Научная статья на тему 'Историография развития правового образования как фактора правовой социализации'

Историография развития правового образования как фактора правовой социализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ФАКТОР / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесниченко Татьяна Игоревна

Государственная политика России в сфере образования на современном этапе характеризуется комплексным, всесторонним обновлением всех звеньев образовательной системы и сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями реальной жизни и необходимостью решения актуальных проблем общества. Одно из направлений воспитание правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей. Исходя их этого представляется важным и актуальным рассмотреть историографию развития правового образования как фактора правовой социализации личности.В статье раскрываются культурно-исторические предпосылки становления проблемы правового образования, уточняются основные понятия: историография, фактор, социализация, правовая социализация. Выделяются основные направления исследований по проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHY OF LEGAL EDUCATION DEVELOPMENT AS A FACTOR OF LEGAL SOCIALIZATION

Contemporary state education policy in Russia is characterized by compehensive renovation in all elements of the education system in accordance with the real life requirements and the need to solve the actual social problems. Training the legal culture of juvenile offenders is one of the areas. Hence, it seems important and topical to discuss the historiography of legal education development as a factor of legal socialization of personality. Historical and cultural preconditions of the formation of the problem of legal education are discussed, the main concepts of historiography, factor, socialization and legal socialization are specied. The main research directions are identied.

Текст научной работы на тему «Историография развития правового образования как фактора правовой социализации»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 37 017 D°I 10.7442/2071-9620-2015-2-65-70

ББК 74.005.26

Т.И. Колесниченко

(Следственный комитет Российской Федерации по Кемеровской области, г. Осинники, Россия)

ИСТОРИОГРАФИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Государственная политика России в сфере образования на современном этапе характеризуется комплексным, всесторонним обновлением всех звеньев образовательной системы и сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями реальной жизни и необходимостью решения актуальных проблем общества. Одно из направлений - воспитание правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей. Исходя их этого представляется важным и актуальным рассмотреть историографию развития правового образования как фактора правовой социализации личности.

В статье раскрываются культурно-исторические предпосылки становления проблемы правового образования, уточняются основные понятия: историография, фактор, социализация, правовая социализация. Выделяются основные направления исследований по проблеме.

Ключевые слова: историография, фактор, социализация, правовая культура, правовое образование, правовая социализация.

HISTORIOGRAPHY OF LEGAL EDUCATION DEVELOPMENT AS A FACTOR OF LEGAL SOCIALIZATION

ro

ro s J

о о

о m о m го

Ci с го

Ci

T.I. Kolesnichenko °

(The Investigative Committee of the Russian Federation -§

in Kemerovo Region, city of Osinniki, Russia)

ro m о

CO

го

Ci

ю о

Contemporary state education policy in Russia is characterized by compehensive renovation in all elements of the education system in accordance with the real life requirements and the need to solve the actual socialproblems. Training the legal culture of juvenile offenders is one ofthe areas. Hence, it seems important and topical to discuss the historiography of legal education development as afactor S of legal socialization of personality. Historical and cultural preconditions of the formation of the problem of legal education are discussed, the main concepts of historiography, factor, socialization and legal socialization are specified. The main research directions are identified.

Keywords: historiography, factor, socialization, legal socialization. o

ci

го

Ci

ф т

о ф

^ о

В современных условиях повышение внимания к опыту воспитания правовой культуры имеет исторически закономерный и педагогически целесообразный характер. Результативность правового образования напрямую взаимосвязана с решением проблем предотвращения правонарушений среди молодежи, созданием условий их успешной социализации. К настоящему времени уровень правовой культуры становится важным критерием определения цивилизованности общества и играет ведущую роль в становлении правовой государственности. Правовое образование как элемент системы правовоспитательного процесса становится необходимым этапом правовой социализации личности, в рамках которой формируются ее ценностно-правовые ориентации.

