(П/сИХОАОЮ-ПЕДАЮтЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
УДК 378+159.923.5 А. У. Кулов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается профессиональная направленность как одна из важнейших составляющих общей направленности личности. Освещаются психолого-педагогические предпосылки к определению понятия «направленность личности» и «профессиональная направленность». Даётся анализ основных концепций направленности.
Ключевые слова: направленность личности, профессиональная направленность.
A. U. Kulov
Moscow State University of Culture and Arts
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF FUTURE PROFESSIONAL ORIENTATION OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS
In article the professional orientation as one of the most important components of the general orientation of the personality is considered. Psichologo-pedagogical preconditions to definition "an orientation of the personality" and "a professional orientation" are shined. The analysis of the main concepts of an orientation is given.
Keywords: orientation of the personality, professional orientation.
Сегодня формирование профессиональной направленности личности — одно из условий совершенствования системы подготовки квалифицированных, конкурентоспособных педагогов-психологов. При сформированной профессиональной направленности будущий педагог-психолог способен творчески использовать свой потенциал, ориентироваться не только на предмет, но и на личность учащегося, его нравственные ценности, индивидуальные особенности.
Понятие «направленность» — предмет рассмотрения многих наук, и в том числе социологии, философии, педагогики, психологии и др. В то же время анализ литературы по данной проблеме обнаружил, что учёные не сформировали единого определения, структуру и критерии направленности личности, что объясняется, по нашему мнению, многообразием изучаемого явления.
Разработка теории формирования направленности личности как одного из цен-
185
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 185-188
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
тральных компонентов личности связана с именами Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович,
B. В. Давыдова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова,
C. Л. Рубинштейна, В. А. Ядова и других. В исследованиях этих учёных раскрываются наиболее значимые стороны направленности личности, определяются её место и роль в структуре интегральных характеристик индивида. По их мнению, направленность личности играет важную роль в психическом развитии личности, определяет её структуру.
B. Г. Леонтьев определял направленность личности «как сложное психическое образование, отражающее устойчивую взаимосвязь инициатора с целью и обеспечивающее регуляцию поведения и деятельности человека» [7, с. 8]. Потребности, убеждения, идеалы, мотивы, по мнению учёного, могут выступать в качестве инициатора деятельности, а общая направленность личности понимается как его системообразующий фактор.
C. Л. Рубинштейн под направленностью личности понимал интегративное целостное свойство, которое может регулировать деятельность человека и его активность. Он выявил в направленности личности два аспекта, близко между собой связанных: предметное содержание, то есть направленность на какой-либо предмет, и напряжение, при этом возникающее. Следовательно, направленность личности, по С. Л. Рубинштейну, составляет систему побуждений или мотивов, определяющих её деятельность. В структуру направленности учёный включал потребности, интересы, идеалы.
В. Н. Мясищев рассматривал направленность в качестве доминирующего отношения личности к предметам внешнего мира, людям, деятельности и к себе [9]. В понятие «направленность» учёный включал мотивы, интересы, цели, мировоззрение, убеждения, идеалы.
Б. ф. Ломов полагал, что направленность, к которой относятся склонности, интересы,
потребности, полностью определяет психологический склад личности, выступает его системообразующим свойством, посредством которого определяются цели, мотивы, субъективные отношения к различным сторонам жизни [8].
Э. Ф. Зеер определяет направленность личности как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и определяющих её избирательность и активность. Направленность личности состоит из интересов, убеждений, идеалов и склонностей, в которых выражается мировоззрение индивидуума. В свою структуру направленности он включает также установки, потребности, отношения [4].
К. К. Платонов описывал две стадии проявления направленности в зависимости от глубины её развития в деятельности человека: низкую, проявляемую в форме желания, влечения, и высокую, проявляемую в форме склонностей, интересов, убеждений, выделяя такие качественные характеристики направленности, как уровень, широту, устойчивость, интенсивность и действенность [11].
Л. И. Божович рассматривала направленность как систему устойчиво доминирующих мотивов, полагая, что направленность личности определяется иерархической структурой мотивационной сферы. По мнению автора, структура направленности состоит из трёх групп мотивов: гуманистических, деловых, личностных. Исходя из этого, она выделяет общественную, деловую и личностную направленность [2].
В. А. Сластенин отводил направленности центральное место в структуре личности, понимая её сложным психическим свойством, которое состоит из системы побуждений, определяющих активность личности и её избирательное отношение к действительности [12].
Таким образом, из приведённых определений следует, что под направленностью личности одни авторы понимают ведущий настрой, систему мотивов, другие — доминирующее отношение личности к окружаю-
щему миру или свойства, которые определяют деятельность человека.
