Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству'

Педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES AT STUDENTS / СТУДЕНТЫ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / FUTURE TEACHERS / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / PROCESS OF LEARNING / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / DECORATIVE AND APPLIED ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофименко Алена Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы создания педагогических условий, необходимых для формирования профессиональных компетенций студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Некоторыми из этих условий являются: научно-методическое обеспечение учебного процесса; практико-ориентированное обучение; участие студентов в выставках, конкурсах, конференциях, фестивалях и других мероприятиях, посвященных декоративно-прикладному искусству и народным промыслам; компьютеризация и информатизация учебного процесса; повышение квалификации и активизация научно-исследовательской деятельности преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофименко Алена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES AT STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS

The article considers the issues of creation of pedagogical conditions necessary for formation of professional competences at students in the learning process of Decorative and Applied Arts. Some of these conditions are scientific and methodical support of educational process, practice-based learning, participation of students in exhibitions, competitions and conferences, festivals and other various events dedicated to decorative arts and crafts, computerization and informatization of educational process, professional development and research activities of teachers.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству»

УДК 745/749.071.5

А. С. Трофименко

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, г. Ялта, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы создания педагогических условий, необходимых для формирования профессиональных компетенций студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Некоторыми из этих условий являются: научно-методическое обеспечение учебного процесса; практико-ориентированное обучение; участие студентов в выставках, конкурсах, конференциях, фестивалях и других мероприятиях, посвященных декоративно-прикладному искусству и народным промыслам; компьютеризация и информатизация учебного процесса; повышение квалификации и активизация научно-исследовательской деятельности преподавателей.

Ключевые слова: педагогические условия, формирование профессиональных компетенций, студенты, будущие учителя, процесс обучения, декоративно-прикладное искусство.

Актуальность исследуемой проблемы. Переориентация отечественного образования на европейские стандарты предусматривает подготовку компетентного специалиста, способного практически действовать, применять индивидуальные техники и опыт успешных действий в ситуациях профессиональной деятельности и социальной практики. В настоящее время актуальной и перспективной потребностью общества и государства становится подготовка развитой личности, способной к профессиональной адаптации, самообразованию и самосовершенствованию. Повышается спрос на творческую, квалифицированную, конкурентоспособную личность. Именно поэтому актуализируются исследования проблемы определения педагогических условий формирования компетенций студента в процессе обучения декоративно -прикладному искусству.

Цель работы - определить и охарактеризовать педагогические условия, способствующие формированию профессиональных компетенций студента в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.

Материал и методика исследований. Материалами исследования послужили работы, в которых раскрываются педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искус-

© Трофименко А. С., 2016

Трофименко Алена Сергеевна - аспирант кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Гуманитарно-педагогической академии (филиала) Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, г. Ялта, Россия; e-mail: alenka.lel9i2010@yandex.ua

Статья поступила в редакцию 11.11.2015

ству. Использовались теоретические методы, в частности анализ научной и учебно -методической литературы для определения и исследования педагогических условий формирования профессиональных компетенций студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству и понятия «профессиональная компетенция».

Результаты исследований и их обсуждение. Высшее образование устанавливает ряд требований со стороны работодателей к способностям квалифицированного специалиста: осуществление профессиональных функций; гибкость и мобильность в применении знаний и умений в производственных условиях; составление плана работы; самообразование; работа в команде. В связи с этим возникает вопрос о том, какими должны быть педагогические условия организации образовательной деятельности, чтобы приблизить профессиональную подготовку выпускников к требованиям работодателей.

Для выпускника существенное значение имеет уровень освоения профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция - это сформированная система профессиональных знаний и умений, педагогических способностей, ценностных ориента-ций, стиля общения, необходимых для качественной педагогической деятельности. Инструментальную базу профессиональной компетенции составляют профессиональные знания, умения, навыки - вид и степень профессиональной подготовленности выпускника к выполнению определенной работы. Формирование определенных педагогических условий в процессе обучения дает возможность каждому студенту создать свой личный пример на пути модернизации профессионального мастерства. С целью определения педагогических условий, которые способствуют формированию профессиональных компетенций, мы обязаны уточнить, что имеется в виду под таковыми. Педагогические условия - это условия, которые сознательно создаются в педагогической деятельности и которые должны обеспечить наиболее эффективное формирование и пр отекание необходимого процесса [3, с. 69].

В рамках исследуемой темы особый интерес представляет ряд диссертаций и научных трудов, авторы которых в том или ином аспекте охарактеризовали педагогические условия профессиональной подготовки студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству [4, с. 40].

