Научная статья на тему 'Программа дополнительного профессионального образования учителей бурятского языка и литературы «Этнонациональное образование как ресурс устойчивого развития России»'

Программа дополнительного профессионального образования учителей бурятского языка и литературы «Этнонациональное образование как ресурс устойчивого развития России» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РФ / УЧИТЕЛЬ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STATE ETHNONATIONAL EDUCATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION / A TEACHER OF BURYAT LANGUAGE AND LITERATURE / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Мария Самсоновна

Программа дополнительного образования учителей бурятского языка и литературы раскрывает основные идеи, цели, принципы государственной образовательной политики Российской Федерации; содержит информацию о современном состоянии и некоторых научно-методических и организационных мерах по повышению качества преподавания бурятского языка и литературы в Байкальском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF THE BURYAT LANGUAGE AND LITERATURE TEACHERS “ETHNONATIONAL EDUCATION AS A RECOURSE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RUSSIA”1

The program of additional professional education of the Buryat language and literature teachers reveals the main ideas, aims, principals of the Russian federation state educational policy; it contains information on modern state and on some scientific, methodological and organizational measures for improving the quality of the Buryat language and literature teaching in the Baikal region.

Текст научной работы на тему «Программа дополнительного профессионального образования учителей бурятского языка и литературы «Этнонациональное образование как ресурс устойчивого развития России»»

Samsonov Victor Serafimovich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of computer facilities and computer science, Buryat State University.

УДК 378.016:811.512.31

© М.С. Васильева ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

Программа дополнительного образования учителей бурятского языка и литературы раскрывает основные идеи, цели, принципы государственной образовательной политики Российской Федерации; содержит информацию о современном состоянии и некоторых научно-методических и организационных мерах по повышению качества преподавания бурятского языка и литературы в Байкальском регионе.

Ключевые слова: государственная этнонациональная образовательная политика РФ, учитель бурятского языка и литературы, дополнительное профессиональное образование.

M.S. Vasilieva THE PROGRAM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF THE BURYAT LANGUAGE AND LITERATURE TEACHERS “ETHNONATIONAL EDUCATION AS A RECOURSE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RUSSIA”

The program of additional professional education of the Buryat language and literature teachers reveals the main ideas, aims, principals of the Russian federation state educational policy; it contains information on modern state and on some scientific, methodological and organizational measures for improving the quality of the Buryat language and literature teaching in the Baikal region.

Keywords: state ethnonational educational policy of the Russian federation, a teacher of Buryat language and literature, additional professional education.

Раздел 1.Область применения

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации предназначена для учителей бурятского языка и литературы средних общеобразовательных школ. Слушатели курсов должны быть знакомы с основными нормативно-правовыми документами Министерства образования РФ (Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О языках народов РФ», Концепция государственной национальной образовательной политики РФ, Национальная доктрина образования РФ (на период до 2025 г.), проект Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации).

Приобретенные на курсах профессиональные компетентности должны быть применены в преподавании бурятского языка и литературы при целенаправленной организации процессов социализации и воспитания учащихся, что имеет большое значение для конструирования этнической и гражданской идентичности в современных условиях.

Раздел 2. Характеристика подготовки по программе

Срок освоения программы - 72 ч.

Режим обучения - 36 ч. в неделю.

Формы обучения - с полным отрывом от работы, без отрыва от работы.

Раздел 3. Результаты освоения программы

А. Слушатели курсов должны знать:

- нормативно-правовые документы РФ (Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», « О языках народов РФ», Концепцию национальной образовательной политики РФ, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (проект), национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», образовательные стандарты по бурятскому языку и литературе и др.);

- приоритеты, принципы, миссию, цели, задачи, условия и направления осуществления национальной и этнонациональной образовательной политики;

- трактовку национального (государственного, общественного) воспитательного идеала, базовые национальные (государственные) ценности, основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Б. Слушатели должны научиться:

- выявлять интересы и потребности личности, локальной этнической или этноконфессиональной группы, этноса, автохтонных народов, диаспор и других групп населения региона;

- обосновывать необходимость совмещения обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- разрабатывать программы воспитания и социализации учащихся, сочетающие интересы государства, личности, этнических и этноконфессиональных групп, диаспор и других сообществ региона.

