Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности у будущих специалистов государственного и муниципального управления'

Педагогические условия формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности у будущих специалистов государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT / КОМПОНЕНТЫ / COMPONENTS / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / INTERACTIVE METHODS / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / SKILLS AND ABILITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мироненко Виктория Владимировна

В статье обосновано актуальность формирования профессиональных иноязычных коммуникативных умений у студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление». Автором рассматривается ведущая роль интерактивных методов обучения как средств формирования профессиональных коммуникативных умений и навыков. В статье подчеркивается необходимость формировать мобильного, компетентного государственного служащего, владеющего иностранным языком, способного решать профессиональные задачи и усваивать культурный и профессиональный опыт государственных деятелей различных стран. Обозначены педагогические условия, которые повысят эффективность учебного процесса и будут способствовать успешному формированию профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности у будущих специалистов по международному государственному общению. Студенты направления подготовки «государственное и муниципальное управление» имеют возможность реализовать в своей профессиональной деятельности профессиональные, лингвистические знания, развить иноязычные коммуникативные умения и навыки, профессионально-личностные качества. При составлении учебной программы по дисциплине «Профессионально-ориентированный академический курс иностранного языка» для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» необходимо учитывать повышенные требования к уровню профессиональной иноязычной подготовки в Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского. Сделан акцент на том, что организация профессиональной иноязычной подготовки студентов в Крыму должна учитывать современные требования к значимым профессиональным качествам выпускника высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мироненко Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF PROFESSIONAL OTHER COMMUNICATIVE COMPETENCE IN FUTURE SPECIALISTS OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNANCE

In the article, the relevance of the formation of professional foreign-language communicative skills for students in the field of preparation "State and municipal management" is substantiated. The author considers the leading role of interactive teaching methods as a means of forming professional communicative skills and skills. The article emphasizes the need to form a mobile, competent public official who speaks a foreign language, able to solve professional problems and to absorb the cultural and professional experience of statesmen of different countries. Pedagogical conditions that will increase the effectiveness of the educational process and contribute to the successful formation of professional foreign-language communicative competence among future specialists in international public communication are indicated. Students in the direction of training "state and municipal management" have the opportunity to realize professional, linguistic knowledge, develop foreign-language communication skills and professional-personal qualities in their professional activities. When compiling a curriculum on the discipline "Professional-oriented academic foreign language course" for students specializing in "State and municipal management", it is necessary to take into account the increased requirements for the level of professional foreign language training at the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. The emphasis was placed on the fact that the organization of professional foreign-language training of students in the Crimea should take into account the modern requirements for the significant professional qualities of a graduate of a higher education institution.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности у будущих специалистов государственного и муниципального управления»

УДК 378: 811.111

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

© 2017

Мироненко Виктория Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

социально-гуманитарных дисциплин Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, филиал в Севастополе

(299038, Россия, Севастополь, ул. Астана Кесаева, 14 ж, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье обосновано актуальность формирования профессиональных иноязычных коммуникативных умений у студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление». Автором рассматривается ведущая роль интерактивных методов обучения как средств формирования профессиональных коммуникативных умений и навыков. В статье подчеркивается необходимость формировать мобильного, компетентного государственного служащего, владеющего иностранным языком, способного решать профессиональные задачи и усваивать культурный и профессиональный опыт государственных деятелей различных стран. Обозначены педагогические условия, которые повысят эффективность учебного процесса и будут способствовать успешному формированию профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности у будущих специалистов по международному государственному общению. Студенты направления подготовки «государственное и муниципальное управление» имеют возможность реализовать в своей профессиональной деятельности профессиональные, лингвистические знания, развить иноязычные коммуникативные умения и навыки, профессионально-личностные качества. При составлении учебной программы по дисциплине «Профессионально-ориентированный академический курс иностранного языка» для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» необходимо учитывать повышенные требования к уровню профессиональной иноязычной подготовки в Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского. Сделан акцент на том, что организация профессиональной иноязычной подготовки студентов в Крыму должна учитывать современные требования к значимым профессиональным качествам выпускника высшего учебного заведения.

