Научная статья на тему 'УТИЛИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

УТИЛИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬ / ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИОИНЖИНИРИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УТИЛИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КРИТЕРИИ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блясова И.Ю., Бякова Н.В., Зайцева Л.Ю., Коканов Н.А.

А ннотация. В статье дан анализ системы духовно-нравственного воспитания, показана важность сочетания ценностных систем в формировании духовной личности. Раскрываются сущность, цели, факторы, технологии, методы, средства духовно-нравственного становления личности. Представлены основные характеристики модели, способной в ходе социоинжиринговых технологий, быть реально воплощенной в обществе. Выявлено, что, для того чтобы духовно-нравственные ценности становились более действенными, необходима целенаправленная политика включения нравственного содержания в действующие социальные механизмы, разработка таких инструментов, которые бы обеспечивали ценностные ориентации в ключевых направлениях развития личности. Материалы статьи носят практико-ориентированный характер и представляют практическую значимость для лиц, занимающихся проблемами формирования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UTILITARIAN CHARACTER OF SPIRITUAL VALUES AND PECULIARITIES OF THEIR FORMATION IN THE YOUNGER GENERATION

The article analyzes the system of spiritual and moral education and shows the importance of combining value systems in the formation of a spiritual personality. The author reveals the essence, goals, factors, technologies, methods, and means of spiritual and moral development of an individual. The main characteristics of the model that can be implemented in the society in the course of socio-engineering activities are presented. It is revealed that in order for spiritual and moral values to become more effective, a purposeful policy of including moral content in existing social mechanisms is necessary, as well as the development of such tools that would provide value orientations in key areas of personal development. The materials of the article are practice-oriented in nature and are of practical importance for people dealing with problems of education.

Текст научной работы на тему «УТИЛИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

DOI 10.26105/SSPU.2021.73.4.011 УДК 371.034 ББК 74.200.51

И.Ю. БЛЯСОВА, Н.В. БЯКОВА, Л.Ю. ЗАЙЦЕВА,

H.А. КОКАНОВ

I. YU. BLYASOVA. N.V. BYAKOVA, L. YU. ZAITSEVA, N.A. KOKANOV

УТИЛИТАРНЫМ ХАРАКТЕР ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

UTILITARIAN CHARACTER OF SPIRITUAL VALUES AND PECULIARITIES OF THEIR FORMATION IN THE YOUNGER GENERATION

Аннотация. В статье дан анализ системы духовно-нравственного воспитания, показана важность сочетания ценностных систем в формировании духовной личности. Раскрываются сущность, цели, факторы, технологии, методы, средства духовно-нравственного становления личности. Представлены основные характеристики модели, способной в ходе социоинжиринговых технологий, быть реально воплощенной в обществе. Выявлено, что, для того чтобы духовно-нравственные ценности становились более действенными, необходима целенаправленная политика включения нравственного содержания в действующие социальные механизмы, разработка таких инструментов, которые бы обеспечивали ценностные ориентации в ключевых направлениях развития личности.

Материалы статьи носят практико-ориентированный характер и представляют практическую значимость для лиц, занимающихся проблемами формирования личности.

Abstract. The article analyzes the system of spiritual and moral education and shows the importance of combining value systems in the formation of a spiritual personality. The author reveals the essence, goals, factors, technologies, methods, and means of spiritual and moral development of an individual. The main characteristics of the model that can be implemented in the society in the course of socio-engineering activities are presented. It is revealed that in order for spiritual and moral values to become more effective, a purposeful policy of including moral content in existing social mechanisms is necessary, as well as the development of such tools that would provide value orientations in key areas of personal development. The materials of the article are practice-oriented in nature and are of practical importance for people dealing with problems of education.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовно-нравственные ценности, мораль, педагогизация среды, духовно-нравственное воспитание, социоинжиниринговая технология, утилитарный характер, социализация, социокультурные критерии, социально-ориентированное целе-полагание.

