ратуру в оригинале, знакомство с системой и культурой изучаемого иностранного языка совершенствует мышление учащихся. Возникают новые связи, развивается лингвистическая интуиция. Однако культурное обогащение личности происходит лишь тогда, когда студент сам может почувствовать ценность того нового, что ему предложено или что он сам открыл в мире культуры.
На занятии студент получает только самые необходимые знания по иностранному языку. А проводящиеся мероприятия строятся на развитии интереса к языку, стране изучаемого языка. Возможность использовать свои языковые знания во внеаудиторной работе становится в свою очередь стимулом, который способствует изучению иностранного языка как предмета в ценностной ориентации студентов. Это достигается только общими усилиями воспитатель-
ной и обучающей работы преподавателей в аудиторной и внеаудиторной сфере деятельности.
Библиографический список
1. Борисова Н.А. Пути и условия формирования у студента-первокурсника культуры использования времени жизни: Авто-реф.дис. Брянск, 1996.
2. НорецА.И. Формирование социально-активной личности студентов вовнеаудиторнойдеятельности: Автореф.дис. — Магнитогорск, 2002.
3. Социально-культурная деятельность насовременном этапе: Сб тез. докл. XXVI науч. конф. ОмГУ. Омск: ОмГУ, 2002.
ИЗМАЙЛОВА Анастасия Николаевна, преподаватель кафедры иностранных языков
УДК 378.036:199.923.2
И. Л. МЕДВЕДЕВА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА
В статье автор размышляет о значении искусства для нашего общества в формировании эмоционально-ценностных критериев личности.
<
§
£
кптд
В процессе развития и обогащения общественных отношений огромную роль играет культура потребителей. Она является результатом сложного процесса направленного формирования всей мотивационной сферы личности и предполагает не только воспитание разумного отношения к удовлетворению материальных и духовных потребностей, но и обогащение системы человеческих потребностей, их социального содержания. К такого рода духовным потребностям относятся потребности в образовании, воспитании, политическом, эстетическом, общекультурном развитии.
Развитая личность - это человек, осознавший себя в качестве субъекта исторического творчества. Материалистический подход утверждает, что развитие личности протекает под воздействием двух факторов: биологического (наследственности) и социального (общества, социальных институтов, семьи). Но между ними нет равенства, Природные данные составляют основу, возможность для развития, имеются как задатки к нему. Преобладающее значение имеют социальные факторы. Однако среди них наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии личности человека. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием. К внутренним факторам развития личности относят активность самой личности: ее чувства, волю, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития.
Обеспечение нового качества образования и развитие личности человека осуществляется также и через ориентацию на активное обучение. При этом даже на самом высоком уровне активности - творческом, поисковом - должна идти речь о побуждении к ней, необходимо создавать условия порождения активности личности в познавательной деятельности. Этого можно достигнуть только при понимании обучения как личностно опосредованного процесса взаимодействия и общения преподавателя и студентов, направленного на достижение объединяющей их цели - формирования творческой активности личности. Эффективное развитие ребенка, начиная с младшего возраста, через его творческую активность на уроках эстетического цикла может стать одной из концепций воспитания и обучения в современном образовании. Воспитательные отношения носят преоб-разующе-творческий характер и обращены к развитию в высшей степени сознательности личности, позволяющей ей осознавать собственные изменения и цели движения, к формированию активной жизненной позиции. Проявляя активность даже в простейших ситуациях, человек добивается реализации сознательно поставленных им самим или принятых извне целей.
К сожалению, в российской системе обучения, как в школе, так и в вузе, идет ориентация на среднего ученика. Существует много объективных и субъективных причин, препятствующих индивидуализации обучения с целью максимального развития общих и специальных способностей. В то время как об-
щеинтеллектуальные и творческие способности обучаемых могут успешно развиваться только в активной деятельности. Наша практическая работа с детьми разного возраста, со студентами показала, что для того, чтобы эти способности развивались, мало наделить человека определенными знаниями и навыками, но также очень важно в процессе обучения сформировать у него такие личностные качества, которые могли бы стать движущими силами в учебной деятельности.
Наиболее ярко субъектное бытие человека проявляется в его творчестве. Стремясь понять природу творчества, как и по каким законам оно осуществляется, многие приходят к тому, что творчество - это «общение по вертикали», то есть приобщение к абсолютному. Творчество - это не просто созидание, а создание качественно нового, чего раньше не было. Творчество основано на жестком побудительном мотиве, на воле к действию. Люди творят не потому, что могут это делать, а потому, что не могут этого не делать. Характерно, что любые прагматические мотивы (богатство, продвижение по службе, слава и т.п.) только маскируют самодостаточный порыв к творчеству. Высшее наслаждение в жизни человек может получить именно от творчества.