В научной литературе декоративно-прикладное искусство выступает предметом исследований в философии (М. С. Каган, Г. Г. Шпет и др.), культурологии (И. Я. Богуславская, И. Я. Мурзина, Н. А. Некрасова и др.), этнографии (П. Г. Богатырев, Ю. В. Бромлей, А. М. Сагалаев, Н. А. Томилов и др.), искусствознании (Л. В. Миненко, С. О. Хан-Магомедов и др.). Особенностям развития регионального декоративно -прикладного искусства посвящены работы Е. А. Айбабина, И. А. Заатова, В. Н. Шити-кова и др. В диссертационных исследованиях последних лет затронуты проблемы использования видов декоративно-прикладного искусства: текстиля (Л. Б. Каршакова), глиняной игрушки (Е. М. Карасева), художественной резьбы (Е. В. Давыдова, Е. А. Мезенцев, Г. Б. Спиридонов) и др. Однако данные работы носят в основном искусствоведческий или прикладной характер [2, с. 25].

В настоящее время в педагогической науке ведется активный поиск путей и средств формирования профессиональных компетенций обучающихся (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов и др.). Однако вопросы формирования профессиональных компетенций студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, обладающему огромным культурно-

образовательным и аксиологическим потенциалом, остаются практически не исследованными, несмотря на то, что в современных научных работах акцентируется значимость народного декоративно-прикладного искусства в художественно-творческом развитии обучающихся (И. В. Алексеева, И. С. Воронина, Б. М. Неменский, М. Ю. Урусова, Т. Я. Шпикалова и др.) [2, с. 34].

Принимая во внимание определенные подходы и наработки ученых, для современного этапа развития образования можем выделить следующие педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов:

- научно-методическое обеспечение учебного процесса на основе компетентност-ного подхода;

- приближение процесса академической подготовки студентов к практической деятельности, то есть практико-ориентированное обучение;

- выполнение студентами курсовых и дипломных работ, включающих разработку творческих проектов с применением различных видов декоративно -прикладного искусства;

- участие студентов в выставках, конкурсах, конференциях, фестивалях и других мероприятиях, посвященных декоративно -прикладному искусству и народным промыслам;

- компьютеризация и информатизация учебного процесса;

- активизация систематического повышения квалификации и научно -исследовательской деятельности преподавателей [6, с. 168], [11, с. 59].

Сейчас с учетом направленности высшего образования на формирование компетентного специалиста первостепенной необходимостью становится формирование государственных стандартов профессионального образования, в частности окончательная систематизация компетенций специалистов по направлениям обучения; разработка учебных программ и рабочих планов в соответствии с требованиями компетентностного обучения; планирование и построение учебного процесса с учетом последовательного и поэтапного формирования профессиональных компетенций будущих специалистов; обновление учебно-методических комплексов [3, с. 76].

Задачей современного образования является обучение специалистов непосредственно для практической сферы деятельности, поэтому учебный процесс необходимо строить так, чтобы у выпускника учебного заведения была возможность в короткий срок приспособиться к реальной профессиональной среде. Практическая направленность является главной задачей высшего образования, ведь современным работодателям важен высокопрофессиональный специалист, способный уже в начале своей карьеры компетентно и профессионально реализовывать возложенные на него функции [5, с. 16].

Каждому студенту важно с первых дней настроиться на активную деятельность и добросовестное обучение, которое должно осуществляться не только в аудиториях, на лекциях или семинарских занятиях, но и, прежде всего, самостоятельно. В высшем учебном заведении закладывается фундамент знаний по специальности, поэтому в процессе обучения необходимо не только усвоить программный материал, но и приобрести навыки творческой самостоятельной работы. Поэтому с первого семестра студент должен освоить методы самостоятельного умственного труда, сознательно и настойчиво развивать свои творческие способности, ведь только так можно сформировать собственную культуру, взгляды, убеждения [10]. Самостоятельность как черта личности

появляется у людей не сразу. Она приобретается и укореняется постепенно, в процессе систематической работы над собой. Студент должен уметь слушать, понимать, конспектировать лекции, найти рекомендованную литературу, разобраться в ней, составить конспект, подготовиться к семинару, лабораторно-практическим занятиям, экзаменам и др. Для этого нужны настойчивость, система, привычка к самостоятельной работе. И как результат - выполнение студентами курсовых и дипломных работ, включающих разработку творческих проектов с применением различных видов декоративно -прикладного искусства [7, с. 19].

