Педагогика
УДК 378.2
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мишина Ольга Степановна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант 2 курса биолого-химического факультета Бозарова Дилноза Каримжоновна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант 2 курса биолого-химического факультета Бозарова Шахноза Каримжоновна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРАКТИКУМ В ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В работе представлены результаты исследования методических компетенций учителей Московской области и Республики Карелия в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся. В статье обобщаются основные дефициты методических компетенций учителей. На основе обобщения практического опыта преподавания авторами предложены методические разработки, основанные на естественно-научном практикуме и направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся по биологии в школе. В статье уделяется внимание разработке системы заданий по биологии, а также постановке и проведению биологического эксперимента школьниками, в рамках решения проблемы кейса. Отмечается необходимость в методической поддержке учителей естественно-научных предметов, в виде разработки методического инструментария, направленного на формирования компетенций естественнонаучной грамотности. В основе предложенного методического материала заложен принцип организации коллективной учебно-познавательной деятельности, при выполнении практикоориентированных кейсов.
Ключевые слова: функциональная грамотность, естественно-научный практикум, методические компетенции учителей, естественнонаучная грамотность, биологический эксперимент, мониторинг, практикоориентированные задачи, научное объяснение явлений, понимание основных особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Annotation. The paper presents the results of a study of the methodological competencies of teachers of the Moscow region and the Republic of Karelia in the context of the formation of functional literacy of students. The article summarizes the main deficits of teachers' methodological competencies. Based on the generalization of practical teaching experience, the authors propose methodological developments based on a natural science workshop and aimed at the formation of functional literacy of biology students at school. The article focuses on the development of a system of tasks in biology, as well as the formulation and conduct of a biological experiment by schoolchildren, as part of solving the case problem. There is a need for methodological support for teachers of natural science subjects, in the form of the development of methodological tools aimed at the formation of competencies of natural science literacy. The article focuses on the training of future biology teachers. It is noted that, first of all, students need to form these competencies in the subjects of the professional block, as well as in methodological disciplines for their further teaching at school.
The proposed methodological material is based on the principle of organizing collective educational and cognitive activity, when performing practice-oriented cases.
Key words: functional literacy, natural science workshop, methodological competencies of teachers, natural science literacy, biological experiment, monitoring, practice-oriented tasks, scientific explanation of phenomena, understanding of the main features of natural science research, interpretation of data and use of scientific evidence to draw conclusions.
Введение. Исследование уровня функциональной грамотности, проведенное Министерством образования Московской области, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», а также АО «Академия Просвещения» в 2020 году показало, что достижения обучающихся в международном сопоставительном исследовании качества образования напрямую зависят от квалификационного уровня учителя [5]. Влияние квалификационных характеристик учителей на образовательный процесс неоспоримо. На основании опроса директоров образовательных организаций в мониторинге, инициированном Министерством образования Московской области, приняло участие 54% учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, 27% среднюю, а 19% не имеют квалификации вовсе [5]. В таблице 1 представлены основные достижения обучающихся в мониторинге и их взаимосвязь с уровнем методических, предметных и метапредметных компетенций учителей.
Таблица 1
Зависимость между уровнем функциональной грамотности и уровнем квалификационной категории
обучающихся
№ п/п Вид грамотности Низкая доля педагогов с высшей квалификацией Высокая доля педагогов с высшей квалификацией
1 Естественно-научная 457 467
2 Математическая 461 474
3 Читательская 459 463
Процент увеличения уровня естественно-научной грамотности у обучающихся, имеющих высокую долю учителей с высшей квалификацией в сравнении с низкой долей составляет 2,2%, по математической грамотности - 2,9%, по читательской грамотности - 0,87%.
Естественно-научная грамотность обучающихся как в Московской области, так и в Российской Федерации в целом находится на низком уровне по сравнению с другими видами грамотностей.
В работе обозначены основные методические, предметные, метапредметные трудности учителей, а также дан сравнительный анализ профессиональных дефицитов педагогов Московской области и Республики Карелия при организации работы по формированию функциональной грамотности у обучающихся. Методические трудности педагогов негативно влияют на уровень достижений обучающихся, совершенствование традиционных подходов к организации
образовательной деятельности позволит углубить процесс передачи знаний и компенсировать методические дефициты учителей-практиков.
