А.Л. Лебедева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМОГО ТИПА СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ
Педагогическое осмысление категории «свободы» ориентирует на поиск новых подходов в образовании и их использования в воспитании свободной личности, способной мыслить и поступать самостоятельно, независимо, ответственно. Целью исследования является определение характеристик социально приемлемого типа свободной личности, педагогических условий его формирования, включающих построение трёхвекторной модели среды.
Современный ребёнок растёт в условиях информационной свободы, что наряду с другими социальными и экономическим и факторами активно влияет на формирование его личности. Любое образовательное учреждение воспитывает определённый тип личности. Наша цель - определить педагогические условия формирования социально приемлемого типа свободной личности, который бы соответствовал современным тенденциям в обществе.
Идея воспитания свободного человека актуальна в любом цивилизованном государстве, обеспечивающем и защищающем права человека. На форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом» Д.А. Медведев в своём выступлении заметил, что «в основе нашей политики должен лежать принцип, который является важнейшим в деятельности любого государства, стремящегося к достижению высоких стандартов жизни. Это принцип «свобода лучше, чем несвобода». Речь идет о свободе во всех ее проявлениях: о личной свободе, об экономической свободе, наконец, о свободе самовыражения. Инвестиции в человека, в его образование стали ключевой идеей развития страны, «долгосрочным национальным приоритетом». На базе национальных проектов новой социальной политики сделан очевидный шаг к «внедрению современной модели образования, формированию образовательной среды, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации учащихся». На текущем витке истории «определяющие факторы успеха развития - это поведение каждого отдельного человека, стиль его жизни, свобода самовыражения» [3].
Однако, как показывает практика, школы не готовы к реализации идеи свободы в образовании. Причин, очевидно, несколько. Сегодня произошла подмена понимания свободы как естественного состояния человека быть самим собой на её ложное понимание как вседозволенности,
произвола. Стирается грань, когда ощущение самобытности переходит в ощущение своей исключительности. Раскованность превращается в раз-вязанность, непосредственность в распущенность, независимость и самостоятельность в гордыню, терпимость становится равнодушием и безразличием. Поэтому в обществе свободу человека нередко считают причиной разрушения нравственности молодежи. Многие педагоги не готовы к свободе, не видят в ней позитивного значения, не знают её сущности, способов её использования в педагогических целях.
Свобода-категория фундаментальная, объективно существующая в мире людей. Свобода органически присуща человеку, глубоко заложена в человеке, имманентна любому виду его деятельности. Она связана с самой сутью природы человека, как существа, выбирающего между различными альтернативами.
б педагогическом контексте мы говорим об относительной свободе, о позитивных её гранях, о свободе как некоторой степени уменьшения несвободы воспитанников, Свобода и несвобода являются мерой друг друга. У каждого человека собственная степень свободы и несвободы. Это соотношение может меняться и на него можно влиять.
Согласно этимологии, у славян слово свобода одного корня с местоимением свой и древним суффиксом собирательности -од(а), что обозначало совместно живущих родичей, всех «своих». Свобода, свой, собь, особь, особенный, особенность - слова, имеющие общее происхождение. «С самого начала свобода - социальный термин, обозначающий свободное состояние, но только в границах своего рода, в пределах собственного мира, в своём кругу, где человек руководствуется своим мерилом ценности и красоты, даже если этот мир в каком-либо отношении не очень хорош» [1, с. 109—111]. Свободу можно понимать как особенное состояние человека (духовное, психическое, гражданское, физичес-
106
Вестник КГУ им. И. А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
© А.Л. Лебедева,-2008
кое и т.д.), обеспечивающее ему удовлетворение жизненных потребностей.
Факторы свободы можно разделить на внутренние - это способности человека, его потенциал, и внешние - это среда, её возможности. Человек может быть свободной личностью при наличии у него способностей и возможностей, предоставляемых средой.
Личность - ценностная характеристика человека. В личности заключена значимость человека для других и для себя. Личность как образ «Я» влияет на человека, обусловливает его поступки. Человек становится в глазах окружающих свободной личностью в том случае, если он обладает ценностями среды, имеет способности, позволяющие ему быть социально успешным, реализовать жизненные потребности. Чем больше у человека способностей, тем выше степень его свободы. В способностях заключается потенциал, сила человека. Для педагогики данное положение представляется особенно важным.
Точно измерить способности индивидуума невозможно, но можно выявить тип личности и отдельные характеристики, связанные с этим понятием. Формируя тип свободной личности, необходимо заботиться о социальной приемлемости данного типа людей в обществе. Следуя своим интересам и желаниям, важно уметь соотносить их не только со своим потенциалом, но и с ценностными установками, принятыми в социуме.
Процесс формирования социально приемлемого типа свободной личности, как процесс ограничения свобод, показывает меру допустимой свободы Формировать - значит нивелировать либо блокировать проявление тех или иных способностей, корректировать их направленность. Это значит предоставлять возможности для проявления желательных способностей и делать невозможным развитие «негативных» способностей. Результат формирования - человек, обладающий способностями, благодаря которым он может реализовать свои потребности в границах социальной нормы. Причём, имеется в виду не столько количество способностей, сколько их качество.
