[15] Селезнева Е.В., Майборода Т.А. Сущностная характеристика акмеологического развития // «Акмеология». №1(33). 2010 - с. 20-26.
[16] Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева - М.: Смысл, 2002.
[17] Татаренко О.В. Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта: автореф. дисс. канд. псих. наук - М., 2006.
[18] Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма. // Новый мир № 10, 1971.
[19] Clarke D. Pro- and Anti-Social Behaviour. - Routledge, 2003.
[20] Dovidio J.F., Piliavin J.A., Schroeder D.A., Penner L.A. The Social Psychology of Prosocial Behavior. - Taylor & Francis Group, LLC, 2006.
[21] Penner L.A, Fritzsche B.A, Craiger J.P, Freifeld T.R. Measuring the prosocial personality // Advances in Personality Assessment. Volume 10, ed. J Butcher, CD Spielberger - Hillsdale, NJ: LEA, 1995 - pp. 147-163.
Рыбакова А.И.
КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Рассмотрение проблем, связанных с творческой деятельностью, с психолого-педагогической точки зрения неразрывно связано с процессом формирования и развития творческой конкурентоспособной личности. Изучая психологию творчества, Е.П. Ильин заметил, что движущая сила человечества - это творческие личности [3]. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии и педагогики. Элементарный статистический анализ показывает, что далеко не каждый человек достигает творческих высот, становится известным, благодаря своей творческой деятельности. Именно этот факт дает основание предположить, что для успешной творческой деятельности субъект должен обладать определенным набором личностных качеств. Понятие творческой личности в литературе почти всегда раскрывается через описание ее качеств.
К особенностям творческой личности относят:
- эстетическую чувствительность (Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов, Ч. Дарвин и А. Пуанкаре);
- эстетическую эмпатию (Т.А. Барышева и Ю.А. Жигалов);
- высокий уровень самоиндефикации и мотив достижения (стремление выполнять работу наилучшим образом), независимость суждений (Т. Амабайл и М. Коллинз);
- перфекционизм (А. Матейко);
- склонность к риску, стойкость к помехам окружающей среды, разного рода конфликтам (Р. Стернберг)
- самовыражение, стремление к неизведанному (А. Маслоу)
- творческие способности: способность к импровизации, синестезия, чувство комического, широкий фокус внимания, ассоциативность, способность к прогнозированию, способность к преобразованиям, интуитивность (Т.А. Барышева, В. Вундт, Р. Дилтс, Ю.А. Жигалов, Т.В. Иванова, Ч. Ломброзо, А.Н. Лук, С. Медник, Дж. Мендельсон, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Торренс, А.Т. Фаттахова, А. Фейнгольд, Х. Швет и др.).
По мнению В.С. Агапова, структура творческого Я личности составляет собой функциональное единство когнитивного, деятельностного, мотивационного и эмоционального компонентов, качественные характеристики которых определяют показатели: творческого воображения, способности к преобразованиям, креативности, ответственности, контактности, интеллекта, самоактуализации, синергии, спонтанности, познавательной потребности, тревожности, эмоциональной устойчивости, рефлексии, экспрессивности, гибкости пове-
дения и чувствительности, находятся в тесном взаимодействии между собой и другими личностными свойствами [1].
Исходя из анализа данных и других существующих в науке точек зрения, автор сделал вывод о многогранности природы творческой личности и сконструировал модель такой личности, фундаментом которой является компетенция личностного самосовершенствования (см. рис. 1).
Автор статьи придерживается точки зрения А.В. Хуторского, который, говоря о компетенции личностного самосовершенствования, подразумевает под этим термином «владение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки», что «выражается в непрерывном самопознании, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, заботе о собственном здоровье» [7, с. 63].
Структура модели содержания компетенции личностного самосовершенствования, по мнению автора, выглядит следующим образом:
1) тип образовательной компетенции;
2) круг объектов действительности и познания, по отношению к которым вводится компетенция личностного самосовершенствования;
3) социальная и личностная значимость данной компетенции;
4) совокупность знаний о системе объектов действительности и познания, по отношению к которым вводится компетенция личностного самосовершенствования;
5) совокупность умений и навыков, входящих в компетенцию личностного самосовершенствования.
Представим данные позиции модели более подробно.
• Тип компетенции. В настоящее время предлагается следующая типология образовательных компетенций (табл. 1) [2, с. 58]:
Таблица 1
Типы компетенций Характеристика
Ключевые Относятся к общему содержанию образования в целом
Межпредметные Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей
Предметные Формируются в рамках конкретных учебных предметов
Учитывая всеобъемлющий характер личностно-ориентированного подхода в образовании, тип данной компетенции следует определить как ключевой.