KEY WORDS: spiritual and moral values, morality, pedagogization of the environment, spiritual and moral education, socio-engineering technology, utilitarian character, socialization, socio-cultural criteria, socially-oriented goal-setting.

ВВЕДЕНИЕ. Духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и культурные традиции определены Президентом как основа для воспитания гармонично-развитой и социально-ответственной личности [12]. Это предполагает либо

создание системы ценностей, удовлетворяющих государственному заказу, либо выбор такой системы из представленных в социуме.

В стратегии развития воспитания до 2025 года указывается, что одной из ключевых задач воспитания подрастающего поколения является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России [10]. Напрашивается необходимость обновления учебно-воспитательного процесса на основе объединения достижений современной науки и традиционных ценностей. При этом важно обратить внимание на то, что декларируемые на разных уровнях базовые ценности должны реально проявляться в социальном поведении личности. Духовные ценности могут и должны использоваться системой образования и государственной политикой в качестве инструментов социоинжиринговых мероприятий по формированию нового качества человеческого капитала.

При реализации государственной политики в данной области важно учитывать, во-первых, те изменения, которые происходят в современном мире и нашей стране и, во-вторых,— определиться с понятием и типологией ценностных систем.

С одной стороны, государственная политика призывает нас опираться на традиционные духовно-нравственные, национальные ценности при построении воспитательной системы, с другой — происходящие процессы глобализации привели к обострению конкуренции, противостоянию ценностей и моделей развития государств, так называемому плюрализму духовно-нравственных ценностей. Сегодня можно наблюдать, как традиционные ценности и опыт поколений подвергаются резкой критике со стороны молодежи. Между тем структура ценностной системы отдельного государства показывает особенности восприятия людьми действительности и отношение их к существующей реальности.

В современных философских, социологических, политических, педагогических исследованиях до сих пор проходят дискуссии по поводу определения самого понятия «ценности» и их типологизации. В литературе традиционно выделяют две основных группы ценностей — утилитарные и духовно-нравственные. При этом одни ценности противопоставляются другим, а некоторые исследователи указывают, что доминирование утилитарных ценностей следует рассматривать как признак духовного кризиса общества.

С нашей точки зрения такое противопоставление не может являться продуктивным, поскольку нельзя сводить утилитаризм исключительно к удовлетворению материальных потребностей и материальной пользе. Понятие утилитарных ценностей подвергается серьезной трансформации. Современное обозначение утилитаризма предполагает ориентацию не только на материальную пользу, но и на трактовку пользы как стремление не навредить другу. С одной стороны, духовные ценности должны носить, декларативный характер, с другой — стать основой для реального поведения личности. Подрастающее поколение желает понять, для чего им придерживаться этих ценностей, а современная система воспитания призвана показать взаимосвязь системы базовых духовных ценностей и благополучия функционирования личности и общества. В этом и проявляется утилитарный характер духовных ценностей.

Считается, что одной из ключевых ценностей современной молодежи является личное благополучие. Могут ли духовные ценности стать средством достижения благополучия личности? Исследования И.В. Афанасенко и Э.М. Чепрасовой привели к положительному ответу на этот вопрос [3]. Было доказано, что «личности с высоким уровнем субъективного благополучия реализуют в своей жизни большее количество духовных ценностей (и в большей степени), чем респонденты с низким уровнем благополучия» [3, с. 69]. Ценности имеют значение, если их применяют в жизни в качестве ориентиров и инструментов. Тогда происходит удовлетворение жизнью. Если их не используют, т.е. молодые люди зависят от внешних воздействий, то переживают неудовлетворенность.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ: провести анализ состояния духовно-нравственных ценностей современной молодежи и определить пути их формирования в процессе использования социо-инжиниринговых технологий.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Для того чтобы понять, какие методы и стратегии формирования духовно-нравственных ценностей могут быть эффективными, необходимо определиться с основными понятиями и тем набором ценностей, который мы хотим видеть в качестве результата.

