Научная статья на тему 'Профессиональная направленность и направленность личности'

Профессиональная направленность и направленность личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6758
895
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИ-ОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кунц Любовь Ивановна

В статье рассматриваются различные подходы к понятию направленности и профессиональной направленности личности. Дан обзор многочисленных трактовок одной из важнейших психологических категорий – направленности как интегративного понятия мо-тивационной сферы личности. Анализируется понимание отечественными психологами профессиональной направленности, в частности, профессионально-педагогической. Описаны компоненты и составляющие направленности. На основании рассмотренного материала предпринимается попытка описать в структуре профессионально-педагогической направленности творческий компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность и направленность личности»

_ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ..._

УДК 159.923

Кунц Любовь Ивановна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Новосибирского государственного педагогического университета, li.kunts@yandex.ru, Новосибирск

профессиональная направленность и направленность личности

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к понятию направленности и профессиональной направленности личности. Дан обзор многочисленных трактовок одной из важнейших психологических категорий - направленности как интегративного понятия мо-тивационной сферы личности. Анализируется понимание отечественными психологами профессиональной направленности, в частности, профессионально-педагогической. Описаны компоненты и составляющие направленности. На основании рассмотренного материала предпринимается попытка описать в структуре профессионально-педагогической направленности творческий компонент.

Ключевые слова: направленность, профессиональная направленность личности, мотиваци-онная сфера личности.

Kunts Lyubov Ivanovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate professor of the Department of Pedagogy and Psychology of vocational education at the Novosibirsk State Pedagogical University, li.kunts@yandex.ru, Novosibirsk

professional orientation and orientation of the personality

Abstract. In article various approaches to concept of an orientation and a professional orientation of the personality are considered. The review of numerous treatments of one of the most important psychological categories - orientations as integrative concept of the motivational sphere of the personality is given. The understanding by domestic psychologists of a professional orientation, in particular, the professional and pedagogical is analyzed. Components and making orientations are described. On the basis of the considered material attempt to describe a creative component in structure of a professional and pedagogical orientation is made.

Keywords: orientation, professional orientation, motivational sphere of the personality.

Понятие направленности является базовой категорией для психологической науки. Трактовка данного понятия зависит от подхода, научной школы, которой придерживаются исследователи. Определения направленности отличаются друг от друга, но так или иначе все авторы делают акцент на мо-тивационной сфере личности.

Впервые в отечественной психологии понятие направленности личности ввел С. Л. Рубинштейн, который определил ее через установки и тенденции, потребности, интересы и мотивы. Он рассматривает направленность личности как совокупность различных тенденций, в основе которых лежат потребности, мотивы деятельности:

«Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами» [5, с. 623].

Направленность личности традиционно трактуется как мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения личности целями, источниками которых являются потребности. Данное понятие обозначается как совокупность мотивов, относительно постоянных, ориентирующих деятельность личности.

Направленность, подчеркивал Б. Ф. Ломов, несмотря на отсутствие однозначности

и множества определений личности, выделяется в качестве ее ведущей характеристики. Направленность, согласно Б.Ф. Ломову, выступает как системообразующее свойство, определяющее весь психологический склад личности.

Согласно С. Л. Рубинштейну, направленность понимается как психическое выражение потребности, порождающей активность человека; А. Н. Леонтьев в качестве направленности выделяет смыслообразующий мотив; по В. И. Мясищеву - доминирующее отношение; Б. Г. Ананьев рассматривает основную жизненную направленность.

Б. И. Додонов в структуре личности выделяет эмоциональную направленность.

Н. И. Рейнвальд считает тип направленности личности «доминирующей мотивацией, определяющей избираемые человеком жизненные цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения». Автор выделяет следующие типы направленности личности: тип созидания - включение индивида в систему общественных отношений; тип потребителя - потребление духовных, и, в особенности, материальных благ; тип разрушителя - во имя корыстных интересов готов разрушать любые ценности, созданные другими [4, с. 134, 147].

