политики - формированию интеллектуального потенциала страны.
Литература:
1. Николаева Л.Н. Проблема формирования общеучебных умений и навыков у учащихся в контексте стандартизации образования // Образование и общество. - № 3 (56). - 2009. - С. 36-40.
2. Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 г. от 18 декабря 2006 г. №1360Ф>рмирование инновационного потенциала вузов в условиях Болонского процесса // Материалы
междунар. науч.-метод. конф. (13-16 сентября
2007 г.). Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. - 404 с.
4. Худоренко Е.А. Интеграция науки и
образования в рамках высшего учебного заведения (на примере развития научно-исследовательской деятельности студентов) // Экономика,
статистика и информатика. - 2009. - № 1-2. - С. 3-
5.
Немчинова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет.
Nemchinova Tatiana Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of CT and computer science, Buryat State University
Токтохоева Татьяна Александровна, ст. преподаватель кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет.
Toktokhoeva Tatiana Aleksandrovna, senior lecturer, department of CT and computer science, Buryat State University
670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел (3012)21-15-59; e-mail: [email protected], [email protected]
УДК37.017.4 М.Н. Очиров, Л.Х. Цыбикова
О формировании гражданской идентичности в национальной школе
В статье на основании введения понятия байкальской этнорегиональной идентичности рассмотрены возможности формирования гражданской идентичности.
Ключевые слова: байкальская этнорегиональная идентичность, байкальская образовательная парадигма, байкальское образовательное пространство, байкальская поликультурная компетентность.
M.N. Ochirov, LH. Tsybkova On the formation of civil identity at national school
In the article on the basis of introduction the concept of Baikal ethnic regional identity the possibilities of formation the civic identity are considered.
Keywords: Baikal ethnic regional identity, Baikal educational paradigm, Baikal educational space, Baikal multicultural competence.
Наблюдающийся кризис национальной школы в России является следствием упадка российской и мировой системы образования. Истоки этого находятся в системе взаимодействия человека и природы, которая в настоящее время также находится в состоянии глубокого кризиса. Человек не может отказаться от потребительского отношения к природе, сложившегося в результате становления потребительского типа личности на Западе.
Эти глобальные и локальные кризисы взаимосвязаны, представляют замкнутый круг. Чтобы изменилось отношение человека к природе, должен измениться сам человек. Основатель Римского клуба А. Печчеи еще в 1985 г. писал:
«... если при сложившихся обстоятельствах не изменятся сами качества человека, то мы никогда не найдем никакого решения ни для одной из сложных проблем; если же нам удастся улучшиться, усовершенствоваться перед нами откроется такое широкое поле возможностей решения гуманистических задач, о которых ранее мы не могли и помышлять» [1].
Многие ученые (Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул и др.) считают, что ключом к решению глобальных проблем человечества является образование. А.Д. Урсул рассматривает образовательную систему приоритетным «механизмом», «с помощью которого необходимо за два, максимум три, поколения кардинально изменить соз-
нание и культуру большинства населения планеты, переориентировав их на цели устойчивого развития» [2, с. 120]. Однако, система образования, по его словам, «не обеспечивая социальные потребности в настоящем», фактически игнорирует будущее. Система образования, рассматриваемая как механизм разрешения проблем кризиса человека и природы, сама находится в состоянии глубокого кризиса. Следовательно, сначала должен быть преодолен кризис системы образования, а затем с ее помощью - экологический и другие кризисы.
Одним из проявлений кризиса человека
является кризис идентичности. А.Ю. Шеманов пишет: «Если говорить о современности, то сейчас у человека нет однозначного образа себя, который выступал бы для него как естественный и очевидный» [3, с.25]. Он
считает, что современный человек не может воспринимать в качестве естественного ни одно из тех мест, которые он занимает в мире и общЬсивви с кризисом идентичности проблема самоидентификации человека приобретает особую актуальность для системы образования. Образование представляет собой процесс формирования образа бытия и в его рамках -образа человека на основе ценностного созЭания. Фромм подчеркивает, что непосредственными мотивами человеческого поведения чаще служат не официально признанные, осознанные ценности, а
бессознательные, порожденные социальной системой бюрократизированного
индустриального общества. Расхождение между осознанными и неэффективными ценностями, с одной стороны, и действенными, с другой стороны, опустошает личность, разрушает идентичность. По утверждению Фромма, «... большинство людей колеблются между
различными системами ценностей и поэтому, никогда не развиваются в том или ином направлении. У них нет ни особых
добродетелей, ни особых пороков. Они похожи на стершуюся монету. У человека нет самости, он Утратвдестиданничйедтно ошрюитви; тсделать эко.Ш1И|Ш!те>й.['4]пнической и профессиональной сферах мировоззрения личности.