Обобщая подходы к определению духовно-нравственных ценностей, которые существуют в научной литературе, можно отметить, что под таковыми понимаются универсальные общечеловеческие ценности и система моральных регуляторов поведения человека. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в систему традиционных духовно-нравственных ценностей включены: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. В соответствии с этим, результатом воспитательных воздействий должна стать личность, которая разделяет традиционные российские духовные ценности, обладает актуальными знаниями, умениями, имеет созидательный потенциал и внутреннюю позицию по отношению к действительности, способная реализоваться в современном обществе и обеспечивать его развитие [10].

Значимой характеристикой духовно-нравственного развития является соотношение мотивов поведения человека, реальных поступков и его духовно-нравственных норм [5]. На основании этой характеристики можно выделить ряд показателей:

— степень усвоения духовно-нравственных понятий с точки зрения общественной значимости и личностной необходимости;

— уровень готовности строить свою деятельность и поведение на гуманистических началах;

— отношение к духовно-нравственным ценностям;

— наличие в структуре личности потребности действовать на основе гуманистических устремлений и потребностей [6].

Вопрос о том, как заложить в структуру личности подрастающего поколения необходимость следовать духовно-нравственным ценностям обсуждается в теоретических и прикладных работах философов, педагогов, психологов. За достаточно долгий период исследования данного вопроса сформировались различные модели и системы духовно-нравственного воспитания.

Модель духовно-нравственного воспитания состоит из идеологии, содержания, технологии и способов педагогического управления [4, с. 18]. А в системе духовно-нравственного воспитания выделяют цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса; управление; средства, формы, методы и технологии воспитания [5, с. 16].

Л. С. Бурдякова предлагает следующие элементы технологии духовно-нравственного воспитания: цель; измеримый результат; построение содержания деятельности в виде задач различной степени сложности, комплекса правил и логически выстроенной структуры; разнообразные модели, способы и приемы поиска решений; мотивацию деятельности и др. [4, с. 18-19].

Целью духовно-нравственного воспитания является «приобщение молодежи к духовно-нравственным ценностям через понимание их смыслов и формирование готовности действовать в соответствии с ними» [5, с. 16].

Л. С. Бурдякова выделяет четыре группы факторов, обусловливающих духовно-нравственное формирование и развитие личности: «1) биологические, 2) социально-культурные, 3) педагогические, 4) духовные» [4, с. 15].

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на основе компетентностного, системно-деятельностного, гуманистического, социокультурного и аксиологического подходов, концепции личностно-ориентированного образования, общепедагогических принципов природосообразности, культуросообразности [5, с. 16-17], принципа нравственного воспитания, принципа ценностной детерминированности поведения [11, с. 6] и принципа историзма [2, с. 4].

Методологическая база предопределяет формы, методы и средства духовно-нравственного воспитания.

При формировании традиционной системы ценностей упор делается на сохранении исторической памяти, которая признается «эффективнейшим фактором воспитательного воздействия» [14]. Предлагается формировать духовную культуру средствами искусства, которые создают ситуации переживания, сопереживания, познание образов искусства [8, с. 482]. Это предусматривает сохранение и развитие традиций народного творчества и народных промыслов в процессе образовательной и творческой деятельности молодежи, применение инновационных био-адекватных методов обучения [1, с. 30-31].

Выделяются дидактические и эмпирические методы формирования духовно-нравственных ценностей. К первым относят просвещение, ориентирование и моделирование (возможных ситуаций). Ко вторым — тренинги, позволяющие отработать навыки нравственного поведения [8, с. 481].

Приоритетом в учебно-воспитательном процессе признается диалогическое субъект-субъектное общение, использование групповых и индивидуальных творческих заданий, проблемных и оценочных методов, реализующих принцип коллективизма. Коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, введение единых требований формируют навыки товарищеского общения, доверительного взаимодействия, чувство защищенности, уважение к людям [8, с. 482].

