Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы модели здоровьесбережения школьников в процессе занятий мини-футболом'

Теоретико-методологические основы модели здоровьесбережения школьников в процессе занятий мини-футболом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МИНИФУТБОЛ / HEALTH SAVING SKILLS / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS / A MINI-FOOTBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Ирина Вячеславовна, Трусиков Владислав Юрьевич

В рамках разработки модели формирования навыков здоровьесбережения младших школьников в процессе занятий мини-футболом проведен анализ литературных источников по теме исследования, на основании которого определены компоненты здоровьесберегающей деятельности, этапы формирования навыков здоровьесбережения и критерии оценки результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова Ирина Вячеславовна, Трусиков Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES MODELS ZDOROVESBEREZHENIYA SCHOOLCHILDREN IN CLASSES MINI-FOOTBALL

As part of the development model of the formation of health saving skills of younger schoolboys in the course of employment by mini football analyzed literature relating to the study, based on which the identified components of health-activity, stages of formation of health saving skills and criteria for performance evaluation.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы модели здоровьесбережения школьников в процессе занятий мини-футболом»

11. Станиславский К.С. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Искусство, 1955.

12. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. М.: Советский спорт, 2011. 202 с.

Нижельской Виктор Александрович, старший преподаватель, vrntor-nij@,mail.ru, Россия, Москва, Высшая школа сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина)

PEDAGOGICAL WAYS FORMATION OF PHYSICAL TRAINING OF THE FUTURE

ACTORS

V.A. Nizhelskoy

We consider the plastic culture of the actor as part of the physical training. In this regard, it identifies possible ways of forming plastic culture by means of physical education. The problems of learning skills of expressive movement and the technique, using which the effectiveness of teaching drama actors can be improved in terms of quality and time parameters.

Key words: plastic education, physical training, psycho-physical quality, expressive movement, general physical training.

Nizhelskoy Victor Alexandrovich, senior teacher, viktor-nij a mail.ru, Russia, Moscow, Higher School of theatrics (Drama School of Konstantin Raikin)

УДК 796.332.6

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ

МИНИ-ФУТБОЛОМ

И.В. Полякова, В.Ю. Трусиков

В рамках разработки модели формирования навыков здоровьесбережения младших школьников в процессе занятий мини-футболом проведен анализ литературных источников по теме исследования, на основании которого определены компоненты здоровьесберегающей деятельности, этапы формирования навыков здоровьесбережения и критерии оценки результативности.

Ключевые слова: навыки здоровьесбереженения, младшие школьники, мини-

футбол.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к решению. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Наблюдение за состоянием

здоровья учащихся, подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствует о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад.

Физическое воспитание в общеобразовательном учреждении, обладая мощным воспитательным потенциалом призвано быть школой здорового стиля жизни детей, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у ребенка привычек, а затем и устойчивой потребности к здоровьесбережению, формированию навыков принятия целенаправленных самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Поскольку существующее в практике число уроков физической культуры не может полностью обеспечить формирование здорового образа жизни ребенка по всем компонентам, необходима разработка новых технологий здоровьесбережения и внедрение их в процесс внеурочной деятельности учащихся.

Начальным этапом исследовательской работы по обоснованию педагогических условий формирования навыков здоровьесбережения младших школьников в процессе занятий мини-футболом предполагалось изучение психолого-педагогической литературы и опыта педагогической деятельности по теме исследования.

В результате теоретического анализа выявлено, что исследованиям в области охраны здоровья учащихся посвящены многие работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В контексте нашего исследования большой интерес представляют труды Э.М. Казина, М.Ю. Кирилловой, В.М. Курдумяковой, Н.К. Смирнова и др. по созданию индивидуальных программ обеспечения здоровья учащихся. Проблемы использования различных здоровьесберегающих технологий обучения раскрываются в работах В.Ф. Базарного, Т.И. Бычковой, В.Н.Ирхина, И.В. Ирхиной, В.И. Ковалько, Е.О. Школы и др. Теоретическое обоснование деятельности по формированию здоровья учащихся в образовательных учреждениях представлено в работах Ю.А. Варшамова, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, М.Г. Колесниковой, В.П. Соломина. Здоровьесберегающая деятельность учителя исследуется в трудах И.Г. Бердникова, Е.А. Богачёвой, Н.Б. Захаревич, H.A. Тригуб и др. Организационно-педагогические условия сохранения здоровья учащихся рассматриваются в исследованиях С.Г. Палий, А.Д. Вишни, Н.И. Чуктуровой, Н.В. Васильевой и др.

По мнению отечественных авторов, таких, как В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.Н. Прогонюк, В.К. Спирина, В.Н. Анненкова и др., существует научно-обоснованная необходимость интеграции систем физического воспитания и детско-юношеского спорта. Именно интеграция обусловливает эффективность разработки стратегии развития

здоровьеформирующей системы массового физического воспитания и спорта.

Одним из популярных видов спорта среди подрастающего поколения признается игра футбол. Как следствие этого, многие специалисты предлагают использовать ее в качестве средства всестороннего физического развития школьников, комплексного развития основных физических качеств (Швыков И.А., 2002).

Учитывая значение проведённых исследований, следует отметить необходимость проецирования накопленного в них теоретического и практического опыта на обоснование педагогических условий формирования практических навыков здоровьесбережения младших школьников, создание модели данного процесса в рамках учебно-тренировочных занятий в школьной секции по мини-футболу, выработке эффективного инструментария для её объективной и разносторонней оценки.

