Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования ПКМ будущих учителей в образовательном процессе вуза'

Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования ПКМ будущих учителей в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / КОГНИТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ / МОТИВАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ / ЦЕННОСТНЫЙ КРИТЕРИЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КРИТЕРИЙ / РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КРИТЕРИЙ / PEDAGOGICAL PICTURE OF THE WORLD / EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FUTURE TEACHER / COGNITIVE CRITERION / MOTIVATIONAL CRITERION / VALUE CRITERION / ACTIVITY CRITERION / REFLEXIVE-EVALUATIVE CRITERION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагитдинова Танзиля Камилевна,

Динамичная модернизация системы образования в современных условиях диктует необходимость ориентации на результат, которым в случае высшего педагогического образования является выпускник будущий учитель. В статье описываются основные этапы исследования, проведенного с целью изучения уровня развития педагогической картины мира (ПКМ) будущих учителей, также излагаются ключевые результаты, полученные в ходе выполненной работы. С учетом структуры педагогической картины мира были определены критерии и их показатели, которые позволяют определить уровень сформированности ПКМ у будущих учителей. В рамках реализации педагогических условий формирования ПКМ был разработан комплекс заданий для включения в УМК по предметам психолого-педагогического цикла. В статье приводятся примеры различных видов разработанных заданий, описывается их влияние на формирование каждого из компонентов ПКМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагитдинова Танзиля Камилевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental work on the implementation of pedagogical conditions of forming a pedagogical worldview of future teachers in the educational process of the university

Dynamic modernization of the education system in modern conditions dictates the need for a focus on results, which in the case of higher pedagogical education is a graduate a future teacher. The article describes the main stages of a research conducted to study the level of future teachers' pedagogical worldview development, and also describes the key results obtained in the course of the work performed. Taking into account the structure of the pedagogical worldview, criteria and their indicators were defined, which allow determining the level of pedagogical worldview formation among future teachers. As part of the implementation of the pedagogical conditions of the formation of the pedagogical worldview, a set of tasks was developed for inclusion in the training and methodology complexes in the psychological and pedagogical disciplines. The article provides examples of various types of tasks developed, describes their influence on the formation of each of the components of the pedagogical worldview.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования ПКМ будущих учителей в образовательном процессе вуза»

EXPERIMENTAL WORK ON THE IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING A PEDAGOGICAL WORLDVIEW OF FUTURE TEACHERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

Sagitdinova Tanzitya Kamllevna, Master of Philology, Senior Lecturer, Department of Germanic-Romance Philology, North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Postgraduate student, Omsk State Pedagogical m University, Petropav/ovsk, Republic of Kazakhstan ^

О

Dynamic modernization of the education system in modern conditions dictates the need for a focus on results, CU which in the case of higher pedagogical education is a graduate - a future teacher. The article describes the main stages of a research conducted to study the level of future teachers' pedagogical woddview development, and also Q_ describes the key results obtained in the course of the work performed. Taking into account the structure of the ^ pedagogical world view, criteria and their indicators were defined, which allow determining the level of pedagogical woddview formation among future teachers. As part of the implementation of the pedagogical conditions of the 31 formation of the pedagogical woddview, a set of tasks was developed for inclusion in the training and methodology ^ complexes in the psychological and pedagogical disciplines. The article provides examples of various types of tasks developed, describes their influence on the formation of each of the components of the pedagogical woddview.

Keywords: pedagogical picture of the world; the educational process of the university; pedagogical conditions; G-future teacher; cognitive criterion; motivational criterion; value criterion; activity criterion; reflexive-evaluative criterion. m

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА удк 378.1

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВАК РФ 13.00.08 ФОРМИРОВАНИЯ ПКМ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Динамичная модернизация системы образования в современных условиях ® Сагигдиноаа Т.К., 2010 KLr диктуег необходимость ориентации на результат, которым в случае высшего А

педагогического образования является выпускник - будущий учитель, в статье описываю тся основные э тапы исследования, проведенного с целью изучения уровня развития педагогической картины мира (ПКМ) будущих учителей, также излагаются ключевые резуль таты, полученные в ходе выполненной работы. С учетом структуры педагогической картины мира были определены 111 критерии и их показатели, которые позволяют определить уровень сформированное и ПКМ у будущих учителей, в рамках реализации педагогических условий формирования ПКМ был разработан комплекс заданий для включения в УМК по предметам психолого-педагогического цикла. В статье приводятся примеры различных видов разработанных заданий, описывается их влияние на формирование каждого из компонентов ПКМ,

Ключевые слова: / педагогическая кар тина мира; о бра зова тельный процесс вуза; педагогические условия; будущий учитель; когнитивный критерий; мотиваци-онный критерий; ценностный критерий; деятельностный критерий; рефлек сивно-оценочный критерий.

