5. Бехтерев В.М. О социально-трудовом воспитании. - Пг.: Психоневрологический ин-т, 1917. - 16 с.
6. Вострокнутов КВ., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития.
7. Семаго Н.Я., Семаго ММ. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТЙ, 2001.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Зайцева Е.А.*, Шишкова Е.М.4
Белгородский педагогический колледж, г. Белгород
Статья посвящена проблеме формирования основ здорового образа жизни у детей. На основе анализа педагогической литературы рассмотрены подходы к организации деятельности педагога и определены педагогические условия формирования представлений о ЗОЖ у младших школьников.
Огромное значение в поддержании и укреплении здоровья имеет активное отношение человека к своему организму. Одним из направлений в педагогической деятельности учителя является формирование основ здорового образа жизни у школьников.
Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране их здоровья. Ребенок, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всем старании учителей остаться здоровым в современных условиях жизни не сможет.
К педагогическим условиям формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни Н.К. Смирнов относит:
- обеспечение их грамотности в вопросах здоровья;
- формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;
- воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких [2].
* Школьное отделение. Научный руководитель: преподаватель психолого-педагогических дисциплин Е.М. Шишкова.
* Преподаватель психолого-педагогических дисциплин.
По мнению В.И. Ковалько [1], уроки здоровья дадут желаемый результат, если будут проводиться не только (и не столько) в традиционной форме классно-урочной системы, сколько в форме уроков-тренингов, уроков-дискуссий, видеопросмотров с последующим обсуждением, практических занятий и т.д. Тогда этот предмет, во-первых, не будет создавать дополнительной нагрузки на школьников и может быть вынесен за рамки лимитированных часов; во-вторых, станет мостиком ме^ду знаниями, получаемыми в школе и необходимыми в реальной жизни. При этом интеграция вопросов здоровья в другие предметы должна сохраниться, усиливая содержательные связи в сознании учащихся.
Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и учат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.
В процессе обучения ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Согласно утверждению Н.К. Смирнова [2, с. 93-94], весь процесс обучения включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.
Первый - этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Его цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
1. сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения;
2. создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни;
3. добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения);
4. предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастик, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения и является одним из важнейших условий формирования представлений о здоровом образе жизни.
Второй этап - этап углубленного изучения имеет целью сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи данного этапа:
уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбе-режения;
1. добиться сознательного выполнения элементарных правил здо-ровьесбережения;
2. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Данные задачи могут решаться одновременно, эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения, Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ними широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа дискуссия, Такой подход позволяет более углубленно познать основы здоровьесбережения.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных методов. Эффективность использования различных методов и средств здоровьесбе-регающей педагогики, отмечает В.И. Ковалько [1, с. 23], достигается при четком соблюдении следующих моментов:
- цели и задачи использования конкретного метода и средства на конкретном занятии;
- структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;
- контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.
Третий этап - этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровь-
есбережению и дальнейшего их совершенствования. Его цель умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
К основным задачам относятся:
1. добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здорового образа жизни и укрепления здоровья;
2. добиться выполнения правил укрепления здоровья и здорового образа жизни в соответствии с требованиями их практического использования;
3. обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни и укрепления здоровья в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и
новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях и ситуациях.
В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровеьсбе-режению Л.Г. Татрникова [3] рекомендует использовать различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, «минутки покоя»; различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги, так и элементы фитотерапии, аромате-рапии, витаминотерапия, фитобары в стенах школы, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовый оздоровительные мероприятия, спортивные праздники, тематические праздники здоровья и др.
Таким образом, органичное включение в систему учебно-воспитательного процесса разнообразных форм, методов и приемов по формированию здорового образа жизни педагога и воспитанников позволяет оптимизировать процесс воспитания, сделать его жизнерадостным и эффективным.
В заключении сформулируем стратегические условия успешной деятельности педагога по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни:
- обеспечение индивидуализации психолого-педагогических воздействий, особенно в отношении учеников группы риска нарушений психологического здоровья, выстраивание индивидуальных психолого-педагогических траекторий взаимодействия с такими учащимися, под контролем мониторинга достигаемых результатов;
- построение учебного процесса на фундаменте мотивирующей самоорганизации деятельности учащихся, предоставления им оптимальных возможностей проявления инициативы, выбора при осознаваемой ответственности за принимаемые решения и их возможные последствия;
- целенаправленное развитие, поддержка и позитивное эмоциональное подкрепление интереса учащихся к самому процессу обучения, познанию мира и самих себя;
- обеспечение щадящего отношения к психологическим ресурсам школьников, истощение которых самими учениками не всегда фик-
сируется и сопровождается появлением дезадаптивных состояний на уроках, проявлениями нарушений дисциплины, снижением успеваемости;
- максимальное использование коммуникативных технологий для создания в классе и во взаимоотношениях с отдельными учащимися эмоционально комфортных условий, основанных на взаимном доверии, понимании общих задач, психологической поддержке, принципах сотрудничества и т.д.
Список литературы:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2004, - 296 с.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005, - 320 с.
3. Татарникова Л.Г. Валеология. Основы безопасности ребенка: пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени / Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.Н. Калинина. - СПб., 1997. - 194 с.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ПРОБЛЕМЫ БАРЬЕРОВ
© Калинина В.П.*
Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат, г. Ачинск
В статье рассмотрены лингвистические и социкуньтурные барьеры общения в аспекте толерантного взаимодействия субъектов. Обозначены причины возникновения данных барьеров в общении и возможные пути их устранения.
Толерантность как модель социального поведения, с одной стороны, должна вырабатываться законодательными органами государств, а с другой - быть нормой поведения для каждого члена общества.
В.М. Золотухин
В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность как форма достижения близлежащих целей. Противостоять этому может поведение, основанное на толерантности как определенного способа деятельности и поведения. «Толерантность выра-
* Учитель русского языка и литературы, соискатель Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Научный руководитель: заведующий кафедрой Технологии и предпринимательства, к.п.н., доцент И.И. Барахович.