При реализации утилитарной ценностной системы, обращаются к формированию социальных, коммуникативных компетенций, в том числе путем использования средств ИКТ. Благодаря современным информационным технологиям формируется личность, выходящая за рамки стереотипического мышления и поведения, способная использовать разнообразные источники информации, их анализировать, моделировать, экспериментировать, принимать нестандартные решения [7, с. 29-30].

При всем многообразии моделей проблема духовно-нравственного развития современной молодежи остается достаточно актуальной. Особенно когда речь идет об усвоении духовно нравственных ценностей, обладающих положительной значимостью и способных выступить основой поведения. В многочисленных исследованиях показано наличие трансформации системы духовно нравственных ценностей, появление нигилизма по отношению к традиционным ценностям, инфантилизм подрастающего поколения и неготовность принимать ответственность.

Нами была предпринята попытка изучения духовно-нравственных ценностей современной молодежи в контексте их влияние на развитие социальных установок и реальное поведение молодежи. Исследование проводилось на базе общеобразовательных организаций г. Ша-дринска, Курганской области. В исследовании приняли участие учащиеся 10-11-х классов. Общий объем выборки составил 347 человек. В исследовании был использован опросник Шварца (цель: изучение ценностей личности); опросник эмоциональной направленности личности Б. Додонова; анкетирование; ранжирование традиционных духовно-нравственных ценностей.

Первоначально учащимся был предложен набор нравственных ценностей, в число которых были включены те, которые обозначены в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», материальные ценности, ценности, характеризующие

отношение к статусу и власти. Учащиеся оценили каждую из них по степени важности лично для себя. В результате обработки полученных данных было выявлено, что наиболее важными для себя учащиеся школ считают уважение окружающих, здоровье, материальное благополучие, любовь и независимость; наименее важными — человеколюбие, славу, стремление к исполнению нравственного долга, патриотизм. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 Отношение учащихся к жизненным ценностям, %

Ценности Оценка значимости

Неважно Важно Очень важно

Власть 31 11 26

Человеколюбие 52 23 16

Справедливость 12 56 29

Здоровье 1 80 15

Честь 4 73 10

Совесть 8 71 3

Комфорт 5 69 8

Слава 39 23 19

Воля 7 65 23

Любовь 2 73 20

Материальное благополучие 1 80 14

Вера в добро 24 46 16

Семья 2 71 20

Личное достоинство 8 65 12

Патриотизм 39 45 32

Уважение окружающих 3 69 30

Независимость 1 43 45

Стремление к исполнению нравственного долга 39 12 14

Социальное положение 5 58 23

Друзья 2 56 24

Оценка степени принятия, понимания школьниками пословиц, в которых содержатся суждения о духовно-нравственных категориях и поступках выявила, следующее: наибольшее понимание, приятие как формы социального взаимодействия в среде школьников получила пословица «Худо тому, кто добра не делает никому» (68%). Непринятие (непонимание) в свою очередь, у старшеклассников вызывает пословица «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» (72%).

В большей степени расхождение мнения учащихся характерно для следующих пословиц: «Не пойман — не вор», «Незаменимых людей нет», «Худой мир лучше доброй ссоры», «Лучше жить бедняком, чем жить с грехом». Эти результаты могут говорить о том, что в школьной среде существуют разные типы установок в поведении и социальном взаимодействии. Почти третья часть опрошенных считают, что наиболее актуальной в современном мире является пословица «око за око, зуб за зуб», примерно столько же опрошенных отрицает эту пословицу, еще треть затрудняется с ответом.

Использование методики исследования эмоциональной направленности личности Б.И. До-донова позволило нам выявить более или менее постоянные переживания, испытываемые человеком в процессе деятельности. В своем исследовании мы определяли средние показатели выраженности эмоциональной направленности личности (рис. 1).

