Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностно-смысловое восприятие / музыкальное искусство / музыкальное вос-питание / восприятие музыки / педагогические условия / художественно-игровая деятельность / инто-национно-символические модели / музыкальные образы / музыкальные произведения / старшие до-школьники / value-semantic perception / musical art / musical education / perception of music / pedagogical conditions / artistic and gaming activities / intonation-symbolic models / musical images / musical works / older preschoolers

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарикова Светлана Геннадьевна, Волчегорская Евгения Юрьевна

В современной педагогике дошкольного образования актуальным является вопрос формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей. Понятие ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста авторами рассматривается как холи-стический процесс, основанный на понимании детьми интонационно-выразительных элементов музыкального языка; эмоциональном, личностно окрашенном постижении содержания музыкаль-ного произведения; оценке значимости музыкальных образов в качестве выразителей нравственно-эстетических ценностей и художественных смыслов. Эффективность формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста, по мнению авторов, обес-печивается внедрением следующих педагогических условий: инициация ценностно-смысловых установок в процессе художественно-игровой деятельности; аффективно-смысловое вхождение в музыкальный образ с помощью музыкальных интонационно-символических моделей. В статье рас-крываются суть обозначенных педагогических условий и направления деятельности педагога по их реализации: изучение возрастных и психологических особенностей детей дошкольного старшего возраста, моделирование художественно-игровой деятельности, конструирование музыкальных ин-тонационно-символических моделей, развитие воображения у дошкольников, развитие навыка осмысления прослушанного музыкального произведения. Обозначенные автором педагогические условия содействуют исполнению федерального государ-ственного образовательного стандарта дошкольного образования в части развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шарикова Светлана Геннадьевна, Волчегорская Евгения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF VALUE-SEMANTIC PERCEPTION OF MUSIC IN CHILDREN

In modern pedagogy of preschool education, the issue of the formation of the value-semantic perception of music in children is relevant. The concept of value-semantic perception of music in children of senior preschool age is considered by the authors as a holistic process based on children’s understanding of the intonation-expressive elements of the musical language; emotional, personally colored comprehen-sion of the content of a musical work; assessment of the significance of musical images as exponents of moral and aesthetic values and artistic meanings. The effectiveness of the formation of the value-semantic perception of music in children of senior preschool age, according to the authors, is ensured by the intro-duction of the following pedagogical conditions: the initiation of value-semantic attitudes in the process of artistic and play activities; affective-semantic entry into the musical image with the help of musical intona-tion-symbolic models. The article reveals the essence of the indicated pedagogical conditions and reveals the di-rections of the teacher’s activities for their implementation: the study of age and psychological characteristics of older preschool children, modeling of artistic and gaming activities, the construction of musical in-tonation-symbolic models, the development of imagination in preschoolers, the development of the skill of comprehending the listened musical work. The pedagogical conditions outlined by the author contribute to the implementation of the federal state educational standard for preschool education, in terms of developing the prerequisites for the value-semantic perception of works of musical art.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.036:78:373.21

ББК Ч410.054.43 ГРНТИ 14.23.07 Код ВАК 5.8.2

Шарикова Светлана Геннадьевна,

заведующая отделением «Дошкольное образование», Челябинский педагогический колледж № 2; 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Горького, 79; e-mail: moin74@mail.ru

Волчегорская Евгения Юрьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогика, психология и предметные методики», Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет; 445080, Россия, г. Челябинск, пр-т Ленина, 69; e-mail: volchegorskayaeu@cspu.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностно-смысловое восприятие; музыкальное искусство; музыкальное воспитание; восприятие музыки; педагогические условия; художественно-игровая деятельность; интонационно-символические модели; музыкальные образы; музыкальные произведения; старшие дошкольники

