УДК 378.635.174.1.14
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING CREATIVE ABILITIES
AT FUTURE STAFF OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS
С. В. Милица1, О. Г. Максимова2 S. V. Militsai, O. G. Maksimova2
'ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассмотрена одна из важнейших проблем педагогической науки - формирование у курсантов вузов МВД России творческих способностей. Выявлены педагогические условия, которые необходимы для успешного и эффективного функционирования процесса формирования у будущих сотрудников органов внутренних дел (ОВД) творческих способностей в условиях модернизации системы высшего профессионального образования и рыночных отношений.
Abstract. The article considers one of the most urgent issues of pedagogics. It is the formation of creative abilities at students of universities of the Department of Internal Affairs of Russia. The article reveals the pedagogical conditions necessary for successful and efficient operation of the process of forming creativity at future police officers in modernization of the system of higher education and market economy.
Ключевые слова: творческие способности, педагогические условия, педагогический процесс, саморазвитие личности.
Keywords: creative abilities, pedagogical conditions, pedagogical process, self-development of personality.
Актуальность исследуемой проблемы. В новых социально-экономических условиях резко возрастают требования к качеству подготовки будущих специалистов. Выпускники высшей школы, в том числе и вузов МВД РФ, должны обладать не только профессиональной мобильностью и высоким уровнем сформированное™ профессиональных компетенций, но и быть готовыми к решению задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности, к определению оптимальных путей выполнения основных профессиональных функций. Это обуславливает необходимость существенного улучшения качества подготовки будущих специалистов в современном вузе, формирования у них готовности к профессионально-творческой деятельности, воспитания потребности в творческой активности и реализации творческих способностей. Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что потенциал образовательного процесса, организуемого в современных условиях в вузах МВД РФ, должен быть оптимально использован для улучшения качества профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД и достижения хороших результатов в ходе формирования у них творческих способностей. С точки зрения многих ученых, творческие способности - это
психофизиологические свойства человека, от которых зависят динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности. Учеными даны основные характеристики сущности творчества: уникальность, оригинальность, новизна, отклонение от традиционных схем мышления, логичность, гибкость и самостоятельность мышления, порождение новых идей и др. [2], [3], [4].
Формирование у курсантов вузов МВД РФ творческих способностей в рамках их профессионального образования имеет социально-педагогический смысл, который заключается в развитии у каждого обучающегося творческого начала при решении конкретных задач, в формировании у них потребности делать свою жизнь и жизнь окружающих лучше и содержательнее, в развитии и поощрении их стремления к познанию нового в рамках профессиональной деятельности, в изучении своих возможностей и способностей для совершенствования себя и окружающей среды. Творческие способности становятся важным качеством личности и обеспечивают эффективное ее функционирование во внешней среде, быструю адаптацию к постоянно меняющимся социальным и производственным условиям. Все вышеперечисленное определяет особое значение творческих способностей в профессиональной деятельности будущего сотрудника ОВД и обосновывает актуальность данного исследования, целью которого является выявление педагогических условий эффективного формирования у курсантов вузов МВД России творческих способностей.
Материал и методика исследований. В ходе работы были использованы следующие методы: анализ научной литературы по проблеме исследования и опыта деятельности преподавателей вузов по формированию у обучающихся творческих способностей, беседы, наблюдение, изучение результатов познавательной и творческой деятельности курсантов и др.
Результаты исследований и их обсуждение. Рассматривая творческие способности как индивидуально-психологические особенности обучаемого и проецируя их на образовательный процесс военного вуза, мы воспринимаем эти способности как одну из важных составляющих личности курсанта военного вуза, чья будущая деятельность связана с возникновением различных нестандартных ситуаций. Особенно актуальным это становится в наши дни: постоянно возникающие угрозы терроризма, противоправное поведение некоторой части молодежи из-за низкого уровня ее духовно-нравственной воспитанности, отсутствие эффективной системы законодательных актов и правоприменительной практики и другие ситуации вызывают необходимость преобразования системы подготовки будущих сотрудников ОВД.
На протяжении многих лет приобретение обучающимися новых теоретических знаний в процессе их профессиональной подготовки рассматривалось как одна из важнейших задач, стоящих перед высшей школой. При этом в военных вузах всегда прерогатива отдавалась не формальному, не бюрократизированному исполнению обязанностей, связанных с несением военной службы, а творческому и основанному на инициативе офицера подходу к выполнению своих профессиональных функций. И это не случайно, ибо личностные качества сотрудника правоохранительных органов, его творческие способности всегда превалировали в его деятельности [2].