История развития педагогической практики и теории показывает, что содержание и методика воспитания правовой культуры постоянно менялись, следуя за изменениями, которые происходили в обществе и содержании образования, поэтому наше педагогическое исследование проблемы было выстроено с учетом событий, происходивших в истории и культуре России.

«Историография социально-культурной деятельности - это научная отрасль педагогической науки, отраслевой историографии, изучающая развитие социально-культурной деятельности общества» [10, с. 29].

Ученые выделяют несколько групп культурно-исторических предпосылок развития проблемы правового образования и воспитания как фактора развития правовой культуры. Рассмотрим эти группы в контексте нашего исследования. К первой группе культурно-исторических предпосылок относятся основные характеристики культурно-исторической, общественно-экономической ситуации. Ко второй группе - социальный заказ на воспитание правовой культуры. Третья группа предпосылок характеризует культурное наследие, культурные

нормы и ценности, которые оказывают влияние на организацию правового образования и воспитания. К четвертой группе предпосылок относятся результаты теоретического изучения процесса воспитания правовой культуры, труды отечественных и зарубежных ученых, позволяющие проследить эволюцию теоретических представлений и оценить их значение для дальнейшего развития и углубления исследований по данной проблеме. Пятая группа предпосылок -результаты практического освоения формирования правосознания.

Правовому образованию ученые посвящали свои труды с очень давних времен. Если обратиться к античности, то еще в Древней Греции, в философской школе стоиков, было предусмотрено обучение красноречию, необходимому для суда. Мы считаем целесообразным ограничить генезис исследуемой проблемы началом XX века.

Исследование проблем правового образования в контексте правовой культуры общества и образовательной системы имеет особое значение для таких наук, как педагогика, юриспруденция, социология, философия, а потому носит комплексный характер. Изучение данной проблемы позволяет проследить сложные закономерности социализации индивидуумов в обществе, выявить механизмы, способствующие созданию организованного и стабильного общества вне социальных потрясений и конфликтов.

Социализация - это многогранный процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности личности, общественная категория с конкретно заданным результатом. «Социализация личности будет успешной, если процесс подготовки воспитанника к жизни будет способствовать изменению личностных ценностных ориентаций, поиску оптимального сочетания своих ценностей и требований социальной роли, развитию умений оценивать понимание моральных личностных ценностей» [2, с. 46]. Современное общество жестко формулирует требова-

ния к качествам личности. В будущем личность сама будет делать выбор в определении путей своего собственного процесса социализации, основного содержания собственных изменений.

Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы социализации личности: семья, отношения равенства, школа, средства массовой информации, труд, различные общественные формирования. Мы считаем, что правовое воспитание также является фактором социализации детей и подростков и пронизывает все вышеназванные факторы.

Вслед за Г.Я. Гревцевой [2] «фактор» понимается нами как условие освоения системы знаний и умений, необходимых человеку для жизнедеятельности в конкретном обществе. Правовая социализация так же, как нравственная социализация и гражданская социализация, -процесс усвоения человеком знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладение людьми социальных ролей, позволяющих им осуществлять социально-культурную деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества. Сущность самого процесса социализации - освоение системы знаний и умений, необходимых человеку для жизнедеятельности в конкретном обществе. Процесс социализации направлен на установление правильных взаимоотношений с людьми на познание мира и себя.

Правовое образование является важным компонентом механизма правовой социализации личности как процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, чувств и эмоций людей, а также правовых оценок, норм и моделей поведения.

Именно правовое образование способно направить процесс социализации в позитивное русло. С другой стороны, личность активно и избирательно воспринимает внешнее воздействие, преломляя его сквозь призму внутренних помыслов, убеждений, которые сложились первоначально.

Таким образом, правовая социализация должна и может рассматриваться как двусторонний процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов мотивации при особой роли правового образования, способного оказывать целенаправленное решающее воздействие на формирование личности.