В. Слушатели должны владеть:

- базовой системой терминов и понятий этнонационального и поликультурного образования и воспитания учащихся;

- информацией об этносоциальной, этнополитической структуре регионального и российского общества, об особенностях структуры идентичности учащихся, о лучших национально-культурных традициях народов региона;

Слушатели должны быть готовы к организации этнонационального образования и воспитания в системе поликультурного образования Российской Федерации.

Раздел 4. Учебный план

№ Модуль Всего Лекция Практика Выездная практика

1. Г осударственная национальная образовательная политика РФ. Бурятская национальная школа в России и за рубежом. Кадровое обеспечение функционирования бурятской школы 2 2

2. Состояние преподавания бурятского языка и литературы в школах Байкальского региона: проблемы и перспективы 4 4

3. Информационное обеспечение преподавания бурятского языка и литературы в средней школе (нормативно-правовое, научнометодическое, издательское и др.) 2 2

4. Современный учебный кабинет бурятского языка и литературы в средней школе 2 2

5. Современные исследования по бурятскому языку и литературе 4 4

6. Новые технологии обучения в преподавании бурятского языка и литературы: психологические трудности и эффективность 6 2 2 2

7. Новые имена в российской бурятской литературе. Бурятская литература в зарубежье. 2 2

8. Информационно-коммуникационные технологии на уроках бурятского языка и литературы в средней школе 10 2 8

9. Этносоциальная структура российского общества. Формирование гражданской и этнической идентичности учащихся. Национально-культурная основа социализации и воспитания учащихся в школе 2 2

10. Конференция «Этнонациональное образование как ресурс устойчивого развития России» 4 2 2

Раздел 6. Задания для подготовки к конференции.

Темы докладов и выступлений для выбора, подготовки и участия в ра боте дискуссионной площадки:

История образовательной политики РФ. Государственная образовательная политика РФ начала ХХІв. Особенности этнополитической структуры современной России. Этническое и национально -культурное «лицо» при полиэтничном составе населения субъектов РФ. Кодекс социальной ответственности разных групп населения в полиэтническом пространстве. Образование как инструмент согласования интересов и потребностей государства, личности, групп населения и обеспечения социальной устойчивости общества. Этнополитическая модель российской гражданской нации: базовый (этнокультурный), национально-территориальный (базовый политический), национальный (общегосударственный). Модернизация российского образования и формирование российской гражданской идентичности. Гражданская идентичность. Этнические константы. Этнокультурное самосознание (этническая идентичность). Этническая идентичность как копинг - стратегия. Этнокультурное самосознание группы - ядро национально-гражданской идентичности. Этничность. Гражданственность. Толерантность: соотношение, устойчивость. Сохранение культурного многообразия и толерантность. Культурное многообразие и свобода культурного выбора как условие развития, стабильности и гражданского согласия. Культурное наследие народов России: сохранение самобытности и инновационное развитие. Региональные культурные традиции: достижения и особенности. Поликультурное образование в РФ. Социокультурные ориентиры поликультурного образования. Фундаментальные основы развития и воспитания гражданина: семья, труд, природа, наука, искусство, религия, многонациональный народ России, человечество. Опыт этнонационального образования в І990-20І0гг.: результаты и противоречия. Приоритеты, принципы, миссия, цели, задачи, условия этнонациональной политики РФ. Этнонациональное образование как часть поликультурного образования. Глобализация, стандартизация, унификация и этнонациональное образование. Место и роль этнопедагогиче-ской пансофии в современном образовании. Этнопедагогические традиции народов СФО в образовательном процессе. Место и роль этнопедагогической пансофии в современном образовании. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России и условия ее осуществления. Религиозно-просветительская деятельность в системе современного российского образования. Религиозное и духовное воспитание личности. Стандарты, содержание, объем этнокультурного компонента содержания образования. Информационнокоммуникационные технологии, новая школьная инфраструктура для изучения этнокультурного компонента содержания образования. КИМы компетенций по этнокультурному компоненту. Нормативно-правовая основа этнокультурного компонента содержания образования. Этнопедагогический аспект в подготовке, повышении квалификации и аттестации педагогических кадров. Информационное обеспечение этнонационального образования и воспитания. Формирование этнокультурных интересов и потребностей населения. Стратегическое, программно-целевое, проектное, электронное управление и перевод образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Литература

1. Болотов В., Сериков В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика.

