогаматематика как средство реализации задач математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MATHEMATICAL COMPETENCE / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MATHEMATICAL EDUCATION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольнева А. Б.

В статье затрагиваются вопросы педагогической и математической компетентности педагогаматематика высшей технической школы. Рассматриваются вопросы подготовки педагогов-ма те мати ков для технической школы. Даются рекомендации по развитию креативных способностей педагогов и студентов при изучении курса математики в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE MATHEMATICS TEACHER AS A TOOL FOR REALIZATION OF THE TASKS OF MATHEMATICAL EDUCATION

In the article the questions of pedagogical and mathematical competence of the teacher of mathematics in higher technical school are discussed. The issues of training of math teachers for the technical school are considered. Recommendations for the development of creative abilities in teachers and students in a course of mathematics in high school are given.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность педагогаматематика как средство реализации задач математического образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МАТЕМАТИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE MATHEMATICS TEACHER AS A TOOL FOR REALIZATION OF THE TASKS OF MATHEMATICAL EDUCATION

А. Б. Ольнева

В статье затрагиваются вопросы педагогической и математической компетентности педагога-математика высшей технической школы. Рассматриваются вопросы подготовки педагогов-математиков для технической школы. Даются рекомендации по развитию креативных способностей педагогов и студентов при изучении курса математики в высшей школе.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, математическая компетентность, математическое образование, творчество, интерактивность, интерактивные технологии.

Образованность общества является важнейшим условием технологического и социально-экономического развития любой страны, условием выживания цивилизации, преодоления ее глобальных кризисов. Специфика профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля состоит в получении новых математических знаний, в воспитании потребности и готовности к применению математических методов в профессиональной деятельности.

Математическое образование мы рассматриваем как важнейшую составляющую в системе фундаментальной подготовки современного специалиста инженерного профиля, а предметную образовательную сферу «Математика» считаем средством совершенствования математического образования инженеров [1, с. 4-6]. Сложность же построения математического образования в технической высшей школе заключается прежде всего в том, что математика для большинства специальностей не является профилирующей дисциплиной.

О важности математического образования говорится в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», где в пункте 1 указано: «Разработать и утвердить в декабре 2013 г. концепцию развития математического образования в РФ на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования».

Определенный вклад в разработку этой новой концепции может внести актуализация и решение важных методологических проблем математической подготовки современных специалистов с использованием интерактивных методов обучения.

A. B. Olneva

In the article the questions of pedagogical and mathematical competence of the teacher of mathematics in higher technical school are discussed. The issues of training of math teachers for the technical school are considered. Recommendations for the development of creative abilities in teachers and students in a course of mathematics in high school are given.

Keywords: professional competence, mathematical competence, mathematical education, creativity, interactive technologies.

Именно поэтому гармонично развитая личность, способная к личностному росту, является сейчас ориентиром и целью, на достижение которой следует направить все усилия педагогов различных образовательных учреждений в области практической деятельности.

Проблема развития творческих способностей педагогов и учащихся приобретает особую актуальность и социальную значимость, становясь и средством повышения познавательной самостоятельности, и важной целью обучения и педагога, и обучающихся.

В Большой советской энциклопедии написано: «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества».

Каждый человек по природе является существом творческим. Но выход на творческий уровень не так уж и легок, человек должен достичь определенной ступени в своем развитии. И желательно, чтобы с раннего возраста ему помогали в развитии его творческих способностей. Лучше всего делать это целенаправленно в рамках единой образовательной среды. Следует заметить, что развивающее влияние на личность оказывают лишь действенные знания. Творческие способности обнаруживаются в динамике приобретения знаний и использования их в нестандартной деятельности. Ведь творческие способности представляют собой совокупность психических свойств, среди которых выделяют группу общих качеств, отвечающих требованиям не одного, а многих видов творческой деятельности (художественного, научного, конструкторского и т. п.). Важными

критериями творческой активности во все времена считаются чувство новизны, критичность мышления, направленность на творчество, способность к преобразованию объектов мыслительной деятельности, способность к проведению параллелей и аналогий, умение видеть проблему, осуществлять исследовательскую деятельность, проводить эксперименты, делать обобщения и т. д.

Сегодняшнее время творчества, свободы выбора и возникшая необходимость разработки нового содержания образования по всем учебным дисциплинам требует совершенствования имеющихся и создания новых подходов к формированию личности педагога (и предметника, и воспитателя) и повышению его профессионального мастерства. Ибо каждый педагог должен понимать, что учебный процесс будет необходимым условием личностного развития обучающегося только тогда, когда появится основа для самореализации каждого обучающегося.

Основы творческого подхода к педагогическому процессу заложены в трудах выдающихся философов, педагогов и психологов прошлого (М. Монтень, Я. А. Коменский, П. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и др.). Многое в этом направлении сделано К. Д. Ушинским, П. П. Блонским, Л. Л. Выготским, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским и многими другими крупнейшими отечественными педагогами и психологами. Значителен их вклад в разработку проблемы творческой педагогики [2, с. 83].

