ния с профильной профессиональной деятельностью, по этой причине прохождение практики по месту работы для них представляется приоритетным и комфортным.
4. Вопреки расхожему мнению, выпускники как образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, так и традиционных образовательных программ получают дипломы государственного образца.
Вышеперечисленное позволяет нам сделать обобщающий вывод еще об одной важной возможности, предоставляемой онлайн-програм-мами - персонализации или индивидуализации всего образовательного процесса: от поступления абитуриента до вручения диплома выпускнику.
Литература:
1. Aladyshkin, I., Kulik, S., Odinokaya, M., Safonova, A., & Ka Imykova, S. (2020). Development of Electronic Information and Educational Environment of the University 4.0 and Prospects of Integration of Engineering Education and Humanities. Integrating Engineering Education And Humanities For Global Intercultural Perspectives, 659-671, https://doi.org/ 10.1007/973-3-030-47415-7_70
2. Chillakanti, P., Ekwaro-Osire, 5., & Ettas, A. (2021). Evaluation of Technology Platforms for Use in Transdisciplina ry Research. Education Sciences, 11(1), 23. https://doi.org/10.33Weducsci11010023
3. Greenberg, K., Zheng, R., & Maloy, I. (2020). Understanding the Role of Digital Technology in Multiple intelligence Education. Examining Multiple Intelligences And Digital Technologies For Enhanced Learning Opportunities, 65-92. https://doi.org/ 10.4018/978-1 -7 998-0249-5.ch 004
4. Kullk,S., Aladyshkin, I, Ka Imykova, S.,& Odinokaya, M. (2021). Development of E-Learning in a Modern Technical University, Rural Environment. Education. Personality (REEP), https://doi.org/T0.22616/ reep.2021.14.012
5. Андреева А.А. Место цифровой компетенции в структуре профессиональной компетенции пре-
подавателя иностранных языков//KANT. - 2022,-№2 (43).DOl: 10.24923/2222-24ЗХ.2022-43.36
6. Андреева A.A., Бар и нова Д. О., Один ока я М.Л. Принципы разработки учебных дидактических материалов нового типа при иноязычной подготовке магистрантов инженерного профиля II Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - 3(32).DOl:10.26140/anip-2020-0903-0044
7. Бермус А.Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. -2022. - N-1. URL: https:/ /cyberlenin ka.ru/article/n/a ktualnye-problemy-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-epohu-ts i f rov oy-tra n s f о r m a ts i i -te о re ti ch e s ki y- obzo r
8. Жданова M.A. Проблемы исследования сетевого образовательноговза имоде йствиявсовременной практике профессионального педагогического образования // Образовательная динзмика сетевой личности: Сборник статей II Международной научно-практической конференции "Образовательная динзмика сете вой личности" / под ред. A.A. Ахаяна,Е.В. Пискуновой. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019,-228 с.
9. Концепция проекта "Цифровые кафедры" МГИ-МО,- М.,2021.
10. Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ. - М, 2020.
П. Красное C.S., Калмыкова С,6., Краснова С.А. Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации // Проблемы современного образования. - 2020. - № 1. DOl: 10.31862/2218-8711 -2020-1-89-101
12. Тряпицына А.П. Взаимосвязь новых и классических Понятий в цифровую эпоху И Образовательная динамика сетевой личности: Сборник статей il Международной научно-практической конференции "Образовательная динамика сетевой личности" / под ред. A.A. Ахаяна, Е.В. Пискуновой. - СПб.: Издательство РГПУ им, А.И. Герцена, 2019.-226 с.