Когда речь идёт о направленности личности при выполнении определённой деятельности, употребляется понятие «профессиональная направленность». Согласно Л. И. Божович, предпосылками возникновения профессиональной направленности выступают качества личности, её переживания, взгляды и т.п. к конкретному времени [2].
Методологические основы профессиональной направленности нашли своё отражение в трудах А. А. Крылова, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, С. С. Мартынова, К. К. Платонова, А. П. Сейтешева, В. А. Сла-стенина и др., которые рассматривали профессиональную направленность как проявление общей направленности со своими неповторимыми особенностями.
Профессиональную направленность рассматривают как свойство личности, характеризующее отношение человека к выбранной профессии, оказывающее воздействие на подготовку и успешность профессиональной деятельности, без которой профессиональное становление личности будущего специалиста невозможно.
На сегодняшний день в науке нет чёткого понимания профессиональной направленности личности. Это связано с тем, что учёные по-разному подходят к выделению структурных компонентов профессиональной направленности.
Э. Ф. Зеер определяет профессиональную направленность как интегративное качество личности, определяющее успешность овладения индивидом профессией и выступающее важным фактором становления личности профессионала [4, с. 84].
Профессиональная направленность как системообразующее свойство личности раскрывается в определении Н. В. Кузьминой, в котором профессиональная направленность раскрывается через проявление интереса к профессии и склонность заниматься ею [6].
Г. А. Журавлева трактует профессиональную направленность как «более или менее
устоичивыи комплекс установок в отношении различных сторон той или иной деятельности» [3].
A. Б. Каганов определяет профессиональную направленность через отношение личности к своей будущей профессии посредством интересов, склонностей, потребностей и мотивов [5].
B. Г. Немировский трактует профессиональную направленность как «отношение человека к конкретной профессии, как совокупность определённых действий и необходимых для этого знаний и навыков» [10].
Б. Ф. Ломов полагал, что профессиональная направленность — это отношение человека к избранной профессии, которое оказывает влияние на подготовку и успешность профессиональной деятельности [8].
Ю. А. Афонькина понимает профессиональную направленность «как компонент направленности личности, обладающий её свойствами, конкретизирующимися в профессионально-трудовой деятельности» [1, с. 143].
Анализируя структуру профессиональной направленности, мы выяснили, что в неё входят такие компоненты, как потребности, интересы, склонности, мотивы, идеалы, убеждения, ценностные ориентации, профессиональные намерения и др.
Таким образом, среди различных видов направленности личности особое положение занимает профессиональная направленность. Исходя из приведённого анализа, мы можем сделать следующие выводы о том, что профессиональная направленность:
• выступает как интегративное качество личности, в структуру которого входят мотивы, потребности, установки, интересы, склонности, ценностные ориентации;
• оказывает влияние на подготовку и успешность профессиональной деятельности;
• способствует раскрытию скрытых возможностей личности в овладении профессиональной деятельностью;
• связана с ориентацией на профессию;
• побуждает к активности в учебно-профессиональной сфере.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
Примечания
1. Афонькина Ю. А. Становление профессиональной направленности в развитии человека. Мурманск : МГПИ, 2001. 180 с.
2. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования личности // Психология формирования и развития личности. Москва, 1981. С. 257—284.
3. Журавлева Г. А. Профессиональная направленность студенческой молодёжи // Социологические исследования профессиональной ориентации молодёжи. Москва, 1975. С. 69—77.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учебное пособие. Екатеринбург, 2000.
5. Каганов А. Б. формирование профессиональной направленности студентов на младших курсах вуза : автореф. канд. дис. Москва, 1981. 16 с.
6. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя и формирования его личности. Москва, 1967. 183 с.
7. Леонтьев В. Г, Жмыриков А. Н. Адаптация человека к новой деятельности как условие профессиональной направленности : [сборник научных трудов]. Новосибирск, 1982. С. 6—26.
8. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. Москва : Педагогика, 1991. 296 с.
9. Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Ленинград : Изд-во ЛГУ. 1957. [Т. 1] : Характер. 264 с.
10. Немировский В. Г. факторы формирования социально-профессиональной направленности школьной молодёжи : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ленинград, 1980. 17 с.
11. Платонов К К, Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащегося. Москва : Высшая школа, 1966. 224 с.
12. Сластенин В. А. Педагогика : [учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений]. Москва : Академия, 2004. 576 с.
Н ЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ГАРМОНИКАХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
УДК 374:7.071.2+786.8 С. В. Шершуков
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается процесс формирования исполнительских умений учащихся учреждений дополнительного образования детей. Кроме того, анализируются проблемы ведения меха, движения рук на клавиатуре гармоник, композиторское слышание и другие аспекты исполнительских умений.
Ключевые слова: исполнительские умения, навыки, гармоника, учащиеся дополнительного образования детей, исполнительский слух, композиторское слышание, штрихи меха.
188
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 188-192