Научная статья на тему 'Проблема подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной самореализации'

Проблема подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной самореализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ СЕБЯ / САМОМОДЕЛИРОВАНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ САМОМОДЕЛИ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / REALIZATION OF А SELF-MODEL / PREPARING STUDENTS FOR PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / THE STAGES OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL SELF-REALIZATION / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL SELF-CONSCIOUSNESS / POSITIVE SELF-ACCEPTANCE / SELF-MODELLING / SELF-AFFIRMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осколкова В. Р., Санникова А. И.

Статья посвящена проблеме подготовки студентов педвуза к самореализации в будущей профессиональной деятельности. Профессиональная педагогическая самореализация является многогранным процессом реализации способностей в педагогической профессии. Предложенные в статье этапы развития готовности к самореализации помогут подготовить выпускников к будущему профессиональному самоосуществлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of preparing students of the pedagogical institution of higher education for professional self-realization

The article is devoted to the problem of preparing students of the pedagogical university for self-realization in their future profession. Pedagogical self-realization is the multifaceted process of realization of one's abilities in the professional activities. The stages of self-realization considered in the article will help to prepare a higher school graduate for future professional self-accomplishment.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной самореализации»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14

В. Р. Осколкоба, А. И. Санникоба

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена проблеме подготовки студентов педвуза к самореализации в будущей профессиональной деятельности. Профессиональная педагогическая самореализация является многогранным процессом реализации способностей в педагогической профессии. Предложенные в статье этапы развития готовности к самореализации помогут подготовить выпускников к будущему профессиональному самоосуществлению.

The article is devoted to the problem of preparing students of the pedagogical university for self-realization in their future profession. Pedagogical self-realization is the multifaceted process of realization of one's abilities in the professional activities. The stages of self-realization considered in the article will help to prepare a higher school graduate for future professional self-accomplishment.

Ключевые слова: подготовка студентов к профессиональной самореализации,этапы профессиональной педагогической самореализации, профессиональное педагогическое самосознание, положительное принятие себя, самомоделирование, реализация самомодели, самоутверждение.

Keywords: preparing students for professional self-realization, the stages of professional pedagogical self-realization, professional pedagogical self-consciousness, positive self-acceptance, self-modelling, realization of а self-model, self-affirmation.

Изменения в характере и результате образования, отличительные для конца XX - начала XXI в., все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на инициативу обучающихся, мобильность, повышение качества подготовки будущих специалистов в системе высшего профессионального образования. Сегодня необходимо подготавливать студентов педагогического вуза к иному виду профессиональной деятельности: современный человек должен быть готовым к раскрытию и использованию своих способностей и возможностей, реализации собственных интересов [1]. Однако сам учитель всё чаще задумывается, может ли он быть успеш-

© Осколкова В. Р., Санникова А. И., 2009

ным, реализовавшимся в профессиональной деятельности в новой социальной ситуации, способен ли обеспечить качество современного образования. Практика показывает, что не все выпускники высших педагогических образовательных учреждений знают свои внутренние способности, которыми наделила их природа, не умеют использовать полученные в стенах учебного заведения знания, сформированные умения и навыки в профессиональной педагогической деятельности на приличном уровне. Не все готовы к самостоятельной адаптации к условиям среды профессионального обитания. Такие выводы подтверждаются результатами опросов, проведенных среди студентов старших курсов Пермского государственного педагогического университета. Низкий уровень подготовки студентов к самореализации в профессиональной деятельности требует переосмысления целей, содержания образования в педвузе, пересмотра технологий, методов организации деятельности студентов. В связи с этим становится целесообразным определение концептуальных оснований нового направления: решение проблемы подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной самореализации.