АННОТАЦИЯ. В современной педагогике дошкольного образования актуальным является вопрос формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей. Понятие ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста авторами рассматривается как холистический процесс, основанный на понимании детьми интонационно-выразительных элементов музыкального языка; эмоциональном, личностно окрашенном постижении содержания музыкального произведения; оценке значимости музыкальных образов в качестве выразителей нравственно -эстетических ценностей и художественных смыслов. Эффективность формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста, по мнению авторов, обеспечивается внедрением следующих педагогических условий: инициация ценностно--смысловых установок в процессе художественно-игровой деятельности; аффективно-смысловое вхождение в музыкальный образ с помощью музыкальных интонационно-символических моделей. В статье раскрываются суть обозначенных педагогических условий и направления деятельности педагога по их реализации: изучение возрастных и психологических особенностей детей дошкольного старшего возраста, моделирование художественно-игровой деятельности, конструирование музыкальных интонационно-символических моделей, развитие воображения у дошкольников, развитие навыка осмысления прослушанного музыкального произведения.

Обозначенные автором педагогические условия содействуют исполнению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений музыкального искусства.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Шарикова, С. Г. Педагогические условия формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей / С. Г. Шарикова, Е. Ю. Волчегорская. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2023. - № 4. - С. 41-45.

Sharikova Svetlana Gennadievna,

Head of Department "Preschool Education", Chelyabinsk Pedagogical College No. 2, Chelyabinsk, Russia

Volchegorskaya Evgenia Yuryevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department "Pedagogy, Psychology and Subject Methods", South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF VALUE-SEMANTIC PERCEPTION OF MUSIC IN CHILDREN

KEYWORDS: value-semantic perception; musical art; musical education; perception of music; pedagogical conditions; artistic and gaming activities; intonation-symbolic models; musical images; musical works; older preschoolers

ABSTRACT. In modern pedagogy of preschool education, the issue of the formation of the value-semantic perception of music in children is relevant. The concept of value-semantic perception of music in children of senior preschool age is considered by the authors as a holistic process based on children's understanding of the intonation-expressive elements of the musical language; emotional, personally colored comprehension of the content of a musical work; assessment of the significance of musical images as exponents of moral and aesthetic values and artistic meanings. The effectiveness of the formation of the value-semantic perception of music in children of senior preschool age, according to the authors, is ensured by the introduction of the following pedagogical conditions: the initiation of value-semantic attitudes in the process of artistic and play activities; affective-semantic entry into the musical image with the help of musical intonation-symbolic models. The article reveals the essence of the indicated pedagogical conditions and reveals the directions of the teacher's activities for their implementation: the study of age and psychological characteris-

© Шарикова С. Г., Волчегорская Е. Ю., 2023

tics of older preschool children, modeling of artistic and gaming activities, the construction of musical intonation-symbolic models, the development of imagination in preschoolers, the development of the skill of comprehending the listened musical work. The pedagogical conditions outlined by the author contribute to the implementation of the federal state educational standard for preschool education, in terms of developing the prerequisites for the value-semantic perception of works of musical art.

FOR CITATION: Sharikova, S. G., Volchegorskaya, E. Yu. (2023). Pedagogical Conditions for the Formation of Value-Semantic Perception of Music in Children. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 41-45.

И

'спользование возможностей искусства как своеобразного способа познания действительности является актуальным и востребованным направлением дошкольного образования. Художественно-эстетическая область деятельности детей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ориентирует педагогов на формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Известно, что семантическая (смысловая) информация является важным аспектом музыки. Музыкальная семантика активно используется композиторами как средство выражения, хотя существуют некоторые разногласия по поводу того, как теоретически можно рассматривать музыкальный смысл.

Различают по меньшей мере три различных аспекта музыкального смысла:

1) смысл, воспринимаемый в результате восприятия и оценки различных средств музыкальной выразительности или форм (например, звуковые паттерны с точки зрения высоты тона, динамики, темпа, тембра и т. д., которые отражают особенности музыкальных образов);

2) смысл, воспринимаемый в результате передачи определенного настроения;

3) смысл, воспринимаемый в результате внемузыкальных ассоциаций [14].

Таким образом, процесс формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия должен опираться на холистический подход, который является одним из распространенных подходов в образовании, предполагая онтологическое преимущество целого по отношению к его частям. Известно, что «холистическое образование» развивает критическое мышление и навыки решения проблем, так как учит рассматривать различные точки зрения и мыслить нестандартно. Кроме того, целостное образование также помогает развить эмоциональный интеллект, помогая детям идентифицировать и понимать свое собственное эмоциональное состояние, а также чувства других людей. Наконец, холизм в образовании направлен на развитие эмпатии, поскольку дети учатся учитывать чувства и потребности других людей в дополнение к своим собственным.