5

В образовании происходят непрерывные процессы модернизации, что продиктовано тенденциями динамичного развития общества и государства. Перед современным образованием стоит социальный заказ, согласно которому необходимо удовлетворить потребность в специалистах, обладающих в первую очередь такими качествами, как активность, инициативность и способность к самообразованию и саморазвитию, поскольку сегодня в мире нет ни одного общества, которое было бы удовлетворено уровнем своего образования, как и нет ни одной страны, удовлетворенной качеством подготовки своих учителей [8], что свидетельствует о кризисе в образовании, повлекшим за собой изменение системы ценностей в целом, так и системы профессиональных ценностей в частности. Именно поэтому так актуален сегодня вопрос о формировании педагогической картины мира будущих учителей в образовательном процессе вуза.

С целью изучения уровня развития педагогической картины мира будущих учителей на базе Северо-Казахстанского государственного университета им, М. Козыбаева было проведено исследование. Всего в исследовании приняло участие 80 студентов.

САГИГДИНОВА Танзшпя Камшевна, магистр филологических наук, с тарший преподава тель, кафедра Гsрмано романской филологии, Северо-Казахстанский государе г венный университет им. М. Козыбаева, соискатель, Омский государе твенный педагогический университет, Пе тропавловск, Республика Казахстан

ш S

О ш

и:

<

С1 ш

Исследование состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Выделим цели и задачи каждого этапа исследования.

Цель констатирующего этапа: диагностика уровня сформированное™ ПКМ студентов на начало исследования.

Для оценки сформиро-ванности педагогической картины мира студентов педагогических специальностей были определены критерии и показатели в соответствии со структурой педагогической картины мира: когнитивный, мотива-ционный, ценностный, дея-тельностный и рефлексивно-оценочный.

Первый критерий - когнитивный. Данный критерий выделен на основе того, что знания составляют фундамент, на котором строится педагогическая картина мира. Для осуществления профессиональной деятельности педагогу необходимо обладать основными знаниями в предметной области, в области педагогики (знать новые современные технологии и методы обучения, формы организации учебного процесса и т.д.}, психологии (психологические особенности обучающихся, стиля учения, др.}.

Оценка когнитивного критерия проводилась при помощи анализа результатов выполнения практических заданий студентов первого курса по таким предметам, как "Введение в профессию", "Педагогика" и "Психология" в течение всего семестра. Все практические задания касались понимания особенностей организации современного урока, постановки целей и задач, этапов урока, форм и методов работы на уроке.

Для оценки результатов использовались показатели, представленные в таблице (табл. 1).

Второй критерий сформированное™ ПКМ - мотивационный. Этот критерий предполагает выявление мотивации будущих учителей к непрерывному профессиональному совершенствованию. Данный критерий характеризует сформированность ценностных ориентиров по отношению к профессиональной деятельности; желание её осуществлять и совершенствоваться в процессе её выполнения, достигать более высоких результатов.

Следующий критерий - ценностный. Данный критерий предполагает ценностное отно-

шение к компетентному осуществлению педагогической деятельности (ценности-цели, ценности-знания, ценности-качества, ценности-отношения) [6].

Таблица 1 - Показатели оценки когнитивного критерия

Критерии Баллы

Имеет представления о возрастных особенностях учеников 1

Имеет представления о ключевых компетенциях ученика, формируемых в рамках предмета 1

Соблюдает требования к написанию плана-конспекта урока 1

Отражает основные этапы современного урока 1

Знает требования к постановке цепи и задач 1

Ставит цепи в соответствии с требованиями к современному деятельностному уроку 1

Имеет представления о современных формах и методах 1

Отражает разнообразные формы и методы работы на уроке 1

Использует приемы активизации деятельности учащихся 1

Имеет представления о содержании и особенностях урока 1

Имеет представление о современных образовательных технологиях и возможностях их использования на уроке 1

Имеет представления об организации процесса оценивания результатов работы ученика на уроке с использованием современных технологий оценивания 1

Общее количество баллов 12 6.