Рисунок 1. Распределение средних показателей выраженности эмоциональной направленности личности обучающихся (в баллах)

Анализ полученных данных показал, что у школьников в ведущий эмоциональный комплекс включаются практическая, гедонистическая, коммуникативная и альтруистическая направленность. Было также выявлено, что значительная часть обучающихся испытывала затруднения при оценке своих эмоциональных переживаний и давала высокие оценки либо всем предложенным переживаниям, либо ни одному из представленных. В этих случаях встречаются и противоположные переживания (стремление к преодолению препятствий и потребность в телесном и душевном комфорте).

Далее с целью изучения ценностей личности была использована методика Шварца, состоящая из двух частей, различающихся процедурой проведения. Первая часть дает информацию о нормативных идеалах, ценностях личности на уровне убеждений, а также о структуре ценностей, влияющих на личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении. Вторая часть опросника изучает ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности. После проведения обследования был подсчитан средний балл для каждого из 10 типов ценностей как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов.

Результаты показали, что на уровне нормативных идеалов, которые отражают представления личности о том, как нужно поступать, для учащихся наиболее значимыми оказались достижения, самостоятельность, доброта и конформность; менее значимыми — власть и традиции. На уровне индивидуальных приоритетов (показывает, как эти ценности реализуются в реальном поведении) на первый план выходят стимуляция и гедонизм, значимость самостоятельности и достижений несколько снижается.

Таблица 2 Распределение средних показателей значимости типов ценностей (в баллах)

Тип ценностей Нормативные идеалы Индивидуальные приоритеты

Конформность 4,6 1,8

Традиции 3,6 1,3

Доброта 4,7 2,2

Универсализм 4,2 2,1

Самостоятельность 4,8 2,6

Стимуляция 4,1 2,9

Гедонизм 3,9 2,8

Достижения 4,9 2,23

Власть 4 1,5

Безопасность 4,8 1,9

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Полученные данные позволяют нам сделать важный вывод — существуют различия между понимаемыми и принимаемыми ценностями и теми, которые мотивируют к конкретным поступкам и действиям. Кроме того, у учащихся, как показало исследование, не сформировано четкое отношение к разным видам деятельности и ведущий эмоциональный комплекс включает достаточно противоречивые эмоции. Это свидетельствует о необходимости специальной целенаправленной работы по формированию духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Одной из эффективных технологий, которые способствовали бы реальному переходу декларируемых ценностей в реально действующие, может стать технология социоинже-ниринга, которая до настоящего времени рассматривалась либо как средство доступа к индивидуальным данным на основе знаний психологии человека, либо как технология управления обществом. Вместе с тем ее возможности не рассматривались с точки зрения духовно-нравственного развития молодежи, постепенного улучшения состояния общества в целом.

С нашей точки зрения, социальный инжиниринг имеет значительный потенциал для формирования духовно-нравственных ценностей молодежи, если его рассматривать как пошаговое улучшение, изменение в соответствии с заданной целью, конструирование путей духовно-нравственного развития исходя из актуальных потребностей социума. Проблема заключается в том, что используемые в настоящее время педагогические модели и технологии, при всей своей эффективности, не могут унифицировать ценностную систему. Социоинжиниринговая технология предполагает включение нравственного начала в любое действие так, чтобы оно имело смысл и значение, а не являлось формализованным. Не всегда нравственное содержание сохраняется в ходе реализации конкретной идеи. Приведем пример наделения многодетных семей участками под жилую застройку. В этом механизме государство, в частности, Президент и Правительство, предполагают реализацию социальной поддержки семей как основной социальной духовной ценности нашего общества через создание благоприятных, комфортных условий для её существования. Но на местах органы власти выхолащивают ценностную ориентацию социальной политики, оставляя лишь формальную сторону — обеспечение семей участками земли. При этом земельный участок может быть абсолютно не пригодным для застройки и комфортного проживания. Аргумент: отсутствие участков земли, которые бы соответствовали определенным параметрам (пригодность земли под постройку жилого дома и ведения приусадебного хозяйства, наличие проведенных коммуникаций, дорог) и отсутствие в законодательстве обязательности этих самых параметров. Однако такая политика на местах полностью лишает смысла проводимые мероприятия, а система поддержки семьи превращается в деструктивный механизм подрыва авторитета государственной политики и государства в целом.