13, Федеральный закон от29.12-2012 N 273-Ф3(ред, от 14.07,2022) "Об образовании в Российской Федерации1! Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
CU ftj О OJ
А Q-
ш et; Н-X
LU
О
Ï* X
со
421 2
5
185
PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE IN FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK
Arsanukayeva Emlla Dzhabrailovna, Postgraduate student, Head of the Project Activity Department, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Chechen Republic
The purpose of the study is to teveai the pedagogical possibilities of training in the development of social intelligence in future bachelors of social work. Scientific novelty lies in the substantiation of the pedagogical possibilities of training in the development of social intelligence among students, it has been established that training contributes to self-correction and self-kn owledge of the in dividual, the de vehpment of communicative flexibility and competence, and the prevention of emotional burnout of social work specialists. The results of the study are the characteristics of the training for the development of social intelligence in future bachelors of social work, it included five main areas of work with students: 1) development of communicative competence; 2) overcoming social fears and barriers; 3) formation of positive thinking; 4) development of adequate self-esteem; 5) the formation of confidence in conflicts. The effectiveness of the training was proved by the results of the control diagnostics, which showed a significant change in the levels of social intelligence in the students of the experimental group compared to the
control group. The training has significant pedagogical opportunities in the development of social intelligence in future bachelors of social work.
Keywords: pedagogical opportunities; training; development of social intelligence; future bachelors; social work; students.
DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.34
<
< a
UJ
с
186
УДК378
ВАК РФ 5.8.7/13,00,08
£> Арсанукаева Э.Д., 2022
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель исследования - раскрыть педагогические возможности тренинга в развитии социального интеллекта у будущих бакалавров социальной работы. Научная новизна состоит в обосновании педагогических возможностей тренинга в развитии социального интеллекта у студентов. Установлено, что тренинг способствует самокоррекции и самопознанию личности, развитию коммуникативной гибкости и компетентности, профилактике эмоционального выгорания специалистов социальной работы. Результатами исследования является характеристика тренинга развития социального интеллекта у будущих бакалавров социальной работы. Он включал в себя пять основных направлений работы со студентами: 1) развитие коммуникативной компетентности; 2) преодоление социальных страхов и барьеров; 3) формирование позитивного мышления; 4) развитие адекватной самооценки; 5) формирование уверенности в конфликтах. Эффективность тренинга доказана результатами контрольной диагностики, которая показала значительную динамику уровней социального интеллекта у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Тренинг обладает значительными педагогическими возможностями в развитии социального интеллекта у будущих бакалавров социальной работы.
Ключевые слова: педагогические возможности; тренинг; развитие социального интеллекта; будущие бакалавры; социальная работа; студенты.
АРСАНУКАЕВА Эмила Джабраиловна, аспирант, начальник отдела проектной деятельности, Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова, Грозный, Че ченская республика
Введение
Современное общество характеризуется множеством социальных проблем,обусловленных политическими, культурными, экономическими факторами. Эти проблемы приводят к росту тревожности, агрессивности, растерянности людей, особенно социально незащищенных слоев населения. Данные обстоятельства повышают значимость социальной работы с населением, требуют профессионализма специалистов социальной работы, владения ими не только специальными технологиями, но и психологическими знаниями, профессиональными способностями. Среди ключевой социально-психологической способности, позволяющей понимать состояние других, действовать сообразноситуации, обеспечивать успешность социального взаимодействия, выступает социальный интеллект.
Наша позиция заключается в том, что уже на этапе профессиональной подготовки в вузе важно развивать у будущих бакалавров социальной работы такую профессионально значимую способность взаимодействовать с людьми различных возрастных и социально-психологических категорий, как социальный интеллект. Для этого необходимо погружать студентов в различные активные формы и методы работы, среди которых особое значение имеет тренинг. В соответствии с целью .эд^'шдаисследования являются: 1) изучение научных работ в сегменте обозначенной проблемы; 2) диагностика уровня социального интеллекта у студентов; 3) определение содержательных элементов тренинга, направленного на развитие социального интеллекта у будущих бакалавров социальной работы.
Методология исследования базируется на положениях специалиста по межличностным отношениям В.Г Ромека, который являет-
ся автором тренинга уверенности в межличностных отношениях, утверждая, что такие отношения предполагают учёт особенностей личности и их корректировку. Исходя из его позиции, развитие межличностных отношений важно осуществлять через преодоление социальных страхов, повышение самооценки, корректировку негативных убеждений личности. Ведущими методами исследования стали: обзор научных работ и эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный). Оценка сформированное™ социального интеллекта у будущих бакалавров социальной работы осуществлялась с применением теста "Социальный интеллект" Дж. Гилфорда.