В соответствии с рассмотренными критериями были выделены: отношение будущих учителей к выбранной профессии, сформированность представлений о профессионально-педагогической деятельности, знания о сущности профессиональной компетентности педагога и необходимости ее развития.

Четвертый критерий - деятельностный -предполагает готовность к компетентному осуществлению педагогической деятельности. Данный критерий направлен на выявление умения использования педагогической техники, информационных и образовательных технологий. Для оценки данного критерия проводились наблюдения уроков, сопровождение студентов на практике, а также оценка решения практико-ориентированных ситуаций, ролевых игр, осуществлялся анализ отчетов по практике, в которых были представлены карты самодиагностики.

Диагностика сформированное™ деятель-ностного критерия ПКМ проводилась на основе методики критериально-ориентированной диагностики и осуществлялась, с одной стороны, экспертами (преподавателями вуза и учителями школ}, с другой - самими испытуемыми, т.е. носила характер самодиагностики. Формирующий потенциал приведённой методики заключается в возможности для будущих учителей на основании полученных результатов судить о собственных резервах совершенствования педагогических умений и наметить конкретные действия по их применению.

Основными показателями данного критерия выступали диагностико-проектировоч-

мые, организационно-прикладные, коммуникативные умения.

Каждый показатель может быть представлен в виде конкретных составляющих, отраженных в таблице (табл. 2).

Таблица 2 - Показатели сформированное™ деятельностного критерия ПКМ

Каждому испытуемому было предложено по итогам педагогической практики заполнить диагностическую карту педагогических умений, характеризующих педагогическую деятельность, Ту же карту было предложено заполнить экспертам - учителям, методистам, заместителям директоров по учебно-воспита-тельной работе. Инструкция предлагалась следующая: внимательно прочитав предлагаемый перечень педагогических умений, проанализировать собственную педагогическую деятельность (деятельность педагога), отметив знаком "+" тот уровень, на котором, по вашему мнению, находятся эти умения.

Полученные данные были обработаны следующим образом:

1. Были выявлены случаи размещения всех ответов в графе "не использую" или "исполь-

зую постоянно" и рассмотрены индивидуально. 8о всех случаях была отмечена неадекватная самооценка собственной деятельности -либо заниженная, либо завышенная,

2, Обобщенные результаты самооценки по данной методике показали, что ответы располагаются достаточно равномерно по всем графам, однако при самооценке сформированное™ диагностико-проек-тировочного компонента смещение в основном произошло в сторону графы "пока не овладел"; при оценке организационно-прикладного компонента был отмечен разброс в оценках: некоторые умения испытуемые отметили как "использую постоянно", некоторые - "пока не овладел". При оценке коммуникативного компонента отмечена достаточно уверенная позиция "использую постоянно".

3. Обобщённые результаты самооценки были сравнены с оценкой экспертов, что позвонило выявить наибольшее расхождение оценок сформированное™ соответствующих умений произошло по коммуникативному компоненту, Диаг-ностико-проектировоч-ный компонент, по мнению экспертов, действительно оказался наименее выраженным.

Следующий критерий сформированности педагогической картины мира будущих учителей -рефлексивно-оценочный, который предполагает определение личностного отношения к профессиональной деятельности; навыка самоанализа своей деятельности; рефлексивных умений.

Результаты, полученные на начальном этапе исследования, обосновали необходимость работы по развитию у будущих педагогов педагогической картины мира.

Следующий этап исследования - формирующий, цель которого заключается в реализации условий формирования ПКМ будущих учителей в образовательном процессе вуза.

Составляющие деятельностного критерия Показатели

Диагностико- проектировочные умения 1. Умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать её в виде педагогических задач. 2. Умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса 3. Умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию. 4. Умение конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное педагогическое решение в неопределённой ситуации 5. Умение предвидеть близкие и отдалённые результаты решения педагогических задач 6. Умение работать с содержанием учебного материала, способность к педагогической интерпретации разнообразной информации, выработка у школьников общеучебных и социальных умений и навыков, демонстрация межпредметных связей

