моносова (факультет изящных искусств), зарубежные вузы Италии (г. Тренто), Сербии (г. Новый Сад), что обеспечивает высокий уровень академической мобильности преподавателей и студентов вуза.
Художественное образование при всей своей массовости и доступности должно ориентироваться на уникальный объект -творческую индивидуальность, одаренную определенными свойствами, необходимыми избранной профессии, которую требуется развить. На сегодняшний день никому не придет в голову ставить под сомнение право каждого учебного заведения добровольно объединяться в ассоциации, союзы, создаваемые и действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации
о некоммерческих организациях. Нам бы хотелось, чтобы единое культурное пространство объединило усилия всех учебных заведений Сибири в сфере культуры и искусств в реализации культурной политики по подготовке и воспроизводству кадров, что будет способствовать укреплению основы для устойчивого развития региона.
Общее сотрудничество позволило бы анализировать сущность единого художественного образовательного поля, вырабатывать в изменяющихся условиях инновационные модели художественного-эстетического развития личности, опирающиеся на диалог, актуализацию личностного потенциала студентов и учащихся.
УДК 374.7
О. А. Калимуллина
«ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ» КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМНОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
В статье дается системный методологический анализ характерологических особенностей и взаимосвязей структурных компонентов категории «творческая направленность личности» в аспекте основных итогов и выводов на основе анализа основных научных источников, взглядов, поисков, мнений, научных точек зрения и собственных положений автора.
Ключевые слова: творчество, творческая направленность, социально-культурные условия, формирование творческой направленности личности.
O. A. Kalimullina
«THE CREATIVE DIRECTION OF PERSONALITY» AS THE OBJECT OF SYSTEMATIC METHODOLOGICAL ANALYSIS
This article provides a systematic methodological analysis of character traits and relationships of structural components of the category of «creative orientation of a person» in terms of the main results and conclusions based on the analysis of main scientific sources, views, searches, opinions, scientific point of view and own regulations of the author
Keywords: creativity, creative orientation, socio-cultural environment, the formation of creative orientation of a person.
Постиндустриальное общество предъяв- ной социализации, вхождения в общество ляет новые требования к современному чело- с определенным новым социальным набором веку, связанные с решением вопросов успеш- качеств, проявления избирательного отно-
шения к потокам социальной информации, умения разбираться в современных реалиях культурной жизни. Сегодня востребованы люди, постоянно стремящиеся к обновлению своих знаний, к приобретению новых возможностей, к самореализации своей творческой направленности.
Специфика современного мира предопределяет новые требования, которые формируют мотивы освоения новых знаний, требующих аспекта повышения общетворческого развития. Информационный и социальный прогресс порождает такую социальнокультурную ситуацию, при которой общественные требования к деятельности и поведению личности требуют развития индивидуальных способностей, умения мобильно адаптироваться к изменяющимся социальнокультурным условиям жизнедеятельности, что возможно именно для творческой личности.
Общее понимание творческой направленности требует учета следующих основных характеристик: это процесс, связанный с умением реализовывать свои творческие возможности, определяющийся устойчивым интересом к музыкально-творческой деятельности; это умение адаптироваться к изменяющимся условиям, связанным с рефлексией собственного творческого поведения; это целенаправленный процесс раскрытия личностью своих творческих качеств, в соответствии с потребностями и творческой мотивацией, сопровождающийся реализацией ценностных ориентаций в поведении и общении; это процесс, связанный с реализацией устойчивой потребности в творческом саморазвитии, высокой познавательной активности, стремлением к новизне в музыкальнотворческой деятельности.
Проблема формирования творческой направленности личности напрямую связана с ее системным методологическим анализом. Под системным анализом понимается рассмотрение взаимосвязи всей совокупности основ-
ных элементов исследуемого понятия. Важно отметить, что понятие «система» - это не только взаимосвязь ее структурных компонентов, но и базовые характеристики, связанные с основными выводами и итогами научного познания.
Решение проблемы формирования творческой направленности личности в настоящее время обусловлено тем, что в условиях обновления всех сфер общественной жизни объективно возрос спрос на социальноактивную, творческую, смелую, гармонично развитую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.
