Научная статья на тему 'О формировании психолого-педагогической культуры будущего учителя'

О формировании психолого-педагогической культуры будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ / СТРУКТУРА / СОДЕРЖАНИЕ / TEACHER / FUTURE TEACHER / CULTURE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE / FORMATION / STRUCTURE / CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Оксана Константиновна

В данной статье актуализируется необходимость формирования психолого-педагогической культуры будущего учителя; предлагается трактовка психолого-педагогической культуры учителя как структурного образования, представленного единством ценностно-смыслового, эмоционально-деятельностного и поведенческого компонентов, и обосновывается содержание данных компонентов: содержание ценностно-смыслового компонента образуют знания и взгляды; содержание эмоционально-деятельностного компонента отношение к воспитательной деятельности, профессиональному долгу и психолого-педагогические умения и навыки, педагогические способности; содержание поведенческого компонента отношение будущего учителя к окружающим людям, находящее свое внешнее выражение в стиле его деятельности, поведении и общении. Автор показывает возможности педагогической практики и учебной дисциплины «Педагогика» в формировании психолого-педагогической культуры студентов и приводит примеры лекционных и семинарских занятий, содержание которых направлено на формирование психолого-педагогической культуры будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Позднякова Оксана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE OF A FUTURE TEACHER

This article actualizes the need for the formation of a psychological, pedagogical culture of a future teacher. The interpretation of the psycho-pedagogical culture of the future teacher as a structural ormation, represented by the unity of the value-semantic, emotional-activity and behavioral components, is proposed, and the content of these components is substantiated: the content of the value-semantic component forms knowledge and views, the content emotional-activity component attitude to educational activity, professional duty and psychological and pedagogical skills, pedagogical abilities, contains if behavioral component the relationship of the future teacher to the people around, fi nds its external expression in the style of his fi gure-ness, behavior and communication. The author shows the possibilities of pedagogical practice and the discipline «Pedagogy» in the formation of the psychological and pedagogical culture of students and gives examples of lecture and seminar classes, the content of which is aimed at the formation of a psycho-pedagogical culture of future teachers.

Текст научной работы на тему «О формировании психолого-педагогической культуры будущего учителя»

Key words: secondary vocational education, competence-oriented technologies, general and professional competencies, mathematics.

References

1. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie [Modern educational technologies: textbook. allowance]. Moscow, Public Education, 1998, 256 p, ISBN 87953-127-9. (In Russian)

2. Babicheva T. A. [Problem-based learning in the process of enhancing the cognitive activity of students], Vestnik Stavropol'skogo gos. un-ta [Bulletin of Stavropol State University],2009, no. 6, pp. 12-17. (In Russian)

3. Zagashev I. O., Zaire-Bek S. I. Kriticheskoe myshlenie: tehnologija razvitija: posobie dlja uchitelja [Critical Thinking: Technology of Development: a manual for the teacher]. St. Petersburg, Delta Alliance, 2003, 284 p, ISBN 5-87761-030-9. (In Russian)

4. Dautova O.B., Krylova O. N., Tryapitsyna A.P. (ed.) Sovremennye pedagogicheskie tehnologii v profil'nom obuchenii: ucheb.-metod. posobie [Modern pedagogical technologies in specialized training: textbook.-method. Allowance]. St. Petersburg, KARO, 2006, 176 p, ISBN 5-89815-791-3. (In Russian)

5. Belkin A. S. Vitagennoe obrazovanie kak nauchno-pedagogicheskaja kategorija [Vitagenic education as a scientific and pedagogical category], Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2011, no 5, pp. 34-39. (In Russian)

6. Rekomendacii po organizacii poluchenija srednego obshhego obrazovanija v predelah os-voenija obrazovatel'nyh programm SPO na baze osnovnogo obshhego obrazovanija s uchetom trebovanij FGOS i poluchaemoj professii ili special'nosti SPO: pis'mo Departamenta gosudarstvennoj politiki v sfere podgotovki rabochih kadrov i DPO ot 17.03.2015 № 06-259, available at: consultant.ru (accessed: 10.10.2019). (In Russian)

