И. В. Недрышкин
(Ленинградская обл.)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поставлена проблема формирования у учащихся потребности социального познания, социального и морального суждения, дано обоснование педагогических условий, обеспечивающих формирование социального опыта детей 8-11 лет средствами изобразительной деятельности
В современной социальной жизни, обусловленной инновационным характером развития общества в России, способность к творческой самореализации личности в большой степени зависит от того, как эта личность адаптируется к быстро меняющимся условиям окружающей ее жизни. В основе адаптационных свойств личности лежат те «структурные новообразования каждого возраста» [3], которые формируются в результате накопления индивидом опыта личных и общественных отношений, опыта общественно и лично-стно значимой деятельности. Усвоение и накопление социального опыта становится одной из важных потребностей социализирующейся личности, стремящейся раскрыть свой творческий и человеческий потенциал. Сфера искусства, в частности изобразительное искусство, рассматривается учеными как социокультурная система, обладающая своим языком, наделенная определенными социальными функциями (Ю. Б. Борев, А. Я. Зись, М. С. Каган, С. Т. Махлина и др.]. Изучая детскую изобразительную деятельность как форму «усвоения социального опыта» [9], В. С. Мухина отмечает ее важность для развития формирующейся личности.
Для нас важен вывод В. С. Леднева, который определяет образование как «общественно организуемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами» [8, с. 24]. Современные педагогические теории определяют, что предметом воспитания выступает социальный опыт детей [11]. Роль педагогического процесса как целенаправленной деятельности по формированию личности воспитанников подчерк-
нул И. П. Подласый: «Педагогический процесс
- это процесс в котором социальный опыт переплавляется в качества личности» [12, с.162]. В исследованиях растет интерес к изучению таких процессов и явлений, которые раскрывают внутренние факторы развития человеческого потенциала и его адаптивных способностей: самосознания, самооценки, саморегуляции и др., отражающих системные качества человека. Данные феномены входят в структуру личности и связываются с возможностями вхождения социализирующейся личности в систему окружающих ее социальных связей (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев и др.].
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования направлен на обеспечение «условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности» [13, п.4]. В основу личных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС закладывает формирование социального опыта обучающихся во всех аспектах жизни, компетентно-стные и ценностные установки личности [13, п.9.]. Личностно ориентированная педагогика выдвигает перед воспитателем задачу помочь ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества.
Рассматривая современное положение теории и практики преподавания изобразительной деятельности, мы находим противоречие между теоретическим обоснованием роли изобразительной деятельности в формировании социального опыта у детей младшего и среднего возраста и отсутствием четко сформулированных целей, задач и педагогического технологического инструментария
по формированию социального опыта в существующих программах по изобразительной деятельности - как в программах общеобразовательных школ, так и в программах учреждений дополнительного образования детей.
Возраст детей 8 - 11 лет нас интересует как возраст наиболее активный в становлении социальной личности ребенка. Н.Ф.Голо-ванова пишет: «Многие дети 10 - 11 лет уже пережили «горячие точки» судьбы и в собственных поступках остро, мучительно, с невероятной для этого возраста мерой творчества сами «вывели» свои первые социальные принципы» [5, с. 221]. В то же время возраст 8-11 лет - это оптимальный период обучения (сенситивный период], когда, как считает Л.С.Выготский, формируются основные новообразования этого возраста - «осознанность» и «произвольность» [4].
Понятие социализации и присвоение социального опыта средствами детского рисунка разрабатываются сегодня в коррекционной и социальной педагогике. Оно связывается прежде всего с коррекцией психических и двигательных дисфункций для реабилитации личности ребенка. Однако проблема определения роли изобразительной деятельности в процессе формирования социального опыта у здоровых детей, на наш взгляд, остается еще недостаточно разработанной.
Наиболее известные общеобразовательные программы по изобразительному искусству В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпи-каловой ставят своей целью развитие изобразительных способностей, формирование художественной культуры, развитие личности средствами мирового и отечественного искусства. Процесс обучения здесь строится на основе управления развитием знаний, умений и навыков, а воспитание у учащихся нравственной и эстетически развитой личности подразумевает формирование социального опыта априори (изначально заложенное в содержание обучения].
