Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ЭТАПЫ МЕТОДИКИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VALUE-SEMANTIC PERCEPTION OF MUSIC / INTERIORIZATION / STAGES OF A TECHNIQUE / COGNITIVE NEED / EMOTIONAL BACKGROUND / ANALYTICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарикова Светлана Геннадьевна

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена важная задача - формирование ценностно - смыслового восприятия музыки у детей. Каковы инструменты формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста? Автор статьи представляет основные положения разработанной методики формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста. В основу методики положен подход интериоризации. Эффективность методики видится за счет организации внешней социально - значимой деятельности детей в процессе восприятия музыки и активного включения детей в такой процесс. В статье дается характеристика этапов методики формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста. С помощью интериоризации на различных этапах методики обеспечивается участие в социальном взаимодействии, рефлексия результатов индивидуальных и групповых социальных действий, формирование внутренних качеств через овладение внешней социальной деятельности. Подход интериоризации в процессе формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста способствует оценке музыкальных впечатлений, присвоению через музыкальные впечатления принятых норм в обществе, осмыслению и дальнейшему оперированию ими. По мнению автора, с помощью интериоризации личность осуществляет взаимодействие с обществом, находит свое место в социуме и приобретает опыт деятельности, что является базой для формирования чувства своей значимости в конкретных социальных делах. Методика формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста по философской основе является гуманистической, по концепции усвоения - ассоциативно - рефлекторной. В представленной методике используется групповая организационная форма, подход к ребенку осуществляется гуманно - личностный, субъект - субъектный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарикова Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROVISIONS OF THE METHODOLOGY OF THE FORMATION OF VALUE-SEMANTIC PERCEPTION OF MUSIC IN PRESCHOOL AGE CHILDREN

The federal state educational standard for preschool education sets an important task - the formation of value - semantic perception of music in children. What are the tools for the formation of value - semantic perception of music in children of preschool age? The author of the article presents the main provisions of the developed methodology for the formation of value - semantic perception of music in children of preschool age. The methodology is based on the approach of internalization. The effectiveness of the technique is seen through the organization of external socially significant activities of children in the process of music perception and the active inclusion of children in such a process. The article gives a description of the stages of the methodology for the formation of value - semantic perception of music in children of preschool age. With the help of interiorization at various stages of the methodology, participation in social interaction, reflection of the results of individual and group social actions, the formation of internal qualities through the mastery of external social activity are ensured. The approach of interiorization in the process of forming a value -semantic perception of music in children of older preschool age helps to evaluate musical impressions, to appropriate accepted norms in society through musical impressions, to comprehend and further operate them. According to the author, with the help of internalization, a person interacts with society, finds its place in society and acquires experience, which is the basis for the formation of a sense of their importance in specific social affairs. The methodology for the formation of value - semantic perception of music in children of preschool age is philosophically humanistic, according to the concept of assimilation - associative - reflex. In the presented methodology, a group organizational form is used, the approach to the child is carried out by a humane - personal, subject - subject.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37.036 DO110.26170/po20-03-17

ББК Ч410.054 ГРНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.02

Шарикова Светлана Геннадьевна,

аспирант, Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского; 454091, Россия, г. Челябинск,

пр. Плеханова, 41; e-mail: moin74@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностно-смысловое восприятие музыки; интериоризация; этапы методики; познавательная потребность; эмоциональный фон; аналитическая деятельность.

АННОТАЦИЯ. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена важная задача - формирование ценностно-смыслового восприятия музыки у детей. Каковы инструменты формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста? Автор статьи представляет основные положения разработанной методики формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста. В основу методики положен подход интериоризации. Эффективность методики видится за счет организации внешней социально-значимой деятельности детей в процессе восприятия музыки и активного включения детей в такой процесс. В статье дается характеристика этапов методики формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста. С помощью интериоризации на различных этапах методики обеспечивается участие в социальном взаимодействии, рефлексия результатов индивидуальных и групповых социальных действий, формирование внутренних качеств через овладение внешней социальной деятельности. Подход интериоризации в процессе формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста способствует оценке музыкальных впечатлений, присвоению через музыкальные впечатления принятых норм в обществе, осмыслению и дальнейшему оперированию ими. По мнению автора, с помощью интериоризации личность осуществляет взаимодействие с обществом, находит свое место в социуме и приобретает опыт деятельности, что является базой для формирования чувства своей значимости в конкретных социальных делах. Методика формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста по философской основе является гуманистической, по концепции усвоения - ассоциативно-рефлекторной. В представленной методике используется групповая организационная форма, подход к ребенку осуществляется гуманно-личностный, субъект-субъектный.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Шарикова, С. Г. Основные положения методики формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста / С. Г. Шарикова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 148-151. - DOI: 10.26170/Р020-03-17.