Главная идея прогрессивных мыслителей прошлого заключалась в том, чтобы посредством правовой образовательной деятельности сформировать уважение к праву, обеспечить защиту интересов и прав личности. В этой связи актуальность приобрела концепция о необходимости планомерного этапного правового образовательного процесса.

Развитие современного общества настоятельно диктует потребность в выработке новых методик и технологий внедрения правовоспитательного процесса в правовую практику, создании адекватных настоящему времени моделей правового образования граждан государства. Все это указывает на актуальность методологического аспекта данного вопроса.

Анализ состояния научной разработки проблемы позволяет констатировать наличие большого количества фундаментальных работ по различным юридическим аспектам правовой культуры и правового воспитания, относящихся к советскому периоду. При этом роль правового образования и модели его практического осуществления в контексте темы исследования оставались вне поле зрения, что привело к отсутствию в конце XX в. общегосударственной концепции правового воспитания. Не изучались также и проблемы технологии образовательного процесса в области права и их влияние на правовые институты общества.

Рассмотрение данного вопроса в рамках педагогической и методической наук осложнялось отсутствием педагогических знаний у специалистов, трудностями систематизации опыта, авторских методик, созданных стихийно-эмпирическим путем в различных регионах советской и постсоветской России. Кроме

го

го

о о

о со о со го

с

го

О Ё го

го ш о со ГО

ю о

о со о со го

с

го

го

о

того, роль правового образования как «вектора» самостоятельного направления правовой политики государства в рамках решения образовательных и социальных проблем недооценивалась.

В России к концу XX в. еще не сложились достаточно самостоятельные образовательные программы, в рамках которых возможно было решение актуальных вопросов правовой жизни. Все это позволило констатировать потребность в комплексном исследовании проблемы становления правового образования в России в юридическом аспекте, его роли в формировании «нового общества» с особой значимостью в нем правовых институтов.

Изучая региональный опыт России в практическом решении указанных выше проблем, Е. Певцова [5] пришла к выводу о существовании определенных закономерностей в сфере образовательного процесса и формирования правовой культуры, которые требуют юридического обоснования, а также обобщения большого опыта, который необходимо научно проанализировать для того, чтобы определить дальнейшие пути и средства формирования и совершенствования целостной правовой культуры.

Кроме теоретического исследования проблемы, предприняты попытки реализации правовых технологий, новых систем правовоспитательной деятельности в практике образовательных и правоохранительных учреждений различных регионов России (как посредством правовой подготовки преподавателей права и юристов, работы с руководителями образования, так и посредством создания и использования новых правовых курсов, книг с целью выстраивания системы обучения и воспитания праву в системе общего образования).

Изучение историографии проблемы

0 дает представление о степени ее исследо-| ванности, позволяя наметить пути даль-

1 нейшей разработанности, обозначить | те вопросы, которые не получили глу-£ бокого анализа или не рассматривались ^ совсем. Большой вклад в исследование

проблем правового воспитания и правовой культуры внесли труды Е.В. Аграновской, П.П. Баранова, А.Б. Венгерова, Д. А. Керимова, Н.М. Кейзерова, Б. А. Кис-тяковского, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукаше-вой, Т.Н. Радько, И.Ф. Рябко, Е.Н. Трубецкого и других.

К настоящему времени в науке стали разрабатываться различные направления изучения смежных вопросов теории права и государства. Огромное значение в теоретическом, а также практическом осмыслении проблемы социального, правового образования, государственной образовательной политики имеют труды В.И. Жукова [6]. Многочисленные исследования специалистов, так или иначе затрагивающих в своих работах проблему правового образования в системе ее соотношения с правовой культурой общества, могут быть классифицированы на несколько групп [5].

1. Труды, в которых сделан акцент на определении социальной значимости юридического (речь идет о профессиональном образовании) обучения для формирования правовой культуры общества (М.М Галимов, В.В. Головченко, ИВ. Гранкин, С.Н. Головин, Н.В. Щербакова и др.).

