Научная статья на тему '«Творческая направленность личности» как объект системного методологического анализа'

«Творческая направленность личности» как объект системного методологического анализа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2366
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / CREATIVITY / CREATIVE ORIENTATION / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / THE FORMATION OF CREATIVE ORIENTATION OF A PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калимуллина Ольга Анатольевна

В статье дается системный методологический анализ характерологических особенностей и взаимосвязей структурных компонентов категории «творческая направленность личности» в аспекте основных итогов и выводов на основе анализа основных научных источников, взглядов, поисков, мнений, научных точек зрения и собственных положений автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE CREATIVE DIRECTION OF PERSONALITY» AS THE OBJECT OF SYSTEMATIC METHODOLOGICAL ANALYSIS

This article provides a systematic methodological analysis of character traits and relationships of structural components of the category of «creative orientation of a person» in terms of the main results and conclusions based on the analysis of main scientific sources, views, searches, opinions, scientific point of view and own regulations of the author

Текст научной работы на тему ««Творческая направленность личности» как объект системного методологического анализа»

моносова (факультет изящных искусств), зарубежные вузы Италии (г. Тренто), Сербии (г. Новый Сад), что обеспечивает высокий уровень академической мобильности преподавателей и студентов вуза.

Художественное образование при всей своей массовости и доступности должно ориентироваться на уникальный объект -творческую индивидуальность, одаренную определенными свойствами, необходимыми избранной профессии, которую требуется развить. На сегодняшний день никому не придет в голову ставить под сомнение право каждого учебного заведения добровольно объединяться в ассоциации, союзы, создаваемые и действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации

о некоммерческих организациях. Нам бы хотелось, чтобы единое культурное пространство объединило усилия всех учебных заведений Сибири в сфере культуры и искусств в реализации культурной политики по подготовке и воспроизводству кадров, что будет способствовать укреплению основы для устойчивого развития региона.

Общее сотрудничество позволило бы анализировать сущность единого художественного образовательного поля, вырабатывать в изменяющихся условиях инновационные модели художественного-эстетического развития личности, опирающиеся на диалог, актуализацию личностного потенциала студентов и учащихся.

УДК 374.7

О. А. Калимуллина

«ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ» КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМНОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В статье дается системный методологический анализ характерологических особенностей и взаимосвязей структурных компонентов категории «творческая направленность личности» в аспекте основных итогов и выводов на основе анализа основных научных источников, взглядов, поисков, мнений, научных точек зрения и собственных положений автора.

Ключевые слова: творчество, творческая направленность, социально-культурные условия, формирование творческой направленности личности.

O. A. Kalimullina

«THE CREATIVE DIRECTION OF PERSONALITY» AS THE OBJECT OF SYSTEMATIC METHODOLOGICAL ANALYSIS

This article provides a systematic methodological analysis of character traits and relationships of structural components of the category of «creative orientation of a person» in terms of the main results and conclusions based on the analysis of main scientific sources, views, searches, opinions, scientific point of view and own regulations of the author

Keywords: creativity, creative orientation, socio-cultural environment, the formation of creative orientation of a person.

Постиндустриальное общество предъяв- ной социализации, вхождения в общество ляет новые требования к современному чело- с определенным новым социальным набором веку, связанные с решением вопросов успеш- качеств, проявления избирательного отно-

шения к потокам социальной информации, умения разбираться в современных реалиях культурной жизни. Сегодня востребованы люди, постоянно стремящиеся к обновлению своих знаний, к приобретению новых возможностей, к самореализации своей творческой направленности.

Специфика современного мира предопределяет новые требования, которые формируют мотивы освоения новых знаний, требующих аспекта повышения общетворческого развития. Информационный и социальный прогресс порождает такую социальнокультурную ситуацию, при которой общественные требования к деятельности и поведению личности требуют развития индивидуальных способностей, умения мобильно адаптироваться к изменяющимся социальнокультурным условиям жизнедеятельности, что возможно именно для творческой личности.

Общее понимание творческой направленности требует учета следующих основных характеристик: это процесс, связанный с умением реализовывать свои творческие возможности, определяющийся устойчивым интересом к музыкально-творческой деятельности; это умение адаптироваться к изменяющимся условиям, связанным с рефлексией собственного творческого поведения; это целенаправленный процесс раскрытия личностью своих творческих качеств, в соответствии с потребностями и творческой мотивацией, сопровождающийся реализацией ценностных ориентаций в поведении и общении; это процесс, связанный с реализацией устойчивой потребности в творческом саморазвитии, высокой познавательной активности, стремлением к новизне в музыкальнотворческой деятельности.

Проблема формирования творческой направленности личности напрямую связана с ее системным методологическим анализом. Под системным анализом понимается рассмотрение взаимосвязи всей совокупности основ-

ных элементов исследуемого понятия. Важно отметить, что понятие «система» - это не только взаимосвязь ее структурных компонентов, но и базовые характеристики, связанные с основными выводами и итогами научного познания.

Решение проблемы формирования творческой направленности личности в настоящее время обусловлено тем, что в условиях обновления всех сфер общественной жизни объективно возрос спрос на социальноактивную, творческую, смелую, гармонично развитую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.