Медведева Елена Николаевна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осад-чего», г. Челябинск, е-шай: medvedeva@chtpgh.ru

Medvedeva Elena Nikolaevna, lecturer Chelyabinsk College of Industry and Urban Economics named after I. P. Osadchy, Chelyabinsk, e-mail: med-vedeva@chtpgh.ru

Сведения для цитирования: Позднякова, О. К. О формировании психолого-педагогической культуры будущего учителя / О. К. Позднякова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 25-32.

УДК 378 ББК 74.58

О ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

О. К. Позднякова

В данной статье актуализируется необходимость формирования психолого-педагогической культуры будущего учителя; предлагается трактовка психолого-педагогической культуры учителя как структурного образования, представленного единством ценностно-смыслового, эмоционально-деятельностного и поведенческого компонентов, и обосновывается содержание данных компонентов: содержание ценностно-смыслового компонента образуют знания и взгляды; содержание эмоционально-деятельностного компонента — отношение к воспитательной деятельности, профессиональному долгу и психолого-педагогические умения и навыки, педагогические способности; содержание поведенческого компонента — отношение будущего учителя к окружающим людям, находящее свое внешнее выражение в стиле его деятельности, поведении и общении. Автор показывает возможности педагогической практики

и учебной дисциплины «Педагогика» в формировании психолого-педагогической культуры студентов и приводит примеры лекционных и семинарских занятий, содержание которых направлено на формирование психолого-педагогической культуры будущих учителей.

Ключевые слова: учитель, будущий учитель, культура, психолого-педагогическая культура, формирование, структура, содержание.

Среди целей, стоящих перед педагогическим вузом, важное место занимает цель, связанная с формированием культуры будущего учителя. В культуре личности будущего учителя как системном целостном образовании выделяются культура сознания, культура деятельности, нравственная культура, эстетическая культура и другие ее виды.

Как показывает анализ научной литературы, проблема культуры личности учителя (будущего учителя) и ее видов находится в центре внимания многих исследователей. Так, Л. П. Илларионова обращается к проблеме формирования духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования [1], В. И. Павлов предлагает критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя [2], И. М. Шадрина разрабатывает концепцию и модель формирования нравственной культуры будущего учителя [3], Е. И. Хачикян ведет речь о концепции формирования профессионально-нравственной культуры будущего учителя литературы [4], М. В. Солодкова предлагает модель личности учителя — носителя профессиональной нравственной культуры [5], В. В. Зорина рассматривает пути совершенствования этической культуры будущих педагогов [6], И. Ф. Исаев обращается к профессионально-педагогической культуре преподавателя [7].

Особое место в структуре культуры личности учителя занимает психолого-педагогическая культура.

Создание проекта деятельности по формированию психолого-педагогической культуры студента — будущего учителя возможно тогда, когда мы определимся с понятием «психолого-педагогическая культура учителя», содержание которой и составит основу научных представлений о способах и средствах ее формирования в период обучения студента в педагогическом вузе, о механизмах ее развития и становления.

В исследованиях, посвященных различным аспектам формирования и становления психолого-педагогической культуры учителя (будущего учителя), психолого-педагогическая культура предстает как:

1) «системное личностное образование, имеющее собственную структуру (аксиологический, технологический, креативный компоненты) и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей» (Л. А. Машина) [8, с. 10];

2) «значимое в социальном плане новообразование, характеризующееся сформированно-стью психолого-педагогического сознания, овладением суммой психолого-педагогических знаний, позволяющих целенаправленно осуществлять целеполагание, планирование, исполнение, контроль, анализ, коррекцию и прогнозирование профессиональной деятельности» (М. С. Ляшенко) [9, с. 6];

3) «интегративная характеристика личности учителя, которая включает в себя как общие для всех предметных специальностей составляющие, и специфические, особенные», присущие учителям конкретной специальности (В. Б. Бе-лянина) [10, с. 11].

