Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / WORLDVIEW / PEDAGOGICAL WORLDVIEW / VOCATIONAL TRAINING / SYSTEM / MODEL / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагитдинова Танзиля Камилевна

В статье рассматриваются педагогические условия формирования педагогической картины мира будущих учителей, среди которых автор выделяет обоснование понимания педагогической картины мира; построение процесса её формирования на основе модели, описывающей основные этапы формирования педагогической картины мира; организацию процедуры оценки сформированности педагогической картины мира будущих учителей; обеспечение соответствующей подготовкой преподавателей вуза. Автором сделан акцент на требования, предъявляемые к современному образованию и внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на формирование педагогической картины мира будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING A PEDAGOGICAL PICTURE OF THE WORLD OF FUTURE TEACHERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

The article discusses the pedagogical conditions for the formation of the pedagogical worldview of future teachers, among which the author highlights the rationale for understanding the pedagogical worldview; defining the process of its formation on the basis of a model that describes the main stages of the formation of the pedagogical worldview; organization of the procedure for assessing the formation of the pedagogical worldview of future teachers; providing appropriate training for university teachers. The author focuses on the requirements for modern education and external and internal factors that influence the formation of the pedagogical worldview of future teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

- применять современные коммуникационные технологии в сети Интернет;

- проводить исследования контента и принципов его потребление, учитывая преимущества использования рекламы в Интернете;

- использовать подход интегрированных маркетинговых коммуникаций, что позволяет увеличить конкурентоспособность предприятия и усилить лояльность покупателей.

Выводы. Несмотря на большое количество трактовок понятие «реклама», все они выделяют характерные черты, которые отличают ее от всех других маркетинговых коммуникаций. Она характеризует процесс передачи информационного сообщения, цель которого - вызвать потребность в информированном продукте. Тенденции развития медийного рынка в Европе и США свидетельствуют, что цифровая реклама и в дальнейшем будет опережать затратами рекламу телевизионного формата, значительную долю которой будет мобильная реклама. Анализ мирового опыта использования современных рекламных инструментов позволит отечественным компаниям усилить конкурентоспособность на рынке, укрепить имидж и привлечь внимание новых потребителей.

Литература:

1. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Дж. Бернет, С. Мориарти ; пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2001. - 864 с.

2. Дымшиц М.Н. Оценка эффективности рекламы / М.Н. Дымшиц [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.dnp.ru/ puЫicatюns/our-puЫicatюns/marketmgovye-kommuшkatsи/artide.

3. Касян С.Я. Эффективность влияния маркетинговых коммуникаций предприятий на поведение потребителей / С.Я. Касян, Т.Е. Крицька // Экономическое пространство. - 2012. - № 63. - С. 237-243.

4. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж.-Ж. Ламбен; пер. с франц. -СПб.: Наука, 1996. - XV - 589 с.

5. Суркова Е.В. Основы маркетинга: [учеб. пособ.] / Е.В. Суркова. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 152 с.

6. Уэллс У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти; пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. - 736 с.

Педагогика

УДК: 378

магистр филологических наук Сагитдинова Танзиля Камилевна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань), соискатель

Омский государственный педагогический университет (г. Омск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия формирования педагогической картины мира будущих учителей, среди которых автор выделяет обоснование понимания педагогической картины мира; построение процесса её формирования на основе модели, описывающей основные этапы формирования педагогической картины мира; организацию процедуры оценки сформированности педагогической картины мира будущих учителей; обеспечение соответствующей подготовкой преподавателей вуза. Автором сделан акцент на требования, предъявляемые к современному образованию и внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на формирование педагогической картины мира будущих учителей.

Ключевые слова: картина мира, педагогическая картина мира, профессиональная подготовка, система, модель, педагогические условия.

Annotation. The article discusses the pedagogical conditions for the formation of the pedagogical worldview of future teachers, among which the author highlights the rationale for understanding the pedagogical worldview; defining the process of its formation on the basis of a model that describes the main stages of the formation of the pedagogical worldview; organization of the procedure for assessing the formation of the pedagogical worldview of future teachers; providing appropriate training for university teachers. The author focuses on the requirements for modern education and external and internal factors that influence the formation of the pedagogical worldview of future teachers.

