УДК 372.851 ББК 74.262.21
некоторые условия индивидуализации
самообразовательной деятельности студентов при обучении математике
I Р.М. Асланов, А.Б. Ольнева
Аннотация. Важность математического образования на современном этапе не нуждается в доказательстве. Многоплановость проблемы повышения эффективности и качества профессиональной подготовки в высшей технической школе требует хорошей организации математического образования. Важнейшим свойством каждого студента считается способность к самообразовательной деятельности. Умение самообразовательной деятельности студент приобретает сам. Особое внимание в процессе обучения математике в высшей школе должно уделяться самостоятельной работе студентов, прежде всего, вопросам самообразовательной деятельности и индивидуализации. Овладевая каким-либо способом деятельности, обучающийся получает опыт присвоения деятельности и формирует свой персональный ресурсный пакет действий. Совершенствование СКРС является ключевым дидактическим способом повышения качества обучения. В данной статье рассмотрены некоторые проблемы и условия, возникающие при этом на практике.
159
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, индивидуализация, самостоятельная работа студентов, совершенствование самостоятельной работы, самообразовательные компетенции, компьютерные технологии.
some conditions of individualization of students' self-activity in teaching mathematics
I R.M. Aslanov, A.B. Olneva
Abstract. Importance of mathematical education at the present stage doesn't need the proof. Diversity problem of increasing the efficiency and quality of vocational training at the higher technical school requires good organization of mathematical education. The most important property of each student is considered the ability to self-educational activity. The student acquires the ability of self-educational activity himself. Special attention in the course of
teaching mathematics in high school has to be paid to independent work of students, first of all, to the issues of self-educational activity and individualization. Mastering of any kind of activity the trainee gains the experience of its appropriation and forms the personal resource package of actions. Improvement of self-control activity is a key didactic way of raising the quality of training. The article considers some of theproblems and conditions arising in practice.
Keywords: self-educational activity, individualization, independent work of students, improvement of self-study, self-education competence, computer technologies
160
Преобразования в образовании в настоящее время свидетельствуют о том, что знание математики служит не только целям общего развития личности и приобретению навыков для элементарных расчетов, но, кроме того, математические методы становятся необходимыми для всех направлений научной и практической деятельности специалиста. Важность математического образования на современном этапе не требует дополнительных доказательств и является одной из главных составляющих в системе фундаментальной подготовки специалиста любого профиля.
Это подтверждается тем, что среди ключевых идей в Концепции математического образования есть такие: математика является важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России; в современном обществе каждый гражданин должен обладать необходимой математической компетентностью, формирование которой — задача образования; информационная, цифровая цивилизация, экономика, основанная на знании, требуют новых видов
и уровней математической грамотности, культуры и компетентности от профессионалов. Заметим, что различные сегменты математического образования важны и взаимно необходимы.
Многоплановость проблемы повышения эффективности и качества профессиональной подготовки в высшей технической школе нуждается в хорошей организации математического образования.
Сейчас ни для кого не секрет, что все учебные математические дисциплины обладают огромным гуманитарным и прикладным потенциалом, который позволяет своими методами и средствами показывать связи реальных явлений в производственных процессах, развивая навыки у будущих выпускников в математических исследованиях прикладных вопросов, умение строить и анализировать математические модели производственных задач, развивать интуицию и рефлексию в процессах прогнозирования и принятия решения в условиях неопределенности.
Не случайно известный ученый, математик и педагог Лев Дмитриевич Кудрявцев в своих избранных трудах «Мысли о современ-
ной математике и ее преподавании» так характеризует основные цели, стоящие перед современным математическим образованием: обучать умению ставить математические задачи (иными словами, обучать переводу реальной ситуации, задачи на математический язык); строить математические модели; выбирать подходящий математический метод и алгоритм для решения задачи; на основе проведенного математического анализа вырабатывать практические выводы [1, с. 94].