Так, например, С.Н. Головин (с педагогической точки зрения) обосновал проблемы правового образования и воспитания учеников учреждений начального профессионального образования [3]. Он доказал, что правовое воспитание учащихся начального профессионального образования эффективно, если его структурно-логическая модель отражает сущность формирования правового сознания молодежи и специфику воспитательной работы в системе профессионального образования; при этом процесс управления имеет трехуровневую структуру с целевыми, социально-психологическими и оперативными функциями, адаптированную к содержанию и условиям начального профессионального образования.

Теоретические вопросы эффективности правового воспитания в 80-е годы

XX в. детальным образом разработаны

B.В. Головченко [4]. Он разработал способ измерения эффективности правового воспитания с помощью логико-математического моделирования.

2. Труды, в которых обращено внимание на роль правовой информированности личности в условиях формирования правовой культуры. В рамках данных подходов исследователи обращали внимание на соотношение понятий «правовая культура общества» и «правовая информированность» личности (В.М. Боер, А.С. Солдатови др.).

3. Труды по вопросам социально-правовой активности личности, где изучение проблем правового обучения осуществлялось в контексте рассмотрения ведущей темы (К.А. Абульханова, С.С. Батенин, Л.П. Буев и др.).

4. Труды прикладного характера с акцентом на изучение механизма правового воспитания и его эффективности в обществе (В.В. Головченко, Г.А. Голубе-ва, В.С. Каптарь, С.Н. Кожевников и др.).

Проблемы правового воспитания несовершеннолетних в 80-е годы XX в. подвергались исследованию в работах

C.В. Юшина [11]. Он попытался осуществить историографический обзор исследования понятия «правовое воспитание», которое было представлено в трудах юристов в 60-70- е годы.

5. Работы, в которых акцентировалось внимание на вопросы формирования правового сознания личности. Н.Ю. Евплова, например, исследовала правовое сознание молодежи, показав основные проблемы в этой области, тем самым актуализировав основные направления системной образовательной деятельности по преодолению этих проблем [8]. Автор сделала вывод о том, что главным средством устранения дефектов правового сознания молодежи в России может быть разработка и реализация федеральной программы правового воспитания молодежи. Попытку историко-системного анализа правового сознания и правовой культуры в период формирования советского госу-

дарства в 1920-30-е годы предпринял A.M. Евстратов [7].

6. Необходимые ориентиры для разработки проблемы дали исследования, посвященные различным аспектам правовой культуры общества и индивида (Е.В. Аграновская, С.С. Алексеев,

H.М.Кейзеров,В.П. Кудрявцев, Г.В.Мальцев и др.) дополнились в конце XX века изучением проблем формирования правовой культуры отдельных групп общества, например, студентов.

Следует заметить, что системные исследования правовой культуры общества появляются лишь в 60-70-е годы XX века, они посвящены методологии изучения этого понятия, выяснению его сущности, структуры, функций. Так, например, А.П. Семитко рассмотрел вопросы развития правовой культуры как правового прогресса [9]. Вопросы правовой культуры личности и ее роли в гражданском обществе поднимались в трудах С.А. Желановой, И.Ю. Новичковой,

A.Н. Бабенко, B.C. Грачева и др.

7. Следует отдельно выделить группу исследований педагогического характера, которые были проведены в последние годы по вопросам юридического и правового обучения школьников и студентов (С.В. Болонина, С.Н. Головин,

B.А. Ильин, Н.И. Элиасберг и др.). Таким образом, к настоящему времени сложились различные научные школы правового обучения и воспитания, которые нуждаются в грамотном юридическом анализе и систематизации. Библиографический список:

I. Аграновская Е.В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: дис. ... канд. юрид. н. - М., 1982.

2. Гревцева Г.Я. Социализация школьников средствами гражданского воспитания: монография. - Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2011. - 345 с.