В последнее время идеи холистического подхода все чаще используются применительно к музыкальному воспитанию детей, которое предполагает взаимодействие эмоциональной, физической, интеллектуальной и духовной сфер ребенка и находится в тесной связи с его социальным и культурным развитием [15].

В связи с этим мы трактуем ценностно-смысловое восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста как холистический процесс, основанный на понимании детьми интонационно-выразительных элементов музыкального языка; эмоциональном, личностно окрашенном постижении содержания музыкального произведения; оценке значимости музыкальных образов в качестве выразителей нравственно-эстетических ценностей и художественных смыслов.

Педагогические условия, которые способствуют повышению эффективности процесса формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста, определяются с учетом специфики восприятия музыки у детей данного возраста. К таким аспектам относятся: эмоциональная отзывчивость ребенка в ходе слушания музыкального произведения; ритмическая активность; образность восприятия, продиктованная новизной, яркостью и красочностью воспринимаемого музыкального материала; стремление к практической активной развивающей деятельности.

Учитывая вышесказанное, деятельность, направленная на формирование ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста, будет эффективнее при создании следующих педагогических условий:

1) инициация ценностно-смысловых установок в процессе художественно-игровой деятельности;

2) аффективно-смысловое вхождение в музыкальный образ с помощью музыкальных интонационно-символических моделей.

Первое педагогическое условие формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста связано с поиском таких методов и технологий, которые инициируют смысло-образование в процессе целенаправленного воздействия на ценностную сферу ребенка.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2023. № 4

43

Особенно актуальным этот процесс является применительно к музыкально-эстетическому воспитанию, так как развитие полимодальных музыкально-образных представлений осуществляется наиболее эффективно благодаря полимодальной природе смысла.

Одной из таких технологий является технология игровой деятельности. Вопросы феноменологии игры поднимаются широким кругом исследователей, которые рассматривают ее как результативный инструмент, направленный на становление мировоззренческой позиции воспитанников, на изучение окружающего мира. Л. С. Выготский, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин выделяют важную роль организованной игровой деятельности детей, которая способствует становлению ценностно-смысловой сферы дошкольника путем запуска механизма смыслообразования в игре. Потенциал художественно-игровой деятельности детей направлен на формирование жизненного опыта детей, личностной точки зрения по отношению к своей деятельности.

Обращение к данному педагогическому условию в контексте формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста обосновано тем, что ребенок старшего дошкольного возраста, постигая многообразие окружающего мира, вступая во взаимодействие по различным направлениям деятельности, проявляет себя в игре самым доступным и естественным образом [11]. Восприятие музыки представляет собой процесс постижения и осознания смысла, зашифрованного в звуке. Проблемные художественно-игровые ситуации создают условия для рефлексивного осознания окружающей действительности, что способствует развитию смысловой сферы, расширению процедуры осмысления музыкального образа за гранью конкретной воспринимаемой ситуации [3].

Содержательное наполнение художественно-игровой деятельности дошкольников представляет собой разнообразные виды, включающие настольно-дидактические, словесные сюжетно-ролевые, театрализованные, музыкально-дидактические игры, а также игры, основывающиеся на механизме погружения в конкретную ситуацию.

Рассматривая инициацию ценностно-смысловых установок в процессе художественно-игровой деятельности как педагогическое условие формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста, предлагаем моделирование следующих художественно-игровых ситуаций:

- «реставрация» сказочного музыкального сюжета;

- передача характера музыкальных персонажей с помощью цветовых, графических карточек;

- комбинирование карточек, отражающих меняющиеся элементы характера музыки (выбор графики, цветовых пятен и т. п.);

- нахождение ошибки в описании музыкального произведения;

- рисование музыкальной картины, портрета музыкального героя с помощью слов;

- придумывание названия музыкального произведения, его возможного продолжения;

- изображение жестами, мимикой портрета музыкального героя;

- «рассказ» с помощью движений сюжета музыкального произведения;

- описание с помощью танцевальных движений различных сказочных музыкальных персонажей;

- «оживление» музыкальной картины.