Организационно-прикладные умения 1. Умение планировать собственный труд 2. Умение планировать учебную деятельность школьников 3. Умение согласовывать собственную деятельность с деятельностью других учителей, работающих в классе 4. Умение разумно распределять и использовать рабочее время урока. 5. Умение организовать групповую деятельность на уроке 6. Умение организовать индивидуальную самостоятельную деятельность учеников на уроке 7. Умение организовать собственную деятельность на уроке 8. Умение использовать средства обучения 9. Умение оценивать деятельность школьников 10. Умение контролировать усвоение учебного материала 11. Умение внедрять в собственную деятельность эффективные приёмы обучения, воспитания обучения и развития школьников

Коммуникативные умения 1. Владение приёмами постановки широкого спектра коммуникативных задач, из которых самые главные - создание условий психологической безопасности в общении, использование внутренних резервов партнёра по общению. 2. Умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика, 3. Умение принять на точку зрения ученика. 4. Преобладание демократического стиля руководства. 5. Умение управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер: способность воспринимать позитивные возможности себя и учеников и тем самым сделать прочнее свою позитивную Я-концепцию.

UJ S

ü UJ

<

d uj

*

114

В рамках реализации педагогических условий формирования ПКМ был разработан комплекс заданий для включения в УМК по предметам психолого-педагогического цикла.

Рассмотрим два вида заданий: практико-ориентированные и учебно-исследовательс-кие. Эти задания были включены в процесс преподавания психолого-педагогических дисциплин: "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" (1 курс}; "Педагогика" (2 курс}; "Психология" (2 курс}.

Рассмотрим особенности этих заданий и их влияние на каждый из компонентов ПКМ.

Практико-ориентированные задания способствуют развитию мотивации к профессиональной деятельности, так как ситуации,предложенные в них, связаны с практической деятельностью. Необходимость поиска решения предложенной ситуации развивает педагогическую культуру, такт, профессиональное мировоззрение и ценностные ориентации. Кроме того, такие задания требуют работы с информацией, направлены на самостоятельную учебную деятельность, благодаря чему развивают такие составляющие ПКМ, как информационная компетентность, способность к самоорганизации. Студенты сами оценивают правильность выполнения задания по предложенной шкале, что позволяет развивать навыки самоанализа и рефлексии.

Практико-ориентированные задания способствуют развитию таких компонентов ПКМ, как профессиональное мировоззрение, ценностные профессиональные ориентации, профессиональные знания; развивают информационно-коммуникативную культуру и способности к самоорганизации, самоуправлению.

Другой вид заданий - учебно-исследовательские. Эти задания предлагают ситуации, для разрешения которых требуется практическая исследовательская и творческая деятельность. Учебно-исследовательские задания предполагают организацию не только теоретической, но и практической деятельности студентов, что способствует развитию таких составляющих ПКМ, как профессиональные знания; информационно-коммуникативная купьтура способности к самоорганизации, самоуправлению и саморазвитию; наличие творческого подхода к профессиональной деятельности.

Для создания благоприятной психолого-педагогической атмосферы в учебном коллективе на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла было реализовано

сотрудничество в трёх направлениях: преподаватель -студент (студенты}"; "студент - студент" (в парах и тройках}; общегрупповое сотрудничество во всём учебном коллективе.

Для организации первого вида сотрудничества ("преподаватель-студент"} в процессе обучения организуется постоянное взаимодействие с обучающимися. При лекционном изложении материала в процессе лекции взаимодействие организуется посредством вопросов на протяжении всей лекции, способствующих активизации учащихся и их участию в приобретении знаний.

Кроме того, использовался метод постановки проблемных вопросов, который относится к группе методов проблемного изложения. Метод сообщения знаний путем проблемного сообщения отличается тем, что преподаватель делает сообщение как ответ на предварительно поставленные им же самим вопросы по объясняемому содержанию. Студент в этом случае может работать несколько более активно, поскольку после постановки вопроса может возникнуть самостоятельное размышление и попытка ответить на вопросы до и по ходу ответа, даваемого преподавателем.

Сотрудничество было организовано также в процессе самостоятельной работы по поиску и освоениюзнаний. Педагог последовательно руководил этим процессом. Работа была организована следующим образом: студенты получали задания для индивидуальной самостоятельной работы. Педагог помогал организовать процесс их деятельности по самостоятельному приобретению знаний.

Начиналась работа с того, что преподаватель помогал поставить и осознать цель работы, понять, для чего нужно выполнить эту работу. Затем составлял совместно со студентами план действий и список источников, которыми можно пользоваться в процессе работы. Если в процессе работы у студента возникли трудности, то он обращался за помощью к педагогу. Получив разъяснения, продолжал работу дальше. При оценивании работы обязательно учитывалась самооценка студентом своей работы.

