Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биологический эксперимент / исследовательская деятельность / практикоориентированный проект / цифровое оборудование / естественнонаучная грамотность / biological experiment / research activity / practice-oriented project / digital equipment / natural science literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина Ольга Степановна, Сорока Алла Александровна, Огородникова Виктория Сергеевна

Данное исследование посвящено рассмотрению методики организации и проведения биологических исследований со школьниками в урочное и внеурочное время, в рамках выполнения практикоориентированного проекта [1]. Описано применение современного оборудования для выполнения биологических исследований и формирования в том числе цифровых компетенций у обучающихся. В статье представлены результаты проведённого педагогического исследования, показывающие, что при выполнении биологического эксперимента у обучающихся быстрее и эффективнее происходит формирование компетенций естественнонаучной грамотности, а также повышается интерес к науке и появляется понимание прикладного значения естественнонаучных знаний [2]. Материалы статьи могут быть использованы учителями для организации исследовательской деятельности со школьниками как для формирования исследовательских умений, так и с целью формирования компетенций естественнонаучной грамотности [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишина Ольга Степановна, Сорока Алла Александровна, Огородникова Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This study is devoted to the consideration of the methodology of organizing and conducting biological research with schoolchildren in the regular and after-school hours, as part of the implementation of a practice-oriented project [1]. The use of modern equipment for performing biological research and the formation of digital competencies among students is described. The article presents the results of the conducted pedagogical research, showing that when performing a biological experiment, students develop natural science literacy competencies faster and more efficiently, as well as interest in science increases and an understanding of the applied value of natural science knowledge appears [2]. The materials of the article can be used by teachers to organize research activities with schoolchildren both for the formation of research skills and for the formation of competencies of natural science literacy [3].

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

Литература:

1. Бороненко, Г.Ф. Высшее образование в условиях парадигмального сдвига / Г.Ф. Бороненко // Наука ЮУрГУ. Материалы 67-й научной конференции «Наука ЮУРГУ» Челябинск, 14-17 апреля 2015 года. - Челябинск: ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2015. - С. 1026-1029

2. Громова, В. Фальков объяснил, что придет на замену бакалавриату и магистратуре / В. Громова // РБК. 19 апреля 2023 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/19/04/2023/643fd60b9a79472ecb8ac834 (дата обращения: 05.06.2023)

3. Демакова, И.Д. Воспитательная деятельность педагога в условиях парадигмального сдвига: методологический аспект / И.Д. Демакова // Образование и саморазвитие. - 2013. - № 4 (38). - С. 22-30

4. Дрягалова, Б.А. Информационные образовательные инфраструктуры в контексте эволюции парадигмальных основ психолого-педагогических знаний / Б.А. Дрягалова, М.Г. Квасова // Мир психологии. - 2010. - № 3. - С. 141-148

5. Каланчина, H.H. Личность в образовании: история и современность / H.H. Каланчина. - Барнаул: Аз Бука, 2005.- 134 с.

6. Корнетов, Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса / Г.Б. Корнетов. - М.: ИТПИМИО, 1994.-265 с.

7. Кун, Т. Структура научных революций: [пер. с англ.] / Т. Кун; [сост. В. Ю. Кузнецов]. - М.: ACT, 2003. - 608 с.

8. Наливайко, Н.В. Образовательное взаимодействие как объект философского анализа / Н.В. Наливайко, С.И. Черных //Философия образования,- 2012. -№ 1 (40).-С. 186-191

9. Наливайко, Н.В. Инновационное образование в России: внедрение или изучение зарубежного опыта? / Н.В. Наливайко, В.В. Петров // Философия образования. -2011. - № 2 (35). - С. 62-70.

10. Селиванова, Н.Л. Теория и практика воспитания: проблемы и перспективы / Н.Л. Селиванова // Философия образования. -2011. -№ 5 (38). - С. 51-57

11. Тарасова, И.Б. Проблемы методологии управления отечественной системой образования / И.Б. Тарасова // Приволжский научный журнал. - 2009. - № 1.- С 239-243

12. Филиппова, Л.В. Соотношение инноваций и традиций в системе современного образования / Л.В. Филиппова, И.В. Волкова, Б.А. Дрягалова // Приволжский научный журнал. - 2012. - № 4 (24). - С. 237-241

13. Штомпка, П. Социология социальных изменений [Электронный ресурс] / П. Штомпка. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 828 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мишина Ольга Степановна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант 1 курса биолого-химического факультета Сорока Алла Александровна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студентка Огородникова Виктория Сергеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ

СОВРЕМЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено рассмотрению методики организации и проведения биологических исследований со школьниками в урочное и внеурочное время, в рамках выполнения практикоориентированного проекта [1]. Описано применение современного оборудования для выполнения биологических исследований и формирования в том числе цифровых компетенций у обучающихся. В статье представлены результаты проведённого педагогического исследования, показывающие, что при выполнении биологического эксперимента у обучающихся быстрее и эффективнее происходит формирование компетенций естественнонаучной грамотности, а также повышается интерес к науке и появляется понимание прикладного значения естественнонаучных знаний [2]. Материалы статьи могут быть использованы учителями для организации исследовательской деятельности со школьниками как для формирования исследовательских умений, так и с целью формирования компетенций естественнонаучной грамотности [3].

Ключевые слова: биологический эксперимент, исследовательская деятельность, практикоориентированный проект, цифровое оборудование, естественнонаучная грамотность.

Annotation. This study is devoted to the consideration of the methodology of organizing and conducting biological research with schoolchildren in the regular and after-school hours, as part of the implementation of a practice-oriented project [1]. The use of modern equipment for performing biological research and the formation of digital competencies among students is described. The article presents the results of the conducted pedagogical research, showing that when performing a biological experiment, students develop natural science literacy competencies faster and more efficiently, as well as interest in science increases and an understanding of the applied value of natural science knowledge appears [2]. The materials of the article can be used by teachers to organize research activities with schoolchildren both for the formation of research skills and for the formation of competencies of natural science literacy [3].

Key words: biological experiment, research activity, practice-oriented project, digital equipment, natural science literacy.

Введение. Главная характеристика нашей современности - скорость происходящих изменений [4]. Наука и технологии снова становятся факторами, определяющими экономическое развитие и изменение самой модели экономики практически во всех отраслях [3]. Научить новое поколение жить в быстро меняющемся мире - это в первую очередь адаптировать образование и все формы обучения к возрастающей скорости и сложного нового технологического облика мира. В основе предложенного методического материала заложен принцип организации исследовательской деятельности, при выполнении практикоориентированного проекта с использованием современного цифрового оборудования [5]. Работая над проектом, проводя исследования, ребята не только понимают прикладное значение научного знания, но и приобретают умения объяснять с научной точки зрения явления окружающего мира, интерпретировать данные, полученные с помощью

цифрового оборудования, формулировать выводы на основе полученных данных. Данные умения характеризуют компетенции естественнонаучно грамотного человека.

Цель исследования: установить эффективность использования проектной деятельности для формирования компетенций естественнонаучной грамотности у обучающихся.

Объект исследования: проектная деятельность, как инструмент формирования компетенций естественнонаучной грамотности.

Предмет исследования: естественнонаучные компетенции обучающихся.

Задачи исследования:

- разработать и реализовать исследовательский практикоориентированный проект, включающий выполнение заданий с постановкой биологического эксперимента обучающимися;

- провести педагогический эксперимент для оценки эффективности проектной деятельности, в формировании компетенций естественнонаучной грамотности у обучающихся, при выполнении практикоориентированного исследовательского проекта.

Методы исследования: биологический эксперимент, педагогический эксперимент.

В ходе исследования были проанализированы результаты двух тестирований (входной и итоговый) по оценке естественнонаучной грамотности. В тестировании приняли участие обучающиеся 9 класса (28 человек).

По результатам входного тестирования у большинства обучающихся были выявлены следующие затруднения:

• находить необходимое научное явление, чтобы дальше решать задание;

• правильно формулировать собственные идеи и ставить гипотезы;

• использовать предметные знания для решения поставленных задач.

На основании проведенного анализа мы предположили, что проектная деятельность поможет решить данные затруднения обучающихся, т.к. работая над проектом можно сформировать все 3 компетенции естественнонаучной грамотности.

Ребятам было предложено поучаствовать в реализации практикоориентированного исследовательского проекта.

Рассмотрим жизненный цикл проекта. Сначала формируется команда проекта.

Для того чтобы создать проект нужна идея, замысел. Для успешной реализации в начале проекта нам нужно задать 3 ключевых вопроса. Кому нужен этот проект? Какая у него целевая аудитория? Какой продукт мы можем получить в результате этого проекта? Кому и зачем нужен этот продукт, чем он будет полезен.

Начинаем генерить тему проекта, на основе проблемы, которую каждый для себя готов решить.