Следует отметить, что в сложившихся в нашем обществе условиях профессиональная деятельность большинства сотрудников ОВД напрямую связана с риском для жизни и безопасностью подчиненных, а это в свою очередь требует от офицера - выпускника вуза МВД РФ проявления творческой активности при решении задач, возникающих на практике. При этом следует отметить индивидуальность проявления такого рода активности, что объясняется особенностями как объекта, так и субъекта профессионального воздействия,
где в роли последнего выступает сотрудник ОВД, а также наличием противоречия между репродуктивным характером передачи знаний в процессе обучения и воспитания курсанта и необходимостью творческого применения полученных знаний, умений и навыков в непредвиденных обстоятельствах в ходе служебно-розыскной деятельности. И, как показала практика, успешность выполнения поставленной перед сотрудником правоохранительных органов задачи напрямую зависит от того, насколько грамотно, быстро и творчески действует офицер при возникновении нештатной ситуации.
Кроме того, в современных условиях деятельность офицера внутренних войск связана с процессом совмещения двух тенденций: с одной стороны, необходима строгая детерминированность в рамках профессиональной деятельности, с другой - творческая импровизация. Данное совмещение обуславливает необходимость формирования у курсантов творческих способностей в процессе обучения в вузе МВД РФ.
Практика показала, что процесс формирования у курсантов вузов МВД РФ творческих способностей характеризуется целым рядом особенностей, а именно: общением курсантов в течение пяти лет в основном с представителями мужской половины общества, строгим регламентом образовательного процесса и четким распорядком дня, невозможностью постоянного общения со студенческой молодежью других вузов, нехваткой времени и отсутствием благоприятных условий для проявления творческой активности (личное время, выходные и праздничные дни), постоянными выходами для проведения полевых занятий и стрельб и др.
Эффективность формирования у курсантов вузов МВД РФ творческих способностей обеспечивается следующими педагогическими условиями.
Во-первых, совершенствование деятельности вуза по формированию у курсантов творческих способностей связано с проведением руководством вуза специальной работы по подготовке преподавателей к организации этого процесса. И прежде всего это касается педагогов, которые ведут учебные занятия по дисциплинам предметного блока. Большинство из них являются грамотными специалистами в своей области, но недостаточно владеют теорией и методикой преподавания и организации специальной работы по формированию у обучающихся творческих способностей в условиях вуза МВД РФ. Вместе с тем объем фундаментальных знаний, который каждый курсант усваивает в процессе профессиональной подготовки в вузе, внедрение в образовательный процесс современных дидактических технологий, использование в процессе обучения компьютерной техники, проведение разносторонней внеаудиторной работы и вовлечение курсантов в различные (творчески направленные) виды деятельности являются предпосылками для успешной реализации задач, связанных с формированием у курсантов творческих способностей в ходе их профессиональной подготовки. Следовательно, одним из важных педагогических условий, которое необходимо для совершенствования работы вуза в этом направлении, является проведение специальной работы по подготовке преподавателей высшей школы к формированию у курсантов творческих способностей в процессе изучения ими той или иной дисциплины в аудиторное и внеаудиторное время.
Во-вторых, формирование у курсантов военного вуза творческих способностей является одной из важных воспитательных задач, определяющих их социальную активность, мотивирующих на саморазвитие и самосовершенствование. Эта задача решается в процессе обучения и воспитания курсантов в вузах МВД РФ. Разработка системы и технологии формирования у курсантов военного вуза творческих способностей приводит к пониманию процесса обучения и воспитания как системы совместной разнообразной (учебной, физ-
культурно-спортивной, культурно-массовой и др.) деятельности преподавателя и курсанта, для которой характерно взаимовыгодное и творческое сотрудничество. В связи с этим важным педагогическим условием совершенствования процесса формирования у курсантов творческих способностей является организация в вузе творчески ориентированной среды, создающей благоприятные условия для творческого сотрудничества обучающих и обучающихся и саморазвития в этом направлении каждого курсанта. Для того чтобы творческое саморазвитие курсанта успешно осуществлялось, способствовало овладению им умениями и навыками творческой направленности и развитию его творческой активности, необходимо широко использовать технологию проблемного и развивающего обучения, творческие самостоятельные задания и современные информационные технологии.
В-третьих, творческие способности курсантов необходимо рассматривать как результат овладения ими знаниями, умениями и навыками в ходе их профессиональной подготовки, осуществляемой в военном вузе. Об уровне сформированности творческих способностей курсантов в процессе обучения и воспитания можно судить по многим показателям: познавательной активности курсанта, быстроте, гибкости и оригинальности мышления, качеству воображения, умению создавать новые идеи и т. д. Показателями проявления творческой активности также являются стремление курсантов по собственному побуждению активно участвовать в обсуждении проблемных вопросов, желание высказать свою точку зрения, осуществление работы в соответствии со своим видением путей решения поставленных задач и др.