Проблемой самореализации личности занимаются коллективы как отечественных, так и зарубежных учёных, раскрывая ее с разных сторон в четырёх направлениях: философском, социологическом, психологическом, педагогическом. На философском уровне изучаются источники, движущие силы, противоречия, а также потребности личности в самореализации (Ф. Бэкон, Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Л. Фейербах и др.) [2]. На социологическом уровне разрабатываются вопросы о путях и способах самореализации личности в обществе (В. Г. Харчев, Ф. Э. Шереги и др.) [3]. Как психологическую категорию самореализацию личности можно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: 1) как потребность личности (мотивационная и ценностно-смысловая самореализация: развитие «Я-кон-цепции»); 2) как деятельность (деятельностная самореализация: в общественной, трудовой, учебной, игровой, художественной и других видах деятельности); 3) как объективный и субъективный результат этой деятельности (самоосуществление личности) (Л. Н. Коган [4], А. Маслоу [5]). Пе-

дагогический аспект исследования обсуждаемой проблемы предполагает разработку сущности, структуры, содержания профессиональной самореализации личности, а также факторов и условий, стимулирующих и сдерживающих этот процесс (В. И. Андреев [6], А. В. Мудрик [7], С. И. Филимонова [8] и др.)

Однако следует признать, что в педагогической теории ученые [9], занимающиеся данной проблемой, исследовали профессиональную самореализацию специалиста физической культуры, учителя инновационной школы, и в этом смысле их профессиональная самореализация кардинально отличается от профессиональной самореализации будущего учителя. Учитель, продолжительное время работающий в школе, четко представляет себе особенности педагогической профессии, он сформировался как «Я - специалист». А в процессе самореализации у студента педвуза еще только формируется ясное видение своей специальности, возникает особое состояние, которое способствует формированию образа «Я - специалист». Таким образом, в вузе студент не может осуществлять профессиональную самореализацию, у него можно сформировать готовность к ней. В целом профессиональная самореализация происходит в практической деятельности. Задача вуза - подготовить выпускника к профессиональной педагогической самореализации в будущем. Через развитие готовности к профессиональной педагогической самореализации в учебном заведении осуществляется выход на саморазвитие личности студента (что, на наш взгляд, очень важно).

Таким образом, несмотря на разносторонность и несомненную значимость выполненных исследований, посвященных проблеме самореализации личности, они не исчерпывают проблему подготовки к профессиональной самореализации будущих учителей.

Анализ научно-теоретической литературы по данной проблеме, изучение педагогического опыта позволяют выявить ряд противоречий образовательного процесса в педвузе на современном этапе. Основными являются противоречия:

• между актуальностью проблемы подготовки студентов педвуза к профессиональной самореализации и недостаточной ее разработанностью в теории и на практике;

• предъявляемыми требованиями к профессионально-личностному становлению будущего педагога и фактическим уровнем подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Вышеуказанные противоречия требуют своего разрешения. В качестве их разрешения мы предлагаем свою технологию подготовки студен-

тов педвуза к профессиональной самореализации (на примере занятий по английскому языку по специальности 050303 «Иностранный язык»). Цель - выявление доминирующих потребностей, способностей и задатков студентов, побуждение их к выполнению различных видов деятельности, направленных на самореализацию в профессиональной деятельности. Для этой цели содержание образования в педвузе, определенное Государственным образовательным стандартом, необходимо дополнить определенными знаниями:

• высокая образованность в области челове-кознания и социальных норм;

• наличие ясного представления о том, что такое профессиональная самореализация будущего учителя и почему она необходима;

• устойчивая потребность в профессиональной самореализации;

• накопленный социальный опыт и прочные знания в области предполагаемой самореализации;

• наличие знаний о своих индивидуальных особенностях, задатках, способностях, о способах саморазвития;

• признание ценности своей личности; ценностное отношение к своей профессии;

• активная позиция.

Подготовка студентов педвуза к профессиональной самореализации по нашему замыслу происходит в пять этапов: 1-й - формирование профессионального самосознание, 2-й - положительное принятие себя (введенная нами стадия), 3-й -самомоделирование, 4-й - деятельность по реализации самомодели, 5-й - самоутверждение.

На первом этапе происходит формирование профессионального педагогического самосознания. Наши задачи:

• выявление способностей, задатков студентов;

• осознание студентами интересующей педагогической области профессиональной самореализации;

• формирование у будущих учителей понятия «самореализация будущего учителя», осознание престижности профессии и того, насколько важно для каждого самореализоваться в будущей профессии;

• расширение у будущих учителей опыта в области человекознания, воспитание моральных норм поведения, правил поведения, присущих для данной профессии.

