Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное развитие / система национальных ценностей / формирование ценностных ориентаций / личность / деятельность. / spiritual and moral development / the system of national values / the formation of value orientations / personality / activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окбутаев Жамшид Йулдашевич

в статье в контексте проблемы духовно–нравственного развития школьников выявляются педагогические условия, вырабатывающие ценностные ориентации личности в условиях общеобразовательной школы. Духовно–нравственное развитие представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно–нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PERSONAL VALUE ORIENTATIONS

: in the article, in the context of the problem of the spiritual and moral development of schoolchildren, the pedagogical conditions are revealed that develop the value orientations of the individual in the conditions of a general education school. Spiritual and moral development is a process of organized purposeful influence of the teacher on the spiritual and moral sphere of the individual, which is system-forming for her inner world. This impact is complex and integrated in relation to feelings, desires, opinions of the individual.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ»

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PERSONAL VALUE

ORIENTATIONS Okbutaev Zh.Yu. (Republic of Uzbekistan)

Okbutaev Jamshid Yuldashevich - Psychologist, SCHOOL № 231, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the article, in the context of the problem of the spiritual and moral development of schoolchildren, the pedagogical conditions are revealed that develop the value orientations of the individual in the conditions of a general education school. Spiritual and moral development is a process of organized purposeful influence of the teacher on the spiritual and moral sphere of the individual, which is system-forming for her inner world. This impact is complex and integrated in relation to feelings, desires, opinions of the individual.

Keywords: spiritual and moral development, the system of national values, the formation of value orientations, personality, activity.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ Окбутаев Ж.Й. (Республика Узбекистан)

Окбутаев Жамшид Йулдашевич - психолог, школа № 231, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье в контексте проблемы духовно-нравственного развития школьников выявляются педагогические условия, вырабатывающие ценностные ориентации личности в условиях общеобразовательной школы. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, система национальных ценностей, формирование ценностных ориентаций, личность, деятельность.

Понятие «ценность» является центральным в аксиологии (теории ценностей), оно положило начало специальной области философской науки, которая исследует природу ценностей, их место в реальности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязи различных ценностей между собой, их отражение в структуре личности.

Ценность, имеющая для индивида наибольшую значимость, т.е. занимающая самое высокое положение в его системе ценностных ориентаций, определяет ведущую направленность личности.

Ценности как система транслируются культурой, усваиваются индивидом через его общение со всем культурным многообразием.

Система ценностей существенно зависит от типа цивилизации. Разные ученые выделяют различное число общечеловеческих ценностей, но все сходятся в одном: единой общечеловеческой цивилизации не существует. Как минимум имеются два культурно-исторических типа, которые по своим признакам являются как бы зеркальным отражением друг друга: западный (рыночный, техногенный) и восточный (традиционный).

В западной цивилизации основной ценностью является личность, ведущими модусами - богатство, хозяйство, мастерство, доминирующей деятельностью - эгодеятельность, а инструментальными ценностями - свобода и право.

В Центральной Азии основная ценность - общество (отечество), ведущие модусы - святость, знание, власть, слава, ведущая деятельность - деятельность другого, а инструментальные ценности - дисциплина и долг [1].

Задача формирования системы национальных ценностей - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Для формирования системы национальных ценностей должны быть созданы специальные условия. Мы утверждаем, что, чем больше у него шансов противостоять антиобщественным влияниям и развить в себе цельную личность усвоенной системой базовых национальных ценностей. Духовно-нравственная зрелость в значительной степени ограждает личность школьника от неблагоприятного воздействия социального окружения.

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. В условиях общеобразовательной школы оно должно опираться на базовый компонент образования и реализовываться при определенных педагогических условиях, вырабатывающих ценностные ориентации личности. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность

объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, а также воздействия социальной среды, направленных на решение духовно-нравственных задач формирования личности обучающегося.

Глубокое изучение народной культуры, художественной литературы, сохранение народных традиций и духовных ценностей, изучение различных видов прикладного и музыкального искусств, становится основным содержанием деятельности общеобразовательной школы в урочное и внеучебное время. Наиболее важным педагогическим условием освоения предлагаемого школой материала с целью формирования ценностных ориентаций является правильно организованная учебная и внеучебная деятельность обучающихся. Процесс художественного и эстетического восприятия в широком смысле этого слова обеспечивает становление ценностных ориентаций школьников.

Формирование системы национальных ценностей связано не только с обеспечением обучающихся определенными знаниями (о добре и зле, истине, вере, красоте, благе, совести и т.п.), но и с созданием определенных нравственных ситуаций, в которых эти знания проявляются. Кроме того, история нашего общества довольно убедительно показала нам, что крушение идеалов, их изменение приводит к падению нравственности. И, наоборот, более нравственно развитое поколение вырастает в эпоху «стабильных» идеалов.

Потребность в установлении системы национальных ценностей в качестве жизненных ориентиров претерпевает значительные трудности в период духовного кризиса в обществе. Духовно-нравственное развитие обучающихся предполагает освоение культурного опыта, что делает более необходимыми в этом отношении содержательный компонент ряда предметных блоков в образовательном пространстве. С другой стороны, неготовность педагогов к долговременному, педагогически целенаправленному формированию ценностных ориентаций личности в учебно-воспитательном процессе, приводит к дальнейшему развитию негативных процессов. Этим обуславливается все возрастающее значение проблемы формирования системы российских национальных ценностей у обучающихся подросткового возраста.

Список литературы /References

1. Мамуров Б.Б. Акмеологический подход к воспитанию молодого поколения в наследии предков.

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2016_03.pdf#page =147/ (дата обращения:24.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.