Работа ума - сложнейшая духовная деятельность человека, в которой переплетено множество зависимостей. Исследование мышления требует системного подхода и охвата со всех сторон во всех связях и опосредованиях. Процесс его изучения постоянно соотносится с теорией отражения, закономерностям которой она подчиняется; с логикой учебно-воспитательного процесса, в котором оно формируется как качественная определенность, имеющая свою структуру и специфические закономерности.

Преподаватель вуза, в его педагогической деятельности, есть личность, которая по содержанию профессиональной деятельности обладает совокупностью качеств, доступной немногим. К основным видам профессиональной деятельности преподавателя в современной высшей школе относим:

• подготовку учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной поддержки (аудио, видео, компьютер, Интернет и т. п.);

• подготовку и создание обучающих, тренинговых и контролирующих (в том числе компьютерных) программ;

• подготовку рукописей к изданию учебно-методических пособий;

• чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других занятий, конференций, ролевых, имитационных и деловых игр;

• организационно-методическое обеспечение и участие в проведении производственной практики студентов различных профилей;

• поиск и создание новых педагогических методов и образовательных технологий для повышения эффективности процесса обучения;

• консультационную и другую индивидуальную работу со студентами и многие другие виды деятельности [3, с. 124-125].

Приведенный перечень научно-педагогических умений желателен для любого преподавателя-предметника в техническом университете. Все это указывает на то, что преподаватель-предметник в вузе должен обладать способностями организатора, оратора, мастера-аналитика, психолога, владеть строгой логикой педагогического процесса и воспитания, литературной устной и письменной речью, быть высококомпетентным специалистом в своей области и эрудитом в других областях знаний.

Задачу подготовки педагогических кадров нельзя решить, наладив по единственной технологии массовое производство преподавателей, которые готовы занять все возникающие социальные ниши в различных образовательных структурах.

Преподаватели технических вузов в стране составляют большую часть всех вузовских преподавателей. Поэтому для реализации основных проблем модернизации математического образования, связанных с учебным процессом, особое внимание обращается на кадровую политику в технических вузах. В последние годы положение с преподавательскими кадрами осложняется рядом обстоятельств. На работу в высшие технические учебные заведения (речь идет в первую очередь об общеобразовательных кафедрах: математика, физика) приходят выпускники классических, педагогических и технических университетов.

Выпускники классических университетов в большинстве случаев работают на общеобразовательных кафедрах, где преподают фундаментальные учебные дисциплины. Как правило, эта категория преподавателей относится с некоторым пренебрежением к коллегам, не получившим классического университетского образования, хотя уровень методического мастерства у них, скорее всего, невысок. В данной ситуации бытует мнение, что фундаментальная специальная и общенаучная подготовка, полученная ими в студенческие годы, достаточна и успешно заменит педагогику и методику в обучении студентов педагогического вуза. Опыт показывает, что уровень подготовки студентов у таких преподавателей очень скромный.

Выпускники педагогических вузов или университетов, как правило, окончили аспирантуру и получили право преподавать в высших учебных заведениях. В этом случае уровень фундаментальной научной подготовки у такой категории преподавателей ниже, чем у выпускников классических университетов, однако в педагогической деятельности, обучая студентов, они достигают более высоких результатов, хотя часто переносят в студенческую среду некоторые приемы обучения, характерные для школьного обучения.

Выпускники технических университетов в техническом университете составляют наиболее многочисленную категорию преподавателей, собственных выпускников. В этом случае пришедшие на работу на общеобразовательные кафедры преподаватели имеют специальную подготовку, не имея общей предметной и психолого-педагоги-

Щ

а е с ь с и

ч о ь

1К С

а -

Щ

!£ а ч с ь о ч

ь ь о с а ю

Щ &

с С

Математическое образование в техническом вузе обеспечивают

выпускники классического университета выпускники технического университета выпускники педагогического университета

специальная профессиональная

вариативная адресная учитывает индивидуальную подготовку

психолого-педагогическая и предметная

профес-

сиональная

самообразование

повышение квалификации преподавателей

Рис. 1. Потребности педагога в дополнительной подготовке

ческой подготовки. Все педагоги-математики в данном случае нуждаются в дополнительном образовании.

Приведем схему потребностей педагога-математика технического университета в дополнительном образовании [3, с. 145] (рис. 1).

Профессиональная компетентность является интегральной профессионально-личностной характеристикой педагога, определяющей его готовность и способность осуществлять педагогическую деятельность с принятыми государственными стандартами.

Профессиональная компетентность педагога-математика определяется ценностными ориентациями в социуме, мотивами деятельности, его общей культурой и способностью к развитию творческого потенциала, а также способностью понимать и воздействовать на духовный мир своих воспитанников, уважая их.

Рассмотрим профессиональную компетентность педагога-математика в техническом вузе (рис. 2), раскроем содержание математической компетентности. Профессиональная компетентность - это такая интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, которая определяется его готовностью и способностью осуществлять педагогическую деятельность с принятыми государственными стандартами; пробуждая интерес и стремление к педагогическому новаторству.