Мы рассматриваем психолого-педагогическую культуру учителя как структурное образование, представленное единством ценностно-смыслового, эмоционально-деятельностного и поведенческого компонентов.

Содержание ценностно-смыслового компонента образуют знания и взгляды. Речь идет не просто о психолого-педагогическом знании, но о знании как ценности. Смысловая составляющая знания наполняет информацию учителя об ученике, его воспитанности и об-ученности смыслом, осознание которого и есть ценность, принимающая форму мотива педагогической деятельности. Ценность психолого-педагогического знания связывает процессы обоснования выбора содержания, форм и методов обучения и воспитания учащихся (научное педагогическое и психологическое знание служит обоснованием этого выбора) и освещения морального и ценностного выбора (этот выбор освещается ценностями), который имеет отношение к личности ученика, ибо «затрагивает» его сознание. Качество выбора студентом способов и средств профессиональной педагогической деятельности находится в зависимости от его владения научным знанием, входящим,

благодаря своей смысловой составляющей, в структуру ценности.

Взгляды учителя есть его отношение к освоенному им знанию. Знание становится ценностью, когда оно рассматривается в отношении к ученику и к его деятельности. Речь идет о ценностном отношении к знанию, о его ценностном анализе, о роли и функциях знания (мировоззренческая, познавательная, регулирующая, воспитательная, ориентационная и коммуникативная функции).

Содержание эмоционально-деятельно стно-го компонента образуют: а) отношение к воспитательной деятельности, профессиональному долгу; б) психолого-педагогические умения и навыки, педагогические способности.

Педагогическая деятельность как определенный тип отношений учителя к педагогической реальности и ее субъектам реализуется при участии чувств, среди которых особое место занимает чувство профессионального долга, суть которого заключается в соответствии тех обязанностей учителя, которые он взял на себя, тем обязанностям, которые на него возложило общество. Соответствие выполняемых обязанностей долгу есть ответственность учителя за результаты своей деятельности по воспитанию и обучению детей. Чувства являются тем механизмом, без приведения в движение которого невозможно ни одно воспитательное воздействие на личность ученика.

Содержание поведенческого компонента (воспитанность) образует отношение будущего учителя к окружающим людям, находящее свое внешнее выражение в стиле его деятельности, поведения и общения.

Нравственные отношения есть форма существования морали. Мораль в целом и педагогическая мораль в частности имеют всепроникающий характер. Одним из результатов освоения морали является становление нравственной культуры педагога, представляющей собой «сложную интегративную систему личностных и профессиональных качеств учителя, характеризующую степень развития (саморазвития) и приверженности педагога к гуманистическому мировоззрению (включая его нравственные ценности, взгляды и убеждения), а также отражающую систему его знаний, умений и способностей, которые он применяет в ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности в сравнении с теми высокогуманными ценностями, принципами и правилами, которые в современной социокультурной среде и профессиональной дея-

тельности принято считать нормативными или идеальными» (В. И. Андреев) [11, с. 130-131]; «опыт ценностно-ориентационной деятельности, направленной на приобщение учащегося к нравственным ценностям, которые, являя себя в образе учителя, в образе его мыслей и действий, проецируются на нравственность учащегося, выстраивают основанные на утверждении достоинства личности учащегося доверительные отношения между педагогом и учащимися, вызывают в учителе и в учащемся соощущение человечности, благородства, человеколюбия» (И. М. Шадрина) [3, с. 22].

Нравственная культура пронизывает психолого-педагогическую культуру учителя.

Психолого-педагогическая культура педагога проявляется в его педагогическом мастерстве и технике, в психолого-педагогических способностях и психолого-педагогическом такте. Психолого-педагогическую культуру мы рассматриваем и в контексте умения педагога добиваться в учебно-воспитательной работе положительных и стабильных успехов с помощью педагогических методов и приемов.