Теме направленности личности, ее содержанию и структуре посвящено немало научных исследований в отечественной и зарубежной психологии. При этом однозначного толкования данного феномена не существует, что, вероятно, обусловлено разносторонностью подходов к пониманию сущности личности в целом (как субъекта жизни, деятельности или отношений и т. д.). Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Ж. Пиаже, В. Э. Чудновский и др. отмечают, что мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру, одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие - подчиненное положение. Это явление и именуется направленностью личности. Теорией направленности личности занимались известные психологи Л. И. Божович, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мя-сищев, А. С. Прангишвили, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и др. По мнению большинства ученых-психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием. Несмотря на схожесть трактовок направленности личности, в разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: в основе понимания направленности личности лежит динамическая тенденция (С. Л. Рубинштейн); направленность
личности трактуется как смыслообразующий мотив (А. Н. Леонтьев); направленность личности рассматривается как доминирующие отношения (В. Н. Мясищев); направленность личности анализируется как основная жизненная направленность (Б. Г. Ананьев); направленность личности рассматривается как динамическая организация сущностных сил человека (А. С. Прангишвили); направленность личности - это система потребностей (Б. И. Додонов); направленность личности рассматривается как совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, системы мотивационных образований (К. К. Платонов); направленность личности - это устойчиво доминирующая система мотивов (Р. С. Немов, Л. И. Божович); направленность личности - тенденции поведения и деятельности (В. С. Мерлин); направленность личности - это доминанта, становящаяся вектором поведения (А. А. Ухтомский); направленность личности - это типы личностной направленности (Д. И. Фельдштейн, И. Д. Егорычева).
В понимании направленности личности ученые-психологи выделяют два подхода: направленность личности как совокупность или система каких-либо мотивационных образований, явлений (Л. И. Божович, Б. И. Додонов, К. К. Платонов, Р. С. Немов и др.); направленность личности как система, которая определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет его тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане (В. С. Мерлин, А. А. Ухтомский, Е. П. Ильин и др.). В диссертации В. В. Абрауховой «Развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования» выделены следующие подходы формирования творческой направленности в учреждениях дополнительного образования: личностно-ориентированный, систем-
ный, деятельностный, культуротворческий, вариативный, - предложенные в организации работы с воспитанниками при доминанте коллективной творческой деятельности.
Проведем сравнительный анализ педагогических и психологических источников формирования направленности личности.
Впервые проблема формирования направленности личности была поставлена С. Л. Рубинштейном, который связывал ее с динамическими тенденциями. Динамические тенденции были рассмотрены в современной психологии З. Фрейдом, который трактовал их с позиции влечения. Сама направленность влечения выступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде самом по себе, и эта трактовка сказалась на учении о динамических тенденциях в современном понимании мотивации. По мнению
З. Фрейда, общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь личностно значимым, порождает в человеке динамические тенденции.
С. Л. Рубинштейном была изложена целостная система направленности личности, включающая в себя как основные методологические принципы, так и особый способ ее построения. С. Л. Рубинштейн вводит понятие «направленность личности» в научный обиход как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. По его мнению, проблема направленности личности - это, прежде всего, вопрос динамических тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. «Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны и моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности» [7, с. 519]. Акцентируя внимание на основных концеп-
туальных построениях С. Л. Рубинштейна, можно выделить развитие его теоретических позиций анализа направленности личности с позиции установки и тенденции, потребности личности, ее интересов, идеалов. Концептуальная основа данных компонентов базируется на том, что направленность личности не только определяется ими, но и отражает специфику реализации всей деятельности человека. При изложении своей концепции С. Л. Рубинштейн базировался на том, что направленность личности не всегда может быть представлена в совокупности данных иерархий, а на определенном этапе жизни каждая из них может быть как доминирующей, так и второстепенной. Теоретические выводы данного ученого связаны с тем, что направленность личности не может рассматриваться без конечной своей составляющей - стремление человека к какому-либо идеалу, где эта направленность может, в конечном счете, получить побудительно утверждение. «В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют особую направленность личности» [7, с. 532].
Таким образом, С. Л. Рубинштейн приходит к выводу, что направленность личности - это интегративное свойство личности, где потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром; где направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности.
В основе научного подхода В. Н. Мяси-щева в определении направленности личности лежит определяющей тенденцией общественно-историческая обусловленность
личности. В. Н. Мясищев считал, что говоря о направленности личности, необходимо акцентировать внимание на доминирующих отношениях, то есть о большей или меньшей активности, реактивности, аффективности в отношении к тем или иным объектам. Доминировать могут при этом конкретно личные или идейные интересы. Отношения человека, по мнению В. Н. Мясищева, представляют систему, образующуюся в результате его развития, и в этой системе лежат общественные отношения, влияющие на направленность личности. Избирательная направленность отношений определяет внешние и внутренние реакции личности. Уровень развития и избирательность отношений характеризуют содержание личности. Отношения человека представляют систему, образующуюся в результате его развития, воспитания и самовоспитания. В. Н. Мясищев, анализируя вопрос о доминирующих отношениях, считает главным то, для чего живет данный человек, что для него является смыслом жизни, что для него является целями и задачами. Таким образом, В. Н. Мясищевым в определении направленности личности ставились субъективные отношения человека, определяющиеся его культурно-историческим развитием [5, с. 95].
