СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
2 (53) 2010
РОЛЬ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Е.Е. Кургалеева,
преподаватель кафедры математики и информатики ФГОУ ВПО ВСИ МВД России
В статье раскрывается суть понятий «субъектная позиция» и «профессиональная компетенция», рассматривается взаимосвязь наличия у курсанта субъектной позиции и его будущего профессионального роста, предлагаются некоторые педагогические условия, способствующие развитию субъектной позиции курсантов.
The article highlights the concepts “subjectposition” and “professional competency”, interrelation of the cadet’s subject position and his professional growth. Some pedagogical conditions supporting the cadets’ subject position are introduced*.
Kurgaleeva E.E., The role of the subject position of fire safety cadets in forming their professional competency.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
97
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
2 (53) 2010
В своём выступлении «О стратегии развития России до 2020 года» Президент Российской Федерации Д.А.Медведева сказал, что развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Будущее России во многом зависит от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Основная задача реформирования системы военного образования в Российской Федерации согласно Федеральной программе состоит в повышении качества образования, эффективности управления военным образованием и в создании условий для удовлетворения потребностей в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета.
Сотрудники Федеральной противопожарной службы в своей профессиональной деятельности должны быть, прежде всего, отважными и мужественными, т.к. им часто приходится с риском для жизни в мирное время выполнять сложные задачи при возникновении чрезвычайных ситуаций. Это выдвигает особые требования к системе военизированного образования и определяет актуальность проблемы подготовки высокопрофессиональных кадров. Поэтому в высших учебных заведениях Министерства Внутренних дел Российской Федерации главным становится вопрос подготовки специалистов в области пожарной охраны, обладающих каче-
ствами гражданина России и офицера, способных ответственно выполнять свои профессиональные обязанности.
Формирование у курсанта военизированного вуза субъектной позиции как ценности и необходимой предпосылки для полноценной жизни и самореализации в профессиональной деятельности определяется спецификой современного общества. Будущий офицер Федеральной противопожарной службы должен уметь принимать самостоятельные решения и осуществлять командование подчинёнными. Он несёт ответственность за жизнь подчинённых и населения, поэтому он должен уметь регулировать поведение людей в чрезвычайных ситуациях и разрабатывать тактические задачи. Будущий офицер должен иметь активную жизненную позицию и высокий уровень образования, т.е. обладать знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в его практической профессиональной деятельности. Следовательно, курсант военизированного вуза уже на стадии подготовки к профессиональной деятельности должен быть субъектом своего образования, чтобы успешно справиться с решением этих проблем и соответствовать требованиям современного рынка труда. Но курсанта необходимо заинтересовать в получении прочных профессиональных знаний, чтобы он в своём стремлении достичь вершин про-
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
98
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
2 (53) 2010
фессионализма был способен заниматься самосовершенствованием.
В последнее время большое внимание уделяется профессиональной компетентности специалиста, которое можно понимать как новообразование субъекта деятельности. Оно формируется в процессе профессиональной подготовки и представляет собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, которые позволяют успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Только постоянно развивающаяся профессионально компетентная личность с собственной активной субъектной позицией может самостоятельно и творчески решать многообразные задачи в нестандартных условиях, а также выполнять свои функциональные обязанности и новые работы на высоком качественном уровне.
Основы профессионального развития личности закладываются в вузе, начиная с первых лет обучения в процессе усвоения специальных, общепрофессиональных и естественно-научных учебных дисциплин, т.к. согласно высказыванию К.Д. Ушинского, период в жизни человеческой от 16 до 22-23 лет является самым решительным. Именно в это время завершается период образования отдельных верениц представлений, и если не все они, то значительная часть их группируется в одну сеть, достаточно обширную, чтобы дать решитель-
ный перевес тому или другому направлению в образе мыслей человека и его характера1.
Во время учёбы в институте курсанты овладевают профессиональными знаниями, проходят специальную психологическую и физическую подготовку, необходимую для работы в чрезвычайных ситуациях. Но учёба в военизированном вузе не всегда способствует формированию и реализации субъектной позиции курсанта. Становлению субъектной позиции курсанта препятствуют:
1) официальные служебные отношения в военизированном вузе, которые регламентируются Уставом Министерства внутренних дел Российской Федерации;
2) особенности процесса обучения, где обучение совмещается с исполнением воинских обязанностей, а это ограничивает свободное время курсантов, необходимое для самосовершенствования;
3) недостаточное знание курсантов собственных индивидуальных особенностей и имеющихся у него внутренних ресурсов, а также эффективных методов саморегуляции;
4) отсутствие у многих курсантов психологической готовности к личностно-профессиональному саморазвитию и мотивации к достижению высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.