На основании проблемы исследования, целью работы является разработка методического инструментария, основанного на естественно-научном практикуме, который направлен на формирование функциональной грамотности в целом.
Изложение основного материала статьи. Естественно-научная грамотность выступает главной целью школьного биологического образования [4]. С мнением С.В. Суматохина трудно не согласиться, и, действительно, в условиях кардинальных изменений целей и результатов обучения данный тезис приобретает несколько иной смысл. В первую очередь, мы это связываем с тем, что традиционные методы обучения, в той форме, в которой они применяются в школе, не всегда позволяют добиться результатов обучения, заложенных во ФГОС ООО.
Модернизация процесса преподавания предметов естественно-научного цикла идет в сторону применения активных методов обучения, обеспечивающих более глубокое проникновение в суть изучаемых вопросов, позволяющих понять обучающимся как знания, полученные в ходе урока, применять в повседневной жизни [2, 3]. Одним из основополагающих методов изучения биологии является научный метод познания, в основе которого лежит такая организация процесса получения знаний, которая позволяла бы понимать законы развития природы и общества.
Организация обучения предметам естественно-научного цикла в школе на основе метода научного познания, позволит учителю реализовать исследовательский метод обучения [2]. В свою очередь исследовательский метод обучения основывается на системе естественно-научных практикумов. Естественно-научный практикум - это система учебных занятий, имеющих целью практическое освоение естественно-научных знаний и способов действий, т.е. естественнонаучный практикум, в основе которого лежит научный метод познания позволяет формировать функциональную грамотность [2, 3].
Естественно-научная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Низкие результаты сформированности компетенций естественнонаучной грамотности у обучающихся по результатам внутреннего мониторинга, по нашему мнению, связано с ограниченным количеством практико-ориентированных и компетентностных заданий, которые представлены в разных линиях УМК по биологии и иным предметам естественнонаучного цикла. Решение обозначенной выше проблемы кроется в построении практико-ориентированного образовательного процесса, направленного на формирование необходимых компетенций обучающихся [6]. Таким образом, естественно-научный практикум обеспечит приобретение обучающимся знаний, которые бы он применял в течение жизни [7].
Решение проблемы заключается в применении учителем современных образовательных технологий, методика использования которых представлена ниже [8].
Естественно-научный практикум, основанный на использовании современных образовательных технологий, требует качественно новых исследовательских экспериментальных и контекстных заданий. Исследовательские экспериментальные задания могут проводиться с использованием современного оборудования, а контекстные задания формироваться на основе кейса, прохождение этапов которого позволяет обучающемуся понять тему на практике и получить необходимые навыки работы с оборудованием [1], (схема 1).
Схема 1
Технология естественно-научного практикума
Организация и методы исследования. Исследование проводилось в формате анкетирования в 2020-2021 уч. гг., в Московской области и Республике Карелия. Анкетирование проходило в электронном формате, анкета располагалась на платформе Microsoft Forms. В общей сложности в анкетировании приняло участие 2000 респондентов, стаж работы которых не превышал 3-х лет. На основании ответов респондентов сформулированы проблемные зоны, решение которых представлены в методических наработках по организации естественно-научного практикума.
Методические разработки представляют собой готовый образовательный маршрут обучающихся, направленный на формирование функциональной грамотности в целом, которые строились на основе имеющегося опыта. Основой построения естественно-научного практикума послужил УМК «Линия жизни» В.В. Пасечник 5-6 классы и накопленный опыт учителей-практиков, преподающих в образовательных организациях соответствующего уровня биологию. Естественно-научный практикум строился на основе главы 3 «Жизнедеятельность организмов», которая включает в себя 10 уроков по разным темам: Обмен веществ - главный признак жизни; Почвенное питание растений; Удобрения; Фотосинтез; Питание бактерий и грибов; Гетеротрофное питание; Дыхание растений и животных; Передвижение веществ у растений; Передвижение веществ у животных; Выделение у растений и животных.
Методические разработки строились на основе теоретических изысканий в данной области: анализе и синтезе, обобщения и систематизации существующих практик преподавания биологии в школе.