Развитию коммуникативной компетенции учащихся уделяется внимание только в программе Б. М. Неменского. В то же время он определяет социальный опыт как «суть, содержание искусства» [10, с. 87], в его основе лежит изобразительная грамотность учащихся. Проблема формирования у детей средствами изобразительной деятельности социального опыта как личностного новообразования должна быть выделена как самостоятельная
в практике педагогики изобразительного искусства. Актуальность этой проблемы подтверждают исследования И.П.Волкова, который, выясняя диапазон сферы самостоятельной деятельности учащихся начальных и средних классов школы, получил следующие результаты: первые шесть мест из приоритетных видов самостоятельной деятельности у детей занимают различные виды изобразительной деятельности, которые по массовости увлечения располагаются следующим образом: рисование, резьба по дереву, макеты к сказкам, чеканка по металлу, скульптура и лепка, различные ремесла. При этом рисование остается доминирующим видом самостоятельной деятельности, опережая почти в два раза последующий вид.
Проведенный анализ показал, что значительная часть детей выбирает изобразительное искусство в качестве личностно значимой для себя сферы приложения сил, обнаружения и развития аксиологического (ценностного], адаптационного и коммуникативного потенциалов личности, в том числе как средство формирования своего социального опыта через данную деятельность.
Целью эксперимента было создание такой педагогической среды (социальной ситуации развития], при которой элементы социального опыта - социальное познание, социальный вывод, социальное и моральное суждение активно проявляются в процессе учебно-творческой деятельности ребенка. В основе социальной ситуации развития лежит потребность в общении (social-общественный], познании своего «я» глазами других, высказывании своей точки зрения. Для этого в программе обучения использовались различные приемы по активизации самостоятельности учащихся, такие как публичный (перед группой] анализ своей работы в процессе занятия и по его окончании; обсуждение работы товарищей, выявление ее положительных качеств и ее недостатков; коллегиальный выбор лучших работ группы для участия в выставках; самостоятельное оценивание своей или предложенной для оценивания работы с обоснованием оценки и др. В процессе занятий ставилась педагогическая задача создать социальную ситуацию развития на основе диалогичности, предметного общения, соучастия, саморефлексии, в которой оказывается формирующаяся личность учащегося. В качестве одной из основных воспитательных задач
каждого занятия мы ставили развитие у учащихся потребности высказывать свое суждение, сделать аргументированный вывод, активизировать потребность социального познания на основе материала занятия.
Нами был проведен опрос учащихся 8-9 лет, которые входили в три группы: экспериментальная группа (после 1 года обучения], контрольная группа (где не проводились беседы-обсуждения работы учащимися и основные функции анализа и оценки деятельности учащихся выполнял преподаватель], группа школьников общеобразовательной школы (не участвующих в кружках и студиях изобразительной деятельности]. Дети отвечали на предложенные педагогом вопросы -утверждения.
Данные опроса показали высокую личную заинтересованность в изобразительной деятельности и социальную активность учащихся контрольной и экспериментальной групп по сравнению с группой из общеобразовательной школы. На первый вопрос: «Люблю ли я рисовать?» - две трети учащихся общеобразовательной школы ответили положительно, остальные рисовать не любят или не определились. В то же время все учащиеся контрольной и экспериментальной группы на этот вопрос ответили утвердительно. Это показывает высокую мотивацию к изобразительной деятельности у учащихся художественного отделения и кружка рисования.
На вопрос «Люблю ли я дарить свои рисунки?» ответили положительно менее половины опрошенных учащихся общеобразовательной школы, но более 70 процентов учащихся контрольной и экспериментальной групп. Таким образом, занятия по изобразительному искусству как социально значимые для себя и окружающих, как важную часть взаимоотношений выделяют участники как контрольной, так и экспериментальной групп.