К. К. Платонов определяет направленность личности как один из компонентов структуры личности, который включает в себя несколько связанных иерархией форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждения. Данный автор вводит несколько параметров, подчеркивая мысль о том, что для анализа направленности личности необходимо разграничивать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.

А. Г. Асмолов, определяя содержание направленности личности, пишет о том, что «направленность представляет собой емкую описательную характеристику структуры личности. Для того же, чтобы ее раскрыть, необходимо перейти от принципа анализа структуры личности по элементам к принципу анализа по единицам и вычленить требования к единицам анализа структуры личности» [1, с. 122]. Автор выделяет следующие требования к единице анализа структуры личности: динамичность; наполненность предметным содержанием; уровень отражения того или иного содержания; раскрытие

происхождения, содержания детерминации образования структуры личности; учет типа структурных связей, прежде всего иерархических взаимосвязей организации личности; объяснение развития и саморазвития личности, ее внутриличностной динамики; необходимость отражения внутреннего единства личности; в единице должны содержаться в виде противоположностей свойства целого; единица должна быть операционализируе-ма; она должна содержать свойства целого.

В работах Б. М. Теплова, А. Б. Орлова направленность личности рассматривается как значимая характеристика психологии личности, которая обнаруживает себя в склонностях личности к определенной деятельности.

В. Д. Шадриков полагает, что направленность личности обладает свойствами структурности, для компонентов которой характерна внутренняя близость и наличие подструктур, имеющих основной вид формирования и иерархическую зависимость в ряду других подструктур. Процесс формирования направленности личности зависит в определяющей степени от состояния микро и макросоциумов, в которых протекает деятельность личности.

Направленность объединяет те внутренние психологические условия, которые детерминируют социальную активность человека, и неразрывно связана с его участием в социальных процессах. Ее свойства раскрываются через вектор «мотив - цель», т.е. посредством деятельности. Общая направленность личности конкретизируется в различных видах деятельности. Профессиональная направленность может рассматриваться как проявление общей направленности личности в труде. При этом очевидно, что она имеет сходство с базовыми характеристиками общей направленности, но отличается специфическим выражением. В. Н. Мясищев утверждал, что компоненты, связанные с трудовой деятельностью, имеют важнейшее место в общей направленности личности. Многие отечественные психологи подчеркивают неделимость личностного и профессионального в структуре личности.

Направленность личности характеризуется следующими особенностями: ориентирует деятельность и посредством нее проявляется, выступает источником ак-

тивности; характеризуется стержневым и многогранным свойством личности, определяющим весь ее психологический склад, обусловливающим ее индивидуальность и своеобразие; определяется потребностями, интересами, склонностями и стремлениями личности; отражает и обусловливает цели, характеризуется системой ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности, ее субъективное отношение к действительности, к деятельности, к участию в социальном взаимодействии; отличается устойчивостью, как в целом, так и в отношении отдельных компонентов.

В психологической литературе можно выделить несколько точек зрения на предмет профессиональной направленности.

Одна из них рассматривает труд в качестве средства воспитания личности и обращает внимание на развитие направленности личности в трудовой деятельности. Данный подход представлен в многочисленных работах по педагогике и педагогической, возрастной психологии, а также в работах по психологии труда. Так, К. К. Платонов, выделяя личность как объект познания в психологии труда, акцентирует понятие «направленность личности». Автор указывает на воспитательное значение труда в плане формирования личности.

Вторая тенденция в анализе понятия профессиональной направленности определяется тем, что она отождествляется с другими, более узкими психологическими категориями, например с профессиональными интересами, профессиональными намерениями.

Профессиональная направленность личности развивается в процессе профессионализации и значительно влияет на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.

В психологической и педагогической литературе проблемой общей и профессиональной направленности личности занимались такие ученые как С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, Н. Д. Левитов, В. Н. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, Н. В. Кузьмина и др.

