^ Образование в сфере культуры
Примечания
1. Влияние общественных организаций на процесс принятия общественно значимых решений : [по материалам «круглого стола»: Послание Президента страны «Построим будущее вместе!», в контексте реформирования гражданского общества в Казахстане] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// npoastana.kz/articles
2. Концепция развития гражданского общества в Казахстане // Информационный портал. Вестник НПО. — 2012. — May 24, Thursday. — Режим доступа: http://vestniknpo.kz/?p=6
3. Gray, R. NGOs, civil society and accountability: making the people accountable to capital / Rob Gray, Jan Bebbington, David Collison // Accounting, Auditing & Accountability Journal. — 2006. — Vol. 19, Iss: 3. — P. 319—348.
4. Kumar, K. Global Civil Society / Krishan Kumar // European Journal of Sociology. — 2007. — 01 December. — P. 413—434.
5. The Weakness of Civil Society in Post-Communist Europe / By Marc Moj Howard. — Cambridge University Press, 2003.
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ» ЛИЧНОСТИ
УДК 378
А. У. Кулов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается профессиональная направленность как одна из важнейших составляющих общей направленности личности. Освещаются различные подходы к определению «направленность личности» и «профессиональная направленность».
Ключевые слова: направленность личности, профессиональная направленность.
In article the professional orientation as one of the most important components of the general orientation of the personality is considered. Various approaches to definition "an orientation of the personality" and "a professional orientation" are shined.
Keywords: orientation of the personality, professional orientation.
В настоящее время нет никаких сомнений, что формирование профессиональной направленности личности является одной из важных задач профессионального образования.
Однако теоретический анализ психолого-педагогических источников показал, что в научной литературе имеются различные подходы к определению понятия «направленность личности». При этом необходи-
1997-0803 ВЕСТНИ
мо отметить, что в большинстве концепций направленность рассматривается как центральное звено, без которого невозможно профессиональное становление личности.
Изучение направленности личности в отечественной педагогике и психологии являлось одной из важных проблем во второй половине XX века, ее актуальность сохраняется и в наши дни. Сформировалось общее убеждение, что направленность личности
МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 169-172 169
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 3 (53) май-июнь ^
играет важную роль в психическом развитии личности, определяет ее структуру.
Данной проблемой занимались известные педагоги и психологи: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и другие.
Проведем анализ основных концепций направленности личности, чтобы определить ее сущность и структуру.
Термин «направленность» в психологическую науку ввел В. Штерн, который рассматривал это понятие как склонность к какой-либо деятельности.
Проблема направленности личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, «... это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами» [13, с. 104]. Направленность личности понималась ученым как интегративное целостное свойство, которое может регулировать деятельность человека и его активность. Он выявил в направленности личности два аспекта, имеющих между собой связь: предметное содержание, так как направленность может быть направлена на какой-либо предмет, и напряжение, при этом возникающее. Таким образом, направленность личности, по С.Л. Рубинштейну, составляет систему побуждений или мотивов, определяющих ее деятельность. В структуру направленности ученый включал потребности, интересы, идеалы, которые рассматриваются как различные стороны или моменты многообразной и в то же время, в какой-то степени, единой направленности личности, выступающей в качестве мотивации ее деятельности.
С позиции теории отношений В.Н. Мясищева под направленностью личности понимаются «доминирующие отношения личности к предметам внешнего мира, людям, деятельности и к себе, где отношения — это свойства, характеризующие направленность личности» [10, с. 92]. К понятию «направленность» он относит мотивы,
интересы, цели, мировоззрение, убеждения, идеалы.
Б.Г. Ананьев рассматривал направленность как свойство личности, в основе которого лежат ценностные ориентации, динамические отношения и мотивы поведения.
В.Г. Леонтьев определял направленность личности «как сложное психическое образование, отражающее устойчивую взаимосвязь инициатора с целью и обеспечивающее регуляцию поведения и деятельности человека» [9, с. 8]. Потребности, убеждения, идеалы, мотивы, по мнению ученого, могут выступать в качестве инициатора деятельности, а общая направленность личности понимается как его системообразующий фактор.
Л.И. Божович рассматривала направленность как систему устойчиво доминирующих мотивов, полагая, что направленность личности определяется иерархической структурой мотивационной сферы [2].
К.К. Платонов выделял две стадии проявления направленности, в зависимости от глубины ее развития в деятельности человека: низкую, проявляемую в форме желания, влечения, и высокую, проявляемую в форме склонностей, интересов, убеждений [12].
B.C. Кузин под направленностью личности понимает те цели и побуждения, которыми руководствуется человек в своей деятельности, в своем отношении к окружающему миру [8].
Таким образом, из приведенных определений следует, что под направленностью личности одни авторы понимают ведущий настрой, систему мотивов, другие — доминирующее отношение личности к окружающему миру или свойства, которые определяют деятельность человека.
Мы понимаем направленность личности как важное и универсальное свойство личности, в котором выражается ее особенность и неповторимость; она включает мотивы, потребности, интересы, склонности, идеалы и убеждения, которые составляют внутреннюю позицию личности, ее отношение к себе и обществу.
Когда речь идет о направленности лично-
^ Образование в сфере культуры
сти при выполнении определенной деятельности, употребляется понятие «профессиональная направленность». Профессиональная направленность чаще всего рассматривается как проявление общей направленности личности в труде, которая приобретает при этом кое-какие неповторимые особенности.