Выявление способностей и задатков студентов осуществляется при работе над темой "Teaching Profession" («Профессия учителя»). При составлении этой темы студентам дается задание не только выразить свое отношение к педагогической профессии, но и постараться проанализировать свои способности, необходимые для пребывания в данной профессии, выразить свои

планы на будущее, касаемые своей профессиональной деятельности.

Осознание интересующей педагогической области профессиональной самореализации осуществляется на основе написания эссе на тему "I'm as a Future Teacher" («Я будущий учитель»). Студентам предлагается написать о том, почему они выбрали данную профессию, что их больше всего привлекает в ней, подтверждая фактами. Выразить собственные планы, связанные с будущей профессией, где бы они хотели работать в будущем (детский сад, школа, лицей, ссуз, вуз). Предлагается подумать, каких успехов хотели бы достичь в выбранной профессии.

Формирование понятий «самореализация будущего учителя» происходит в процессе работы над текстами статей о знаменитых музыкантах и художниках, выдающихся педагогах при работе над темами "Painting" («Живопись»), "Music" («Музыка»), "Teaching Profession" («Профессия учителя»). Студентам предлагаются следующие тексты:

Th. Gainsborough. A Painter and Musician (Т. Гейнсборо. Художник и музыкант);

The Most Important Music Teacher D. Kabalevsky (Самый важный учитель музыки Д. Кабалевский);

Makarenko's Way of Life (Жизненный путь Макаренко) и т. д.

Во время работы с текстами вводится информация о том, что такое самореализация, почему так важно самореализоваться в профессиональной деятельности, предлагается обсудить то, какими качествами необходимо обладать, чтобы самореализоваться.

При работе с текстами статей о знаменитых музыкантах и художниках, выдающихся педагогах предлагается дискуссия по следующим вопросам: Считаете ли вы этого знаменитого деятеля самореализовавшимся человеком (ответ аргументировать)? Важна ли для вас самореализация как в жизни, так и в профессии? Какие качества помогли этому деятелю самореализоваться?

Расширение опыта в области человекознания, воспитание моральных норм поведения и правил поведения, присущих данной профессии, осуществляется на основе работы со специально подобранными цитатами известных людей по теме "Teaching Profession" («Профессия учителя»), которые студентам предлагается проанализировать: главная мысль текста; ключевые слова; основные вопросы, освещаемые в тексте; отношение к различным качествам человека и его чертам характера в социуме. Цитаты подбираются таким образом, чтобы при анализе информации, содержащейся в них, студенты получали информацию в области человекознания. Это может быть информация об отношениях между учителем и учеником, могут затрагиваться важные вопросы, касающиеся соблюдения социальных норм, так

как усвоение части мирового опыта в человеко-знании может способствовать поиску «теоретических» ответов на вопросы «что и как» нужно делать, чтобы реализовать себя в социально приемлемых проявлениях.

Использование цитат известных людей в подготовке студентов к самореализации оказывается важным звеном цепи усвоения социальных норм, так как педагогическая самореализация будет только тогда полезна и для учителя и для общества, если она будет осуществляться в соответствии с социальными нормами поведения, принятыми в данном обществе.

Второй этап положительного принятия себя является важным при формировании у студента педвуза потребности в профессионально-педагогической самореализации, поскольку от того, насколько будущий учитель положительно относится к своей личности, принимает себя таковым, каков есть, ощущает самоценность и имеет чувство собственного достоинства, зависит его дальнейшее пребывание в педагогической профессии.

На данном этапе подготовки к самореализации будущего педагога при решении задачи преодолеть неуверенность личности будущего учителя в себе и осознать собственную ценность мы используем метод драматизации и педагогику театрализации. Драматизация - инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала. Театрализация - театральные представления разных жанров по учебному материалу, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. Это могут быть постановки по программным произведениям английской художественной литературы, историческим сюжетам стран изучаемого языка и т. п. Данные методы обеспечивают профессиональную ориентированность процесса обучения, адекватное отражение будущих профессиональных ситуаций и предполагают педагогическую импровизацию, готовность будущего учителя включаться в педагогические конфигурации. Посредством обоих методов можно раскрыть внутреннюю сущность студента, раскрепостить его на публике, помочь ему преодолеть неуверенность в себе и осознать, что без его участия невозможна сама инсценировка либо постановка, то есть помочь осознать самоценность в данных видах деятельности. Для метода драматизации и театральной педагогики характерно и то, что студенты общаются в собственном социуме; все участники учебного процесса активны. На таких занятиях царит атмосфера эмоциональной приподнятости, особый благоприятный психологический микроклимат.