В данном отношении приобретает особое звучание мысль В.П. Парамзина о том, что профессиональная направленность личности - понятие, богатое по содержанию. О комплексном характере профессиональ-

ной направленности позволяет говорить утверждение С. Л. Рубинштейна, который отмечал, что в любой деятельности задействованы все стороны личности. Теория, раскрывающая данную идею принадлежит В. Д. Шадрикову. Он выделяет и подробно рассматривает составляющие профессионального труда и линии их развития. И среди таких составляющих он называет как взаимосвязанные мотивационные компоненты, компоненты целеполагания и принятия решения (т.е. волевые), представления (когнитивные) и профессионально-важные качества.

Профессиональная направленность включает ряд взаимосвязанных компонентов: мо-тивационный, целевой, эмоциональный, когнитивный, контрольно-оценочный и волевой, образующий в ее структуре три блока:

- мотивационно-целевой, представленный вектором «мотив - цель»;

- эмоционально-когнитивный, представленный чувственно-информационными образованиями;

- регулятивный, образуемый волевым и контрольно-оценочным компонентами [6, с. 27].

Профессиональная направленность тесно связана с таким понятием как профессиональные намерения личности. Так, Т. Б. Кур-бацкая полагает, что ее развитие происходит на нескольких мотивационных уровнях: влечения к профессии, желания приобрести профессию, профессиональных интересов, профессиональных склонностей, профессиональных идеалов, профессионального мировоззрения. В данном подходе подчеркивается уровневый характер развития направленности личности в профессиональной деятельности.

Таким образом, если под направленностью понимать совокупность мотивов, ориентирующих личность в поведении, деятельности и общении, то профессиональная направленность будет отражать побудительную сторону профессиональной деятельности.

Профессионально-педагогическая направленность выступала предметом исследования многих ученых (Н. Ф. Гоноболин, 1975; Н. В. Кузьмина, 1993; В. А. Сластенин, 1976; П. А. Просецкий, 1981; В. А. Крутец-кий, 1980; Г. А. Томилова, 1975; Т. В. Ермолаева, 1994 и др.).

Педагогическая деятельность рассматривается как наука и искусство, что позволяет относить ее к творческому труду.

Однако качество осуществления профессионально-педагогической деятельности, на наш взгляд, определяется не только потреб-ностно-мотивационной сферой личности, но и ее творческим характером выполнения.

В. И. Петрушин отмечает: «Однако сами по себе профессиональные умения и навыки еще не предопределяют ценность результатов творческой деятельности. Суть творчества заключается не в накоплении знаний и мастерства, хотя это очень важно для творчества, а в умении человека, будь он ученый или художник, открывать новые идеи, новые пути развития мысли, делать оригинальные выводы. Вся трудность осуществления творческой деятельности заключается в том, что хотя знания и являются основой творчества, тем не менее совершенно разные психические процессы протекают в момент усвоения уже известного знания и создания новых идей, новых образов, новых форм» [3, с. 73].

На наш взгляд, в профессиональной педагогической направленности можно выделить помимо традиционных компонентов, блок, отвечающий за творческую активность личности. Творческая направленность

личности определяет продуктивный подход к деятельности и устремляет специалиста к реализации своего профессионального потенциала. Творческий компонент в структуре профессиональной направленности отвечает за стремление личности к новизне, к созданию какого-либо уникального продукта. Выделение данного компонента в структуре профессиональной направленности педагога требует своего уточнения.

Библиографический список

1. Асмолов А. Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. -С. 118-125.

2. Ломакина Э. Н. Профессиональная направленность как механизм психологической готовности к профессиональной деятельности студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10 - С. 63-71.

3. Петрушин В. И. Музыкальная психология. - М.: Академический проект, 2006. - 400 с.

4. Рейнвальд Н. И. Психология личности. -М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1987. - 198 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1946. - 704 с.

6. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1982. - 185 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.