Люди могут понимать необходимость гармонизации взаимодействия с природой, но действовать по нормам потребительского общштвягку стало трудно ориентироваться в мире профессий: во-первых, появились новые профессии, не имеющие еще корней в профессиональной культуре нашего общества, во-вторых, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессио-
нализации [5]. Человек может понимать свою предрасположенность к той или иной профессии, а выбирает по каким-либо причинам другую.
Сложная ситуация сложилась с этнической самоидентификацией детей-бурят.
Исследование этнической идентичности тех, кто идентифицирует себя с бурятским этносом, имеет свои особенности. За последние 100 лет бурятский этнос претерпел большие изменения. Теперь это двуязычный этнос, причем первым языком у большинства его представителей является русский. Дети-буряты изучают бурятский язык в школе как иностранный. Утрачены культурные традиции, обычаи, изменился рацион питания, тип хозяйствования, образ жизни. Но неизменными остались общие черты, название, происхождение, историческая память и менталитет.
По результатам социологического исследования Д.Л. Хилханов приходит к выводу, что связь «язык - культура» в отношении бурятского этноса не является имманентной. Язык в данном случае не может счиЕщтьсюдивдр.итиныи [6£нования утверждать, что у подрастающего поколения возможно формирование биэтнической идентичности. Для этого нужно, чтобы идентичность со своей этнической группой была позитивной, человек был доволен своей национальной принадлежностью, испытывал гордость за свой народ без нетерпимости к другой культуре. Негативная идентичность, связанная с неудовлетворенностью своей этнической принадлежностью, может привести к негативной этнической маргинальности, когда человек балансирует между двумя культурами, испытывая отчужденность и неприятие обоих. С целью достижения позитивной этнической идентичности следует обеспечить
педагогические условия для развития двуязычия и двукультурной компетентности. Связь бурятского языка с родной культурой может быть выражена посредством русского языка, с помощью которого происходит освоение бурятского. В этом процессе будет осуществляться кросскультурная грамотность, приобщение детей к бурятской культуре и формирование этнической (бурятской)
идентичности, осознаваться тождественность с этнВичнесакстоойягщреуеп пворйе миякунлаьртяудруойс. традиционным примордиалистским (укорененным) подходом к вопросу об этничности получил распространение альтернативный подход - конструктивизм, в соответствии с которым этнические группы являются результатом сознательного социаль-
ного конструирования в определенных исторических, экономических, политических обстоятельствах с учетом конкретных ситуативных воздействий [7]. В.А. Тишков, приверженец конструктивизма в этнологии, примерами такого процесса считает «племенную номенклатуру африканского континента, сконструированную колониальными администрациями совместно с антропологами, а также социалистические нации и народности бывшего СССР, прошедшие процедуру национального строительства» [8, с.98].
Мы должны исходить из того, что этническая самоидентификация личности всегда имела место и при толковании этого естественного феномена следует учитывать изменчивость этничности в зависимости от социокультурных условий.
Французский социолог Бурдье разработал «теорию габитуса», которая представляет собой вариант социологического примордиализма, означающего социальную укорененность
этничности. Через габитусы частично наследуются, частично конструируются
стереотипы, предубеждения и другие
компоненты этнической идентичности.