Для организации сотрудничества между студентами в парах, тройках и группах были разработаны задания для совместного обсуждения и поиска решения.

Кроме того, было организовано общегрупповое сотрудничество студентов. Для организации такой работы проводились обсуждения, деловые игры, дискуссии. Рассмотрим пример дискуссии по теме: "Интегрированное образование: за и против". Тема является достаточно

актуальной для современного образования, и поэтому была выбрана для организации диску ссии.

За неделю до проведения дискуссии студенты изучили материалы по теме интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями. Предложенная информация заинтересовала студентов, пробудила желание разобраться в теме, найти материалы и дополнительную литературу. Такая работа способствовала развитию информационной компетентности, навыков самообразовании.

Далее студенты разделились на четыре группы. Была объявлена тема предстоящей дискуссии. Каждая группа, по очереди работала в предложенной роли: "генераторы идей", "критики", "сторонники", "эксперты" Группы осуществляли работу по поиску дополнительной информации, по обоснованию позиций выступления в каждой из ролей.

Студенты принимали активное участие в работе по подготовке дискуссии и непосредственном её проведении. Тема заинтересовала их, форма проведения так же способствовала пробуждению активности и повышению профессиональной компетентности [5].

Итак, приведённые задания и форма организации их выполнения в учебном сотрудничестве способствовали развитию достаточно важных составляющих ПКМ студентов: повышение психолого-педагогической компетентности студентов, формирование профессионального мировоззрения, повышение информационно-коммуникативной компетентности, стимулирование к саморазвитию и самосовершенствованию, творческому поиску.

Ещё одно условие формирования ПКМ студентов - использование активных форм и методов работы в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин. Среди таковых нами были выделены кейс-метод и метод проектов. Рассмотрим примеры работы с использованием данных методов [4].

С целью подтверждения результативности проведенной работы, был организован контрольный этап исследования, на котором была проведена диагностика уровня сформирован-ности ПКМ студентов на конец исследования. Использовались те же критерии, что и на констатирующем этапе: ценностный, мотивацион-ный, когнитивный и деятельностный.

Таким образом, опытно-эксперименталь-ная работа по реализации педагогических условий по формированию ПКМ будущих учителей в образовательном процессе вуза состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного и имела целью подтвердить результативность формирования ПКМ.

Литература:

% Абрамовских Н.Ё. Современное педагоги чес кое образование: тенденции и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2013. - №6. - С 6-10.

2. Бажзнова ё.П. Факторы развития качеств специалиста социальной сферы в стиле коучинг // Научно-исследовательские публикации. 2014, N-4(8).-C98-103,

3. Дорофеев А.Н. Профессиональная компетен тность как показатель качества образования / А.Н.Дорофеев//Высшее образование в России. -

2012.-N-4. - С.30-3&

4. Ища к Е. Р. Современные педагогические технологии как основа проектирования учебных занятий в вузе//Сибирский торгово-экономический журнал. - 2011. - № 14.-С, 18-22.

5. Лактионова Е,Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010, №128. - С. 40-55

6. Лашкова Л.Г. Педагогические условия развития ценностных ориентаций студентов колледжа :автореф. ..тс,канд.пед.наук: 13.00.08/ Лашкова, Людмила Григорьевна, - М., 2011. - 31 с.

7. Сериков В.В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования//Среднее профессиональное образование. - 2009. ■№> 7. - С. 5 10.

8. Тряпицына А.П. Педагогика : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб, : Питер,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013.-304 с.

СП

о

CXJ

-0 Q-Ш

щ

I-X

о

си

со

со г

s

115

SOCIAL-PEDAGOGICAL MECHANISMS OF FORMA TION OF CIVIL IDENTITY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF SUMMER HEALTH CAMP

Saenko Lyudmila Afeksandrovna, DSc of Sociology, Associate Professor, North-Caucasus Social Institute, Stavropol Zritneva Elena igorevna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, North-Caucasus Federal University, Stavropol Platash Elena Fotninkhna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Russian Technological University (branch), Stavropol

The authors present the results of the analysis of the problem of the formation of civic identity. The purpose of the article is to highlight the socio-pedagogical mechanisms for the formation of the civil identity of children and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.