Среда обитания и образ жизни либо помогают, либо препятствуют росту способностей. Процесс воспитания благоприятен, если созданы педагогические условия для развития и формирования способностей. В логике средового подхода, разработанного д.п.н. Ю.С. Мануйловым, среду, ориентирующую на определённый
образ жизни, можно рассматривать как средство и как условие формирования способностей учащихся.
Важным условием является образ жизни воспитанников - связующее звено между личностью и средой. Эта категория фиксирует стабильное, повседневное, устойчивое существование человека в среде. Какой образ жизни ведёт человек, такие способности у него и формируются.
В основе образа жизни лежат способы бытия, которые вслед за Ю.С. Мануйловым мы обозначили словами с префиксом со-. Способы бытия влияют на формирование социально приемлемого типа свободной личности. Например, сомнение, как характерный способ восприятия информации, формирует способность к поиску альтернативных решении, выработке собственного мнения. Сопротивление сложившимся стереотипам ведёт к формированию нестандартного мышления, соизмерение, соотнесение имеющейся информации, её сопоставление с собственным опытом, может формировать собственную позицию. Сотрудничество, соуправление формирует ответственность за свои слова и поступки, согласие с инаковостью других - толерантность, уважение к позиции партнёра.
Второе условие формирования социально приемлемого типа свободной личности - это специально организованная среда. Влияние через среду двойственно. В нишах заключены возможности для развития и формирования индивидуума. Стихии посредствуют определённому образу жизни, увеличивают вероятность реализации потенциальных возможностей среды.
Представим среду как некое пространство свободы, имеющее трёхмерное измерение - трёхвекторную модель среды. Пространство свободы - это разнонаправленные возможности (проходы в пространстве сознания), спроектированные с учётом того, как они могут влиять на формирование способностей.
1. Вектор «свободы в» чём-либо - это вертикаль будущего как проекция личностного роста. Ученика нацеливают на свободное владение учебным материалом, свободное владение языком, инструментом и т.п. Степень свободы человека в этой точке определяется качеством сформированных у него способностей. Вертикаль «свободы в» даёт возможность воспитаннику взглянуть на себя из некоторой предполагаемой точки будущего.
Педагогика, Психология Социальная работа. Ювенология. Соииокикстика ♦ № 6
107
«Свобода в» - это вектор возможностей, который ориентирует учашихся на проявление таких форм активности, которые в дальнейшем позволят в совершенстве овладеть профессией, быть социально успешными, что отвечает требованиям современной образовательной политики. «Свобода в» чём-либо возможна, если предоставлена «свобода для» и «свобода от».
2. Действие вектора «свободы для» направлено на поиск возможностей формирования необходимых способностей, для выбора и изменения себя в свете избранного пути. Среда предоставляет учащимся возможности тренироваться, выбирать альтернативные варианты, мыслить по-своему, нестандартно, в логике иначе-возможного и обосновывать своё мнение. Управленческие действия направлены на привнесение целесообразных стихий, обеспечение благоприятных возможностей, создание ниш, обучающих потше, оснащающих приёмами мышления, обогащающих память и пр.
3. Действие вектора «свободы от» ведёт индивида к независимости от мешающих его личностному росту нежелательных обстоятельств. Среда, благодаря действию определённых стихий, препятствует неприемлемым проявлениям активности, ограничивает от негативных состояний,
ограждает от соблазнов и вседозволенности, моральной распущенности, отвергает конформизм, отвращает от лицемерия.
Спроектированные таким образом педагогические условия формирования социально приемлемого типа свободной личности воссоздаются в средообразовательной практике. Действия субъекта управления направлены на организацию целесообразного образа жизни и продуцирование мощной по своему потенциалу среды становления личностного типа, востребованного в современном обществе.
Библиографический список
1. Колесов В. В. Древняя Русы наследие в слове. Мир человека. - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2000. -26 с.
2. Мануйлов Ю.С. Воспитание средой: Сборник статей разных лет. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. — 119 с.
3. Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом», 15 февраля 2008 года, г. Красноярск, -http:// www.krskstate.ru.
М.В. Шакурова
ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: МОДЕЛИРОВАНИЕ СЦЕНАРИЕВ
Успешность педагога в решении задач педагогического сопровождения становление и развитие социокультурной идентичности (СКИ) школьников определяется сочетанием, как минимум, четырех принципиальных условий:
I) педагог включен в воспитательное пространство. «Выключенность» педагога из воспитательного пространства свидетельствует о проблематичности его личностных и профессиональных установок. Включенность может иметь различный характер, в частности, лежать в полюсах доминирования статусно-ролевого или профессионально-личностных значений. Статусно-ролевая включенность определяется социально признанным положением педагога в системе общественных связей и отношений и регу-
лируется профессиональными правами и обязанностями. Профессионально-личностная включенность определяется наличием устойчивой системы отношений к явлениям, событиям социальной и собственно педагогической действительности, к профессии (включая статусно-ролевые характеристики) и самому себе в профессии;
2) воспитательное пространство, в которое включен педагог, референтно для школьника. Данное условие является определяющим для возможности рассматривать воспитательное пространство как условие становления и развития социокультурной идентичности школьников. В частности, оно определяет наличие или отсутствие внимания школьника к педагогу как представителю педагогического (взрослого, общешкольного и т.п. в зависимости от масштаба про-
108
Вестник КРУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
О М.В. Шакурова, 2008