Keywords: worldview, pedagogical worldview, vocational training, system, model, pedagogical conditions.

Введение. Понятие картины мира достаточно широко и многогранно рассматривается в области различных наук. В общем понимании картина мира является наиболее концептуальной и представляет собой целостную систему знаний и представлений о мире, то педагогическая картина мира, являясь наиболее локальной основывается на представлении образа мира различных профессий, которые могут претерпевать изменения и проявляться в различных сочетаниях в сознании индивида.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая картина мира подразумевает формирование основ профессионального мировоззрения, ценностных профессиональных ориентаций, профессиональной мотивации и целостного отношения к профессиональным традициям и обычаям, умений и навыков следования профессиональным нормам и образцам поведения, педагогической культуры и такта.

Вместе с тем, проблема формирования педагогической картины мира остается достаточно сложной из-за неопределенности педагогических условий.

При этом формирование педагогической картины мира будущего учителя рассматривается как процесс и результат освоения им способов последовательного и гармоничного овладения профессионально-педагогическими ценностями и компетенциями на соответствующем уровне, который достигается путем создания соответствующих педагогических условий.

Среди таковых нами были выделены следующие:

- обосновано понимание педагогической картины мира, раскрывающее современные смыслы и ценности педагогической деятельности и педагогической профессии;

- этот процесс строится на основе модели, описывающей основные этапы формирования педагогической картины мира: когнитивный, эмоционально-личностный и поведенческий;

- организована процедура оценки сформированности педагогической картины мира будущих учителей на основе выработанных критериев и показателей (аксиологического, деятельностного, личностно-творческого);

- этот процесс обеспечивается соответствующей подготовкой преподавателей вуза к организации образовательного процесса, направленного на формирование педагогической картины мира будущих учителей.

Перечисленные условия были выделены на основании того, что позволяют осуществлять работу по формированию педагогической картины мира системно, когда соблюдение каждого из условий непосредственно влияет на формирование всех компонентов педагогической картины мира.

Педагогическую картину мира можно определить как системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов.

Одним из компонентов педагогической картины мира являются педагогические ценности, которые определяются как идеалы, на основе которых происходит профессиональная идентификация личностью себя как педагога, субъекта педагогической деятельности.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность [5].

Педагог выступает в качестве субъекта этой деятельности и выполняет эту деятельность, основываясь на осознаваемых им представлениях о ценностях, которые выступают для него эталоном профессионального поведения. На основе этих ценностей происходит профессиональная идентификация личностью себя как педагога, субъекта педагогической деятельности.

Педагогические ценности и мера принятия их личностью являются показателем степени педагогической идентичности учителя. В связи с этим необходимо затронуть содержание основных педагогических ценностей и их классификацию в современной педагогике.

Второй компонент в структуре педагогической картины мира - деятельностный. Этот компонент в структуре педагогической картины мира предполагает наличие способности действовать в различных ситуациях профессиональной деятельности согласно принятым в педагогическом сообществе правилам и нормам, определяется уровнем педагогического мастерства и педагогической культуры, предполагающих развитие общих и специальных компетенций, а так же личностные качества специалиста.

Кроме того данный компонент основан на осознании учителем необходимости развития своих педагогических способностей и веру в них как в залог успешности педагогической деятельности.

И третьим компонентом педагогической картины мира можно считать личностно-творческий. Данный компонент основан на осознании учителем смысла и цели собственной педагогической деятельности, связь их с творческой самореализацией; формировании педагогической позиции, соотнесение её с позицией других; развитии умения формулировать и вести творческий поиск решения собственных педагогических задач. В общем смысле данный компонент предполагает творческую самореализацию педагога в своей профессиональной деятельности, умение осуществлять рефлексию, совершенствоваться.