На вопрос: «люблю ли я рассматривать картинки, рисунки, иллюстрации?»- более 90 процентов участников экспериментальной и контрольной групп ответили утвердительно. Так же отвечают и около 80 процентов учащихся общеобразовательной школы. Это говорит об интуитивном отношении подавляющего большинства участников опроса к изображению как к элементу социального мира и инструменту познания этого мира через сотворчество с художником, что является
одним из важных условий для формирования опыта социального познания и социальной рефлексии.
На вопрос: «Нравится ли мне показывать свои рисунки?»- утвердительно ответили учащиеся и контрольной группы - 85 проценто в, и экспериментальной группы - 76 процентов. По этим данным можно сделать вывод, что учащиеся контрольной группы, не имеющие такого опыта групповых обсуждений своей работы в процессе занятий, какой имеется у детей экспериментальной группы, стремятся получить оценку других, не совсем ясно представляя результат своей работы. Ответы же учащихся экспериментальной группы указывают на самокритичность, проявление самооценки, формирование у них социального самосознания. Из числа детей общеобразовательной школы показывать свои рисунки хотят более половины опрошенных
- это дети, которые любят рисовать.
Для выявления результатов развития социального опыта для нас особенно важны ответы учащихся на следующие вопросы: «Интересно ли мне высказывать свое мнение о рисунках других детей?» и «Обсуждаю ли я работы других детей, иллюстрации, картины?». Сравнительный анализ ответов на эти вопросы показал не сформировавшуюся потребность в личном суждении по вопросам изобразительного искусства у 80 процентов учащихся общеобразовательной школы и более чем у 40 процентов участников контрольной группы. Учащиеся экспериментальной группы в большинстве своем (около 90 процентов опрошенных] считают для себя интересным высказывать свое мнение и обсуждать рисунки и иллюстрации. Их потребность в самовыражении и самоутверждении с использованием средств изобразительной деятельности самая высокая из трех рассматриваемых нами групп. В ответах на эти вопросы показательна социальная активность учащихся контрольной и особенно экспериментальной групп, проявляющаяся в виде социального вывода, социального суждения.
Для выявления общественной активности учащихся с использованием изобразительной деятельности, проявления желания самовыражения с ее помощью, интереса к ней нами были предложены следующие вопросы: « Хочу ли я, чтобы мои рисунки участвовали в конкурсах и были на выставках?», «Нравится ли мне бывать в музеях и на художественных
выставках?», «Принимаю ли я участие в конкурсах рисунка, рисунка на асфальте, выставках?». Около 20 процентов учащихся общеобразовательной школы хотят быть участниками художественных конкурсов и выставок, половина из желающих реально принимает участие в таких мероприятиях и около 40 процентов группы интересуются музеями и выставками. В ответах учащихся контрольной и экспериментальной групп можно видеть небольшой разрыв (около 10 процентов] в пользу экспериментальной группы: желающих и принимающих участие в конкурсах и на выставках более 80 процентов опрошенных в экспериментальной группе. Интересный результат дал ответ на вопрос о посещении музеев и выставок учащимися контрольной и экспериментальной групп. Около 70 процентов учащихся контрольной группы интересуются музеями и выставками, что на 20 процентов меньше положительных ответов, данных учащимися экспериментальной группы. Мы отмечаем, что у участников эксперимента происходит формирование активной жизненной позиции через участие в общественной жизни в виде конкурсов рисунка и выставок, повышается интерес к изобразительным видам искусства как к значимому социальному явлению. Формируется потребность в социальном и моральном суждении, социальном познании, в высказывании своей точки зрения через рисование и изобразительную деятельность.
Эти выводы подтверждают и ответы на вопрос: «С удовольствием ли я украшаю к разным праздникам дом, класс, школу?», на который положительно ответили около половины школьников и более 80 процентов учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Обучение рисованию является основным видом деятельности в педагогике изобразительного искусства. Именно в ходе обучения рисование, из простой двигательной функции превращаясь в детскую интеллектуальную деятельность, дает возможность ребенку приобщиться к феномену человеческой культуры как к основе социального бытия.
