Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущие бакалавры социальной работы / педагогические условия формирования социокультурной компетентности / эмоциональный и социальный интеллект / система высшего образования / future bachelors of social work / pedagogical conditions for formation of socio-cultural competence / emotional and social intelligence / higher education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Р. Умархаджиева

Целью исследования является выявление педагогических условий, способствующих формированию социокультурной компетентности будущих бакалавров социальной работы. В научной работе предлагается создать особую дидактическую среду, способствующую становлению исследуемого вида профессиональной компетентности. В этой связи обязательными элементами системы высшего образования предлагается считать занятия, направленные на развитие у будущих бакалавров эмоционального и социального интеллекта, а также кросс-культурной грамотности. Методология научной работы определяется идеями П.П. Терехова. Содержание его работ уточняет, что успешность педагогической технологии зависит от уровня культурной подготовки личности обучающихся. Научная новизна исследования состоит в том, что сформулированы педагогические условия, способствующие формированию социокультурной компетентности будущих бакалавров посредством развития её базовых элементов. В результате уточнено, что совершенствование социального и эмоционального интеллекта, а также кросс-культурной грамотности обусловливает становление у будущих бакалавров ряда новых умений и навыков в виде социокультурной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK

The objective of the study is to identify pedagogical conditions that contribute to the formation of socio-cultural competence in future bachelors of social work. The scientific work proposes to create a special didactic environment that contributes to the formation of the studied type of professional competence. In this regard, it is proposed to consider classes aimed at developing future bachelors’ emotional and social intelligence, as well as cross-cultural literacy, as mandatory elements of the higher education system. The methodology of scientific work is determined by the ideas of P.P. Terekhov. The content of his works clarifies that the success of pedagogical technology depends on the level of cultural preparation of the students’ personality. The scientific novelty of the study lies in the fact that the pedagogical conditions are formulated that contribute to the formation of the socio-cultural competence of future bachelors through the development of its basic elements. As a result, it is clarified that the improvement of social and emotional intelligence, as well as cross-cultural literacy, causes the formation of a number of new skills and abilities in future bachelors in the form of sociocultural competence.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

13. Menken K., Kleyn T. The long-term impact of subtractive school-ing in the educational experiences of secondary English language learn-ers. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2010; Vol. 13, № 4: 399-417. Available at: https://doi.org/10.1080/13670050903370143

14. Heikkola L.M., Alisaari J., Vigren H., Commins N. Linguistical-ly responsive teaching: A requirement for Finnish primary school teach-ers. Linguistics and Education. 2022; Vol. 69. Available at: https://doi.org/10.1016/Minged.2022.101038

15. Garcia O., Kleyn T. Translanguaging with Multilingual Students. Learning from Classroom Moments. 2016. New York: Imprint Routledge. Available at: https://doi. org/10.4324/9781315695242

References

1. Zakon o professional'nom obuchenii v Finlyandii № 531/2017. Available at: https://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/2017/20170531>

2. O professional'nom obuchenii v Finlyandii. Postanovlenie pravitel'stva № 673/2017. Available at: https://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/2017/20170673#Pidm45053757795952

3. Leiding S., Pietila P. Opettaja on osaamisen portinvartija - virka-vastuu korostuu amisreformissa. Virke: aidinkielenopettajain liiton ja-senlehti. Vuosikerta. 2018; № 4: 25-29. Available at: https://helda.helsinki.fi/handle/10138/304667

4. Vuorio P. Kasi kadessa kuljemme aikan maailmaan - Sisallot, kielenkaytto ja kielikasitys 2000-luvun ammatillisen aidinkielen op-pikirjoissa. Pro gradu - tutkielma. Turun Yliopisto, 2020. Available at: https://www.utupub.fi/handle/10024/150917

5. Kantelinen R., Jeskanen S., Koskela T. Kieltenopettaja kieli-kasvatuksen ammattilaisena - asiantuntijuus muutoksessa. [Verkkojul-kaisu.] Kieli, koulutus ja yhteiskunta. 2016; Vol. 7 (1). Available at: https://www.kieliverkosto.fi/fi/journals/kieli-koulutus-ja-yhteiskunta-maaliskuu-2016/kieltenopettaja-kielikasvatuksen-ammattilaisena-asiantuntijuus-muutoksessa