Разработка подобных теорий позволяет преодолеть и фатальный характер примордиализма, и волюнтаристские черты конструктивизма. Мы склонны признать, что этничность имеет архитипическую природу, но у каждого человека в зависимости от жизненной ситуации она «дрейфует», претерпевает изменения. По нашему мнению, нельзя
манипулировать понятием этничности в политических или других целях, но следует управлять ее развитием, учитывая
укорененность этничности, с одной стороны, и изменчивость, с другой. «Этнические границы» имеют условный характер, они преодолеваются в силу объективных потребностей. Управление этничностью детей должно быть педагогически продуманным. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый сохранил свою врожденную идентичность и при этом был толерантным к другим культурам. Для бурятской
идентичности, которая в основном имеет архетипическую природу, необходимо развитие через педагогическое приобщение детей к родной культуре с помощью русского языка, поCКуль'I;урн66дно[apлбдиятсбирятсlE6IЮ унрроид C6о;вржИ,lъ^б6Г2ф6l|ймирlp¡рI^ую «ащщаоогинеские традиции, соблюдение которых в обучении способно оказать эффективное воздействие на развитие этнической идентичности школьников.
Одним из основополагающих положений обучения является историко-генетический подход к формированию понятий, когда в процессе учебной деятельности они как бы зарождаются у учащихся и проходят все этапы качественных изменений от одного состояния к другому в генетической взаимосвязи. Так, при изучении понятия числа принцип историзма выражается в учете длительного исторического пути его развития. Согласно этому пути, на первом этапе обучения устанавливается равночисленность множеств, на втором - численность одних множеств выражается через численность других (палочки, камешки, кружочки), на третьем - появляется эталон количества (например, множество пальцев на руках), на четвертом - натуральное число как обозначение общего свойства класса равночисленных множеств в отвлечении от их качественного содержания.
А.Н. Шилина справедливо отмечает, что «. организация процесса усвоения понятий на основе признания их происхождения из предметно-практической деятельности
приводит к полноценному овладению содержанием понятия, ибо усваивается
реальный путь становления понятий и вместе с этим решается такая фундаментальная для процесса обучения задача, как формирование и развитие способности мыслить» [9].
При формировании понятия как результата исследовательской деятельности ученика появляется родное слово, являющееся обозначением сформированного понятия. Использование родного языка при усвоении исходных понятий является не только объективной необходимостью, вызванной
социальным заказом, но и логикометодологической потребностью,
обусловленной национально-культурным
опйФорм иртванш при свят ноет от нин дики йу и мон-сqнн6се'иия^[редполагает межкультурную интеграцию личности, которая на основе толерантного отношения способна к освоению ценностей чужой культуры. Россия - поликультурное, полиэтничное государство, причем эта полиэт-ничность имеет место в каждом отдельно взятом регионе. Под регионом в энциклопедическом словаре «Конституционное право России» понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национальных, культурных и других условий. Регион может совпадать с границами субъекта Федерации либо объединять территории нескольких субъектов РФ, например, как Байкальский регион, включающий Бурятию и Иркутскую область. Этот
регион называют также Байкальской Сибирью, он рассматривается как автономная социокультурная общность, тесно связанная исторически, экономически, культурно и административно. Д.Л. Хилханов приходит к выводу, что «современные дискурсивные практики, существующие в Бурятии и Иркутской области, демонстрируют определенную готовность общественности к идентификации себя в рамках новой идентичности - представителей Байкальского региона». Поскольку мы не можем отрицать этническую идентичность как реальность, то следует рассматривать ее в качестве основы для формирования полноценной гражданской идентичности. Л.М. Дробижева считает, что «этнонациональ-ная и российская идентичность совместимы и пересекаются в том случае, если и та и другая выражены в пределах нормы. Не этнический нигилизм и не этнокультурная гомогенность, а интеграция на основе взаимодополняющих и совмещающихся ценностей, представляющих общие интересы - единственная рациональная перспектива. При такой модели общества каждый народ, этническая группа становятся заинтересованы в консолидированном государстве» [11, с. 26]. Л.М. Дробижева под моделью общества подразумевает систему отношений, основанную на взаимопонимании и доверии, при которых возможно совмещение государственной и этнической идентичности.
