Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования стратегии профессиональной самореализации у студентов'

Педагогические условия формирования стратегии профессиональной самореализации у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL / EDUCATION / REORIENTATION / TEACHER ORIENTATION / TRAINING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашкинадзе И. И., Утенков А. В.

Представлены научный анализ и результаты исследования особенностей по педагогическому регулированию и изучению условий формирования профессиональной самореализации у студентов, что является ориентиром в направлении к адаптации и самореализации в профессиональной среде, эффективному и профессиональному развитию на конкретном этапе жизнедеятельности студентов и в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS IN DEVELOPING STRATEGIES FOR FULFILLING CAREERS STUDENTS

This article presents the scientific analysis and the results of the study characteristics related to teacher management and study of the conditions of formation of professional self-realization of students. What is the reference point in the direction of adaptation and self-realization in a professional environment, efficient and professional development at a particular stage of life of students and in future careers.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования стратегии профессиональной самореализации у студентов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ И^?ИХОЛОГИЧЕСКИЕ^НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ

И.И. АШКИНАДЗЕ,

кандидат педагогических наук, доцент А.В. УТЕНКОВ,

соискатель МГПИ

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

t1455346@ye.ru

Научный руководитель доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Московского педагогического государственного университета

В.П. ПОДВОЙСКИЙ

Аннотация. Представлены научный анализ и результаты исследования особенностей по педагогическому регулированию и изучению условий формирования профессиональной самореализации у студентов, что является ориентиром в направлении к адаптации и самореализации в профессиональной среде, эффективному и профессиональному развитию на конкретном этапе жизнедеятельности студентов и в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагогические условия, профессионал, образование, переориентация, педагогическая направленность, подготовка, профессиональное развитие, совершенствование.

PEDAGOGICAL CONDITIONS IN DEVELOPING STRATEGIES FOR FULFILLING CAREERS STUDENTS

Y.I. ASHKINADZE,

the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer

A.V. UTENKOV,

applicant Moscow Humanitarian Pedagogical Institute

The summary. This article presents the scientific analysis and the results of the study characteristics related to teacher management and study of the conditions of formation of professional self-realization of students. What is the reference point in the direction of adaptation and self-realization in a professional environment, efficient and professional development at a particular stage of life of students and in future careers.

Key words: pedagogical conditions, professional, education, reorientation, teacher orientation, training, professional development, improvement.

Процесс развития профессиональной самореализации личности в образовании, находится в состоянии эволюции. Если в начале 1990-х гг. подготовка студентов была нацелена на получение знаний по предмету и осуществление педагогического руководства в процессе практической подготовки, то в настоящее время превалирует личностный подход в освоении будущими специалистами содержания профессиональных курсов, возрастает значимость творчества для эффективной работы в профессии.

На современном этапе процесс социального формирования личности студента отличается сложностью и противоречивостью. Утверждающаяся система новых общественных отношений вносит серьезные коррективы в содержание педагогической работы со студентами. Вузовским педагогам прихо-

дится решать задачи, с которыми они ранее не сталкивались.

За концепцией профессиональной самореализации в аспекте подготовки специалиста закрепляется круг проблем, которые, получая все более разносторонний анализ, стимулируют саморазвитие теоретических знаний, их воспроизводство. Система учреждений образования во все времена так или иначе выполняет заказ общества, главным образом, — государства. Причем не только в плане количественного определения заданий по подготовке специалистов того или иного профиля, но и в отношении формирования определенного типа личности, обеспечения ее оптимальной адаптации к конкретным историческим условиям, эффективного жизнесуществования во всех сферах жизни общества.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.......................... •

Для реализации успешности процесса профессионального образования необходимо глубокое понимание сущности личности и деятельности студента. Системообразующим фактором является сам студент, его образовательный и культурный уровень, проявляющийся в системном мышлении.

Одна из наиболее сложных проблем профессиональной подготовки студентов заключается в том, что сложно найти соотношение между признанием права каждого человека свободно и самостоятельно решать свои жизненные проблемы, что предполагает его готовность к самоактивизации и самореализации, и необходимостью оказывать ему психолого-педагогическую поддержку в решении этой дилеммы, что предполагает специальные усилия по активизации профессиональной самореализации человека.

Можно выделить три основных метода, способствующих повышению активности в процессе профессиональной самореализации: 1) методы организации традиционно понимаемого взаимодействия педагога и студента; 2) методы, являющиеся внутренним средством для каждого педагога (личное влияние, обаяние, жизненный и профессиональный опыт); 3) методы, позволяющие студенту в будущем самостоятельно и независимо от педагога решать свои проблемы1.

Для профессиональной самореализации важнейшей теоретико-методологической проблемой остается понимание ее специфического предмета и метода. Традиционные методы многих естественных наук основаны на идее «данности», «законченности» и «неизменности» объективного мира, т.е. «концепции завершенности».