С учетом того, что студенты - это будущие преподаватели декоративно-прикладного искусства, носители мастерства и народных промыслов, нужно уделять внимание накоплению ими опыта и материалов для будущей преподавательской деятельности. Эти материалы включают:

- информационно-теоретическую основу по истории происхождения и развития народных промыслов; сведения о выдающихся мастерах, оставивших заметный след в становлении и возрождении ремесел; методическую основу творчества народных умельцев, в том числе идейно-образные, мифологические корни народного и декоративно-прикладного искусства; орнаментальные мотивы, выполненные студентами на листах стандартных размеров; рисунки, зарисовки; творческие разработки; технологические схемы, таблицы; тесты; кроссворды по основным положениям исследуемой проблемы;

- самостоятельную творческую работу по изучаемой проблеме: поиск материалов, новых технологий в современных видах декоративно-прикладного искусства, на основе которых возможно проведение студентом мастер-классов; материалы и инструменты, необходимые для занятий; пошаговую инструкцию выполнения изделий; предложения студентов по преодолению затруднений, возникающих при работе с материалами; интерпретацию образа изделия для усиления выразительности в раскрытии идеи, замысла своей работы; эскизы, творческие зарисовки, проекты [14, с. 205];

- участие студентов в конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях и других мероприятиях, посвященных декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам [13, с. 90].

Применение накопленного учебного материала по декоративно-прикладному искусству дает студентам возможность выразить свой творческий потенциал, активизирует их познавательную деятельность, повышает результативность обучения, облегчает самоконтроль при выполнении заданий, расширяет сферу самостоятельной деятельности, позволяет освободить время для творческой, исследовательской работы.

Важным условием формирования профессиональных компетенций студента в процессе обучения декоративно-прикладному искусству является наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава. В достижении положительного результата во время учебно -воспитательного процесса ведущая роль принадлежит преподавателю. От его умения организовать этот процесс зависит успех дальнейшей деятельности студентов. Преподаватель выполняет разнообразную педагогическую, воспитательную, учебно -методическую, научно-исследовательскую работу [8].

Определяющей сущностью людей науки, как считал В. И. Вернадский, является научная вера в сочетании с энергией самостоятельной научной мысли. Важным фактором подъема эффективности работы высшей школы он считал действенную силу

слова преподавателя. «Нет ничего, - утверждал ученый, - что действовало бы сильнее живого свободного слова, слова человека, который верит всей душой в то, что говорит, человека, который хочет, чтобы его слушали, поверили в то, во что он верит, желали того, чего он желает, знали то, что он знает» [цит. по 1]. Высоко ставил Вернадский тех преподавателей, которые были наделены даром живого слова, духовной энергией, возможностью увлекать слушателей, направлять их на все честное, доброе, порядочное. Такие люди рождаются не часто, но они так нужны в центрах интеллектуальной жизни [цит. по 9].

Для реализации всех обозначенных нами педагогических условий преподавателям необходимо постоянно повышать свои профессиональные (педагогические) компетенции. Сейчас образование - это обновленный динамичный процесс, и, чтобы обучать эффективно, преподаватель должен эффективно учиться сам - новым методам обучения, новым формам организации учебного процесса, овладевать новыми технологиями и повышать свою компетентность (например, в сфере информационных технологий или в области риторики, осваивать опыт художественной деятельности инновационных предприятий), то есть эффективное обучение может обеспечить только эффективный преподаватель. В этом ракурсе самообразование педагогических кадров и поддержка руководством их научно-исследовательской деятельности способствуют созданию соответствующих педагогических условий для более эффективного обучения студентов [12, с. 27].

Резюме. В статье реализована попытка определить педагогические условия, способствующие формированию профессиональных компетенций студента, способного эффективно выполнять возложенные на него функции, специалиста, способного проектировать будущую деятельность и постоянно совершенствовать свои профессиональные качества. Перспектива дальнейших исследований нацелена на выявление оптимальных педагогических технологий, форм и методов организации учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш. А. Вернадский. Антология гуманной педагогики. - М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2011. - 224 с.

2. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс : учебное пособие. -Казань : Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.

3. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : метод. пособие. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

4. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 39-46.

5. Жантлеуова Ш. К. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе педагогической практики : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Алматы, 2006. - 28 с.

6. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2006. - 192 с.

7. Зимняя И. А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 14-19.

8. Карасаева Х. О. Профессиональная компетентность педагога как фактор обновления образовательного пространства колледжа // Наука и практика. - 2006. - № 6. - С. 33-35.

9. МочаловИ. И. Владимир иванович Вернадский. 1863-1945. - М. : Наука, 2006. - 487 с.

10. Мухров И. С. Условия формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - С. 45-50.