Теме направленности личности, ее содержанию и структуре посвящено немало научных исследований в отечественной и зарубежной психологии. При этом однозначного толкования данного феномена не существует, что, вероятно, обусловлено разносторонностью подходов к пониманию сущности личности в целом (как субъекта жизни, деятельности или отношений и т. д.). Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Ж. Пиаже, В. Э. Чудновский и др. отмечают, что мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру, одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие - подчиненное положение. Это явление и именуется направленностью личности. Теорией направленности личности занимались известные психологи Л. И. Божович, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мя-сищев, А. С. Прангишвили, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и др. По мнению большинства ученых-психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием. Несмотря на схожесть трактовок направленности личности, в разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: в основе понимания направленности личности лежит динамическая тенденция (С. Л. Рубинштейн); направленность

личности трактуется как смыслообразующий мотив (А. Н. Леонтьев); направленность личности рассматривается как доминирующие отношения (В. Н. Мясищев); направленность личности анализируется как основная жизненная направленность (Б. Г. Ананьев); направленность личности рассматривается как динамическая организация сущностных сил человека (А. С. Прангишвили); направленность личности - это система потребностей (Б. И. Додонов); направленность личности рассматривается как совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, системы мотивационных образований (К. К. Платонов); направленность личности - это устойчиво доминирующая система мотивов (Р. С. Немов, Л. И. Божович); направленность личности - тенденции поведения и деятельности (В. С. Мерлин); направленность личности - это доминанта, становящаяся вектором поведения (А. А. Ухтомский); направленность личности - это типы личностной направленности (Д. И. Фельдштейн, И. Д. Егорычева).

В понимании направленности личности ученые-психологи выделяют два подхода: направленность личности как совокупность или система каких-либо мотивационных образований, явлений (Л. И. Божович, Б. И. Додонов, К. К. Платонов, Р. С. Немов и др.); направленность личности как система, которая определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет его тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане (В. С. Мерлин, А. А. Ухтомский, Е. П. Ильин и др.). В диссертации В. В. Абрауховой «Развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования» выделены следующие подходы формирования творческой направленности в учреждениях дополнительного образования: личностно-ориентированный, систем-

ный, деятельностный, культуротворческий, вариативный, - предложенные в организации работы с воспитанниками при доминанте коллективной творческой деятельности.

Проведем сравнительный анализ педагогических и психологических источников формирования направленности личности.

Впервые проблема формирования направленности личности была поставлена С. Л. Рубинштейном, который связывал ее с динамическими тенденциями. Динамические тенденции были рассмотрены в современной психологии З. Фрейдом, который трактовал их с позиции влечения. Сама направленность влечения выступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде самом по себе, и эта трактовка сказалась на учении о динамических тенденциях в современном понимании мотивации. По мнению

З. Фрейда, общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь личностно значимым, порождает в человеке динамические тенденции.

С. Л. Рубинштейном была изложена целостная система направленности личности, включающая в себя как основные методологические принципы, так и особый способ ее построения. С. Л. Рубинштейн вводит понятие «направленность личности» в научный обиход как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. По его мнению, проблема направленности личности - это, прежде всего, вопрос динамических тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. «Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны и моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности» [7, с. 519]. Акцентируя внимание на основных концеп-

туальных построениях С. Л. Рубинштейна, можно выделить развитие его теоретических позиций анализа направленности личности с позиции установки и тенденции, потребности личности, ее интересов, идеалов. Концептуальная основа данных компонентов базируется на том, что направленность личности не только определяется ими, но и отражает специфику реализации всей деятельности человека. При изложении своей концепции С. Л. Рубинштейн базировался на том, что направленность личности не всегда может быть представлена в совокупности данных иерархий, а на определенном этапе жизни каждая из них может быть как доминирующей, так и второстепенной. Теоретические выводы данного ученого связаны с тем, что направленность личности не может рассматриваться без конечной своей составляющей - стремление человека к какому-либо идеалу, где эта направленность может, в конечном счете, получить побудительно утверждение. «В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют особую направленность личности» [7, с. 532].

Таким образом, С. Л. Рубинштейн приходит к выводу, что направленность личности - это интегративное свойство личности, где потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром; где направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности.

В основе научного подхода В. Н. Мяси-щева в определении направленности личности лежит определяющей тенденцией общественно-историческая обусловленность

личности. В. Н. Мясищев считал, что говоря о направленности личности, необходимо акцентировать внимание на доминирующих отношениях, то есть о большей или меньшей активности, реактивности, аффективности в отношении к тем или иным объектам. Доминировать могут при этом конкретно личные или идейные интересы. Отношения человека, по мнению В. Н. Мясищева, представляют систему, образующуюся в результате его развития, и в этой системе лежат общественные отношения, влияющие на направленность личности. Избирательная направленность отношений определяет внешние и внутренние реакции личности. Уровень развития и избирательность отношений характеризуют содержание личности. Отношения человека представляют систему, образующуюся в результате его развития, воспитания и самовоспитания. В. Н. Мясищев, анализируя вопрос о доминирующих отношениях, считает главным то, для чего живет данный человек, что для него является смыслом жизни, что для него является целями и задачами. Таким образом, В. Н. Мясищевым в определении направленности личности ставились субъективные отношения человека, определяющиеся его культурно-историческим развитием [5, с. 95].