Анализ теоретических оснований исследования. Рассмотрим позицию исследователей относительно педагогических возможностей тренинговых форм работы для развития личности, в том числе взаимодействующей с людьми по долгу своей профессиональной деятельности.
Как утверждает Е.А. Смирнова, изучающая формирование социальной компетентности у будущих бакалавров социальной работы, "метод тренинга развивает, совершенствует положительные и корректирует негативные качества личности" [6, с. 130], Автор отмечает, что применение коллективных форм работы, которые включает тренинг (деловая игра, дискуссия), позволяет студентам повысить свои способности к общению, конструктивному взаимодействию, поиску успешных решений в конфликтных ситуациях. Итак, на данном основании можно заключить, что первая педагогическая возможность тренинга заключается в направленности на коррекцию негативных личностных особенностей, препятствующих эффективному взаимодействию,
В.П. Барабанов, Н.Ш. Валеева, Ф.Ф. Фролова подчеркивают, что "большое преимущество тренинговой формы проведения занятий - это высокая эффективность использования времени для самораскрытия,самоанализа и саморазвития личности" [2, с. 314]. Авторы пишут, что в тренинге студенты узнают себя и партнёров по общению, получают обратную связь и корректируют свое поведение. Социальный интеллект предполагает очень корректное и адекватное ситуации поведение личности. Учитывая то обстоятельство, что бакалавры социальной работы будут взаимодействовать с различными категориями граждан (инвалидами, сиротами, пожилыми и пр,), им важно гибко менять свое поведение и коммуникацию с учетом возрастных, социальных и педагоги-
ческих характеристик субъектов взаимодействия. Исходя из вышесказанного, вторая педагогическая возможность тренинга заключается в направленности на самоанализличности и развитие коммуникативной гибкости.
A.B. Леонтьева, И.8. Деткова, E.H. Панченко пишут, что у студентов первого курса (бакалавров социальной работы) важно развивать коммуникативные компетенции. Предлагается освоить мастер-класс "тренинг профессиональной коммуникации" [3]. Вполне очевидно, что на первом курсе студенты еще адаптируются к условиям обучения в вузе, поэтому тренинговые занятия обеспечат им более комфортный процесс освоения новой для себя деятельности. Соответственно, третья педагогическая возможность тренинга заключается в содействии социальной адаптации личности за счет повышения ее коммуникативной компетенции.
Возможности тренинга 3.0. Бабаева, Н.Т. Магдиева видят в профилактике эмоциональных истощений, профессиональной усталости, которые характерны для специалистов по социальной работе. Подчёркивается, что тре-нинговая работа способствует также предупреждению профессиональной непригодности работников социальной сферы [1], Специалисты помогающих профессий наиболее подвержены выгоранию и деформациям, что существенно вредит эффективному взаимодействию. Поэтому как будущим, так и действующим бакалаврам социальной работы необходимо своевременно прорабатывать свои негативные эмоции в рамках тренинга, В этой связи четвертая педагогическая возможность тренинга состоит в направленности на предупреждение выгорания бакалавров социальной работы, обеспечение их профессиональной пригодности.
Итак, проведенный обзор ряда работ, выполненных в сегменте развития личности специалистов социальной работы, показывает значимость тренинга: он способствует само-коррекции и самопознанию личности, развитию коммуникативной гибкости и компетентности, а также профилактике эмоционального выгорания. Тренинг может использоваться как в условиях вуза, так и в рамках внутриоргани-зационного обучения.
По словам Г,В. Юстуса, современная среда внутрикорпоративного обучения должна обеспечить максимальную готовность работников к выполнению своих функций, этому могут способствовать педагогические и психологические возможности тренинга [в]. Поэто-
му тренинг выступает универсальным методом обучения, способствуяосвоениюобучающими-ся (будущим или действующим специалистам) эффективных способов взаимодействия с самим собой, друг с другом и обществом, развивая социальный интеллектличности.