6. Poikonen J. Kielitaitoa rakentamassa - tutkimus suomen kielen oppimisesta raken-nustoissa kotoutumisen alkutaipaleella. Tampereen yliopisto, 2020. Available at: https://trepo. tuni.fi/handle/10024/121847

7. Kalaja P., Nieminen L. Kielikoulu ssa - kieli koulussa. AFinLAn vuosikirja. Suom en soveltavan kielitieteen yhdistyksen julkaisuja. Jyvaskyla, 2000, № 58: 95-120. Available at: https://journal.fi/afinlavk/article/view/59844/20856

8. Takala T., Tarkoma E. Aidinkielen opetus ammattikoulutuksessa: nakokulmia pedagogiikkaan ja didaktiikkaan. Helsinki. Finn Lectura. 2014.

9. Sovmestnaya baza finskih uchebnyh programm 2022. Available at: https://eperusteet.opintopolku.fi/#/fi/ajankohtaista/8373493

10. Pietila P., Niemi A.-M., Kauppila A. Mitaan ei saisi enaa opettaa - osaamisen tunnustaminen ammatillisessa aidinkielen ja suomen opetuksessa. Kasvatus. 2022; № 52 (4): 414-425. Available at: https://doi.org/10.33348/kvt.112375

11. Connell J., Schmidt D. M., Kimberly G. Executive Compensation in Recent IPO Study. 2013. Available at: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2390778

12. Alisaari J., Heikkola L.M., Commins N., Acquah E.O. Monolin-gual ideologies confronting multilingual realities. Finnish teachers' be-liefs about linguistic diversity. Teaching and Teacher Education. 2019; Vol. 80: 48-58. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.01.003

13. Menken K., Kleyn T. The long-term impact of subtractive school-ing in the educational experiences of secondary English language learn-ers. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2010; Vol. 13, № 4: 399-417. Available at: https://doi.org/10.1080/13670050903370143

14. Heikkola L.M., Alisaari J., Vigren H., Commins N. Linguistical-ly responsive teaching: A requirement for Finnish primary school teach-ers. Linguistics and Education. 2022; Vol. 69. Available at: https://doi.org/10.1016/Minged.2022.101038

15. Garcia O., Kleyn T. Translanguaging with Multilingual Students. Learning from Classroom Moments. 2016. New York: Imprint Routledge. Available at: https://doi. org/10.4324/9781315695242

Статья поступила в редакцию 02.06.23

УДК 378.1

Umarkhadzhieva S.R., senior teacher, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny Russia),

E-mail: kafedra_terek@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK. The objective of the study is to identify pedagogical conditions that contribute to the formation of socio-cultural competence in future bachelors of social work. The scientific work proposes to create a special didactic environment that contributes to the formation of the studied type of professional competence. In this regard, it is proposed to consider classes aimed at developing future bachelors' emotional and social intelligence, as well as cross-cultural literacy, as mandatory elements of the higher education system. The methodology of scientific work is determined by the ideas of P. P. Terekhov. The content of his works clarifies that the success of pedagogical technology depends on the level of cultural preparation of the students' personality. The scientific novelty of the study lies in the fact that the pedagogical conditions are formulated that contribute to the formation of the socio-cultural competence of future bachelors through the development of its basic elements. As a result, it is clarified that the improvement of social and emotional intelligence, as well as cross-cultural literacy, causes the formation of a number of new skills and abilities in future bachelors in the form of sociocultural competence.

Key words: future bachelors of social work, pedagogical conditions for formation of socio-cultural competence, emotional and social intelligence, higher education system

С.Р. Умархаджиева, ст. преп., Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный, E-mail: kafedra_terek@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Целью исследования является выявление педагогических условий, способствующих формированию социокультурной компетентности будущих бакалавров социальной работы. В научной работе предлагается создать особую дидактическую среду, способствующую становлению исследуемого вида профессиональной компетентности. В этой связи обязательными элементами системы высшего образования предлагается считать занятия, направленные на развитие у будущих бакалавров эмоционального и социального интеллекта, а также кросс-культурной грамотности. Методология научной работы определяется идеями П.П. Терехова. Содержание его работ уточняет, что успешность педагогической технологии зависит от уровня культурной подготовки личности обучающихся. Научная новизна исследования состоит в том, что сформулированы педагогические условия, способствующие формированию социокультурной компетентности будущих бакалавров посредством развития её базовых элементов. В результате уточнено, что совершенствование социального и эмоционального интеллекта, а также кросс-культурной грамотности обусловливает становление у будущих бакалавров ряда новых умений и навыков в виде социокультурной компетентности.

