Психолого-педагогические науки
113
• ••
тельности, направленной на обучение иностранным языкам.
В идее портфолио заключены большие возможности для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Профессиональный портфолио формируется на основе дидактических и методических принципов, реализующих коммуникативный, деятельностный, развивающий и практико-ориентированный характер его структуры и содержания. Ключевыми факторами, способствующими овладению технологией структурирования содержания профессионального портфолио, выступают: владение
способами отбора и организации учебного, методического, дидактического материала; умения работы с информацией; критическое мышление; способность к познавательной, исследовательской деятельности.
В настоящее время портфолио активно внедряется в практику атте-
Примечания
стации педагогических кадров в школе. Введение такого компонента, как защита профессионального портфолио, в госэкзамен по дисциплине «Иностранный язык и методика его преподавания» станет первым шагом в подготовке будущего учителя к предстоящей практической деятельности.
Таким образом, презентация портфолио на госэкзамене позволит экзаменаторам более объективно оценивать знания и умения студентов и соблюдать требования индивидуальности, гласности и обоснованности оценок. В то же время это даст возможность студентам-выпускникам оценить результаты труда, увидеть резервы своих возможностей, иметь стимул к самосовершенствованию. Кроме того, данный вид работы позволит будущему учителю иностранного языка целенаправленно обучать учащихся технологии работы с портфолио в ходе изучения ими иностранного языка.
1. Захарченко. Е.Ю. Структура портфолио учителя//Практика административной работы в школе. 2006. № 8. С. 29-30. 2. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности//Образование в современной школе. 2002, № 5. С. 23-27. 3. Копылова С.А. Портфолио каксредство мониторинга профессионального развития педагога//Практика административной работы в школе. 2006. № 8. С. 31-32. 4. Новикова T. Зарубежный опыт использования портфолио//Народное образование. 2005. №9. С.151-154. 5. Новикова T., Прутченков А., Пинская М. Портфолио в российской школе//Народное образование. 2005. №1. С. 84-97.
Статья поступила в редакцию 12.11.2008 г.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УСТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
© 2008 Гамзаева М.В.
Дагестанский государственный педагогический университет
114
• ••
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
В статье описываются педагогические условия формирования профессиональной культуры у студентов, как: 1. влияние профессиональной культуры преподавателя на становление личности студента; 2. роль самовоспитания;
3. роль студенческого самоуправления. Раскрывается понятие «профессиональная культура» и общая культура.
The author of the article describes pedagogical conditions of development of the students’ professional culture, such as: 1. the influence of the teacher’s professional culture on formation of the student’s personality; 2. the role of self-discipline; 3. the role of the students’ self-government. She also discloses the terms “professional culture” and general culture.
Ключевые слова: профессиональная культура, педагогические условия, самовоспитание, самоуправление, профессиональное образование.
Keywords: professional culture, pedagogical conditions, self-discipline, selfgovernment, professional education.
На современном этапе социальноэкономического развития общества проблема формирования профессиональной культуры встала очень остро, что связано с повышением требований к специалисту. Перед всей системой образования стоит задача максимального раскрытия индивидуального творческого потенциала каждой личности. В основе педагогического процесса сегодня лежит идея развивающего обучения, которая предполагает развитие потенциала каждого ученика и постоянное саморазвитие учителя.
Данная проблема освещена в педагогической и психологической литературе. В работе Н. В. Крыловой [3] дается определение понятия «профессиональная культура», раскрываются особенности формирования культуры будущего специалиста, обобщается опыт гуманитарной подготовки студентов, показана роль студенческого самоуправления в формировании культуры личности. Л. Г. Лаптев и другие [4] раскрывают роль самовоспитания студентов в формировании профессиональной культуры в пособии «Педагогика и психология».
Профессиональную культуру можно определить как сложное системное образование, представляющее собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных спо-
собов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности [6].
Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми в данной сфере деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней. Сравнительно недавно понятие «профессиональная культура» стало рассматриваться в контексте с понятием «общая культура личности». Общая культура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные и прочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на свою профессиональную принадлежность.
В таком случае культуру профессиональную составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которыми делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела, работающим на уровне мировых стандартов. Овладение общей и профессиональной культурой выступает необходимым условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой. Именно через профессиональную деятельность каждый специалист достигает максимальных для себя результатов.
