Научная статья на тему 'Личностный подход как условие формирования творческой активности личности'

Личностный подход как условие формирования творческой активности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА / ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Билалов Магомед Курбандибирович

В статье обосновывается личностный подход как условие формирования творческой активности личности, представляющей собой совокупность взаимосвязанных установок по организации педагогического взаимодействия учителя и ученика, построение системы через активизацию и использование внутренних механизмов личности, среди которых природосообразность, творческий характер образовательной среды, гуманизм педагогических отношений и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Билалов Магомед Курбандибирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностный подход как условие формирования творческой активности личности»

Психолого-педагогические науки

• ••

43

ЛИЧНОСТНЫЙ подход КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ личности

©2009 Билалов М.К.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье обосновывается личностный подход как условие формирования творческой активности личности, представляющей собой совокупность взаимосвязанных установок по организации педагогического взаимодействия учителя и ученика, построение системы через активизацию и использование внутренних механизмов личности, среди которых природосообразность, творческий характер образовательной среды, гуманизм педагогических отношений и т.д.

The author of the articles proves the individual approach as a condition of the development of the person’s creative activity. It is a whole set of interconnected social aims of organization of pedagogical process. They are realized through a teacher’s and a pupil’s interactions and attitude to themselves by the activation and the use of internal mechanisms of personality’s development, education and upbringing conformity to the natural laws, etc.

Ключевые слова: личностный подход, творческая активность, социальные установки, педагогический процесс, взаимодействие учителя и ученика, личностная направленность.

Keywords: individual approach, creative activities, social aims, pedagogical process, a teacher’s and a pupil’s interaction, individual orientation.

Развитие личности рассматривается как процесс накопления положительных свойств, совершенствования процессуальной, динамической сторон, становления, поскольку в ней всегда есть элементы не только движения к более высокому уровню, но и стагнации, регресса и т.д. Анализируя проблему развития личности с этих позиций, мы будем рассматривать именно элементы ее совершенствования, поскольку существующие в психологии теории и подходы привели к многозначности этого понятия в современных исследованиях. Центральной для многих исследований является проблема структуры личности, генезиса и движущих сил ее развития, индивидуально-типологических свойств и основных биосоциальных условий их становления.

Анализ работ по проблемам личности выявил следующие подходы к ее изучению: типологический (Э.

Кречмер, К. Леонгард, А. Е. Личко), рассматривающий личность в единстве поведенческих проявлений как некое целостное образование, не сводимое к сочетанию отдельных черт; факторный (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Р. Кеттелл), описывающий личность как совокупность черт, имеющих разную вероятность проявления; гуманистический (личностный) (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Ол-порт), определяющий самоактуализацию и самореализацию личности в качестве основной потребности; функциональный (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов).

Следует отметить, что общепризнанными компонентами структуры личности считаются: направленность

Известия ДГПУ, №3, 2009

44

и самосознание (С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов, А. Г. Ковалев и др.); индивидуально-типологические особенности (С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов); способности и характер (А. Г. Ковалев); социальный опыт; особенности психических процессов (С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов).

В качестве рабочего поля анализа мы остановимся на понимании личности, включающей направленность и самосознание как наиболее значимые элементы целостной характеристики.

Анализ психолого-педагогической литературы [3, 6] показывает, что при гуманно-личностном подходе ученик выступает как субъект, представляющий систему отношений к окружающему миру и с миром, к себе и с самим собой, формирование которой протекает под воздействием социогенных (среда), биогенных (наследственность) и психогенных факторов.

Поэтому личностный подход представляет собой совокупность взаимосвязанных установок к организации педагогического взаимодействия учителя и ученика, направленного на активизацию и использование внутренних механизмов развития личности; природосообразность; индивидуализацию и дифференциацию, творческую направленность образовательной среды; гуманизм и т.д.

В отличие от подходов, ориентированных на формирование познавательной активности и повышение интереса учащихся к обучению, личностный предполагает включение не только познавательного, но и внутренних - социального и нравственноволевого компонентов мотивации, что обеспечивает доминантную установку на улучшение окружающей действительности через разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности. При этом основным условием эффективности личностного подхода выступает личностноориентированная образовательная среда, способствующая выработке доминанты творчества через сво-

бодное выражение взглядов, проявление самостоятельности и инициативы, стремление к изменению окружающей действительности и т.д. [1].