Социоинженерия предполагает включение личности в социально значимую деятельность, обеспечивающую не только позитивный результат для данной личности, но и положительный эффект для социума, государства: реализация социальных проектов, добровольчество, трудовая деятельность, предпринимательство, творчество волонтерство, научная деятельность и др.

Поскольку предполагается погружение в социально значимую деятельность, то используются различные формы, реализующие деятельностный подход.

Социоинженерия осуществляется через моделирование педагогической, образовательной, общественной среды, которые формируют востребованную личность. Проектирование является методом, дающим возможность как участия в проекте, так и управления им, обеспечивает развитие навыков командной работы. Предоставление максимальной свободы для самореализации личности сопровождается принятием решений, а также ответственности за них. Так формируется социально ответственная личность.

Социально ответственную, самостоятельную личность более эффективно формировать, используя self-madetechnology, поскольку личность вынуждена решать определенные задачи, от неё требуется конкретней результат, невозможный без приложения значительных усилий. Чем более высокие требования предъявляются к личности, тем большее доверие к себе она испытывает.

Педагог осуществляет сопровождение траектории личностного развития, помогая изначально выстроить её, но при этом исключает давление и принуждение. Контроль реализует функцию коррекции, поддержки, стимулирования, сопровождается возрастающим самоконтролем.

Тем самым познание превращается из заучивания информации в применение этой информации с целью достижения того результата, который удовлетворит потребность обучаемого и его окружения.

Критериями оценки эффективности деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей выступают:

— интеллектуальный уровень;

— нравственные устои;

— культура;

— правосознание;

— профессионализм;

— гражданственность;

— патриотизм;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— интенсивность, результативность и эффективность деятельности;

— позитивное восприятие действительности;

— удовлетворенность собой и окружением.

Все эти критерии измеримы, моделируемы, обеспечены инфраструктурными условиями.

Технологию педагогизации можно рассматривать как социокультурное моделирование личности. Педагогизация выдвигает следующие приоритеты в трансформации личности:

— отказ от инфантилизма;

— преодоление социального иждивенчества;

— убеждение в зависимости будущего личности от её способностей, усилий, профессионального выбора и самореализации;

— мотивация к интенсивному труду, реализующему интерес личности;

— принятие социальной ответственности как необходимого условия деятельности;

— готовность находить компромисс, достигать баланс интересов участников взаимодействия;

— противостоять деструктивным проявлениям в обществе;

— обладание внутренней свободой, отрицающей конформизм, низкопоклонство и унижение;

— структурированность личности обеспечивает структурированность её пространства и времени, в том числе досуга;

— смена жизненных приоритетов, социальных ролей, сфер деятельности всегда стимулирует личность на саморазвитие, на достижение новых результатов, сохраняя высокую мотивацию к жизни;

— заинтересованность, мотивированность, результативность гарантируют личности удовлетворение её деятельностью.

Педагогизация призвана подготовить молодежь к достижению более высокого качества жизни в сравнении с существующим уровнем. Это сопряжено со стимулированием иннова-ционности идей, прикладных исследований, педагогических, образовательных, социальных и управленческих технологий. Такая направленность педагогизации требует важности

сочетания высокого качества образования с практической деятельностью и творчеством. Исключение одного из элементов триады социокультурного моделирования личности разрушает целостность всей технологии, следовательно, её результативность.

Рассматривая вышеизложенные положения, мы сочли целесообразным выделить результаты использования технологии социоинжиниринга в педагогической деятельности:

1. Мотивационный компонент включает в себя наличие потребности участия в различных мероприятиях с использованием технологии социального инжиниринга, их самостоятельного проведения, а также получение положительных эмоций от участия в данных мероприятиях.

2. Когнитивный компонент предполагает знание приемов саморазвития, самосовершенствования, исходя из требований современного общества, знание основных целей и задач своей деятельности, критериев эффективности ее результатов.

