Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники органов внутренних дел / обучающиеся / формирование психоэмоциональной готовности / педагогические условия / полигонная база / активные / интерактивные и имитационные методы обучения / саморегуляция / employees of the internal affairs bodies / students / formation of psycho-emotional readiness / pedagogical conditions / landfill base / active / interactive and imitation teaching methods / self-regulation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина Наталья Ивановна, Федосеева Ольга Игоревна

Целью статьи является анализ проблемы формирования психоэмоциональной готовности будущих сотрудников органов внутренних дел. Понятие «психоэмоциональная готовность» авторами понимается как интегративное качество личности, ориентирующее на знания, умения и навыки психической деятельности личности; способность управлять психоэмоциональным состоянием в конфликтных правоохранительных ситуациях. Актуальность статьи продиктована повышенными требованиями со стороны государства и общества к деятельности органов внутренних дел, личным деловым и моральным качествам сотрудников различных служб и подразделений. Профессиональная деятельность полиции имеет ярко выраженную социальную направленность, центральное место в которой занимает процесс взаимодействия с различными категориями граждан. Зачастую правоприменительная ситуация может приобрести эмоциональный окрашенный характер (имеются многочисленные примеры необоснованной агрессии, несдержанности, хамства сотрудников в отношении граждан), что приводит к жалобам на неправомерное поведение правоохранителей и негативно сказывается на имиджевой составляющей МВД России в целом. Соответственно, для ведомственных образовательных организаций ключевой задачей в подготовке сотрудников органов внутренних дел является выраженная практико-профессиональная направленность образовательного процесса на формирование знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с особенностями предстоящей деятельности, в том числе психоэмоциональной готовности. Авторами предложены следующие педагогические условия: использование полигонной базы образовательной организации для проведения занятий семинарского (практического) типа по различным учебным дисциплинам; включение в методику преподавания учебных дисциплин активных, интерактивных, имитационных форм и методов обучения с учетом практикоориентированного подхода для развития субъектной профессиональной позиции обучающихся; обучение способам и приемам эмоциональной саморегуляции сотрудников органов внутренних дел. Предложенные условия могут быть достигнуты при использовании комплексного подхода, качественных методических разработок проведения занятий семинарского (практического) типа с учетом актуальности цели и задач правоприменительной деятельности, моделирования ситуаций риска, опасности, ответственности и т.п., увеличения уровня сложности профессиональной задачи, профилактики недопущения агрессивного, пассивного, безнравственного поведения в отношении граждан, отказа от продолжения правоохранительной деятельности в любых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусина Наталья Ивановна, Федосеева Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to analyze the problem of the formation of psycho-emotional readiness of future employees of the internal affairs bodies. The concept of "psycho-emotional readiness" is understood by the authors as an integrative quality of personality, focusing on the knowledge, skills and abilities of mental activity of the individual; the ability to manage the psycho-emotional state in conflict law enforcement situations. The relevance of the article is dictated by the increased demands from the state and society on the activities of internal affairs bodies, personal business and moral qualities of employees of various services and departments. The professional activity of the police has a pronounced social orientation, the central place in which is occupied by the process of interaction with various categories of citizens. Often, the law enforcement situation can acquire an emotionally colored character (there are numerous examples of unjustified aggression, intemperance, rudeness of employees towards citizens), which leads to complaints about the misconduct of law enforcement officers and negatively affects the image component of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a whole. Accordingly, for departmental educational organizations, the key task in the training of employees of internal affairs bodies is a pronounced practical and professional orientation of the educational process to the formation of knowledge, skills and abilities directly related to the specifics of the upcoming activity, including psycho-emotional readiness. The authors have proposed the following pedagogical conditions: the use of the polygon base of an educational organization for conducting seminars (practical) type classes in various academic disciplines; inclusion of active, interactive, imitative forms and methods of teaching into the teaching methodology of academic disciplines, taking into account a practice-oriented approach for the development of the subjective professional position of students; training in methods and techniques of emotional self-regulation of employees of internal affairs bodies. The proposed conditions can be achieved by using an integrated approach, high-quality methodological developments of conducting seminars of a seminar (practical) type, taking into account the relevance of the goals and objectives of law enforcement, modeling situations of risk, danger, responsibility, etc., increasing the level of complexity of professional tasks, preventing the prevention of aggressive, passive, immoral behavior towards citizens, refusing to continue law enforcement in all situations.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Таким образом, была подтверждена гипотеза проекта и достигнута поставленная цель по разработке эффективной технологии выращивания салата гидропонным способом.