• Круг объектов действительности и познания, по отношению к которым вводится компетенция личностного самосовершенствования. В качестве объектов действительности и познания, по отношению к которым вводится компетенция личностного самосовершенствования, выступают сам личностно-ориентированный подход и с ним связанная деятельность, ее компоненты. Мы убеждены, что компетентное осуществление личностно-ориентировочной деятельности предполагает владение личностно-ориентированными средствами, направленными на получение новых способов деятельности, формирование новых ценностных ориентаций, знаний и убеждений, то есть новых компетенций.
Учитывая особенности творческой деятельности как специфического вида познания и преобразования объективного мира, определим в первом приближении следующие объекты познания и преобразования действительности, по отношению к которым проявляется компетенция личностного самосовершенствования:
- во-первых, ценности познания, учения, образования (гносеологические, социокультурные, этические парадигмы и т.д.), общие принципы гносеологии как теории познания;
- во-вторых, теории, учения, общенаучные принципы, методы, подходы к исследованию, отражению и преобразованию реальной действительности (философско-религиозные учения, аксиологический, системный, деятельностный подходы к познанию, принципы доступности, наглядности, субъектности, образовательной рефлексии, методы системного анализа, синтеза, прием создания художественных образов, моделирования, абстрагирования, аналогий, формулирования гипотез и т.д.);
- в-третьих, умения и техники, повышающие эффективность личностно-ориентированной деятельности (общеучебные умения, техники, обеспечивающие эффективность творческой деятельности, приемы концентрации внимания, памяти и т.д.).
• Социальная и личностная значимость рассматриваемой компетенции. Данная ком -петенция занимает центральное место в совокупности компетенций личности, поскольку без владения ею, сложно овладеть всеми другими: учебно-познавательной, социально-трудовой, общекультурной и т.д. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.) в качестве одной из основных целей образования выделяет «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самореализации личности» [5, с. 4]. Социальные институты нуждаются в личностях, способных к самовоспитанию, к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено
так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [6].
В связи с этим владение компетенцией личностного самосовершенствования предполагает ее восприятие в нескольких ипостасях:
1) как фактор академической мобильности личности ученика, т. е. успешности его учебы в школе и готовности продолжения обучения в учреждениях профессионального образования;
2) как фактор профессиональной мобильности личности, обеспечивающей реализацию современной политики непрерывного образования, получения профессии, повышения квалификации;
3) как фактор, повышающий эффективность работы школы, учреждений дополнительного образования. Ведь без активной позиции ученика, без его готовности и возможности самостоятельно осуществлять какую-либо деятельность невозможна эффективная работа данных социальных институтов.
• Совокупность знаний о системе объектов действительности и познания, по отношению к которым вводится компетенция личностного самосовершенствования. В соответствии с совокупностью образовательных объектов, по отношению к которым вводится компетенция личностного самосовершенствования, определяется система знаний, раскрывающая ценности, теории и технологии личностно-ориентированной деятельности:
- первую группу составляют положения, раскрывающие смысл, ценности, цели и результаты личностно-ориентированной деятельности, например, творчество как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей, как потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей и т.д.;
- во вторую группу входят положения, содержащие характеристики процесса личностно-ориентированной деятельности, например, принцип субъектности, принципы художественного познания как руководство к действию при построении теоретического знания и т. д.;
- третья группа объединяет положения, отражающие процесс и результаты определенного исследования, например, танцевальная практика как фактор становления и развития художественного сознания и т.д.;
- четвертая группа включила процедурные знания, входящие в методы личностно-ориентированной деятельности, например, моделирование и аналогия, индукция и дедукция, приемы концентрации внимания, создания художественных образов, абстрагирование и т.д.
Все вышеперечисленное можно назвать гносеологическими элементами знания, которыми учащиеся могут овладеть при условии включения этих элементов теории познания в процесс личностно-ориентированной деятельности, что поможет изменить отношение учащихся к приобретаемому знанию благодаря требованию осознанного их осмысления.
• Совокупность умений и навыков, входящих в компетенцию личностного самосовершенствования. Образование, формирующее компетенцию личностного самосовершенствования, призвано не только привить ценности познания и преобразования самого себя и действительности, обеспечить овладение теорией основных современных методов познания, но и «вооружить» специальными технологиями, техниками самопознания и самосовершенствования.