Данный этап положительного принятия себя обеспечивает переход к третьему этапу - само-

моделированию, результатом которого является создание концепции «Я - идеальное». На данном этапе осуществляются:

• выработка и совершенствование личностных и субъективных качеств личности, необходимых для успешного функционирования в сфере педагогической профессии;

• систематизация знаний относительно самореализации в профессиональной деятельности.

Выработка и совершенствование личностных (отношения к профессиональной деятельности, интересы и склонности, осознанная мотивация) и субъективных качеств (знания, умения, навыки необходимые для осуществления профессиональной деятельности), систематизация знаний относительно самореализации в профессиональной деятельности происходит в процессе работы по реферированию текстов статей по специальности, и в дальнейшей их дискуссии. Студентам предлагаются следующие тексты по теме "Teaching Profession" («Профессия учителя»):

'What Makes a Good Teacher?'(«4TO делает учителя хорошим?»);

'Problem Child' («Проблемный ребенок»);

'Teaching the hardest Subject - Morality' («Преподавание сложного предмета - этики).

Во время работы по реферированию текстов статей по специальности студентами обсуждаются различные варианты реализации потенциалов, связанных с их будущей профессией. Преподаватель предлагает студентам обсудить, как новая информация, полученная из текста статьи, может пригодиться в профессиональной педагогической деятельности. Предлагается вынести на обсуждение следующие вопросы: как честь, совесть, чувство ответственности, честность и другие черты характера помогают самореализоваться (делать карьеру, добиваться намеченной цели и т. д.) или мешают?

На четвертом этапе «деятельность по реализации самомодели» происходит:

• формирование умений самостоятельно действовать, принимать решения, навыков самоуправления, планирования собственной деятельности;

• формирование у студентов умения использовать накопленные знания о самореализации в различных видах и формах деятельности;

• формирование у студентов устойчивого стремления к самореализации в профессиональной деятельности;

• стимулирование активности и потребности в саморазвитии.

Для поставленных задач мы используем деловые игры, проектную и исследовательскую деятельность, дискуссии в виде круглого стола.

Проведение деловых игр. Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной

деятельности будущих учителей и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности. Деловая игра всегда предполагает принятие решения, требующего напряжения эмоциональных и умственных сил, что в свою очередь обостряет мыслительную деятельность играющих. Чувство равенства и атмосфера увлеченности дают возможность полной мере выразить себя, свои способности, задатки, показать усвоенные в процессе обучения знания. Нами выделяется чрезвычайная важность и необходимость деловой игры для подготовки студентов к самореализации в профессиональной деятельности.

Приведем пример деловой игры, которую мы используем при изучении темы "Teaching Profession" («Профессия учителя»). Деловая игра на тему «Проведение собрания ректора университета, деканов факультетов и их заместителей, заведующих кафедрами». Тема собрания- «Современные проблемы образования и пути их решения». На повестке дня обсуждение следующих проблем: 1) сохранение контингента студентов в учреждениях высшего профессионального педагогического образования; 2) система управления качеством образования.

Предлагается следующее распределение ролей: ректор университета; декан одного из факультетов и его заместитель, заведующие кафедрами.

Ректорату необходимо предложить свои проекты решения вышеназванных проблем, для этого они собирают рабочую группу, которая и предлагает различные варианты. Обсуждение вариантов происходит на собрании. Каждая рабочая группа отстаивает свою позицию, согласно с функцией своей должности. На заключительном этапе деловой игры необходимо предложить единый проект - презентацию программы по сохранению контингента студентов в учреждениях высшего профессионального педагогического образования и программы по управлению качеством образования с использованием мультимедийных технологий.

Преподаватель предлагает самостоятельно выбрать себе роль и обсудить обязанности каждого. Овладение техникой ролевого поведения способно адаптировать будущих учителей к специфике педагогической деятельности.

