Научная статья на тему 'Технология формирования профессиональной культуры личности учителя'

Технология формирования профессиональной культуры личности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович

В статье подчеркивается необходимость формирования профессиональной культуры личности учителя, и обосновываются технология и механизм формирования профессиональной культуры через осуществление студентами проектной деятельности. Приведены виды деятельности, реализующие технологию формирования культуры личности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирования профессиональной культуры личности учителя»

70

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

• ••

подразделяются на допроектироеа-ние, перепроектирование, а также проектные задачи, обеспечивающие формирование в комплексе аналитических, эвристических, технологических, проективных реализационных, контрольных, коррекционных умений. Эти задания объединены в учебно-творческий пакет, представляющий собой комплекс учебных заданий, направленных на самовыражение и самореализацию личности путем открытия или создания нового в себе или в окружающей действительности, требующих у студента проявления творческих способностей в условия проблемной ситуации, предполагающей поиск решения и получения объективно нового результата. При этом главной особенностью учебно-творческого пакета является отсутствие вариантов решения или их многообразие, необходимость выработки эталона для сравнения, разработки алгоритма ориентировочной основы, что обеспечивает творческий характер учебной деятельности.

Содержательно учебно-

творческий пакет включает совокупность творческих проблемных заданий интеллектуально-образнопрактического характера, выполнение которых предполагает поиск алгоритма преобразования окружающей действительности, приводящих к удовлетворению потребности. Материалы, входящие в учебнотворческий пакет, несмотря на достаточно жёсткую общую упорядоченность всей его конструкции, могут быть живыми, яркими и привлекательными для студента. Инструкции для студента включают цели и задачи выполнения задания из учебнотворческого пакета определенных параметров или минимальные требования к заданию и т.д. Такие задания, как правило, охватывают фрагменты предметного содержания, что делает возможным включение их как в традиционные, так и в нетрадиционные организационные формы обучения и способствует индивидуализации подготовки.

Примечания

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М. : Просвещение, 1982. 192 с. 2. Веселова Л.Г. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания//Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов МГПУ. Апрель 2004 года. Мурманск: МГПУ, 2006. 3. Гаджиев Г.М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. Махачкала, 2002. 274 с. 4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 2000. 368 с. 5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д. : Изд-во «Феникс», 1997. 6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981. 186 с. 7. Лук А.Н. Мышление и творчество. М. : Политиздат, 1999. 444 с. 8. Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары: ЧГПИ, 1996. 227 с. 9. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. Н. Ю. Шведова. М. : Русский язык, 1990. 916 с. 10. Федорова О.Ф. Некоторые вопросы активации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. М., 1970. 75 с.

Статья поступила в редакцию 09.11.2008 г.

УДК 378

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

© 2008 Гаджиев Г.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Психолого-педагогические науки

• ••

71

В статье подчеркивается необходимость формирования профессиональной культуры личности учителя, и обосновываются технология и механизм формирования профессиональной культуры через осуществление студентами проектной деятельности. Приведены виды деятельности, реализующие технологию формирования культуры личности учителя.

The author of the article underlines the necessity of development of a teacher’s professional culture. He also proves technology and mechanism of development of professional culture by means of students’ projective activities. The types of activities are given, through which it is possible to realize technology of development of a teacher’s personal culture.

Ключевые слова: технология, культура, профессиональная культура, профессиональная культура учителя, личность учителя.

Keywords: technology, culture, professional culture, a teacher’s professional culture, a teacher’s personaity.

Сегодня общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых специалистах, способных творчески изменять окружающую действительность, увеличивать интеллектуальный потенциал страны, восстанавливать национальную культуру и т.д. Соответственно, система образования должна обеспечить готовность личности к жизнедеятельности в новых общественных условиях, воспитать нравственную устойчивость в условиях экономической и социальной конкуренции.

Традиционная практика педагогики требований, основанная на внешней мотивации деятельности и принуждений, формировать такую личность в системе образования не в состоянии, поскольку педагогические технологии не основаны на внутриличностных факторах мотивации, учете природных потребностей и стремлений обучаемого к самовыражению, самоутверждению, самоопределению. С этих позиций отличительной особенностью личностноориентированной технологии выступает направленность на создание профессиональной культуры через усвоение знаний, умений и навыков в рамках продуктивной творческой деятельности. Освоение знаний, умений и навыков осуществляется через удовлетворение потребностей

самостоятельно находить и принимать решения, учитывая экономические, экологические, этические, эстетические факторы и т.д. По мнению Е. В. Бондаревской личностно-

ориентированная система формирования профессиональной культуры будущего педагога основана на признании студента в качестве центра педагогического воздействия, на внутренней нравственно-волевой мотивации личности [2].

Побуждение студента к самосовершенствованию через педагогическое влияние на его внутриличностные характеристики предполагает переход от деятельности в учебной ситуации к практической деятельности в реальной жизненной ситуации обеспечивающий высокий уровень индивидуализации и дифференциации. При этом взаимодействие педагога и студента характеризуется как партнерство, которое обеспечивает возможность полноценного развития личности, поскольку предоставляются свобода и самостоятельность действий для удовлетворения своих интересов и потребностей, направленных на достижение индивидуально значимых целей.