По результатам проведенных исследований выявлены педагогические условия в рамках «амплификации» (обогащения] психического развития личности, заключающие в себе потенциальные педагогические возможно-
сти для успешного формирования социального опыта детей:
1. Удовлетворение потребности развития личности в сфере ее интересов как фактор реализации социальной активности личности и ее социальных ожиданий от выбранной деятельности (формирующегося социального опыта];
2. Создание, конструирование педагогической среды (форм организации и траектории обучения и воспитания, конфигурации образовательного пространства], в которой эта социальная активность может проявиться с максимальной полнотой и будет работать на формирование социального опыта ребенка.
А. В. Запорожец [6] указывает, что амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфических детских видах деятельности.
В контексте исследования под педагогической средой мы понимаем, во-первых, изобразительную деятельность как специфический вид детской деятельности; во-вторых, оптимальное использование педагогом таких методов обучения и воспитания, которые дают возможность наиболее полно реализовать социальные возможности ребенка. Содержание личного социального опыта представляется нам как содержание деятельности, разворачивающейся во времени, имеющей определенный результат в виде продукта деятельности -рисунка или художественного изделия
- и в конечном итоге формирующей личностные новообразования учащегося в виде потребности социального познания, социального и морального суждения. Считаем, что формирующийся социальный опыт - это процесс, в котором социальный вывод, социальное и моральное суждение создают условия для формирования социальных умений, ценностных ориентиров, социально значимых качеств. Формирование социального опыта у учащихся мы рассматриваем как складывающийся в процессе изобразительной деятельности опыт межличностных отношений, отношения к окружающей социальной среде и отношения к социально значимой деятельности.
Для образования педагогической среды, направленной на формирование социального опыта, необходимо:
- выявить структуру социального опыта детей 8 - 11 лет и его содержание в изобразительной деятельности;
- определить какой опыт, какие качества личности возможно и необходимо формировать в процессе занятий изобразительным искусством;
- экспериментально исследовать влияние изобразительной деятельности на формирование личности ребенка на определенном этапе ее развития;
- разработать модель процесса формирования социального опыта в изобразительной деятельности и методику ее реализации.
С разрешением этих вопросов появится возможность научной разработки педагогических программ по формированию социального опыта детей средствами изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования. Для разработки таких программ необходимо определить коммуни-
кативные, компетентностью, профессиональные критерии успешности воздействия педагогической среды на личность учащегося, в том числе возрастные аспекты таких критериев. Таковы некоторые вопросы, выделенные нами как требующие текущего изучения и анализа.
Выявление возможностей изобразительной деятельности в процессе формирования социального опыта детей отвечает задачам и требованиям современного учебно-воспитательного процесса. Рассмотрение вышеперечисленных вопросов позволит разрешить противоречие между современными педагогическими требованиями и практикой художественного обучения и воспитания, поможет создать предпосылки для решения воспитательных задач по формированию социального опыта у детей средствами изобразительной деятельности.
Литература
1. Айсмонтас Б. Б. Теория обучения: схемы и тесты. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 176 с.
2. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству : Из опыта работы. - М.: 1982. - 144 с.
3. Выготский Л. С. Проблема возраста : собр. соч. : в 6 т. - Т.4 -М.: Педагогика, 1982. - С. 244-268.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь : собр. соч. : в 6 т. - Т.2. -М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
5. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. учеб. пос. для студ. выс. учеб. заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
6. Запорожец А. В. Избр. психол. тр. : в 2 т./ под. ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. - Т.1. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
7. Куприянов Н. И. Формирование изобразительной деятельности как сферы передачи социального опыта : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 2002. - 18 с.
8. Леднев В. С. Содержание образования : сущность, структура, перспективы. - М.: Высш. шк., 1991. - 224 с.
9. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с.
10. Неменский Б. М. Мудрость красоты : О пробл. эст. воспитания: кн. для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение 1987. - 255 с.
11. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие / под ред. С. А. Смирнова. - 4-е изд., испр., - М.: Академия, 2001.
12. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. - Кн.1 : Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 576 с.
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1897.html.