110
• ••
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
УДК 378.02
О МОТИВАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРТФОЛИО БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2008 Алипулатова Н.С.
Дагестанский государственный педагогическийуниверситет
Статья посвящена вопросу мотивации будущих учителей иностранного языка к использованию портфолио в профессиональной деятельности. Предлагается изменение структуры и содержания государственного экзамена по иностранному языку, а именно подготовка и защита профессионального портфолио выпускниками института иностранных языков.
The article is devoted to the problem of necessity of formation of the future teachers of foreign languages’ motivation to using the portfolio in their professional activity. The author offers the change of structure and contents of a graduation examination in foreign language, namely on preparation and defense of professional portfolio by the graduates of high school is given.
Ключевые слова: портфолио, дидактические и методические принципы, итоговый экзамен.
Keywords: portfolio, didactic and methodical principles, graduation examination.
В существующих социально-
экономических условиях развития нашего общества серьезную обеспокоенность вызывает нежелание выпускников языкового вуза работать по специальности. Поэтому достаточно остро встает вопрос об усилении мотивации будущих учителей к профессиональной деятельности, о необходимости создания практических ориентиров профессиограммы будущего учителя иностранного языка.
Одним из перспективных способов решения проблемы может послужить качественное изменение содержания государственного экзамена по иностранному языку, на котором сегодня при оценивании выпускников языкового вуза основной акцент делается на уровень языковой подготовленности и упускается из виду профессиональный компонент. Выявить готовность студентов к работе учителем позволит, на наш взгляд, совершенно новая форма итогового экзамена, а
Психолого-педагогические науки •••
именно: подготовка и защита профессионального портфолио, что будет способствовать усилению профессиональной составляющей на госэкзамене по дисциплине «Иностранный язык и методика его преподавания» [3, 4, 5].
Презентация портфолио на изучаемом языке в ходе рассматриваемого нами экзамена даст возможность оценить языковую, речевую и профессионально-методическую компетенции выпускников.
Под портфолио обычно понимается собрание различных материалов, документов и иных доказательств достижений в определенной сфере деятельности. Портфолио учителя -индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад в развитие системы образования за определенный период времени.
Портфолио будущего учителя иностранных языков имеет целью отразить уровень подготовленности выпускников как в изучении языка, так и в освоении профессии, помочь им планировать дальнейшие этапы самообразования. Хотя в последнее время ведется много дискуссий о необходимости разработки профессионального портфолио для начинающего учителя, вопросы его создания и внедрения остаются малоисследованными.
Формирование у студентов внутренней позитивной мотивации к использованию данного документа в профессиональной деятельности является серьезной проблемой. Дело в том, что помимо изучения общепедагогических дисциплин и прохождения педагогической практики будущий специалист должен освоить приёмы организации разносторонней деятельности учащихся, приобрести профессиональные умения педагога: диагностические, проектные, самоанализа, рефлексии своей деятельности и т.д.,
111
что может найти комплексное отражение в профессиональном портфолио учителя. Портфолио будет служить в качестве дополнительного средства мотивации студентов и для создания цельного представления об их языковых потребностях.
Результаты опроса, проведенного нами в форме анкетирования среди студентов выпускного курса института иностранных языков ДГПУ, свидетельствуют о том, что они не имеют должного представления о приёмах применения профессионального портфолио, который мог бы стать в дальнейшем неотъемлемой частью содержания их педагогической деятельности.
Анализ опыта работы кафедры теории и методики обучения иностранным языкам по организации педагогической практики свидетельствует о том, что она направлена в первую очередь на формирование дидактических и методических знаний и умений выпускника. Это, естественно, важно для подготовки учителя-предметника. Но такой подход, по нашему мнению, не отвечает современным задачам профессионального совершенствования и развития начинающего учителя иностранного языка с позиции личностно ориентированного подхода к организации педагогического образования.
Портфолио же помогает решать важные задачи: поддерживать и стимулировать высокий уровень мотивации, поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Основными принципами составления портфолио являются системность, полнота и конкретность представленных сведений, объективность информации, которые могут быть реализованы с помощью пакета отчетной документации студентов вы-
112
ИзвестияДГПУ, №4, 2008
пускного курса, представленного на госэкзамен по дисциплине «Иностранный язык и методика его преподавания»: планы учебно-
воспитательной работы, конспекты уроков, планы классных руководителей, ученические характеристики, дневники и отчеты по педагогической практике, записи наблюдений за ходом учебного процесса в школе, внеклассных и внешкольных мероприятий по предмету, педагогической деятельностью учителей-
предметников, студентов-
практикантов, учащихся, результат количественной и качественной обработки данных по проделанной работе.