Ключевые слова: будущие бакалавры социальной работы, педагогические условия формирования социокультурной компетентности, эмоциональный и социальный интеллект, система высшего образования

Одним из важнейших качеств будущих бакалавров социальной работы по праву можно назвать их социокультурную компетентность. Представленное понятие является достаточно серьёзным и многоуровневым профессионально-личностным образованием. Умение эффективно взаимодействовать с различными группами людей основывается на глубоких познаниях личности в области коммуникативной, морально-этической, правовой, эстетической, национальной, конфессиональной культуры различных этносов, а также страт общества. Также

важно отметить, что в научной литературе достаточно подробно представлен идеальный образ социального работника. Вместе с тем практика показывает, что зачастую по указанной специальности принимают лиц с непрофильным образованием, основными трудовыми обязанностями которых становится работа с архивными документами и выдачей справок. Иными словами, основные функции социального взаимодействия сводятся к формальному, поверхностному взаимодействию с населением, что негативно сказывается на формировании и развитии

у них социокультурной компетентности. Отсутствие содержательной коммуникации с нуждающимися в социальной помощи гражданами порождает ряд иных других общественных проблем.

Дополним, что исследуемый вид компетентности можно отнести к гибким навыкам, поскольку он представляет собой метапредметное единство различных видов профессиональных знаний. Подчеркнём, что ведущими основаниями изучаемого вида качества по праву считают культурологические способности, а также эмоциональный и социальный интеллект Для того чтобы сформировать социокультурную компетентность у будущих бакалавров, требуется особая образовательная среда. Её характерными чертами должны стать практико-ориентированные занятия, направленные на развитие коммуникативных, эмоционально-аффективных, эмпатических и аналитических способностей, а также повышение уровня кросс-культурной грамотности.

При этом важно отметить, что становление надпрофессионального навыка подразумевает под собой реализацию различных по своей сущности педагогических процессов. Совершенно новый комплекс умений и навыков является результатом системной педагогической работы над его базовыми элементами, которые уже сформированы и нуждаются в дальнейшем развитии. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что культурологические способности, социальный, а также эмоциональный интеллект отчасти уже сформированы у будущих бакалавров. Именно поэтому для формирования принципиально новой профессиональной компетентности указанные навыки требуют развития. Иными словами, становление социокультурной компетентности обусловлено совершенствованием его базовых элементов.

На основании указанных позиций мы сформулировали цель исследования - выявить педагогические условия, способствующие формированию социокультурной компетентности будущих бакалавров социальной работы.

Благодаря ранее сформулированной цели научной работы были определены первоочередные задачи, которые потребуется решить: 1) провести теоретический обзор по поставленной педагогической проблематике, 2) сформулировать и реализовать комплекс педагогических условий, необходимых для устойчивого формирования социокультурной компетентности у будущих бакалавров социальной работы, 3) уточнить перспективы дальнейших исследований.

Научная новизна работы заключается в уточнении педагогических условий, способствующих формированию социокультурной компетентности будущих бакалавров посредством развития её базовых элементов. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в переосмыслении роли предложенных нами педагогических условий в становлении социокультурной компетентности будущих бакалавров. Теоретическая значимость состоит в упорядочивании системы взглядов на процесс формирования социокультурной компетентности будущих бакалавров.

Практическая значимость заключается в объяснении методики организации предложенных педагогических условий, повышающих продуктивность образования изучаемой компетентности будущих бакалавров.

С.Н. Козловская подчёркивает, что для становления социокультурной компетентности у будущих бакалавров социальной работы в образовательном пространстве необходимо придерживаться ряда педагогических условий. В частности, речь идёт о вовлечении изучаемой категории обучающихся в тренинги по управлению информальным образованием; обеспечении их обучения передовыми методическими материалами, в числе которых могут быть различные кейсо-вые ситуации. Также С.Н. Козловская указывает на ряд иных важных педагогических условий, которые сводятся к формированию и развитию перечня ведущих элементов изучаемой профессиональной компетентности [1].