Практическое использование методики должно строиться с обязательным учетом особенностей конкретного субъекта, его готовности рассматривать смоделированные в методике проблемы и участвовать в процедуре методики, а также с учетом условий работы и всей ситуации самореализации, позволяющих или не позволяющих продуктивно рассматривать обозначенные проблемы и использовать данную методическую процедуру. Предлагаемая методика является интеграционной, комплексной, в основе которой лежит, прежде всего, консультационная деятельность педагога, нацеленная на активизацию и коррекцию формирующихся стратегий с учетом максимального непротиводействия базовым предпочтениям студентов.

Тренинг-семинар как групповая игровая форма работы слушателей рассчитан на решение сложных ин-тегративных проблем, отражает проблемы объектов, имеющие системные связи.

Несмотря на отдельные попытки более психологического подхода, сущность взглядов большинства авторов на «психологический опыт» как элемент личности сводится к его пониманию в качестве некоторой совокупности элементов личности, оказывающих стимулирующее, обусловливающее, коррек-

* И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тирующее воздействие на субъект, т.е. детерминацию его самореализации, одновременно задающей пространственно-временные границы ее реализации.

Под механизмами возникновения негативного психологического опыта понимаются индивидуальные психические переживания, играющие значительную или основную роль. Это прежде всего психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние. Необходимо также выделять индивидуальную модель профессионального развития конкретного студента как определенный этап, предваряющий процесс профессиональной самореализации. Средой формирования моделей профессионального развития студентов является социально-педагогическая среда образовательного учреждения.

Сферой реализации сформированных моделей профессионального развития выступает профессиональная деятельность студента как сложнейшая система адаптации личности к разнообразным условиям социума; как способ жизнедеятельности человека в конкретной ситуации; как активное преобразование среды в соответствии с мотивацией человека и его потенциалами.

Под субъектной позицией студента в контексте формирования готовности к профессиональной самореализации понимается определенное пространство жизнедеятельности человека, в которое он включен объективно, так и одновременно его субъектное пространство, каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению. Таким образом, позиция как система отношений характеризует человека многоаспектно в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического.

Профессиональная самореализация самого человека, социальная зрелость личности все более последовательно связывается с оптимизацией взаимодействия индивида со средой обитания. Педагогический подход к профессиональной самореализации личности раскрывает свое значение и влияние на педагогический процесс, на конкретные условия среды, выполняет роль посредника между средой и отдельными отраслями педагогической науки как системного научного знания, а также активной деятельностью индивида как субъекта самовоспитания. Разнообразие условий микросреды, в которой живет студент, особенностей его индивидуально-личностных обстоятельств жизни, характера, здоровья, истории, влияние факторов наследственности требуют от психолого-педагогической деятельности, как основы, оказания помощи и повышенного внимания к человеку.

Формирование профессиональной самореализации студента — это построение отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ__^ -

педагогического общения, от авторитарного к демократическому, осуществления принципа уважения к личности воспитанника и учета его духовного потенциала путем приобщения к культуре, взятой в аспекте социального опыта. Сущностью образовательного процесса становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, приобщающее человека богатству культуры.

Профессиональная социальная деятельность должна базироваться на таких принципах, как учет особенностей человека и его потенциальных возможностей, осознание ценности жизни, человеческого рода и уникальности цивилизации, развитие свободной, ответственной личности, обладающей высокой духовностью. Ведущим для педагога вуза должен стать личностно ориентированный подход к организации целостного образовательного процесса, эффективность которого определяют такие качества педагога, как понимание всех представителей микросоциума, способность вести диалог со всеми субъектами педагогической деятельности, опора на механизмы внутренней детерминации поведения и деятельности студентов.

Процесс познания связан с естественной способностью человека адаптироваться к внешней среде. Обучение можно рассматривать как способ взаимодействия индивида с внешней образовательной средой. Потребность человека реализовать эти способности в той или иной сфере деятельности формирует его как субъект деятельности и личность. Получая образование, индивид изменяет свое поведение в среде жизнедеятельности; таким образом образовательная система управляет процессом изменения социокультурного и социо-экономического поведения человека. Представленная совокупность идей создает интегрированную образовательную среду, являющуюся источником комплексных знаний, умений и навыков в любой предметной области. Эта информационная среда используется человеком в динамике обновления собственной информационной базы для формирования в себе личности со своим мировоззрением и профессиональными убеждениями.

Образовательная среда оказывает непрерывное воздействие на формирование социальных ценностных ориентаций, нравственно-этических воззрений и гармонических отношений личности к формированию мотивации и готовности саморазвития себя, образовательной системы и образовательной среды. Если образовательная система ориентирована на профессиональную подготовку будущего специалиста, то образовательная среда составляет профессионально ориентированные информационные, психологические, социокультурные, экономические, материальные и финансовые условия как совокупность ресурсов, в которых функционирует система.