Следует заметить, что различные подходы в преподавании дисциплин (деятельностный, компетентност-ный, личностно-ориентированный, вариационный, синергетический и другие) выдвигают на первое место не информированность студента, а его умение решать проблемы, возникающие в периоды познания и объяснения изучаемых явлений действительности. Это — освоение современной техники и технологий; взаимоотношения с людьми, умение разрешать многообразные конфликты; оценка собственных поступков; рефлексия жизненных проблем; самоорганизация себя, выбор своего стиля и образа жизни. В современных условиях инновационное образование становится важнейшим стратегическим фактором.
В связи с этим важнейшим свойством каждого студента является способность к самообразовательной деятельности, хотя и считается, что обучить самообразовательной деятельности нельзя.
Исторические аспекты решения проблемы самообразования нашли свое отражение в трудах Б.Ф. Райского, М.Н. Скаткина и др. Сущность, особен-
ности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности специалиста определены в работах В.Н. Аниськина, М.Т. Громковой, Э.Ф. Зеера, М.И. Рожкова и других ученых. Пути и средства формирования потребности и стремления к самообразованию исследованы В.А. Болотовым, Б.Ф. Райским, А.А. Вербицким и другими.
Следует отметить, что умение самообразовательной деятельности студент приобретает сам, отыскивая и пробуя различные модели поведения в каждой конкретной предметной области, выбирая из них соответствующие его индивидуальному стилю, эстетическому вкусу и нравственным ценностям. Самообразовательная деятельность выступает в качестве сложного синтеза когнитивного, предметно-практического и личностного опыта, который нельзя сформировать, предлагая выполнять лишь какие-либо учебные задания или включая его «в деятельность»; студента необходимо ставить в ситуации, близкие к реальности и требующие от него 161 компетентных действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта. Природа самообразовательной деятельности показывает, что, являясь продуктом обучения, она, прежде всего, является следствием саморазвития самого студента причем не столько «технологического», сколько личностного, целостной самоорганизации и синтеза своего личностного опыта. Необходимо учитывать, что профессиональная деятельность человека предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетент-
162
ности. Овладевая каким-либо способом деятельности, обучающийся получает опыт присвоения деятельности, формируя свой персональный ресурсный пакет действий [2, с. 300].
Проблема индивидуальности человека является одной из главнейших в системе наук о человеке. Если ранее индивидуальность как научное понятие изучалось, как правило, философами и педагогами, то в последнее время индивидуальность стала предметом специального изучения педагогики, аксиологии, акмеологии, андрогогики и других новых отраслей знания. И важно определиться с понятиями «индивидуальность человека», «индивидуальность педагога».
Индивидуализация самостоятельной работы студентов способна привести профессиональную подготовку в соответствие с новыми требованиями государства и общества, делая студента реальным субъектом своего образования. Условием, способствующим решению поставленной задачи, является усиление роли специально организованной самостоятельной работы обучающихся на основе учета индивидуальных особенностей каждого из них.
Особенности индивидуализации процесса подготовки студентов различных специальностей в различных учебных заведениях в разное время нашли отражение в исследованиях Т.В. Бурлаковой, Т.Б. Гребенюк, Н.М. Жуковой, Д.А. Морозовой и др.; индивидуализация самостоятельной работы студентов проанализирована в работах Е.С. Врублевской, Г.И. Китайгородской, Е.В. Корольковой и др. Изучение проблем, связанных с индивидуальностью личности, индивидуализацией, продолжается.
Совершенствование СКРС является ключевым дидактическим способом повышения качества обучения. Такая позиция изучения предметного материала оправдана, так как политика в области образования направлена в настоящее время на индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия учебно-образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности-будущего специалиста любого направления подготовки.
Однако следует учитывать основания индивидуализации самостоятельной работы студентов. Это — степень субъектности, готовность к выполнению делегированных функций преподавателя, желание применять полученные знания и умения на практике, наличие опыта работы по выбранной специальности. Кроме того, надо учитывать внешние и внутренние условия индивидуализации самостоятельной работы.