Таким образом, педагогическую картину мира можно определить как системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов: аксиологический (педагогические ценности, на основе которых происходит профессиональная идентификация личностью себя как педагога, субъекта педагогической деятельности), деятельностный (общие и профессиональные компетенции и личностные качества педагога, обеспечивающие умение действовать в различных ситуациях профессиональной деятельности согласно принятым в педагогическом сообществе нормам) и личностно-творческий (способность к самоорганизации и саморазвитию, самоанализу своей педагогической деятельности).

Процесс формирования педагогической картины мира должен строиться на основе модели, описывающей основные этапы формирования педагогической картины мира, среди которых можно выделить когнитивный, эмоционально-личностный и поведенческий.

Модель формирования педагогической картины мира позволяет систематизировать и упорядочить этот процесс за счет взаимосвязанных компонентов, которые входят в её структуру. Во главе модели стоит цель, которая реализуется путем разработки содержания, форм и методов работы и позволяет получить результат. При этом модель предполагает широкий арсенал форм и методов работы, обеспечивающих последовательную работу над каждым из компонентов педагогической картины мира. В первую очередь формируется эмоционально-ценностное отношение к профессии. Затем, на его основе, развиваются способы деятельности, отвечающие ценностям профессионала и способности педагога к самообразованию и исследовательской деятельности, что обеспечивается, во-первых, объединением усилий образовательного учреждения и самого студента, и, во-вторых, восприятием студента как активного субъекта деятельности. И третьим направлением работы модель предполагает формирование творческого отношения к профессии, развития личностных качеств педагога, готового к творческой работе, что возможно на основе усвоения первых двух компонентов. То есть, реализация модели предполагает следующую цепочку взаимосвязей: общечеловеческие и профессиональные ценности (педагог-гуманист), способы и опят деятельности, отвечающие профессиональным ценностям (педагог-исследователь) и творчество в профессиональной деятельности (педагог-творец) [6].

Анализ научно-педагогической литературы позволил судить о том, что процесс формирования педагогической картины мира осложняется тем, что несмотря на требования, предъявляемые к современному образованию и выпускнику педагогического вуза, отсутствует четкая система формирования педагогической картины мира будущих учителей в образовательном процессе вуза. Уточнение понятия педагогической картины мира, ее основных компонентов, а также факторов, влияющих на её формирование, позволило представить систему формирования ПКМ, которая предполагает постановку цели, учет внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование педагогической картины мира, направленность на формирование каждого из её компонентов посредствам реализации определенных этапов.

С учетом изложенного выше и опираясь на опыт педагогической практики в системе формирования педагогической картины мира будущего учителя было выделено три взаимосвязанных этапа:

1 этап - изучение будущими учителями педагогического этоса (педагогических ценностей, норм, образцов деятельности, что ведет к профессиональной идентификации студентов как субъектов педагогической деятельности);

2 этап - этап формирования габитуса, моделирования педагогической реальности (освоение организационных принципов педагогической деятельности в процессе разнообразных видов учебно-профессиональной деятельности, которые способствуют развитию профессионально-значимых качеств будущих педагогов, обеспечивающих умение действовать в различных ситуациях профессиональной деятельности согласно принятым в педагогическом сообществе нормам);

3 этап - личностно-творческий этап, на котором проявляется способность будущих учителей к самоорганизации и саморазвитию, самоанализу своей педагогической деятельности на основе усвоенных педагогических ценностей, норм, образцов деятельности.

В качестве результата на первом этапе выступает информированность студента о сущности и содержании избранной профессии, о требованиях к личности специалиста данного профиля, а также уровень знаний, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Результат второго этапа - степень нравственно-психологической готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности. Он отражает степень сформированности ценностных ориентаций, интереса к избранной специальности, удовлетворенности ее результатами, уровень развития мотивации профессиональной деятельности и участия в деятельности по самосовершенствованию.

И третий этап формирует практическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности.

Все эти этапы проходят последовательно - сначала формирование представлений о ценностях, затем освоение и принятие этих ценностей, а затем регуляция профессионального поведения на их основе, что напрямую связано с компонентами педагогической картины (эмоционально-ценностный, деятельностный и личностно-творческий).