3. Поведенческий компонент подразумевает изменения в поведении обучающихся как в рамках как учебной, так и воспитательной деятельности школы.

Исходя из критериев эффективности применения (результатов) социоинжиниринга, мы определили основные направления работы:

1. Учебная деятельность обучающихся предполагает повышение их интеллектуального уровня, духовно-нравственных ценностей, интенсивности, результативности и эффективности деятельности;

2. Воспитательная деятельность способствует развитию нравственности, культуры, гражданственности, патриотизма, позитивного восприятия действительности, удовлетворенности собой и окружением.

В начале учебного года нами был проведен семинар-практикум для учителей школ по теме: «Социальная инженерия в педагогическом процессе школы» как начальный этап исследования. Также был проведен семинар— практикум «Организация работы по патриотическому воспитанию в системе образования: инновационные подходы и технологии». Учащиеся приняли участие в проектной деятельности «Мой социомир», «Моя управленческая инициатива».

Акцент был сделан на мероприятиях волонтерской (добровольческой) и патриотической направленности. Учащиеся были привлечены к работе военно-патриотического отряда «Знамя победы», были проведены классный час на тему: «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего», патриотический час «По дорогам памяти» и другие. В качестве усиления мотивационного компонента деятельности учащиеся, показавшие наибольшие результаты, стимулировались посредством благодарственных писем, сертификатов и др.

Вместе с тем следует отметить, что разделение направлений достаточно условное, так как учебная деятельность всегда имеет воспитательный эффект, в то время как воспитательные мероприятия зачастую являются и обучающими, позволяющими учащимся развивать профессиональные умения, личностные качества. К тому же предложенные нами компоненты (мотивационный, когнитивный, поведенческий) не могут развиваться только в рамках одного направления, вся деятельность образовательных организаций направлена на развитие личностного и интеллектуального потенциала обучаемых.

ВЫВОДЫ. Одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения в современной России является формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. При этом, усваивая ценности, предлагаемые социальными институтами, молодым людям важно понимать их взаимосвязь с личным функционированием и благополучием.

Как показал анализ современных работ и проведенное нами исследование, в настоящее время наблюдается изменение системы ценностей подростков и молодежи, а также явное рассогласование ценностей декларируемых и тех, которые лежат в основе реального поведения. В связи с этим необходимо изменение общего подхода к вопросу формирования

духовно-нравственных ценностей, поиска новых эффективных педагогических технологий. Одной из таких технологий может стать технология социоинжиниринга. Социоинжинирин-говая технология предполагает пошаговое изменение духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения через включение нравственного начала в любое действие так, чтобы оно имело смысл и значение, а не являлось формализованным, включение личности в социально значимую деятельность, обеспечивающую не только позитивный результат для данной личности, но и положительный эффект для социума, государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева И.В., Ромашкова О.В. Проблемы и особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях развития общества // Педагогика искусства. 2016. № 3. С. 27-31.

2. Алтынкович Е.Е., Петрова Г.Д. Формирование духовных ценностей и смысложизненных ориентиров личности // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2013. № 4 (80). Часть 3. С. 3-6.

3. Афанасенко И.В., Чепрасова Э.М. Духовные ценности лиц с разным уровнем субъективного благополучия // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 10 (41). Часть 5. Ноябрь. С. 68-70.

4. Бурдякова Л.С. Духовно-нравственное воспитание молодежи как педагогическое явление // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. № 1. С. 13-22. URL: http://journals. mosgu.ru/trudy/article/view/393 (дата обращения: 08.12.2020.).

5 Дьячкова М.А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление // Педагогическое образование. 2008. № 2. С. 12-18.

6. Дьячкова М.А. Концепт «гуманистическая направленность личности»: монография / отв. ред. О.Н. Томюк. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014. 108 с.

7. Марченко Г.В. Формирование духовных ценностей студенческой молодежи и информационно-коммуникационные технологии // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 4. С. 23-35.