Возможности художественно-игровой

деятельности в формировании ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста обусловлены деятельностью, которая соотносит музыкально-художественные смыслы с личным жизненным опытом ребенка.

Характерной особенностью второго педагогического условия - аффективно-смысловое вхождение в музыкальный образ с помощью музыкальных интонационно-символических моделей - является использование специфических музыкально-образных конструктов, которые выступают «интонационными кодами», объединяющими музыкальные звуки, демонстрирующими эмоции, художественный образ, с помощью которых дети могут выстраивать общение, откликаться на информацию, заложенную в звуках. Базой музыкальных интонационно-символических моделей выступают «коммуникативные стереотипы» музыкального восприятия, которые предложены Д. К. Кирнарской [8]. К ним относятся музыкальные интонационно-символические модели Призыва, Плача, Маятника, Созерцания, Игры, Круга, Веера, Взлета, Ухода, Угрозы, каждой из которых соответствует свой визуальный образ и дви-гательно-пространственный контекст.

С целью аффективно-смыслового вхождения детей в музыкальный образ моделируются ситуации в контексте различных видов музыкальной деятельности, которые определяются исходя из тематики музыкальных произведений и включают слушание музыки, музыкально-

ритмические движения, пение, игру на музыкальных инструментах, музыкально-образную деятельность [4].

Процесс аффективно-смыслового вхождения детей старшего дошкольного возраста в музыкальный образ осуществляется с учетом следующих компонентов:

- понимание эмоционального фона другого человека (аффективный компонент);

- осознание и принятие внутреннего мира другого человека (когнитивный компонент);

- проявление сочувствия к другому человеку (поведенческий компонент).

Моделирование ситуаций для аффективно-смыслового вхождения детей в музыкальный образ с помощью музыкальных интонационно-символических моделей предусматривает следующую систему заданий:

- выражение невербальным способом содержания интонационно-символических моделей;

- символическое изображение различных эмоциональных состояний, отражающих настроение интонационно-символической модели;

- демонстрация невербальным способом с помощью мимики и движений различных эмоциональных состояний, переда-

ваемых музыкально-интонационным конструктом (одобрения, радости, благодарности, сожаления и т. п.);

- фиксация смыслового содержания интонационно-символических моделей с помощью живописи;

- демонстрация смыслового содержания интонационно-символических моделей с помощью различных движений.

При этом деятельность педагога предполагает управление процессом идентификации эмоций при восприятии детьми музыкальных интонационно-символических моделей; развитие воображения у дошкольников; развитие навыка осмысления прослушанного музыкального образа.

Вышеназванные педагогические условия могут стать основой методики формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста и быть внедрены в практическую деятельность дошкольных образовательных организаций с целью повышения результативности ценностно-смыслового восприятия музыки у детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. -М. : Музыка, 1965. - 151 с. - Текст : непосредственный.

2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1981. - 240 с. - Текст : непосредственный.

3. Волчегорская, Е. Ю. Концепция личностно ориентированного эстетического воспитания младших школьников : монография / Е. Ю. Волчегорская. - Челябинск : ЧГПУ, 2007. - 139 с. - Текст : непосредственный.

4. Волчегорская, Е. Ю. Музыкально-интонационная модель как средство активизации продуктивной деятельности детей / Е. Ю. Волчегорская, О. Н. Ногина. - Текст : непосредственный // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - С. 36-40.

5. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1987. - 344 с. -Текст : непосредственный.

6. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 320 с. - Текст : непосредственный.

7. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1989. - 187 с. - Текст : непосредственный.

8. Кинарская, Д. К. Классическая музыка для всех / Д. К. Кинарская. - М. : Академия, 1997. - 270 с. -Текст : непосредственный.

9. Медушевский, В. В. Музыка в семье искусств / В. В. Медушевский. - Текст : непосредственный // Музыка в школе. - 1984. - № 1. - С. 31-35.

10. Холопов, Ю. Н. К проблеме музыкального анализа / Ю. Н. Холопов. - Текст : непосредственный // Проблемы музыкальной науки. - 1985. - № 6. - С. 131-151.