Н.Ф. Басов подчёркивает, что для формирования социокультурной компетентности будущих бакалавров социальной работы им необходимо осваивать навыки научно-исследовательской деятельности. Обосновывая своё утверждение, он отмечает, что активные изменения внешней среды интенсивно влияют на модели социокультурного поведения в том или ином обществе. В связи с указанным социальные работники должны уметь в кратчайшее время разрабатывать и адаптировать передовые технологии межличностного взаимодействия, что требует научно-исследовательской грамотности [2].

Ю.А. Лившиц уточняет, что для решения поставленной нами педагогической задачи необходимо обеспечить особую образовательную среду. Обязательным элементом процесса обучения будущих бакалавров должны стать практические занятия, направленные на развитие их социального и эмоционального интеллекта. Также важно, чтобы занятия включали и теоретическую подготовку, необходимую для совершенствования кросс-культурных знаний исследуемой категории обучающихся [3-7].

Е.С. Янчурина приходит к выводу, что одним из важнейших условий формирования социокультурной компетентности будущих бакалавров социальной работы является процесс становления ценностных установок относительно предстоящей им профессиональной деятельности [8].

На основании теоретического обзора мы выявили ряд педагогических условий, способствующих формированию социокультурной компетентности будущих бакалавров социальной работы. Основательное описание условий будет представлено при описании результатов научной работы. Вместе с тем тезисно укажем, что образовательная среда должна способствовать развитию у изучае-

мой категории обучающихся социального и эмоционального интеллекта, а также кросс-культурной грамотности.

При подборе методов научного исследования, а также реализации эмпирической проверки продуктивности предложенных педагогических признаков мы руководствовались идеями П.П. Терехова [9]. В частности, речь идёт о том, что успешность педагогической технологии зависит от уровня культурной подготовки личности обучающихся. Ввиду указанного одним из обязательных условий формирования будущих бакалавров социальной работы стал процесс развития их кросс-культурной грамотности.

При проверке предложенных нами педагогических условий мы использовали следующие методы: анализ научной литературы по теме исследования, эксперимент и опрос. Ведущим дидактическим ресурсом стало содержание проектов развития России, опубликованных на сайте Президентского фонда культурных инициатив. Не менее ценным инструментом по формированию социокультурной компетентности стали образовательные возможности онлайн-платформы BrainApps.

В соответствии с нормами и традициями реализации педагогического эксперимента нами были сформированы две эмпирические группы - контрольная и экспериментальная (далее - КГ и ЭГ). Количество членов каждой группы составило 25 человек, которые были набраны из числа будущих бакалавров социальной работы Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова.

Отметим, что разработанные нами педагогические условия внедрялись в процесс обучения только членов ЭГ Представители КГ осваивали программу высшего образования в обычной дидактической среде. Период проведения эксперимента - с февраля по май 2023 г Оценка степени сформированности социокультурной компетентности производилась при поддержке авторского опросника с тремя классическими шкалами: базовый, средний и высокий уровень проявления исследуемого качества. Уточним, что опрос проводился в два этапа: 1) до начала эксперимента, 2) после завершения апробации педагогических условий в ЭГ

Эмпирическая проверка продуктивности предложенных педагогических условий показала, что в ЭГ количество будущих бакалавров социальной работы, проявляющих высокий уровень сформированности социокультурной компетентности, выросло с 5 до 15%. При этом параллельно было отмечено снижение числа членов ЭГ с базовым уровнем сформированности исследуемого вида профессиональной компетентности с 9% до 3%. В КГ динамика уровня социокультурной компетентности не отмечалась.

Поскольку нами была доказана эффективность разработанных педагогических условий, необходимо уточнить их общее содержание.

Первое условие требовало, чтобы будущие бакалавры социальной работы активнее участвовали в практических занятиях, направленных на развитие их эмоционального и социального интеллекта. В частности, применялись методы работы с художественными фильмами, организовывались тренинги по развитию эмпатии, а также решались ситуационные задачи. Одним из ведущих дидактических ресурсов по развитию эмоционального интеллекта будущих бакалавров социальной работы стал обучающий сервис онлайн-платформы BrainApps.