8. Николаева И.И. Методы и средства формирования духовно-нравственной культуры студента в поликультурной образовательной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 73.— С. 480-483. URL: https://www.applied-research.ru/ru/article/ view?id=9853 (дата обращения: 30.01.2020).

9.Павлов В.И. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи на примерах жизни и деятельности космонавтов // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-2. С 322-325. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/artide/view?id=29081 (дата обращения: 30.01.2020).

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.» URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 30.01.2020).

11. Сычева Т.Ю. Формирование нравственных ценностей младших школьников в современных социокультурных условиях: Автореф. ...канд. пед.наук. Барнаул, 2004. 24 с.

12. Указ о национальных целях развития России до 2030 года URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/63728 (дата обращения: 30.01.2020).

REFERENCES

1. Alekseyeva I.V., Romashkova O.V. Problems and features of spiritual and moral formation of the personality in modern conditions of development of society [Pedagogy of art] // Pedagogika iskusstva. 2016. No. 3. S. 27-31. (In Russian).

2. Altinkilic E.E., Petrova G.D. Formation of spiritual values and life-meaningful orientations of the person [Vestnik chgpu im. I. Ya. Yakovleva] // Vestnik CHGPU im. I. YA. Yakovleva 2013. No. 4 (80). Part 3. S. 3-6 (In Russian).

3. Afanasenko I.V., Cheprasova E.M. Spiritual values of persons with different levels of subjective well-being [International research journal] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2015. No. 10 (41). Part 5.November. S. 68-70 (In Russian).

4. Burdyakova L.S. Spiritual and moral education of youth as a pedagogical phenomenon [Scientific works of the Moscow humanitarian University] // Nauchnye Trudy Moskovskogo gumanitarnogo universite-ta 2017. No. 1. S. 13-22. URL: http:// journals.mosgu.ru/trudy/article/view/393 (data obrashheniya: 08.12.2020). (In Russian).

5. Dyachkova M.A. Spiritual and moral education as a pedagogical phenomenon. [Pedagogical education] // Pedagogicheskoe obrazovanie, 2008.№ 2, S.12-18 (in Russian).

6. Dyachkova M.A. Koncept «gumanisticheskaya napravlennost' lichnosti» [Concept of humanistic orientation of the personality]. Monografiya. Ekaterinburg: Izdatel'skij dom «Azhur», 2014. 108 s. (In Russian).

7. Marchenko G.V. Formation of spiritual values of student youth and information and communication technologies [Bulletin of the Donetsk pedagogical Institute] // Vestnik Doneckogo pedagogicheskogo instituta. 2017. № 4. S. 23-35. (in Russian).

8. Nikolaeva I.I. Methods and means of forming a student's spiritual and moral culture in a multicultural educational environment [International journal of applied and fundamental research] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh I fundamental'nyh issledovani. 2016. No. 73. S. 480-483; URL: https://www. applied-research.ru/ru/article/viewid=9853 (data obrashheniya: 30.01.2020). (In Russian).

9. Pavlov V. I. Spiritual and moral education of students on the examples of life and activity of cosmonauts [Fundamental research // Fundamental'nye issledovaniya]. 2011. No.12-2. S. 322-325 URL: http://www. fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29081 (data obrashheniya: 30.01.2020). (In Russian).

10. Rasporyazhenie Pravite'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. N 996-r g. Moskva «Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda». [Order of the government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r Moscow «Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025»]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashheniya: 30.01.2020). (In Russian).

11. Sycheva T.Yu. Formation of moral values of primary school children in modern socio-cultural conditions [Formation of moral values of primary school children in modern socio-cultural conditions]: Avtoref. ... kand. ped l. nauk. Barnaul. 2004. 24 s. (In Russian).

12. Ukaz o nacional'ny'x celyax razvitiya Rossii do 2030 goda [Decree on the national goals of development of Russia until 2030]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (data obrash-heniya: 30.01.2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.