- 2003. - № І0. - С. S-i4.

2. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. - 2004. - № І. - С. 4.

3. Бромлей Ю.В. Этнофункциональные аспекты формирования человека // Вестник высшей школы. -i9SS. - № І. - С. 6s.

4. Буева Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия // Вопросы философии. - І997. - № 2. -

С. i5-iS.

5. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании».

6. Закон РФ «О языках народов РФ».

7. Закон Республики Бурятия «Об образовании». - Улан-Удэ, i992. - Ст. 2, i2.

S. Закон РФ «Об образовании». - М., І992. - Ст. І2,І3, 2І, 2S-29, 32, 39, 4І, 43, 49.

9. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика.

- Улан-Удэ, i997.

10. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. - М., 200б.

11. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России. - М., 20І0.

12. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации (проект). - М., 20i0.

13. Кузнецова Л.В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования: автореф. Дис. ... д-ра пед. наук. - Чебоксары, 2001.

14. Кузьмин М.Н. Проблема сохранения образовательного и духовного пространства России//Педагогика. -2004. -№ 4.- С. 3.

15. Леньшин В.П. Системный подход в исследовании воздействия как социального феномена // Вестник МГУ. - Серия 7. Философия. - 2004. - №2. - С.65.

16. Михайлова Е.А. Национальная культура и разработка новых продуктов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 6. - С. 99.

17. Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. - Улан-Удэ, 1996.

- С. 62.

18. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025г.).

19. Новейший философский словарь. - Минск, 1999. - С. 619, 619-629.

20. Поштарева Т.В.Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 38.

21. Пригожин А.И.Современная социология организаций: учебник. - М., 1995. - С. 10.

22. Троицкий В.Ю. Школа и возрождение национального самосознания // Воспитание школьников. - 1997.

- № 3. - С. 16.

23. Шкатулла В.И. Образовательное право: учебник для вузов. - М., 2001. - С. 66.

24. Бермус А.Г. Исследование инфраструктуры модернизации образования // Alma mater. - 2009. - №4. - С. 23-26, 39.

25. Иванов С.Ю., Иванов А.С. Основные тенденции и перспективы развития системы высшего образования в России // Alma mater. - 2009. - №2. - С. 5-10.

26. Кирилл. Религиозное воспитание в эпоху постмодерна // Alma mater. - 2008. - №1. - С. 38.

Васильева Мария Самсоновна, доктор педагогических наук, доцент, директор координационного центра развития бурятского языка, Бурятский государственный университет, e-mail: besegte@mail.ru

Vasilieva Mariya Samsonovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director of Coordinational Center for the development of the Buryat language, Buryat State University.

УДК 371.26

© Г.С. Малунова

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

В статье рассматривается независимая экспертиза качества подготовки выпускников трех ступеней образования Республики Бурятия.

Ключевые слова: независимая экспертиза, качество подготовки выпускников, результаты обученности, аккредитация.

G.S. Malunova

ORGANIZATION OF QUALITY CONTROL ON SUBJECT TRAINING OF SECONDARY SCHOOLS PUPILS IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

The article considers an independent expertise of graduates ’ training quality through three stages of education in the republic of Buryatia.

Keywords: independent expertise, quality of graduates’ training, results of training level, accreditation.

Для эффективного становления республиканской системы оценки качества образования необходимо создание отлаженного механизма внешней экспертизы качества предметной подготовки выпускников образовательных учреждений. Предметная обученность является фундаментом качества образования, на котором выстраиваются базовые и надпредметные компетенции. Высокий уровень предметной обученности позволяет обучающемуся успешно овладеть деятельностью, а учителю сформировать основные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.