Итак, психолого-педагогическая культура учителя предполагает, с одной стороны, наличие у педагога целостной системы глубоко усвоенных психолого-педагогических знаний (ценность знания), с другой — сформированных на их основе личностных и профессиональных качеств, умений и навыков, успешно применяемых для решения образовательно-воспитательных задач.

Суть становления психолого-педагогической культуры студента — будущего учителя в процессе обучения в вузе заключается в развитии конкретных качеств, свойств, ценностных образований в структуре личности студента, в структуре его деятельности и сознания от некоторого первоначального состояния до состояния личности, являющейся субъектом деятельности, способной к саморегуляции, к самостоятельному определению целей собственного развития и развития обучающихся.

Формирование психолого-педагогической культуры студентов — будущих учителей является одной из основных целей педагогической практики. В данной цели как идеальном результате, которого следует достичь, находят свое отражение потребности общества в учителе как человеке и профессионале. Эта цель, осознанная и принятая студентами, становится мотивом педагогической деятельности, ориентированной на воспитание и развитие учащихся, а также отправным моментом для создания проекта

деятельности, который определяет содержание и направления работы преподавателей вуза по воспитанию студентов в целом и по формированию психолого-педагогической культуры личности будущего учителя в частности.

Конечно же, основы психолого-педагогической культуры будущего учителя закладываются в процессе всех видов педагогической практики, но формирование и становление этой культуры возможно только на протяжении достаточно длительной и постоянной работы с детьми в условиях образовательного учреждения, в процессе непосредственного выполнения функций учителя и классного руководителя.

Мы полагаем, что формирование психолого-педагогической культуры студента — будущего учителя наиболее эффективно в процессе педагогической практики на старших курсах, так как здесь студент выполняет социальную роль учителя в полном объеме, встает на позицию учителя. При этом студент всегда может получить необходимую помощь как со стороны преподавателей вуза, так и со стороны школьных учителей, потому что находится на практике, являющейся частью образовательного процесса вуза. Целенаправленно организуемые в рамках практики контроль и помощь со стороны старших наставников позволяют корректировать сложный процесс развития и становления профессиональных качеств личности будущего учителя.

Становление психолого-педагогической культуры студентов педагогического вуза представляется эффективным в том случае, когда в процессе педагогической практики будущие учителя ориентированы на приобщение обучающихся к ценностям. Такое приобщение обучающихся к ценностям, осуществляемое будущими учителями, должно: а) сочетаться с формированием гуманистического мышления; б) дополняться развитием у учащихся моральной рефлексии (у студентов целостной педагогической и моральной рефлексии); в) осуществляться в контексте реализации адаптивной и гуманистической функций образования в их единстве и взаимосвязи.

Соблюдение данных условий позволит упорядочить смыслы студентов с точки зрения их ориентированности на ученика, наделить смыслом их деятельность по воспитанию и обучению учащихся, что и представляет собой мировоззренчески-смысловое содержание ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры будущего учителя.

Содержание педагогической практики и проекта педагогической деятельности по ее организации обуславливается содержанием пси-

холого-педагогической культуры. Это позволяет сопрягать учебный процесс и педагогическую практику, которые, в силу специфики реализуемого в них ценностно-смыслового компонента, имеют свои функциональные особенности в контексте формирования психолого-педагогической культуры студентов.

Психолого-педагогическая культура учителя находит свое выражение в его профессиональной позиции, формируемой в процессе педагогической практики и представляющей собой систему интеллектуальных, эмоционально-оценочных и волевых отношений к миру, к педагогической действительности и к педагогической деятельности. Данные отношения и являются источниками активности педагога. С одной стороны, такая позиция определяется требованиями, ожиданиями и возможностями, предоставляемыми ему обществом. А с другой, — «внутренними личными источниками активности (влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы)» [12, с. 32].