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, государственное и муниципальное управление, компоненты, высшее профессиональное образование, профессиональная деятельность, интерактивные методы, умения и навыки, педагогические технологии.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF PROFESSIONAL OTHER COMMUNICATIVE COMPETENCE IN FUTURE SPECIALISTS OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNANCE

© 2017

Mironenko Victoria Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of social and humanitarian disciplines Crimean Federal University named after VI Vernadsky, branch in Sevastopol (299038, Russia, Sevastopol, Astana Kesaeva str., 14 w, e-mail: [email protected])

Abstract. In the article, the relevance of the formation of professional foreign-language communicative skills for students in the field of preparation "State and municipal management" is substantiated. The author considers the leading role of interactive teaching methods as a means of forming professional communicative skills and skills. The article emphasizes the need to form a mobile, competent public official who speaks a foreign language, able to solve professional problems and to absorb the cultural and professional experience of statesmen of different countries. Pedagogical conditions that will increase the effectiveness of the educational process and contribute to the successful formation of professional foreign-language communicative competence among future specialists in international public communication are indicated. Students in the direction of training "state and municipal management" have the opportunity to realize professional, linguistic knowledge, develop foreign-language communication skills and professional-personal qualities in their professional activities. When compiling a curriculum on the discipline "Professional-oriented academic foreign language course" for students specializing in "State and municipal management", it is necessary to take into account the increased requirements for the level of professional foreign language training at the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. The emphasis was placed on the fact that the organization of professional foreign-language training of students in the Crimea should take into account the modern requirements for the significant professional qualities of a graduate of a higher education institution.

Keywords: pedagogical conditions, professional foreign language communicative competence, state and municipal management, components, higher professional education, professional activities, interactive methods, skills and abilities, educational technology.

Постановка проблемы. Вступление Крыма в состав Российской федерации, расширение деловых контактов во всех сферах деятельности порождают потребность в специалистах нового поколения.

Формирование профессиональных иноязычных коммуникативных умений становится необходимым на этапе урегулирования отношений Крыма с международной общественностью. Именно развитие профессиональной иноязычной компетенции у будущих специалистов государственного и муниципального управления является необходимым условием осуществления успешной международной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития на профессиональном поприще.

Актуальность проблемы обусловлена динамизмом и последовательными государствотворческими процессами в Крыму, касающихся всех сфер экономической, политической и культурной жизни общества, основные тенденции которых отображаются и в развитии

высшего профессионального образования.

Анализ последних исследований. Изучение научной литературы позволило констатировать, что данная проблема исследовалась в различных аспектах:

- теория и методика развития делового и профессионального общения (М. Вудкок, О. Епишева,

A.С. Каменев, А.В. Карпов, А. Каюмов, P.JI. Кричевский,

B. Майер, Д. Фрэнсис);

- проблемы управленческого общения и коммуникации (М.Т. Громкова, Г.М. Залесов, О.Ю. Котельникова, Ф.А. Кузин, Н.Н. Кузьмина, О.Ю. Сафонова, В.И. Соломыкин, В.М. Шепель);

- вопросы развития иноязычной коммуникативной компетентности у будущих менеджеров (В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.А. Каль-ней, А.М. Новиков, Ю.Г. Татур).

В этих работах отражены пути усовершенствования и формирования иноязычной коммуникативной компетентности у будущих специалистов в различных

сферах деятельности.

Однако проблема создания педагогических условий для развития иноязычной коммуникативной компетентности у будущих специалистов в государственном и муниципальном управлении не была предметом отдельного исследования. В связи с чем, цель статьи - выявить педагогические условия эффективного формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности у студентов направления подготовки «государственное и муниципальное управление».

Изложение основного материала. Модернизация высшего профессионального образования в Севастопольском экономико-гуманитарном институте (филиал) ФГАОУ ВО «Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского» предполагает применение компетентностного подхода к обучению иностранного языка. Ключевым становится понятие профессиональной компетентности будущих государственных чиновников, которое предполагает формирование способности студента использовать имеющиеся знания, умения и навыки для решения конкретных практических задач государственного уровня. Важным условием реализации этого подхода является формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции (ПИКК),которая является одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности современного государственного деятеля [1].

