Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области здоровьесберегающих технологий'

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области здоровьесберегающих технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГ ДОУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабаева С. И.

В статье раскрыты педагогические условия, от реализации которых зависит эффективность процесса формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области здоровьесберегающих технологий. Подробно рассмотрена модель и ее структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карабаева С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области здоровьесберегающих технологий»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

© Карабаева С.И.*

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск

В статье раскрыты педагогические условия, от реализации которых зависит эффективность процесса формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области здоровьесберегающих технологий. Подробно рассмотрена модель и ее структурные компоненты.

Ключевые слов: Модель формирования профессиональной компетентности, здоровьесберегающие технологии, методическая работа, педагог ДОУ.

В условиях постоянного снижения уровня здоровья детей, педагогу, как носителю и проводнику социальных ценностей, одной из приоритетных среди которых признается здоровье ребенка, принадлежит важное место в решении задач здоровьесбережения [4]. Однако ряд исследователей отмечает, что у педагогов не сформирована готовность к работе в условиях приоритета здоровья (Н.П. Абсакалова, Л.П. Вашлаева, М.Я. Виленский, Г.К. Зайцев, В.З. Коган, Л.М. Митина, Т. Панина, Е.В. Степина, И.В. Чупаха и др.). В связи с этим и обнаруживается необходимость подготовки педагогов дошкольного образования к реализации задачи здоровьесбережения.

В процессе теоретико-экспериментального исследования нами были определены и апробированы педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области здоровьесберегающих технологий. Одним из условий является разработка модели формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области здоровьесберегающих технологий, представляющая собой взаимосвязанные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, анали-тико-результативный.

Целевой компонент отражает планируемый результат, который должен быть, достигнут педагогами. В рамках нашего исследования основной целью является формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования по внедрению и реализации здоровьесберегаю-щих технологий в образовательном процессе.

Поставленная цель конкретизируется через задачи процесса формирования профессиональной компетентности педагога в области здоровьесбе-

* Ассистент кафедры Дошкольной педагогики, аспирант.

регающих технологий: формирование у педагогов дошкольного образования мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровьесберегающей деятельности; обеспечение теоретической готовности педагогов к внедрению и реализации здоровьесберегающих технологий; формирование способности осуществлять практическую деятельность, направленную на здо-ровьесбережение всех субъектов образовательного процесса; развитие профессионально важных личностных качеств, способствующих здоровьесбе-режению и определяющих личностную готовность педагога к реализации здоровьесберегающих технологий.

Достижение цели формирования профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесберегающих технологий основано на теоретико-методологических подходах: системном, личностно ориентированном, деятельностном, компетентностном, аксиологическом.

Системный подход позволяет рассматривать формирование профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесберегающих технологий как единую систему, в которой весь образовательный процесс организуется на принципах здоровьесбережения.

На наш взгляд, современным требованиям подготовки специалиста наиболее полно отвечает личностно-ориентированный подход, который ориентирован на личность, как основную ценность образовательного процесса, на ее ранее приобретенный опыт; особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.); особенности характера, темперамента, способности. Данный подход предполагает также активное участие самого педагога в освоении здоровьесберегающих технологий, формировании личного опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение когнитивной сферы и практические действия по здоровьесбе-режению.

Опираясь на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, в спроектированную модель формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования был заложен деятельностный подход, основанный на том, что категория деятельности является фундаментальной для всего процесса обучения. Приобретение опыта здоровьесберегающей деятельности педагогами предполагает овладение правилами и нормами здорового образа жизни, умениями оценивать влияние на здоровье различных факторов, способами проектирования и реализации целостного здоровьесберегающего процесса.

Основные идеи системного, личностно-ориентированного и деятельно-стного подходов интегрированы в компетентностном подходе, ориентированном на конкретизацию стратегической цели, её выражение через компетенции, обеспечивающие формирование мотивированной компетентной личности педагога. Компетентный педагог способен быстро ориентировать-

ся в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, на основе полученной информации, приобретенного опыта обеспечивать положительные и высокоэффективные результаты в области здо-ровьесбережения детей дошкольного возраста и собственного здоровья.

При построении модели мы опирались на аксиологический подход деятельности педагога, акцентирующий внимание на ценностно-смысловых аспектах здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе. Ориентация на аксиологический подход позволит направить систему методической работы на формирование у педагогов ценностных представлений о здоровье, на выбор позитивной стратегии образа жизни.