Методологическая основа научной работы, В основание методологии научного исследования базируются идеи В.Г, Ромека об особенностях отношений между людьми, которые определяются личностными характеристиками их субъектов. Он предлагает тренинг уверенности в межличностных отношениях. В частности, мы использовали положение В.Г. Ромека о том, что межличностные отношения представляют собой взаимоотношения, которые "базируются на взаимных интересах, симпатиях м антипатиях" [5, с. 7]. Неуверенность в таких отношениях связывается с социальными страхами, заниженной самооценкой и негативными установками людей. Соответственно, для развития социального интеллекта будущих бакалавров социальной работы важно реализовы-вать тренинг, включающий в себя упражнения, направленные на преодоление страхов и тревожности личности, повышение ее самооценки и корректировку негативных убеждений.
Для исследования социального интеллекта будущих бакалавров социальной работы применялся тест Дж. Гилфорда "Социальный интеллект" [4]. В исследовании приняли участие 28 студентов 3 курса, обучающихся по направлению профессиональной подготовки "Социальная работа" в ФГБОУ ВО "ЧГУ имени А. А. Кадырова". Выборка была разделена на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Студенты первой группы (ЭГ) участвовали в тренинге по развитию социального интеллекта, студенты второй группы (КГ) осваивали образовательную программу высшего образования по традиционному алгоритму обучения.
Результаты научного исследования
Для студентов экспериментальной группы был разработан социально-педагогический тренинг по развитию социального интеллекта у будущих бакалавров социальной работы. Он включал в себя пять основных направлений: 1) развитие коммуникативной компетентности; 2) преодоление социальных страхов и барьеров;3) формирование позитивного мышления; 4) развитие адекватной самооценки; 5) формирование уверенности в конфликтах.
Данный тренинг включал в себя 12 занятий, средней продолжительностью 90 ми-
нут. Тренинг базировался на положениях работы В.Г. Ромека "Тренинг уверенности в межличностных отношениях" [5] и К. Фопеля "Создание команды" [7]. Он реализовывался б рамках дисциплины по выбору "Пути развития социального интеллекта". Первое занятие было установочным, на нем обсуждались и разрабатывались правила работы в группе. Последнее занятие - резюмирующее, на котором подводились итоги работы, оценивались перспективы развития социального интеллекта у студентов. Остальные 10 занятий были посвящены выше обозначеннымнаправлениям. На втором и третьем занятиях осуществлялось развитие коммуникативной компетентности будущих бакалавров социальной работы- Им предлагалось освоить приемы вербального и невербального общения, выстроить коммуникации на основе правил речевого этикета, грамотно организовать дискуссию, убедительно аргу-ментировать свою позицию.
Четвертое и пятое занятие посвящалось теме преодоления социальных страхов и барьеров, Здесь студенты осваивали правила публичных выступлений; отстаивания своей точки зрения в коллективе, не поддерживающем их идеи; построения общения с социально незащищёнными категориями граждан (детьми-сиротами; лицами, осужденными за различные правонарушения, малоимущими пенсионерами и пр.). Шестое и седьмое занятия были направлены на формирование позитивного мышления студентов, обучение их адекватному восприятию происходящих событий, грамотному реагированию на различные непредвиденные обстоятельства. Здесь будущие бакалавры учились справляться с негативными эмоциями, снимать напряжение после фрустрирующих событий.
Восьмое и девятое занятия были направлены на развитие адекватной самооценки обучающихся. Студентам необходимо было представить свои положительные качества, составитьубедительное резюме для приема на работу, смоделировать свое поведение при собеседовании сбудущим работодателем, продемонстрировав компетентность. Десятое и одиннадцатое занятия посвящались формированию уверенности у студентов в конфликтах. На них исследовались различные стратегии поведения в конфликте, разные виды конфликтов (дружеские, семе иные, профессиональные) и способы зашиты от давления и манипуляций в социальных взаимодействиях.
Каждое занятие предполагало психолого-педагогическую разминку, обсуждение проме-
жуточных результатов, выполнение домашних заданий и рефлексию освоенных тем. В тренинге приняли участие 14 студентов, которые самостоятельно выразили желание освоить данный формат работы и развить свои навыки коммуникации в социальном взаимодействии. Периодичность проведения занятий составляла 2 раза в неделю.