Результаты исследования. От Московской области в исследовании приняло участие 1112 молодых специалистов. Анкетирование молодых педагогов показало, что около 59,89% респондентов от Московской области имеют представление лишь о некоторых приёмах и технологиях по формированию читательской, математической и естественно-научной грамотности, также они считают, что знаний недостаточно для проведения эффективной работы (табл. 3).
Таблица 3
Результаты анкетирования молодых специалистов Московской области
№ п/п Вариант ответа анкеты Количество ответов, чел. Количество ответов,%
1 Да, я очень хорошо понимаю, как организовывать работу по формированию читательской, математической и естественно-научной грамотности, владею необходимым набором приёмов, способов, технологий. Могу делиться опытом. 422 37,94
2 Имею представление лишь о некоторых приёмах, способах и технологиях по формированию читательской, математической и естественно-научной грамотности, но этого недостаточно для моей эффективной работы. 666 59,89
3 Вообще не понимаю, как осуществлять работу по формированию функциональной грамотности обучающихся. 24 2,2
От Республики Карелия в анкетировании приняло участие 888 чел., в целом результаты проведенного исследования в Республике соотносятся с показателями Московской области. От Московской области в анкетировании приняло участие респондентов на 25,23% больше, чем от Республики Карелия (табл. 4).
Таблица 4
Результаты анкетирования респондентов от Московской области (МО) и Республики Карелия (РК)
№ п/п Вариант ответа анкеты Количество ответов, чел. Количество ответов,%
МО РК МО РК
1 Да, я очень хорошо понимаю, как организовывать работу по формированию читательской, математической и естественнонаучной грамотности, владею необходимым набором приёмов, способов, технологий. Могу делиться опытом. 422 392 37,94 44,14
2 Имею представление лишь о некоторых приёмах, способах и технологиях по формированию читательской, математической и естественно-научной грамотности, но этого недостаточно для моей эффективной работы. 666 459 59,89 51,69
3 Вообще не понимаю, как осуществлять работу по формированию функциональной грамотности обучающихся. 24 37 2,2 4,17
В целом выборка респондентов и результаты проведенного анкетирования репрезентативны, и мы можем говорить о том, что молодые педагоги имеют представление лишь о некоторых способах, технологиях и методах работы по формированию функциональной грамотности обучающихся при обучении разным предметам.
Приведем в пример тот факт, что абсолютное большинство опрошенных двух субъектов Российской Федерации отметили, что содержание и методический аппарат учебников не позволяет вести эффективную работу по формированию функциональной грамотности, т.е. учебники практически не содержат заданий практико-ориентированного и др. характеров (66%).
Таким образом, при разрешении проблемы исследования нами выявлено противоречие между требованием стандарта (ФГОС ООО), отсутствием методической готовности педагогов к осуществлению работы по формированию функциональной грамотности, а также отсутствием в учебниках по предметам необходимого набора практико-ориентированных проблемных заданий. Разрешение данного противоречия заключается в обеспечении учебного процесса готовым методическим инструментарием и его эффективного использования в урочной и внеурочной деятельности, а также формирование умения учителей разрабатывать практико-ориентированные задания в формате естественно-научного практикума.
Опишем естественно-научный практикум на тему: «Жизнедеятельность организмов» на основе УМК «Линия жизни» В.В. Пасечника. Основным аспектом естественно-научного практикума выступает разрешение проблемной ситуации, в сюжет которой включены основные понятия 10 уроков темы главы 3 «Жизнедеятельность организмов» (табл. 5).