11. Усенкова Е. Ю. Актуальные проблемы подготовки специалистов творческих вузов // Образование и наука XXI века : материалы 7-й Международной практической конференции. - 2011. - Вып. 6. - С. 56-61.

12. Усенкова Е. Ю. Роль практических аудиторных занятий в процессе формирования конкурентоспособного специалиста // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания : межвуз. сб. науч. тр. - М., 2011. - Вып. 2. - С. 23-27.

13. Шакирова В. Ф. Методика формирования профессиональной компетентности студентов художественно-графических факультетов // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 4. - С. 88-91.

14. Шакирова В. Ф. Профессиональная компетентность как характеристика профессионального становления личности студента-художника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». - 2011. - № 4. - С. 204-209.

UDC 745/749.071.5

A. S. Trofimenko

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES AT STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS

Academy of the Humanities and Pedagogics (branch), V. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta, Russia

Abstract. The article considers the issues of creation of pedagogical conditions necessary for formation of professional competences at students in the learning process of Decorative and Applied Arts. Some of these conditions are scientific and methodical support of educational process, practice-based learning, participation of students in exhibitions, competitions and conferences, festivals and other various events dedicated to decorative arts and crafts, computerization and informatization of educational process, professional development and research activities of teachers.

Keywords: pedagogical conditions, formation of professional competences at students, future teachers, process of learning, Decorative and Applied Arts.

REFERENCES

1. Amonashvili Sh. A. Vernadskij. Antologija gumannoj pedagogiki. - M. : Izdatel'skij dom Shalvy Amonashvili, 2011. - 224 s.

2. Andreev V. I. Pedagogika vysshej shkoly. Innovacionno-prognosticheskij kurs : uchebnoe posobie. - Kazan' : Centr innovacionnyh tehnologij, 2005. - 500 s.

3. Bajdenko V. I. Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniju gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovanija (metodologicheskie i metodicheskie voprosy) : metod. posobie. - M. : Is-sledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2005. - 114 s.

4. Verbickij A. A. Kontekstnoe obuchenie v kompetentnostnom podhode // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2006. - № 11. - S. 39-46.

© Trofimenko A. S., 2016

Trofimenko, Alena Sergeevna - Post-graduate Student, Department of Fine Arts, Teaching Methods and Design, Academy of the Humanities and Pedagogics (branch), V. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta, Russia; e-mail: alenka.lel9i2010@yandex.ua

The article was contributed on November 11, 2015

5. Zhantleuova Sh. K. Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov v processe pedagogicheskoj praktiki : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. - Almaty, 2006. - 28 s.

6. Zagvjazinskij V. I. Teorija obuchenija: sovremennaja interpretacija : uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M. : Akademija, 2006. - 192 s.

7. Zmnjaja I. A. Integrativnyj podhod k ocenke edinoj social'no-professional'noj kompetentnosti vypuskni-kov vuzov // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2008. - № 5. - S. 14-19.

8. Karasaeva H. O. Professional'naja kompetentnost' pedagoga kak faktor obnovlenija obrazovatel'nogo prostranstva kolledzha // Nauka i praktika. - 2006. - № 6. - S. 33-35.

9. Mochalov 1.1. Vladimir ivanovich Vernadskij. 1863-1945. - M. : Nauka, 2006. - 487 s.

10. Muhrov I. S. Uslovija formirovanija professional'noj kompetentnosti molodyh kvalificirovannyh rabo-chih v sisteme nachal'nogo professional'nogo obrazovanija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -2012. - № 3. - S. 45-50.

11. Usenkova E. Ju. Aktual'nye problemy podgotovki specialistov tvorcheskih vuzov // Obrazovanie i nauka XXI veka : materialy 7-j Mezhdunarodnoj prakticheskoj konferencii. - 2011. - Vyp. 6. - S. 56-61.

12. Usenkova E. Ju. Rol' prakticheskih auditornyh zanjatij v processe formirovanija konkurentosposobnogo specialista // Puti i sredstva povyshenija kachestva hudozhestvennogo obrazovanija i jesteticheskogo vospitanija : mezhvuz. sb. nauch. tr. - M., 2011. - Vyp. 2. - S. 23-27.

13. Shakirova V. F. Metodika formirovanija professional'noj kompetentnosti studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov // Nachal'naja shkola pljus Do i Posle. - 2012. - № 4. - S. 88-91.

14. Shakirova V. F. Professional'naja kompetentnost' kak harakteristika professional'nogo stanovlenija lich-nosti studenta-hudozhnika // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Peda-gogika». - 2011. - № 4. - S. 204-209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.