Итак, формирование педагогической картины мира будущих учителей проходит в три этапа, характеризующих соответственно нравственно-психологическую, теоретическую и практическую готовность к профессиональной деятельности. В связи с этим, можно установить взаимосвязь формирования её компонентов с архитектурой образовательного процесса вуза: последовательное формирование каждого из компонентов определяется контекстом, содержанием и характером взаимодействия в образовательном процессе вуза. Только во взаимосвязи компонентов педагогической картины мира и архитектурных составляющих образовательного процесса вуза возможно получить конечный результат формирования педагогической картины мира - педагогическую личность.

Таим образом, можно сделать вывод о том, что формирование педагогической картины мира -формирование внутреннего образа педагогической реальности, основанного на системе представлений о ее свойствах и закономерностях, что выражается в готовности педагога к профессиональной деятельности на основе ценностей, профессиональных компетенций и личностных качеств будущего учителя.

Кроме того, должна быть организована процедура оценки сформированности педагогической картины мира будущих учителей на основе определенных критериев и показателей.

Для оценки сформированности педагогической картины мира студентов педагогических специальностей были определены критерии и показатели в соответствии со структурой педагогической картины мира: когнитивный, мотивационный, ценностный, деятельностный и рефлексивно-оценочный.

Первый критерий - когнитивный. Данный критерий выделен на основе того, что знания составляют фундамент, на котором строится педагогическая картина мира. Для осуществления профессиональной деятельности педагогу необходимо обладать основными знаниями в предметной области, в области педагогики (знать новые современные технологии и методы обучения, формы организации учебного процесса и т.д.), психологии (психологические особенности обучающихся, стиля учения, др.).

Второй критерий сформированности ПКМ - мотивационный. Этот критерий предполагает выявление мотивации будущих учителей к непрерывному профессиональному совершенствованию. Данный критерий характеризует сформированность ценностных ориентиров по отношению к профессиональной деятельности; желание её осуществлять и совершенствоваться в процессе её выполнения, достигать более высоких результатов.

Следующий критерий - ценностный. Данный критерий предполагает ценностное отношение к компетентному осуществлению педагогической деятельности (ценности-цели, ценности-знания, ценности-качества, ценности-отношения).

Четвертый критерий - деятельностный - предполагает готовность к компетентному осуществлению педагогической деятельности. Данный критерий направлен на выявление умения использования педагогической техники, информационных и образовательных технологий. Для оценки данного критерия проводились наблюдения уроков, сопровождение студентов на практике, а также оценка решения практико-ориентированных ситуаций, ролевых игр, осуществлялся анализ отчетов по практике, в которых были представлены карты самодиагностики.

И одним из самых важных условий для успешной работы по формированию педагогической картины мира является подготовка педагогического состава, так как именно это является залогом результата деятельности. Это условие так же играет большую роль для формирования всех трех компонентов педагогической картины мира, так как педагоги должны овладеть средствами, методами и способами работы над каждым из них. Проблемы в работе педагогов над каким-либо из компонентов, понижают результативность формирования остальных.

Выводы. Профессиональное развитие преподавателей - это процесс не статичный и он проходит, во-первых, в процессе непрерывного образования педагогов, во-вторых, в процессе самообразования, профессиональной деятельности и взаимодействия. Непрерывную профессиональную подготовку позволяют обеспечить курсы повышения квалификации педагогов. При этом организация и проведение этих курсов должны учитывать, что на сегодняшний день в качестве основного результата профессионального развития рассматривается не просто освоение набора знаний и умений, а профессиональное становление как развитие и саморазвитие личности, способность к самоактуализации собственного потенциала для достижения вершин профессионализма. Соответственно для достижения таких результатов необходимо осуществление иного подхода к процессу повышения квалификации педагогов. Возникает необходимость в использовании конкретных технологий, с помощью которых происходит профессиональное развитие педагога.