Sharikova Svetlana Gennadievna,

Post-graduate Student, South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky, Chelyabinsk, Russia

THE MAIN PROVISIONS OF THE METHODOLOGY

OF THE FORMATION OF VALUE-SEMANTIC PERCEPTION OF MUSIC

IN PRESCHOOL AGE CHILDREN

KEYWORDS: value-semantic perception of music; interiorization; stages of a technique; cognitive need; emotional background; analytical activity.

ABSTRACT. The federal state educational standard for preschool education sets an important task - the formation of value-semantic perception of music in children. What are the tools for the formation of value-semantic perception of music in children of preschool age? The author of the article presents the main provisions of the developed methodology for the formation of value-semantic perception of music in children of preschool age. The methodology is based on the approach of internalization. The effectiveness of the technique is seen through the organization of external socially significant activities of children in the process of music perception and the active inclusion of children in such a process. The article gives a description of the stages of the methodology for the formation of value-semantic perception of music in children of preschool age. With the help of interiorization at various stages of the methodology, participation in social interaction, reflection of the results of individual and group social actions, the formation of internal qualities through the mastery of external social activity are ensured. The approach of interiorization in the process of forming a value-semantic perception of music in children of older preschool age helps to evaluate musical impressions, to appropriate accepted norms in society through musical impressions, to comprehend and further operate them. According to the author, with the help of internalization, a person interacts with society, finds its place in society and acquires experience, which is the basis for the formation of a sense of their importance in specific social affairs. The methodology for the formation of value-semantic perception of music in children of preschool age is philosophically humanistic, according to the concept of assimilation - associative-reflex. In the presented methodology, a group organizational form is used, the approach to the child is carried out by a humane-personal, subject-subject.

FOR CITATION: Sharikova, S. G. (2020). The Main Provisions of the Methodology of the Formation of Value-Semantic Perception of Music in Preschool Age Children. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 148-151. DOI: io.26i7o/po20-03-i7.

Постановка проблемы. Процесс формирования ценностно-

смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в научном мире с точки зрения общефилософских, педагогических, психологических, искусствоведческих проблем. Интерес к данной теме стольких научных направлений объясним не только значимостью феномена ценностной ориентации в гуманитарном знании в его широком смысле, но и его местом в структуре внутреннего мира человека. Бесспорно, восприятие музыки позволяет осознать ценности, новые представления об искусстве. В новой социокультурной реальности особенно востребовано ценностно-смысловое восприятие музыки, что обеспечивает рост познавательных потребностей у развивающейся личности. Восприятие музыки невозможно без формирования ценностных норм, как и формирование ценностей затруднительно без освоения музыки. Возникает понимание того, что процесс формирования ценностно-смыслового восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста является важной задачей дошкольного образования.

Формулировка цели исследования. С целью обеспечения эффективности процесса формирования ценностно-смыслового восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста предлагается использование методики, в основу которой положен процесс интериоризации.

Анализ последних исследований и публикаций. Понятие «интериоризация» стало использоваться в научной среде представителями французской социологической школы, в частности Э. Дюркгеймом. В научных трудах понятие интериоризации отображало процесс заимствования ребенком из общественного сознания понятий, представлений, категорий, впоследствии образующих структуру его личных взглядов. В педагогической науке интериоризация трактуется как выстраивание внутренних структур человеческой психики через овладение внешней социальной деятельностью, присвоение жизненного опыта и развитие в широком смысле слова [11, с. 514517]. Обучаясь, ребенок сначала интериори-зирует (переводит внешнее во внутренний мир) принятые в обществе ценности, присваивая себе, а затем в ходе собственной созидательной деятельности их пропагандирует. В научных трудах Л. С. Выготского интериоризация понимается как присвоение исторического опыта и является основным механизмом социализации [3, с. 242-244].