Основная идея организации педагогической практики в контексте решения задачи формирования психолого-педагогической культуры будущего учителя заключается в реализации будущими учителями гуманистического подхода к воспитанию обучающихся, что имеет смысл в том случае, если ценностные ориентации, осмысленные и принятые будущими учителями, становятся ориентирами педагогической деятельности студентов.

Покажем, каким образом возможно формирование психолого-педагогической культуры будущих учителей на занятиях учебной дисциплины «Педагогика».

Обратимся к содержанию лекционного занятия по теме «Общая и профессиональная культура педагога». Внимание студентов акцентируется на термине «педагогическая культура». Им предлагается понимание педагогической культуры как части общечеловеческой культуры, «в которой с наибольшей полнотой запечатлены духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности» [13, с. 101]. В процессе обозначенной лекции используются следующие методы изложения материала: объяснение, проблемное изложение, эвристическая беседа. Термин «педагогическая культура» вводится при помощи метода объяснения. Далее, используя метод

проблемного изложения материала, преподаватель подводит будущих учителей к понятию «нравственная культура учителя». Для анализа и осмысления будущим учителям предлагается трактовка понятия «нравственная культура учителя» В. А. Мижерикова и М. Н. Ермоленко: «Нравственная культура учителя, являясь предметом профессионально-педагогической этики, включает в себя нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этических знаний, а также уровень развития нравственных чувств» [14, с. 119].

Осмысление данной трактовки студентами идет в ходе организуемой преподавателем этической беседы. Будущим учителям предлагается подумать над вопросами: «Что есть этическое знание в вашем представлении?», «Прослеживается ли взаимосвязь знаний и эмоций? Если да, то в чем?» и т. д. В процессе совместных размышлений студенты, направляемые преподавателем, делают вывод о единстве рационального и эмоционального в нравственном сознании личности человека, личности учителя.

На семинарском занятии по рассматриваемой теме преподаватель обращается к педагогическому такту, который является одной из образующих содержания поведенческого компонента психолого-педагогической культуры учителя.

Преподаватель предлагает будущим учителям различные определения понятия «педагогический такт»:

1) «поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия учителя с детьми и воздействия на них», один из «ведущих компонентов нравственной культуры» (В. А. Мижерикова, М. Н. Ермоленко) [14, с. 119];

2) «одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим»; сущность педагогического такта составляют «взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности» (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов) [12, с. 37].

В процессе осмысления предлагаемых трактовок педагогического такта студенты приходят к следующим выводам:

1) проявление педагогического такта является показателем сформированности психолого-педагогической культуры учителя;

2) развитие педагогического такта в контексте психолого-педагогической культуры учителя предполагает наличие у него таких умений, как умения проявлять справедливость в типичных ситуациях детских жалоб; осознавать меру своей ответственности, когда ситуация требует быть особенно деликатным (детская дружба и любовь, общение с детьми-доносчиками, детская месть и т. д.); относиться к детским ошибкам (шутки, проказы и т. д.) с позиции добра; уметь сочувствовать и других умений.