Таким образом, наибольшую сложность на сегодняшний день в вопросах формирования педагогической картины мира будущих учителей представляет проблема недостаточной разработанности педагогических

условий, повышающих успешность данного процесса. В контексте данного исследования среди педагогических условий формирования педагогической картины мира были выделены следующие: обосновано понимание педагогической картины мира; этот процесс строится на основе модели, описывающей основные этапы формирования педагогической картины мира; организована процедура оценки сформированности педагогической картины мира будущих учителей; этот процесс обеспечивается соответствующей подготовкой преподавателей вуза к организации образовательного процесса, направленного на формирование педагогической картины мира будущих учителей.

Данные условия были выделены на основании того, что позволяют осуществлять работу по формированию педагогической картины мира системно, когда соблюдение каждого из условий непосредственно влияет на формирование всех компонентов педагогической картины мира.

Литература:

1. Болотова Ж.А., Кострикова Ю.В., Радченко Е.А., Рахманова М.Н. Ценности педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 1-2. -С. 257-259.

2. Вершловский С.Г. Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности: Сб. науч. тр. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - С. 5-24.

3. Исаев И.Ф. Теория и практика формирование профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. - М., - 1993. - 219 с.

4. Катричева Т.Ю. Проблема классификации педагогических ценностей // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 7. - С. 119-120.

5. Останина С.А., Птицына Е.В. Формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов // Педагогика и психология образования - 2016. - №4. - С. 70-78.

6. Сагитдинова Т.К. Система формирования педагогической картины мира у будущих учителей в образовательном процессе вуза // Образование из будущего: обучение, воспитание, развитие сборник статей научно-практической конференции, посвященной 40-летнему юбилею кафедры педагогики и кафедры психологии Омского государственного педагогического университета - 2018. - С. 224-231

7. Шиянов Е.И. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. - М., Ставрополь, 1991.

Pedagogy

UDC:378.14

doctor of pedagogical Sciences, associate professor Samoilenko Nataliya Borisovna

Sevastopol State University (Sevastopol)

BLENDED LEARNING IN ACADEMIC WRITING COURSE

Anmtation. The aim of the article is to justify the choice of blended learning approach for teaching academic writing at the university. The author highlights the role of the electronic educational resources in educational process. The article reveals the essence of the blended learning approach; its advantages for undergraduates' professionally oriented foreign language communicative competence development in academic writing teaching.

Keywords: electronic educational resources blended learning, professionally oriented foreign language communicative competence, undergraduate, academic discourse, educational process.

Аннотация. Целью статьи является обоснование выбора технологии смешанного обучения магистрантов академическому письму в вузе. Автор раскрывает роль электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Сделан акцент на актуализации этой технологии для развития иноязычной профессионально - ориентированной коммуникативной компетенции обучаемого при обучении научному дискурсу.

Ключевые слова: смешанное обучение, электронный образовательный ресурс, иноязычная профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция, магистрант, научный дискурс, образовательный процесс.

Introduction. For preparing graduates for the 21st century skills and the development of foreign language competences for social inclusion, mutual understanding and professional development the education system is required to be revised [6; 11; 14].

It is now generally accepted English is used in teaching and learning at universities around the world. The researchers consider importance of English use in international higher education and a variety of approaches English is used in education. The scholars put forward the analysis of English, which needs to be perfect knowledge. The researches consider English as not a barrier but as a tool.

To help us communicate we can use other tools and resources. We have to be prepared to adjust our pedagogical approach somewhat and adapt our style and methods in order to take account of the needs of our intercultural communication. Language and intercultural communication skills are considered to be basic skills in our globalizing world. Now, English as a Lingua Franca is used as a contact language, or a language of intercultural communication [7].

At present digital technologies can be used in class, or beyond the classroom, to enhance learning by offering specific types of benefit that are more difficult with traditional methods. The point of blended learning is to mix traditional and digital technologies together in a way that helps learners learn more productively [17].

Purpose of research is to analyze benefits of blended learning, the development of undergraduate students' foreign language communicative competence learning academic writing vocabulary in a higher educational institution. Using online resources for undergraduate students' language learning; undergraduate students' learning experience is described.

Findings. The teachers, tutors highlight such benefits of blended learning - flexibility, active learning, personalisation, learner control, feedback. They use blended learning for: enriching the classroom experience to bring

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.