Методологические подходы, определяющие направления формирования профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесберегаю-щих технологий дополняют принципы: триединого представления о здоровье, который вслед за И.В. Патрушевой [2] мы заложили в нашу модель, рефлексивности и андрагогики.

Содержательный компонент представляет собой целостную систему, составляющую содержание подготовки педагога по внедрению и реализации здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, которая определяется научно-теоретическим, научно-методическим и практическим направлением.

Содержательный компонент рассматриваемой модели построен на основе принципа интегративности, который предполагает, что в процессе формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования прослеживается тесная взаимосвязь и взаимопроникновение обозначенных направлений, ориентированных на подготовку педагога к решению задач здоровьесбережения в профессиональной деятельности. Особенность подхода состоит не только в слиянии названных направлений, но и интеграции личностного и профессионального развития педагога, приводящих к целостному процессу поступательного развития личности и ее профессионализма.

Процессуальный компонент рассматривается как специально организованный управляемый процесс построения системной методической работы по формированию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в области здоровьесберегающих технологий, представлен организационно-педагогическими условиями построения методической работы дошкольного учреждения и формами методической работы в наибольшей степени, способствующих формированию компетентности в области здоровьесбе-регающих технологий, таких как: деловые и ролевые игры, педагогические советы, педагогическая мастерская, индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, индивидуальная работа по самообразованию.

К комплексу необходимых организационно-педагогических условий относятся: проектирование продуктивных форм методической работы, акти-

визирующих педагогов ДОУ на повышение профессиональной компетентности; гибкая система форм и методов преимущественно активного обучения; прагматичный подход как накопление педагогом собственных дидактических материалов, программ, проектов, разработок, используемых в профессиональной деятельности; построение субъектно-субъектного взаимодействия педагогов в профессиональной образовательной среде.

Аналитико-результативный компонент определяет эффективность функционирования предлагаемой модели, связан с разработкой соответствующих уровней и критериев. В нашем исследовании в качестве оценки результативности выступает диагностика уровня сформированности компонентов, составляющих профессиональную компетентность педагогов ДОУ в области здоровьесберегающих технологий.

Практическая реализация разработанной модели формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в области здоровьесберегающих технологий связана с управляемой методической работой дошкольного учреждения.

Для решения поставленной задачи была разработана и апробирована программа по формированию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в области здоровьесберегающих технологий «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании», что и выступило вторым педагогическим условием.

В разработанной программе отражены основные содержательные линии методической работы: «Современные проблемы здоровьесберегающей деятельности» - научно-теоретическое направление, связанное с формированием у педагогов ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, изучением научных основ здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения.

Второе, научно-методическое направление «Проектирование и оснащение педагогического процесса на основе здоровьесберегающих технологий» предполагает подбор конкретных здоровьесберегающих технологий, методов их реализации; разработку методических материалов, рекомендаций в области здоровьесберегающей деятельности.

«Практические аспекты реализации здоровьесберегающих технологий» -это третье, практическое направление, связанное с подготовкой педагогов к практической реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Разделение данных направлений довольно условно, так как они преследуют одну общую цель: формирование высококомпетентного педагога в области применения здоровьесберегающих технологий.

В основу программы положено использование активных методов обучения, которые, с одной стороны, способствуют активизации педагогов, осознанию педагогами ценности здоровья и здорового образа жизни, а с другой -

решают задачу подготовки педагогов к внедрению и реализации здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом мы опирались на классификацию активных методов обучения, предложенную Я.М. Бельчиковым и М.М. Бирштейном [1]. В своей работе преимущество отдавали формам, способствующим выработке у педагогов активной позиции: дискуссиям, разрешению проблемных ситуаций, работе с кроссвордами, «мозговому штурму», деловым играм, коучингу.

Анализ результатов, полученных в ходе реализации модели и программы формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области здоровьесберегающих технологий, показал, что выросло количество педагогов с высоким уровнем на 23,3 % и снизилось количество с низким уровнем на 13,4 %. Эффективность работы подтверждена с помощью критерия Фишера [3].

Список литературы:

1. Бельчиков Я.М. Деловые игры / Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн. -Рига: АВОТС. - 1989. - 304 с.

2. Патрушева И.В. Формирование компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в ВУЗе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 26 с.

3. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 350 с.

4. Чупаха И.В. Научно-методическая работа педагогов по здоровьесбе-регающим технологиям в комплексе «Детский сад-начальная школа»: дисс. ... канд. пед. наук / И.В. Чупаха. - Карачаевск, 2002. - 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.