Уточним, что при работе с художественными фильмами исследуемой категории обучающихся предлагалось проанализировать сложные ситуации межличностного взаимодействия и сформулировать ведущие коммуникативные качества социального работника. Дополнительно будущие бакалавры производили рефлексивную оценку собственных вербальных и невербальных навыков общения, которые им потребуется развить для реализации их социокультурной компетентности.

Развитие эмпатических способностей происходило в микрогруппах, которое предполагало усиление когнитивно-эмоциональных свойств личности. В частности, представители изучаемой категории обучающихся осваивали навыки анализа эмоционального состояния сокурсников, основываясь на их невербальном поведении.

Второе педагогическое условие предполагало организацию теоретической, а также практической работы, необходимой для совершенствования кросс-культурных знаний будущих бакалавров. Основным обучающим ресурсом стало содержание сайта Президентского фонда культурных инициатив. В частности, каждый из членов ЭГ не только знакомился с содержанием проектов на указанной платформе, но и сам составлял и предлагал собственные стратегии повышения качества культурного просвещения граждан России. При этом будущим бакалаврам было рекомендовано ознакомиться с тем видом национальной культуры, которую он представляет, и поделиться своими проектами с другими обучающимися.

Дополнительно для усиления кросс-культурной грамотности будущим бакалаврам предлагалось усилить свою информальную подготовку по иностранным языкам. В частности, студентам предлагалось использовать возможности образовательной платформы engVid, а также мобильного приложения British Council.

Экспериментальное подтверждение продуктивности предложенных педагогических условий позволяет нам предположить, что они могут быть адаптированы для представителей иных специальностей, чей род деятельности будет связан с работой в социальной среде.

Во введении мы уточнили причину востребованности проводимого нами исследования. Также мы предположили, что решение поставленной педагогиче-

ской задачи кроется в организации особых педагогических условий формирования социокультурной компетентности у будущих бакалавров социальной работы. С целью подтверждения гипотезы научной работы было принято решение обратиться к анализу теоретических источников по выбранной проблематике. Анализ различных исследовательских позиций позволил выделить ряд перспективных педагогических условий. Для проверки их способности содействовать формированию социокультурной компетентности у будущих бакалавров социальной работы был подготовлен и реализован педагогический эксперимент. Эмпирическая проверка подтвердила нашу гипотезу. По итогам комплексного исследования было уточнено, что совершенствование социального и эмоционального интеллекта, а также кросс-культурной грамотности обусловливает

Библиографический список

становление у будущих бакалавров ряда новых умений и навыков в виде социокультурной компетентности.

Дополнительно мы предположили, что представленные условия могут способствовать формированию социокультурной компетентности всех обучающихся по программам высшего образования, чья деятельность будет реализовываться в системе «человек - человек».

Результаты исследования могут быть востребованы в системе высшего образования при реализации образовательных программ, содержание которых направлено на подготовку работников различных социальных служб. Перспектива дальнейших исследований состоит в выявлении особенностей работы будущих бакалавров с обучающим сервисом онлайн-платформы BrainApps.

1. Козловская С.Н. Условия и факторы профессионально-компетентностного становления бакалавров социальной работы в системе ВПО. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012; № У: 12У-134.

2. Басов Н.Ф. Научно-исследовательская деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров социальной работы. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011; Т. 1У, № 1: 55-59.

3. Лившиц ЮА, Кустов ЮА, Лившиц Юа, Стацук С.В. Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как педагогическая проблема. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013; № 4 (14): 118-124.

4. Aрсанукаева Э.Д. Педагогические возможности тренинга в развитии социального интеллекта у будущих бакалавров социальной работы. Kant. 2022; № 3 (44): 185-189.

5. Гедугошев РР Педагогические условия развития социальной ответственности у молодых сотрудников полиции в системе повышения квалификации. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022; № 4 (53): 98-106.

6. Руденко И.В. Формирование общепрофессиональных компетенций бакалавров в деятельности студенческого самоуправления как субъекта воспитательной деятельности вуза. Казанский педагогический журнал. 2015; № 4-1: 2У3-2У8.

У. Шамаев A.M. Использование современных информационно-коммуникационных технологий для развития культуры социального взаимодействия с населением у сотрудников полиции. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023; № 1 (54): 95-104.