В работах Б. Г. Ананьева утверждается, что формирование личности путем интериоризации - присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру [1, с. 158-159]. Российские авторы П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина видят интериоризацию как преобразование структуры познавательной деятельности в структуру внутреннего плана сознания, что представляет процесс формирования умственных действий [11, с. 514-517].

Предлагаемая методика формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста обеспечивает эффективность за счет организации внешней социально-значимой деятельности детей в процессе восприятия музыки и активного включения детей в такой процесс.

Методология и методы исследования. Методика предполагает ряд этапов: формирование единого, целостного восприятия эмоционального фона, как эмоционально-интеллектуальной сути личности; формирование образности мышления, художественного осмысления, возможности оценки как интеллектуально-деятельной сущности человека; развитие осознанного интереса, потребности к активной деятельности, как творческо-деятельной сути ребенка. Обозначенные этапы обусловливают общий ход процесса формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста.

Своеобразие первого этапа заключается в возникновении потребности в познании с выходом на деятельный стимул. Познавательный интерес в таком случае может считаться как свидетельство познавательной потребности человека, что является ярким выражением ценностного отношения к окружающей действительности, а с точки зрения музыки - ценностного отношения к музыкальной сфере. Способы активизации познавательной потребности ребенка представляют особый интерес в педагогической среде. Музыкальное познание начинается с эмоционального взрыва [4, с. 121-123]. Российские психологи утверждают, что основополагающим моментом в формировании ценностного восприятия является познавательный аспект. Смыслы, заложенные автором в музыкальном произведении, личность познает произвольно или непроизвольно, анализирует, что вызывает у нее наибольший эмоциональный отклик

© Шарикова С. Г., 2020

[6, с. 37-38]. На первоначальном этапе значимо наличие эмоциональных и рациональных составляющих, т. к. эмоции дают толчок интеллектуальному движению, которое, в свою очередь, способствует эмоциональному осмысливанию музыкального произведения. В ходе познания формируются особые личностные понятия, которые указывают на степень индивидуального сознания, а также субъективные особенности отражения человеком окружающего мира [2, с. 128-129]. Таким образом, на первом этапе методики формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста делается акцент на активизации эмоционального фона, который способствует организации поисково-творческой деятельности. На начальном этапе обеспечивается постижение контекста музыкального произведения через мир художественных образов автора.

На втором этапе предлагаемой методики формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста делается акцент на поиске смысла с учетом полученных знаний. Эмоциональная функция уступает первую позицию аналитической деятельности. Познание сущности музыкального произведения происходит при сопоставлении, осмыслении услышанного, что позволяет формировать у детей умение давать оценку, осуществлять самооценку [8, с. 164-165]. Организация аналитической деятельности происходит по принципу диалогического взаимодействия, которое служит развитию творческого потенциала и способствует эффективной практической деятельности [9, с. 9-10].

Третий этап методики предполагает привлечение детей к активной социально-значимой деятельности. Современная педа-

гогическая наука доказывает необходимость создания условий, обеспечивающих активную деятельность воспитанников. В процессе деятельности проходит значительно успешнее социализация личности, а значит, позволяет каждому стать активным участником социальных отношений, развивать, преобразовывать социальную среду, что является важнейшим показателем развитой личности [13, с. 52-53]. Способность участвовать в социальном взаимодействии, вступать в социальные отношения, рефлексировать результаты индивидуальных и групповых социальных действий, классифицировать ресурсы и возможности достижения целей, прогнозировать развитие достигается посредствам интериоризации, т.е. выстраивания внутренних качеств через овладение внешней социальной деятельности.

Выводы исследования. Методика формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста в философской основе является гуманистической, по концепции усвоения - ассоциативно-рефлекторной. В представленной методике используется групповая организационная форма, подход к ребенку осуществляется гуманно-личностный, субъект-субъектный. Подход интериориза-ции в процессе формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста способствует не просто оценке музыкальных впечатлений, но и присвоению через музыкальные впечатления принятых норм в обществе, оценке и дальнейшему оперированию ими. С помощью интериоризации личность строит связи с обществом, занимает свое место в социуме и приобретает опыт деятельности, а главное, имеет возможность стать значимым в конкретных социальных делах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. -С. 108.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.

3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1987. - 341 с.

4. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 160 с.

