Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования толерантной личности школьника в двукультурной среде'

Педагогические условия формирования толерантной личности школьника в двукультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хантаева И. К.

В статье определены и научно обоснованы педагогические условия развития этнической толерантности школьников в двукультурной образовательной среде. Особенность проблемы состоит в том, что дети-буряты в смешанных классах не владеют родным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования толерантной личности школьника в двукультурной среде»

6. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991.

224 с.

7. Mishenco V., Monogarov V. (1995). Fisiologia del deportista. Barselona: Paidotribo. 328 p.

8. Sehilct W., Jonssen J.P., Stork H.M. Der Basis-Fitness Test // Leistungssport. 1984. № 4. Р. 9-12.

Literature

1. Bal’sevich V.K., Zaporozhanov V.A. Physical activity of a person. Kiev, 1987. 324 p.

2. Bal’sevich V.K. Prospects of development of the general theory and technologies of sports preparation and physical training // Theory and practice of physical training. 1999. 4. P. 34-35.

3. Guba V.P., Tatarinov Ya.S. Control behind physical qualities. Smolensk, 1989. 24 p.

4. Lyah V.I. Impellent of ability of pupils: bases of theory and methods of development. М.: Terra-sport, 2000. 192 p.

5. Nikolaev A.A. Impellent skills and physical qualities in ontogenesis // Age features of forming of physiological functions and its adaptation in conditions of muscular activity: manual / ed. by E.A. Gorodnichenko. Smolensk: SGIFK, 2000. P. 54-68.

6. Fomin N.A., Vavilov Ju.N. Physiological basis of impellent activity. М., 1991. 224 p.

Филяков Алексей Игоревич, аспирант отделения физической культуры и спорта, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова.

Filyakov Alexey Igorevich, the post-graduate student of branch of physical training and sports, Altay State Technical University named by I.I. Polzunov

Россия, Барнаул, пр. Ленина, д. 46, тел./факс: 8(385-2) 36-79-04.

УДК 37.035.6

ББК 74.200.5 И.К. Хантаева

Педагогические условия формирования толерантной личности школьника в двукультурной среде

В статье определены и научно обоснованы педагогические условия развития этнической толерантности школьников в двукультурной образовательной среде. Особенность проблемы состоит в том, что дети-буряты в смешанных классах не владеют родным языком.

Ключевые слова: этническая толерантность, педагогические условия.

I.K. Khantaeva Pedagogical conditions of formation of pupils’ tolerant personality in bicultural environment

Pedagogical conditions of development of pupils’ ethnic tolerance in bicultural educational environment are defined and scientifically grounded in the article. The particularity of the problem is that buryat children in mixed classes do not speak their native language.

Key words: ethnic tolerance, pedagogical conditions.

Каждый человек в процессе социализации начинает осознавать свою принадлежность к той или иной этнической общности, как правило - к той исторически сложившейся общности, к которой принадлежат его предки. Этническая идентичность связана не только с осознанием, но и c пониманием, оцениванием и переживанием своей этнической принадлежности [1]. Оценивание и переживание своих отношений с этнической группой приводит к позитивной или негативной этнической идентичности. Позитивная идентичность - это состояние удовлетворенности от принадлежности к данному этносу, гордость за свой народ, за право быть его представителем. Негативная этническая идентичность связана с негативными аттитюдами к своей этнической общности, с нежеланием принадлежать ей, с чувством униженности из-за этой принадлежности.

Основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность. Еще И.А. Ильин утверждал, что без приобщения к национальной культуре, национальным духовным ценностям не может быть позитивного восприятия другой культуры. Только тот, кто обрел национальную духовность, может приобщиться к другой культуре, сохраняя ценности собственной, свое национальное достоинство.

Полноценная позитивная этническая идентичность может сложиться только при этнокультурном самоопределении на основании ценностей собственной культуры, а этническая (национальная) культура создает новое поколение этноса. Благодаря позитивной этнокультурной самоидентификации появляется возможность межкультурного общения, не ведущего к психологическим травмам и кризисам личности. Однако следует заметить, что позитивная этноидентичность лишь необходимое условие адекватного культурного развития личности в его современном понимании. Фундаментальным фактором межкультурной интеграции личности является толерантность по отношению к другой культуре и ее представителям, этническая идентификация есть элемент этнического самосознания

личности. Считается, что в системе любой этнокультуры заложен механизм воспитания у ее членов уважения к другим культурам, однако в первую очередь - чувства предпочтения своих культурных ценностей. Это и есть функция защиты этнической идентичности, рассматриваемой как условие целостности и саморазвития личности [2, с. 29].

Трудно представить себе культуру этноса вне его языка. Культура выражается посредством языка, поскольку он «прорастает в культуру, является обязательной предпосылкой развития культуры» [3. с. 223]. Для личности, владеющей родной речью, язык представляет собой сферу, центром которой является сам человек, это - его родная стихия, обитель, в которой он созревает как личность, приобретая способность общения за пределами этой сферы. Благодаря общению языковой мир человека расширяется, возможности его развития увеличиваются. Через язык человек впитывает культуру: сначала через родной язык - родную культуру, что приводит к развитию этнической идентичности и этнического менталитета, а затем через второй язык он получает возможность приобщиться к другой культуре.

«Каждый народ, - говорил К.Д. Ушинский, - имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием» [4, с. 228].

Ребенок, для которого первым языком становится другой (неродной) язык, поставлен в трудные условия: он лишен языкового кода к культуре своего этноса, основ развития национального самосознания, интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала; возможности самоактуализации, проявления генетически заложенных в его бессознательном архетипов развития. Ведь родной язык -это ключ к интеграции многовекового опыта духовной жизни этноса, заложенного в бессознательной сфере ребенка, и индивидуального опыта, отраженного в его сознании.