8. Янчурина Е.С. Модель формирования компетенции социального взаимодействия в процессе профессиональной подготовки бакалавров социальной работы в вузе. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013; № 4: 311-315.

9. Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного профессионального социокультурного образования. Aвторе-ферат диссертации ... доктора педагогических наук. Казань, 2004.

References

1. Kozlovskaya S.N. Usloviya i faktory professional'no-kompetentnostnogo stanovleniya bakalavrov social'noj raboty v sisteme VPO. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2012; № У: 12У-134.

2. Basov N.F. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih bakalavrov social'noj raboty. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2011; T. 1У, № 1: 55-59.

3. Livshic Yu.A., Kustov Yu.A., Livshic Yu.A., Stacuk S.V. Formirovanie social'no-kul'turnoj kompetentnosti buduschih specialistov kak pedagogicheskaya problema. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatischeva. 2013; № 4 (14): 118-124.

4. Arsanukaeva 'E.D. Pedagogicheskie vozmozhnosti treninga v razvitii social'nogo intellekta u buduschih bakalavrov social'noj raboty. Kant. 2022; № 3 (44): 185-189.

5. Gedugoshev R.R. Pedagogicheskie usloviya razvitiya social'noj otvetstvennosti u molodyh sotrudnikov policii v sisteme povysheniya kvalifikacii. Nauchnoeobespecheniesistemy povysheniya kvalifikaciikadrov. 2022; № 4 (53): 98-106.

6. Rudenko I.V. Formirovanie obscheprofessional'nyh kompetencij bakalavrov v deyatel'nosti studencheskogo samoupravleniya kak sub'ekta vospitatel'noj deyatel'nosti vuza. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 4-1: 2У3-2У8.

У. Shamaev A.M. Ispol'zovanie sovremennyh informacionno-kommunikacionnyh tehnologij dlya razvitiya kul'tury social'nogo vzaimodejstviya s naseleniem u sotrudnikov policii. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2023; № 1 (54): 95-104.

8. Yanchurina E.S. Model' formirovaniya kompetencii social'nogo vzaimodejstviya v processe professional'noj podgotovki bakalavrov social'noj raboty v vuze. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 4: 311-315.

9. Terehov P.P. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti specialista v sisteme nepreryvnogo professional'nogo sociokul'turnogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2004.

Статья поступила в редакцию 03.07.23

УДК 378

Shchetinin A.N., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia),

E-mail: alex1621@bk.ru

ON TEACHING THE COURSE "DIFFERENTIAL EQUATIONS" AT A TECHNICAL UNIVERSITY. The article deals with issues of teaching mathematical disciplines at a technical university, dedicated to the development of education. They are applied to a mathematical discipline - the theory of ordinary differential singularities. This discipline has both a purely mathematical aspect and an applied one. It is shown which issues should be given priority when choosing this course at a technical university, particularly, which engineering sciences require the theory of ordinary differential properties, and which require a special equation in specific derivatives (equations of mathematical physics). The work emphasizes the need for a non-abstract study of mathematical theories, consideration of their applications to the consideration of technical disciplines. The question of the mandatory rigor of the mathematical presentation is discussed and some proposals are made on this issue, first of all, to the indicated infected course. Issues related to the computer educational process are investigated, such as the probability of presentation.

Key words: mathematical education of engineering personnel, innovative technologies in education, computerization of educational process

А.Н. Щетинин, канд. физ.-мат. наук, доц., ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

(национальный исследовательский университет)», г. Москва, E-mail: alex1621@bk.ru

О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В настоящей статье рассматриваются вопросы преподавания математических дисциплин в техническом вузе на современном этапе развития образования. Они конкретизированы применительно к математической дисциплине - «Теории обыкновенных дифференциальных уравнений». Эта дисциплина имеет как чисто математический аспект, так и прикладной. Показано, каким вопросам следует отдать приоритет при изучении данного курса в техническом вузе. В частности, каким инженерным специальностям нужна теория обыкновенных дифференциальных уравнений, а каким - уравнения в частных производных (уравнения математической физики). Подчеркивается необходимость не абстрактного изучения математических теорий, а рассмотрение их приложений к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.