Нет неталантливых детей, есть дети с нереализованными талантами, раскрыться которым не помогли взрослые. Видимо, развивая службу социальной защиты населения, необходимо учитывать интересы детей и создавать определенные условия для осуществления возможности бесплатного поиска себя, хотя бы в возрасте до 14 лет. Наша практика показала, что для развития творческих способностей студентов недостаточно использовать только аудиторные часы занятий - необходимо шире использовать различные формы обучения: экскурсии, тематические вечера, посещение театров, конкурсы, олимпиады, выставки, конференции и другие мероприятия, создающие эмоциональный настрой у студентов, стремление добиваться лучших успехов в знаниях, изобретениях. Необходимо приветствовать творческую активность студентов, тогда эти студенты будут занимать на выставках творческих работ высокие призовые места. Студенты могут удивлять неординарностью своего творческого мышления и оригинальностью подходов при выполнении творческих работ.
Однако далеко не всех студентов, обучающихся в вузе, можно отнести к категории «одаренные». Принято считать, что основным признаком одаренности является раннее проявление высоких способностей. И оснований для этого суждения немало: В.А. Моцарт, Рафаэль Санти, Ван Дейк, А. Рембо, Джорджоне, М.Ю. Лермонтов, A.C. Пушкин. Но с ранним проявлением одаренности не все однозначно. Исключений из правила больше чем достаточно: творческая судьба А. Эйнштейна, поэтические опыты Ф.И. Тютчева (писавшего до тридцати лет весьма посредственные стихи), Л.Н. Толстой, проявивший свои выдающиеся способности не в юном возрасте; Тициан, Я. Тин-торетто, Дж. Беллини, пики творчества которых пришлись на последнюю треть их жизни. Не у всех студентов одаренность проявляется рано и выразительно. Ее нужно обнаружить и поддерживать, умело развивать. Однако есть и другая крайность одаренности студентов. Они имеют свое видение, свое отношение, свою оценку всему, что их окружает, что представляет для них повышенный интерес и особое внимание. Такие студенты обладают нешаблонным мышлением, поэтому в учебном процессе показывают средние и даже низкие результаты, проявляя непокорность и непослушность. Такую одаренность можно назвать
нестандартной, непривычной, даже аномальной. Но ведь и такие корифеи творчества, как С. Дали, В. Ван Гог, М. Утрилло, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, были с точки зрения окружающего их общества не вполне вменяемыми. С такими студентами, как правило, работать очень трудно, от них преподаватели вузов стараются избавиться, Таких студентов в вузе единицы, но именно они нередко находятся в поле зрения ученых и педагогов-практиков. Посмотрите, кто сегодня возглавляет крупномасштабные коммерческие структуры, акционерные общества, производственные ассоциации? В большинстве своем совсем не отличники. К таким ученикам относили А. Эйнштейна, Ч. Дарвина, Н. Лобачевского, А. Чехова, М. Булгакова и многих других ученых, писателей и государственных деятелей, прославивших и прославляющих Россию.
В настоящее время в рамках высшего образования студентов следует говорить не просто о личностном подходе к реализации индивидуальности, а об эколого-психологическом подходе. Детерминирующий характер влияния среды опосредован ее субъективной значимостью, личностным характером для студента. Сущность воспитания и обучения студентов на основе личностно-эколого-психологического подхода заключается в открытии и реализации новых возможностей их индивидуального и социального развития в условиях деятельности и общения друг с другом, повышении роли сотворчества, событийно-ситуативной организации педагогического процесса, усиления аналитико-диагностической направленности деятельности преподавателя. Экологический подход в качестве факторов, воздействующих на студентов, рассматривает широкий спектр параметров окружающей среды (физическое пространство, социальные факторы, параметры обучения), который ориентированна большую открытость педагогического процесса по отношению к проблемам реальной жизни общества.