Язык создан народом как средство существования и развития, он является результатом развития этноса и служит фактором этого развития. По словам К.Д. Ушинского, язык - этосамая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое поле [4, с. 147].

Перед школой, имеющей своей целью развитие личности ребенка, а не формальное учение ради знаний, стоит задача обеспечить этнокультурную идентичность и этническую толерантность учащихся. Решение этой задачи в классах со смешанным русско-бурятским составом учащихся предполагает системный подход. Для формирования позитивной этнокультурной идентичности как основы этнической толерантности прежде всего осуществляется отбор содержания образования и его структуризация с выделением этнокультурного, эмоционально-ценностного и рефлексивного компонентов. Представление содержания в режиме диалогического общения в системе «учитель - ученик» рассчитано на развитие двукультурной компетентности. Данный тезис реализуется в контексте двуязычного обучения математике, истории и географии на основе модульной технологии и интерактивного взаимодействия учителя, ученика и родителей. Учебный материал сосредоточен в двуязычных учебниках этнокультурной направленности. В преодолении встречающихся трудностей обучения решающую роль играет система педагогической поддержки, способствующая увеличению меры способности ребенка быть субъектом своего этнокультурного становления. Все средства поддержки можно разделить на общие и индивидуальные. Общая поддержка создает необходимый эмоциональный фон взаимного доверия и понимания, доброжелательное взаимодействие в режиме диалога культур. Индивидуальная поддержка способствует самопознанию и самооценке личностью своего развития на основе диагностики, целеполагания и мотивации толерантности к другой культуре, преодоления трудностей принятия «инаковости» или стеснительного восприятия своей культуры и языка в условиях доминирования русского. Особое значение имеет индивидуальная поддержка в достижении успеха и самореализации в деятельности культурного самоопределения в ситуации межкультурной интеграции личности.

Одним из средств развития толерантности выступает освоение «золотого правила этики»: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Соблюдение этого правила во взаимоотношениях в системе «ученик - учитель - родитель» воспитывает взаимное уважение независимо от этнической принадлежности, стремление к пониманию «чужого», его принятию.

Итак, развитие позитивной этнокультурной идентичности и этнической толерантности школьников возможно при создании необходимых педагогических условий. Анализ научно-методической литературы и предварительное экспериментальное обучение показывают, что основными педагогическими условиями решения проблемы выступают: специально отобранное содержание обучения, его реализация в режиме двуязычия и диалога культур, индивидуальная педагогическая поддержка личностного развития ученика, диалогическое общение в системе «ученик - учитель - родители» и освоение «золотого правила этики».

Литература

1.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.,1993.

2.Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2006.

3.Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. А.Е. Кибрика. М.,

1993.

4.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. Т.2.

Literature

1.Stefanenko T.G. Ethnopsychology. M., 1993.

2.Pankin A.B. Formation of ethnic and cultural identity. M.: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute: Voronezh: MODEK, 2006.

3.Sapir E. Selected writings on linguistics and culture: transl. from English / gen. ed. and introd. art. by A.E. Kibrik. M.,1993

4.Ushinsky K.D. Pedagogical works. M: Pedagogika, 1988. Vol.2

Хантаева Ия Капитоновна, Бурятский государственный университет.

Hantaeva Iya Kapitonovna, Buryat State University.

Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: hantaeva iya@mail.ru

УДК 378

ББК 74.580 С.Д. Цыренжапова

Условия развития академической мобильности студентов гуманитарного профиля

В статье дается определение академической мобильности студентов и приводятся педагогические условия, реализация которых обеспечивает эффективное развитие академической мобильности студентов гуманитарного профиля.

Ключевые слова: единое образовательное пространство, компетенция, компетентность, диалогическое общение.

S.D. Tsyrenzhapova

Conditions of development of academic mobility of students of humanitarian profile

The definition of students academic mobility is given in the article. Pedagogical conditions of which realization provides effective evelopment of academic mobility of students of humanitarian profile are considered.

Key words: united educational environment, competence, competency, dialogue communication.

Академическая мобильность студента означает свободу выбора собственной образовательной траектории, способность к самосовершенствованию, самоактуализации и самореализации в процессе горизонтального и вертикального движения внутри образовательной системы, которая по своим принципам, структуре, содержанию и технологии должна отвечать современным требованиям развития гибкости, маневренности и вариативности профессиональных образовательных программ. Академическая мобильность направлена на приобретение и накопление личностью опыта проектирования, реализации и изменения собственной образовательной и профессиональной деятельности с учетом вновь возникающих условий для решения соответствующих задач внутри национальной системы образования согласно мировым тенденциям. Одной из тенденций, которую следует обязательно учитывать при развитии академической мобильности студентов, является так называемый Болонский процесс.

«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства, названный так по городу, в котором в 1999 г. была подписана Болонская декларация. Болонский процесс направлен на повышение международного престижа и конкурентоспособности европейской системы высшего образования на основе создания единого образовательного пространства, основными признаками которого являются:

- качество высшего образования, включающее качество содержания, фундаментальность, универсализацию и условия реализации образовательных программ, а также уровень профессиональной подготовленности выпускников;

- мобильность обучающихся, преподавателей, исследователей в едином образовательном пространстве и свободное перемещение с трудоустройством выпускников на рынке труда;

- многообразие и гибкость содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом традиций, автономии и академических свобод вузов Европы;

- открытость и доступность образования, обеспечиваемые мобильностью, взаимным открытием филиалов вузов в различных странах и введением технологий и организационных структур дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.