Для формирования команды проекта, обучающимся необходимо было выписать 3 проблемы, которые они готовы решить.

С помощью постановки проблемы обучающиеся определяют и предлагают наиболее интересные и важные проблемы на их взгляд. Это можно сделать с помощью мозгового штурма, генерации идей.

Проблема, отражающая нужду в чем-то, дискомфорт, дефицит.

Обучающиеся выбирают из всех предложенных проблем те, которые они готовы решать. Для организации этого этапа мы используем платформу Padlet. Это онлайн - доска. По Qr-коду или гиперссылке обучающиеся переходят на этот сайт. Они выкладывают предложенные варианты проблем, которые они хотели бы решить. Там же осуществляется оценивание всех предложенных вариантов ребят. Таким образом, в результате голосования, выбирается 3 проблемы, над которыми ребята готовы работать в проекте. С помощью этого сформировались 3 проектные группы.

На основе рейтинга была выбрана одна из 3-х проблем, над которой работала одна команда обучающихся. Проблема косалась ограниченных возможностей выращивания растений в плодородной почве круглый год в Подмосковье (неплодородные почвы, мало тепла и света в нашей Нечерноземной зоне Подмосковья). Дали название проекту «Витамины круглый год!», потом поменяли на «Технология эффективного выращивания растений методом гидропоники». Была поставлена цель, разработать эффективную технологию выращивания растений гидропонным методом.

Первым этапом работы было проведено анкетирование с целью подтверждения актуальности выбранной темы и определения целевой аудитории.

Онлайн опрос проводили с помощью анкеты Microsoft формы. Опрос содержал 10 вопросов. В опросе приняли участие 53 респондента, разных возрастов (от 14 до 53 лет).

Результаты опроса подтвердили актуальность выбранной темы и заинтересованность респондентов в продукте проекта.

Важным этапом является распределение задач между участниками проекта. Для этого используем онлайн ресурс Трелло. Там вносим имена участников проектной группы и распределяем обязанности и сроки выполнения. Можно заходить и следить какой участник уже выполнил свою задачу.

Изложение основного материала статьи. Для разработки эффективной технологии выращивания были выбраны следующие условия:

Применялся препарат Флоравит, который представляет из себя продукт жизнедеятельности гриба Фузариум, который по заявкам производителя обладает ростостимулирующим действием. Также в качестве субстрата для гидропонного способа выращивания растений была выбрана льняная костра (отходы льнапроизводства). Мы вывели гипотезу: будут ли данные условия стимулировать быстрый рост и развитие растения?

На следующем этапе работы был поставлен лабораторный опыт по установлению оптимальной концентрации препарата Флоравит. Устанавливали энергию прорастания и всхожесть семян салата.

Следующим этапом был проведён вегетационный опыт в фитотроне и гидропонной установке. Данное оборудование имеет программируемую систему настраивания параметров. Что позволяет контролировать полив, температуру и освещение. Разница в том, что в гидропонной установке ребята моделировали субстрат доя выращивания растений без почвы и сами наводили питательный раствор для выращивания. В фитотроне использовали готовый универсальный грунт для выращивания.

В течение опыта команда проекта исходя из распределённых задач, проводила наблюдения за растениями, вели подсчёты, сравнивали растения, выращенные в разных условиях. Результаты фиксировали в дневнике наблюдений, обменивались информацией в чате телеграмм.

Выводы: в результате проведённых лабораторных и вегетационных опытов было установлено стимулирующее воздействие фиторегулятора Флоравит на развитие проростков и корневых систем у обработанных семян, а также интенсивное развитие вегетативных органов при выращивании гидропонным методом, по сравнению с традиционным (почвенным), возможно, этому способствует использование в качестве субстрата для гидропоники льняной костры, которая, являясь хорошим ионообменником, способствует лучшему усвоению питательных веществ. В фитотроне, в конечном итоге, тоже был получен хороший урожай, но сроки вегетации были более длинными. Скорость роста в гидропонной установке была в полтора раза выше. Что в условиях промышленного производства будет выгоднее с экономической т.ч.

Таким образом, была подтверждена гипотеза проекта и достигнута поставленная цель по разработке эффективной технологии выращивания салата гидропонным способом.

В результате работы команда проекта сделала памятку в виде инфографики и распространила её среди участников опроса.

После проведения биологического эксперимента, в рамках практикоориентированного проекта, был организован повторный мониторинг компетенций ЕНГ в рамках педагогического исследования, при помощи «Открытого банка заданий для оценки ЕНГ» на официальном сайте ФГБНУ «Федерального института педагогических измерений».