Сказанное выше определяет необходимость обогащения учебно-
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
99
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
2 (53) 2010
воспитательного процесса военизированного вуза новыми образовательными технологиями, направленными на оптимизацию процесса формирования у курсантов субъектной позиции.
Человека с собственной субъектной позицией в жизни характеризуют целенаправленность, самостоятельность, активность и творчество. Он выступает инициатором собственной деятельности, а не пассивным исполнителем чужой воли. По мнению современных исследователей, субъектную позицию человека определяет его внутренняя позиция, которая основана на системе отношений человека к самому себе, к человеку и к миру. Эта система позволяет человеку сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь и совершать поступки. Проявление субъектности можно наблюдать только в тех видах жизнедеятельности, в которых человек сам волен определять для себя значимость той или иной деятельности, т.е. при достижении намеченных для себя целей человек самостоятельно может выбрать и меру своей активности, и меру своего творчества. Жизненные выборы формулируются благодаря накопленному субъективному опыту, богатству личностно значимых целей, ценностей и сконструированной картине мира, в котором живёт человек2.
Субъектную позицию человека характеризует совокупность системы целей и ценностей, осознанно и ответственно реализуемой им в
различных ситуациях деятельности и взаимоотношениях с людьми, а также способы её реализации. Отличительными признаками субъектной позиции, с точки зрения Т.Г. Дулинец, являются:
1) наличие и осознание личностно-значимых целей деятельности;
2) владение средствами и способами деятельности, адекватными целям;
3) проявление «самости» в различных ситуациях и взаимодействиях с другими субъектами и объ-
3
ектами деятельности .
Субъектность не является врождённой характеристикой курсанта. По мнению А.В. Белошицко-го, субъектность - это, прежде всего, результат собственной работы будущего офицера над собой как сценариста своего жизненного пути, как деятеля, производящего изменения в первую очередь в себе, которому присущи устремленность к самосовершенствованию и самореализации в образовательном процессе военного вуза. Ощущение субъ-ектности во внутриличностном плане заключается в осознании курсантом значимости собственной роли в достижении успеха в учебнопознавательной, военно-служебной и других видах деятельности. Субъ-ектность курсанта выражается в способности созидательно и творчески преодолевать трудности, целенаправленно воспитывать в себе профессионально значимые каче-
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
100
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
2 (53) 2010
ства, которые необходимы офицеру МВД и МЧС4.
Согласно исследованиям А.М. Трещева, субъектность обнаруживается в отношении к вещам, знакам, явлениям и событиям, себе и другим людям и проявляет себя в действиях. Учёный говорит, что субъектность - это «свойство личности осуществлять осознанные изменения в окружающей действительности, активно преобразовывать свой внутренний мир и мир других людей»5. Это свойство проявляется в деятельности и выражается в позиции личности, обеспечивая устойчивость этой позиции. А.М.Трещев определяет субъект-ность «как особую форму проявления и организации активного самоотношения человека к самому себе как субъекту, отношения к другим как уникальным субъектам, к профессиональной деятельности как креативной и инновационной, в которой происходит его саморазвитие, поддержания воспроизводства себя как автора собственного бытия в мире». Таким образом, субъект-ность - это «принадлежность деятельному, «авторствующему», креативному субъекту»6. Автор связывает субъектность с принятием ответственности, проявлением надси-туативной активности, вступлением в конфликт с общепринятыми правилами и нормами и с заниманием субъектной позиции. Этой позицией определяется автономность и свобода человека, его сознательность, ответственность и уникальность.
Как мы видим, субъектной позиции придаётся достаточно широкое значение. С ней связываются такие категории, как целостность позиции, автономность, ответственность, самореализация и сознательность. Без этих качеств, без должного уровня их развития человек не может чувствовать себя полноценным субъектом своей жизни и целенаправленно управлять своей деятельностью.