Образовательная среда, основа формирования творческой познавательной активности, должна определяться, на наш взгляд, двумя факторами: организацией учебного процесса и отношениями субъектов взаимодействия. При этом фактор организации учебного процесса способствует внутренней нравственно-волевой мотивации, в основе которой лежит общебиологический принцип доминанты - временно господствующего очага возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности направленность и активность в определенной сфере [5].

Очаг возбуждения как функциональное образование обеспечивает устойчивую направленность внимания, выполнение целенаправленной деятельности посредством стягивания внешних раздражителей, подкрепления активности к данной сфере. Соответственно доминанта представляет собой господствующую потребность, мотивацию, установку личности, вокруг которой протекает вся деятельность, поведение и творчество человека. С учетом сказанного всякая деятельность личности -это совокупность сменяющих друг друга доминант (сильных, осознаваемых, неосознаваемых, ситуативных, долговременных и т.д.), выступающих в качестве основного механизма развития личности.

По мнению А. А. Ухтомского, доминантами поведения и психического развития возможно и необходимо управлять, важнейшими же для человека и общества выступают поведение, постоянное совершенствование, творчество и т.д. При этом доминантность творческих процессов психического развития обеспечивается через осознание личностью целей, задач и возможностей своего

Психолого-педагогические науки •••

развития; участие личности в самостоятельной творческой деятельности, адекватные стиль и методы внешних воздействий [8].

Следовательно, доминанта творчества способствует выработке культуры преобразующей практики окружающего предметного и социального мира на основе проекта, учения без внешнего принуждения. Среда, определяющая формирование доминанты творчества, характеризуется перенесением акцента с того, чему учить, на то, как учить; использованием наряду с познавательной нравственно-волевой мотивации учащихся к деятельности; активизацией и стимулированием анализа, обобщения, осмысливания с выходом на рефлексию; направленностью педагогического процесса на выработку способов деятельности с преобладанием творческого компонента.

Следует отметить, что личностноориентированная образовательная среда обеспечивает наличие личностно-значимых перспектив деятельности, определяющих его ближайшие, средние и дальние перспективы. При этом достижение ближайшей перспективы порождает потребность пережить подобное еще раз, что позволяет ставить перед личностью средние и дальние перспективы, а процесс, в который включены субъекты деятельности, должен иметь в некотором отдалении событие, ожидание которого стимулирует активность, побуждает к проявлению инициативы. Личность, получая сигнал об успехе, испытывает удовлетворение, повышает уровень осознания способностей, значимости и т.д., что обеспечивает замыкание кольца самоутверждения.

В случае неудачи личность чувствует неудовлетворенность, следствием чего выступают поиск другого способа достижения и разомкнутость кольца самоутверждения. Успех, удовлетворенность от учебной работы создаются опорой на внутриличностные факторы мотивации уча-

45

щихся, природные потребности саморазвития, самовыражения, самоутверждения, самоопределения и самоуправления [5].

Отличительной особенностью образовательной среды выступает оказание на личность педагогического влияния, активизирующего психогенные факторы (внимание, интерес, желание и т.д.). При этом формирование нравственно-волевого механизма мотивации обеспечивается индивидуализацией, дифференциацией обучения, что способствует переходу от учебной деятельности с учебной ситуацией к практической деятельности с реальной жизненной ситуацией.

Индивидуализация обучения, составляющая личностного подхода, предполагает природосообразность, дальнейшую дифференциацию, фур-кацию, различную профилизацию, а также учет индивидуальных и возрастных особенностей личности, ее прогнозирование и корректировку, развитие задатков и способностей. Кроме того, дифференциация и индивидуализация учебной деятельности определяют самостоятельность в удовлетворении потребностей и интересов, направленность на достижение значимых целей самореализации. Включение в индивидуальную продуктивную творческую деятельность выступает как фактор формирования доминанты творчества и показатель готовности к проектно-преобра-зовательной деятельности, составляющей триаду «Я-исследую-Я-проекти-рую-Я-управляю». Самостоятельность, как интегративное качество личности, характеризует уровень умений регулировать свои отношения с окружающими и самим собой, создавать необходимый минимум условий для жизнедеятельности в обществе через осознанную и адекватную оценку сил и способностей [6].

Данные современной науки показывают, что на основе доминанты творчества личность начинает сво-

Известия ДГПУ, №3, 2009

46

бодно и самостоятельно выбирать цели и средства, управлять деятельностью, совершенствуя и развивая способности к ее осуществлению. Предоставление учащимся свободы выбора через возможность предлагать, выбирать сферу деятельности способствует формированию активной, деятельной жизненной позиции личности [2, 5].

