Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования правовой культуры подростков в социокультурной среде'

Педагогические условия формирования правовой культуры подростков в социокультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесниченко Татьяна Игоревна

Раскрывается сущность понятия «педагогическое условие»; рассматриваются основные педагогические условия формирования правовой культуры подростков в социокультурной среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесниченко Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions to form legal culture of teenagers in socio-cultural environment

The meaning of ‘pedagogical condition' concept is revealed. The main pedagogical conditions of forming teenager legal culture in socio-cultural environment are discussed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования правовой культуры подростков в социокультурной среде»

УДК 37.017+37.013.42 ББК 74.200.5+74.66

Т.И. Колесниченко ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Раскрывается сущность понятия «педагогическое условие»; рассматриваются основные педагогические условия формирования правовой культуры подростков в социокультурной среде

Ключевые слова: условие, педагогическое условие, социокультурная среда, правовая культура.

I

<и т

I

о ф

ц

о ^

Изучение правовой культуры подростков приобретает особую актуальность по целому ряду причин. Во-первых, изучение этой группы представляет не только теоретическую, но и практическую значимость: характер и содержание правовой культуры подростков служит индикатором качества правового образования. Выявление пробелов в правовой культуре подростков указывает направление корректировки правового образования. Во-вторых, значимость изучения подростков обусловлена спецификой данной социальной группы: в будущем она должна представлять наиболее образованную часть населения, из которой будет пополняться интеллектуальная элита общества. В-третьих, возросло число преступлений и правонарушений, совершаемых подростками.

Важнейшими качествами гражданина правового государства являются дисциплинированность, уважение к законам, правам и свободам каждого человека, правомерное поведение, активная гражданская позиция, способность к социальной активности [5]. По мнению ученых Е.В. Аграновской, В.Л. Васильева, Н.Ю. Гурьянова, С.А. Комарова, А.Ф. Никитина, А.Р. Ратинова и других, интегра-тивным личностным качеством человека современного общества является правовая культура.

В философском словаре дается следующее определение: «Правовая культура личности является составляющей базовой культуры человека и характеризует качество и глубину правовых знаний, степень понимания нравственно-юридического смысла правовых норм, качество правовых убеждений, реализуемых в бытовой, трудовой, общественной жизнедеятельности, проявляющихся в соблюдении правовых норм, отстаивании собственных прав и свобод, правомерном поведении» [7].

Отсюда следует понимать, что для формирования правовой культуры необходимо заниматься профилактической работой, осуществлять целенаправленное правовое просвещение, создавать педагогические условия для эффективного процесса формирования правосознания подростков.

Философская категория «условия» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой они возникают, существуют и развиваются [3]. Структура комплекса условий должна быть гибкой, динамичной, отвечающей состоянию системы в данное время. Она должна развиваться в зависимости от целей и задач, которые стоят перед родителями, воспитателями, работниками правоохранительных органов и др.

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «...целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей» [1]. Г.Я. Гревцева определяет педагогические условия как «совокупность мер образовательного процесса, связанных с факторами, определяющими их ход, оказывающими прямое влияние на уровень гражданской воспитанности» [2, с. 160]. Практика показывает, что педагогические условия влияют на уровень правовой воспитанности подростков, на формирование правовой культуры.

Главная задача образования - создать такие условия, в которых подросток может занять личностную (субъектную) позицию и проявить личностные качества. Реализация намеченных путей поиска условий приводит нас к необходимости обратиться к вопросу о взаимосвязи факторов и условий. Их различают по выполняемым функциям: факторы выступают как движущие силы процесса, а условия - как обстоятельства. Факторы и условия функционируют только на основе взаимосвязи, взаимодействия. Воспитание правосознания связано с основным фактором - деятельностью личности, ее внутренним состоянием (убеждениями, мотивацией, интересами, установкой) и внешними условиями. Эта взаимосвязь выражается в действиях.

Процесс формирования правовой культуры подростков связан со средой, взаимодействием со средствами воспитания, деятельностью, т.е. внешними и внутренними факторами. «Воспитательная сила среды в том, что она служит источником развития ребенка. Однако воспитательное влияние среды всегда ограничено рамками той культуры, которая свойственна этой среде, - в этом ее слабость» [9, с. 158]. Среда становится воспитательным фактором лишь в случае активного взаимодействия со средой ребенка как субъекта.

Таким образом, в педагогической литературе выделены внутренние и внешние условия, которые могут выступать в единстве. Такой подход к процессу формирования правовой культуры позволяет учитывать динамику процесса, разнохарактерное влияние семьи, школы, детских и общественных объединений на развитие и обновление моделируемого объекта.

Следует иметь в виду влияние мега-факторов, макрофакторов, мезофакто-ров, микрофакторов на процесс формирования правовой культуры подростков.

Правовое воспитание, являясь органичной частью гражданского воспитания, решает одну из главных задач -формирование правовой культуры. В педагогической литературе представлены различные аспекты правового воспитания: концепция воспитания учащихся в духе культуры мира, прав человека (Т.В. Болотина, Н.Г. Суворова, З.К. Шне-кендорф и др.); идея формирования социально-правовой активности школьников в процессе изучения основ правоведения и граждановедения (В.М. Обухов, Я.В. Соколов, Г.Я. Гревцева и др.); идея взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности в правовом воспитании подростков (В.И.Абрамов и др.); проблема воспитания «трудных» подростков, педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних (А.И. Долгова, И.А. Невский, А.Е. Тарас); система этико-правового образования и гражданского воспитания (П.И. Элиасберг) и др.