В процессе изучения теоретико-методологических основ здоровьесберегающей деятельности определены и уточнены ее основные компоненты:

• Аксиологический - осознание учащимися высокой ценности своего здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности;

• Гносеологический - приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познание себя, своих способностей и возможностей, ознакомление с различными методиками по оздоровлению и укреплению своего здоровья;

• Здоровьесберегающий - формирование ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой;

• Эмоционально-волевой - создание условий для переживания положительных эмоций от здоровьесбережения, закрепляется желание вести здоровый образ жизни, формируются такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство;

• Физкультурно-оздоровительный - владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, методиками самодиагностики и самоконтроля за самочувствием, предупреждение гиподинамии.

В процессе теоретико-аналитической работы по теме исследования также были определены этапы формирования навыков здоровьесбережения младших школьников в процессе занятий мини-футболом, логическая

структура которых обеспечивает переход от адаптивного к креативному уровню:

• Адаптационный - индифферентное отношение к здоровью, слабый интерес к его сохранению. Отсутствие системы знаний, неясное представление о способах осуществления здоровьесберегающей деятельности;

• Интеграционный - интерес к здоровьесберегающей деятельности без личного вовлечения. Понимание значимости здоровья, при отсутствии личностной заинтересованности. Первичное овладение основными элементами теории и практики здоровьесберегающей деятельности;

• Рефлексивно-творческий - уверенная убежденность в необходимости изучения и сохранения собственного здоровья. Достаточно высокий уровень теоретических знаний и практических навыков здоровьесбережения.

В качестве основных критериев оценки результативности предлагаемой модели формирования навыков здоровьесбережения младших школьников в процессе занятий мини-футболом определены следующие показатели:

• сформированность ценностного отношения к своему здоровью;

• уровень тревожности;

• готовность к реализации компонентов ЗОЖ;

• уровень физического развития младших школьников.

Занятия в школьной секции «Мини-футбол» позволяют решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное -воспитывая сознательную личность, способную к самостоятельной здоровьесберегающей деятельности.

Программа секции решает основные задачи физического воспитания:

• укрепление здоровья и закаливание организма;

• привитие интереса к систематическим занятиям футболом;

• обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;

• овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола;

• изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.

На основании обобщения и интеграции вышеизложенного предполагается обоснование модели здоровьесбережения школьников в процессе занятий мини-футболом, которая включает в себя следующие

блоки:

Содержательный:

• цель;

• задачи;

• учебный материал.

Процессуальный:

• методы;

• приемы;

• принципы;

• формы обучения.

Диагностический:

• анкетирование;

• тестирование.

Логика исследования предполагает уточнение, коррекцию и более емкую детализацию основных компонентов модели, что позволит определить педагогические условия формирования навыков здоровьесбережения младших школьников, занимающихся в школьной секции мини-футбола.

Список литературы

1. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10.

2. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе. 2005. № 5.

3. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. 2005. № 6. С.37-44.

4. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. 2005. № 2. С. 19-22.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Нар. образование, 1998. 255 с.

6. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2003. 270 с.

7. Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход - основа здоровьесберегающей технологии // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4.

8. Халемский Г.А. Школа - территория здоровья // Педагогика. 2005. №3. С. 42-46.

9. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: науч.-практ. сб. инновац. опыта. Ставрополь, 2001. 400 с.

Полякова Ирина Вячеславовна, канд. пед. наук, доц., polvip@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Трусиков Владислав Юрьевич, магистрант, vlad trusikovaimail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES MODELS ZDOROVESBEREZHENIYA SCHOOLCHILDREN IN CLASSES MINI-FOOTBALL

I. V. Polyakova, V. Y. Trusikov

As part of the development model of the formation of health saving skills of younger schoolboys in the course of employment by mini football analyzed literature relating to the study, based on which the identified components of health-activity, stages of formation of health saving skills and criteria for performance evaluation.

Key words: health saving skills, junior high school students, a mini-football.

Polyakova Irina Vyacheslavovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, polviparambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University L.N. Tolstoy,

Trusikov Vladislav Yur'yevich, undergraduate, vlad Lrnsikovaimail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University L.N. Tolstoy

УДК 796.015

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЦИКЛИЧЕСКИМИ, ИГРОВЫМИ, СИЛОВЫМИ И АЭРОБНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

А.И. Рахматов, И.В. Машошина, О.А. Швачун

Проведен сравнительный анализ двигательной активности девушек-студенток, занимающихся легкой атлетикой, баскетболом, ритмической гимнастикой, пилатесом, аэробикой, силовыми видами спорта по показателям: количество локомоций, энерготраты, сумма ударов сердца с целью оптимизации соотношения физических нагрузок. Выявлена корреляционная взаимосвязь между функциональными реакциями систем организма и параметрами физических нагрузок.

Ключевые слова: здоровье, физические нагрузки, студенты, методики занятий, циклические, игровые, силовые, аэробные упражнения.

Проблема совершенствования процесса физического воспитания студенток высших учебных заведений связывается с выбором средств подготовки, имеющих наивысшую оздоровительную ценность, оказывающих развивающее и укрепляющее влияние на организм и функционирование ведущих систем организма молодых девушек [1, 3, 7]. Разработка и внедрение современных педагогических технологий физической подготовки с оздоровительной и общеподготовительной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.