Я. А. Пономарев считает, а мы разделяем его точку зрения, что формирование творческого потенциала личности «сопровождается параллельным процессом совершенствования найденных способов творческих преобразований и созданием на их основе нового уровня творческой активности как интегрального качества личности и деятельности» [5, 71]. Следовательно, для получения вузом положительных результатов формирования у курсантов творческих способностей очень важно проводить диагностику качества этих способностей - определить у них уровень сформированности творческих способностей на протяжении всех лет обучения в высшей школе. С этой целью можно использовать весь арсенал методов обследования педагогического явления: наблюдение, экспертную оценку, письменные и устные опросы курсантов, анализ результатов их творческой деятельности, изучение опыта работы преподавателей и др.
В-четвертых, знание содержания, этапов и механизма формирования творческих способностей у обучающихся и особенностей протекания образовательного процесса в условиях современного вуза очень важно для планирования педагогических воздействий на курсантов, для организации систематической и целенаправленной работы высшей школы в этом направлении [1], [2], [6]. Так, например, организуя процесс формирования у курсантов творческих способностей в ходе их профессиональной подготовки, необходимо учитывать то, что творческая активность является сложной и многоэтапной деятельностью. Многими учеными (В. И. Андреев, А. В. Михайлова, И. А. Фоминых, М. А. Ценёва и др.) выдвигались различные этапы, стадии и ступени проявления творческой активности. Кроме того, на данный момент отсутствует алгоритм формирования творческих способностей у обучающихся, нет научно обоснованной модели процесса формирования у курсантов творческих способностей в ходе их профессиональной подготовки в вузе. Это лишний раз подтверждает необходимость разработки и внедрения в вузы МВД России научно обоснованной модели формирования у курсантов творческих способностей и определения его основных этапов, организационных форм, методов и средств.
В-пятых, важным моментом, который необходимо учитывать при проведении работы по формированию у курсантов творческих способностей, является специфика организации образовательного процесса в военном вузе. Особенности военной службы требуют строгого и точного соблюдения распорядка дня и строгой регламентации служебного времени, что в свою очередь развивает у них аккуратность, дисциплинированность, собранность, умение планировать свое время и т. п. Вместе с тем эта особенность организации процесса профессиональной подготовки не всегда положительно влияет на формирование у курсантов творческих способностей.
И наконец, процесс формирования у курсантов творческих способностей в качестве профессионально важного компонента готовности будущего офицера к осуществлению профессиональной деятельности обусловлен спецификой предстоящей служебно-боевой деятельности, которая связана с возможностью возникновения нестандартных, нештатных ситуаций, требующих умения быстро ориентироваться и принимать соответствующие решения.
Резюме. Важность проведения специальной и систематической работы по формированию у курсантов творческих способностей вызвана сущностной характеристикой их будущей профессиональной деятельности и связана с необходимостью реализации готовности выпускников вузов МВД РФ к решению нестандартными способами задач, возникающих в ходе служебной деятельности, к порождению новых идей и способов решения проблем, а также с их способностью отказаться от стереотипов. Кроме того, наличие у курсантов достаточно хорошо сформированных творческих способностей приводит их к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению в случае возникновения нештатных ситуаций в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Как показало наше исследование, для совершенствования процесса формирования у курсантов творческих способностей необходимо создать целый комплекс педагогических условий. Основными из них являются: проведение специальной работы администрацией вуза по подготовке преподавателей (прежде всего это касается педагогов, которые ведут учебные занятия по дисциплинам предметного блока) к организации этого процесса; разработка и внедрение в вузы МВД России научно обоснованной модели формирования у курсантов творческих способностей и определение его основных этапов, организационных форм, методов и средств; создание в вузе творчески ориентированной среды; проведение диагностики качества работы преподавателей вуза по формированию у курсантов творческих способностей на том или ином этапе их профессиональной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 3-е изд. -Казань : Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.
2. Дыбина, О. В. Генезис исследования проблемы творчества / О. В. Дыбина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2010. - № 120. - С. 98-104.
3. Макашова, В. Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / В. Н. Макашова. - Магнитогорск, 2005. - 24 с.
4. Михайлова, А. В. Развитие творческих способностей как условие адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы / А. В. Михайлова. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, 2010. - 87 с.
5. Пономарев, Я. В. Психология творчества / Я. А. Пономарев. - М. : Наука, 1973. - 567 с.
6. Фоминых, И. А. Педагогические условия развития творческих способностей студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. А. Фоминых. - Йошкар-Ола, 2004. - 21 с.