Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования социально приемлемого типа свободной личности'

Педагогические условия формирования социально приемлемого типа свободной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Алла Леонтьевна

Педагогическое осмысление категории «свободы» ориентирует на поиск новых подходов в образовании и их использования в воспитании свободной личности, способной мыслить и поступать самостоятельно, независимо, ответственно. Целью исследования является определение характеристик социально приемлемого типа свободной личности, педагогических условий его формирования, включающих построение трёхвекторной модели среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Алла Леонтьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования социально приемлемого типа свободной личности»

А.Л. Лебедева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМОГО ТИПА СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ

Педагогическое осмысление категории «свободы» ориентирует на поиск новых подходов в образовании и их использования в воспитании свободной личности, способной мыслить и поступать самостоятельно, независимо, ответственно. Целью исследования является определение характеристик социально приемлемого типа свободной личности, педагогических условий его формирования, включающих построение трёхвекторной модели среды.

Современный ребёнок растёт в условиях информационной свободы, что наряду с другими социальными и экономическим и факторами активно влияет на формирование его личности. Любое образовательное учреждение воспитывает определённый тип личности. Наша цель - определить педагогические условия формирования социально приемлемого типа свободной личности, который бы соответствовал современным тенденциям в обществе.

Идея воспитания свободного человека актуальна в любом цивилизованном государстве, обеспечивающем и защищающем права человека. На форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом» Д.А. Медведев в своём выступлении заметил, что «в основе нашей политики должен лежать принцип, который является важнейшим в деятельности любого государства, стремящегося к достижению высоких стандартов жизни. Это принцип «свобода лучше, чем несвобода». Речь идет о свободе во всех ее проявлениях: о личной свободе, об экономической свободе, наконец, о свободе самовыражения. Инвестиции в человека, в его образование стали ключевой идеей развития страны, «долгосрочным национальным приоритетом». На базе национальных проектов новой социальной политики сделан очевидный шаг к «внедрению современной модели образования, формированию образовательной среды, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации учащихся». На текущем витке истории «определяющие факторы успеха развития - это поведение каждого отдельного человека, стиль его жизни, свобода самовыражения» [3].

Однако, как показывает практика, школы не готовы к реализации идеи свободы в образовании. Причин, очевидно, несколько. Сегодня произошла подмена понимания свободы как естественного состояния человека быть самим собой на её ложное понимание как вседозволенности,

произвола. Стирается грань, когда ощущение самобытности переходит в ощущение своей исключительности. Раскованность превращается в раз-вязанность, непосредственность в распущенность, независимость и самостоятельность в гордыню, терпимость становится равнодушием и безразличием. Поэтому в обществе свободу человека нередко считают причиной разрушения нравственности молодежи. Многие педагоги не готовы к свободе, не видят в ней позитивного значения, не знают её сущности, способов её использования в педагогических целях.

Свобода-категория фундаментальная, объективно существующая в мире людей. Свобода органически присуща человеку, глубоко заложена в человеке, имманентна любому виду его деятельности. Она связана с самой сутью природы человека, как существа, выбирающего между различными альтернативами.

б педагогическом контексте мы говорим об относительной свободе, о позитивных её гранях, о свободе как некоторой степени уменьшения несвободы воспитанников, Свобода и несвобода являются мерой друг друга. У каждого человека собственная степень свободы и несвободы. Это соотношение может меняться и на него можно влиять.

Согласно этимологии, у славян слово свобода одного корня с местоимением свой и древним суффиксом собирательности -од(а), что обозначало совместно живущих родичей, всех «своих». Свобода, свой, собь, особь, особенный, особенность - слова, имеющие общее происхождение. «С самого начала свобода - социальный термин, обозначающий свободное состояние, но только в границах своего рода, в пределах собственного мира, в своём кругу, где человек руководствуется своим мерилом ценности и красоты, даже если этот мир в каком-либо отношении не очень хорош» [1, с. 109—111]. Свободу можно понимать как особенное состояние человека (духовное, психическое, гражданское, физичес-

106

Вестник КГУ им. И. А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

© А.Л. Лебедева,-2008

кое и т.д.), обеспечивающее ему удовлетворение жизненных потребностей.

Факторы свободы можно разделить на внутренние - это способности человека, его потенциал, и внешние - это среда, её возможности. Человек может быть свободной личностью при наличии у него способностей и возможностей, предоставляемых средой.

Личность - ценностная характеристика человека. В личности заключена значимость человека для других и для себя. Личность как образ «Я» влияет на человека, обусловливает его поступки. Человек становится в глазах окружающих свободной личностью в том случае, если он обладает ценностями среды, имеет способности, позволяющие ему быть социально успешным, реализовать жизненные потребности. Чем больше у человека способностей, тем выше степень его свободы. В способностях заключается потенциал, сила человека. Для педагогики данное положение представляется особенно важным.

Точно измерить способности индивидуума невозможно, но можно выявить тип личности и отдельные характеристики, связанные с этим понятием. Формируя тип свободной личности, необходимо заботиться о социальной приемлемости данного типа людей в обществе. Следуя своим интересам и желаниям, важно уметь соотносить их не только со своим потенциалом, но и с ценностными установками, принятыми в социуме.

Процесс формирования социально приемлемого типа свободной личности, как процесс ограничения свобод, показывает меру допустимой свободы Формировать - значит нивелировать либо блокировать проявление тех или иных способностей, корректировать их направленность. Это значит предоставлять возможности для проявления желательных способностей и делать невозможным развитие «негативных» способностей. Результат формирования - человек, обладающий способностями, благодаря которым он может реализовать свои потребности в границах социальной нормы. Причём, имеется в виду не столько количество способностей, сколько их качество.