В результате работы команда проекта сделала памятку в виде инфографики и распространила её среди участников опроса.

После проведения биологического эксперимента, в рамках практикоориентированного проекта, был организован повторный мониторинг компетенций ЕНГ в рамках педагогического исследования, при помощи «Открытого банка заданий для оценки ЕНГ» на официальном сайте ФГБНУ «Федерального института педагогических измерений».

В нем приняли участие 28 обучающихся 9 класса, из которых 22 ученика на протяжении проведения биологического эксперимента решали задания с «Открытого банка заданий для оценки ЕНГ», у них уроки проводились традиционным методом. А 6 обучающихся выполняли практикоориентированный проект с биологическим экспериментом и также решали эти задания.

Сравнивая показатели уровня компетенций естественнонаучной грамотности входного и итогового тестирования, отмечали: у обучающихся (22 ученика), которые решали задания по естественнонаучной грамотности на уроках, незначительно улучшились результаты.

6 учеников, которые так же решали задания, но при этом еще участвовали в реализации практикоориентированного проекта, были получены более высокие результаты в заданиях мониторинга.

Было установлено, что при выполнении биологического эксперимента у обучающихся быстрее и эффективнее происходит формирование естественнонаучных компетенций, т. к. результаты учеников значительно улучшились в повторном мониторинге с 457 до 476 баллов.

Таким образом, работая над проектом, выполняя биологические исследования, ребята смогли рассматривать задания по естественнонаучной грамотности с практической точки зрения, у них перестали вызывать затруднения задания по научному объяснению явлений, они стали лучше понимать особенности естественно-научных исследований и научились быстро и легко анализировать данные и делать соответствующие выводы.

Выводы:

1. На основе выявленных дефицитов разработан практикоориентированный исследовательский проект, включающий постановку биологического эксперимента, направленного на формирование компетенций естественнонаучной грамотности.

2. Установлено, что при выполнении биологического эксперимента в рамках практикоориентированного проекта, у обучающихся быстрее и эффективнее происходит формирование компетенций естественнонаучной грамотности.

Таким образом, выполнение обучающимися исследований, в процессе реализации практикоориентированного проекта, может способствовать формированию понимания прикладного значения научных знаний в решении жизненных вопросов, формируются компетенции естественнонаучной грамотности. У ребят вырабатываются наблюдательность, сознательное отношение к труду, прививается любовь к природе, интерес к биологии, а также возникает инициатива в исследовании. Выработка этих качеств является задачей работы над практикоориентированным проектом.

Литература:

1. Заграничная, H.A. Научный метод познания в школьном естественно-научном образовании / H.A. Заграничная, Л.А. Паршутина, А.Ю. Пентин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №1. - С. 6-27

2. Суматохин, C.B. Естественно-научная грамотность как цель развития школьного биологического образования / C.B. Суматохин // Биология в школе. - 2019. - №1. - С. 15-22

3. Мишина, О.С. Естественно-научная грамотность как аксиологический ориентир современного школьного биологического образования / О.С. Мишина, Р.Г. Иванов, O.A. Завальцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 119-122

4. Мишина, О.С. Организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников по биологии с применением современного оборудования / О.С. Мишина, A.C. Сорока // Экология и экологическое образование в современном мире: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (г. Орехово-Зуево, 29 ноября 2022 г.) / под ред. О.В. Хотулёвой, O.A. Завальцевой, Ю.А. Ющенко. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2023. - С. 97-101