3. Головин С.Н. Правовое образование и воспитание учащихся учреждений начального профессионального образования: дис. ... канд. пед. н. - М., 2001. - 185 с.

го

го

S

J

о о

о ш о ш го

С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го о Ё го

го ш о

СО

го

Ю О

О Ш О Ш ГО

С

го

го

О

ф т

о ф

^ о

4. Головченко В.В. Эффективность пра- 8. Евплова Н.Ю. Правовое сознание мо-вового воспитания. Понятие, методи- лодежи: дис. ... канд. юрид. н. - Волка, критерии измерения. - Киев, 1985. гоград, 2000.

5. Певцова Е.А. Правовое образование 9. Семитко А.П. Русская правовая куль-в России: формирование правовой тура: мифологические и социально-культуры современного общества. - экономические истоки и предпосыл-М.: АПК и ПРО, 2002. - 195 с. ки // Государство и право. 1992. № 10.

6. Жуков В.И. Российское образование: 10. Рябков В.М. Историография педа-истоки, традиции, проблемы. - М., гогической тории социально-куль-2001. - 848 с. турной деятельности (вторая поло-

7. Евстратов A.M. Правовое сознание и вина ХХ - начала XXI веков). - М., правовая культура в период формиро- 2009. - 480 с.

вания советского государства и 1920- 11. Юшин C.B. Проблемы правового вос-1930-е годы (историко-теоретическое питания несовершеннолетних: дис. ...

исследование). - СПб., 2001. - 351 с. канд. юрид. н. - М., 1983.

Поступила 22.05.15

Об авторе:

Колесниченко Татьяна Игоревна, старший следователь следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области (Россия, г. Осинники, ул. Победы, д. 13), майор юстиции, idv_1829@mail.ru.

Для цитирования: Колесниченко Т.И. Историография развития правового образования как фактора правовой социализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 2. С. 65-70 References:

1. Agranovskaia E.V. Legal culture as a factor to consolidate socialist way of life. Diss. ... Cand. Sci. (Law), M., 1982 (in Russian)

2. Grevtseva G.Ya. Socialization of school students via civic education. Chelyabinsk, izd-vo. Chel. Gos. Ped. Un-ta, 2011. (in Russian)

3. Golovin S.N. Legal education and training of students of primary vocational education. Diss. ... Cand. Sci. (Education). M., 2001. (in Russian)

4. Golovchenko V.V. Legal education efficiency. Concepts, methods, measurement criteria. Kiev, 1985. (in Russian)

5. Pevtsova E.A. Legal education in Russia: forming a legal culture of the contemporary society. M., APK i PRO, 2002. (in Russian)

6. Zhukov V.I. Russian education: sources, traditions, problems. M., 2001. (in Russian)

7. Evstratov A.M. Legal awareness and legal culture in the period of Soviet state formation and in 1920s - 1930s (a historical and theoretical study). SPb., 2001. (in Russian)

8. Evplova N.Yu. Legal awareness of young people. Diss. ... Cand. Sci. (Law), Volgograd, 2000. (in Russian)

9. Semitko A.P. Russian legal culture: mythological and socio-economic origins and preconditions. Gosudarstvo i pravo. 1992. № 10. P. 108. (in Russian)

10. Ryabkov V.M. Historiography of pedagogical theory of social and cultural activities (late 20th early 21st centuries). M., 2009. (in Russian)

11. Yushin S.V. Problems of juvenile legal education. Disws. ... Cand. Sci. (Law), M., 1983. (in Russian)

About the author:

Kolsnichenko Tatiana Igorevna, senior investigator of the Investigation Department of the city of Osinniki Office of Investigation of the Investigative Committee of the Russian Federation in the Kemerovo Region (13, Str. Victory, Osinniki, Russia), Major of Justice, idv_1829@mail.ru For citation: Kolesnichenko T.I. Historiography of legal education development as a factor of legal socialization // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 2. Р. 65-70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.