Среда обитания и образ жизни либо помогают, либо препятствуют росту способностей. Процесс воспитания благоприятен, если созданы педагогические условия для развития и формирования способностей. В логике средового подхода, разработанного д.п.н. Ю.С. Мануйловым, среду, ориентирующую на определённый

образ жизни, можно рассматривать как средство и как условие формирования способностей учащихся.

Важным условием является образ жизни воспитанников - связующее звено между личностью и средой. Эта категория фиксирует стабильное, повседневное, устойчивое существование человека в среде. Какой образ жизни ведёт человек, такие способности у него и формируются.

В основе образа жизни лежат способы бытия, которые вслед за Ю.С. Мануйловым мы обозначили словами с префиксом со-. Способы бытия влияют на формирование социально приемлемого типа свободной личности. Например, сомнение, как характерный способ восприятия информации, формирует способность к поиску альтернативных решении, выработке собственного мнения. Сопротивление сложившимся стереотипам ведёт к формированию нестандартного мышления, соизмерение, соотнесение имеющейся информации, её сопоставление с собственным опытом, может формировать собственную позицию. Сотрудничество, соуправление формирует ответственность за свои слова и поступки, согласие с инаковостью других - толерантность, уважение к позиции партнёра.

Второе условие формирования социально приемлемого типа свободной личности - это специально организованная среда. Влияние через среду двойственно. В нишах заключены возможности для развития и формирования индивидуума. Стихии посредствуют определённому образу жизни, увеличивают вероятность реализации потенциальных возможностей среды.

Представим среду как некое пространство свободы, имеющее трёхмерное измерение - трёхвекторную модель среды. Пространство свободы - это разнонаправленные возможности (проходы в пространстве сознания), спроектированные с учётом того, как они могут влиять на формирование способностей.

1. Вектор «свободы в» чём-либо - это вертикаль будущего как проекция личностного роста. Ученика нацеливают на свободное владение учебным материалом, свободное владение языком, инструментом и т.п. Степень свободы человека в этой точке определяется качеством сформированных у него способностей. Вертикаль «свободы в» даёт возможность воспитаннику взглянуть на себя из некоторой предполагаемой точки будущего.

Педагогика, Психология Социальная работа. Ювенология. Соииокикстика ♦ № 6

107

«Свобода в» - это вектор возможностей, который ориентирует учашихся на проявление таких форм активности, которые в дальнейшем позволят в совершенстве овладеть профессией, быть социально успешными, что отвечает требованиям современной образовательной политики. «Свобода в» чём-либо возможна, если предоставлена «свобода для» и «свобода от».

2. Действие вектора «свободы для» направлено на поиск возможностей формирования необходимых способностей, для выбора и изменения себя в свете избранного пути. Среда предоставляет учащимся возможности тренироваться, выбирать альтернативные варианты, мыслить по-своему, нестандартно, в логике иначе-возможного и обосновывать своё мнение. Управленческие действия направлены на привнесение целесообразных стихий, обеспечение благоприятных возможностей, создание ниш, обучающих потше, оснащающих приёмами мышления, обогащающих память и пр.

3. Действие вектора «свободы от» ведёт индивида к независимости от мешающих его личностному росту нежелательных обстоятельств. Среда, благодаря действию определённых стихий, препятствует неприемлемым проявлениям активности, ограничивает от негативных состояний,

ограждает от соблазнов и вседозволенности, моральной распущенности, отвергает конформизм, отвращает от лицемерия.

Спроектированные таким образом педагогические условия формирования социально приемлемого типа свободной личности воссоздаются в средообразовательной практике. Действия субъекта управления направлены на организацию целесообразного образа жизни и продуцирование мощной по своему потенциалу среды становления личностного типа, востребованного в современном обществе.

Библиографический список

1. Колесов В. В. Древняя Русы наследие в слове. Мир человека. - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2000. -26 с.

2. Мануйлов Ю.С. Воспитание средой: Сборник статей разных лет. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. — 119 с.

3. Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом», 15 февраля 2008 года, г. Красноярск, -http:// www.krskstate.ru.

М.В. Шакурова

ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: МОДЕЛИРОВАНИЕ СЦЕНАРИЕВ

Успешность педагога в решении задач педагогического сопровождения становление и развитие социокультурной идентичности (СКИ) школьников определяется сочетанием, как минимум, четырех принципиальных условий:

I) педагог включен в воспитательное пространство. «Выключенность» педагога из воспитательного пространства свидетельствует о проблематичности его личностных и профессиональных установок. Включенность может иметь различный характер, в частности, лежать в полюсах доминирования статусно-ролевого или профессионально-личностных значений. Статусно-ролевая включенность определяется социально признанным положением педагога в системе общественных связей и отношений и регу-

лируется профессиональными правами и обязанностями. Профессионально-личностная включенность определяется наличием устойчивой системы отношений к явлениям, событиям социальной и собственно педагогической действительности, к профессии (включая статусно-ролевые характеристики) и самому себе в профессии;

2) воспитательное пространство, в которое включен педагог, референтно для школьника. Данное условие является определяющим для возможности рассматривать воспитательное пространство как условие становления и развития социокультурной идентичности школьников. В частности, оно определяет наличие или отсутствие внимания школьника к педагогу как представителю педагогического (взрослого, общешкольного и т.п. в зависимости от масштаба про-

108

Вестник КРУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

О М.В. Шакурова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.