Особая роль отводится педагогам, задачей которых является формирование и углубление способностей студентов. Программы должны быть направлены на обучение через стимулирование индивидуального исследовательского интереса, стимулирование группового сотворчества, приобщение к продуктивной творческой деятельности, которые вызывают необходимость изменения концепций образования. При построении программ обучения нужно максимально ориентироваться на сохранение активности во всех ее проявлениях: способности личности к раскрытию собственной уникальности в творчестве, установки на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин, готовности к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах. Сегодня свое более пристальное внимание преподавателям вуза следует обратить на нестандартно мыслящих студентов. Первое место по числу открытий мирового уровня занимают ученые США, однако не только за счет иностранных ученых, а прежде всего за счет более умелой работы с талантливой молодежью, престижа не общей образованности, а именно нестандартного творчества. Многие десятки лет ученые отбирают детей в специальные классы, лаборатории, руководствуясь принципом нестандартности мышления и перспективного творчества, развивая их в контексте сотворчества, Германия, Япония, Россия, где уровень образованности населения достаточно высок, значительно уступают в разработке новых образовательных технологий Аме-
рике и, как следствие, по количеству Нобелевских лауреатов в области науки. Американские учителя, посетившие Россию по программам взаимного обмена специалистами, выделяют в российской образовательной системе прежде всего педантичность, требовательность и настойчивость учителей. Российских учителей шокируют в образовательной системе Америки демократичность, раскованность, простота в общении и самостоятельность школьников, удивительное сотворчество педагогов и учащихся.
В Японии одним из основных принципов воспитания и обучения является внушение ребенку идеи, что он всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими, и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем его сосед. Этот принцип воспитания ориентирует ребенка на вполне достижимую цель собственного совершенствования, как в поведении с окружающими, так и в его отношении к учебе, чтобы у него появилась потребность поиска новых знаний. Потребность в поисковой активности - это одно из условий, которое заставит ребенка влиться в творческий процесс обучения и воспитает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации.
Изучение изобразительного искусства положительно влияет и на умственное развитие студентов, на их мышление, развивает способы познания студентов, эффективно содействует их физическому и психическому развитию. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность любого обучения. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, а в дальнейшем - при получении высшего образования, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п. Член-кор-респондентАПН РФ профессор М.М. Кольцова в своих трудах теоретически обосновала связь уровня интеллектуального развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев рук. Если мы обратим свое внимание вглубь истории России, то найдем там множество пальцевых игр, которые практиковали наши предки.
Не случайно в системе образования большинства развитых экономических держав ручной труд занимает довольно заметное место среди других учебных предметов, являясь очень эффективным средством для общего развития детей. В школах Японии, Франции, Америки этому предмету отводится до 14% всего учебного времени, а это 3-4 часа в неделю. Основная педагогическая концепция таких уроков - не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных занимательных поделок (хотя каждое изделие, безусловно, представляет интерес для ребенка), а формирование высокого интеллекта и духовности через мастерство. В дальнейшим подинтел-лектуальный уровень учащихся постепенно подтягивается и практическая работа рук, ранее бывшая неуклюжей. Если к урокам ручного труда прибавить уроки изобразительного искусства, то получится до 20-25% учебного времени, отводимого для развития мелкой моторики рук у детей в зарубежных школах.
Успешность обучения студентов в вузах базируется прежде всего на знаниях, умениях и навыках, полученных ими в дошкольный и школьный периоды своего обучения. Наши исследования показывают, I что именно художественное творчество выступает
для детей как ведущий, наиболее значимый момент обучения и «подтягивает» за собой общий уровень обучения и специальные умения. 68 % школьников в 1 -3 классах предпочитают художественную деятельность другим видам, а 45 % - предпочитают рисование среди группы изучаемых предметов, но в свободное время, тем не менее, рисованием занимаются практически 100% детей. В конце XX века были проведены исследования в средних общеобразовательных школах г. Москвы, которые доказали развивающую функцию искусства во многоуровневой структуре способностей, в формировании как интеллекта, так и потенциала личности учащихся.
Профессор A.A. Соловьев и зам.директора школы-гимназии № 12 А.И. Ефремова в г. Элисте на экспериментальной площадке проводили исследования, связанные с влиянием изобразительного искусства на интеллектуальное развитие детей. Ученики, прошедшие эксперимент, связанный с углубленным изучением предметов эстетического цикла с детского сада по 7 класс, систематически показывали высокую успеваемость, заметно опережали сверстников контрольных классов по уровню общего и эмоционального развития, демонстрировали богатую лексику, фантазию, имели развитые навыки социального и межличностного общения, лучше знали языки, проявляли яркие творческие способности. Данная группа школьников постоянно принимала участие в научно-практических конференциях города, страны, международных мероприятиях. Дети выступали на конкурсах различного ранга и КВН, демонстрировали свои творческие работы и изобретения на выставках, где занимали призовые места.