5. Мишина, О.С. Организация и проведение биологического эксперимента в школе / О.С. Мишина, O.A. Завальцева, К.Э. Николаевна // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 78. - Ч. 4. - С. 106-107

Педагогика

УДК 37.025.3

кандидат педагогических наук Мусина Наталья Ивановна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Федосеева Ольга Игоревна Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нижний Новгород); Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени H.H. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Целью статьи является анализ проблемы формирования психоэмоциональной готовности будущих сотрудников органов внутренних дел. Понятие «психоэмоциональная готовность» авторами понимается как интегративное качество личности, ориентирующее на знания, умения и навыки психической деятельности личности; способность управлять психоэмоциональным состоянием в конфликтных правоохранительных ситуациях. Актуальность статьи продиктована повышенными требованиями со стороны государства и общества к деятельности органов внутренних дел, личным деловым и моральным качествам сотрудников различных служб и подразделений. Профессиональная деятельность полиции имеет ярко выраженную социальную направленность, центральное место в которой занимает процесс взаимодействия с различными категориями граждан. Зачастую правоприменительная ситуация может приобрести эмоциональный окрашенный характер (имеются многочисленные примеры необоснованной агрессии, несдержанности, хамства сотрудников в отношении граждан), что приводит к жалобам на неправомерное поведение правоохранителей и

негативно сказывается на имиджевой составляющей МВД России в целом. Соответственно, для ведомственных образовательных организаций ключевой задачей в подготовке сотрудников органов внутренних дел является выраженная практико-профессиональная направленность образовательного процесса на формирование знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с особенностями предстоящей деятельности, в том числе психоэмоциональной готовности. Авторами предложены следующие педагогические условия: использование полигонной базы образовательной организации для проведения занятий семинарского (практического) типа по различным учебным дисциплинам; включение в методику преподавания учебных дисциплин активных, интерактивных, имитационных форм и методов обучения с учетом практико-ориентированного подхода для развития субъектной профессиональной позиции обучающихся; обучение способам и приемам эмоциональной саморегуляции сотрудников органов внутренних дел. Предложенные условия могут быть достигнуты при использовании комплексного подхода, качественных методических разработок проведения занятий семинарского (практического) типа с учетом актуальности цели и задач правоприменительной деятельности, моделирования ситуаций риска, опасности, ответственности и т.п., увеличения уровня сложности профессиональной задачи, профилактики недопущения агрессивного, пассивного, безнравственного поведения в отношении граждан, отказа от продолжения правоохранительной деятельности в любых ситуациях.

Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел; обучающиеся; формирование психоэмоциональной готовности; педагогические условия; полигонная база; активные, интерактивные и имитационные методы обучения; саморегуляция.

Annotation. The purpose of the article is to analyze the problem of the formation of psycho-emotional readiness of future employees of the internal affairs bodies. The concept of "psycho-emotional readiness" is understood by the authors as an integrative quality of personality, focusing on the knowledge, skills and abilities of mental activity of the individual; the ability to manage the psycho-emotional state in conflict law enforcement situations. The relevance of the article is dictated by the increased demands from the state and society on the activities of internal affairs bodies, personal business and moral qualities of employees of various services and departments. The professional activity of the police has a pronounced social orientation, the central place in which is occupied by the process of interaction with various categories of citizens. Often, the law enforcement situation can acquire an emotionally colored character (there are numerous examples of unjustified aggression, intemperance, rudeness of employees towards citizens), which leads to complaints about the misconduct of law enforcement officers and negatively affects the image component of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a whole. Accordingly, for departmental educational organizations, the key task in the training of employees of internal affairs bodies is a pronounced practical and professional orientation of the educational process to the formation of knowledge, skills and abilities directly related to the specifics of the upcoming activity, including psycho-emotional readiness. The authors have proposed the following pedagogical conditions: the use of the polygon base of an educational organization for conducting seminars (practical) type classes in various academic disciplines; inclusion of active, interactive, imitative forms and methods of teaching into the teaching methodology of academic disciplines, taking into account a practice-oriented approach for the development of the subjective professional position of students; training in methods and techniques of emotional self-regulation of employees of internal affairs bodies. The proposed conditions can be achieved by using an integrated approach, high-quality methodological developments of conducting seminars of a seminar (practical) type, taking into account the relevance of the goals and objectives of law enforcement, modeling situations of risk, danger, responsibility, etc., increasing the level of complexity of professional tasks, preventing the prevention of aggressive, passive, immoral behavior towards citizens, refusing to continue law enforcement in all situations.