На семинарском занятии на тему «Этические ситуации в деятельности учителя» в качестве одного из средств формирования психолого-педагогической культуры будущих учителей используются фрагменты литературных произведений. Будущие учителя заинтересованно анализируют шалости юного Е. Баратынского, который большими каллиграфическими буквами написал на лоскутке бумаги слово «пьяница» и прикрепил его к спине начальника отделения; случай со стальной стрелой, пущенной учеником на уроке астрономии и впившейся в ногу учителя (Дж. Апдайк «Кентавр»); «список мешаний учителям со стороны учащихся», в который вошли натертая воском доска, усы, подрисованные на портретах писателей, пропажа школьного журнала (Э. Успенский «Меховой интернат»). В ходе размышления над вышео-бозначенными ситуациями и их обсуждения будущие учителя выявляют мотивы, которыми руководствовались дети, подростки, юноши — герои произведений художественной литературы — при совершении ими тех или иных поступков. Будущие учителя ищут и находят ответы на вопросы: чем были спровоцированы поступки героев? каков характер данных поступков (спланированный, заранее обдуманный, импульсивный, типичный, случайный)? каковы возрастные и индивидуальные особенности героев ситуаций? какие педагогические задачи можно усмотреть в данных ситуациях? каково предположительное поведение учителя в той или иной ситуации? что можно сказать об уровне психолого-педагогической культуры педагогов, действующих в представленных ситуациях? Примеряя на себя различные сложные обстоятельства, студенты не только осваивают этическое, моральное педагогическое знание, но и выражают ценностное отношение к нему. Новым конкретным содержанием наполняются известные студентам способы решения конфликтов («взрыв», «оригинальный ход», «замена одной ситуации другой», «компромисс» и другие), развиваются навыки моделирования

этических педагогических ситуаций, навыки реализации функций этического, морального знания.

Тем самым наполнение учебной дисциплины «Педагогика», а также педагогической пра-

ктики содержанием, адекватным содержанию структурных компонентов психолого-педагогической культуры педагога, позволяет эффективно формировать психолого-педагогическую культуру будущих учителей.

Библиографический список

1. Илларионова, Л. П. Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Илларионова Людмила Петровна. — Москва, 2002. — 408 с.

2. Павлов, В. И. Критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной культуры будущего учителя / В. И. Павлов // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. — 2011. — № 1 (69). — Ч. 1. — С. 162-165.

3. Шадрина, И. М. Этико-педагогическая концепция и модель формирования нравственной культуры будущего учителя : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Шадрина Ирина Михайловна. — Самара, 2016. — 438 с.

4. Хачикян, Е. И. Концепция формирования профессионально-нравственной культуры будущего учителя литературы : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Хачикян Елена Ивановна. — Калуга, 2001. — 355 с.

5. Солодкова, М. В. Модель личности учителя — носителя профессиональной нравственной культуры / М. В. Солодкова // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2012. — № 14. — С. 269-273.

6. Зорина, В. В. Пути совершенствования этической культуры будущих педагогов / В. В. Зорина // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. — 2012. — № 2 (20). — С.195-198.

7. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие / И. Ф. Исаев. — Москва : Академия, 2002. — 208 с. — ISBN 5-7695-0901-5.

8. Машина, Л. А. Становление и развитие психолого-педагогической культуры учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Машина Любовь Александровна. — Москва, 1999. — 178 с.

9. Ляшенко, М. С. Формирование психолого-педагогической культуры у студентов в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ляшенко Мария Сергеевна. — Нижний Новгород, 2010. — 25 с.

10. Белянина, В. Б. Формирование психолого-педагогической культуры студентов: на примере преподавания педагогики и психологии на технолого-экономическом факультете : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Белянина Виктория Борисовна. — Йошкар-Ола, 2003. — 20 с.

11. Андреев, В. И. Педагогическая этика : спецкурс для нравственного саморазвития / В. И. Андреев. — Казань : Центр инновационных технологий, 2002. м 272 с. — ISBN 5-93962-016-7.

12. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шия-нов. — Москва : Школа-пресс, 1997. — 512 с. — ISBN 5-88527-171-2.

13. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Ростов-на-Дону : Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с. — ISBN 5-87456-169-2.

14. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. — Москва : Пед. общество России, 2002.— 268 с. — ISBN 5-93134-149-8.

For citation: Pozdnjakova, O. K. About formation of psychological and pedagogical culture of a future teacher / O. K. Pozdnjakova // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 4 (24). — P. 25-32.