После реализации тренинговых мероприятий была проведена повторная диагностика, с применением той же методике, что и перед тренингом, В данной диагностике участвовали и студенты контрольной группы. Были определены уровни социального интеллекта будущих бакалавров социальной работы: не (ниже среднего), с (средний), вс (выше среднего) и в (высокий). Полученные результаты представлены в таблице.
Таблица - Уровень социального интеллекта студентов до и после тренинга
Участники, уровни Экспериментальная группа. % Участники ,уровни Контрольная группа, %
НС с ее в НС с ее &
Ro ([JÖHHHriJ 21,4 42,9 21,4 14,3 Д° тренинга 14,3 42,Э 21,4 21,4
После тренинга 7,1 21,4 42.Э 25,6 После TpeHLlHfiJ 14,3 35,7 28.6 21,4
Динамика - 1-1,3 -21,5 +21,5 +14,3 Динамика 0 -7,2 + 14.2 0
Как можно обнаружить, в каждой группе наметилась определенная динамка. Однако в экспериментальной группе студентов отмечаются положительные изменения по всем уровням: уменьшилось количество студентов с ниже среднего и средним уровнями социального интеллекта, и увеличилось число студентов с выше среднего и высоким уровнями интеллекта. В контрольной же группе динамика наметилась в двух позициях: уменьшилось число студентов с ниже среднего уровнем социального интеллекта и увеличилось число студентов с выше среднего уровнем социального интеллекта. Эти данные убедительно подтверждают педагогические возможности тренинга по развитию социального интеллекта у будущих бакалавров социальной работы
Заключение
Успешное решение профессиональных задач у будущего бакалавра социальной работы зависит от его знаний, умений и необходимых способностей, в числе которых большое значение имеет социальный интеллект. Обзор научных работ показал педагогические возможности тренинга в развитии социального интеллекта у работников социальной сферы. Опираясь на идею В. Г. Ромека о развитии межличностных отношений с учетом личностных
характеристик и их совершенствования через активные методы обучения, разработан тренинг. Он включал в себя 5 содержательных линий, связанных с развитием коммуникативных умений и преодолением социальных страхов личности, в том числе в конфликтных ситуациях. Его апробация осуществлялась в экспериментальной группе студентов, обучающихся по направлению профессиональной подготовки "социальная работа". Положительная динамика экспериментальной группы по сравнению с контрольной по уровню социального интеллекта позволила еще раз утвердиться в педагогических возможностях тренинга по развитию данной способности у будущих бакалавров социальной работы.
Литература:
1. Бабаева З.О. Оторванность от жизни. Тренинги по профилактике СЭВ как актуальное направление в социальной работе / З.О. Бабаева, Н. Т. Маг-диева П Наука и мир. - 2015. -№8-2(24).-С 115-116. 2. Барабанов В.П. Тренинг как интерактивный метод формирования компетенции профессионального саморазвития у будущих специалистов социальной работы / В.П. Барабанов, Н.Ш. Валеева, Ф.Ф. Фролова И Вестник Казанского технологического университета. -2014. - Т. 17. № 11.--С 313-316.
3. Леонтьева A.B. Развитие коммуникативных компетенций у бакалавров социальной работы в процессе освоения мастер-класса "тренинг профессиональной коммуникации" / A.ß. Леонтьева, И.Ё. Деткова, E.H. Панченко И Вестник Московского государственного областного университета,-2012.-№ 1.-С. 57-67.
4. Михайлова Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. О'Сал-лиеен. Диагностика социального интеллекта: Е.С. Михайлова; Госстандарт России. - СПб.: 1/IMA-ТОН, 2018.-55 С
5. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек, - СПб., 2002. - 175 с.
6. Смирнова Е.А. Особенности формирования социальной компетентности у будущих бакалавров с оциальной работы вучебнойдеятел ьностив вузе / Е.А. Смирнова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, - №3. -С. 129-131.
7. фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения: электронный ресурс / К. фопель. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2016. - 394 с.
8. Юстус Г.В. Корпоративный бизнес-тренер: основы, специфика функционирования в современной среде внутрикорпоративного обучения / Г.В. Юстус П Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, - 2022, - № 2(51). -С 93-99.
CU OJ О OJ
А
Q-Ш et; h-X
LU
О
ir X
со
¿1
2
S
189