Профессиональную направленность рассматривают как свойство личности, характеризующее отношение человека к выбранной профессии, оказывающее воздействие на подготовку и успешность профессиональной деятельности, без которой профессиональное становление личности будущего специалиста невозможно.
На сегодняшний день в науке нет четкого понимания, что такое «профессиональная направленность личности». Это связано с тем, что ученые по-разному подходят к выделению структурных компонентов профессиональной направленности.
Э.Ф. Зеер профессиональную направленность считает интегративным качеством личности, которое определяет успешность овладения индивидом профессией и выступает «системообразующим» фактором личности профессионала [4, с. 84].
Всесторонность профессиональной направленности как системообразующего свойства личности обнаруживается и в определении Н.В. Кузьминой, в котором профессиональная направленность раскрывается через проявление интереса к профессии и склонность заниматься ею [7, с. 98].
Г.А. Журавлева трактует профессиональную направленность как «более или менее устойчивый комплекс установок в отношении различных сторон той или иной деятельности» [3].
Ю.А. Афонькина понимает профессиональную направленность «как компонент направленности личности, обладающий ее свойствами, конкретизирующимися в профессионально-трудовой деятельности» [1, с. 143].
В.Г. Немировский определяет профессиональную направленность как «отношение человека к конкретной профессии, как совокупность определенных действий и необходимых для этого знаний и навыков» [11].
А.Г. Колденков рассматривает профессиональную направленность как «динамическое свойство личности, которое характеризует доминирующее, осознаваемое отношение данного человека к избранной профессии» [5].
Анализируя структуру профессиональной направленности, мы выяснили, что в нее входят когнитивный и эмоционально-волевой компоненты; интересы, склонности, мотивы, ценностные ориентации, профессиональные намерения; мотивы, коллективистская направленность; коммуникативный, профори-ентационные компоненты профессиональной направленности.
Таким образом, исходя из приведенного анализа понятия «профессиональная направленность», мы можем сделать следующие выводы:
• профессиональная направленность является интегративным качеством личности, в структуру которого входят мотивы, цели, потребности и установки;
• профессиональная направленность связана с ориентацией на профессию;
• профессиональная направленность способствует раскрытию скрытых возможностей личности при осуществлении профессиональной деятельности.
Примечания
1. Афонькина, Ю. А. Становление профессиональной направленности в развитии человека / Ю. А. Афонькина. — Мурманск : МГПИ, 2001. — 180 с.
2. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования личности / Л. И. Божович // Психология формирования и развития личности. — Москва, 1981. — С. 257—284.
3. Журавлева, Г. А. Профессиональная направленность студенческой молодежи / Г. А. Журавлева // Социологические исследования профессиональной ориентации молодежи. — Москва, 1975. — С. 69—77.
4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учебное пособие / Э. Ф. Зеер.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 3 (53) май-июнь ^
— Екатеринбург, 2000.
5. Колденков, А. Г. Анализ факторов формирования профессиональной направленности студентов технического вуза / А. Г. Колденков // Вестн. ЛГУ. — 1977. — № 5.
6. Кузьмина, Н. В. Проблемы профессиональной подготовки студентов в вузах / Н. В. Кузьмина // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / под ред. Н. В. Кузьминой.
— Ленинград, 1970. — С. 57—67.
7. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя и формирования его личности / Н. В. Кузьмина. — Москва, 1967. — 183 с.
8. Кузин, В. С. Психология / В. С. Кузин. — Москва : Высшая школа, 1982. — 256 с.
9. Леонтьев, В. Г. Адаптация человека к новой деятельности как условие профессиональной направленности : сборник научных трудов / В. Г. Леонтьев, А. Н. Жмыриков. — Новосибирск, 1982. — С. 6—26.
10. Мясищев, В. Н. Психологические особенности человека / В. Н. Мясищев. — Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1957. — Т. 1 : Характер. — 264 с.
11. Немировский, В. Г. Факторы формирования социально-профессиональной направленности школьной молодежи : автореф. дис. ... канд. философских наук / В. Г. Немировский. — Ленинград, 1980. — 17 с.
12. Платонов, К. К. Об изучении и формировании личности учащегося / К. К. Платонов, Б. И. Адаскин. — Москва : Высшая школа, 1966. — 224 с.
13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2. т. / С. Л. Рубинштейн ; АПН СССР.
— Москва : Педагогика, 1989. — Т. 1. — 485 с.
cJLРОБЛЕМА ДИКЦИИ В ПОСТАНОВКЕ
ОПЕРНОГО ГОЛОСА
УДК 78.07
Р. В. Сладкопевец
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена рассмотрению проблемы дикции в постановке голоса (оперного, камерного). Опираясь на педагогические принципы К.С. Станиславского и Б.В. Асафьева, раскрываются особенности методики преподавания сценической речи для вокалистов, исходя из целей и задач вокального искусства, отличающиеся от методов и задач данной дисциплины при обучении драматических актеров.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, вокально-сценическая речь, постановка голоса, речевая интонация, методы преподавания.
The article deals with the problems of diction staged voice (opera, chamber). Building on the educational principles of KS Stanislavsky and BV Asafiev, features disclosed methods of teaching elocution for vocalists, based on the goals and objectives of the vocal art, different from the methods and objectives of the discipline in the training of actors.
Keywords: professional activities, vocal and stage speech, voice, speech intonation, teaching methods. 172 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 172-174