В связи с этим возникает острая необходимость в предъявлении новых требований к уровню профессиональной иноязычной подготовки специалиста в сфере государственного и муниципального управления, которые положены в основу Федерального Государственного Образовательного Стандарта третьего поколения. (ФГОС-3 КТ ВПП), а следовательно, и поиска новых более эффективных форм организации учебного процесса, разработка новых научных основ преподавния иностранного языка, нацеленных на подготовку компетентного государственного служащего, способного эффективно решать поставленные практико-ориентированные задачи как на аудиторных занятиях так и в процессе самостоятельной работы по иностранному языку [2].

При составлении учебной программы по дисциплине «Профессионально-ориентированный академический курс иностранного языка» для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» необходимо учитывать повышенные требованиякуровню профессиональной иноязычной подготовки в Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского. Поэтому педагогические условия для формирования профессиональной иноязычной компетентности должны носить практико-ориентированный характер, и в результате способствовать решению студентами профессиональных задач на государственном уровне.

Зарубежные исследователи выделяют следующие компоненты в иноязычной коммуникативной компетенции:

- языковую (грамматическую, лингвистическую);

- речевую (прагматическую, стратегическую, дискурсивную);

- социокультурную (социолингвистическую, лингво-страноведческую) компетенции [3].

Данные компоненты наиболее полно отражают цели, задачи и содержание пунктов учебной программы «Профессионально-ориентированный академический курс иностранного языка» по аспектам формирования профессиональной иноязычной компетенции будущих специалистов в государственной и муниципальной деятельности.

Практические занятия по дисциплине «Профессионально-ориентированный академический курс иностранного языка» проводятся с целью овладения коммуникативной компетенцией, основными компонентами которой являются:

- языковая компетенция (графическая сторона речи и орфография, произносительная сторона речи, лексическая и грамматическая стороны речи);

- речевая компетенция (говорение, письмо, аудирование, чтение);

- социокультурная компетенция (социокультурный портрет зарубежных стран, социокультурный портрет родной страны на иностранном языке);

- стратегическая компетенция;

- профессионально-ориентированная компетенция

[4].

Практический опыт профессиональной подготовки по иностранному языку студентов и современные требования к уровню иноязычной компетенции дают возможность охарактеризовать профессиональную иноязычную компетенцию как ситуативную категорию [58]. Следовательно, студенты направления подготовки «государственное и муниципальное управление» имеют возможность реализовать в своей профессиональной деятельности следующие знания:

- профессиональные (специфика профессиональной деятельности в муниципалитетах);

- лингвистические (грамматически и лексически правильная речь государственного деятеля);

- иноязычные коммуникативные умения и навыки (осуществлять эффективное общение с представителями других стран);

- профессионально-личностные качества (коммуникативность, толерантность, способность к преодолению психологического барьера при иноязычном общении и опыт иноязычного профессионального общения с общественными и политическими деятелями других стран).

В Севастопольском экономико-гуманитарном институте применяются активные и интерактивные методы обучения в процессе преподавания иностранного языка: IT-методы, сase-study или метод конкретных ситуаций, task-based метод (решение ситуационных задач), изучение грамматического материала с использованием проблемного метода обучения; использование опорных сигналов при обучении аннотированию и реферированию; ситуативно-ролевой метод при обучении устному общению; распределение учебного времени на различные виды деятельности (чтение, говорение и аудирование); профессионально-ориентированное обучение [9-18].

В Севастопольском филиале Крымского федерального университета разрабатываются и внедряются в учебный процесс новые педагогические технологии, которые формируют мобильного компетентного государственного служащего, владеющего иностранным языком, способного решать профессиональные задачи и усваивать культурный и профессиональный опыт государственных деятелей различных стран.

Педагогические условия развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов выступают в качестве совокупности подходов и принципов, определяющей цель, задачи, содержание и методы обучения, а также мониторинг развития этой компетентности. Для этого нужно отобрать такие подходы, которые будучи направленными на формирование компетенций, могут быть названы компетентностными. Компетентностными являются те формы и методы работы, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование, при этом формирование компетенций студентов зависит от их активности в общественной и политической жизни города [1].

Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности у будущих государственных управленцев, являются:

- формирование мотивации к иноязычному общению;

- определение направления саморазвития иноязычной коммуникативной компетентности;

- педагогический мониторинг сформированности

иноязычнои коммуникативном компетентности у студентов;

- выявление уровня иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов посредством проведения занятий в форме дискуссий, деловых игр, презентаций;

- обеспечение гибкости содержания обучения путем создания наиболее благоприятных условий развития личности студента;

- привлечение учащихся к самостоятельному решению профессиональных проблемно-поисковых задач;

- выполнение действий, приближенных к предметно-технологическим и социокультурным ситуациям в избранной профессиональной деятельности;

- автономное обучение иностранному языку на базе учебного ресурсного центра института, которое предполагает развитие способностей студента к автономной учебной деятельности с целью формирования профессиональных качеств, способствующих выстраиванию индивидуальной образовательной траектории.

Соблюдение вышеперечисленных педагогических условий позволит преподавателям Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» формировать профессиональную иноязычную коммуникативную компетенцию и обеспечивать эффективность профессиональной деятельности студентов в условиях интеграции и глобализации экономически развитых стран.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Обобщая вышесказанное, следует отметить, что организация профессиональной иноязычной подготовки студентов в Крыму должна учитывать современные требования к значимым профессиональным качествам выпускника высшего учебного заведения. Соблюдение вышеперечисленных педагогических условий повысит эффективность учебного процесса и будет способствовать успешному формированию профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности у будущих специалистов по международному государственному общению.

В статье не охвачены все аспекты рассматриваемой проблемы. Дальнейшего глубокого изучения требуют вопросы, связанные с совершенствованием модели профессионально-лингвистического развития студентов направления подготовки «государственное и муниципальное управление», исследованием видов педагогической деятельности по профессиональном образовании. Изучение этих вопросов и определяет перспективу дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 3.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки - М., 2009.

3. Сафонова В.В. Коммункативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / Г.А. Сафонова. - М.: НИЦ «Еврошкола», 2004. - С. 38-39.

4. Соловова Е.Н. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса в языковом образовании / Е.Н. Соловова // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 4. - С. 8-12.

5. Звягинцева, Е.П. Совершенствование иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов / Е.П. Звягинцева // Мир образования - образование в мире. - 2013. - №4. - С. 171-177.

6. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур / Е.И. Пассов. - Липецк, 1998. - 158 с.

7. Петрова Г.А. Особенности применения компе-

тентностного подхода в речевой деятельности на занятиях английского языка / Г.А. Петрова // Прикладная филология: идеи, концепции, проекты. - Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - С. 176.

8. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова // Инновации в образовании. -2001. - № 5. - С. 106-107.

9. Пометун О.И. Интерактивные технологии обучения: теория, практика, опыт / О.И. Пометун, Л. Пироженко. - К. 200. - С. 55-61.

10. Скляренко Н.К. Современные требования к упражнениям для формирования иноязычных речевых навыков и умений / Н.К. Скляренко // Иностранные языки. - 1999. - № 3. - С. 3-7.

11. Bachman L.E. Communicative Language Ability: Fundamental Considerations in Language Testing / L.E. Bachman. - Oxford: Oxford University Press, 1990. - P. 81-110.

12. Cotton D., Falvey B., Kent S. Market Leader. Third Edition (Intermediate), Pearson Longman, 2011. - 176 p.

13. Cotton D., Falvey B., Kent S. Market Leader. Third Edition (Upper-Intermediate), Pearson Longman, 2010. 96 p.

14. Ellis Rod. Task-based Language Learning and Teaching. Oxford, New York: Oxford Applied Linguistics, 2003. - 379 p.

15. George, A.L., Bennett, A. Case studies and theory development in the social sciences. Cambridge, MA: MIT Press, 2005. - 332 p.

16. Kreber C. Learning Experientially through Case Studies? A Conceptual Analysis Teaching in Higher Education, 2001. - Vol. 6. - № 2. - P. 217-228.

17. Nunan David. Task Based Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2004 - 222 p.

18. Sivan A, Wong Leung R, Woon C. and Kember D. An Implementation of Active Learning and its Effect on the Quality of Student Learning Innovations in Education and Training International, 2000. - Vol. 37. - № 4. - P 381-389.

Статья поступила в редакцию 16.05.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.