11. Шмаков, С. А. Игра и дети / С. А. Шмаков. - М. : Знание, 1968. - 64 с. - Текст : непосредственный.

12. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. - М. : Педагогика, 1975. - 200 с. - Текст : непосредственный.

13. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1978. - 304 с. - Текст : непосредственный.

14. César, A. J. A Holistic and Multidisciplinary Approach to Children Music Education / A. J. César, L. Correia Castilho. - Text : immediate // Perspectives on Music, Sound and Musicology. Current Research in Systematic Musicology. - 2021. - Vol. 10.

15. Koelsch, S. Music, language and meaning: Brain signatures of semantic processing / S. Koelsch. - Text : electronic // Nature Neuroscience. - 2004. - Vol. 7 (3). - P. 302-307. - URL: https://www.researchgate. net/publication/6457047_Music_language_and_meaning_Brain_signatures_of_semantic_processing (mode of access: 06.07.2023).

REFERENCES

1. Asafiev, B. V. (1965). Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveshchenii i obrazovanii [Selected Articles on Musical Enlightenment and Education]. Moscow, Music. 151 p.

nEflAmmHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2023. № 4

45

2. Vetlugina, N. A. (1981). Muzykal'noe vospitanie v detskom sadu [Musical Education in Kindergarten]. Moscow, Prosveshchenie. 240 p.

3. Volchegorskaya, E. Yu. (2007). Kontseptsiya lichnostno orientirovannogo esteticheskogo vospitaniya mladshikh Shkolnikov [The Concept of Personality-Oriented Aesthetic Education of Younger Schoolchildren]. Chelyabinsk, ChGPU. 139 p.

4. Volchegorskaya, E. Yu., Nogina, O. N. (2010). Muzykal'no-intonatsionnaya model' kak sredstvo aktivi-zatsii produktivnoi deyatel'nosti detei [Musical-Intonational Model as a Means of Activating the Productive Activity of Children]. In Nachal'naya shkolaplyus Do i Posle, pp. 36-40.

5. Vygotsky, L. S. (1987). Psikhologiya iskusstva [Psychology of Art]. Moscow, Pedagogika. 344 p.

6. Gogoberidze, A. G. (2010). Teoriya i metodika muzykal'nogo vospitaniya detei doshkol'nogo vozrasta [Theory and Methods of Musical Education of Preschool Children]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya». 320 p.

7. Kabalevsky, D. B. (1989). Kak rasskazyvat' detyam o muzyke? [How to Teach Children about Music?]. Moscow, Prosveshchenie. 187 p.

8. Kinarskaya, D. K. (1997). Klassicheskaya muzyka dlya vsekh [Classical Music for Everyone]. Moscow, Akademiya. 270 p.

9. Medushevsky, V. V. (1984). Muzyka v sem'e iskusstv [Music in the Family of Arts]. In Muzyka v shkole. No. 1, pp. 31-35.

10. Kholopov, Yu. N. (1985). K probleme muzykal'nogo analiza [On the Problem of Musical Analysis]. In Problemy muzykal'noi nauki. No. 6, pp. 131-151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shmakov, S. A. (1968). Igra i deti [Game and Children]. Moscow, Znanie. 64 p.

12. Shatskaya, V. N. (1975). Muzykal'no-esteticheskoe vospitanie detei i yunoshestva [Musical and Aesthetic Education of Children and Youth]. Moscow, Pedagogika. 200 p.

13. Elkonin, D. B. (1978). Psikhologiya igry [Psychology of the Game]. Moscow, Pedagogika. 304 p.

14. César, A. J., Correia Castilho, L. (2021). A Holistic and Multidisciplinary Approach to Children Music Education. In Perspectives on Music, Sound and Musicology. Current Research in Systematic Musicology. Vol. 10.

15. Koelsch, S. (2004). Music, Language and Meaning: Brain Signatures of Semantic Processing. In Nature Neuroscience. Vol. 7 (3), pp. 302-307. URL: https://www.researchgate.net/publication/6457047_Music_ language_and_meaning_Brain_signatures_of_semantic_processing (mode of access: 06.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.