Наши исследования, проведенные среди более 1700 учащихся средних общеобразовательных школ городов Омска и Новосибирска, показали, что в целом дети, занимающиеся различными видами искусства, имеют процент качества обучения на 15 - 40 % выше, чем у учащихся, не занимающихся искусством. Конечно, качество знаний учащихся зависит от уровня подготовки самого педаг ога и методов его преподавания, от психологического климата в классе, от оборудования уроков и много другого. Поэтому процент качества знаний варьируется от 10 % до 57 % в средних общеобразовательных школах без эстетического уклона, от 43 % до 92 % — в школах с углубленным изучением предметов эстетического цикла, а у детей, обучающихся плюс ко всему в изостудиях или в художественных школах, процент качества достигает границ от 82 % до 100 %.В данном контексте хочется представить к размышлению исследования, проведенные А. Гиричем и Э. Майзельсом, которые на основе анализа биографических данных 26855 ученых, инженеров, художников, изобретателей, артистов, композиторов, писателей показали, что продолжительность жизни людей творческих профессий значительно выше средних показателей. Эта закономерность характерна для всех эпох и времен: в античный период — на 38,6 лет, в средние века — на 40 лет, в XVI в. - на 36,5лет, в XVII в. - на34,7 года, в XVIII в. -на 36 лет, в XIX в. — на 24,6 года. В средние века, например, князья и короли Западной Европы жили в среднем 49,5 лет, а артисты, которые вели жизнь полунищих бродяг, - 61 год. В XVI в. короли и князья в среднем жили 51,3 года, а художники и скульпторы — 60 лет. Напрашивается лишь один вывод: о прямой зависимости между продолжительностью жизни человека и его занятием творчеством.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система общего развивающего эстетического
образования должна быть реализована во всех образовательных учреждениях, включали систему специального художественного и музыкального образования. Это связано с тем, что дети, вовлеченные в творческие занятия, имеют в общеобразовательных учреждениях, а в дальнейшем и системе высшего образования, высокий процент качества обучения. Данная категория детей более ответственна, дисциплинированна, умеет четко планировать все свои дела и выполнять их на высоком уровне качества.
Хочется закончить наше сообщение словами великолепного художника-педагога Б.М. Неменского, который сказал, что искусства способны развивать фантазию, творческую потенцию, музыкальный слух, колористическое, пространственное, художественное мышление. Но сегодня для нашего общества искусства необходимы в общем образовании ради своей основной, ведущей функции в жизни людей - формирования эмоционально-ценностных критериев личности как стимула действий, то есть ощущения «смысла жизни».
Библиографический список
1. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. - М, 1989.
2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М: Прогресс, 1986.
3. Ильенков Э.В. Философия и культура, - М., 1991.
4. Кон И,С. В поисках себя. -М.,1984.
5. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. -М„ 1975.
6. Лернер И.Я, Процесс обучения и его закономерности. - М„ 1980.
7. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. - СПб., 1999.
8. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
9. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М., 1987.
10. Петровский В, А. Психология неадекватной активности. -М.: Российский открытый университет, 1992.
11. РаппопортС.Х. От художника к зрителю. -М., 1978.
12. СкаткинМ.Н. Проблемы современной дидактики.-М. 1984.
13. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека.-М„ 1982.
МЕДВЕДЕВА Ирина Львовна, кандидат педагогических наук.
УДК 378 144/146 с. П. ШКУРИНА
Омский государственный институт сервиса
ИНТЕГРАЦИЯ
СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА МОДЕЛИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье освещаются вопросы педагогического моделирования содержания обучения на основе внутрипредметной интеграции содержания образования. Уточняется содержание понятий '(интеграция» и «синтез компонентов содержания образования» в контексте исследуемой проблемы. Выделяются основные признаки интегративных процессов в логической структуре содержания учебного предмета. Обосновывается принцип построения логической структуры содержания обучения на основе дидактического синтеза как перспективного уровня интеграции с целью развития личности обучаемых.
В основу моделирования содержания обучения в педагогической деятельности нами положена идея интеграции компонентов содержания образования, образующих структуру многомерного социального опыта. В связи с этим обратимся к понятийному аппарату процесса интеграции. Приведем ряд определений интеграции, данных в справочной литературе:
• «Интеграция — это объединение в целом каких-либо частей, элементов». Такое определение дает Толковый словарь иностранных слов и «Логический словарь-справочник» Н.И. Кондакова .
• «Интеграция — это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов». Такое определение дает «Философский словарь» и дополняет следующими признаками: «Эти процессы могут иметь место как в уже сложившейся системе (в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов».
• «Интеграция — это результат процесса объединения, то есть состояние гармонической уравнове-