Деятельностная составляющая содержания компетенции личностного самосовершенствования учащегося включает:
1) общенаучные и частнопредметные способы личностно-ориентированной деятельности, «которые должны иметь не столько учебно-тренировочную, сколько реально действенную роль в жизни» [9, с. 58];
2) общеобразовательные способы личностно-ориентированной деятельности, прежде всего общеучебные умения, направленные на образовательные результаты ученика
(учебно-управленческие умения: планирование, организация, контроль, регулирование, анализ; учебно-информационные умения: умения работать с информационными средствами; учебно-логические умения: анализ и синтез, сравнение, аналогия, обобщение и классификация, доказательство и опровержение, определение и решение проблем);
3) рефлексивно проявленные и зафиксированные учеником индивидуальные способы его личностно-ориентированной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.
Если под личностно-ориентированной деятельностью понимать творческую деятельность, то существует несколько общеобразовательных методов достижения творческих результатов, среди которых можно выделить пять классических:
• метод эволюции (метод возрастающего совершенствования);
• метод синтеза;
• метод повторного использования;
• революционный метод;
• смена направления в решении творческой проблемы.
Определение контура содержания компетенции личностного самосовершенствования в формате образно-концептуальной модели позволяет представить ее трехъярусной пирамидой (см. рис. 2).
Основанием пирамиды служит технико-технологический уровень: общеучебные умения, готовность применить различные техники и технологии самопознания и самосовершенствования.
Плотью - теоретико-информационный уровень: знание о законах, теориях, способах и приемах познания, учения.
Вершиной пирамиды выступает ценностно-ориентирующий уровень: убеждения, эмоционально ценностные установки, знание высших образцов личностно-ориентированной деятельности.
В свое время Иммануил Кант в трактате «Критика чистого разума» сокрушался, что ошибка человеческого разума состоит в том, что все торопятся поскорее возвести верхние этажи здания познания - свое мировоззрение. И только после этого спохватываются, а прочно ли у него основание, выдержит ли фундамент нагрузку [4, с. 109].
Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским о том, что творчество представляет собой не просто сумму знаний, а некоторую направленность интеллекта, особую взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и внешним проявлением ее сил в активной деятельности.
Обобщая мнения двух величайших мыслителей, можем говорить о неразрывности трех уровней содержания компетенции личностного самосовершенствования, о их взаимодополнении. Невозможно что-либо уметь, не зная как, ровно так же, как бесполезны знания, если не можешь их применить в процессе деятельности.
Необходимо помнить, что человек, прежде чем что-либо создать в какой-либо сфере человеческой жизни, должен в первую очередь сотворить себя как высокоразвитую единицу общества.
Литература:
[1] Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. №1, 2012. - С. 138.
[2] Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: Опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова и др. - М.: 5 за знания, 2009. - 304 с.
[3] Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - Спб: Питер, 2009. -434 с.
[4] Кант И. Критика чистого разума// Сочинения: В 6 т. Т.3. - М.: Мысль, 1964. - С. 105124.
[5] Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании, 2000. — № 21. - С. 3-11.
[6] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010.
[7] Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.
[8] Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
Слободянюк Н.Г.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
ПЕДАГОГА
Новый тип образования, формирующийся одновременно с новым типом цивилизации XXI века, требует и нового типа педагога, обладающего новым качеством, обеспечивающим продуктивность профессиональной деятельности в системе образования. Центральным понятием акмеологии является профессионализм, проявляющийся в таких группах профессиональных качеств личности, как психологическая готовность личности к самостоятельному решению профессиональных задач и высокий профессиональный уровень их качественного решения. Профессионализм личности - это открытая система, которая формируется и развивается на протяжении всего жизненного пути человека[7].
Вершинные достижения в процессе профессионального становления личности обеспечиваются, с одной стороны, субъективными качествами субъекта и, прежде всего, его активностью, с другой - социальной ситуацией профессионального развития. И здесь необходимо акцентировать внимание на таком внешнем факторе, обеспечивающем успешное продвижение к вершинным достижениям в процессе профессионального становления, как психологическое обеспечение жизнедеятельности человека. Этот фактор сегодня выступает не единственным, но значимым в средовом пространстве, усиливая возможности среды и превращая ее в развивающее пространство для личности.
В.Н. Максимова и Н.М. Полетаева выделяют качества педагога-акмеолога в современной школе:
- это специалист по развитию ребенка в предметном обучении, владеющий коррекционно-развивающими технологиями и технологиями развития одаренности и творчества (наукоемкими технологиями);
- методологическая культура учителя, основу которой составляет предметно-методологическая грамотность, включающая знание педагогом не только содержания, но и