Проектная деятельность. В нашем понимании метод проектов - это достижение цели, сориентированной на развитие готовности будущего учителя к самореализации в профессии путем формирования умений самостоятельно действовать, принимать решения; навыков самоуправления, планирования собственной деятельности через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. Через использование данного метода будущие

учителя учатся выражать собственные мнения и чувства, активно включаться в реальную действительность, принимать личную ответственность за продвижение в обучении. Проектное обучение воспитывает интерес к предмету, профессии, способствует самостоятельному поиску решения задач, успешной самореализации.

Примером использования проектного метода обучения может быть разработка занятия по теме "Painting" («Живопись»).

Цели проекта: 1) образовательная - учить будущих учителей работать с различными источниками информации; находить и структурировать информацию; 2) воспитательная - учить будущих учителей организовывать работу в группах; воспитывать чувство уважительного отношения друг к другу; 3) познавательная - познакомить с английскими художниками, их жизненными путями и творчеством, влиянием на современную живопись; 4) развивающая - развивать и реали-зовывать дарования и способности, проективное мышление, навыки проективной деятельности.

На подготовку занятия дается неделя. Перед началом занятия делается вступление, определяются цели. Содержание занятия разбивается на части, столько же формируется групп. Результаты работы студенты демонстрируют в конце занятия. Итогом является освоение темы занятия, овладение технологией проективного обучения. Таким образом, реализуя комплекс образовательных задач, метод проектов одновременно подготавливает будущего учителя к самореализации.

Исследовательская деятельность. Выбирая данный вид деятельности, мы преследовали цель активизировать обучение через целесообразную деятельность студентов, сообразуясь с их личными интересами именно в этом знании. Чрезвычайно важно показать студентам, что приобретаемые в процессе данной деятельности знания и умения будут необходимы для самореализации в профессиональной деятельности. Исследовательская деятельность помогает научить студентов самостоятельно мыслить, находить различные варианты решения, привлекая для этого накопленные знания в выбранной профессии. Например, студентам предлагается собрать информацию по проблеме "Reformation of the Education in Russia and Abroad" («Реформирование образования в России и за рубежом»); далее предполагается анализ найденной информации и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такая деятельность требует хорошо продуманной структуры и возможности систематической коррекции по ходу работы, поэтому при выполнении такого исследования необходима помощь преподавателя по коррекции выполняемой деятельности. Структура подобного исследования может быть обозначена следующим образом: а) цель деятельнос-

ти, ее актуальность - источники информации; б) обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); в) результат (реферат, мультимедийная презентация и пр.); г) обсуждение (на конференции и т. п.).

При исследовательской деятельности преподаватель предлагает обсудить со студентами важность и необходимость такого вида работы, как исследовательская деятельность; то, как информация, полученная в ходе исследовательской деятельности, может пригодиться в дальнейшей жизни, работе, для самореализации; правила поиска и способы анализа информации; правила оформления и представления результатов проделанной работы; правила работы в группе.

Задача пятого этапа подготовки студента к профессиональной педагогической самореализации - профессионально самоутвердиться, активно самопроявиться и самовыразиться на педагогической стажерской практике в детском саду, школе, лицее, а в последующем и в профессиональной педагогической деятельности.

В заключение отметим, что на занятиях нами проводится работа, направленная на подготовку студента к самореализации в будущей профессиональной деятельности. Учебный процесс в педагогическом учебном заведении строится так, чтобы он всякий раз активизировал в личности будущего педагога все вышеперечисленные процессы профессиональной самореализации, чтобы подготавливал его к самореализации в его будущей профессиональной деятельности учителя, ведь от этого зависит, насколько гармоничен и успешен будет его педагогический путь.

Примечания

1. Безукладников К. Э. Проблемы подготовки учителя иностранного языка: компетентностный подход: ав-тореф. дис. ... пед. наук. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2006. С. 3.

2. История философии: в 6 т. / под общ. ред. М. А. Дынника. М.: Академия наук, 1959.

3. Шереги Ф. Э., Харчев В. Д., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юрист, 1997. 304 с.

4. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность // Курс практической психологии, или Как научится работать и добиваться успеха. Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1999. С. 85-105.

6. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во КГУ, 1998. 320 с.

7. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. 368 с.

8. Филимонова С. И. Формирование готовности специалиста физической культуры к педагогической самореализации: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1997. 165 с.

9. Андреев В. И. Указ. соч.; Мудрик А. В. Указ. соч.; Филимонова С. И. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.