Субъект «всегда неразрывно связан с другими людьми и вместе с тем автономен, независим, относи-
п
тельно обособлен» . И как общество влияет на человека, так и человек своей деятельностью оказывает влияние на общество, в этой двойной связке являясь как объектом, так и субъектом влияний. О независимости как характерном качестве проявления субъектности говорит Н.В.Щукина. По её мнению, субъ-ектность проявляется в способности человека вести себя независимо от воздействия обстоятельств и самому влиять на процесс своей жизнедеятельности.
Субъектное развитие в зависимости от социальных и психолого-педагогических условий способно затормозиться или сформироваться в устойчивую субъектную позицию. В случае, когда человек растёт и развивается в системе субъект-субъектных отношений, возникают оптимальные условия для развития его субъектности. Субъектная позиция рассматривается нами как качественно новый уро-
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
101
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
2 (53) 2010
вень развития субъектности. Это устойчивая система отношений человека к определённым сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении.
Большинству курсантов не хватает активности и самостоятельности в учебной деятельности. Они не умеют планировать и оценивать свою учебную деятельность. И как следствие - низкая успеваемость курсантов, отсутствие у них интереса на занятиях, что ещё раз подтверждает необходимость развития их субъектной позиции в образова-
о
тельном процессе . Деятельность преподавателя должна быть направлена на максимально полное раскрытие потенциала курсанта, способного создавать ориентировочную основу действий при решении заданий. На учебных занятиях с помощью определённого комплекса педагогических условий преподаватели могли бы способствовать развитию субъектной позиции курсантов. Профессионально-ценностное самоопределение курсанта в учебно-воспитательном процессе как механизм развития его субъектной позиции обеспечивается разнообразным взаимодействием с преподавателем, с учебным текстом, с текстами первоисточников, с другими курсантами, с группой, с профессиональным окружением, а также потребностями в получении прочных знаний, умений и навыков. Совокупность таких взаимодействий создают дидактическую среду становления субъектности будуще-
го специалиста. Формирование этих компонентов ценностных ориентаций особенно важно на младших курсах, когда из-за большого количества общеобразовательных дисциплин и совмещения учёбы с исполнением воинских обязанностей курсанты теряют интерес к учебе, а затем и к профессии. Системный подход позволяет превратить занятие из дидактической среды в целостное пространство становления субъектной позиции курсанта.
Таким образом, субъектность является наиболее важной характеристикой современного специалиста. Именно субъектная позиция придаёт личности социальную и профессиональную устойчивость и повышает его конкурентоспособность при различных реорганизациях. Сформированная во время обучения в военизированном вузе субъектная позиция поможет будущему офицеру осознанно выстраивать этапы своего профессионального пути, повысит его шансы занять новую должность, в том числе и руководящую, а также поможет противостоять профессиональноличностным деформациям.
Литература
1 Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К.Осницкий // Вопросы психологии. -1996. - № 1. - С. 5-19.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
102
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД И ГПС
3 Дулинец Т.Г. Становление субъектной позиции учащихся в учебном процессе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Г.Дулинец. - Красноярск, 2005. - 23 с.
4 Белошицкий А.В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе. Автореф. дисс. ... док. пед. наук / А.В.Белошицкий. - Воронеж, 2009. - 44 с.
5 Трещёв А.М. Субъектная позиция личности: Учебное пособие / А.М.Трещёв. - Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковкого, 2001. - 145 с.
2 (53) 2010
6 Там же
у
Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В.Брушлинский. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1994. - 109 с.
Щукина Н.В. Развитие субъектной позиции будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.В.Щукина. - Рязань, 2006. - 19 с.
НАГОРНЫЙ КАРАБАХ - 20 ЛЕТ СПУСТЯ
А.В. Малыхин,
начальник кафедры
пожарной техники, автоматики и связи, ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат технических наук
Статья посвящается воспоминаниям участника событий, которые происходили в 1989-1990 годах при выполнении специального правительственного задания по обеспечению общественного порядка и безопасности на Северном Кавказе в Нагорно-Карабахской автономной области.
Article is devoted to memoirs of the participant of events which occurred in 1989-1090 at performance of the special governmental task on maintenance of a public order and safety in the North Caucasus in the Nagorno-Karabakh autonomous region*.
*
Malykhin A.V. Nagorno-Karabakh - 20 years later.
ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
103