Таблица 5
Естественно-научный практикум по теме «Жизнедеятельность организмов»
№ п/п Тема урока Выполнение лабораторной работы Разрешение части проблемной ситуации Результат (усвоение основных понятий)
Проблемная ситуация практикума. В начале мая месяца 2020 года семья пятиклассника Вани Фёдорова, состоящая из 5 человек, приехала на дачу. После зимы необходимо подготовить землю к посадке, благоустроить садовый участок, отремонтировать дом и ульи. Ваня активно помогал папе в ремонте дома и пасики. В это время мама с братом окрашивали молодые саженцы деревьев и производили весеннюю опиловку погибших сучьев и веток после зимы. Дедушка Пётр копал землю, а бабушка вносила удобрения и поливала растения в теплице. Вернувшись на летние каникулы на дачу, Ваня Федоров заметил, что после ремонта пасики у пчёл появился мед, а после опиловки кроны деревьев на них появились новые веточки и побеги. У Вани в деревне было много друзей, после посещения друга Вани Саши, Ваня заметил, что у него не такой благоустроенный участок, редис и картошка растут медленно, а груши и яблони вовсе не плодоносят, дом покосился. По всем сторонам участок окружён клёнами, которые создают тень. При наступлении осени Ваня вместе с семьей собрали богатый урожай картофеля, моркови, свеклы, помидор, перца. Также Ваня ходил вместе с папой собирать мед и обратил внимание на форму сот, а у друга Саши урожая не было совсем. Тогда Ваня спросил у родителей, почему у нас есть урожай, а у соседского друга урожая нет. Родители рассказали мальчику много интересного давайте вместе узнаем, в чем же секрет высокого урожая на даче у Вани?
1 Обмен веществ -главный признак жизни. 1. Проращивание семени фасоли двумя способами: 1.1. С использованием влажного субстрата; 1.2. С использованием сухого субстрата. Описание проблемной ситуации в целом. Понимание откуда организмы получают питательные вещества, необходимые для обмена веществ.
2 Почвенное питание растений. Лабораторная работа: «Поглощение воды растением». У комнатного растения срезают стебель на высоте 10 см., и на пенёк надевают короткую резиновую трубку. Если почву полить теплой водой, то вода начинает подниматься по трубке и выткать из неё. Данный опыт доказывает то, что растения поглощают воду из почву с веществами, необходимыми для обмена веществ. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений.
3 Удобрения. Лабораторная работа: «Определение всхожести семян гороха». 1. 10 семян гороха проращивают без использования удобрений; 2. 10 семян гороха проращивают с использованием удобрений. Обучающиеся определяют лабораторную всхожесть семян. Доказательство того, что при внесении удобрений в почву скорость роста и качество урожая у растений возрастает. Удобрения: минеральные, органические.
4 Фотосинтез. Лабораторная работа «Фотосинтез» В большую стеклянную банку поставим растение. Затем банку заполним углекислым газом. Докажем присутствие углекислого газа в банке - тлеющей лучинкой. Поставим растение на свет, через некоторое время снова опустим лучику. Лучинка горит. Доказательство того, что на свету, а не в тени происходит процесс фотосинтеза. Фотосинтез. Хлорофилл. Хлоропласты. Органические вещества. Космическая роль растений.
5 Питание бактерий и грибов. Выращивание плесени на питательном субстрате. Описание и зарисовка плесени под микроскопом (бинакуляром). Доказательство того, что обработка дома фунгицидами помогает избежать гнилостных процессов и разрушение зданий. Обработка деревьев от заражений фитопатогенами.. Сапрофиты. Паразиты.
6 Гетеротрофное питание. Определение организмов, относящихся к гетеротрофному или автотрофному типу питания. Доказательство того, что растения - автотрофы, животные -гетеротрофы. Гетеротрофное питание. Пищеварение. Животные: растительноядные, плотоядные, всеядные. Хищные растения.
7 Дыхание растений и животных. Лабораторная работа: «Определение процесса дыхания растением». В пробирку поместить проросшие семена гороха, закрыть плотной пробкой с воздухоотводной трубкой. На расстоянии 10 см. от конца трубки нанести вазелиновое масло и отметить начальную точку нанесения. Затем отслеживать движение капельки масла. Доказательство того, что растения дышат. Дыхание. Жабры. Трахеи. Лёгкие. Устьица. Чечевички.
8 Передвижение веществ в растениях. Лабораторный опыт «Передвижение веществ в растении» Комнатное растение поливают концентрированным раствором красителя, затем наблюдают за изменениями внешнего вида растения. Доказательство передвижения веществ в клетка растений. Проводящие ткани. Сосуды. Ситовидные трубки.