Б. Ф. Ломов, анализируя субъективные отношения личности, рассматривает направленность как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Именно в этом свойстве, по его мнению, выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, вся система ее характеристик. Б. Ф. Ломов пришел к выводу, что то, как конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах, зависит от ее направленности, которая формируется в процессе развития личности в системе общественных отношений. Автор отмечает,

что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности все же частично, является как бы ее фундаментом, исходным звеном. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни много разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности, как считает, Б. Ф. Ломов, раскрывает лишь какую-либо одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная же цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть, вместе с тем, частичная реализация общей жизненной цели личности [3, с. 60].

Несколько иная точка зрения у А. Н. Леонтьева, который выстраивает концептуальную теорию, базирующуюся на том, что структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизиро-ванных, мотивационных линий. Он считает, что понятие «направленность личности», неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может быть единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы [2, с. 166].

П. М. Якобсон предполагает, что у личности может быть сразу несколько направленностей, и делает вывод, что можно говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда находящихся в разных плоскостях, что подчеркивается теорией о мотивационных свойствах личности [8].

Рассмотрим ряд современных диссертационных исследований, занимающихся про-

блемой формирования и развития направленности личности в различных сферах. Так, в диссертационном исследовании А. В. Никитиной направленность личности рассматривается как системообразующее свойство личности, выражающееся в готовности к актуализации потребностно-мотивированной деятельности, направленной на достижение конкретной цели [6].

В исследовании Л. П. Мингазовой «направленность личности - это устойчивое доминирование потребности и интереса, опосредованные долговременными мотивационными установками, которые формируют определяющую линию деятельности и поведения» [4, с. 27].

А. Л. Ильин считает, что среди социальных качеств важная роль принадлежит направленности личности, во многом определяющей специфику социального бытия личности. Направленность обусловливает развитие и деятельность личности, особый, уникальный для каждого индивида жизненный путь и в этом смысле выступает «ядром», «стержнем» всей ее структуры. Направленность выступает таким качеством, которое связывает потенциальные возможности личности и их реализацию. Она характеризует ситуацию выбора человеком сферы социальной деятельности для самоосущест-вления, «выполнения себя». В то же время, если такой выбор осуществляется стихийно, не регулируется в достаточной мере, является случайным для личности, значительно суживается пространство ее самореализации, что оборачивается невосполнимыми потерями как для общества, так и для самого человека [1].

Анализируя вышерассмотренные научные источники по проблеме формирования направленности личности, можно отметить, что направленность личности - сложное, полипараметральное, многокомпонентное понятие, включающее в себя несколько пси-

хологических образований. Данные образования обеспечиваются, на наш взгляд, мировоззренческой позицией личности и ярко выраженной установкой на какой-либо вид деятельности.

В проведенном исследовании можно выделить следующие структурные компоненты направленности личности: интересы, цели, мотивы, мотивация, динамические тенденции, отношения личности, ценностные ориентации, установки, потребности, мировоззрение.

Литература

1. Ильин А. Л. Направленность личности: дис. ... канд. фил. наук. - Свердловск, 1984. - 152 с.

2. Леонтьев А. Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 166-178.

3. Ломов Б. Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности // Там же. - С. 60-66.

4. Мингазова Л. П. Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2006. - 18 с.

5. Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Психология личности ... - С. 95-105.

6. Никитина А. В. Развитие творческой направленности личности будущего учителя средствами предметов эстетического цикла: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2002. - 220 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.

8. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации человека. - М.: Просвещение, 1969. -317 с.

Literatura

1. Il’inA. L. Napravlennost’ lichnosti: dis. ... kand. fil. nauk. - Sverdlovsk, 1984. - 152 s.

2. Leont'ev A. N. Formirovanie lichnosti // Psihologija lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. -SPb.: Piter, 2000. - S. 166-178.

3. Lomov B. F. Napravlennost' lichnosti. Sub#ektivnye otnoshenija lichnosti // Tam ze. - S. 60-66.

4. Mingazova L. P. Razvitie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti uchastnika studencheskogo samodejatel'nogo vokal'no-horovogo kollektiva: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kazan', 2006. - 18 s.

5. Mjasishhev V. N. Lichnost' i otnoshenija cheloveka // Psihologija lichnosti ... - S. 95-105.

6. Nikitina A. V. Razvitie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti budushhego uchitelja sredstvami predmetov jesteticheskogo cikla: dis. ... kand. ped. nauk. - Kazan', 2002. - 220 s.

7. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii. - SPb.: Piter, 2001. - 720 s.

8. Jakobson P. M. Psihologicheskie problemy motivacii cheloveka. - M.: Prosveshhenie, 1969. - 317 s.

Рис. 1. Структура направленности личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.