5. Кирьякова, А. В. Ориентация личности в мире ценности / А. В. Кирьякова. - Оренбург : Из-во Ор-ГУ, 1996. - 188 с.

6. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева. - М. : Просвещение, 2003. - 176 с.

7. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. - М., 1971.

8. Маслоу, А. Мотивация личности / А. Маслоу. - URL: http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt. -Текст : электронный.

9. Новикова, Л. П. Музыкальная деятельность. Мотивационный аспект. Восприятие музыки : сборник статей / Л. П. Новикова ; под ред. В. Н. Максимова. - М. : Музыка, 1980. - 256 с.

10. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. - М., 1979.

11. Сатторова, М. А. Роль интериоризации ценностей в формировании гармонично развитой личности / М. А. Сатторова, Н. И. Джумаева // Молодой ученый. - 2014. - № 9 (68). - С. 514-517.

12. Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П. В. Симонов. - М. : Наука, 1970. - 141 с.

13. Ткаченко, В. В. Актуальность проблемы формирования ценностного отношения дошкольников к окружающему миру / В. В. Ткаченко, П. А. Гасанова. - Текст : электронный // Концепт. - 2015. - Т. 11. -С. 51-55. - URL: http://e-k0ncept.ru/2015/95127.htm.

14. Франк, С. Л. Сочинения / С. Л. Франк. - М. : Правда, 1990.

15. Ярошевский, М. Г. На путях к общей теории творчества / М. Г. Ярошевский // Художественное и научное творчество. - СПб. ; М., 1972. - С. 19-37.

REFERENCES

1. Anan'ev, B. G. (2001). O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [About the problems of modern human science]. Saint Petersburg, Piter, p. 108.

2. Bozhovich, L. I. (2008). Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Saint Petersburg, Piter. 400 p.

3. Vygotskiy, L. S. (1987). Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow, Pedagogika. 341 p.

4. Danilina, T. A. (2007). V mire detskikh emotsiy [In the world of children's emotions]. Moscow, Ayris-press. 160 p.

5. Kir'yakova, A. V. (1996). Orientatsiya lichnosti v mire tsennosti [Personality orientation in the world of value]. Orenburg, Iz-vo OrGU. 188 p.

6. Kosheleva, A. D. (2003). Emotsional'noe razvitie doshkol'nikov [The emotional development of preschoolers]. Moscow, Prosveshchenie. 176 p.

7. Leont'ev, A. N. (1971). Potrebnosti, motivy i emotsii [Needs, motives and emotions]. Moscow.

8. Maslou, A. Motivatsiya lichnosti [Personal motivation]. URL: http://lib.ru/PSIHO/MASLOU/ motivaciq.txt.

9. Novikova, L. P. (1980). Muzykal'naya deyatel'nost'. Motivatsionnyy aspekt. Vospriyatie muzyki [Musical activity. Motivational aspect. Music perception]. Moscow, Muzyka. 256 p.

10. Reykovskiy, Ya. (1979). Eksperimental'naya psikhologiya emotsiy [Experimental Psychology of Emotions]. Moscow.

11. Sattorova, M. A., Dzhumaeva, N. I. (2014). Rol' interiorizatsii tsennostey v formirovanii garmonichno razvitoy lichnosti [The role of interiorization of values in the formation of a harmoniously developed personality]. In Molodoy uchenyy. No. 9 (68), pp. 514-517.

12. Simonov, P. V. (1970). Teoriya otrazheniya i psikhofiziologiya emotsiy [Theory of reflection and the psychophysiology of emotions]. Moscow, Nauka. 141 p.

13. Tkachenko, V. V., Gasanova, P. A. (2015). Aktual'nost' problemy formirovaniya tsennostnogo otnosheniya doshkol'nikov k okruzhayushchemu miru [The relevance of the problem of the formation of the value attitude of preschoolers to the world]. In Kontsept. Vol. 11, pp. 51-55. URL: http://e-koncept.ru/2015/95127.htm.

14. Frank, S. L. (1990). Sochineniya [Works]. Moscow, Pravda.

15. Yaroshevskiy, M. G. (1972). Na putyakh k obshchey teorii tvorchestva [On the way to the general theory of creativity]. In Khudozhestvennoe i nauchnoe tvorchestvo. Saint Petersburg, Moscow, pp. 19-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.