Мы склонны считать, что интеграция этнической и гражданской идентичности может быть достигнута посредством этнорегионально-го фактора. И.Л. Набок вполне обоснованно предполагает, что «путь от этнической идентичности к гражданской идентичности лежит через идентичность этнорегиональную» [7,
с. 158]. Поскольку регион, как полиэтническое территориальное образование можно рассматривать в качестве модели России, этнорегио-нальная идентичность может служить моделью российской (гражданской) идентичности. Развитие российской идентичности означает формирование единой нации (супернации), подразумевающей гражданское единство, признание всеми гражданами российского государства независимо от их этнического происхождения России своим отечеством. Гармонизация этносоциальной и гражданской идентичности обязана реализовываться в образовании. Теоретически существует альтернатива: консолидация российского общества в качестве единой нации путем отказа от этнической идентичности, либо поддержка и развитие идентичности и построение на ее основе единого гражданского общества. Первый вариант представляется нам нежела-
тельным по многим причинам: он трудно осуществим, поскольку этничность является укорененным качеством личности на биологическом или социально-психологическом уровне (конструктивистский подход скомпрометировал себя в опыте конструирования «советского народа»); забвение этнической идентичности ведет к исчезновению языков и культур, а в результате - к неустойчивости самого общества. Гуманным и менее трудным представляется второй вариант
- создание единой российской нации на основе этнической идентичности, «узловыми точками» формирования единого социально-исторического организма - отечества являются этническая идентичность, региональная идентичность, российская идентичность. Нами разработана педагогическая модель развития российской гражданской идентичности в условиях Бурятии и Байкальского региона. Основными элементами этой модели выступают позитивная идентичность, межкультурная интеграция, толерантность, двукультурная компетентность, экоцен-тическое мировидение, этнокоммуникативная компетентность педагога.
В процессе реализации данной модели были введены новые понятия:
1. Байкальская этнорегиональная
идентичность - отождествление личности с поликультурной общностью, населяющей Байкальский регион, обладание этнической тол2е.ранБтанйоксатлььюск; ая образовательная парадигма
- образовательная парадигма, направленная на формирование у школьников байкальской этнорегиональной идентичности, освоение этнокультурных ценностей региона, воспитание этнической толерантности, чувства единства России как государства, развитие российской гражданской идентичности;
3. Байкальское образовательное
пространство - это «место» в байкальском социуме, где субъективно задаются различные факторы, условия, связи и взаимодействия субъектов образования, осуществляется специальная деятельность учреждений образования и культуры по реализации байкальской образовательной парадигмы;
4. Байкальская поликультурная
компетентность - овладение культурными компетенциями этнических общностей Байкальского региона, знание их речевого этикета, народных игр, обрядов, обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества, наименований предметов и явлений национального быта, невербальных средств общения.
Литература
1. Печчеи А. Человеческие качества / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985.
2. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций. - М.: Ступени, 2002.
3. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. - М.: Академический проект, 2004.. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.
5. Личность и профессия: психологическая
поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина и др.; под ред. Л.М. Митиной. - М.: Академия, - 2005. - С.5.
6. Хилханов Д.Л. Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурноязыковых факторов: автореф. дис.... д-ра. социол. наук. - Улан-Удэ, 2007.
7. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010.
8. Тишков В.А. Реквием по этносу.
Исследования по социально-культурной
антропологии. М., 2003.
9. Шилина А.Н. Логико-гносеологические
основы формирования понятий в обучении. - М.: Издательство МОПИ, 1981.
10. Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность. - Москва; Иркутск: Наталис, 2005.
11. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М., 2003.
Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет
Ochirov Mikhail Nadmitovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757, e-male: [email protected]
Цыбикова Лидия Ханхаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры, Бурятский государственный университет.
Tsybikova Lidiya Khankhaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of algebra, Buryat State University
670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: [email protected]
УДК 301.378 ЕБ Павлова
О формировании исследовательских компетенций в системе «колледж - вуз» 1
В статье рассматривается организация исследовательской деятельности студентов в условиях интеграции колледжа и вуза. В целях профессиональной ориентации студентов колледжа особое внимание уделяется внутренней мотивации обучающегося, рассматриваются проблемы преемственности образования, получаемого в колледже, и вузовского образования.
Ключевые слова: компетенции, колледж, вуз, образование, обучение.
EB. Pav/ova
On the formation of research competences within the system “college - university”
The article deals with the organization of students research activity under the conditions of integration between college and university. Aimed at the professional orientation of the college students, special attention is paid to their inner motivation. The problems of succession between college and university education are considered.
Keywords: competencies, college, university, education.
'Статья выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки Российской Федерации «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010 гг.), регистрационный номер 2.1.1/1533.