Портфолио студента предполагает проведение рефлексивного анализа профессионального становления в ходе педагогических практик на 4 и 5 курсах, а также программирование дальнейшего развития, в том числе профессионального, повышение уровня научно-
исследовательской компетентности учителя иностранного языка. Кроме того, в портфолио может содержаться описание собственных наблюдений студента за организацией и ходом педагогической практики в общеобразовательной школе, непосредственного взаимодействия с учителями и преподавателями. Также студенты могут хранить в нем результаты своей научно-
исследовательской и профессиональной деятельности, которые они в любой момент могут предъявить для демонстрации своих достижений, а также использовать в будущем в своей работе. Портфолио может включать рецензии, отзывы, резюме, отчеты, рефераты, эссе, рекомендательные письма и пр. Выпускники могут включить в портфолио методическую копилку, в которую входит материал лексического, идиоматического, страноведческого содержания, а также работы креативного характера. С оценочной точки зрения портфолио демонстрирует не только ко-
нечные успехи выпускников, но и их работу за период учебы в вузе, что позволит объективно оценить знания и умения будущих учителей.
Существенным становится перенос акцента с внешнего контроля на самоконтроль и проектирование своего профессионального роста. Подчеркнем, что будущий педагог осуществляет проект собственного профессионального развития, который имеет долговременный характер и результаты которого он представляет в итоге на рассмотрение государственной экзаменационной комиссии в ходе госэкзамена.
Подмена систематической работы над портфолио разовой акцией объясняется тем, что массовая практика его использования еще только начинает формироваться.
Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию обучающегося и молодого профессионала, а затем становится показателем роста его квалификации как специалиста.
Так, в ходе работы над портфолио выпускники будут иметь возможность оценить шаги своего профессионального становления и развития, увидеть этапы формирования необходимых для учителя компетенций во время педпрактики на 4 и 5 курсах, что должно настроить их на серьезную работу для достижения успехов в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальных достижений будущего учителя. Создание и внедрение профессионального портфолио для начинающего учителя может стать действенной поддержкой развития его индивидуальности и раскрытия творческих способностей к созидательной дея-
Психолого-педагогические науки
113
• ••
тельности, направленной на обучение иностранным языкам.
В идее портфолио заключены большие возможности для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Профессиональный портфолио формируется на основе дидактических и методических принципов, реализующих коммуникативный, деятельностный, развивающий и практико-ориентированный характер его структуры и содержания. Ключевыми факторами, способствующими овладению технологией структурирования содержания профессионального портфолио, выступают: владение
способами отбора и организации учебного, методического, дидактического материала; умения работы с информацией; критическое мышление; способность к познавательной, исследовательской деятельности.
В настоящее время портфолио активно внедряется в практику атте-
Примечания
стации педагогических кадров в школе. Введение такого компонента, как защита профессионального портфолио, в госэкзамен по дисциплине «Иностранный язык и методика его преподавания» станет первым шагом в подготовке будущего учителя к предстоящей практической деятельности.
Таким образом, презентация портфолио на госэкзамене позволит экзаменаторам более объективно оценивать знания и умения студентов и соблюдать требования индивидуальности, гласности и обоснованности оценок. В то же время это даст возможность студентам-выпускникам оценить результаты труда, увидеть резервы своих возможностей, иметь стимул к самосовершенствованию. Кроме того, данный вид работы позволит будущему учителю иностранного языка целенаправленно обучать учащихся технологии работы с портфолио в ходе изучения ими иностранного языка.
1. Захарченко. Е.Ю. Структура портфолио учителя//Практика административной работы в школе. 2006. № 8. С. 29-30. 2. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности//Образование в современной школе. 2002, № 5. С. 23-27. 3. Копылова С.А. Портфолио каксредство мониторинга профессионального развития педагога//Практика административной работы в школе. 2006. № 8. С. 31-32. 4. Новикова T. Зарубежный опыт использования портфолио//Народное образование. 2005. №9. С.151-154. 5. Новикова T., Прутченков А., Пинская М. Портфолио в российской школе//Народное образование. 2005. №1. С. 84-97.
Статья поступила в редакцию 12.11.2008 г.
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УСТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
© 2008 Гамзаева М.В.
Дагестанский государственный педагогический университет