ABOUT FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE

OF A FUTURE TEACHER

O. K. Pozdnjakova

This article actualizes the need for the formation of a psychological, pedagogical culture of a future teacher. The interpretation of the psycho-pedagogical culture of the future teacher as a structural

formation, represented by the unity of the value-semantic, emotional-activity and behavioral components, is proposed, and the content of these components is substantiated: the content of the value-semantic component forms knowledge and views, the content emotional-activity component — attitude to educational activity, professional duty and psychological and pedagogical skills, pedagogical abilities, contains if behavioral component — the relationship of the future teacher to the people around, finds its external expression in the style of his figure-ness, behavior and communication. The author shows the possibilities of pedagogical practice and the discipline «Pedagogy» in the formation of the psychological and pedagogical culture of students and gives examples of lecture and seminar classes, the content of which is aimed at the formation of a psycho-pedagogical culture of future teachers.

Key words: teacher, future teacher, culture, psychological and pedagogical culture, formation, structure, content.

References

1. Illarionova L. P. Formirovanie duhovno-nravstvennoj kul'tury uchitelja v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija [The formation of the spiritual and moral culture of a teacher in the system of continuous pedagogical education], Dr. ped. sci. diss. Moscow, 2002, 408 p. (In Russian)

2. Pavlov V. I. Kriterii, pokazateli i urovni sformirovannosti duhovno-nravstvennoj kul'tury budu-shhego uchitelja [Criteria, indicators and levels of formation of the spiritual and moral culture of the future teacher] Vestnik Chuvash. gos. ped. un-ta im. I. Ja. Jakovleva [Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovleva], 2011, no 1 (69), pp. 162-165. (In Russian)

3. Shadrina I. M. Jetiko-pedagogicheskaja koncepcija imodel' formirovanija nravstvennojkul'tury budushhego uchitelja [Ethical and pedagogical concept and model of the moral culture of the future teacher], Dr. ped. sci. diss. Samara, 2016, 438 p. (In Russian)

4. Hachikjan E. I. Koncepcija formirovanija professional'no-nravstvennoj kul'tury budushhego uchitelja literatury [The concept of the formation of a professional and moral culture of a future teacher of literature], Dr. ped. sci. diss. Kaluga, 2001, 355 p. (In Russian)

5. Solodkova M. V. The personality model of a teacher — a carrier of professional moral culture [Model' lichnosti uchitelja — nositelja professional'noj nravstvennoj kul'tury], Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija v Rossii [Problems and prospects for the development of education in Russia], 2012, no. 14, pp. 269-273. (In Russian)

6. Zorina V. V. Puti sovershenstvovanija jeticheskoj kul'tury budushhih pedagogov [Ways to improve the ethical culture of future teachers], Vestnik Krasnojarskogo gos. ped. un-ta im. V. P. Astaf'eva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev], 2012, no. 2 (20), pp. 195-198. (In Russian)

7. Isaev I. F. Professional'no-pedagogicheskaja kul'tura prepodavatelja : ucheb. posobie [Professional and pedagogical culture of a teacher: textbook. allowance] Moscow, Akademija, 2002, 208 p, ISBN 5-7695-0901-5. (In Russian)

8. Mashina L. A. Stanovlenie i razvitie psihologo-pedagogicheskoj kul'tury uchitelja [The formation and development of the psychological and pedagogical culture of a teacher], Cand. ped. sci. diss. Moscow, 1999, 178 p. (In Russian)

9. Ljashenko M. S. Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kul'tury u studentov v vuze [The formation of psychological and pedagogical culture of students at the university], Cand. ped. sci. diss. Abstr. Nizhnij Novgorod, 2010, 25 p. (In Russian)

10. Beljanina V. B. Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kul'tury studentov: na primere prep-odavanija pedagogiki ipsihologii na tehnologo-jekonomicheskom fakul'tete [The formation of the psychological and pedagogical culture of students: the example of teaching pedagogy and psychology at the Faculty of Technology and Economics], Cand. ped. sci. diss. Abstr. Toshkar-Ola, 2003, 20 p. (In Russian)