Таким образом, целью личностноориентированной технологии формирования профессиональной культуры будущего учителя выступает

72

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

воспитание активной, инициативной, самостоятельной личности, способной к творческой инновационной педагогической деятельности. Теоретической основой данной, наряду с личностным и деятельностным подходами, выступает идея А. А. Ухтомского о преобладании определенной доминанты, в рамках которой субъект, используя приобретенный социальный опыт, основываясь на внутренних потребностях, начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства, управлять действиями, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к инновационной деятельности.

Ставка на внутреннюю нравственную волевую мотивацию обеспечивает формирование самосовершенствующейся личности будущего учителя, для которого, по мнению А. А. Ухтомского, характерны: устойчи-

вость целей и задач с превращением их в доминанту жизнедеятельности; владение совокупностью умений удовлетворения потребностей; высокий уровень самостоятельности личности и готовность к включению в инновационную деятельность, носящую творческий характер; осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности, окружающей действительности и т.д. [6].

Анализ традиционной педагогической практики показывает недостаточное удовлетворение потребности личности в самореализации, самосовершенствовании, где система оценивания тормозит развитие склонностей и способностей студента. Следовательно, система профессионального образования не всегда создает достаточные условия для удовлетворения возможностей, интересов, склонностей личности, реализации личностного потенциала, раскрытия творческих способностей и т.д.

В отличие от традиционной личностно-ориентированная технология формирования профессиональной культуры характеризуется направ-

ленностью педагогического процесса на поддержание доминанты творчества, развитие индивидуальных качеств и творческих способностей студента через осознание цели, задач и возможностей своего развития и саморазвития; участие в самостоятельной инновационной творческой деятельности; преобладание адекватных стиля и методов внешних воздействий [4].

Решающим фактором в создании доминанты творчества личности выступает удовлетворение потребностей обучаемых через продуктивные виды деятельности, предоставляющие возможность для проявления творческих способностей. Как показывает практика, этому способствуют включение в учебный процесс индивидуальных и коллективных проектов, организация проектной деятельности в учебной и внеучебной фазах, использование проблемных и творческих заданий и т.д.

Важным условием включения студентов в инновационную творческую деятельность является наличие среды, ориентированной на максимальное удовлетворение интересов личности в учебной и индивидуальной работе. С предоставлением студентам возможности проявить себя в одной из сфер профессиональной деятельности (обучающая, воспитательная, профориентационная, исследова-

тельская и т.д.), развитием аналитических, исследовательских, прогностических и других умений и способностей обеспечивается готовность студента самостоятельно получать информацию, пополнять знания и усваивать способы деятельности.

Каждый студент, получая проектное задание для выполнения, анализирует и обрабатывает информацию, проходит все стадии инновационной творческой деятельности, от поиска до систематизации информации находит идеи и выдвигает новые, логически их обосновывает, высказывает предположения, догадки, альтернативные объяснения, исследует, прогнозирует

Психолого-педагогические науки •••

ситуацию и т.д. При этом разбитые на малые группы студенты, независимо от уровня знаний, умений и опыта творческой деятельности, участвуют в обсуждении проектов, обрабатывают источники информации, усваивают навыки работы с большими объемами информации, осваивают механизм научного поиска.

Следует отметить, что «коллективный проект» представляет собой своеобразный тренинг, способствующий развитию групповой мыследеятельности, свободному выражению взглядов, взаимоуважению, проявлению здорового честолюбия, стремления к самосовершенствованию, к преобразованию предметной среды, позволяя запускать механизмы рефлексии, способствуя формированию доминанты творчество личности.

По результатам эксперимента среди студентов технологоэкономического факультета (III-IV курсы) уровень влияния личностноориентированной технологии формирования профессиональной культуры на студента возрастает до 6570%, что объясняется наличием среды, способствующей удовлетворению потребностей в творчестве. Воздействие такой среда осуществляется через следующие виды деятельности:

- учебно-академическую, обеспечивающую усвоение теоретических понятий и закономерностей;

- квазиучебную, охватывающую учебные и внеучебные формы, с организацией совместной деятельности на основе учета разнообразных

73

потребностей и интересов студента;

- учебно-профессиональную, основанную на реализации нескольких учебных индивидуальных, групповых, общегрупповых, общекурсовых проектов.

Творческая среда, представляя собой совокупность условий, развивающих качества личности (самостоятельность, инициативность и др.), обеспечивает удовлетворение потребности в самоутверждении, самовыражении, общении, способствует формированию образа Я-учитель.

В личностно-ориентированной технологии формирования профессиональной культуры важное значение имеет стиль управления, для которого характерна опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения, ориентирующие студента на творческую доминанту. В данной технологии преобладает гуманно-демократический стиль педагогического взаимодействия, характеризующийся близостью личностных отношений, ожиданием лучших проявлений, соучастием, сотрудничеством, сотворчеством. Отношения со студентами основываются на принципах не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а руководить; не управлять, а направлять; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Технология формирования профессиональной культуры предоставляет личности как субъекту возможность осуществить все этапы деятельности от целепола-гания до рефлексии с учетом склонностей и способностей.

Примечания

1. Агапова О. и др. Проектно-созидательная модель обучения//Альмаматер, №1, 1994. С. 9-13.

2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образова-ния//Педагогика, 1997. №4. 3. Взятышев В., Романкова Л. Социальные технологии в образова-нии/Высшее образование в России, 1998. №1. С. 28-38. 4. Гаджиев Г.М. Проектная культура учителя. Махачкала, 2005. 302 с. 5. Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология. М., 1999. 159 с. 6. Ухтомский А.А. Интуиция. СПб., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.