Key words: employees of the internal affairs bodies; students; formation of psycho-emotional readiness; pedagogical conditions; landfill base; active, interactive and imitation teaching methods; self-regulation.

Введение. Вопрос защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан [1, 2] - высшая нравственная цель профессиональной деятельности органов внутренних дел (далее - ОВД), что подчеркивает актуальность качественной подготовки будущих сотрудников ОВД (В.Я. Кикоть, А.Г. Караяни, А.А. Кобозев, В.Л. Кубышко и др.), в том числе формирование психоэмоциональной готовности при осуществлении правоохранительных функций в изменяющихся условиях внешней среды (М.Ю. Уварова, Е.А. Кедярова, Е.Г. Паткина, Д.Н. Кириленко).

Как правило, сотрудники ОВД взаимодействуют с гражданами, нарушившими закон, но и с теми, кто оказался в сложной правоохранительной ситуации (потерпевший, свидетель, очевидец и т.п.). Обстоятельства, с которыми граждане обращаются в ОВД, разнообразны, как правило, имеют эмоциональный окрашенный контекст, который выражается в последствиях, например, имущественных и насильственных преступлений, столкновение с которыми создает угрозу психоэмоциональной устойчивости личности. Имеется ряд граждан, традиционно характеризующиеся как «трудные» (ориентированные на агрессивное поведение в быту, в общественных местах, алкоголики, наркоманы, равнодушные), общение с которыми может оказать негативное психологическое воздействие на сотрудников ОВД. В результате объективная правоохранительная ситуация становиться субъективным элементом профессиональной деятельности, что может проявиться в низкой психоэмоциональной устойчивости, в высокой личной тревожности, нервно-психическом напряжении, чувстве неуверенности в своих силах [6, С. 96].

В профессиограмме значимых качеств личности сотрудника ОВД следует выделить ряд наиболее важных: настойчивость в действиях и поступках, ответственность, способность к самоконтролю, адекватная самооценка, устойчивости психики, психоэмоциональная готовность, склонность к риску. Эффективность профессиональной деятельности сотрудника ОВД проявляется в готовности управлять психоэмоциональным состоянием.

Изложение основного материала статьи. Анализ работ, направленных на изучение профессиональной подготовки и большое количество исследований, изучающих готовность, показывает, что в настоящее время единого понятия «готовность» не имеется. Так, О.А. Абдуллина полагает, что «формирование готовности к деятельности (подготовки) тесно связано с всесторонним развитием личности» [3, С. 141]. Научный анализ понятия «готовность» указывает на следующие аспекты данного понятия: проявление индивидуально-психологических качеств личности, обеспечивающих эффективность деятельности; мобилизация внутренних и внешних ресурсов для решения задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности, т.е. профессионально-личностную готовность специалистов к практической работе, как результат подготовки. Н.И. Евсюкова [4, С. 95] термин «готовность» определяет, как установку на что-то (в поведении, осуществлении действий и т.п.), «внутренний настрой» при достижении профессиональных целей.

Мы разделяем мнение Н. В. Кузьминой, которая интегрирует профессиональную готовность с умением оптимально реагировать на задачи, способности перейти от иррационального поведения к сознательному действию [7, С. 147], т.е. «системе правил и приемов в следующих случаях: анализ рабочей ситуации; выбор имеющихся средств, поиск путей решения (прогноз); абстрагирование (отвлечение от частных деталей); результат своего воздействия; формирование новых задач». В работах В.А. Сластенина [8, С. 98] рассматривается готовность «непосредственная, мгновенная, ситуативная» как состояние соответствующей мобилизованности, функциональной настроенности психики специалиста на решение

конкретных заданий при соответствующих обстоятельствах и условиях. В состоянии готовности, в том числе психоэмоциональной, сотрудник должен понять сущность правовой и личной ответственности, цель деятельности.