В рамках творческой образовательной среды, осуществив выбор, учащийся стремится к самовыражению и достижению результата на основе внутреннего побуждения. Это воспитывает личность, стремящуюся к преобразованию окружающей действительности и самой себя, обладающую чувством социальной ответственности. Кроме того, творческая образовательная среда обеспечивает выработку способности и потребности самостоятельно находить и принимать решения, осуществлять оптимальный выбор, отслеживать изменения и т.д.

Доминирующий в личностно-ориен-тированной, творческой образовательной среде гуманнодемократический стиль характеризуется признанием обучаемого самобытной, уникальной и полноценной личностью с богатством желаний и возможностей, оптимистической верой в свои творческие силы и способности. Активно-заинтересован-ный, гуманно-демократический стиль отношений учителя и учащихся в творческой образовательной среде способствует формированию осознанной гражданской позиции, готовности к творчеству. Формами выражения указанной позиции выступают культура общения, справедливость, искренность, отзывчивость, сопереживание, терпимость и т.д.

Важной характеристикой влияния личностно-ориентированной, творческой образовательной среды на деятельность и поведение выступает система оценивания учащихся, с которой связан целый ряд негативных явлений, поскольку невысокая оцен-

ка результата деятельности вызывает чувство ущербности, унижения, приводит к равнодушию и заключению о неполноценности знаний, способностей ученика.

Положительная оценка и соотве-ствующее отношение учителя формируют у личности уверенность в удовлетворении своих потребностей и склонностей, готовность без принуждения осуществлять учебную деятельность, приводит к перестройке сознания и мышления, формируя способность осуществлять рефлексивный контроль, обеспечивая основу для превращения ученика в субъекта деятельности [2].

В личностно-ориентированной технологии система оценивания учащихся представляет собой результат контроля педагогического процесса через стимулирование, диагностику, ориентацию, регулирование и т.д., направленные на поддержание доминанты творчества, формирование чувства успеха, уверенности в своих силах. С целью уменьшения субъективизма и предвзятости, обеспечения аргументированности и обоснованности оценки следует привлекать к оцениванию самих учащихся, использовать взаимоконтроль, а также увеличить информированность, для чего нами практикуются рейтинг-листы с возможностью исправления и улучшения результата.

Обобщая сказанное, подчеркнем, что личностно-ориентированная среда представляет собой оптимальную совокупность и последовательность методов, средств и форм организации деятельности обучаемых, в которых используются и удовлетворяются потребности в самореализации, раскрываются творческие способности и качества личности.

Но на сегодняшний день пока еще не сложилась широкая и систематическая практика применения личностного подхода. Основными причинами этого выступают несоответствующие социально-экономические

Психолого-педагогические науки

• ••

47

условия и уровень профессиональ- ческие качества и состояния личноного мастерства учителя, а также сти) учащихся.

особенности контингента (психологи-

Примечания

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 2. Батуев А.С. Доминанта, мотивация, поведение. А., 1982. 3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989. 4. Меркулов В.А., Ухтомский А.А. Очерки жизни и научной деятельности. М., 1960. 5. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. 1995. №3. 6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. 7. Соколова Л.В. А. А. Ухтомский. М. : Просвещение, 1991. 8. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.

Статья поступила в редакцию 23.07.2009 г.

УДК 371.035.6

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ

ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ

©2009 вайланматова Я.З., Тучалаев С.Т.

Дагестанский государственный педагогический университет

Посвящается актуальной проблеме формирования гражданско-

патриотических чувств школьников на примере жизни выдающихся людей. На реальных содержательных примерах из жизни талантливых ученых, общепризнанных корифеев науки, делается попытка поиска педагогических средств воздействия на чувства старшеклассников.

The article deals with the problem of the development of schoolchildren’s civic-patriotic feelings by examples of outstanding people’s lives. The author attempts to find pedagogical means of influence upon senior schoolchildren’s feelings by real examples from gifted scientists lives, generally accepted men of sciences.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, целостная личность, активная гражданская позиция, человеческий личностный фактор.

Keywords: civic-patriotic upbringing, integral personality, active civil position, human personality factor.

На рубеже ХХ-XXI вв. крайне актуализировалась проблема формирования личности с высокими нравственными, гражданско-

патриотическими качествами. Этот процесс определяется не только кардинальными изменениями социально-экономических, политических

отношений и сложными социокультурными преобразованиями, но и необходимостью принятия конкретных шагов для выхода из глубокого кризиса системы образования, устранения его последствий. На фоне общих проблем современной мировой цивилизации в российском, в частности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.