Среди внешних условий следует отметить следующие: актуализацию индивидуального опыта студентов; возможность построения индивидуального маршрута выполнения самостоятельной работы; профессиональную направленность изучаемых дисциплин в зависимости от направления подготовки; учет отведенного времени на изучение конкретного раздела; информационно-методическое оснащение самостоятельной работы обучающихся; ситуации, стимулирующие рефлексию через самоанализ, самооценку, взаимооценку.
Среди внутренних условий индивидуализации рассматриваются: уровень мотивации к выполнению самостоятельной работы, потребность в самообразовании; рефлек-
сивное отношение студента к собственной учебной деятельности; адекватная самооценка собственных образовательных достижений.
Модель индивидуализации самостоятельной работы по различным учебным математическим дисциплинам включает, как правило, четыре блока: концептуально-целевой, организационный, содержательный, результативный.
Одной из трудностей решения проблемы является организация самообразовательной деятельности как познавательной деятельности, планируемой и управляемой самой личностью, обеспечивающей профессиональную подготовку. Самообразовательные компетенции рассматриваются нами как интегративное свойство личности, способное характеризовать возможность к систематической самостоятельности, организуемой познавательной деятельностью и направленной на продолжение своего собственного образования. Эта компетентность, формируемая самим субъектом, им самим контролируемая и организуемая, развивается обучаемым в результате своих личных усилий.
Среди других трудностей надо указать создание педагогической технологии организации самообразовательной деятельности студента, с помощью которой возможно формировать самообразовательные компетенции обучающегося в процессе его обучения в высшей школе.
В настоящее время система образования требует четкого планирования всех видов учебной работы, прежде всего, самостоятельной работы студента. Студенту следует ориентироваться на формирование
индивидуальной образовательной траектории и интенсивную самостоятельную работу. На каждый час самостоятельной работы надо будет дать рекомендации, чем должен заниматься студент и что будет проверяться. Самостоятельная работа студента приобретает другой вес и требует адекватного изменения методики обучения учебному предмету.
На наш взгляд, для хорошей организации самостоятельной работы студентов по учебным предметным дисциплинам на кафедре надо: иметь необходимые для каждого предмета учебно-методические пособия; справочники; учебники и научную литературу по большинству вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение; создать банк данных тестирования студентов по изучаемым темам, внедряя систему регулярного контроля качества выполняемой самостоятельной работы; наладить работу преподавателей кафедры по научному консультированию студентов по изучаемым вопросам, осуществляя систему обратной связи «студент-преподаватель»; иметь на кафедре рабочую программу (тематический план отдельных вопросов) каждой учебной дисциплины в электронной версии с тем, чтобы студенты могли пользоваться этими «направляющими» документами процесса обучения; создать и внедрить систему учета самостоятельной работы студентов в течение семестра для получения результирующей семестровой оценки по изучаемой дисциплине.
Кроме того, рассмотрение комплекса прикладных и профессионально ориентированных задач в математических учебных дисципли-
163
164
нах, на наш взгляд, устанавливает связи со специальными дисциплинами и иллюстрирует эффективность математических методов, аккумулируя математические знания в единую целостность, соответствуя процессу формирования базовых характеристик личности будущего выпускника. В этом видится основа для понимания единства математики, повышения качества освоения ее содержания, развития мотивации и интереса к овладению будущей профессией, потребности в производственно-ориентированных математических знаниях и методах.
Развитие информационных технологий стимулировало более интенсивное развитие вычислительных методов, создало предпосылки решения сложных задач науки, техники, экономики методами прикладной математики. В настоящее время прикладная математика и информационные технологии являются одним из определяющих факторов научно-технического прогресса [3, с. 13].
Следует заметить, что именно управляемая самостоятельная работа студентов является основным источником качества образования, требующим новых качественных изменений в методическом и информационном обеспечении учебного процесса; реструктуризации занятости профессорско-преподавательского состава вуза. А это потребует коренных изменений в содержании и организации работы педагогов.