На основании изложенного, мы придерживаемся комплексного подхода в понимании проблемы формирования психоэмоциональной готовности как интегративного образования (взаимосвязи) личностных и профессионально-важных компонентов. В исследовании мы вводим рабочее понятие «психоэмоциональная готовность» считая, что это интегративное качество личности, ориентирующее на знания, умения и навыки психической деятельности личности; способность управлять психоэмоциональным состоянием к действиям в напряженных правоохранительных ситуациях. Ключевым требованием в подготовке сотрудников ОВД является выраженная практико-профессиональная направленность образовательного процесса на формирование знаний, умений и навыков, непосредственно связанных с особенностями предстоящей деятельности.

Методом интервьюирования были опрошены 116 сотрудников-практиков, обучающихся на факультете профессиональной подготовки Нижегородской академии МВД России. В опросе приняли участие представители патрульно-постовой службы, участковые уполномоченные полиции, сотрудники уголовного розыска, инспекторы ГИБДД и отделов по вопросам миграции, следователи. Вопросы касались психоэмоциональных факторов, влияющих на эффективность правоприменительной деятельности. 78,4% респондентов указали, что на профессиональную деятельность влияет психоэмоциональное напряжение; инциденты (конфликты) с гражданами (64%); неадекватное поведение задержанных лиц (46%) и ряд др. оснований. Данные факторы указывают на дезорганизующее эмоционально-психологическое состояние личности сотрудника ОВД при разрешении правоохранительных ситуаций, которые зачастую оканчиваются конфликтами, негативными эмоциональными реакциями, подачами жалоб и т.п., а также имеют неблагоприятные последствия для имиджа правоохранительной системы в целом (гражданин при взаимодействии с конкретным сотрудником ОВД проецирует сформированный эмоционально-отрицательный образ на других сотрудников).

Проведенный опрос стал основанием для определения педагогических условий формирования психоэмоциональной готовности будущих сотрудников ОВД в образовательном процессе. В исследовании педагогические условия мы понимаем, как комплекс специально организованных обстоятельств целенаправленной деятельности субъектов образовательного процесса, ориентированный на взаимодействие; развитие личностных качеств обучающихся, обеспечивающих сохранение позитивной мотивации на партнерство с гражданами в правоохранительной деятельности, реализуемый при изучении широкого спектра учебных дисциплин. Авторы предлагают следующие педагогические условия:

1. Использование полигонной базы образовательной организации для проведения занятий семинарского типа (в том числе практических) по различным учебным дисциплинам. Например, «Профессиональная этика и служебный этикет», «Психология», «Юридическая психология», «Оперативно-розыскная психология», «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД». Могут быть использованы следующие полигоны: «Магазин», «Офис», «Квартира» (поделенная на зоны (кухня, санузел, балкон), «Банк», «Кафе», «Парк» и т.п.

2. Включение в методику преподавания учебных дисциплин активных, интерактивных, имитационных форм и методов обучения с учетом практико-ориентированного подхода для развития субъектной профессиональной позиции обучающихся. Это может быть достигнуто, например, через моделирование ситуаций правоприменительной деятельности. К типичным ситуациям можно отнести следующие: проведение личного приема граждан, личного досмотра, допроса (несовершеннолетнего, потерпевшего, обвиняемого, свидетеля, иностранного гражданина и пр.) с имитацией различных «поведенческих легенд». Это могут быть разнообразные «легенды», исходя из таких условий как пол, возраст, социальное положение, ролей в уголовном преступлении и др. «Поведенческая легенда» субъекта может отличаться агрессивностью, общением на «повышенных тонах», различными поведенческими реакциями, в том числе, внешними проявлениями психических расстройств. Данные ситуации могут быть усложнены использованием звуковых и световых раздражителей, характерных, например, для места происшествия (имитация шума дороги, криков, плача ребенка, звуки стрельбы, лай собаки и т.п.), иметь ограниченность во времени, и недостаток информации для разрешения ситуации, возможно, внесение различных элементов внезапности (гражданин потерял сознание, нападение на «сотрудника» со спины, имеет проблемы с речью и др.), т.е. требует незамедлительного и четкого действия.