Б. Ф. Ломов, анализируя субъективные отношения личности, рассматривает направленность как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Именно в этом свойстве, по его мнению, выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, вся система ее характеристик. Б. Ф. Ломов пришел к выводу, что то, как конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах, зависит от ее направленности, которая формируется в процессе развития личности в системе общественных отношений. Автор отмечает,
что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности все же частично, является как бы ее фундаментом, исходным звеном. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни много разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности, как считает, Б. Ф. Ломов, раскрывает лишь какую-либо одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная же цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть, вместе с тем, частичная реализация общей жизненной цели личности [3, с. 60].
Несколько иная точка зрения у А. Н. Леонтьева, который выстраивает концептуальную теорию, базирующуюся на том, что структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизиро-ванных, мотивационных линий. Он считает, что понятие «направленность личности», неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может быть единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы [2, с. 166].
П. М. Якобсон предполагает, что у личности может быть сразу несколько направленностей, и делает вывод, что можно говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда находящихся в разных плоскостях, что подчеркивается теорией о мотивационных свойствах личности [8].
Рассмотрим ряд современных диссертационных исследований, занимающихся про-
блемой формирования и развития направленности личности в различных сферах. Так, в диссертационном исследовании А. В. Никитиной направленность личности рассматривается как системообразующее свойство личности, выражающееся в готовности к актуализации потребностно-мотивированной деятельности, направленной на достижение конкретной цели [6].
В исследовании Л. П. Мингазовой «направленность личности - это устойчивое доминирование потребности и интереса, опосредованные долговременными мотивационными установками, которые формируют определяющую линию деятельности и поведения» [4, с. 27].
А. Л. Ильин считает, что среди социальных качеств важная роль принадлежит направленности личности, во многом определяющей специфику социального бытия личности. Направленность обусловливает развитие и деятельность личности, особый, уникальный для каждого индивида жизненный путь и в этом смысле выступает «ядром», «стержнем» всей ее структуры. Направленность выступает таким качеством, которое связывает потенциальные возможности личности и их реализацию. Она характеризует ситуацию выбора человеком сферы социальной деятельности для самоосущест-вления, «выполнения себя». В то же время, если такой выбор осуществляется стихийно, не регулируется в достаточной мере, является случайным для личности, значительно суживается пространство ее самореализации, что оборачивается невосполнимыми потерями как для общества, так и для самого человека [1].
Анализируя вышерассмотренные научные источники по проблеме формирования направленности личности, можно отметить, что направленность личности - сложное, полипараметральное, многокомпонентное понятие, включающее в себя несколько пси-
хологических образований. Данные образования обеспечиваются, на наш взгляд, мировоззренческой позицией личности и ярко выраженной установкой на какой-либо вид деятельности.
В проведенном исследовании можно выделить следующие структурные компоненты направленности личности: интересы, цели, мотивы, мотивация, динамические тенденции, отношения личности, ценностные ориентации, установки, потребности, мировоззрение.
Литература
1. Ильин А. Л. Направленность личности: дис. ... канд. фил. наук. - Свердловск, 1984. - 152 с.
2. Леонтьев А. Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 166-178.
3. Ломов Б. Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности // Там же. - С. 60-66.
4. Мингазова Л. П. Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2006. - 18 с.
5. Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Психология личности ... - С. 95-105.
6. Никитина А. В. Развитие творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2002. - 220 с.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.
8. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации человека. - М.: Просвещение, 1969. -317 с.
Literatura
1. Il’inA. L. Napravlennost’ lichnosti: dis. ... kand. fil. nauk. - Sverdlovsk, 1984. - 152 s.
2. Leont'ev A. N. Formirovanie lichnosti // Psihologija lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. -SPb.: Piter, 2000. - S. 166-178.
3. Lomov B. F. Napravlennost' lichnosti. Sub#ektivnye otnoshenija lichnosti // Tam ze. - S. 60-66.
4. Mingazova L. P. Razvitie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti uchastnika studencheskogo samodejatel'nogo vokal'no-horovogo kollektiva: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kazan', 2006. - 18 s.
5. Mjasishhev V. N. Lichnost' i otnoshenija cheloveka // Psihologija lichnosti ... - S. 95-105.
6. Nikitina A. V. Razvitie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti budushhego uchitelja sredstvami predmetov jesteticheskogo cikla: dis. ... kand. ped. nauk. - Kazan', 2002. - 220 s.
7. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii. - SPb.: Piter, 2001. - 720 s.
8. Jakobson P. M. Psihologicheskie problemy motivacii cheloveka. - M.: Prosveshhenie, 1969. - 317 s.
Рис. 1. Структура направленности личности