Подготовка профессионала должна удовлетворять определенным требованиям: целостной системе ми-

# и^СИХОЛОГИЧЕСКИЕ.НАУКИ

ровоззрения о себе, своей роли в профессиональной области; общественной среде, в которой он выступает как экономический субъект; в нем должны существовать нравственно-психологические задатки интеллигента; в нем должны быть воспитаны функциональные качества профессионала, соответствующие содержанию его деятельности. Триединство векторов деятельности — основа синтеза как фундаментального методологического принципа природы, проявляющегося в деятельности. Деятельность человека многомерна, но на уровне формализации она может быть представлена векторами, которые действуют в пространстве и времени как функция индивида (психологическая система), как структура и коммуникация в информационной среде.

Педагогическая система развития профессиональной самореализации ориентирована на формирование следующих ценностей у студентов:

# самореализация и поиск своей уникальности; восприятие других как личностей, имеющих свои

идеалы и взгляды;

творчество и свобода выбора индивида; ответственное и целенаправленное поведение человека;

# доброжелательное отношение к окружающим людям.

Наиболее значимыми ценностями являются: умение людей приспосабливаться к определенным условиям, способность оценивать ситуацию и адекватно реагировать на нее, стремление идти к цели и преодолевать препятствия, развитие коммуникативных умений, позволяющих эффективно общаться с другими людьми. Для формирования системы ценностных приоритетов в рамках этой концепции разработаны пошаговые системы формирования определенных умений и навыков, до настоящего времени используемые в программах многих университетов. В профессионально-педагогической подготовке в вузе основным ценностным приоритетом является накопление знаний, развитие интеллектуальной самореализации и профессиональной самостоятельности личности. Эти подходы представляют собой солидную основу для формирования у студентов в высшей школе таких значимых и ценных качеств личности, как профессиональная самостоятельность, исследовательские навыки в добывании знаний, развитие собственной внутренней культуры2.

Исследование показало: невозможно развить студента тогда, когда нет условий для личной самореализации. Обращение к гуманистическим взглядам ведет к акцентированию личностных знаний, коммуникативной культуры будущего специалиста, его индивидуальным способностям, эмпатии и креативности. Особой ценностью становится совместное творчество, взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, когда знание становится ценностной нормой поведения, пройдя через опыт, чувственное переживание, создание си-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

стемы отношений, построенных на принципе гуманизма.

Педагогическое сопровождение формирования модели профессиональной самореализации студента представляет собой систему взаимодействия следующих составляющих образовательного пространства:

область профессиональной компетенции педагога — профессиональные знания педагога, готовность педагога использовать свои знания и способность адаптировать и изменять их в аспекте личностно-ориентированного подхода;

® индивидуальные особенности личности обучаемого — активность обучаемого, сформированные представления о будущей профессии, видение себя в будущей профессии, психологический опыт личности, особенности карьеры;

® особенности профессионально-образовательной среды, в которую вовлечены педагог и обучающийся.

Основные условия эффективности педагогического сопровождения формирования стратегии профес-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

сиональной самореализации студента необходимо рассматривать в области:

# профессиональной компетентности студента;

# сотрудничества студента и преподавателя в образовательном процессе вуза;

# использования активных методов обучения;

# взаимосвязи педагогического микросоциума с особенностями практической деятельности студента;

# побуждения студента к оценке и самооценке, позволяющие активизировать и скорректировать собственные представления и ожидания в профессиональной деятельности.

1 Ласкин А.А. Педагогическое регулирование профессиональной переориентации высвобождаемых специалистов на социально-культурную деятельность. М., 2010.

2 Подвойский В.П. Профессиональная деформация руководителей социально-культурных учреждений. Психолого-педагогический подход. М., 1998.

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. ВИНТАЙКИНА,

аспирант РМАТ

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

Аннотация. В статье указывается на наличие такой педагогической проблемы как взаимодействие педагогической науки и практики. В связи с этим автор предлагает построить такую систему подготовки, которая позволила бы формировала у будущих специалистов навыки решения творческих задач, и креативные способности.

Ключевые слова: туристическое образование, проблемы образования, специалист по туризму, подготовка специалистов.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION

E.V. VINTAYKINA,

aspirant RMAT

The summary. This article points to the existence of such a pedagogical problem as the interaction of pedagogical science and practice. In this regard, the author proposes to construct a system of training that would have shaped the future specialists solving skills of creative tasks, and creative abilities.

Key words: tourism education, the problems of education, specialist tourism training.

Мы живем в эпоху перемен, ведущих к глобальной интеграции, обусловленной внедрением наукоемких технологий и созданию мировой инфраструктуры. В туристском бизнесе, как и в других отраслях экономики, появилась тенденция глобализации, отражающая сотрудничество государств в политической, экономической и других областях. Эпоха глобализации создала возможность беспрепятственного посещения

большинства стран. Рост туристских потоков предполагает наличие единых профессиональных квалификаций туристской деятельности, т.е. знание языка, культуры, экономики, правовой и социальной систем стран—партнеров, соблюдение единых технологических и гуманитарных норм.

Наряду с этим вырос спрос на профессиональное туристское образование среди абитуриентов и возник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.