В нем приняли участие 28 обучающихся 9 класса, из которых 22 ученика на протяжении проведения биологического эксперимента решали задания с «Открытого банка заданий для оценки ЕНГ», у них уроки проводились традиционным методом. А 6 обучающихся выполняли практикоориентированный проект с биологическим экспериментом и также решали эти задания.

Сравнивая показатели уровня компетенций естественнонаучной грамотности входного и итогового тестирования, отмечали: у обучающихся (22 ученика), которые решали задания по естественнонаучной грамотности на уроках, незначительно улучшились результаты.

6 учеников, которые так же решали задания, но при этом еще участвовали в реализации практикоориентированного проекта, были получены более высокие результаты в заданиях мониторинга.

Было установлено, что при выполнении биологического эксперимента у обучающихся быстрее и эффективнее происходит формирование естественнонаучных компетенций, т. к. результаты учеников значительно улучшились в повторном мониторинге с 457 до 476 баллов.

Таким образом, работая над проектом, выполняя биологические исследования, ребята смогли рассматривать задания по естественнонаучной грамотности с практической точки зрения, у них перестали вызывать затруднения задания по научному объяснению явлений, они стали лучше понимать особенности естественно-научных исследований и научились быстро и легко анализировать данные и делать соответствующие выводы.

Выводы:

1. На основе выявленных дефицитов разработан практикоориентированный исследовательский проект, включающий постановку биологического эксперимента, направленного на формирование компетенций естественнонаучной грамотности.

2. Установлено, что при выполнении биологического эксперимента в рамках практикоориентированного проекта, у обучающихся быстрее и эффективнее происходит формирование компетенций естественнонаучной грамотности.

Таким образом, выполнение обучающимися исследований, в процессе реализации практикоориентированного проекта, может способствовать формированию понимания прикладного значения научных знаний в решении жизненных вопросов, формируются компетенции естественнонаучной грамотности. У ребят вырабатываются наблюдательность, сознательное отношение к труду, прививается любовь к природе, интерес к биологии, а также возникает инициатива в исследовании. Выработка этих качеств является задачей работы над практикоориентированным проектом.

Литература:

1. Заграничная, H.A. Научный метод познания в школьном естественно-научном образовании / H.A. Заграничная, Л.А. Паршутина, А.Ю. Пентин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №1. - С. 6-27

2. Суматохин, C.B. Естественно-научная грамотность как цель развития школьного биологического образования / C.B. Суматохин // Биология в школе. - 2019. - №1. - С. 15-22

3. Мишина, О.С. Естественно-научная грамотность как аксиологический ориентир современного школьного биологического образования / О.С. Мишина, Р.Г. Иванов, O.A. Завальцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 119-122

4. Мишина, О.С. Организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников по биологии с применением современного оборудования / О.С. Мишина, A.C. Сорока // Экология и экологическое образование в современном мире: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (г. Орехово-Зуево, 29 ноября 2022 г.) / под ред. О.В. Хотулёвой, O.A. Завальцевой, Ю.А. Ющенко. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2023. - С. 97-101

5. Мишина, О.С. Организация и проведение биологического эксперимента в школе / О.С. Мишина, O.A. Завальцева, К.Э. Николаевна // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 78. - Ч. 4. - С. 106-107

Педагогика

УДК 37.025.3

кандидат педагогических наук Мусина Наталья Ивановна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Федосеева Ольга Игоревна Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нижний Новгород); Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени H.H. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Целью статьи является анализ проблемы формирования психоэмоциональной готовности будущих сотрудников органов внутренних дел. Понятие «психоэмоциональная готовность» авторами понимается как интегративное качество личности, ориентирующее на знания, умения и навыки психической деятельности личности; способность управлять психоэмоциональным состоянием в конфликтных правоохранительных ситуациях. Актуальность статьи продиктована повышенными требованиями со стороны государства и общества к деятельности органов внутренних дел, личным деловым и моральным качествам сотрудников различных служб и подразделений. Профессиональная деятельность полиции имеет ярко выраженную социальную направленность, центральное место в которой занимает процесс взаимодействия с различными категориями граждан. Зачастую правоприменительная ситуация может приобрести эмоциональный окрашенный характер (имеются многочисленные примеры необоснованной агрессии, несдержанности, хамства сотрудников в отношении граждан), что приводит к жалобам на неправомерное поведение правоохранителей и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.