Мы под профессиональной компетентностью преподавателя понимаем способность педагога оптимально, эффективно, системно, с учетом не только достижений современной науки, практики, но и собственных интересов, склонностей, способностей прогнозировать, проектировать, осуществлять педагогические действия в среде вуза, где формируется и развивается личность будущего специалиста.

С нашей точки зрения, профессиональная компетентность педагога-математика имеет большое значение и включает в себя общекультурную компетентность, про фессионально-педагогиче-скую компетентность (педагогическое мастерство), математическую компетентность. Все вышеназванные компетентности имеют содержательную, деятель-ностную, личностную сферы. В содержательную сферу математической компетентности входит анализ логических причинно-следственных связей в реальных проявлениях действительности, при овладении математическими знаниями, которые используются в профессиональной деятельности по выбранной специальности. Деятель-ностная сфера - это деятельность в соответствии с выявленными логическими связями явлений и процессов в профессиональной деятельности. Личностная сфера -это личностная функция (рефлексия; эмпатия; ответственность; самореализуемая эмоциональная устойчивость). В педагогической деятельности важными являются такие педагогические понятия как квалификация, профессиональная компетентность, передовой опыт, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое новаторство [3, с. 138].

участие в научных школах, семинарах, конференциях

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МАТЕМАТИКА

1 т 1 г 1

Содержательная сфера: Деятельностная Личностная сфера:

анализ логических причинно- сфера: личностная функция:

следственных связей в деятельность рефлексная, эмпатия,

реальных проявлениях в соответствии ответственность,

действительности (при с выявленными самореализуемая

овладении математическими логическими связями эмоциональная

знаниями, которые явлений и процессов устойчивость

используются в в профессиональной

профессиональной деятельности

деятельности по выбранной

специальности)

Рис. 2. Математическая компетентность преподавателя-математика высшей технической школы

Методы обучения, вошедшие в практику преподавателей, направляются на максимальное развитие творческой деятельности обучаемых, обеспечение глубоких и прочных знаний, на совершенствование процесса учения. В процессе обучения математике педагог, как правило, использует все виды учебной деятельности: спецкурсы и факультативы; аспекты исторического плана; отдельные виды занятий, используя компьютерные технологии и различные интерактивные технологии обучения (игры, тренинги, кейсы, игровое проектирование, креативные техники и т. п.), потому что именно они развивают базовые компетентности и метаком-петентности студента, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создавая условия для психологической готовности внедрять их в реальную практику.

Подлинная творческая деятельность студентов начинается там, где педагог ведет самостоятельный поиск индивидуальных траекторий творческого развития каждого обучаемого. Преподавателя и студента мы рассматриваем как двух равноправных агентов одного процесса. Знание общих и специальных качеств личности важно для педагога, ибо именно он призван создавать благоприятные психолого-педагогические условия для того, чтобы помочь каждому студенту выйти на индивидуальную траекторию творческого развития.

Желательно, чтобы педагог-математик создал условия для креативной направленности обучения. Это позволит: создать условия для удовлетворения образовательных потребностей каждой личности, раскрывая потенциал каждо-

го обучающегося, развивая его творческие способности, автономность, рефлексию, ответственность; стимулировать познание человеком самого себя, вырабатывая индивидуальный стиль деятельности; подготовить профессионалов, обладающих опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Осуществляя математическую подготовку студентов в техническом вузе, педагог-математик формирует математическую профессиональную компетентность, учитывая важную роль профессионально-ориентированных задач технического содержания. Коллективы кафедр постоянно ведут поиск новых, более совершенных и оригинальных форм, средств и методов обучения студентов в технической высшей школе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кудрявцев Л. Д. Математическое образование и его специфика. Образование и общество. Орел, 2000. № 6. С. 4-6.

2. Вяткин Л. Г., Ольнева А. Б. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности педагога: учеб. пособие. Саратов: Науч. кн., 2003. 196 с.

3. Ольнева А. Б. Вариативный подход к математическому образованию в техническом вузе: мо-ногр. Саратов: Науч. кн., 2006. 290 с.

ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

PROBLEM WITH PARAMETERS AS A MEANS OF MATHEMATICAL CULTURE DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS

Г. А. Качалова

Впервые признаки системности применены к процессу развития математической культуры будущего учителя математики. В центре внимания проблемы и перспективы развития математической культуры будущего учителя математики на примере содержательно-методической линии «Задачи с параметрами».

Ключевые слова: математическая культура, признаки системности, задачи с параметрами.

G. A. Kachalova

For the first time a systemic approach is applied to the process of development of the mathematical culture of the future teachers of mathematics. The article primarily focuses on the problems and prospects of development of the mathematical culture of the future teachers of mathematics on the example of the conceptual-methodological line «Problem with parameters».

Keywords: mathematical culture, features of a systemic approach, problem with parameters.

Несмотря на колоссальную историю математики как науки и учебной дисциплины, в многочисленных современных исследованиях по методике обучения математике отсутствует четкое определение понятия «математическая культура», столь важного для развития математической подготовки будущего учи-

теля математики. Ведь именно профессионально-педагогическая деятельность учителя математики направлена на развитие математической культуры подрастающего поколения с учетом важных тенденций XXI в.:

• математизации и информатизации всех областей научного знания;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.