Выводы. Таким образом, проведение экспериментов обучающимися доказывает то, что естественно-научные знания могут применять в повседневной жизни. Естественно-научный практикум, основанный на решении обучающимися практико-ориентированных заданий, обеспечивает формирование исследовательских навыков обучающихся и формирует мотивацию к изучению предмета.
Литература:
1. Бекшаев, И.А. Кейс-метод: составление и использование заданий в учебном процессе / И.А. Бекшаев, Т.В. Дьячкова, Р.Г. Иванов // Биология в школе. - 2020. - № 2. - С. 31-42.
2. Заграничная, Н.А. Научный метод познания в школьном естественно-научном образовании / Н.А. Заграничная, Л.А. Паршутина, А.Ю. Пентин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №1. - С. 6-27.
3. Заграничная, Н.А. Естественно-научный практикум как часть системы школьного естественно-научного образования / Н.А. Заграничная, Л.А. Паршутина, А.Ю. Пентин // Школьные технологии. - 2019. - №4. - С. 86-94
4. Суматохин, С.В. Естественно-научная грамотность как цель развития школьного биологического образования / С.В. Суматохин // Биология в школе. - 2019. - №1. - С. 15-22.
5. Сайт Министерства образования Московской области: сайт. - Московская область, 2021. - URL: Информационный отчёт о результатах мониторинга уровня функциональной грамотности обучающихся 8-х классов образовательных организаций Московской области (12-19.10.2020) (mosreg.ru)/ (дата обращения: 30.10.2021). - Режим доступа: https://clck.ru/YXW5k
6. Мишина, О.С. Естественно-научная грамотность как аксиологический ориентир современного школьного биологического образования / О.С. Мишина, Р.Г. Иванов, О.А. Завальцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 119-122.
7. Мишина, О.С. Методический инструментарий для формирования естественно-научной грамотности у школьников / О.С. Мишина, О.А. Завальцева, Р.Г. Иванов // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-3. -С. 84-91.
8. Мишина, О.С. Формирование естественно-научной грамотности у обучающихся по биологии в школе при реализации инклюзивного подхода / О.С. Мишина, Р.Г. Иванов, О.А. Завальцева // Инклюзивное образование: теория и практика: материалы VI Международной науч.-практ. конф., / под общ. ред. И.А. Ахметшиной. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021. - С. 267-272.
Педагогика
УДК 37.026
преподаватель кафедры русского языка и культуры речи Мокрищева Вероника Сергеевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ
СЛУШАТЕЛЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. В данной статье предпринята попытка определить степень влияния эмоционального интеллекта преподавателя РКИ на академические достижения китайских слушателей в процессе обучения. Методическую базу исследования составил метод анализа теоретического материала. Для достижения поставленной цели были определены три задачи исследования. В рамках решения первой задачи была исследована сущность эмоционального интеллекта, связь эмоционального интеллекта преподавателя РКИ с успешностью образовательного процесса при работе с иностранными студентами. Во рамках второй задачи были проанализирована специфика китайского менталитета и проистекающие из неё особенности установления психологического комфорта на уроках РКИ в китайской аудитории. Были также определены ключевые трудности установления психологического комфорта, характерные китайской аудитории. В ходе исследования было выявлено, что существует положительная корреляция между эмоциональным интеллектом преподавателя РКИ и эмоциональным интеллектом студентов, которая в свою очередь оказывает определенное воздействие на успех академических результатов студентов. В рамках третьей задачи были разработаны рекомендации по повышению эмоционального интеллекта преподавателя РКИ и преодолению характерных при работе с китайскими слушателями трудностей по установлению психологического комфорта. Научная новизна данного исследования состоит в том, что на сегодняшний день в научном сообществе не существует всеобъемлющего понимания работы механизма эмоционального интеллекта, тем более применительно к обучению РКИ китайских слушателей на подготовительном факультете. Данное исследование пополнит теоретическую базу своими выводами по предмету связи эмоционального интеллекта и образовательного процесса. В результате были даны рекомендации преподавателю РКИ по созданию конкретных педагогических условий, способствующих повышению качества образовательного процесса в китайской аудитории.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность преподавателя, китайские студенты, психологический комфорт, РКИ.