Одним из условий формирования профессиональной культуры является влияние профессиональной культуры преподавателя высшей школы на ста-
Психолого-педагогические науки •••
новление будущего специалиста. Эффективность ее определяется профессиональной компетентностью преподавателя. Профессиональная компетентность позволяет преподавателю успешно участвовать в педагогическом процессе и отражает степень сформированное™ и выраженности его психолого-педагогической культуры и определяет результаты всей учебно-воспитательной работы. Также важным компонентом профессио-
нальной культуры преподавателя является его психолого-педагогическая подготовленность. Последняя, наряду стакими характеристиками, как знание решаемой проблемы, сформированное™ позиций, определяет способность преподавателя использовать педагогические технологии в практической деятельности.
Важным средством преподавателя является стратегия, тактика и техника убеждающего воздействия. Главная цель такого воздействия состоит в формировании у студентов новой позиции, суждения, взгляда, притязания, установки и т.д. Владение убеждающим воздействием является одним из существенных признаков проявления профессиональной культуры [2].
Задачи формирования профессиональной культуры будущего специалиста решает вся совокупность преподаваемых в вузе дисциплин [3].
Преподаватель должен перевести преподавание с уровня информирования на уровень управления профессиональным становлением будущих специалистов и их развитием. Он расширяет свою профессиональную деятельность носителя и передатчика научной информации функцией управления познавательной деятельностью обучающихся и организации их самостоятельной работы. Это ведет к формированию личностной и профессиональной самостоятельности будущего специалиста. Формирование личности должно осуществляться в процессе деятельности.
Учеба - основной вид деятельности студентов, поэтому она играет важнейшую роль в формировании культуры будущего специалиста. Учебной деятельности принадлежит
115
особое место и в становлении личности будущего специалиста, его мышления, кругозора, социальных установок, характера, работоспособности. В условиях реорганизации учебной деятельности меняется и качество отношения «преподаватель-студент», изменяется лицо кафедры, содержание её деятельности.
Только преподаватель нового, творческого типа, обладающий широкими метазнаниями и продуктивными профессиональными способностями, может участвовать в обновлении образования и воспитания. О творческом характере его педагогической и научной деятельности свидетельствует введение в лекционные курсы и индивидуальную работу со студентами новейшей информации, постоянное методическое обновление преподавания, авторское чтение курсов и спецкурсов, творческое стимулирование самостоятельной работы и самообразования студентов. Оригинальное и наукоёмкое изложение лекционного материала, индивидуальное научное лицо самого преподавателя, знание и уважение мнений оппонентов различных школ и концепций, аргументированность и эмоциональный заряд лекций - вот чего ждет студент от современного учебного курса.
В качестве следующего условия формирования профессиональной культуры рассмотрим студенческое самоуправление, так как общественная деятельность формирует у будущего специалиста сложную и целостную систему способностей мировоззренческого и организационного характера. Включение молодежи в реальный управленческий и хозяйственный процесс углубляет профессиональную культуру студентов, расширяет диапазон их социальных интересов [5].
Профессиональная культура у студента складывается из блоков знаний, убеждений, способностей, политического мышления, организационных и пропагандистских умений, навыков социального поведения и социальных чувств (социальной ответственности, чувство социальной справедливости и свободы патриотических). Эти качества формируют-
116
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
ся под влиянием всего образа жизни, в процессе участия в общественной жизни как результат осознанной включенности в демократические структуры самоуправления.
В формировании профессиональной культуры студента велика роль самовоспитания - организованной, активной, целеустремленной деятельности человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанными потребностями отвечать социальным требованиям и личной стратегии развития [7]. Работа по самовоспитанию включает массу задач. Она имеет целую систему эффективных приёмов. Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности.
Примечания
• ••
Профессиональное самосовер-
шенствование представляет собой сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программы развития [1].
Поскольку самосовершенствование - процесс непрерывный, диалектически развивающийся, то цель его, понятие об идеале постоянно меняются, требования к нему постоянно растут. Именно творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. Итак, работа студента над собой, самосовершенствование, саморазвитие -важнейшая задача, работа над которой позволяет студенту включить в действие весь свой творческий потенциал, максимально использовать свои возможности и способности.
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во КГУ, 1997. 250 с. 2. Дер-кач В.И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. М.: ИТАР-ТАСС, 1991. 151 с. 3. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. 142 с. 4. Педагогика и психология. Под ред. И. И. Богута, Л. Г. Лаптева. М.,1997. 380 с. 5. Сидорова А. Студенческое самоуправление - теория и практика//Журнал «Alma mater». 2000, №2. С. 34-36. 6. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993. 178 с. 7. Фатхуллин М.Ф. Воспитание специалиста. Казань: Изд-во КГУ, 1990. 150 с.
Статья поступила в редакцию 26.11.2008 г.