11. Andreev V. I. Pedagogicheskaja jetika : speckurs dlja nravstvennogo samorazvitija [Pedagogical ethics: a special course for moral self-development ]. Kazan',Centr innovacionnyh tehnologij, 2002, 272 p, ISBN 5-93962-016-7. (In Russian)

12. Slastenin V. A., Isaev I. F., Mishhenko A. I., Shijanov E. N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow. Shkola-press, 1997, 512 p, ISBN 5-88527-171-2. (In Russian)

13. Bondarevskaja E. V., Kul'nevich S. V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija [Pedagogy: personality in humanistic theories and education systems], Rostov-na-Donu, Tvorcheskij centr «Uchitel'», 1999, 560 p, ISBN 5-87456-169-2. (In Russian)

14. Mizherikov V. A., Ermolenko M. N. Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost' [Introduction to the teaching activity ]. Moscow, Ped. obshhestvo Rossii, 2002, 268 p, ISBN 5-93134-149-8. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позднякова Оксана Константиновна, профессор ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, г. Самара, e-mail: oksana_1970@mail.ru

Pozdnjakova Oksana Konstantinovna, Professor of Samara State University of Social Sciences and Education (SGSPU), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of Russian Academy of Education, Samara, e-mail: 0ksana_1970@mail.ru

Сведения для цитирования: Риве, Ю. А. Специфика преподавания русского языка и литературы в организациях СПО / Ю. А. Риве // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 32-35.

УДК 372.016:81 ББК 74.268.0

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО

Ю. А. Риве

В статье рассматривается специфика преподавания таких дисциплин, как «Русский язык» и «Литература», в организациях сПо и анализируются задачи и роли современного педагога-словесника, а также подробно представлена внеучебная деятельность как неотъемлемый компонент образовательного процесса и условие формирования готовности студента колледжа к ценностно-ориентированной коммуникации.

Ключевые слова: русский язык, литература, педагог-словесник, комментарий художественного текста, внеучебная деятельность, литературно-музыкальная гостиная.

Главная задача преподавателей гуманитарных дисциплин заключается в воспитании гармоничной, всесторонне развитой личности, высококвалифицированного, компетентного специалиста, ведь смысл учительской профессии и заключается в умении научить секретам приобретения знаний, а не просто их сообщать.

В связи с этим меняются приоритеты в изучении содержания таких дисциплин, как «Русский язык», «Литература». Особое внимание на своих уроках стоит обратить на методы, с помощью которых передаются знания студентам, при этом приоритет отводится активным и интерактивным методам обучения.

Наш педагогический опыт позволяет утверждать, что акцент необходимо делать не на перечислении языковых фактов или освоении биографии писателя и знании всех художественных произведений, а на их интерпретации, на осознании процесса функционирования языка, понимании универсальных механизмов, обеспечивающих общение, основных тенденций и художественных особенностей, находящих свое отражение в том или ином произведении какого-либо писателя. С учетом вышесказанного можно говорить о формировании особой

концепции преподавания русского языка и литературы, которая заключается в обеспечении необходимого единства языкового, речемысли-тельного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития студентов.

Особая сложность преподавания этих дисциплин обуславливается отсутствием интереса к гуманитарному знанию как таковому; студенты колледжа стремятся приобрести профессиональные навыки, освоить профессиональные компетенции, забывая при этом, что они прежде всего личности и только во вторую очередь профессионалы. Следовательно, педагогам необходимо преодолеть данное противоречие, формируя и развивая на своих занятиях устойчивый интерес к языку, к литературному наследию.

Если говорить о сложностях изучения литературы в системе среднего профессионального образования, то необходимо прежде всего обратить внимание на временной разрыв между программными произведениями, временем их создания и временем их изучения. Сегодняшний студент очень далек от реалий XX века, а что говорить о произведениях, написанных в середине XIX века. Если в прежние времена урок литературы педагог начинал с выявления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.