Исследователи процесса правового воспитания подростков (Э.М. Никитин [4], Е.А. Певцова [6], З.Н. Ибрагимова [3] и др.) выделяют следующие педагогические условия: дифференцированные возможности внедрения курса гражданского образования; сотрудничество классных руководителей с работниками правоохранительных органов, педагогами дополнительного образования, учителями; использование педагогически обоснованных форм работы; поощрение научно-образовательных организаций

ш

о ^

н о о

ч о с

2 £

о со о со го

го ш о

0

1 £ § £

о

о

5

^ о

!г £

го

Ч о

ф о

а со

I

ф

т ^

I

о ф

с;

о ^

самих детей, введение в содержание основного общего образования правового компонента; включение учащихся в игровую деятельность с правовым содержанием; взаимосвязь учебных занятий и воспитательных мероприятий с правовым содержанием, а также реализация межпредметных связей в правовом обучении и воспитании; личностно-деятель-ностный подход в правовом обучении и воспитании; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, способствующих накоплению позитивного правового опыта; единство правового и нравственного воспитания.

Но не рассматриваются в качестве педагогических условий следующие: подготовка специалистов к деятельности по правовому воспитанию подростков средствами Интернет-ресурсов; педагогический мониторинг правовой воспитанности подростка. Остановимся на характеристике некоторых выделенных нами педагогических условий.

Условие обеспечивающие воспитание правовой культуры подрастающего поколения - информационно-правовая культура педагога - одно из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного и правового мировоззрения и систем знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационно-правовых потребностей с использованием как традиционных, так и современных информационных технологий. Не мене важным условием являются эффективные формы работы:

1) деятельность детских объединений, например, в рамках разработанного Положения о проведении областного смотра - конкурса детских объединений правоохранительной направленности Кемеровской области «Юные друзья полиции» в Новокузнецком районе проведен 5-ый областной смотр - конкурс отрядов ЮДП, в котором приняли участие 34 команды;

2) областные акции «Детство без обид и унижений» в целях противодействия жестокому обращению с детьми, снижения уровня социального сиротства; «СтопСпайс» - акция направлена на противодействие процессам наркотизации в подростковой и молодежной среде;

3) профилактическое мероприятие «Велосипед», направленное на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма и хищений и т.д.;

4) встречи с несовершеннолетними и их родителями;

5) выступления в СМИ по вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, обеспечения защиты их прав, жизни и здоровья и т.д. Таким образом, как справедливо отмечают Е.А. Певцова [6], С.В. Широ [8], реализация доктрины правового образования, вооружение различных социальных групп общества правовыми знаниями и навыками правового общения предполагают изучение и исследование условий, в которых формируется и развивается правовое сознание несовершеннолетних, закономерностей и рациональных путей обучения и воспитания человека, форм и методов направленного и организованного воздействия на сознание людей всего арсенала правовоспитательных средств. Библиографический список:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с.

2. Гревцева Г.Я. Социализация школьников средствами гражданского воспитания: монография. - Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2011. -345 с.

3. Ибрагимова З.Н. Формирование правовой культуры старших подростков в условиях школы-интерната: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Тверь, 2013. - 287 с

4. Никитин А.Ф. Формирование правовой культуры: нравственно-правовое воспитание школьников. Из опыта

работы / сост. А.Ф. Никитин. - М., Просвещение, 1986. - С.122-126.

5. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: Письмо Мин-ва образования РФ №391/11 от 19 марта 1996 г. // Вестн. образования. 1996. № 4. С. 78.

6. Певцова Е.А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества: Монография. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 195 с.

7. Философский словарь / под. ред И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987. -590 с.

8. Широ С.В. Формирование у старшеклассников правосознания в обучении гуманитарных дисциплин: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2000. - 21 с.

9. Циулина М.В. Средовый подход в патриотическом воспитании // Молодой ученый. 2011. №3. С. 158-164.

УДК 371.3 ББК 74.202.5

Л.В. Комарова

ДОСТИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Рассматривается проблема развития учебно-познавательной деятельности, формирования универсальных учебных умений школьников в проектном обучении. Раскрывается значение проектного обучения, этапы подготовки проекта; цель и результат проектно-исследовательской деятельности личности.

Ключевые слова: проектная технология, профильное обучение, проект, индивидуальный подход, творческий подход.

Среди многообразия интерактивных педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориенти-рованного подхода в методике преподавания интерес представляет проектное обучение. Проектное обучение ориентировано на развитие личности учащегося и является творческим по своей сути. Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов - как компонент системы, как педагогическая технология.

Технология обучения представляет целостный процесс учебно-познавательной деятельности личности, направленной на освоение теоретических и методических знаний, умений и навыков, овладение компетентностью и должна обладать

всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его элементов, целостностью. Управление данным процессом становится возможным благодаря диагностическому целеполаганию, планированию, проектированию процесса обучения и его результатов, поэтапной диагностики достижений студентов, варьированию методами, средствами обучения с целью коррекции процесса обучения и его результатов [1].

Анализ дидактических исследований последних лет [4; 6; 7] показал, что технология проектного обучения, разрабатываемая зарубежными и отечественными учеными, которые рассматривают проектное обучение как целостную технологию, способствующую овладению обуча-

к

X

ф

о

со

о

о

н го 1- X ф

т

^

ю

СО о

ф

р ^

^ о

го ^ X _0

к

X -&

ф о

т р

^ с

ю о ш

го ш

н о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ф т го ^ ц о X X ф

ф н

X

X ф * _0 X н

^ ^

н ф

о о

о р

ч с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.