Коллективами кафедр разрабатывается содержание самостоятельной деятельности будущих бакалавров и магистров, представленное системой самостоятельных математических работ по каждой учебной дис-
циплине с учетом уровней предварительной изученности теоретической и практической составляющих самостоятельных работ с основой в виде типовых и индивидуальных учебных работ; продумывается организация самостоятельной деятельности, основанная на групповой дифференциации и поэтапном педагогическом сопровождении при использовании учебных пособий; вводятся основанные на рейтинговой системе оценок показатели развития и саморазвития проектно-конструктивных способностей как основного элемента профессиональной компетентности студента совместно с усвоением математического аппарата.
Отметим, что большую помощь в обучении оказывает компьютерная поддержка запоминания нового материала, создавая благоприятные условия для развития рефлексии. Использование компьютерных технологий для оценивания промежуточных, текущих и итоговых результатов воспроизведения запоминаемого материала упорядочивает содержание и очередность выполняемых действий, побуждает к размышлениям о рассматриваемых информационных единицах, углубляя чувство удовлетворения запоминанием и осознанием его значимости.
Качество образования, становясь первостепенным, предъявляет высокие требования к подготовке научно-педагогических кадров вообще, и к подготовке преподавателей университетов в частности [4, с. 25]. Для решения всех названных проблем особой подготовки требует и работа педагогов всех кафедр образовательного учреждения.
список источников и литературы
1. Кудрявцев, Л.Д. Избранные труды [Текст] / Л.Д. Кудрявцев. - М.: Физматлит, 2008. - Т. 3. Мысли о современной математике и ее преподавании.
2. Ольнева, А.Б. Труды международной научной конференции «Образование, наука и экономика в вузах и школах. Интеграция в международное образовательное пространство» [Текст] / А.Б. Ольнева. -Цахкадзор, 2014.
3. Асланов, Р.М. Роль математического анализа в современном образовании в высшей школе [Текст] / Р.М. Асланов // Труды международной научной конференции «Образование, наука и экономика в вузах и школах. Интеграция в международное образовательное пространство». - М.: РУДН, 2009.
4. Ольнева, А.Б. Профессиональная компетентность педагога-математика как средство реализации задач математического образования [Текст] / А.Б. Ольнева // Наука и школа. - 2013. - № 3.
references
1. Kudryavtsev L.D., Izbrannyye trudy, Moscow, 2008, T. 3. Mysli o sovremennoy matematike i ee prepodavanii. (in Russian)
2. Olneva A.B., Trudy mezhdunarodnoy na-uchnoy konferentsii "Obrazovaniye, nau-kaiekonomika v vuzakhishkolakh. Integra-tsiya v mezhdunarodnoye obrazovatel'noye prostranstvo", Tsakhkadzor, 2014. (in Russian)
3. Aslanov R.M., Rol matematicheskogo analiza v sovremennom obrazovanii v vysshey shkole, Trudy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Obrazovaniye, nauka i eko-nomika v vuzakh i shkolakh. Integratsiya v mezhdunarodnoye obrazovatel'noye pros-transtvo", Moscow, 2009. (in Russian)
4. Olneva A.B., Professionalnaya kompetent-nost pedagoga-matematika kak sredstvo re-alizatsii zadach matematicheskogo obra-zovaniya, Nauka i shkola, 2013, No. 3. (in Russian)
Асланов Рамиз Муталлим оглы, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, кафедра математического анализа, Московский педагогический государственный университет, [email protected]
Aslanov Ramiz Mutallimoglu, ScD in Education, PhD in Physics and Mathematics, Professor,
Mathematical Analysis Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected] jg^
Ольнева Ангелина Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра высшей и прикладной математики, Московский государственный университет путей сообщения, [email protected]
Olneva Angelina Borisovna, ScD in Education, Professor, Higher and Applied Mathematics Department, Moscow State University of Railway Engineering, [email protected]