Важным элементом в использовании смоделированных ситуаций является рефлексия, т.е. обязательный и тщательный анализ, проговаривание действий участников с указанием на ошибки, на оптимальное поведение в стрессе. Интересными для анализа могут стать видеозаписи «проигранных» ситуаций. Также могут обсуждаться видеосюжеты художественного, новостийного характера сети Интернет, оперативных съемок (несекретного характера), сюжеты информационно-правовых программ. Метод дискуссии позволит отыскать новые подходы к развитию эмоционально-волевых качеств, что будет способствовать повышению психоэмоциональной устойчивости.

3. Обучение способам и приемам эмоциональной саморегуляции сотрудников ОВД.

При моторной саморегуляции задействуется физическая активность как способ разрядки эмоционального напряжения. Особенности приемов самопомощи заключаются в использовании различных форм физической активности: дыхательные практики, самомассаж, аутогенные тренировки, йога, т.е. мышечная релаксация и активизация (водные процедуры, спортивные игры бег, ходьба и пр.).

Человек зачастую бойкотирует собственное сознание в ситуациях эмоционального напряжения, но оно должно превалировать в кризисных для психического состояния личности ситуациях, особенно имеющих отношение к таким понятиям как жизнь и здоровье. Когнитивная регуляции связана с особенностями сформированности внимания и мышления для сдерживания и профилактики психоэмоционального напряжения с использованием таких методов как переключение внимание, абстрагирование от эмоциональной ситуации; трансформация деятельности на то, что эмоционально радует, например, хобби. Интересным представляется анализ значимости правоохранительной ситуации путем использования возможности проработать схему - «если так, тогда...», что выявит позитивные моменты. Хорошо зарекомендовал себя прием «задай себе вопрос», необходимо учесть прогноз развития ситуации, «за и против» тех или иных действий, предвидеть различные разрешения ситуации от негативных последствий до позитивного разрешения проблемы с опорой на оптимальный вариант. Вопросы могут быть различны: «Почему эта ситуация произошла? Что я могу сделать, чтобы ее исправить? Какие риски и последствия меня могут ждать от принятых решений? Какие еще варианты могут быть? А что, если...?» и другие. Именно мыслительная деятельность помогает оформиться субъективной позиции по отношению к ситуации, установки и мотивация к деятельности.

Также имеются методики по преодолению профессионального эмоционального выгорания через приемы регуляции психического состояния посредством другой, противоположной эмоции (техника проговаривания желаемого состояния) [5].

От умения анализировать состояние, понимать свои эмоции поможет сформировать психоэмоциональную готовность. С опорой на различные методы и приемы эмоциональной регуляции, можно выработать те, которые в большей степени «работают» для каждого конкретного сотрудника и в зависимости от сложившейся правоохранительной ситуации.

Выводы. Перечисленные условия могут быть достигнуты с помощью качественных методических разработок

проведения занятий семинарского типа (в том числе практических) с учетом тем, цели и задач, моделирований ситуаций риска, опасности, ответственности, неизвестности, неожиданности, новизны; ситуаций, которые требуют быть самостоятельным и инициативным; увеличения уровня сложности профессиональной задачи путем создания неожиданных ситуаций; недопущения пассивного поведения со стороны сотрудника полиции и отказа его от дальнейшего продолжения деятельности в любых ситуациях, в том числе при неудачах, закрепить поведенческие алгоритмы.

Литература:

1. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 N З-ФЗ (в действ, ред.). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_110165/?ysclid=li5vbmafh5155408459 (дата обращения 27.05.2023). -Текст электронный.

2. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВДРоссии от 26 июня 2020 года № 460 (в действ. ред.). - URL: М1р://сзао.мск.мвд.рф/В1]а grazhdan/Pravovaja ротозЬЬ/документы/приказ-мвд-россии-от-26-июня-2020-года-4

3. Аблуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / O.A. Абдуллина // 2-е изд., перераб и доп. - Москва: Просвещение, 1990. - 141 с.

4. Евсюкова, Н.И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах: монография / Н.И. Евсюкова. - Владимир: ВГГУ, 2009. - 192 с.

5. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: издательство Питер, 2018 - 782 с.

6. Козлов, O.A. Содержание готовности курсантов ВНГ к профессиональной деятельности / O.A. Козлов // Вестник Саратовского областного института развития образования. - № 3 (7). -2016 - С. 96-103

7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. -Москва: Высшая школа, 1990. - 117 с.

8. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - Москва: Просвещение, 1976. - 160 с.

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Актуальность темы исследования, прежде всего, обусловлена как теоретической, так и практической значимостью всего комплекса вопросов относительно воспитания толерантности - процесс, волнующий, как международное сообщество, так и российское сообщество. Многие негативные процессы, такие как, экстремизм, агрессия, расширение конфликтных зон, расширение конфликтных ситуаций связаны с молодежью, для которой в силу возраста характерен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Толерантность не означает положительное отношение к антиобщественному или аморальному поведению. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и непосредственных воспитательных учреждений. Цели настоящей работы заключаются в формировании целостного научного представления, основанного на системном и комплексном общетеоретическом исследовании концептуальных основ формирование толерантного общения между субъектами учебного процесса.

Ключевые слова: информационная среда, образовательная организация, толерантность, воспитание, экстремизм.

Annotation. The relevance of the research topic is primarily due to both the theoretical and practical significance of the whole complex of issues concerning the education of tolerance - a process that concerns both the international community and the Russian community. Many negative processes, such as extremism, aggression, the expansion of conflict zones, the expansion of conflict situations are associated with young people, who, due to their age, are characterized by maximalism, the desire for simple and quick solutions to complex social problems. Tolerance does not mean a positive attitude towards antisocial or immoral behavior. The task of fostering tolerance should permeate the activities of all social institutions and direct educational institutions. The objectives of this work are to form a holistic scientific view based on a systematic and comprehensive general theoretical study of the conceptual foundations of the formation of tolerant communication between the subjects of the educational process.

Key words: information environment, educational organization, tolerance, upbringing, extremism.

Введение. Россия - многокультурная и многоязычная страна, в которой проживают представители различных государств. В связи с чем, такие явления, как экстремизм и терроризм представляют угрозу безопасности граждан, негативно влияют на развитие дружественных отношений, а также могут иметь предпосылки посягательства на разрушение конституционного строя государства. Как показала практика, подрастающее поколение, в большей степени, склонно поддаваться влиянию новых общественных направлений поэтому не является и исключением вовлечение молодых людей в экстремистскую деятельность. В большинстве случаев данная категория граждан не осознает в полной мере сущность экстремистского сообщества, принципы и нормы его существования. Такие понятия, как: взаимопонимание; проявление терпимости к другим социальным группам, поведению, образу жизни, должны быть основными составляющими для идеологического противодействия экстремистской деятельности. В связи с чем, для предотвращения совершения преступлений террористического и экстремистского характера, необходимо создать информационную среду, целью которой станет продвижение уважения прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от языковой, этнической, исторической принадлежности.

Органы государственной власти создают различные проекты и методы, целью которых является взаимодействие представителей государства с социальными объединениями, религиозными группами, а также иными международными организациями и гражданами для противодействия террористической и экстремистской деятельности. В данном случае акцент необходимо сделать на подрастающее поколение. Большая часть молодых людей получала образование и развивалась в условиях углубленных межнациональных противоречий.

Изложение основного материала статьи. На данный момент на территории Российской Федерации, актуальным является вопрос, который имеет отношение к уровню формирования у граждан такого понятия, как - толерантность. Это необходимо для развития толерантных качеств во взаимоотношениях молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.